Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социальной уверенности у подростков (Ставропольский государственный педагогический институт)

Работа №117898

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы47
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
92
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: МБОУ СОШ №10, с. Птичье Изобильненского городского округа Ставропольского края.
Выборка 30 подростков 14-16 лет .
Есть приложения.

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы изучения формирования социальной уверенности у подростков..7
1.1. Проблема социальной уверенности отечественной и зарубежной литературе…7
1.2. Психологические особенности детей подросткового возраста…………...11
1.3. Особенности формирования социальной уверенности у подростков……15
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования социальной уверенности у подростков21
2.1. Организация исследования. Результаты констатирующего этапа исследования..21
2.2. Программа формирования социальной уверенности у подростков………25
2.3. Анализ и интерпретация результатов контрольного этапа исследования…26
Заключение……………………………………………………………………….34
Список литературы…………………………37
Приложение…………………………………………41

Подростковый возраст — такое время, когда трудно разобраться в себе, сложно понять свои мысли, из-за этого самооценка часто оказывается под ударом. Подростковый возраст относится к критическому этапу развития личности. Остро проходит переломный момент формирования психики ребенка, в связи с этим имеются определенные сложности и трудности. Уверенность в себе важна для подростков. В этот возрастной период внимание, которое было направлено на учебную деятельность сменяется на коммуникативную и очень значимым становится место в коллективе, умение себя показать, заинтересовать собой окружающих, происходит конкурентная борьба за возможность быть замеченным, проявлять свои способности, занять выгодное положение в обществе. А для этого необходимо быть уверенным в себе. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Педагоги в наше современное время взволнованы тем, что очень важно среди подрастающего поколения сделать так, чтобы подросток, стал уверенным, счастливым, успешным, с добрым сердцем. В непростом процессе становления личности немало зависит от адаптации ребенка среди людей, чтобы реализовать собственный потенциал и найти свое место в жизни.
В этот период усиленно продолжает формироваться самосознание, которое делает подростков чувствительными к критике окружающих, эмоционально несдержанными и нерешительными. Самосознание представляет полное психическое образование, важным компонентом которого выступает самоотношение, появляется свой взгляд на самооценивание самого себя, все более улучшаются навыки познания своего внутреннего мира. Являясь одной из важнейших образующих личности, самоотношение напрямую связано с межличностной и социальной позицией, с масштабом и значимостью поступков, за которые личность принимает ответственность. Самоотношение непосредственно сказывается на степени активности личности, направленной на самовыражение и самореализацию. В структуре самоотношения выделяют уверенность в себе, которая лежит в основе самоуважения, чувства собственного достоинства, гордости.
Согласно изучениям психологов, например, И.В.Дубровиной, "Веским характерным, особенно для подростка, является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее все его действия и поэтому впряженное достаточно заметно в большинстве случаев, хотя иногда и замаскировано, что однако не уничтожает его действенной роли." [9, с.25].
Актуальность данной работы обусловлена значимостью эффективного развития социальной уверенности в себе – важной составляющей психически уравновешенного состояния и социального успеха подростка. Уверенность в себе тесно связана с самооценкой, поэтому будет целесообразно рассматривать их как единое целое. Уверенность в себе помогает формировать здоровую личность, отражает психологическое состояние подростка, регулирует поведение в общественных местах, влияет на его уровень внутреннего счастья и самоудовлетворения. Необходимо помочь подросткам сформировать и укрепить здоровую самооценку. Она предназначена и для тех, кто находится в группе риска, и для тех, кто просто проходит через обычный подростковый период. Под здоровой самооценкой подразумевается позитивное самовосприятие, в том числе понимание и принятие своих слабых сторон, радость по поводу сильных, реалистичное убеждение в своем равенстве по отношению к другим людям.
Уверенная в себе личность высоко ценит свои качества, характеризуется соответствием представлений о себе, ожидает, что отношение окружающих будет таким же как ее представления. Уверенность в себе – это залог развития здоровой и полноценной личности.
Обладающие здоровой самооценкой подростки знают и принимают себя, способны сопереживать себе и другим, действуют честно и открыто, обладают самодисциплиной и применяют здравые когнитивные и поведенческие подходы к борьбе с жизненными трудностями. Они уверены в своей безусловной ценности, несмотря на меняющиеся внешние обстоятельства, а также убеждены в ценности других людей [26, с, 3].
Специалисты по детской психологии утверждают, что на формирование характера и личности ребенка кроме генов в первую очередь влияет семейная атмосфера, на втором месте — культура воспитания. Родители - первые люди, которые могут помочь подростку повысить уровень его уверенности. Если родители соблюдают основные правила взаимоотношений с подростком, то успех будет неизменным. Воспитывая ребенка, родители отвечают за его жизнь и вправе устанавливать свои требования и запреты, но не «диктовать условия», а четко формулировать разумные ограничения и требовать – доброжелательно, последовательно – выполнения этих правил. [7, с.47]. Но, кроме семьи, большая работа по формированию уверенности в себе у подростков с профессиональной точки зрения проводится еще и в общеобразовательных учреждениях.
Целью исследования является изучение формирование уверенности в себе у подростков.
На основании вышесказанного, объектом исследования являются современные дети подросткового возраста.
Предмет исследования - психологические особенности социализации современных подростков.
Решаются следующие задачи:
1. Изучение теоретической информации на тему уровня уверенности подростков, сравнение проблем социальной уверенности в отечественной и зарубежной литературе.
2. Выявление психологических особенностей детей подросткового возраста для формирования социальной уверенности.
3. Изучение исследования социальной уверенности у подростков с подборкой игр, тестов, методик, программ средствами социальной педагогики и психологии.
Методами исследования данной работы являются теоретический анализ учебной, научной и специальной литературы в области психологии, социологии, педагогики, психодиагностики и других областях; сравнительный анализ различных взглядов и подходов к данной проблеме; а также другие общенаучные и частные методы исследования. Информационную базу исследования составляют научные труды отечественных и зарубежных авторов, занимавшихся исследованием и разработавших практические методики.
Теоретико-методологической основой исследования является изучение психологической литературы, а также психолого-педагогических словарей. Наиболее известными по изучению самооценки являются труды А.М. Прихожан, В.Г. Ромека, Дж.Уотсона, Л.С.Выготского, И.С. Кон,
Г.Н. Казанцевой.
Базой исследования в данной работе являются подростки 14-16 лет МБОУ СОШ №10, с. Птичье Изобильненского городского округа Ставропольского края в количестве 30 человек.
Структура курсовой работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Осуществив теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы было выявлено, что проблема развития самооценки подростка развивалась на протяжении всего 19 века как в зарубежной, так и отечественной психологии. Остается она актуальной и по сегодняшний день. Наибольший вклад в изучение данной проблемы внесли отечественные и зарубежные исследователи такие, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, В.В. Столин. Уверенность в себе является одной из базовых характеристик личности, позволяющей ей органично существовать в обществе, а также является важным фактором успешной самореализации.
На формирование уверенности в себе у подростков влияют следующие факторы:
- отношения с родителями, семейные ценности;
- опытный учительский подход к подросткам, своевременно обращая внимание в сложные ситуации;
- активная социальная жизнь.
У детей в подростковом возрасте формируются новые элементы самосознания, типы отношений со сверстниками, родителями и другими людьми, моральные принципы, новые представления о будущем, появляется чувство взрослости. Важную роль в становлении личности подростка занимает формирование уверенности в себе.
Подростковый возраст является периодом бурного и противоречивого развития, своеобразным скачком роста, с изменениями в организме и в психике. В это время усиливается интерес к собственному внутреннему миру, происходит познание самого себя. Именно в данный кризисный период жизни, когда происходит трансформация жизненно важных для индивида структур, осуществляется ломка привычной картины мира, перестройка стандартов и ценностей – отмечаются проблемы с самооценкой личности, выступающей достаточно неустойчивым личностным образованием.
Изучение психологических особенностей формирования социальной уверенности в подростковом возрасте показало, что в этот период формируется самосознание, вырабатывается собственная независимая система стандартов самооценивания и самоотношения, подросток начинает понимать свою особенность и уникальность, в его сознании происходит постепенная переориентация с внешних оценок – на внутренние. Переходный возраст приводит к формированию новой модели поведения: углубляются аспекты самооценки, прослеживается выраженность моральных качеств, повышается влияние оценки социального окружения на самооценку подростка. В подростковом возрасте появляется одна из главных ситуаций, где он должен принять важное решение - выбрать профессию. Для этого нужно разобраться и понять, какие наклонности и интересы есть у подростка. Это испытание для подростка, чтобы реализовать ощущение собственного «Я», не ошибиться, сделать правильный выбор, открыть себе ворота в жизнь. От уверенности в себе зависит стремление к профессиональным успехам и связанные с ним ожидания.
Для организации образования и воспитания на научной основе, необходимо знать своеобразные психологические закономерности этого процесса, его механизмы. В этой области, возрастная и педагогическая психология считаются самыми развитыми отраслями современной психологии. Не получится успешно решить теоретические и реальные вопросы образования и воспитания, полностью не зная психологические закономерности, научных основ процесса образования личности. Воспитание является непрерывным процессом. Поэтому с раннего детства необходимо заниматься, развивать его для успешного будущего ребенка. Личные качества человека формируются на протяжении всей жизни, а происходящие события вокруг человека могут повлиять на его развитие с негативной или положительной стороны. Следовательно, воспитание, особенно подростков считается одной из самых актуальных проблем в области образования.
Изучив исследования формирования социальной уверенности у подростков, можно сделать вывод, что в ходе тестирования и обсуждения данных вопросов наблюдаются положительные изменения в оценке качества их жизни и формированию социальной уверенности у подростков.
Для исследования формирования социальной уверенности подростков существует множество перспектив дальнейшего исследования проблемы. Проведение исследований в области влияния различных факторов на социальную уверенность подростков позволит более полно понять и изучить психику ребенка, помочь ему приспособиться и найти свое место в жизни.



1. Авдулова, Татьяна Возрастные кризисные явления в формировании идентичности подростков / Татьяна Авдулова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 132с.
2. Басина Е.З. Становление самооценки и образа Я, М.: Педагогика, 1988. – 65 с.
3. Бранден Н. Шесть столпов самооценки. М., 2018. – 428 с.
4. Будасси С.А. Защитные механизмы личности. М., 1998. – 39 с.
5. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский // Психология: классические труды, 1996, №3. – 486 с.
6. Головина Е.В. Уверенность в себе как ценностно-мотивационный аспект. Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, 2020, Том 5. № 3(19). – 121-124 с.
7. Дени, Мадлен Родительский авторитет / Мадлен Дени. - М.: Клевер-Медиа-Групп, 2017. – 192 с.
8. Дуан П. Шульц Синдия Э. История современной психологии Шульц 2е издание на русском языке, переработанное и исправленное С-Петербург, 2002. – 437 с.
9. Дубровина, И.В. Возрастные особенности психического развития детей / И.В. Дубровина, М.И. Лисина. – М.: АПН СССР, 1982. – 164 с.
10. Информационный сайт МБОУ СОШ №10, с. Птичье. – URL: https://shkola-10.edusite.ru/ (дата обращения: 28.02.23).
11. Информационный сайт Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы – URL: https://cspsid-pechatniki.ru/ (дата обращения: 28.02.23).
12. Казанская, В.Г. Подросток. Трудности взросления / В.Г. Казанская. - Спб.: Питер, 2008. – 209 с.
13. Карвасарский Б. Д. Диагностика уверенности в себе // Клиническая психология. – М., 2004. – 541 с.
14. Кариенко Л.А., Петровский А.В. Краткий психологический словарь. М.: Просвещение, 1981. – 434 с.
15. Киприянова, Е.В. Исследование ценностных ориентаций старшеклассников и управление социализацией личности / Е.В. Киприянова // Обществознание в школе, 1999, №2. – 50-53 с.
16. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание / И.С. Кон. – М.: Политиздат, 1984. – 342 с.
17. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет / Ун-т Рос. акад. образования - 5-е изд. - М. : Изд-во УРАО, 1999. – 175 с.
18. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. – М: Смысл, 1992.-18 с.
19. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь/ Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — М.: Прайм-Еврознак, 2009. – 632 с.
20. Мижериков, В. А. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений / В. А. Мижериков.- Ростов-на-Дону.:Феникс, 1998. – 544 с.
21. Мульдаров, В. К. Психологический словарь / В. К. Мульдаров, И. М. Кондаков. — Эл. ресурс. URL: https://spbguga.ru/files/03-5-01-005.pdf (Дата обращения: 28.02.23).
22. Наговец Л. Ю. Уверенность как психологический феномен. Текст научной статьи, 2012. – 4 с.
23. Немов, Р.С Психологический словарь / Р. С. Немов. — М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2007. – 560 с.
24. Папура, А. А. Психологическое сопровождение подростков по формированию уверенности в себе как показателя субъективной оценки качества жизни: автореф. дис. кандидат психологических наук: 19.00.07 / А. А. Папура. — Ставрополь, 2011. – 110-113 с.
25. Папура А.А. Формирование уверенности в себе у подростков. Текст научной статьи по специальности «Психологические науки», Вестник ТГПУ, 2010, Выпуск 5(95) – 115-119 с.
26. Прихожан А.М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе. М., 2000. – 240 с.
27. Программно-методический комплекс дифференциальной диагностики поведенческих нарушений несовершеннолетних «Диагност-Эксперт+» Методическое руководство. Сборник тестов. Москва, 2017. Авторы-составители: Н.В. Дворянчиков, В.В. Делибалт, Е.Г. Дозорцева, М.Г. Дебольский, А.В. Дегтярев, Р.В. Чиркина. – 200 с.
28. Психология детства. Учебник. Под редакцией члена-корреспондента РАО А. А. Реана – СПб.: «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 192 с.
29. Психология развития. / Под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой - М: ЧеРо, 2005. – 526 с.
30. Райс, Филип Психология подросткового и юношеского возраста / Филип Райс , Ким Долджин. - М.: Питер, 2018. – 808 с.
31. Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. - М.: Прайм-Еврознак, 2017. - 746 с.
32. Ромек В.Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности: дис. канд. психол. наук. – Ростов на Дону: Изд-во РГУ, 1997. – 12 с.
33. Рыженко, Ирина Как повысить самооценку. Простые шаги к уверенности и успеху / Ирина Рыженко. - М.: Издательские решения, 2018. – 986 с.
34. Собчик Л.Н. Психологические индивидуальности. Теория и практика – психодиагностики / СПб.: «Речь», 2005. – 624 с.
35. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 736 с.
36. Сушинских С. Подростковый возраст. Психологические особенности//Журнал практического психолога.-№3-1999.
37. Хилл Н. Законы успеха - М.: «Попурри» 2009. – 328 с.
38. Холл, Стэнли Инстинкты и чувства в юношеском возрасте / Стэнли Холл. - М.: Издательство газеты "Школа и жизнь" L'Ecole et La Vie, Типография "Север", 2017. – 90 с.
39. Шаб, Л. Ключ к себе. Повышаем самооценку / Лиза Шаб; пер. с англ. В. Горохова ; [науч. ред. А. Пингачева]. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2021. – 240 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ