Формирование экономических представлений старших дошкольников посредством дидактических игр (Казанский педагогический колледж)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 262 комбинированного вида» Московского района г. Казани.
Выборка: 26 детей старшей группы (возраст 5-6 лет).
Есть приложения.
Введение……………………………………..……………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………6
1.1. Понятие «экономика», «экономические представления»…...……..….. 6
1.2. Особенности экономического воспитания старших дошкольников…. 10
1.3. Дидактическая игра как средство формирования экономических представлений старших дошкольников……………………………….……17
Выводы по 1 главе…………………………………………21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию экономических представлений у старших дошкольников…………….23
2.1. Диагностика сформированности экономических представлений у старших дошкольников23
2.2. Разработка и внедрение дидактических игр по формированию экономических представлений старших дошкольников…37
2.3. Динамика сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста…………45
Выводы по 2 главе……………………… 50
Заключение ….51
Библиографический список ………53
Приложения
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 262 комбинированного вида» Московского района г. Казани.
Выборка: 26 детей старшей группы (возраст 5-6 лет).
Есть приложения.
Введение……………………………………..……………………………….. 3
Глава 1. Теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста……………………………………………6
1.1. Понятие «экономика», «экономические представления»…...……..….. 6
1.2. Особенности экономического воспитания старших дошкольников…. 10
1.3. Дидактическая игра как средство формирования экономических представлений старших дошкольников……………………………….……17
Выводы по 1 главе…………………………………………21
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию экономических представлений у старших дошкольников…………….23
2.1. Диагностика сформированности экономических представлений у старших дошкольников23
2.2. Разработка и внедрение дидактических игр по формированию экономических представлений старших дошкольников…37
2.3. Динамика сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста…………45
Выводы по 2 главе……………………… 50
Заключение ….51
Библиографический список ………53
Приложения
На первый взгляд, экономика и ребенок покажутся совершенно не совместимыми между собой понятиями. Однако современная жизнь просто наполнена самыми разными экономическими процессами. Но самое главное, дети, как правило, сами интересуются разными экономическими терминами, явлениями, у них формируются соответствующие экономические представления.
С учетом того, что сегодняшние дошкольники являются завтрашними школьниками, затем студентами, а далее будут формировать трудоспособное население, специалистами и работниками в разных областях, то следует организовать грамотное экономическое воспитание еще в дошкольных образовательных учреждениях.
В целом, организация работы с детьми по формированию экономической грамотности является очень важным моментом. С проблемами экономики дети дошкольного возраста встречаются во всех сферах современной жизни: рыночная экономика, экономическая «революция», новые взаимоотношения между потребителями и производителями, польза рекламы в информировании о товарах и услугах и так далее. Отсюда экономическое воспитание рассматривается как одна из граней воспитательного процесса детей дошкольного возраста; эти усилия помогут расширить понятия нравственности и трудового воспитания.
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы формирования экономических представлений старших дошкольников посредством дидактических игр.
Для формирования экономических представлений у детей используются различные методики, особое место среди них приходится играм, в том числе дидактическим. Задача процесса заключается в том, чтобы участники игры получили определенные эмоции, переживания, также новый опыт с помощью принятия практического участия.
Цель исследования: изучить формирование экономических представлений старших дошкольников средствами дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования экономических представлений старших дошкольников.
Гипотеза исследования основывается на том, что формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно в случае, если: опираться на характеристики и методы игрового обучения; учитывать возрастные особенности старших дошкольников; системно использовать дидактические игры, как средство формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. рассмотреть теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования экономических представлений у старших дошкольников;
2. проанализировать роль дидактических игр в формировании экономических представлений старших дошкольников;
3. провести диагностику сформированности экономических представлений у старших дошкольников;
4. разработать комплекс дидактических игр для формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
5. апробировать комплекс дидактических игр на базе детского сада, проверить результативность их использования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды российских и зарубежных авторов по проблеме формирования экономических представлений, экономического воспитания детей дошкольного возраста А.Д. Шатовой [35], Т.А. Колесниковой [19], А.А. Смоленцевой [30], Е.А. Курака [37], Л.Н. Галкиной [10]; идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина [38], проблемного обучения и личностно-ориентированной модели воспитания.
В работе использованы следующие методы исследования:
-теоретические: анализ, сравнение, обобщение, эмпирические: методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседа);
-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный; -методы математической обработки данных.
Новизна работы заключается в том, что исследование по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр проводится впервые на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 262 комбинированного вида» Московского района г. Казани.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны и обоснованы критерии и показатели сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость определяется возможностью использования разработанного комплекса дидактических игр для формирования экономических представлений у старших дошкольников в работе воспитателей дошкольных образовательных организаций.
С учетом того, что сегодняшние дошкольники являются завтрашними школьниками, затем студентами, а далее будут формировать трудоспособное население, специалистами и работниками в разных областях, то следует организовать грамотное экономическое воспитание еще в дошкольных образовательных учреждениях.
В целом, организация работы с детьми по формированию экономической грамотности является очень важным моментом. С проблемами экономики дети дошкольного возраста встречаются во всех сферах современной жизни: рыночная экономика, экономическая «революция», новые взаимоотношения между потребителями и производителями, польза рекламы в информировании о товарах и услугах и так далее. Отсюда экономическое воспитание рассматривается как одна из граней воспитательного процесса детей дошкольного возраста; эти усилия помогут расширить понятия нравственности и трудового воспитания.
Все вышесказанное подтверждает актуальность темы формирования экономических представлений старших дошкольников посредством дидактических игр.
Для формирования экономических представлений у детей используются различные методики, особое место среди них приходится играм, в том числе дидактическим. Задача процесса заключается в том, чтобы участники игры получили определенные эмоции, переживания, также новый опыт с помощью принятия практического участия.
Цель исследования: изучить формирование экономических представлений старших дошкольников средствами дидактических игр.
Объект исследования: процесс формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: дидактические игры как средство формирования экономических представлений старших дошкольников.
Гипотеза исследования основывается на том, что формирование экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста будет проходить успешно в случае, если: опираться на характеристики и методы игрового обучения; учитывать возрастные особенности старших дошкольников; системно использовать дидактические игры, как средство формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с выдвинутой гипотезой, исходя из понимания проблемы, цели и объекта, предмета исследования были сформулированы следующие задачи исследования:
1. рассмотреть теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме формирования экономических представлений у старших дошкольников;
2. проанализировать роль дидактических игр в формировании экономических представлений старших дошкольников;
3. провести диагностику сформированности экономических представлений у старших дошкольников;
4. разработать комплекс дидактических игр для формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста;
5. апробировать комплекс дидактических игр на базе детского сада, проверить результативность их использования.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды российских и зарубежных авторов по проблеме формирования экономических представлений, экономического воспитания детей дошкольного возраста А.Д. Шатовой [35], Т.А. Колесниковой [19], А.А. Смоленцевой [30], Е.А. Курака [37], Л.Н. Галкиной [10]; идеи развивающего обучения Д.Б. Эльконина [38], проблемного обучения и личностно-ориентированной модели воспитания.
В работе использованы следующие методы исследования:
-теоретические: анализ, сравнение, обобщение, эмпирические: методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседа);
-педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий и контрольный; -методы математической обработки данных.
Новизна работы заключается в том, что исследование по формированию экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр проводится впервые на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 262 комбинированного вида» Московского района г. Казани.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описаны и обоснованы критерии и показатели сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость определяется возможностью использования разработанного комплекса дидактических игр для формирования экономических представлений у старших дошкольников в работе воспитателей дошкольных образовательных организаций.
Изучив теоретические основы экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста, выявили, что содержание экономического воспитания дошкольников включает в себя: формирование представлений о труде как ведущей категории экономической науки; формирование представлений о деньгах, о семейном бюджете; знакомство с рекламой; формирование полезных навыков и привычек в быту. Цель экономического воспитания – раскрыть ребенку, окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры и в процессе познания научить соответствующим формам поведения. Поскольку у старших дошкольников преобладает наглядно-образное мышление и основной вид деятельности – игра, игровая деятельность становится основным средством экономического воспитания ребёнка 5-7 лет. Дидактические игры помогут в экономическом воспитании старших дошкольников; будут способствовать обучению детей финансовой грамотности, помогая им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями. Тем самым дети раньше поймут цену деньгам и научатся правильно принимать финансовые решения.
В опытно-экспериментальном исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 26 человек на базе Детского сада № 262 комбинированного вида Московского района г. Казани. Для качества эксперимента детей старшего дошкольного возраста распределили на две группы: экспериментальную и контрольную, в каждой из них по 13 человек.
Для изучения и диагностики уровня сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста была выбрана методика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
В результате на констатирующем этапе эксперимента выявили, что уровень сформированности экономических представлений у детей относительно низкий, экономическая грамотная не развита, на формирование экономических представлений и на экономическое воспитание уделяется недостаточно внимания. Для решения выявленных проблем разработана и внедрена Программа формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. После проведенного формирующего этапа исследования для того, чтобы оценить эффективность эксперимента, использования дидактических игр повторно осуществлена диагностика формирования экономических представлений у детей по тем же методикам, которые были использованы на констатирующем этапе исследовании. Анализ результатов, полученных в ходе контрольного этапа эксперимента, показал, что в экспериментальной группе показатели значительно улучшились в сравнении с показателями на констатирующем этапе исследования. Немало тех, кто показал высокий уровень. По сравнению с результатами контрольной группы также выигрывает экспериментальная группа, ее показатели на контрольной диагностике развития выше. Это говорит об эффективности программы по использованию дидактических игр.
В дальнейшем рекомендуется организация работы со всеми детьми старшего дошкольного возраста, в том числе с помощью дидактических игр. Также можно использовать ребусы и кроссвордов, целесообразны разные социально-экономические ситуации. Работу с родителями и педагогами следует направить на формирование знаний и навыков детей из экономической сферы жизнедеятельности. С воспитателями рекомендуется провести мастер-класс «Финансовые игры для дошкольников», который поможет педагогам в игровой, занимательной форме приобрести опыт проведения финансовых игр с детьми разного возраста.
Таким образом, цель и задачи исследования в целом были реализованы.
В опытно-экспериментальном исследовании принимали участие дети старшей группы в количестве 26 человек на базе Детского сада № 262 комбинированного вида Московского района г. Казани. Для качества эксперимента детей старшего дошкольного возраста распределили на две группы: экспериментальную и контрольную, в каждой из них по 13 человек.
Для изучения и диагностики уровня сформированности экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста была выбрана методика на основе программ экономического воспитания детей А.Д. Шатовой «Дошкольник и экономика» и Е.А. Курак «Экономическое воспитание дошкольников».
В результате на констатирующем этапе эксперимента выявили, что уровень сформированности экономических представлений у детей относительно низкий, экономическая грамотная не развита, на формирование экономических представлений и на экономическое воспитание уделяется недостаточно внимания. Для решения выявленных проблем разработана и внедрена Программа формирования экономических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры. После проведенного формирующего этапа исследования для того, чтобы оценить эффективность эксперимента, использования дидактических игр повторно осуществлена диагностика формирования экономических представлений у детей по тем же методикам, которые были использованы на констатирующем этапе исследовании. Анализ результатов, полученных в ходе контрольного этапа эксперимента, показал, что в экспериментальной группе показатели значительно улучшились в сравнении с показателями на констатирующем этапе исследования. Немало тех, кто показал высокий уровень. По сравнению с результатами контрольной группы также выигрывает экспериментальная группа, ее показатели на контрольной диагностике развития выше. Это говорит об эффективности программы по использованию дидактических игр.
В дальнейшем рекомендуется организация работы со всеми детьми старшего дошкольного возраста, в том числе с помощью дидактических игр. Также можно использовать ребусы и кроссвордов, целесообразны разные социально-экономические ситуации. Работу с родителями и педагогами следует направить на формирование знаний и навыков детей из экономической сферы жизнедеятельности. С воспитателями рекомендуется провести мастер-класс «Финансовые игры для дошкольников», который поможет педагогам в игровой, занимательной форме приобрести опыт проведения финансовых игр с детьми разного возраста.
Таким образом, цель и задачи исследования в целом были реализованы.



