Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Санкции как фактор военного конфликта на Украине

Работа №117936

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

международные отношения

Объем работы57
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
123
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОССИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Факторы введения коллективных санкций Запада против России в условиях СВО 6
1.2 Российская контрсанкционная политика 18
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ХОД ВОЕННОЕГО КОНФЛИКТА НА УКРАИНЕ 24
2.1 Санкции и политическая обстановка в России и в мире 24
2.2 Проблемы и перспективы влияния санкций на ход военного конфликта на Украине 28
Глава 3. ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51

Актуальность темы исследования. Экономические санкции, задуманные в начале и середине 20 века как ненасильственное многостороннее средство реагирования на угрозы международному миру и безопасности, в 21 веке вновь приобретают все более односторонний характер, а крупные санкционные программы осуществляются за пределами компетенции Совета Безопасности ООН. Рост санкций как инструментов внешней политики и безопасности можно частично объяснить быстрой глобализацией торговли и финансовых услуг, которая расширила возможности национальных государств по использованию экономических рычагов воздействия на иностранных противников. Фрагментация международного согласия вследствие «Холодной войны», а затем войн в Ираке и Афганистане, среди прочих факторов, помешала эффективному регулированию международным сообществом применения санкций отдельными государствами.
С начала 2000-х годов в число целей санкций в подавляющем большинстве случаев входили негосударственные субъекты, как юридические, так и физические лица, поскольку как многосторонние, так и односторонние санкционные программы пытались стать «умнее». Некоторые санкции также могут рассматриваться как неуместная замена правоохранительным органам (без соответствующих процессуальных норм), когда они используются для преследования и наказания лиц, обвиняемых (но не обязательно когда-либо осужденных) в «обычных» уголовных преступлениях, таких как незаконный оборот наркотиков, коррупция и хищение. Примеры включают санкции ЕС против бывших членов правительств Туниса и Египта, обвиняемых в незаконном присвоении государственных активов, введенные вместо процессов возвращения активов под надзором суда, санкции США против транснациональных преступных организаций.
В отличие от других инструментов государства, таких как военные, дипломатические и идеологические инструменты, находящиеся под жестким контролем правительств, экономические санкции в значительной степени черпают свою силу из частной сферы. Министр иностранных дел может объявить санкцию против цели. Однако последующее изъятие товаров и услуг коммерческими субъектами делает эту санкцию более ощутимой. Без согласия частных субъектов санкции правительства носят просто рекомендательный характер. Из этого следует, что экономический успех санкционного эпизода зависит от двух факторов: (1) масштабов и важности коммерческой деятельности, которую можно прекратить; (2) степень, в которой физические и юридические лица соблюдают санкции. Поэтому неудивительно, что Соединенные Штаты с их огромным внутренним рынком, глобальными финансовыми сетями и агрессивными правоохранительными органами достигли в этом отношении наибольшего могущественного потенциала. Угрожая запретить доступ к своим рынкам с помощью вторичных санкций, Соединенные Штаты умножают свое влияние, требуя подчинения от лиц, в отношении которых они обычно не имеют законной юрисдикции.
Степень научной разработанности темы. Основная масса российских исследований по проблемам санкций посвящена, прежде всего, вопросам международно-правовой ответственности государств и применения санкций международными организациями. Еще в советский период были изданы труды критического характера о применении экономических санкций западными государствами в нарушение решений Совета безопасности Организации Объединенных Наций. В связи с усилением санкционной войны между Российской Федерацией и Западом, в постсоветском научном пространстве наблюдается рост научно-исследовательского интереса к этой проблеме. Значительную помощь при написании работы оказали труды М. В. Кешнера, откуда были взяты материалы при анализе вопросов применения принуждения в международных отношениях, соотношения ответственности и санкций, формы осуществления экономических санкций, критериев легитимности введения международных экономических санкций. Ученый конкретизирует адресатов международных санкций, показывает уровни санкций - международный и внутригосударственный и сроки окончания применения санкций.
Значимость монографии Н. А. Ушакова заключается в том, что автор подробно изучает основания международной ответственности государства и показывает, как принимаются меры воздействия в отношении отдельных стран.
Целью работы является рассмотрение санкций как фактора военного конфликта на Украине.
Для реализации поставленных целей в работе обозначены следующие задачи:
- определить факторы введения коллективных санкций Запада против России в условиях СВО
- рассмотреть российскую контрсанкционную политику.
- проанализировать санкции и политическую обстановку в России и в мире
- определить проблемы и перспективы влияния санкций на ход военного конфликта на Украине.
Объектом исследования выступают являются общественные отношения, возникающие в сфере применения санкций к Российской Федерации в связи с проведением СВО на Украине.
Предмет исследования являются санкции как фактор военного конфликта на Украине.
Методологическая основа. При написании данной работы были использованы следующие теоретические методы исследования: системный исторический анализ, прогнозирование и причинно-следственный анализ явлений. Кроме того, большое значение для раскрытия темы имели такие общенаучные методы как анализ и синтез, обобщение и аналогия.
Гипотеза: Санкции в наши дни теряют свою первоначальную миссию как альтернативный метод невоенного давления, и превращаются в инструмент «холодной войны», предназначенный для осуществления глобальных амбиций Запада и установления его мировой гегемонии.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список источников и используемой литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Начало специальной военной операции (далее – СВО) России на Украине резко подняло градус санкционной войны коллективного Запада против Российской Федерации, привело к фактическому свертыванию и приостановке сотрудничества по большинству направлений. Тем самым были перечеркнуты значительные достижения в развитии делового взаимодействия в предшествующие три десятилетия. Справедливости ради надо сказать, что негативные процессы в российско-европейских отношениях нарастали после прозападного государственного переворота на Украине в 2014 г. и уже включали санкции, различные ограничения, политическое давление. С этого времени стали неуклонно ухудшаться базовые показатели сотрудничества, включая динамику торговли и ее относительную значимость для сторон, объемы европейских инвестиций в Россию.
Во-первых, в современных условиях глобализации экономическая безопасность все шире распространяется и приобретает все более широкие трактовки, что позволяет создавать инвестиционные и торговые потоки и продвигать политические интересы.
Во-вторых, государство при реализации интересов подразумевают всех игроков рынка и все институты страны.
В-третьих, современная экономическая безопасность реализуется через каналы гуманитарной помощи, средства финансовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики. Инструменты экономического давления также иногда используются для достижения политических целей.
В-четвертых, политические амбиции и цели не должны стоять выше экономического сотрудничества с зарубежными странами, а, в противовес, должны способствовать активному участию в системе мирохозяйственных связей и не противодействовать разрушающейся системе.
В настоящее время российская экономика развивается в условиях чрезвычайной неопределенности социально-экономического развития и сталкивается с беспрецедентным увеличением и обострением вызовов и угроз, связанных как с усиливающимся негативным внешним воздействием, и прежде всего санкционным давлением, так и с нерешенными внутренними проблемами, сдерживающими возможности устойчивого сбалансированного развития.
Необходимо выделить две группы угроз экономической безопасности в РФ. Первый тип риска и источник уязвимости экономики – «хронические» риски и источники уязвимости. Например: низкий уровень производительности труда, высокая концентрация экспорта в России с высоким уровнем импортозамещения, усиление технологической зависимости от внешних поставок инвестиционного оборудования для производства инвестиций на рынке.
Вторая группу составляют потрясения от резкого и глубокого ухудшения экономической и политической ситуации в 2021–2022 гг.: сокращение российского экспорта на европейские рынки, закрытие для России европейских рынков капитала с серьезным ограничением доступа к внешнему финансированию. Усиление угрозы, связанной с ростом инфляции в краткосрочной перспективе, падение ВВП в более отдаленной перспективе.
На данный момент в условиях крайней неопределенности проведение активной структурной политики, требующей значительных финансовых ресурсов, невозможно. Сегодня наиболее целесообразной является реализация компенсирующей структурной политики, которая обеспечивает адаптацию экономики к рискам и угрозам изменения экономических связей. Направления структурной политики, которые будут реализовываться, должны включать: ужесточение принципов бюджетного планирования и эффективного использования бюджетных средств, сокращение расходов, приоритетное финансирование проектов импортозамещения с ЕАЭС и Китаем. Активизация процесса приватизации, оптимизация налоговой нагрузки на экономику страны для привлечения инвестиций.



1. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) (с изм. и доп. от 20.12.1971) // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 17.01.2022
2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
3. Федеральный закон от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "О стратегическом планировании в Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 30.06.2014, N 26 (часть I), ст. 3378.
4. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года" // "Собрание законодательства РФ", 15.05.2017, N 20, ст. 2902
5. Указ Президента РФ от 01.03.2022 № 81 (с изм. от 08.09.2022) «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации». URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410578/ (дата обращения: 26.11.2022).
6. Указ Президента РФ от 02.03.2022 № 83 «О мерах по обеспечению ускоренного развития отрасли информационных технологий в Российской Федерации». URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202203020001 (дата обращения: 26.11.2022).
7. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) <О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года> (вместе с "Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года") // "Собрание законодательства РФ", 24.11.2008, N 47, ст. 5489.
8. Council Regulations (EU) N 2020/1998 of 7 December 2020 concerning restrictive measures against serious human rights violations and abuses. Art. 11; N 2019/1716 of 14 October 2019 concerning restrictive measures in view of the situation in Nicaragua. Art. 10
9. Council Regulations (EU) N 692/2014 of 23 June 2014 concerning restrictions on the import into the Union of goods originating in Crimea or Sevastopol, in response to the illegal annexation of Crimea and Sevastopol. Art. 6; N 833/2014 of 31 July 2014 concerning restrictive measures in view of Russia's actions destabilising the situation in Ukraine. Art. 11
10. Афонцев С. А. Перспективы управления глобальными экономическими процессами // ЭКО. 2015. № 1. С. 104
11. Валова Ю. И., Крупнов Ю. А., Урумова Ф. М. Социально-экономическая среда и её влияние на экономическую конфликтологию // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2020. № 2. С. 8–18.
12. Вечканов Г. С. Концептуальные аспекты экономической безопасности России // Социальные технологии и современное общество. СПб. - 2003
13. Герасимов П.Л. Экономическая безопасность хозяйствующих субъектов - М.: Финансовая академия при Правительстве РФ, 2016. -376 с.
14. Гландин С.В. Пустые угрозы: почему Россия не контролирует исполнение своих санкций // РБК. 2019. 12 апр. URL: https://www.rbc.ru/opinions/politics/12/04/2019/5caef5fd9a7947bbd40057dc (дата обращения: 17.01.2023).
15. Грамши / M. H. Грецкий // Новая философская энциклопедия : в 4 т. / пред. науч.-ред. совета В. С. Стёпин.— 2-е изд., испр. и доп. — М. : Мысль, 2010. — 2816 с.
16. Дегтерев Д. А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. М.: Навона, 2010
17. Зонова Т. В. Современная дипломатия: проблемы и перспективы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия. Международные отношения. 2007. № 4. С. 5
18. Зеликсон Д.И. Экономическая дипломатия как инструмент внешней политики Греции на Балканах [Текст]: диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук: 23.00.04: утв. 23.12.15 / Язькова Алла Алексеевна. - Москва, 2015. - 149 с.
19. Исаченко Т. М. Экономическая дипломатия в условиях политического кризиса // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 5. 2015. Вып. 3. С. 47
20. Иванов И. Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. М.: РОССПЭН, 2001
21. Кокошин А. А. Реальный суверенитет. М.: Европа, 2006
22. Кокошин А. А., Барсенков А. С., Нарышкина О. М., Саворская Е. В. Реальный суверенитет в современной системе мировой политики. М.: Издательство Московского университета, 2019
23. Леонова О.Г. Мягкая сила — ресурс внешней политики государств [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.observer.materik.ru/observer/N4_2013/027_040.pdf
24. Лихачев А. Е. Экономическая дипломатия России в условиях глобализации. Дис. ... д-ра экон. наук. М., 2006
25. Мировая политика и международные отношения: ключевые слова и понятия / под общ. ред. М. М. Лебедевой, С. В. Устинкина. М.; Н. Новгород: [б. и.], 2000. С. 31
26. Матосян А.Э., Торотоева А.М. Неcиловые инструменты внешней политики в условиях глобализации // Цифровая наука. 2020. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/necilovye-instrumenty-vneshney-politiki-v-usloviyah-globalizatsii (дата обращения: 12.12.2022).
27. Неменский О. Б. Неонацизм на современной Украине // Вопросы национализма. 2019. № 1.
28. Орнатский И. А. Экономическая дипломатия. М.: Международные отношения, 1980. С. 240
29. Сергей Глазьев пророчит Украине экономическую катастрофу // Russia Today. 2013. 20.09. — https:// russian.rt.com/inotv/2013-09-20/Sergej-Glazev-prorochit-Ukraine-ekonomicheskuyu (дата обращения: 17.01.2023).
30. Ткаченко С. В. Информационная война против России. СПб.: Питер, 2011.
31. Шевченко Б.И. Парадигмы взаимосвязи мировой политики и мировой экономики в современном мире // Экономический журнал. 2016. .№42. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/paradigmy-vzaimosvyazi-mirovoy-politiki-i-mirovoy-ekonomiki-v-sovremennom-mire (дата обращения: 12.12.2022).
32. Шевченко Б.И. Экономическая дипломатия в современной системе международных отношений // Экономический журнал. 2016. №41. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ekonomicheskaya-diplomatiya-v-sovremennoy-sisteme-mezhdunarodnyh-otnosheniy (дата обращения: 11.12.2022).
33. Энтин К.В. Ограничительные меры против третьих стран в практике Суда Европейского Союза // Международное правосудие. 2016. N 1. С. 97 - 99
34. Brands H. The Emerging Biden Doctrine / H. Brands // Foreign Affairs. — 2021. — June 29.
35. McFaul M. Putin, Putinism, and the Domestic Determinants of Russian Foreign Policy / M. McFaul // International Security. — 2020. — Vol. 45. — P. 95–139.
36. Pipes R. Karamzin’s Memoir on Ancient and Modern Russia. A Translation and Analysis. New Edition / R. Pipes. — Ann Arbor, Michigan : The University of Michigan Press, 2005. P. VII–X.
37. Yakop M., Bergeijk P. Van. Economic Diplomacy, trade and developing countries // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2011. Vol. 4. Issue 2.
38. Geoff Simons, Imposing Economic Sanctions, Pluto Press (1999), pp. 52, 55, 56, 66
39. T J Biersteker and others, Designing United Nations’, Targeted Sanctions: Initial findings of the Targeted Sanctions Consortium (TSC) evaluating impacts and effectiveness of UN targeted sanctions, New York, 27 April 2012, p. 7.
40. Kimberly Ann Elliott, ‘Assessing UN sanctions after the Cold War: New and evolving standards of measurement’, International Journal, Vol. 65, No. 1, UN sanctions (Winter 2009-10), p. 85
41. Clara Portela, ‘National Implementation of United Nations Sanctions: Towards Fragmentation’, International Journal, Vol. 65, No. 1, UN sanctions (Winter 2009-10), p. 15.
42. Elizabeth S Schmidt, ‘United Nations Sanctions and South Africa: Lessons From the Case of Southern Rhodesia’, New York: United Nations Centre Against Apartheid, February 1987, p. 9.
43. Denis Halliday, ‘Iraq and the UN’s Weapon of Mass Destruction’ (1999) 98 Current History, 65 to 68.
44. Andrew Mack and Asif Khan, ‘The Efficacy of UN Sanctions’, Security Dialogue, Vol. 31, No. 3
45. J Farrall, ‘Establishing the legal basis for sanctions: Identifying threats and invoking Chapter VII’, United Nations Sanctions and the Rule of Law, Cambridge Studies in International and Comparative Law (2007), pp. 81 and 82.
46. Her Majesty’s Treasury’s Office of Financial Sanctions Implementation [OFSI], Financial Sanctions Guidance, January 2020, p. 16.
47. Sectoral Sanctions Identifications (SSI) List //An official website of the United States Government. — https:// www.treasury.gov/resource- center/sanctions/sdn-list/pages/ssi_list.aspx (дата обращения: 17.01.2023).
48. EU position on the massacre in Odessa // Europian Parliament. 2014. 07.11. — https://www.europarl.europa. eu/doceo/document/E-8-2014-008919_EN.html (дата обращения: 17.01.2023).
49. Levine D. Council of Europe issues report on far-right massacre in Odessa// World Socialist Web Site. 2016. 19.01. — https://www.wsws.org/en/articles/2016/01/19/odes-j16.html (дата обращения: 17.01.2023).
50. Cohen J. Commentary: Urkaine's neo-Nazi problem // Reuters. 2018. 19.03. — https://www.reuters.com/ article/us-cohen-ukraine-commentary-idUSKBN1GV2TY (дата обращения: 17.01.2023).
51. Shuster S. Western diplomats are going to disappoint Ukraine's protesters // The Time. 2013. 13.12. — https://world.time.com/2013/12/13/western-diplomats-are-going-to-dissapoint-ukraines-protesters/(дата обращения: 17.01.2023).
52. Kirby P. Why Russia invading Ukraine and what does Putin want? // BBC. — https://www.bbc.co.uk/news/ world-europe-56720589 (дата обращения: 17.01.2023).
53. Eco U. Ur-Fascism // The New York Review of Books. 1995. — https://www.pegc.us/archive/Articles/eco_ur-fascism.pdf (дата обращения: 17.01.2023).
54. Newman D. Ukraine conflict: "White power" warrior from Sweden // BBC. 2014. 16.07. — https://www. bbc.co.uk/news/world-europe-28329329 (дата обращения: 17.01.2023).
55. Russia/Ukraine Crisis: Additional International Sanctions Response // Ropes & Gray. 2022. 03.03. — https:// www.ropesgray.com/en/newsroom/alerts/2022/March/Russia-Ukraine-Crisis-The-Latest-International-Sanctions-Response (дата обращения: 17.01.2023).
56. Ultranationalism in Ukraine — a photo essay // The Guardian. 2019. 11.04. — https://www.theguardian. com/world/2019/apr/11/ultranationalism-in-ukraine-a-photo-essay (дата обращения: 17.01.2023).
57. Stern D. Ukraine underplays role of far right in conflict // BBC. 2014. 13.11. — https://www.bbc.co.uk/ news/world-europe-30414955 (дата обращения: 17.01.2023).
58. Huntington S. P. The Clash of Civilisations: And the Remaking of World Order. L. : Simon & Schuster UK Ltd, 1996
59. Galtung J. On the Effects of International Economic Sanctions: With Examples from the Case of Rhodesia // World Politics. 1967. Vol. 19. № 3.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ