Работа сделана на примере передачи «Вечерний Ургант».
Введение 3
Глава 1 Специфика ток-шоу на современном телевидении 6
1.1 Ток-шоу как телевизионный жанр 6
1.2 Формирование и влияние имиджа ведущего ток-шоу на развитие телепередачи 9
Глава 2 Роль личности и поведения ведущего для ток-шоу «Вечерний Ургант» 12
2.1 Образ ведущего передачи «Вечерний Ургант» 12
2.2 Лингвистические приемы ведущего передачи «Вечерний Ургант» 15
Заключение 19
Список литературы 21
Актуальность темы исследования связана с растущей популярностью жанра ток-шоу в информационном обществе, высокими рейтингами и культовым статусом наиболее популярных ведущих телевидения России; постоянно растущим интересом к «идолам телевидения» со стороны социума. В связи с этим открывается возможность изучить главные составляющие профессионального амплуа, личностные характеристики и культурные коды, которые транслируют коммуникаторы на ТВ массам; пронаблюдать, каким образом они влияют на массовую аудиторию и ее медийные вкусы и предпочтения.
Общество живет в эпоху перегруженного информационного пространства и быстрорастущего числа средств массовой информации, и то, насколько успешно поступающая адресату информация будет им понята и осмыслена, зависит от отправителя информации. От ведущего телевизионной передачи зависит то, на что обратит внимание зритель, как оценит ту или иную информацию, какой будет ее интерпретация. Особенно очевидна эта «направляющая» и «селективная» роль ведущего в таком жанре, как ток-шоу, когда несколько приглашённых участников обсуждают предлагаемую ведущим тему. Ведущий, или следуя логике сценария, или руководствуясь собственным познавательным интересом, расставляет смысловые и оценочные акценты, производит «селекцию» фактов (некоторые актуализируются, другие игнорируются), тем самым влияя на процесс накопления фактов в «информационной базе» адресата.
В этой связи важно проследить роль ведущего ток-шоу как колючего элемента формирования понимания зрителем передачи и создание интереса к передаче.
Объектом исследования является имидж ведущих наиболее популярных развлекательных ток-шоу на российском ТВ.
Предметом исследования является роль, образ и имидж ведущего для формирования стилистики ток-шоу.
Цель данной работы состоит в определении значения ведущего для современного ток-шоу через выявление основополагающих черт ведущего.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить специфику ток-шоу на современном телевидении;
2. Исследовать формирование и влияние имиджа ведущего ток-шоу на развитие телепередачи;
3. Проанализировать Роль личности и поведения ведущего для ток-шоу «Вечерний Ургант», его образ и лингвистически приемы.
Теоретическую базу исследования составили труды, посвященные специфике телевизионных жанров, в том числе, жанра ток-шоу, таких авторов, как: С.Н. Акинфиев, Э.Г. Багиров, Н.А. Барабаш, Т.П. Ванченко, А.С. Вартанова, Л. Ю. Григорьева, П.В. Гуленко, Ю.И. Долгова, Е.Г. Ларина, Э.В. Могилевская, Э. Д. Хлудеева.
Исследования в сфере образа и имиджа телеведущего ток-шоу, как: П.С. Гуревич, А.Б. Зверинцев, Г.В. Кузнецов, Е.Г. Ларина, В. С. Норлусенян, К. Е. Орлова, Ц. Янь.
Практическим материалом исследования выступили выпуски программы «Вечерний Ургант», выходящая на телеканале «Первый канал».
Методология данного исследования включает в себя анализ и синтез как содержания исследуемого направления, так и критической и теоретической литературы.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении специфики современного ток-шоу, выделении аспектов взаимосвязи роли ведущего и стилистики ток-шоу.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать данные материалы для дальнейшей проработки темы и решения проблем при формировании тематики и стилистики ток-шоу через образ ведущего.
Структура работы обусловлена темой исследования и составляет две главы, разделенные на два параграфа каждая. В рамках первого параграфа первой главы изучаются теоретические аспекты развития ток-шоу, второй параграф содержит теоретическое обобщение влияния ведущего на ток-шоу. Вторая глава носит практический характер, первый параграф посвящен анализу специфики телепередачи в формате ток-шоу «Вечерний Ургант», исследованию поведенческой модели её ведущего. Второй параграф второй главы содержит исследование лингвистических приемов, техник и методов ведущего телепередачи «Вечерний Ургант».
Телевидение обладает уникальными свойствами - вездесущностью, обыденностью, общедоступностью, способностью программировать медиапространство, дискретностью и неравномерностью. Определяется оно еще таким понятием, как «тренд», который проявляет себя по-разному в растущем жанровом разнообразии. Ток-шоу стало универсальным шаблоном для создания развлекательной продукции на ТВ для любой аудитории. Модель, построенная по классическим канонам жанра, строится на элементах игры, постановочности, импровизации и сенсационности.
Ток-шоу как жанр развивался неравномерно, и, на сегодняшний день пресыщение зрителя требует постоянного развития шоу, требуются новые «активности» и игровые механики интерактивного взаимодействия, при этом вся специфика данной модели строится на личности ведущего, на его способности ориентироваться по ситуации и его личных компетенциях
Ток-шоу – это диалог, многосторонняя коммуникация, участники которой обозначаются по-разному. В ток-шоу одна сторона характеризуется как телекоммуникатор, телеведущий, адресант, другая: аудитория, телезрители, адресат.
Активным участником ток-шоу, его главным лицом становится ведущий, обладающий неповторимым, либо скопированным имиджем, который подразделяется на виды. Обязательным условием является наличие харизмы, общей «телегеничности» и уверенности в себе.
Использование ролевых моделей-масок позволяет эффективнее достичь цели и задачи, поставленные в ток-шоу, раскрыть героев, вызвать у них доверие. Эталонные качества ведущего находят свое выражение в использовании коммуникативных стратегий и тактик на вербальном и невербальном уровнях.
При просмотре любой программы первоисточником информации является не только голос диктора, но и мимика, жесты, поведение собеседников, среда, в которой они находятся. Именно зрелищностью объясняется широкое использование жанра ток-шоу в телепередачах. Ее создает исполнитель, ее образ формируется и создается для зрителей.
Обаяние, способность вызвать симпатию аудитории, быстрая реакция на события, разносторонняя образованность, хорошая память и Харизматичность – это общие качества, которыми должен обладать ведущий. Но самую глобальную роль, как и для личности ведущего, так и для его ток-шоу, играет имидж.
1. Акинфиев С.Н. Развлекательное телевидение: определение, классификация, жанры / С.Н. Акинфиев // Вестник Московского университета. Серия «Журналистика». 2008. № 6. C. 110-124.
2. Багиров Э.Г. Основы телевизионной журналистики / Э.Г. Багиров. Москва, 1987. С. 238
3. Барабаш Н.А. Телевидение и театр: игры постмодернизма. / Н.А. Барабаш. М.: МПГУ, 2003. 182 с.
4. Ванченко Т.П. Шоу-программы современного ТВ. Классификация и специфика моделирования / Т.П. Ванченко // Вестник Всероссийского государственного института кинематографии. 2013. № 16. С. 122-132.
5. Вартанова А.С. Актуальные проблемы телевизионного творчества: на телевизионных подмостках. / А.С. Вартанова. Москва : Высшая школа, 2003. 320 с.
6. Григорьева Л. Ю. Ток-шоу: от симуляции к реальности диалога / Л. Ю. Григорьева // Академическая публицистика. 2019. № 3. С. 91-97.
7. Гуленко П.В., Долгова Ю.И. Проблемы классификации современных телепередач: сущностные характеристики формата «ток-шоу» / П.В. Гуленко, Ю.И. Долгова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия «Литературоведение. Журналистика». 2016. № 3. С. 102-110.
8. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П.С. Гуревич. Москва, 1991. С. 221.
9. Зверинцев А.Б. Формирование имиджа. Коммуникационный менеджмент. / А.Б. Зверинцев. Санкт Петербург, 1997. С. 256.
10. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. / Г.В. Кузнецов. Москва : Издательство Московского университета, 2000. 224 с.
11. Ларина Е.Г. Лингвопрагматические особенности ток-шоу как жанра телевизионного дискурса (на материале американских телевизионных программ) / Е.Г. Ларина: Дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 2004. 171 с.
12. Могилевская Э.В. Ток-шоу как жанр ТВ: происхождение, разновидности, приемы манипулирования. / Э.В. Могилевская. – М.: Relga. 2006. № 15. С. 23-28.
13. Норлусенян В. С. К вопросу о языковой компетенции ведущего ток-шоу / В. С. Норлусенян // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2017. № 4(28). С. 55-61.
14. Орлова К. Е. Влияние положительного имиджа шоумена на ток-шоу / К. Е. Орлова // Проблемы современной науки и образования. 2017. № 23(105). С. 90-92.
15. Хлудеева Э. Д. История возникновения и развития жанра ток-шоу / Э. Д. Хлудеева // Вестник научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». 2021. Т. 2. № 13-2. С. 237-240.
16. Янь Ц. Жанровые особенности ток-шоу «Вечерний Ургант» / Ц. Янь // Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 26 мая 2021 года. Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2021. С. 530-533