РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ИГРЫ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения
развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры 8
1.1 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного
возраста в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Театрализованная игра как средство развития эмоциональной
сферы детей старшего дошкольного возраста 15
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет посредством театрализованной игры 24
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет 24
2.2 Содержание поэтапной работы по развитию эмоциональной
сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры 34
2.3 Выявление динамики развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет 46
Заключение 60
Список используемой литературы 54
Приложение 58
Глава 1. Теоретические предпосылки изучения
развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной игры 8
1.1 Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного
возраста в психолого-педагогических исследованиях 8
1.2 Театрализованная игра как средство развития эмоциональной
сферы детей старшего дошкольного возраста 15
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет посредством театрализованной игры 24
2.1 Выявление уровня развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет 24
2.2 Содержание поэтапной работы по развитию эмоциональной
сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры 34
2.3 Выявление динамики развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет 46
Заключение 60
Список используемой литературы 54
Приложение 58
На сегодняшний день проблема развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста выделяется как одна из главных и приоритетных задач современного дошкольного образования.
В условиях дошкольной образовательной организации, содержание работы, сконцентрированной на развитии у детей дошкольного возраста эмоциональной сферы, чрезвычайно актуально. Современные дети все больше времени проводят наедине со всевозможными гаджетами, предпочитая общаться с ними, а не с реальными сверстниками и взрослыми. Поэтому современные дети стали «глухими» к чувствам других. Но никто не отменял мысль о том, что именно «живое» общение обогащает чувственную сферу личности.
Изучением эмоциональной сферы личности является предметом исследования ученых самых разнообразных направлений.
Теории эмоций разрабатывали физиологи и психологи (П. Бард, Ч. Дарвин,У. Кеннон, П.В. Симонов, Д.О. Хеббу, С. Шехтер).
Известный ученый-психолог К. Изард описал так называемые фундаментальные эмоции: радость, интерес, удивление, страдание, страх, гнев, презрение, отвращение, стыд [11].
Изучению эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посвящены работы А.В. Запорожца, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелевой, И.Ю. Кулагиной, В.М. Минаевой и др.
В качестве средства развития эмоциональной сферы детей многие исследователи рассматривают игровую деятельность - театрализованную игру, оказывающую значительное влияние на образование, воспитание и развитие дошкольников (О.В. Артамонова, Л. Баряева, И. Вечканова, А. Зарин, А. Буренина, Л. Артемова, Е. Трусова, Ю. Клименко, Л. Стрелкова и др.).
Рассматривая проблему развития эмоциональной сферы дошкольников, стоит остановиться на некоторых противоречиях, наметившихся в этой области:
-педагоги, с одной стороны, осознают необходимость развития эмоциональной сферы своих воспитанников, а с другой - препятствуют нормальному эмоциональному развитию детей, устанавливая запреты на выражение ими своих эмоций («Не плачь!», «Нельзя смеяться так громко!» и т. д.);
- педагоги дошкольных образовательных организаций, акцентируя внимание на развитии у детей социальных эмоций (сорадости, сострадания), забывают о том, что развитие данных эмоций, относящихся к эмоциям высшего уровня, подразумевает и развитие так называемых низших эмоций (радость, грусть и др.).
Исходя из обозначенных нами противоречий, можно сделать вывод о том, что проблема развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет является актуальной на современном этапе развития науки и практики дошкольного образования.
Также выявленные противоречия обусловили постановку ключевой проблемы исследования - каковы возможности театрализованной игры в развитии эмоциональной сферы детей 6-7 лет?
Поэтому мы поставили цель нашего исследования - теоретически и экспериментально обосновать возможность развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры.
Объект исследования - процесс развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
Предмет исследования - развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры.
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет будет эффективным, если организовать поэтапную работу, в основе которой будут лежать средства театрализованной игры. Организация данной работы включает в себя:
- проведение специальных упражнений, направленных на снятие напряжения и создание положительного эмоционального фона;
- проведение серии занятий, способствующих развитию у детей следующих эмоций: радость, грусть, гнев, страх, удивление;
- включение детей в специально организованные сценические ситуации и этюды.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
3. Разработать содержание и экспериментально апробировать этапы работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры.
4. Выявить динамику развития эмоциональной сферы детей 6 -7 лет после формирующей работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован следующий комплекс взаимодействующих методов исследования, адекватных предмету исследования: анализ психолого- педагогической литературы; наблюдение; тестирование; экспериментальные методы (психолого-педагогический эксперимент: констатирующий,
формирующий и контрольный этапы); методы количественной и качественной оценки полученных результатов.
Теоретической основой исследования являются:
- концепция деятельного подхода А.А. Леонтьева,
- теория фундаментальных эмоций К. Изарда,
- теоретические положения о развитии эмоциональной сферы личности А.В. Запорожца,
- положение о специфике театрализованной деятельности А. Салиева.
Новизна исследования: определены и экспериментальным путем проверены возможности театрализованной игры в ходе развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
- обоснованы показатели и описана характеристика уровней развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет;
- обоснованы этапы работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры.
Практическая значимость исследования: разработанные этапы работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры, способствующие развитию у детей основных эмоций (радость, грусть, страх, гнев, удивление), могут использоваться в практической работе педагогов и педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Сказка» муниципального района Волжский Самарской области. В исследовании принимали участие 15 детей подготовительной к школе группы.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (37 источников), 3 приложений. Работу иллюстрируют 12 таблиц и 2 рисунка.
В условиях дошкольной образовательной организации, содержание работы, сконцентрированной на развитии у детей дошкольного возраста эмоциональной сферы, чрезвычайно актуально. Современные дети все больше времени проводят наедине со всевозможными гаджетами, предпочитая общаться с ними, а не с реальными сверстниками и взрослыми. Поэтому современные дети стали «глухими» к чувствам других. Но никто не отменял мысль о том, что именно «живое» общение обогащает чувственную сферу личности.
Изучением эмоциональной сферы личности является предметом исследования ученых самых разнообразных направлений.
Теории эмоций разрабатывали физиологи и психологи (П. Бард, Ч. Дарвин,У. Кеннон, П.В. Симонов, Д.О. Хеббу, С. Шехтер).
Известный ученый-психолог К. Изард описал так называемые фундаментальные эмоции: радость, интерес, удивление, страдание, страх, гнев, презрение, отвращение, стыд [11].
Изучению эмоциональной сферы детей дошкольного возраста посвящены работы А.В. Запорожца, Я.З. Неверович, А.Д. Кошелевой, И.Ю. Кулагиной, В.М. Минаевой и др.
В качестве средства развития эмоциональной сферы детей многие исследователи рассматривают игровую деятельность - театрализованную игру, оказывающую значительное влияние на образование, воспитание и развитие дошкольников (О.В. Артамонова, Л. Баряева, И. Вечканова, А. Зарин, А. Буренина, Л. Артемова, Е. Трусова, Ю. Клименко, Л. Стрелкова и др.).
Рассматривая проблему развития эмоциональной сферы дошкольников, стоит остановиться на некоторых противоречиях, наметившихся в этой области:
-педагоги, с одной стороны, осознают необходимость развития эмоциональной сферы своих воспитанников, а с другой - препятствуют нормальному эмоциональному развитию детей, устанавливая запреты на выражение ими своих эмоций («Не плачь!», «Нельзя смеяться так громко!» и т. д.);
- педагоги дошкольных образовательных организаций, акцентируя внимание на развитии у детей социальных эмоций (сорадости, сострадания), забывают о том, что развитие данных эмоций, относящихся к эмоциям высшего уровня, подразумевает и развитие так называемых низших эмоций (радость, грусть и др.).
Исходя из обозначенных нами противоречий, можно сделать вывод о том, что проблема развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет является актуальной на современном этапе развития науки и практики дошкольного образования.
Также выявленные противоречия обусловили постановку ключевой проблемы исследования - каковы возможности театрализованной игры в развитии эмоциональной сферы детей 6-7 лет?
Поэтому мы поставили цель нашего исследования - теоретически и экспериментально обосновать возможность развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры.
Объект исследования - процесс развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
Предмет исследования - развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры.
Гипотеза исследования: развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет будет эффективным, если организовать поэтапную работу, в основе которой будут лежать средства театрализованной игры. Организация данной работы включает в себя:
- проведение специальных упражнений, направленных на снятие напряжения и создание положительного эмоционального фона;
- проведение серии занятий, способствующих развитию у детей следующих эмоций: радость, грусть, гнев, страх, удивление;
- включение детей в специально организованные сценические ситуации и этюды.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогические исследования, посвященные проблеме развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
2. Выявить уровень развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
3. Разработать содержание и экспериментально апробировать этапы работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры.
4. Выявить динамику развития эмоциональной сферы детей 6 -7 лет после формирующей работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован следующий комплекс взаимодействующих методов исследования, адекватных предмету исследования: анализ психолого- педагогической литературы; наблюдение; тестирование; экспериментальные методы (психолого-педагогический эксперимент: констатирующий,
формирующий и контрольный этапы); методы количественной и качественной оценки полученных результатов.
Теоретической основой исследования являются:
- концепция деятельного подхода А.А. Леонтьева,
- теория фундаментальных эмоций К. Изарда,
- теоретические положения о развитии эмоциональной сферы личности А.В. Запорожца,
- положение о специфике театрализованной деятельности А. Салиева.
Новизна исследования: определены и экспериментальным путем проверены возможности театрализованной игры в ходе развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что
- обоснованы показатели и описана характеристика уровней развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет;
- обоснованы этапы работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры.
Практическая значимость исследования: разработанные этапы работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры, способствующие развитию у детей основных эмоций (радость, грусть, страх, гнев, удивление), могут использоваться в практической работе педагогов и педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций.
Экспериментальная база исследования: Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа пос. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Сказка» муниципального района Волжский Самарской области. В исследовании принимали участие 15 детей подготовительной к школе группы.
Структура бакалаврской работы. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (37 источников), 3 приложений. Работу иллюстрируют 12 таблиц и 2 рисунка.
Развитие эмоциональной сферы - важное направление в работе с детьми дошкольного возраста.
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают ему приспособиться к той или иной ситуации, служат сигналом для окружающих его взрослых о его состоянии. Кроме этого, эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей, способствуют социальному и нравственному развитию. Жизнь без эмоций - как положительных, так и отрицательных - пресна и бесцветна.
Однако развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста не всегда уделяется достаточное внимание.
Наше исследование было посвящено развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
Изучив работы К.Е. Изарда, В.М. Минаевой, А.Д. Кошелевой и др., касающиеся развития эмоциональной сферы, а также работы О.В. Артамоновой, Т.Н. Дороновой и др., посвященные организации игровой деятельности детей дошкольного возраста - театрализованной игре, мы сделали вывод о том, что театрализованная игра, на основе которой могут быть реализованы практически все образовательные и развивающие задачи, может быть использована в качестве средства, способствующего развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
На констатирующем этапе исследования нами была поставлена цель - выявить уровень развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Результаты констатирующей работы показали, что детей 6-7 лет в основном имеют средний или низкий уровень развития эмоциональной сферы.
Мы предположили, что развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет будет эффективным, если организовать поэтапную работу, в основе которой будут лежать средства театрализованной игры. Организация данной работы включает в себя:
- проведение специальных упражнений, направленных на снятие напряжения и создание положительного эмоционального фона;
- проведение серии занятий, способствующих развитию у детей следующих эмоций: радость, грусть, гнев, страх, удивление;
- включение детей в специально организованные сценические ситуации и этюды.
Нами были разработаны этапы работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры. В процессе проведения формирующей работы были подобраны и организованы специальные упражнения, направленные на снятие напряжения и создание положительного эмоционального фона; разработаны и проведены занятия с элементами театрализованной игры, способствующие развитию у детей следующих эмоций: радости, грусти, страха, гнева и удивления; было организовано включение детей в специально созданные сценические ситуации и этюды, позволяющие детям применять полученные представления и приобретенные умения на практике.
На завершающем этапе исследования нами была проверена эффективность разработанных нами этапов работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры. По результатам контрольного среза мы отметили положительную динамику развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Дети стали более раскрепощенными, научились использовать мимику и пантомимику для демонстрации эмоций, определять эмоции по их графическому изображению, а также по внешнему проявлению. Кроме того, на заключительном этапе формирующей работы, в результате включения в специально созданные сценические ситуации и этюды, у детей появилась возможность практического применения полученных умений и навыков.
Показатель высокого уровня развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет повысился на 13,3%; показатель среднего уровня повысился на 20%; а показатель низкого уровня снизился на 13,3%.
Таким образом, в ходе исследования выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась. Было доказано, что, при условии организации целенаправленной поэтапной работы, театрализованная игра действительно является эффективным средством развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
Эмоции играют важную роль в жизни ребенка. Они помогают ему приспособиться к той или иной ситуации, служат сигналом для окружающих его взрослых о его состоянии. Кроме этого, эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей, способствуют социальному и нравственному развитию. Жизнь без эмоций - как положительных, так и отрицательных - пресна и бесцветна.
Однако развитию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста не всегда уделяется достаточное внимание.
Наше исследование было посвящено развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
Изучив работы К.Е. Изарда, В.М. Минаевой, А.Д. Кошелевой и др., касающиеся развития эмоциональной сферы, а также работы О.В. Артамоновой, Т.Н. Дороновой и др., посвященные организации игровой деятельности детей дошкольного возраста - театрализованной игре, мы сделали вывод о том, что театрализованная игра, на основе которой могут быть реализованы практически все образовательные и развивающие задачи, может быть использована в качестве средства, способствующего развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
На констатирующем этапе исследования нами была поставлена цель - выявить уровень развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Результаты констатирующей работы показали, что детей 6-7 лет в основном имеют средний или низкий уровень развития эмоциональной сферы.
Мы предположили, что развитие эмоциональной сферы детей 6-7 лет будет эффективным, если организовать поэтапную работу, в основе которой будут лежать средства театрализованной игры. Организация данной работы включает в себя:
- проведение специальных упражнений, направленных на снятие напряжения и создание положительного эмоционального фона;
- проведение серии занятий, способствующих развитию у детей следующих эмоций: радость, грусть, гнев, страх, удивление;
- включение детей в специально организованные сценические ситуации и этюды.
Нами были разработаны этапы работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры. В процессе проведения формирующей работы были подобраны и организованы специальные упражнения, направленные на снятие напряжения и создание положительного эмоционального фона; разработаны и проведены занятия с элементами театрализованной игры, способствующие развитию у детей следующих эмоций: радости, грусти, страха, гнева и удивления; было организовано включение детей в специально созданные сценические ситуации и этюды, позволяющие детям применять полученные представления и приобретенные умения на практике.
На завершающем этапе исследования нами была проверена эффективность разработанных нами этапов работы по развитию эмоциональной сферы детей 6-7 лет средствами театрализованной игры. По результатам контрольного среза мы отметили положительную динамику развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет. Дети стали более раскрепощенными, научились использовать мимику и пантомимику для демонстрации эмоций, определять эмоции по их графическому изображению, а также по внешнему проявлению. Кроме того, на заключительном этапе формирующей работы, в результате включения в специально созданные сценические ситуации и этюды, у детей появилась возможность практического применения полученных умений и навыков.
Показатель высокого уровня развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет повысился на 13,3%; показатель среднего уровня повысился на 20%; а показатель низкого уровня снизился на 13,3%.
Таким образом, в ходе исследования выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась. Было доказано, что, при условии организации целенаправленной поэтапной работы, театрализованная игра действительно является эффективным средством развития эмоциональной сферы детей 6-7 лет.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - Формирование коммуникативных навыков у детей 6-7 лет посредством
театрализованных игр
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Развитие эмоциональной сферы у детей среднего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованных игр
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018



