ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I Общие принципы построения двигательной деятельности 6
1.1. Двигательные умения и навыки как основа спортивно-технического
мастерства 6
1.2. Обучение технике баскетбольных бросков 18
1.3. Биомеханическая структура баскетбольных бросков 20
ГЛАВА II Методы и организация исследования 29
2.1. Задачи исследования 30
2.2. Методы исследования 31
2.3. Организация исследования 33
ГЛАВА Ш Результаты и обсуждение 34
3.1. Результативность баскетбольных бросков в условиях частичных
сенсорных деприваций 34
3.2. Электромиографическая характеристика выполнения штрафного броска у
баскетболистов 37
ВЫВОДЫ 39
Аннотация к диплому 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 45
Броски с попаданием меча в корзину является основной целью в баскетболе. Все другие технические приемы лишь создают условия для выполнения броска. При построение тренировочного процесса с целью повышения эффективности бросков необходимо учитывать биомеханические и физиологические характеристики данного движения.
Значимым показателем эффективности выполнения броска в прыжке является высота, на которой спортсмен выпускает мяч из рук (jet-point) [35].
В течение своей жизни человек большую часть времени находится в определенном положении, обусловленном анатомическими и физиологическими особенностями своего тела. Другими словами, устойчивая опора под ногами является одним из важнейших условий для комфортного существования человека. Это основное состояние, обеспечивающее как нормальную работу всех систем регуляции организма, так и психическое равновесие. В процессе двигательной активности существенное нарушение условий равновесия возникает относительно редко, и не является привычным состоянием для человеческого тела. Еще более экстремальным состоянием является отсутствие всякой опоры. Такого рода движения встречаются в спортивных дисциплинах и часто выполняются спортсменами в ходе физической подготовки в рамках какого-либо вида спорта. Безопорное положение - это вызов для нормальной физиологии человека, испытание для всех систем организма, с которым спортсмены определенных видов спорта сталкиваются постоянно, а для некоторыхиз них безопорное положение является основным состоянием для выполнения базового двигательного действия.
С точки зрения теории физической культуры и спорта уверенность в безопорном положении в разных видах спорта достигается путем тренировок, постепенно подводящих индивидуальную технику выполнения определенного упражнения к эталонной. В таком случае единственным критерием оценки является соответствие этому эталону, а вся задача тренера заключается в устранении отклонений от эталонного исполнения.
При этом мало внимания уделяется оценке состояния физиологических процессов, обеспечивающих технику движений. Однако, сегодня в физиологии двигательной активности существует комплекс методик, позволяющих с помощью высокоточной современной техники беспристрастно, исключая субъективность человеческого восприятия, оценивать магистральные системы физиологии и биомеханику конкретного объекта исследования.
Актуальность. Наиболее точным методом исследования структуры движений и их количественной оценки является биомеханический анализ видеоизображения движений. Подобный анализ (MotionTracking) применяется для математического моделирования двигательных маневров и проведения анализа положения звеньев тела.
Актуальность данного метода обоснована высокой информативностью и обширностью данных, полученных в ходе исследования, на основе которых можно сделать и аргументировать выводы о характеристиках особенности движения спортсменов разной квалификации. Это позволяет сформировать понятие эталонной техники и в дальнейшем ускорить процесс тренировки и снизить вероятность формирования неправильных навыков благодаря оперативно полученной и объективной информации с приборов высокой точности (высокоскоростные камеры, тензоплатформы, миографы и др.). Для этого проводится качественно-количественный анализ нескольких важных элементов техники. Описание и анализ физиологических процессов, ответственных за адаптацию к двигательному действию - это предмет будущих исследований спортивной физиологии и биомеханики.
Одним из важных компонентов выполнения двигательных актов является текущая коррекция движений на основе обратной афферентации. В частности, система анализаторов оказывает влияние на регуляцию движений и адаптацию к двигательному действию. Путем обработки информации, поступающей от зрительного, вестибулярного и двигательного анализаторов, обеспечивается точность выполнения определенной двигательной задачи. В спорте высокие скорости движения ограничивают возможности коррекции двигательных актов на основе обратной афферентации. Оценка значимости этой адаптации в формировании спортивного мастерства позволяет ускорить процесс технической подготовки спортсменов и повысить уровень спортивных результатов.
Цель работы. Изучить биомеханические характеристики штрафного броска в баскетболе в условиях частичной сенсорной депривации у спортсменов различного уровня подготовленности.
Задачи:
1. Определить процент успешных попаданий при выполнении штрафного броска в обычных условиях и в условиях частичной сенсорной депривации у спортсменов с различным уровнем подготовленности.
2. Исследовать особенности биоэлектрической активности мышц при выполнении броска в условиях частичной зрительной депривацииу спортсменов с различным уровнем подготовленности.
Объект исследования. Техника выполнения баскетбольного броска. Предмет исследования. Биомеханические характеристики выполнения баскетбольного броска в условиях частичной сенсорной депривации.
Гипотеза.В процессе роста уровня подготовленности баскетболистов изменяется значимость различных видов сенсорной информации в обеспечении техники и результативности выполнения бросков.
Проведенное исследование позволило установить, что от степени тренированности вестибулярного аппарата спортсмена зависит преобладание тех или иных механизмов координации движений в безопорном положении при выполнении штрафного броска. Низкий уровень спортивно-технического мастерства можно объяснить недостаточным уровнем сенсомоторной координации. В фазе безопорного положения вестибулярный аппарат низкоквалифицированного спортсмена испытывает чрезмерное раздражение, вследствие чего снижается афферентная импульсация от рецепторов вестибулярного анализатора. Это приводит к торможению статокинетических рефлексов и к преобладанию тонических шейных рефлексов, снижается роль вестибулярного анализатора в координации движений. Чем выше уровень спортивно-технического мастерства спортсмена, тем устойчивей его вестибулярный аппарат к различным раздражителям.
Так как корой полушарий головного мозга контролируется деятельность отделов мозга, в которых происходит замыкание дуг тонических рефлексов, тонические рефлексы можно затормозить при помощи тренировок, воздействующих на вестибулярный анализатор.
Используя биомеханические методы исследования для контроля за подготовленностью спортсменов по расположению сегментов тела относительно друг друга можно судить об уровне сенсомоторной координации спортсменов.
Полученные в ходе данной работы результаты можно использовать в дальнейших исследованиях двигательных стереотипов как теоритическую базу. Возможно, что на основе сделанных выводов будут разработаны принципиально новые методики тренировки, с помощью станет возможным более быстрое формирование новых двигательных навыков.
1. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Медицина, 1968. — С. 54-56, 74-76. [13]
2. Анохин П.К. Кибернетика функциональных систем // Избранные труды. - М.: Медицина, 1998. - С. 17-23 [14]
3. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональной системы. — М.: Наука, 1980. — С. 1-8. [12]
4. Бочаров, М. И. Частная биомеханика с физиологией движения / М. И. Бочаров. - Ухта : УГТУ, 2010. - 235 с. [4] [15]
5. Гамбарян Л.С. Вопросы физиологии двигательного анализатора. Экспериментальное исследование. / Л.С. Гамбарян.- М.: Медгиз, 1962.238с. [8]
6. Зимкин Н.В. Физиология человека. — М.: Физкультура и спорт, 1975. — С. 384-391. [6]
7. Использование Подвижных Игр На Начальном Этапе Обучения Баскетболу. [В Интернете] // hoope - 29 июлч 2014 г. - 15 июня 2015 г. - http://hoope.ru/podgotovka-k-ekzamenu/ispolzovanie-podvizhnyh-igr-na- nachalnom-etape-obucheniya-basketbolu/ [18]
8. Капилевич Л.В. Физиологические механизмы координации движений в безопорном положении // Теория и практика физической культуры. - 2012. - №7/ - C. 45 - 48 [9]
9. Капилевич Л.В. Физиология спорта : учебное пособие для вузов / Л. В. Капилевич; Национальный исследовательский Томский политехнический университет (ТПУ). — Томск: Изд-во ТПУ, 2011. — 142 с.: ил. — Библиогр.: с. 139. [1]
10. Конорский Ю. М. Интегративная деятельность мозга. М.: Мир, 1970. - С. 157-172.
11. Красуля М. А. Обучение основам баскетбола: метод. рекомендации для преподавателей физ. воспитания и тренеров спортивные секций. - Издательство НУА, 2015 - 36 с. [16]
12. Нестеровский Д.И. Баскетбол: Теория и методика обучения: учебное пособие для студ. высшего учеб. заведения - М: Издательский центр "Академия", 2007. - 367 с. [17]
13. Павлов И. П. Полное собрание сочинений. — М.: АН СССР. - Изд. 2е, доп. -, 1951 - 1954. - С. 212-217. [2] [11]
14. Сеченов И. М. Рефлексы головного мозга. - М.: Изд. АН СССР, 1961. - 100 с. [10]
15. Смирнов Ю.И., Белов А.С., Полякова Л.С. Зависимость точности броска в баскетболе от способа, направления и дистанции // Теория и практика физической культуры. - 1983. - №4. - С. 12-14. [67]
16. Физиология мышечной деятельности: учебник / под ред. Я. М. Коца. — М.: Физкультура и спорт, 1982. — 447 с. [3] [7]
17.Oudejans R.R.D., Karamat R.S., Stolk M.H. Effects of Actions Preceding the Jump Shot on Gaze Behavior and Shooting Performance in Elite Female Basketball Players // International Journal of Sports Science and Coaching. 2012. Vol. 7, no. 2. P. 255-268. [35].