Санкции как фактор военного конфликта на Украине
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. РОССИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Факторы введения коллективных санкций Запада против России в условиях СВО 6
1.2 Российская контрсанкционная политика 18
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ХОД ВОЕННОЕГО КОНФЛИКТА НА УКРАИНЕ 24
2.1 Санкции и политическая обстановка в России и в мире 24
2.2 Проблемы и перспективы влияния санкций на ход военного конфликта на Украине 28
Глава 3. ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
ГЛАВА 1. РОССИЯ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ 6
1.1 Факторы введения коллективных санкций Запада против России в условиях СВО 6
1.2 Российская контрсанкционная политика 18
ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА ХОД ВОЕННОЕГО КОНФЛИКТА НА УКРАИНЕ 24
2.1 Санкции и политическая обстановка в России и в мире 24
2.2 Проблемы и перспективы влияния санкций на ход военного конфликта на Украине 28
Глава 3. ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 51
Актуальность темы исследования. Экономические санкции, задуманные в начале и середине 20 века как ненасильственное многостороннее средство реагирования на угрозы международному миру и безопасности, в 21 веке вновь приобретают все более односторонний характер, а крупные санкционные программы осуществляются за пределами компетенции Совета Безопасности ООН. Рост санкций как инструментов внешней политики и безопасности можно частично объяснить быстрой глобализацией торговли и финансовых услуг, которая расширила возможности национальных государств по использованию экономических рычагов воздействия на иностранных противников. Фрагментация международного согласия вследствие «Холодной войны», а затем войн в Ираке и Афганистане, среди прочих факторов, помешала эффективному регулированию международным сообществом применения санкций отдельными государствами.
С начала 2000-х годов в число целей санкций в подавляющем большинстве случаев входили негосударственные субъекты, как юридические, так и физические лица, поскольку как многосторонние, так и односторонние санкционные программы пытались стать «умнее». Некоторые санкции также могут рассматриваться как неуместная замена правоохранительным органам (без соответствующих процессуальных норм), когда они используются для преследования и наказания лиц, обвиняемых (но не обязательно когда-либо осужденных) в «обычных» уголовных преступлениях, таких как незаконный оборот наркотиков, коррупция и хищение. Примеры включают санкции ЕС против бывших членов правительств Туниса и Египта, обвиняемых в незаконном присвоении государственных активов, введенные вместо процессов возвращения активов под надзором суда, санкции США против транснациональных преступных организаций.
В отличие от других инструментов государства, таких как военные, дипломатические и идеологические инструменты, находящиеся под жестким контролем правительств, экономические санкции в значительной степени черпают свою силу из частной сферы. Министр иностранных дел может объявить санкцию против цели. Однако последующее изъятие товаров и услуг коммерческими субъектами делает эту санкцию более ощутимой. Без согласия частных субъектов санкции правительства носят просто рекомендательный характер. Из этого следует, что экономический успех санкционного эпизода зависит от двух факторов: (1) масштабов и важности коммерческой деятельности, которую можно прекратить; (2) степень, в которой физические и юридические лица соблюдают санкции. Поэтому неудивительно, что Соединенные Штаты с их огромным внутренним рынком, глобальными финансовыми сетями и агрессивными правоохранительными органами достигли в этом отношении наибольшего могущественного потенциала. Угрожая запретить доступ к своим рынкам с помощью вторичных санкций, Соединенные Штаты умножают свое влияние, требуя подчинения от лиц, в отношении которых они обычно не имеют законной юрисдикции.
Степень научной разработанности темы. Основная масса российских исследований по проблемам санкций посвящена, прежде всего, вопросам международно-правовой ответственности государств и применения санкций международными организациями. Еще в советский период были изданы труды критического характера о применении экономических санкций западными государствами в нарушение решений Совета безопасности Организации Объединенных Наций. В связи с усилением санкционной войны между Российской Федерацией и Западом, в постсоветском научном пространстве наблюдается рост научно-исследовательского интереса к этой проблеме. Значительную помощь при написании работы оказали труды М. В. Кешнера, откуда были взяты материалы при анализе вопросов применения принуждения в международных отношениях, соотношения ответственности и санкций, формы осуществления экономических санкций, критериев легитимности введения международных экономических санкций. Ученый конкретизирует адресатов международных санкций, показывает уровни санкций - международный и внутригосударственный и сроки окончания применения санкций.
Значимость монографии Н. А. Ушакова заключается в том, что автор подробно изучает основания международной ответственности государства и показывает, как принимаются меры воздействия в отношении отдельных стран.
Целью работы является рассмотрение санкций как фактора военного конфликта на Украине.
Для реализации поставленных целей в работе обозначены следующие задачи:
- определить факторы введения коллективных санкций Запада против России в условиях СВО
- рассмотреть российскую контрсанкционную политику.
- проанализировать санкции и политическую обстановку в России и в мире
- определить проблемы и перспективы влияния санкций на ход военного конфликта на Украине.
Объектом исследования выступают являются общественные отношения, возникающие в сфере применения санкций к Российской Федерации в связи с проведением СВО на Украине.
Предмет исследования являются санкции как фактор военного конфликта на Украине.
Методологическая основа. При написании данной работы были использованы следующие теоретические методы исследования: системный исторический анализ, прогнозирование и причинно-следственный анализ явлений. Кроме того, большое значение для раскрытия темы имели такие общенаучные методы как анализ и синтез, обобщение и аналогия.
Гипотеза: Санкции в наши дни теряют свою первоначальную миссию как альтернативный метод невоенного давления, и превращаются в инструмент «холодной войны», предназначенный для осуществления глобальных амбиций Запада и установления его мировой гегемонии.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список источников и используемой литературы.
С начала 2000-х годов в число целей санкций в подавляющем большинстве случаев входили негосударственные субъекты, как юридические, так и физические лица, поскольку как многосторонние, так и односторонние санкционные программы пытались стать «умнее». Некоторые санкции также могут рассматриваться как неуместная замена правоохранительным органам (без соответствующих процессуальных норм), когда они используются для преследования и наказания лиц, обвиняемых (но не обязательно когда-либо осужденных) в «обычных» уголовных преступлениях, таких как незаконный оборот наркотиков, коррупция и хищение. Примеры включают санкции ЕС против бывших членов правительств Туниса и Египта, обвиняемых в незаконном присвоении государственных активов, введенные вместо процессов возвращения активов под надзором суда, санкции США против транснациональных преступных организаций.
В отличие от других инструментов государства, таких как военные, дипломатические и идеологические инструменты, находящиеся под жестким контролем правительств, экономические санкции в значительной степени черпают свою силу из частной сферы. Министр иностранных дел может объявить санкцию против цели. Однако последующее изъятие товаров и услуг коммерческими субъектами делает эту санкцию более ощутимой. Без согласия частных субъектов санкции правительства носят просто рекомендательный характер. Из этого следует, что экономический успех санкционного эпизода зависит от двух факторов: (1) масштабов и важности коммерческой деятельности, которую можно прекратить; (2) степень, в которой физические и юридические лица соблюдают санкции. Поэтому неудивительно, что Соединенные Штаты с их огромным внутренним рынком, глобальными финансовыми сетями и агрессивными правоохранительными органами достигли в этом отношении наибольшего могущественного потенциала. Угрожая запретить доступ к своим рынкам с помощью вторичных санкций, Соединенные Штаты умножают свое влияние, требуя подчинения от лиц, в отношении которых они обычно не имеют законной юрисдикции.
Степень научной разработанности темы. Основная масса российских исследований по проблемам санкций посвящена, прежде всего, вопросам международно-правовой ответственности государств и применения санкций международными организациями. Еще в советский период были изданы труды критического характера о применении экономических санкций западными государствами в нарушение решений Совета безопасности Организации Объединенных Наций. В связи с усилением санкционной войны между Российской Федерацией и Западом, в постсоветском научном пространстве наблюдается рост научно-исследовательского интереса к этой проблеме. Значительную помощь при написании работы оказали труды М. В. Кешнера, откуда были взяты материалы при анализе вопросов применения принуждения в международных отношениях, соотношения ответственности и санкций, формы осуществления экономических санкций, критериев легитимности введения международных экономических санкций. Ученый конкретизирует адресатов международных санкций, показывает уровни санкций - международный и внутригосударственный и сроки окончания применения санкций.
Значимость монографии Н. А. Ушакова заключается в том, что автор подробно изучает основания международной ответственности государства и показывает, как принимаются меры воздействия в отношении отдельных стран.
Целью работы является рассмотрение санкций как фактора военного конфликта на Украине.
Для реализации поставленных целей в работе обозначены следующие задачи:
- определить факторы введения коллективных санкций Запада против России в условиях СВО
- рассмотреть российскую контрсанкционную политику.
- проанализировать санкции и политическую обстановку в России и в мире
- определить проблемы и перспективы влияния санкций на ход военного конфликта на Украине.
Объектом исследования выступают являются общественные отношения, возникающие в сфере применения санкций к Российской Федерации в связи с проведением СВО на Украине.
Предмет исследования являются санкции как фактор военного конфликта на Украине.
Методологическая основа. При написании данной работы были использованы следующие теоретические методы исследования: системный исторический анализ, прогнозирование и причинно-следственный анализ явлений. Кроме того, большое значение для раскрытия темы имели такие общенаучные методы как анализ и синтез, обобщение и аналогия.
Гипотеза: Санкции в наши дни теряют свою первоначальную миссию как альтернативный метод невоенного давления, и превращаются в инструмент «холодной войны», предназначенный для осуществления глобальных амбиций Запада и установления его мировой гегемонии.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, список источников и используемой литературы.
Начало специальной военной операции (далее – СВО) России на Украине резко подняло градус санкционной войны коллективного Запада против Российской Федерации, привело к фактическому свертыванию и приостановке сотрудничества по большинству направлений. Тем самым были перечеркнуты значительные достижения в развитии делового взаимодействия в предшествующие три десятилетия. Справедливости ради надо сказать, что негативные процессы в российско-европейских отношениях нарастали после прозападного государственного переворота на Украине в 2014 г. и уже включали санкции, различные ограничения, политическое давление. С этого времени стали неуклонно ухудшаться базовые показатели сотрудничества, включая динамику торговли и ее относительную значимость для сторон, объемы европейских инвестиций в Россию.
Во-первых, в современных условиях глобализации экономическая безопасность все шире распространяется и приобретает все более широкие трактовки, что позволяет создавать инвестиционные и торговые потоки и продвигать политические интересы.
Во-вторых, государство при реализации интересов подразумевают всех игроков рынка и все институты страны.
В-третьих, современная экономическая безопасность реализуется через каналы гуманитарной помощи, средства финансовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики. Инструменты экономического давления также иногда используются для достижения политических целей.
В-четвертых, политические амбиции и цели не должны стоять выше экономического сотрудничества с зарубежными странами, а, в противовес, должны способствовать активному участию в системе мирохозяйственных связей и не противодействовать разрушающейся системе.
В настоящее время российская экономика развивается в условиях чрезвычайной неопределенности социально-экономического развития и сталкивается с беспрецедентным увеличением и обострением вызовов и угроз, связанных как с усиливающимся негативным внешним воздействием, и прежде всего санкционным давлением, так и с нерешенными внутренними проблемами, сдерживающими возможности устойчивого сбалансированного развития.
Необходимо выделить две группы угроз экономической безопасности в РФ. Первый тип риска и источник уязвимости экономики – «хронические» риски и источники уязвимости. Например: низкий уровень производительности труда, высокая концентрация экспорта в России с высоким уровнем импортозамещения, усиление технологической зависимости от внешних поставок инвестиционного оборудования для производства инвестиций на рынке.
Вторая группу составляют потрясения от резкого и глубокого ухудшения экономической и политической ситуации в 2021–2022 гг.: сокращение российского экспорта на европейские рынки, закрытие для России европейских рынков капитала с серьезным ограничением доступа к внешнему финансированию. Усиление угрозы, связанной с ростом инфляции в краткосрочной перспективе, падение ВВП в более отдаленной перспективе.
На данный момент в условиях крайней неопределенности проведение активной структурной политики, требующей значительных финансовых ресурсов, невозможно. Сегодня наиболее целесообразной является реализация компенсирующей структурной политики, которая обеспечивает адаптацию экономики к рискам и угрозам изменения экономических связей. Направления структурной политики, которые будут реализовываться, должны включать: ужесточение принципов бюджетного планирования и эффективного использования бюджетных средств, сокращение расходов, приоритетное финансирование проектов импортозамещения с ЕАЭС и Китаем. Активизация процесса приватизации, оптимизация налоговой нагрузки на экономику страны для привлечения инвестиций.
Во-первых, в современных условиях глобализации экономическая безопасность все шире распространяется и приобретает все более широкие трактовки, что позволяет создавать инвестиционные и торговые потоки и продвигать политические интересы.
Во-вторых, государство при реализации интересов подразумевают всех игроков рынка и все институты страны.
В-третьих, современная экономическая безопасность реализуется через каналы гуманитарной помощи, средства финансовой, инвестиционной и внешнеэкономической политики. Инструменты экономического давления также иногда используются для достижения политических целей.
В-четвертых, политические амбиции и цели не должны стоять выше экономического сотрудничества с зарубежными странами, а, в противовес, должны способствовать активному участию в системе мирохозяйственных связей и не противодействовать разрушающейся системе.
В настоящее время российская экономика развивается в условиях чрезвычайной неопределенности социально-экономического развития и сталкивается с беспрецедентным увеличением и обострением вызовов и угроз, связанных как с усиливающимся негативным внешним воздействием, и прежде всего санкционным давлением, так и с нерешенными внутренними проблемами, сдерживающими возможности устойчивого сбалансированного развития.
Необходимо выделить две группы угроз экономической безопасности в РФ. Первый тип риска и источник уязвимости экономики – «хронические» риски и источники уязвимости. Например: низкий уровень производительности труда, высокая концентрация экспорта в России с высоким уровнем импортозамещения, усиление технологической зависимости от внешних поставок инвестиционного оборудования для производства инвестиций на рынке.
Вторая группу составляют потрясения от резкого и глубокого ухудшения экономической и политической ситуации в 2021–2022 гг.: сокращение российского экспорта на европейские рынки, закрытие для России европейских рынков капитала с серьезным ограничением доступа к внешнему финансированию. Усиление угрозы, связанной с ростом инфляции в краткосрочной перспективе, падение ВВП в более отдаленной перспективе.
На данный момент в условиях крайней неопределенности проведение активной структурной политики, требующей значительных финансовых ресурсов, невозможно. Сегодня наиболее целесообразной является реализация компенсирующей структурной политики, которая обеспечивает адаптацию экономики к рискам и угрозам изменения экономических связей. Направления структурной политики, которые будут реализовываться, должны включать: ужесточение принципов бюджетного планирования и эффективного использования бюджетных средств, сокращение расходов, приоритетное финансирование проектов импортозамещения с ЕАЭС и Китаем. Активизация процесса приватизации, оптимизация налоговой нагрузки на экономику страны для привлечения инвестиций.
Подобные работы
- Гражданская война на Украине и кризис международных институтов
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Роль многосторонней дипломатии в конфликте на юго-востоке Украины
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2022 - ВЛИЯНИЕ УКРАИНСКОГО КРИЗСА НА РОССИЙСКО-ГЕРМАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2016 - РОЛЬ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА В УРЕГУЛИРОВАНИИ ВООРУЖЁННОГО КОНФЛИКТА НА ВОСТОКЕ УКРАИНЫ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2017 - Российская военная спецоперация на Украине: предпосылки, реакция в мире
и последствия
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ИНФОРМАЦИОННОЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО
КРИЗИСА НА УКРАИНЕ (НОЯБРЬ 2013 - МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ 2014 ГОД)
ПРОТИВОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ В КОНТЕКСТЕ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2016 - Деловое издание как субъект освещения политико-экономического давления на Россию
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Защита прав человека в ситуации вооруженных конфликтов»
(на примере Ирака)
Магистерская диссертация, международное публичное право. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2017 - ФАКТОРЫ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПРОЦЕСС РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ В РАМКАХ СНГ
Бакалаврская работа, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2022



