ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ 12
§1. Понятие познавательных УУД 12
§2. Формы, методы и средства развития познавательных УУД 24
§3. Усвоение познавательных УУД на уроках математики 31
§ 4. Анализ проведённых исследований и опыта работы учителей по данной теме 38
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ ТЕМЫ «ДЕСЯТИЧНЫЕ И ОБЫКНОВЕННЫЕ ДРОБИ» 43
§5. Из истории развития дробей 43
§6. Анализ теоретического и задачного материала темы «Десятичные и обыкновенные дроби» в школьных учебниках математики 47
§7. Цели и задачи развития познавательных УУД по теме «Десятичные и обыкновенные дроби» 68
§8. Содержание познавательных УУД на уроках математики в основной школе 74
§ 9. Разработка программы математического кружка по теме «Десятичные и обыкновенные дроби» для учащихся 5 классов 83
§10. Разработка методического проекта по теме «Десятичные и обыкновенные дроби в олимпиадных задачах по математике» 90
§11. Описание педагогического эксперимента 104
Выводы по второй главе 109
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 110
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 120
Актуальность исследования. Введение Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения внесло существенные изменения в школьный учебный процесс. ФГОС базируется на системно-деятельностном подходе, поэтому, сегодня процесс обучения далек от традиционной передачи готового знания учителя учащемуся. Учитель вовлекает учащихся в учебную деятельность, организует процесс самостоятельного изучения учащимися нового знания, показывает применение полученных новых знаний к решению учебно-практических задач.
Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Согласно ФГОС выдвигаются требования к формированию у школьников метапредметных результатов - универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые являются базой для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. Реализация данной цели происходит за счет развития у учащихся концепции универсальных учебных действий. Совершенствование универсальных учебных действий заключается в умении анализировать, обобщать, систематизировать информацию, полученную на уроке, а также подводить итоги о необходимости изучения данного материала. Целостную систему, представляют из себя, универсальные учебные действия, где возникновение и становление каждого вида учебного действия определяется его взаимоотношением с остальными видами учебных действий. В данной системе учитывается и общая логика возрастного развития учащегося.
Понятие «универсальные учебные действия» (УУД) связано с умением учиться. Оно предполагает совокупность следующих функций: обеспечение успешного понимания знаний, овладение компетенциями в предметной области «математика»; обеспечение возможностей учащихся в самостоятельном определении цели; достижении данной цели путем нахождения адекватных средств и способов ее достижения; формирование организации собственной деятельности; создание условий для успешного развития личности и ее самореализации [45, с. 151-155].
Различные методы деятельности необходимы учащимся для достижения предметных результатов; они включают в себя освоенные учащимися специфические приемы данной предметной области, виды получения нового знания, виды применения данного знания. Учитель играет ведущую роль в развитии универсальных учебных действий. От него требуется грамотный подход к содержанию урока, разработка наиболее эффективных учебных заданий на уроке, определение планируемых результатов, выбор методов и форм обучения.
Традиционная модель обучения не гарантирует в достаточной мере развитие у учащихся умений к самоопределению, самореализации, готовности к развитию самого себя в нынешних социально-экономических условиях. Развитие личности через развитие универсальных учебных действий является основой воспитательного процесса.
В ФГОС основного общего образования сформулированы три вида результатов освоения обучающимися основной образовательной программы: личностные, метапредметные и предметные. Среди метапредметных результатов обучения выделяются три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Каждая группа универсальных учебных действий направлена на развитие определённых способностей учащихся. К примеру, регулятивные включают в себя определение цели и формирование жизненных планов в перспективе и во времени; проектирование деятельности; целеопределение; самоконтроль; самооценивание; познавательные и исследовательские умения; обработку и структуризацию информации (работа с текстовой информацией); развитие элементов комбинаторного мышления; работу с научными понятиями; усвоение общих приемов доказательства; навыки коммуникации, ориентированные на осуществление межличностного общения; умения, ориентированные на совместную деятельность; навыки, организующие развитие личностного самопознания [76, с.31-32]. Личностные действия - контролирование и оценивание самого себя; функционирование во внутреннем плане; поиск информации, исследование (познавательные исследовательские действия); усложненные формы восприятия познавательной деятельности; обработка и структуризация информации (работа с текстом, смысловое чтение); усовершенствование компонентов комбинаторного мышления; действия с научными понятиями и освоение общего приема доказательства как элемента воспитания логического мышления. Коммуникативные действия, ориентированы на осуществление межличностного общения, а именно тенденции в личностных особенностях партнера, его позиции в общении, учитывание разных мнений, овладение средствами решения коммуникативных задач, воздействие рационального обоснования и прочее. К данным действиям относятся также действия, направленные на кооперацию - совместную деятельность, включающую в себя планирование и организацию работы в группе (умение договариваться, находить общее решение, брать инициативу, разрешать конфликты); действия, обеспечивающие развитие личностной и познавательной рефлексии [69, с. 31-32].
Познавательные универсальные учебные действия в первую очередь развивают такие свойства интеллекта, как математическая интуиция, логическое, пространственное, алгоритмическое и техническое мышление, восприимчивость к конструктивно-математической деятельности. При формировании познавательных универсальных учебных действий большая роль отводится математике.
Все вышеперечисленные свойства необходимы для профессиональной деятельности в современном обществе. Задача развития познавательных универсальных учебных действий достаточно успешно решается системой учебных заданий.
Последнее время большое внимание уделяется проблеме, когда обучающиеся могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности при применении этих знаний для решения конкретных жизненных задач. Развитие универсальных учебных действий - это реалии современности, поэтому следует ежедневно работать над этим вопросом, повышать уровень своего педагогического мастерства, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию учащегося в атмосфере успеха, уверенности в своих силах и способностях. Наличие у учащихся широких познавательных интересов, желание и умение учиться, оптимально организуя свою деятельность - важнейшее условие дальнейшего самообразования и самовоспитания.
Немаловажную роль в образовании играет усвоение такого математического понятия как десятичные и обыкновенные дроби. Большое число учебного материала посвящено теме «Десятичные и обыкновенные дроби». В настоящее время являются актуальными вопросы глубины и прочности усвоения учащимися учебного материала по имеющейся теме. Изучая данную тему, учащиеся увеличивают свои представления о границах вычислительных возможностей. Изучение дробей способствует развитию аналитико-систематической деятельности, формирует у учащихся логическое мышление, способствует умению определять причинно-следственные связи. Во всех учебных пособиях по математике отмечается важность изучения десятичных и обыкновенных дробей. У школьников часто возникают трудности в ходе изучения дробей, о чем свидетельствуют труды многих авторов методических пособий. Первостепенными причинами невысокого качества овладения понятия дроби заключаются в механизированном запоминании, в невнимательности к осознанному восприятию понятия, определении взаимной связи между множествами изученных и вновь введенных чисел, раскрытию общих и особенных характеристик данных множеств. Для решения данных сложностей необходимо обеспечить развитие познавательных универсальных учебных действий на уроках математики. То есть учащийся должен, перевоплотится в «инженера» процесса обучения.
Подводя итог, отметим, что следствием реализации познавательных универсальных учебных действий становятся умения учащихся:
- определять вид задач и методы их решения; проводить поиск существенной информации, необходимой для решения задач;
- разделять обоснованные и необоснованные рассуждения; приводить аргументы решения учебной задачи;
- осуществлять анализ и преобразование информации; выполнять основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, сравнение, аналогию и т.д.); находить причинно-следственные отношения;
- обладать общим приемом решения задач; формировать и трансформировать схемы, нужные для решения задач;
- выполнять отбор наиболее эффективного метода решения задачи, учитывая конкретные условия.
Представленное исследование - это попытка систематизации и синтеза уроков по данной теме для развития познавательных универсальных учебных действий в основной школе, включающая в себя:
- обеспечение комплексного внедрения учащихся в процесс самостоятельной получения ими нового знания;
- определение того, как подготовить и построить урок развития познавательных универсальных учебных действий;
- развитие познавательных универсальных учебных действий при изучении десятичных и обыкновенных дробей.
Таким образом, актуальность данного исследования определяет возникшее противоречие между новыми требованиями к подготовке учащихся основной школы согласно ФГОС и недостаточной теоретической и практической разработанностью проблемы развития универсальных учебных действий учащихся в процессе обучения математике.
Вышеуказанное противоречие позволяет сформулировать проблему диссертационного исследования, заключающуюся в поиске средств развития познавательных универсальных учебных действий учащихся при обучении математике в основной школе.
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: познавательные универсальные учебные действия учащихся при обучении математике в основной школе по теме «Десятичные и обыкновенные дроби».
Цель исследования заключается в разработке методических рекомендаций по развитию познавательных универсальных учебных действий учащихся при изучении темы «Десятичные и обыкновенные дроби» при обучении математике в основной школе.
Гипотеза исследования: эффективность развития познавательных универсальных учебных действий учащихся может быть обеспечена, если:
- сформулировать содержание познавательных универсальных учебных действий учащихся при изучении темы «Десятичные и обыкновенные дроби»;
- разработать методические материалы для учащихся основной школы по теме «Десятичные и обыкновенные дроби», направленные на развитие познавательных универсальных учебных действий.
Задачи исследования:
1. Изучить понятие, формы, методы и средства развития УУД.
2. Выделить основные закономерности усвоения познавательных УУД на уроках математики в основной школе.
3. На основе анализа опыта работы учителей математики выявить различные средства развития познавательных универсальных учебных действий учащихся.
4. Провести анализ теоретического и задачного материала по теме «Десятичные и обыкновенные дроби» в школьных учебниках математики.
5. Определить цели и задачи развития познавательных УУД на уроках математики в основной школе.
6. Рассмотреть содержание познавательных УУД на уроках математики в основной школе.
7. Разработать программу математического кружка по теме «Десятичные и обыкновенные дроби» для учащихся 5 классов.
8. Разработать методический проект по теме «Десятичные и обыкновенные дроби в олимпиадных задачах по математике».
9. Представить результаты педагогического эксперимента.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ дробей по истории математики, научной и учебно-методической литературы, школьных программ, учебников, учебных пособий, изучение и обобщение школьной практики; анализ собственного опыта в школе.
Основные этапы исследования:
1 семестр (2017/18 уч. г.): анализ ранее выполненных исследований по теме диссертации; анализ школьных учебников, нормативных документов (стандартов, программ), анализ опыта работы школы по данной теме.
2 семестр (2017/18 уч. г.): определение теоретических и методических аспектов исследования по теме диссертации.
3 семестр (2018/19 уч. г.): разработка программы математического кружка по теме «Десятичные и обыкновенные дроби» для учащихся 5 классов; разработка методического проекта по теме «Десятичные и обыкновенные дроби в олимпиадных задачах по математике».
4 семестр (2018/19 уч. г.): оформление диссертации, корректировка ранее представленных материалов, уточнение аппарата исследования, описание результатов экспериментальной работа, формулирование выводов.
Новизна проведенного исследования заключается в том, что в нем предложены методические рекомендации развития универсальных учебных действий по обучению учащихся теме «Десятичные и обыкновенные дроби» в курсе математики основной школы.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:
- раскрыты теоретические основы познавательных УУД на уроках математики в основной школе;
- выявлены методические особенности развития познавательных УУД при изучении темы «Десятичные и обыкновеннее дроби» в школьном курсе математики в основной школе.
Практическую значимость результатов исследований составляют методические разработки, направленные на развитие познавательных УУД учащихся на уроках математики по теме «Десятичные и обыкновенные дроби».
На защиту выносятся:
1. Методические рекомендации по развитию познавательных универсальных учебных действий учащихся на тему «Десятичные и обыкновенные дроби».
2. Программа математического кружка по теме «Десятичные и обыкновенные дроби» для учащихся 5 классов в рамках развития познавательных универсальных учебных действий.
3. Методический проект изучения темы «Десятичные и обыкновенные дроби в олимпиадных задачах по математике» с использованием информационно-коммуникационных технологий.
Достоверность результатов и выводов, полученных в ходе проведенного исследования, обеспечивается сочетанием теоретических и практических методов исследования, анализом педагогической практики и личным опытом работы в основной школе.
Апробация результатов. Теоретические выводы и практические результаты исследования были апробированы на Всероссийской студенческой научно-практической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (Тольяттинский государственный университет, ноябрь 2018); на Международной научной конференции «Математическое образование: современное состояние и перспективы», посвященной 100-летию со дня рождения профессора А.А. Столяра (Могилев, Беларусь, 20-21 февраля 2019 г.); в научном издании «Вестник магистратуры» (апрель 2019).
Экспериментальная проверка предлагаемых методических рекомендаций была осуществлена в период педагогической и преддипломной практик на базе кафедры высшей математики и математического образования Тольяттинского государственного университета, а также в период производственной практики в школе №4 среднего общего образования поселка Алиабад, Закатальского района, республики Азербайджан.
Основные результаты исследования отражены в 3 публикациях.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (89 наименований) и Приложений.
Объем работы составляет 119 страниц.
Одним из основных направлений деятельности учителя и учащихся, является формирование познавательных универсальных учебных действий.
В процессе изучения научной и методической литературы определено, что познавательные универсальные учебные действия на уроках математики способствуют развитию личности, способной к самореализации и самоорганизации, личности, которая способна «учиться сама».
Исторически тема «Обыкновенные дроби» была освоена людьми намного раньше десятичных дробей. Методическими особенностями изучения темы «Десятичные и обыкновенные дроби» в аспекте развития познавательных универсальных учебных действий, являются отсутствие заучивания алгоритмов, наличие ситуаций, требующих переноса знаний и умений, перехода от прямого способа действия к обратному. Также были рассмотрены формы, методы, средства развития и технологии усвоения познавательных универсальных учебных действий на уроках математики, которые способствуют успешному формированию познавательных универсальных учебных действий. Для повышения уровня познавательных способностей на уроках математики при изучении темы «Десятичные и обыкновенные дроби» необходима целенаправленная работа по формированию познавательных универсальных учебных действий у учащихся основной школы. Педагогический эксперимент рассмотрен во второй главе данного проекта. В ходе проведения педагогического эксперимента в пятом классе был внедрен комплекс уроков по теме «Десятичные и обыкновенные дроби», сориентированный на повышение уровня развития познавательных универсальных учебных действий.
Подводя итог, отметим то, что были решены задачи, поставленные в исследовательском проекте, достигнута цель педагогического эксперимента, а также подтверждена гипотеза.
1. Александрова Е.А. Если сегодня перечитать Коменского /Е. А. Александрова // Народное образование. - 2011. - № 7 - С. 215-221
2. Алексеева Г.И. Из истории становления и развития математических олимпиад: Опыт и проблемы. - Дис. канд. пед. наук. - М.,2001.- 114 с.
3. Арифметика: Учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2000. - 255 с.
4. Арифметика: Учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. решетников, А.В. Шевкин. - 4-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 2006.- 256 с.
5. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: «Просвещение», 2008.
6. Асмолов, А.Г., Бурменская, Г.В., Володарская, И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя [Текст] /; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. 152 с.
7. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной образовательной школе / Ю. К. Бабанский. - М.: Просвещение, 1985. - 203 с.
8. Баишева М.И. Совершенствование методики подготовки учащихся к олимпиадам по математике: На примере 3-5 классов. - Дис. канд. пед. наук. - М.,2002.- 216 с.
9. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. — СПб., 2007.
10. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская. - М.: Наука, 1959. - 347 с.
11. Боженкова Л.И. Формирование УУД в обучении математике: Типовые задания / Л.И. Боженкова. М.: МИГУ, 2015. - 140 с.
12. Буравлева Д. Дроби: история дробей. История возникновения дробей. http://schools.keldysh.ru/sch1905/drobi/history.htm.
13. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.Ч., Шварцбурд С.И. Математика. 5 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. - 31-е изд., стер. - М.: Мнемозина, 2013. - 280 с.
14. Волкова А.А., Руденко И.В. Проблема формирования универсальных учебных действий // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Часть I. - Новосибирск: СибАК, 2012.
15. Воровщиков С.Г. Внутришкольное управление развитием учебно-познавательной компетентности старшеклассников: дис. ... д-ра пед. Наук / С.Г. Воровщиков. - М., 2007. - 416 с.
16. Воровщиков С.Г. Учебно-познавательная компетентность
старшеклассников: состав, структура, деятельностный компонент:
[монография] / С.Г. Воровщиков. - М. : АПК и НПРО, 2006. - 160 с.
17. Воровщиков С.Г. Школа должна учить мыслить, проектировать, исследовать: Управленческий аспект: Страницы, написанные консультантом по управлению и директором школы / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова. - 4-е изд. - М.: 5 за знания, 2009. - 352 с.
18. Выготский Л.С Динамика умственного развития школьника в связи
с обучением // Выготский Л.С. Умственное развитие детей в процессе обучения. М.; Л.: ГИЗ, 1935. С. 33-52. Стеногр. докл. на засед. каф.
дефектологии. Пед. ин-т им. Бубнова. Декабрь 1933 г.; То же // Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. С. 391-410.
19. Гальперин П.Я. Управление процессом учения / П.Я. Гальперин. - М.: Наука, 1965. - С. 12-18.
20. Гамзаева Э.М. Методический проект по теме «Десятичные и обыкновенные дроби в олимпиадных задачах» / Э.М. Гамзаева // Вестник магистратуры. - №4 (91) - 2019.
21. Гамзаева Э.М. Познавательные учебные действия на уроках математики / Э.М. Гамзаева // «Молодежь. Наука. Общество»: Всероссийская студенческая научно-практическая междисциплинарная конференция (Тольятти, 5 декабря 2018 года): сборник студенческих работ/ отв. за вып. С.Х. Петерайтис. - Тольятти: Изд-во ТГУ, 2018. - 1 оптический диск. - С.215-217.
22. Горленко Н.М. Структура универсальных учебных действий и условия их формирования [Электронный ресурс] // Народное образование. - 2012 №4. Режим доступа: rbalaxta.ru/biblioteka/gor1].
23. Демченкова Н.А., Гамзаева Э.М. Теоретические аспекты формирования учебно-познавательных действий в процессе обучения математике/ Н.А. Демченкова, Э.М. Гамзаева // Международная научная конференция «Математическое образование: современное состояние и перспективы», посвященная 100-летию со дня рождения профессора А. А. Столяра 20-21 февраля 2019г.- Гомель: Могилевский государственный университет имени А.А. Кулешова. - 2019.
24. Демченкова Н.А. Формирование приемов эвристической
деятельности в процессе обучения математике учащихся
общеобразовательной школы / Н.А. Демченко, И.В. Антонова, Н.В. Разуваева // Вектор науки ТГУ. Серия Педагогика. Психология. - 2015. - № 4 (23). - С. 66-73.
25. Квитко Е. С. Умножение обыкновенных дробей: рабочая тетрадь по математике для 5-6 класса / Е. С. Квитко. - М.: Аттика - центр, 2012. - 64 с.
26. Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. — М., 1998.;
27. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Академия, 2005. - 176 с.
28. Кострикина Н.П. Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7¬9 классов: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - 237 с.
29. Краевский В.В. Общие основы педагогики: учебник для студ. высш. пед. уч. заведений / В. В. Краевский. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
30. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев. - М., 2005. - 303 с.
31. Литовченко О.В. Познавательные умения учащихся: проблемы формирования в современной школе / О. В. Литовченко // Известия Российского педагогического университета им. И. А. Герцена. - 2012. - Вып. 153. - С. 103-111.
32. Математика. Развитие логического мышления. Комплекс упражнений и задач. - Волгоград: Учитель, 2011 г. - 131 с.
33. Математика: 5 кл. Учеб.для общеобразоват. учреждений / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, И.Ф.Шарыгин и др.; Под ред.Г.В. Дорофеева, И.Ф.Шарыгина.- 9-е изд.- М.: Просвещение, 2007.-- 302 с.
34. Математика: 6 кл. Учеб.для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, И.Ф.Шарыгин и др.; Под ред. Г.В. Дорофеева, И.Ф.Шарыгина. - 6-е изд.,-М.: Просвещение, 2002.-- 208 с.
35. Математика: Учебн. Для 5 кл. общеобр. учрежд / Н.М.
Гахраманова, Ф.Г. Гусейнов. - 2-е изд. - Б.: Radius, 2016. - 208 с.
36. Математика: Учебн. Для 6кл. общеобр. учрежд. / Н.М.
Гахраманова, Ф.Г. Гусейнов. - 2-е изд. - Б.: Radius, 2016. - 208 с.
37. Математическая энциклопедия (в 5 томах). — М.: Советская Энциклопедия, 1982.
38. Математические олимпиады в школе. 5-11 классы/ А.В. Фарков. - 8-е изд., испр. и доп. - М.: Айрис - пресс, 2009. - 256 с.
39. Мельникова Е.Л. Технология проблемного диалога: методы, формы, средства обучения / Е.Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. материалов. - М.: Баласс, 2008. - Вып. 8. - С. 5-55.
40. Методика обучения обыкновенным дробям: пособие для учителей /А.В. Каличенко. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2013. — 236с.
41. Налесная С.Л. Деятельность учителя по формированию понятия доли и дроби в курсе математики начальной школы /С. Л. Налесная // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. -2009. -No 1. -С. 164-174.
42. Наша новая школа: национальная образовательная инициатива [Электронный ресурс]: утв. Президентом РФ от 4 февраля 2010 г. № Пр-271. - Режим доступа: http://mon.gov.ru/dok/ akt/6591.
43. Новейший философский словарь / сост. А. А. Грицанов. - Минск: Изд-во В.М. Скакун, 1998. - 896 с.
44. Нугаева Г.Ш. Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики [Электронный ресурс] // Народное образование. - 2017 №4. Режим доступа: https://rbalaxta.ru/biblioteka.
45. Петрова И.В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника // Молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — С. 151-155.
46. Петрова И.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий младшего школьника на уроках окружающего мира// Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 113¬116.
47. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. Теоретико-экспериментальное исследование / П. И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980. - 240 с.
48. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов высших пед. учеб.заведений / И.П. Подласый. - М.: Просвещение: Гуманит. изд. Центр «ВЛАДОС», 1996. - 432 с.
49. Познавательные задачи в обучении гуманитарным наукам: сб. статей / под ред. И. Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1972. - 239 с.
50. Поиск оптимума: компьютер расширяет возможности. - М.: Наука, 1989. - С. 14.
51. Проектирование основной образовательной программы
образовательного учреждения. - М.: Академкнига, 2010.
52. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. - 2-е изд. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с.
53. Психология: словарь / под общ.ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2-е изд. - М., 1990. - 494 с.
54. Психология и педагогика: учеб.пособие / под. ред. А. А. Бодалева. - М., 2002. - 585 с.
55. Психология и педагогика развития личности: [монография] / под.ред. Е. Н. Шиянова [и др.]. - М.: Илекса, 2002. - 568 с.
56. Психология человека: словарь терминов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psihologiya_cheloveka.academic.ru/(дата обращения: 26.10.2014).
57. Пурышева Н.С. О метапредметности, методологии и других универсалиях / Н. С. Пурышева, Н. В. Ромашкина, О. А. Крысанова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2012. - № 1. - С. 11-17.
58. Рабочая тетрадь по предмету “Математика” для 5-го класса общеобразовательных; Гахраманова Н.М., Гусейнов Ф.Г.школ. «Radius», Баку, 2016, 160 с.
59. Развитие творческой активности учащихся на основе навыков комплексного анализа / под ред. Н. Ф. Талызиной. - Челябинск: ЧГУ, 1991. - 102 с.
60. Развитие учебно-познавательной компетентности учащихся: опыт проектирования внутришкольной системы учебно-методического и управленческого сопровождения / С. Г. Воровщиков [и др.]. - 2-е изд. - М.: Знание, 2010. - 402 с.
61. Роль олимпиад школьников в развитии образования и науки / В.В. Лунин, О.В. Архангельская, М.В. Горохова, И.А. Тюльков // Современные тенденции развития образования: работа с одарёнными школьниками: сборник / под общей ред. В.В. Лунина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2007. - С. 5¬10.
62. Рузавин Г.И. Методология научного познания [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Г.И. Рузавин. - Москва: ЮНИТИ- ДАНА, 2015. - 287 с. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/11580.
63. Савина Ф. К. Формирование познавательных интересов учащихся в условиях реформы школы: учеб.пособие к спецкурсу / Ф. К. Савина. - Волгоград: ВГПИ им. А.С. Серафимовича, 1988. - 61 с.
64. Сластенин В.А. Педагогика: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов ; под ред. В.А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 576 с.
65. Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. - СПб.: Питер, 2002. - 592 с.
66. Сорокун П.А. Основы психологии: учеб.пособие / П. А. Сорокун. - Псков: ПГПУ, 2005. - 312 с.
67. Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н. Ф. Талызина. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
68. Талызина Н.Ф. Теория планомерного формирования умственных действий сегодня / Н.Ф. Талызина // Вопросы психологии. - 1993. - №1. - С. 92-102.
69. Темербекова А.А. Методика обучения математике [Электронный ресурс] : учеб.пособие / А.А. Темербекова, И.В. Чугунова, Г.А. Байгонакова. -СПб : Лань, 2015. - 512 с.
70. Усова А.В. Формирование у учащихся общих
учебнопознавательных умений в процессе изучения предметов естественного цикла : учеб.пособие / А.В. Усова. - Челябинск : ЧГПУ, 1997. - 34 с.
71. ФГОС основного общего образования / М-во образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с.
72. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241] / М- во образования и науки РФ. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2016. - 53 с.
73. Философская энциклопедия: в 5 т. / под ред. Ф. В. Константинова. - М.: Советская энциклопедия, 1960-1970.
74. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичева. - М.: Сов.энциклопедия, 1989. - 840 с.
75. Фокина С. Л. Формирование обобщенных познавательных умений и их влияние на развитие познавательных интересов учащихся: дис. канд. пед. наук / С. Л. Фокина. - Л., 1977. - 179 с.
76. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.; Под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
77. Формы, средства обучения / Е. Л. Мельникова // Образовательные технологии: сб. материалов. - М.: Баласс, 2008. - Вып. 8. - С. 5-55
78. Харламов И.Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. - М.: Гардарики, 1999.
- 520 с.
79. Хаутиева З. М. Формирование модели развития познавательной самостоятельности учащихся: автореф. дис. канд. пед. наук / З. М. Хаутиева.
- М., 2000. - 22 с.
80. Царева С.Е. Нестандартные виды работы с задачами на уроке как средство реализации современных педагогических концепций и технологий // С.Е. Царева. Начальная школа. - 2004. - №4. - С. 49 - 51.
81. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. — М., 1993.
82. Чурилова В.А. Формирование познавательных универсальных
учебных действий младших школьников на уроках математики [Электронный ресурс] // Научное сообщество студентов:
междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12 (47). Режим доступа:
https://sibac.info/archive/meghdis/12(47).pdf .
83. Шамова Т.И. К вопросу об анализе структуры познавательной деятельности учащихся / Т. И. Шамова // Советская педагогика. - 1970. -№ 10. - С. 18-25.
84. Эльконин Д.Б. Избранные психологически труды /Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 1989. - 352 с.
85. Mtetwa D. Mudehwe L., Minyira S. Learning mathematics for personal understanding and productions: A viewpoint / D. Mtetwa // Pythagoras. - South Africa, 2010.
86. Negut A. Problens for the Mathematical Olympiads. GIL Publishing House, 2005. - 158 p.
87. Polya G. Mathematical Discovery. Princeton: Princeton University Press. New York: Wiley, 1981.
88. Sawyer W.W. Mathematician’s Delight. Peguin Books Ltd., 1943. -327 p.
89. Wilson R.M. A course in combinatorics, Cambridge University, 1993. - 538 p.