Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 262 комбинированного вида» Московского района г. Казани.
Выборка: 26 детей старшей группы (возраст 5-6 лет).
Есть приложения.
Введение……………………………………..……………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………6
1.1. Понятие «экономика», «экономические представления»…...……..….. 6
1.2. Особенности экономического воспитания старших дошкольников…. 10
1.3. Дидактическая игра как средство формирования экономических представлений старших дошкольников……………………………….……17
Выводы по 1 главе…………………………………………21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию экономических представлений у старших дошкольников…………….23
2.1. Диагностика сформированности экономических представлений у старших дошкольников23
2.2. Разработка и внедрение дидактических игр по формированию экономических представлений старших дошкольников…37
2.3. Динамика сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста…………45
Выводы по 2 главе……………………… 50
Заключение ….51
Библиографический список ………53
Приложения
На первый взгляд, экономика и ребенок покажутся совершенно не совместимыми между собой понятиями. Однако современная жизнь просто наполнена самыми разными экономическими процессами. Но самое главное, дети, как правило, сами интересуются разными экономическими терминами, явлениями, у них формируются соответствующие экономические представления.
С учетом того, что сегодняшние дошкольники являются завтрашними школьниками, затем студентами, а далее будут формировать трудоспособное население, специалистами и работниками в разных областях, то следует организовать грамотное экономическое воспитание еще в дошкольных образовательных учреждениях.
В целом, организация работы с детьми по формированию экономической грамотности является очень важным моментом. С проблемами экономики дети дошкольного возраста встречаются во всех сферах современной жизни: рыночная экономика, экономическая «революция», новые взаимоотношения между потребителями и производителями, польза рекламы в информировании о товарах и услугах и так далее. Отсюда экономическое воспитание рассматривается как одна из граней воспитательного процесса детей дошкольного возраста; эти усилия помогут расширить понятия нравственности и трудового воспитания.
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы формирования экономических представлений старших дошкольников посредством дидактических игр.
Для формирования экономических представлений у детей используются различные методики, особое место среди них приходится играм, в том числе дидактическим. Задача процесса заключается в том, чтобы участники игры получили определенные эмоции, переживания, также новый опыт с помощью принятия практического участия.
Цель исследования: изучить формирование экономических представлений старших дошкольников средствами дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования экономических представлений старших дошкольников.
Гипотеза исследования основывается на том, что формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно в случае, если: опираться на характеристики и методы игрового обучения; учитывать возрастные особенности старших дошкольников; системно использовать дидактические игры, как средство формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. рассмотреть теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования экономических представлений у старших дошкольников;
2. проанализировать роль дидактических игр в формировании экономических представлений старших дошкольников;
3. провести диагностику сформированности экономических представлений у старших дошкольников;
4. разработать комплекс дидактических игр для формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
5. апробировать комплекс дидактических игр на базе детского сада, проверить результативность их использования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды российских и зарубежных авторов по проблеме формирования экономических представлений, экономического воспитания детей дошкольного возраста А.Д. Шатовой [35], Т.А. Колесниковой [19], А.А. Смоленцевой [30], Е.А. Курака [37], Л.Н. Галкиной [10]; идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина [38], проблемного обучения и личностно-ориентированной модели воспитания.
В работе использованы следующие методы исследования:
-теоретические: анализ, сравнение, обобщение, эмпирические: методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседа);
-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный; -методы математической обработки данных.
Новизна работы заключается в том, что исследование по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр проводится впервые на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 262 комбинированного вида» Московского района г. Казани.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны и обоснованы критерии и показатели сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость определяется возможностью использования разработанного комплекса дидактических игр для формирования экономических представлений у старших дошкольников в работе воспитателей дошкольных образовательных организаций.
Изучив теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, выявили, что содержание экономического воспитания дошкольников включает в себя: формирование представлений о труде как ведущей категории экономической науки; формирование представлений о деньгах, о семейном бюджете; знакомство с рекламой; формирование полезных навыков и привычек в быту. Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. Поскольку у старших дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания ребёнка 5-7 лет. Дидактические игры помогут в экономическом воспитании старших дошкольников; будут способствовать обучению детей финансовой грамотности, помогая им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями. Тем самым дети раньше поймут цену деньгам и научатся правильно принимать финансовые решения.
В опытно-экспериментальном исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 26 человек на базе Детского сада № 262 комбинированного вида Московского района г. Казани. Для качества эксперимента детей старшего дошкольного возраста распределили на две группы: экспериментальную и контрольную, в каждой из них по 13 человек.
Для изучения и диагностики уровня сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста была выбрана методика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
В результате на констатирующем этапе эксперимента выявили, что уровень сформированности экономических представлений у детей относительно низкий, экономическая грамотная не развита, на формирование экономических представлений и на экономическое воспитание уделяется недостаточно внимания. Для решения выявленных проблем разработана и внедрена Программа формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. После проведенного формирующего этапа исследования для того, чтобы оценить эффективность эксперимента, использования дидактических игр повторно осуществлена диагностика формирования экономических представлений у детей по тем же методикам, которые были использованы на констатирующем этапе исследовании. Анализ результатов, полученных в ходе контрольного этапа эксперимента, показал, что в экспериментальной группе показатели значительно улучшились в сравнении с показателями на констатирующем этапе исследования. Немало тех, кто показал высокий уровень. По сравнению с результатами контрольной группы также выигрывает экспериментальная группа, ее показатели на контрольной диагностике развития выше. Это говорит об эффективности программы по использованию дидактических игр.
В дальнейшем рекомендуется организация работы со всеми детьми старшего дошкольного возраста, в том числе с помощью дидактических игр. Также можно использовать ребусы и кроссвордов, целесообразны разные социально-экономические ситуации. Работу с родителями и педагогами следует направить на формирование знаний и навыков детей из экономической сферы жизнедеятельности. С воспитателями рекомендуется провести мастер-класс «Финансовые игры для дошкольников», который поможет педагогам в игровой, занимательной форме приобрести опыт проведения финансовых игр с детьми разного возраста.
Таким образом, цель и задачи исследования в целом были реализованы.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г №1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Ашмасова, Э.Н. Экономическое воспитание старших дошкольников через игровую деятельность [Электронный ресурс] / Э.Н. Ашмасова, Р.Ф. Миннуллина // Вестник науки. – 2022. – № 6 (51). Т.2. – С.8-16. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-vospitanie-starshih-doshkolnikov-cherez-igrovuyu-deyatelnost
4. Беляева, Н.Л. Экономическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дисс. ... к.п.н. [Текст] / Н.Л. Беляева. – Челябинск, 2008. – 23 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2008. – 398 с.
6. Большой психологический словарь [Текст] / [Авдеева Н.Н. и др.]; под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 4-е изд., расш. – М.: АСТ; СПб.: Прайм-Еврознак, 2009. – 811 с.
7. Будович, Ю.И. Что такое экономика [Текст] / Ю.И. Будович // Международный бухгалтерский учет. – 2016. – № 4(40). – С. 34-42.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб.: Союз, 2007. – 418 с.
9. Газизова, Т.В. Формирование экономических представлений детей старшего дошкольного возраста в ДОУ [Электронный ресурс] / Т.В. Газизова // Российский экономический интернет-журнал. – 2018. – №4. – С.20-27. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38187052
10. Галкина, Л.Н. Экономическое образование детей дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие / Л.Н. Галкина. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2014. – 119 с.
11. Галкина, Л.Н. Формирование экономической компетентности у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / Л.Н. Галкина // Вестник Южно-Уральского гос. гуманитарно-педагогич. ун-та. – 2016. – №7. – С. 24-28. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekonomicheskoy-kompetentnosti-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta
12. Глазырина, Л.Д. Экономическое воспитание дошкольника [Текст] / Л.Д. Глазырина, Н.В. Зайцева, В.М. Теленченко. – Мозырь: Содействие, 2006. – 84 с.
13. Голубева, Е.В. Мир экономики глазами детей [Электронный ресурс] / Е.В. Голубева // Экономика в школе. – 2006. – №4. – С. 8-18. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=9473235
14. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / Под ред. А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой. – СПб. : Питер, 2013. – 464 с.
15. Дыбина, О.В. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет [Текст] / О.В. Дыбина. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 80 с.
16. Журавлева, Н.А. Гуманизация ценностных ориентаций молодежи как актуальная научная проблема в современном российском обществе [Электронный ресурс] / Н.А. Журавлева // Духовно-нравственные потенциалы молодежного коллектива: ст. в сб. трудов. – 2013. – С. 22–31. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22763433
17. Журавлева, Н.А. Экономические представления личности о деньгах [Электронный ресурс] / Н.А. Журавлева // Вестник Прикамского социального института. – 2020. – № 1 (85). – С. 123–127. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskie-predstavleniya-lichnosti-o-dengah
18. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые игры и дидактические игры [Текст]: методическое пособие по экономическому воспитанию в ДОУ / Под ред. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008. – 169 с
19. Колесникова, Т.А. Формирование экономических представлений [Электронный ресурс] / Т.А. Колесникова // Российский экономич. интернет-журнал. – 2019. – №4. – С.77-95. – URL: https://www.e-rej.ru/Articles/2019/Kolesnikova_T.pdf
20. Кукушкина, Е.Ю. Играем и учимся дружить [Текст] / Е.Ю. Кукушкина, Л. В. Самсонова. – М. : ТЦ Сфера, 2017. – 186 с.
21. Малёванец, В.Г. Что такое экономика и ее место в общественном воспроизводстве [Электронный ресурс] / В.Г. Малёванец // Теоретическая экономика. – 2017. – № 4(40). – С. 34-42. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36580798
22. Москалева, Н.Н. Формирование компетенций детей дошкольного возраста в процессе экономического воспитания в семье [Электронный ресурс] / Н.Н. Москалева // Педагогическое образование в России. – 2014. – №9. – С. 158-161. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22478679
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: Учебник / В.С. Мухина. – 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2004. – 456 с.
24. Поройко, Л.И. Структура школьного курса экономики и методика его преподавания [Электронный ресурс] / Л.И. Поройко // Ярославский пед. вестник. – 1997. – № 1. – С. 93-96. – URL: http://vestnik.yspu.org/releases/uchenue_praktikam/1_4/
25. Прокофьева, О.О Современные подходы к определению содержания экономического образования детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О.О. Прокофьева // Дошкольное детство: наука – практике: ст. в сб. трудов конф., 2007. – 112-115. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25537203
26. Психология: словарь [Текст] / [Абраменкова В.В. и др.]; под общ. ред. А.В. Петровского, М. Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
27. Развитие игровой активности дошкольников [Текст]: Методическое пособие / Л.В. Пенькова, З.П. Коннова, И.В. Малышева [и др.]. – М. : Сфера, 2010. – 156 с.
28. Розенберг, Б.А. Современный экономический словарь [Текст] / Б.А. Розенберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 494 с.
29. Смирнова, Т.В. Белка и компания [Текст]: экономика для детей в сказках, играх и задачках / Т.В. Смирнова. – 4-е изд. – Самара: Изд. дом Федоров: Учебная лит., 2013. – 142 с.
30. Смоленцева, А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: учеб.-метод. пособие [Текст] / А.А. Смоленцева. – СПб.: Детство-Пресс, 2002. – 167 с.
31. Табих, Е.Н. Дошкольникам об экономике [Текст]: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Вышэйшая школа, 2007. – 45 с.
32. Фролова, О.Г. Формирование экономических знаний у детей старшего дошкольного возраста средствами игры [Электронный ресурс] / О.Г. Фролова // Достижения науки и образования. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-ekonomicheskih-znaniy-u-detey-starshego-doshkolnogo-vozrasta-sredstvami-igry
33. Ханова, Т.Г. Экономическое воспитание в дошкольном возрасте [Электронный ресурс] / Т.Г. Ханова, Н.М. Прокофьева // Economic Consultant. – 2018. – №1. – С.25-31. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskoe-vospitanie-v-doshkolnom-vozraste
34. Шаповаленко, И.В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебник и практикум / И.В. Шаповаленко; Московский гор. психолого-пед. ун-т. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2014. – 575 с.
35. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: учебно - методическое пособие / А.Д. Шатова. – М. : Педагогическое общество России, 2005. – 256 с.
36. Щедрина, Е.В. Исследования экономических представлений у детей [Электронный ресурс] / Е.В. Щедрина // Вопросы психологии. – 1991. – №2. – С. 157-159. – URL: http://www.voppsy.ru/issues/1991/912/912157.htm
37. Экономическое воспитание дошкольников: Примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий [Текст] / Под. ред. Е.А. Курака. – М.: ТЦ СФЕРА, 2002. – 77 с.
38. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. – 2-е изд. – М. : Гуманитарный центр ВЛАДОС, 1999. – 358 с.
39. Янкина, Н.В. Применение дидактических игр при работе с дошкольниками [Электронный ресурс] / Н.В. Янкина, О.А. Ирешева // Молодой ученый. – 2015. – № 20. – С. 511-514. – URL: https://moluch.ru/archive/100/22644/