Работа сделана на примере передачи «Вечерний Ургант».
Введение 3
Глава 1 Специфика ток-шоу на современном телевидении 6
1.1 Ток-шоу как телевизионный жанр 6
1.2 Формирование и влияние имиджа ведущего ток-шоу на развитие телепередачи 9
Глава 2 Роль личности и поведения ведущего для ток-шоу «Вечерний Ургант» 12
2.1 Образ ведущего передачи «Вечерний Ургант» 12
2.2 Лингвистические приемы ведущего передачи «Вечерний Ургант» 15
Заключение 19
Список литературы 21
Актуальность темы исследования связана с растущей популярностью жанра ток-шоу в информационном обществе, высокими рейтингами и культовым статусом наиболее популярных ведущих телевидения России; постоянно растущим интересом к «идолам телевидения» со стороны социума. В связи с этим открывается возможность изучить главные составляющие профессионального амплуа, личностные характеристики и культурные коды, которые транслируют коммуникаторы на ТВ массам; пронаблюдать, каким образом они влияют на массовую аудиторию и ее медийные вкусы и предпочтения.
Общество живет в эпоху перегруженного информационного пространства и быстрорастущего числа средств массовой информации, и то, насколько успешно поступающая адресату информация будет им понята и осмыслена, зависит от отправителя информации. От ведущего телевизионной передачи зависит то, на что обратит внимание зритель, как оценит ту или иную информацию, какой будет ее интерпретация. Особенно очевидна эта «направляющая» и «селективная» роль ведущего в таком жанре, как ток-шоу, когда несколько приглашённых участников обсуждают предлагаемую ведущим тему. Ведущий, или следуя логике сценария, или руководствуясь собственным познавательным интересом, расставляет смысловые и оценочные акценты, производит «селекцию» фактов (некоторые актуализируются, другие игнорируются), тем самым влияя на процесс накопления фактов в «информационной базе» адресата.
В этой связи важно проследить роль ведущего ток-шоу как колючего элемента формирования понимания зрителем передачи и создание интереса к передаче.
Объектом исследования является имидж ведущих наиболее популярных развлекательных ток-шоу на российском ТВ.
Предметом исследования является роль, образ и имидж ведущего для формирования стилистики ток-шоу.
Цель данной работы состоит в определении значения ведущего для современного ток-шоу через выявление основополагающих черт ведущего.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выделить специфику ток-шоу на современном телевидении;
2. Исследовать формирование и влияние имиджа ведущего ток-шоу на развитие телепередачи;
3. Проанализировать Роль личности и поведения ведущего для ток-шоу «Вечерний Ургант», его образ и лингвистически приемы.
Теоретическую базу исследования составили труды, посвященные специфике телевизионных жанров, в том числе, жанра ток-шоу, таких авторов, как: С.Н. Акинфиев, Э.Г. Багиров, Н.А. Барабаш, Т.П. Ванченко, А.С. Вартанова, Л. Ю. Григорьева, П.В. Гуленко, Ю.И. Долгова, Е.Г. Ларина, Э.В. Могилевская, Э. Д. Хлудеева.
Исследования в сфере образа и имиджа телеведущего ток-шоу, как: П.С. Гуревич, А.Б. Зверинцев, Г.В. Кузнецов, Е.Г. Ларина, В. С. Норлусенян, К. Е. Орлова, Ц. Янь.
Практическим материалом исследования выступили выпуски программы «Вечерний Ургант», выходящая на телеканале «Первый канал».
Методология данного исследования включает в себя анализ и синтез как содержания исследуемого направления, так и критической и теоретической литературы.
Теоретическая значимость исследования состоит в изучении специфики современного ток-шоу, выделении аспектов взаимосвязи роли ведущего и стилистики ток-шоу.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использовать данные материалы для дальнейшей проработки темы и решения проблем при формировании тематики и стилистики ток-шоу через образ ведущего.
Структура работы обусловлена темой исследования и составляет две главы, разделенные на два параграфа каждая. В рамках первого параграфа первой главы изучаются теоретические аспекты развития ток-шоу, второй параграф содержит теоретическое обобщение влияния ведущего на ток-шоу. Вторая глава носит практический характер, первый параграф посвящен анализу специфики телепередачи в формате ток-шоу «Вечерний Ургант», исследованию поведенческой модели её ведущего. Второй параграф второй главы содержит исследование лингвистических приемов, техник и методов ведущего телепередачи «Вечерний Ургант».
Телевидение обладает уникальными свойствами - вездесущностью, обыденностью, общедоступностью, способностью программировать медиапространство, дискретностью и неравномерностью. Определяется оно еще таким понятием, как «тренд», который проявляет себя по-разному в растущем жанровом разнообразии. Ток-шоу стало универсальным шаблоном для создания развлекательной продукции на ТВ для любой аудитории. Модель, построенная по классическим канонам жанра, строится на элементах игры, постановочности, импровизации и сенсационности.
Ток-шоу как жанр развивался неравномерно, и, на сегодняшний день пресыщение зрителя требует постоянного развития шоу, требуются новые «активности» и игровые механики интерактивного взаимодействия, при этом вся специфика данной модели строится на личности ведущего, на его способности ориентироваться по ситуации и его личных компетенциях
Ток-шоу – это диалог, многосторонняя коммуникация, участники которой обозначаются по-разному. В ток-шоу одна сторона характеризуется как телекоммуникатор, телеведущий, адресант, другая: аудитория, телезрители, адресат.
Активным участником ток-шоу, его главным лицом становится ведущий, обладающий неповторимым, либо скопированным имиджем, который подразделяется на виды. Обязательным условием является наличие харизмы, общей «телегеничности» и уверенности в себе.
Использование ролевых моделей-масок позволяет эффективнее достичь цели и задачи, поставленные в ток-шоу, раскрыть героев, вызвать у них доверие. Эталонные качества ведущего находят свое выражение в использовании коммуникативных стратегий и тактик на вербальном и невербальном уровнях.
При просмотре любой программы первоисточником информации является не только голос диктора, но и мимика, жесты, поведение собеседников, среда, в которой они находятся. Именно зрелищностью объясняется широкое использование жанра ток-шоу в телепередачах. Ее создает исполнитель, ее образ формируется и создается для зрителей.
Обаяние, способность вызвать симпатию аудитории, быстрая реакция на события, разносторонняя образованность, хорошая память и Харизматичность – это общие качества, которыми должен обладать ведущий. Но самую глобальную роль, как и для личности ведущего, так и для его ток-шоу, играет имидж.