Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития мышления посредством кейс-технологии 10
1.1 Особенности развития мышления у детей с задержкой
психического развития 10
1.2 Кейс-технология, возможности ее применения в развитии
мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития 16
Глава 2. Экспериментальное исследование развития у детей 6-7 лет с задержкой психического развития мышления посредством кейс-технологии 22
2.1 Выявление уровня развития мышления у детей 6-7 лет
с задержкой психического развития 22
2.2 Организация и содержание работы по развитию мышления у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством кейс-технологии 35
2.3 Определение эффективности экспериментальной работы 49
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение
Современный этап культурно-исторического развития общества характеризуется умножением интеллектуального потенциала, проникновением на новые уровни познания объективного мира, возникновением качественно новых источников информации. Особое значение здесь приобретает способность личности активно исследовать новизну и сложность меняющегося мира, а также ориентироваться в объеме информации. Умение использовать информацию определяется развитостью мышления и мыслительных операций, а также их оформленностью в систему.
Развитие мыслительной деятельности, овладение мыслительными операциями является одной из актуальных задач умственного воспитания детей дошкольного возраста.
Психолого-педагогические исследования показывают, что основные логические операции начинают формироваться в дошкольном возрасте, начиная с 5-6 лет. Однако в психологии существуют различные подходы к вопросу становления логических структур мышления (в терминах С.Л. Рубинштейна - мыслительных операций). В работах А. Валлона, Б. Инельдера, Ж. Пиаже, В.В. Рубцова, Е.Г. Юдина определены возрастные границы, в рамках которых протекает процесс, основанный на спонтанных механизмах развития мышления, которые являются главным фактором, определяющим успешность формирования логических структур, т.е. развитие мышления рассматривается как процесс, относительно независимый от обучения, подчиняющийся в основном биологическим законам. Следовательно, обучение не является основным источником и движущей силой развития мышления.
В работах Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинштейна обосновывается ведущая роль обучения как основного стимула развития, указывается на неправомерность противопоставления развития психологических структур и обучения. В исследованиях Л.Ф. Обуховой, Н.Н. Поддьякова, Л.А. Ливитова доказана возможность формирования отдельных мыслительных операций у детей дошкольного возраста.
Т.о., несмотря не некоторые разногласия относительно механизмов развития мышления в работах как отечественных, так и зарубежных ученых установлено, что в дошкольном возрасте происходит освоение основных мыслительных операций. Дети дошкольного возраста овладевают умениями анализа, синтеза, классификации. Первоначально эти операции имеют чувственно-конкретные формы, к концу дошкольного возраста начинают переходить на словесно-понятийный уровень (Л.С. Выготский, A. А. Люблинская, Ж. Пиаже, Д.Н. Узнадзе и др.).
Однако у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития в становлении мыслительной деятельности отмечается заметное отставание и своеобразие. В специальной психологии достаточно хорошо исследованы и описаны особенности мышления детей с данным нарушением в развитии (Н.В. Елфимова С.А. Домишкевич, З.М. Дунаева, B. А. Пермякова, Т.А. Стрекалова). Исследователи отмечают конкретность мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития, недостаточное развитие логических операций, их лучшую продуктивность в предметно-чувственной форме, нежели в вербальной. Также мышление детей с задержкой психического развития характеризуется замедленностью, косностью, инертностью, шаблонностью; недоразвитием таких процессов, как абстрагирование и обобщение; трудностями в установлении причинно-следственных связей, освоении родовых понятий. Вместе с тем при задержке психического развития, в отличие от умственной отсталости, отмечаются гораздо большие потенциальные возможности в преодолении выделенных недостатков мышления.
Т.о., проблема развития мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития остается актуальной. При этом важно определить, какие коррекционно-развивающие средства способствуют преодолению указанных трудностей. Решение этого вопроса позволит рассмотреть потенциальные возможности и пути компенсаторного развития мышления у детей с задержкой психического развития на этапе дошкольного детства, что имеет важное значение при подготовке этих детей к освоению основной общеобразовательной программы начального общего образования.
Одним из инновационных средств развития мышления детей старшего дошкольного возраста является кейс-технология, которая рассматривается как интерактивная образовательная технология. Содержание данной технологии строится на смоделированных или реальных ситуациях, которые направлены не на прямую передачу детям знаний, а на формирование информационной компетентности, на развитие умений анализировать, рассуждать, обобщать, выдвигать предположения, делать выводы. В коррекционно-развивающей работе с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития возможно использование наглядных кейсов. Отечественные психологи П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев и другие в своих исследованиях указывали на взаимосвязь развития восприятия, речи и мышления. При проговаривании ребенком вслух воспринимаемых ситуаций, они лучше осмысливаются, появляется возможность активизировать мыслительные процессы. Это определило выбор кейс-технологии как ведущего средства развития мышления у детей 6¬7 лет с задержкой психического развития.
Однако в настоящее время кейс-технология не получила широкого распространения в деятельности учителей-дефектологов из-за отсутствия ее адаптации для детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Наряду с пониманием актуальности проблемы, анализ научных исследований и дефектологической практики позволил выявить существующее противоречие между необходимостью организации коррекционного процесса, направленного на развитие мышления у детей 6-7 лет с задержкой психического развития и недостаточным использованием кейс-технологии как коррекционно-развивающего средства.
Вышеизложенное определило проблему исследования: каковы возможности кейс-технологии как средства развитии мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития ?
Исходя из рассмотренной проблемы, нами сформулирована цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность кейс-технологии как средства развития мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
В соответствии с вышеизложенным объектом нашего исследования выступает процесс развития мышления у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Предмет исследования - кейс-технология как средство развития мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Гипотеза исследования строилась на предположении: преодоление недостатков развития мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно, если:
- адаптировать с учетом индивидуальных возможностей детей с задержкой психического развития кейс-технологию и использовать ее в коррекционно-развивающей работе;
- разработать содержание кейсов и методику их применения в работе по развитию мышления у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития мышления у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
3. Разработать и апробировать в процессе коррекционно-развивающей работы кейсы, направленные на развитие мышления у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Для решения поставленных задач в исследовании применялись следующие методы: теоретический анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по проблеме исследования; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; методы количественной обработки фактического материала.
Теоретическую основу исследования составили положения исследований:
- в области развития мышления детей с задержкой психического развития (Н.В. Елфимова, С.А. Домишкевич, З.М. Дунаева, В.А. Пермякова, Т.А. Стрекалова);
- использования кейс-технологии в образовательном процессе (В.П. Беспалько, Е.С. Полат, О.Г Смолянинова, Н.Ф. Талызина);
- адаптации кейс-технологии и применения кейсов в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с задержкой психического развития (А.Ю. Козлова, А.В. Малахова).
Экспериментальная база исследования. Экспериментальная работа осуществлялась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения городского округа Тольятти «Школа № 18» структурного подразделения детский сад.
Новизна исследования заключается в обосновании возможности использования адаптированной кейс-технологии в работе по развитию мышления у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования в коррекционно-развивающей работе с детьми 6-7 лет с задержкой психического развития апробированных кейсов, направленных на развитие мышления.
Структура работы. Бакалаврская работа состоит из введения, теоретической и практической частей, заключения, списка используемой литературы (31 источник); содержит 5 таблиц, 9 рисунков.
Проведенное исследование позволило нам сделать определенные выводы относительно теоретического обоснования и практического решения проблемы развития мышления у детей 6-7 лет с ЗПР.
В специальной психологии достаточно хорошо исследованы и описаны особенности мышления детей с данным нарушением в развитии (Н.В. Елфимова, С.А. Домишкевич, З.М. Дунаева, В.А. Пермякова, Т.А. Стрекалова). Исследователи отмечают конкретность мышления детей 6¬7 лет с задержкой психического развития, недостаточное развитие логических операций, их лучшую продуктивность в предметно-чувственной форме, нежели в вербальной. Также мышление детей с задержкой психического развития характеризуется замедленностью, косностью, инертностью, шаблонностью; недоразвитием таких процессов, как абстрагирование и обобщение; трудностями в установлении причинно-следственных связей, освоении родовых понятий.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что компоненты мыслительных операций развиты у детей 6-7 лет с ЗПР на допустимом, но невысоком уровне .
В результате изучения психолого-педагогических основ исследуемой проблемы мы выдвинули предположение, согласно которому преодоление недостатков развития мышления детей 6-7 лет с задержкой психического развития возможно, если адаптировать с учетом индивидуальных возможностей детей с задержкой психического развития кейс-технологию и использовать ее в коррекционно-развивающей работе; разработать содержание кейсов и методику их применения в работе по развитию мышления у детей 6-7 лет с задержкой психического развития.
На формирующем этапе нашей работы мы разработали и апробировали в процессе коррекционно-развивающей работы кейсы, направленные на развитие мышления у детей 6-7 лет с задержкой психического развития. Кейсы разрабатывались с учетом принципов комплексности, постепенности усложнения, вариативности применения.
Результаты контрольного среза подтвердили состоятельность нашей гипотезы и эффективность проделанной работы на формирующем этапе, о чем свидетельствует повышение уровня развития мыслительных операций у детей экспериментальной группы. Увеличилось количество детей, осуществлявших обобщение, используя при этом обобщающее слово, т.е. развивается операция обобщения.
Увеличилось количество дошкольников, продемонстрировавших умение устанавливать причинно-следственные связи на основе анализа наглядной ситуации, т.е. развивается операции анализа и синтеза.
Увеличилось количество детей, осуществлявших при классификации картинок объединение по существенному признаку, причем, мотивируя свой выбор, они называли обобщающее слово, т.е. развивается операция классификация.
В экспериментальной группе увеличилось количество детей, умеющих успешно сравнивать предметы, находить в них общее и различное, т.е. развивается операция сравнения.
Таким образом, мы можем сказать, что выдвинутая в данной бакалаврской работе гипотеза подтвердилась, кейс-технология способствует развитию мышления у детей 6-7 лет с ЗПР.
1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития [Текст] / Под ред. К.С.Лебединской. - М. : Академия, 1982. - 184 с.
2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития [Текст] / Л.Н. Блинова. - М. : Просвещение, 2004. - 136 с.
3. Власова, Т.А. О детях с отклонениями в развитии [Текст] / Т.А. Власова, М.С. Певзнер. - М. : Просвещение, 1973. - 175 с.
4. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л.С. Выготский. - изд. 5, испр. - М. : Лабиринт, 1999. - 352 с.
5. Датешидзе, Т.А. Система коррекционной работы с детьми с задержкой речевого развития [Текст] / Т.А. Датешидзе. - СПб. : Речь, 2004. - 128 с.
6. Дети с задержкой психического развития [Текст] / Под ред. Г.А. Власовой, В.И. Лубовского. - М. : Просвещение, 1984. - 384 с.
7. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / Под ред. С.Г.Шевченко. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Аркти, 2004. - 224 с.
8. Ермолаева, М.В. Психология развивающей и коррекционной работы с дошкольниками [Текст] / М.В. Ермолаева. - Москва-Воронеж, 1998.
9. Жаренкова, Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции [Текст] / Г.И. Жаренкова // Дефектология. - 1972. - № 4. - С. 21-25.
10. Запорожец, А.В. Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста [Текст] / А.В. Запорожец. - М. : Просвещение, 1988.
11. Интерактивные технологии в работе с дошкольниками [Текст] :
учебно-методическое пособие / В.А. Филиппова [и др.]. - Тольятти :
Издательство ТГУ, 2012. - 212 с.
12. Кириченко, Е.И. Задержка психического развития в детском возрасте [Текст] / Е.И. Кириченко. - М. : Академия, 1983. - 274 с.
13. Кондратьева, С.Ю. Комплексные игровые занятия для детей дошкольного возраста с ЗПР [Текст] / С.Ю. Кондратьева // Дошкольная педагогика. - 2006. - № 5. - С. 40-43.
14. Коррекционная педагогика [Текст] / Под ред. Б.П. Пузанова. - М. : Академия, 1999. - 160 с.
15. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития у детей [Текст] / В.В. Лебединский. - М. : Издательство Московского университета, 1985. - 148 с.
16. Леонтьев, А.Н. Умственное развитие ребенка [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М. : Правда, 1956.
17. Маркова, Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития [Текст] / Л.С. Маркова. - М. : Аркти, 2002. - 187 с.
18. Новоселова, С.Л. Развитие мышления в дошкольном возрасте [Текст] / С.Л. Новоселова. - М. : Педагогика, 1978.
19. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст] / Л.Ф. Обухова. - М. : Педагогическое общество России, 2001. - 442 с.
20. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития [Текст] / Под ред. Б.П. Пузанова. - М. : Академия, 2003. - 284 с.
21. Пиаже, Ж. Речь и мышление ребенка [Текст] / Ж. Пиаже. - М. : РИМИС, 2008. - 448 с.
22. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития [Текст] / Под общ. ред. С.Г.Шевченко. - М. : Школьная Пресса, 2003. - 96 с.
23. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 720 с.
24. Смолякова, Е.В. Технология "фото-кейс" в детском саду [Текст] : практическое руководство / Е.В. Смолякова, О.В. Кривошеева. - Тольятти : ООО"Технокомплект", 2013. - 158 с.
25. Технология кейс-стади в работе с дошкольниками [Текст] : учебно-методическое пособие / М.А. Дружинина [и др.]. - Тольятти : Изд-во ТГУ, 2012. - 89 с.
26. Умственное воспитание детей дошкольного возраста [Текст] / Под ред. Н.Н. Поддьякова, Ф.А. Сохина. - М. : Просвещение, 1984. - 207 с.
27. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст] / Сост. Л.М. Семенюк. - М. : Международная педагогическая академия, 1994.
28. Шевченко, С.Г. Ознакомление с окружающим миром и развитие речи дошкольников с ЗПР [Текст] / С.Г. Шевченко. - М. : Школьная пресса, 2005. - 80 с.
29. Эльконин, Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д.Б. Эльконин. - Москва-Воронеж, 1995.
30. Малахова, А.В. Развитие монологической речи детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством кейсов [Электронный ресурс] : магистерская диссертация / А.В. Малахова. - Тольятти, 2016 // Режим доступа:http://docplayer.ru/33210043-Magisterskaya-dissertaciya.html
31. Стрекалова, Т.А. Формирование логического мышления у
дошкольников с задержкой психического развития [Электронный ресурс] : автореф. дис. ... канд. псих. наук / Т.А. Стрекалова. - М., 1982 // Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/formirovanie-logicheskogo-
myshleniya-u-doshkolnikov-s-zaderzhkoi-psikhicheskogo-razvitiya#ixzz4iO0 gLlEh