Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологические аспекты патриотизма студентов – будущих психологов служебной деятельности (Нижегородский государственный университет)

Работа №117893

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы55
Год сдачи2022
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
160
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского
Выборка: 30 человек .
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНТОВ – ПСИХОЛОГОВ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…… 6
1.1.Психологические аспекты патриотизма, его структура и детерминанты 6
1.2. Проблема развития патриотизма и возможности его становления в процессе профессионализации студентов – психологов в сфере служебной деятельности 14
1.3. Патриотизм и система ценностей современных психологов в сфере служебной деятельности 16
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 20
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ В СФЕРЕ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
2.1. Организация, методы и методики эмпиричеcкого иccледования 21
2.2. Результаты исследования патриотизма, ценностных ориентаций и базовых убеждений студентов – психологов служебной деятельности 25
2.3. Анализ результатов эмпиричеcкого исследования 33
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
ВЫВОДЫ 42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………47


В условиях социальной нестабильности и частых изменений в российском обществе формирование патриотизма и развитие патриотов является одной из самых актуальных и значимых проблем. При этом, как показывают исследования [49], сам патриотизм оказывается сложным социокультурным явлением, которое можно охарактеризовать многоаспектностью своего содержания и многообразием проявлений в различных социальных ситуациях. Поэтому решение важной государственной задачи воспитания патриотов и создания реальных условий для обеспечения этого воспитательного процесса не будет эффективным при отсутствии знаний о степени выраженности и специфике проявления патриотизма, а также его месте в системе ценностных ориентаций современной молодежи, в том числе и студентов будущих психологов.
Степень разработанности проблемы.
Определением сущности патриотизма занимались В.А. Кольцов, А.В. Кузнецова, В.К. Левашов, В.В. Макарова, С.В. Слукина. Различные компоненты структуры патриотизма рассмотрены в работах Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Д.Д. Муретова, П.Б. Струве, Е.Н. Трубецкого, а также в работах современных авторов, среди которых С.Ю. Иванова, А.В. Юревич, А.В. Потемкин, А.Л. Журавлев и др.
Рассмотрению задач, принципов, тенденций и проблем патриотического воспитания молодого поколения на современном этапе развития российского общества посвящены работы С.Т. Алиевой, З.И. Магомедовой, Е.В. Литвиновой, Д.А. Шведова и др.
Исследованиями проблематики ценностей и ценностных ориентаций личности занимались Т. Парсонс, А. Маслоу, В.А. Ядов, Г.В. Осипов, Н.И. Лапин, А.Г. Здравомыслов и др.
Вопросам социализации студентов, проблемам формирования ценностных ориентаций учащейся молодежи посвящены работы В.Ф. Левичевой, В.Т. Лисовского, Е.Л. Омельченко и ряда других авторов.
Целью данной работы является изучение особенностей проявления патриотизма у студентов – будущих психологов служебной деятельности и специфики взаимосвязи компонентов патриотизма с их ценностными ориентациями.
Объектом исследования является личностная сфера студентов – психологов служебной деятельности.
Предмет исследования: проявления патриотизма и ценностные ориентации студентов – психологов служебной деятельности.
Гипотезы:
1. У студентов – психологов служебной деятельности будет наблюдаться неравномерная степень выраженности разных компонентов патриотизма, как системного качества их личности.
2. Разные компоненты патриотизма студентов – психологов служебной деятельности будут иметь как положительный, так и отрицательный характер связи с их ценностными ориентациями.
Теоретические задачи:
1. Проанализировать научную литературу по проблеме патриотизма студентов – психологов служебной деятельности;
2. Определить понятие «патриотизм»; раскрыть его психологические аспекты, структуру и основные факторы, специфику соотношения с ценностными ориентациями личности.
3. Подобрать методический инструментарий для изучения патриотизма и ценностных ориентаций личности студентов – будущих психологов служебной деятельности.
Эмпирические задачи:
1. Определить степень выраженности основных компонентов патриотизма у студентов – психологов служебной деятельности.
2. Изучить степень выраженности реальных ценностных ориентаций студентов – будущих психологов в сфере служебной деятельности.
3. Установить характер взаимосвязи основных компонентов патриотизма с реальными ценностными ориентациями студентов – психологов служебной деятельности.
Тип исследования: теоретико-эмпирическое.
Методы:
 теоретические (анализ научной литературы по проблеме исследования; обобщение и систематизация научных данных);
 эмпирические (тестирование);
 методы анализа данных (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных);
Методики:
 Тест исследования патриотизма «Патриограмма» С.И. Кудинова и А.В. Потемкина;
 «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности» С.С.Бубновой;
Тезаурус:
Патриотизм – это устойчивое положительное отношение человека к месту своего рождения, к истории и культуре своего Отечества, принятие его, переживание успехов и неудач, активное и позитивное участие в сохранении и приумножении всего лучшего, что накоплено предшествующими поколениями [43].
Ценности – существенные универсальные цели и эталоны (нормы). Это положительная или отрицательная значимость для человека тех или иных объектов. Ценность - это объект направленных на него интересов [24].
Ценностные ориентации – важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, представляющий предпочтения и стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей [46].


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2019. 363 с.
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб., 2017. – С. 292-313.
3. Бозаджиев В.Л. Психолог: профессия и личность. – Челябинск: Издательство Печатный двор, 2011. – 424 с.
4. Бражников А.Н. Психология нравственности профессионала. – М.: Универсальная книга, 2009. – 432 с.
5. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. № 5. Т. 20. – С. 38-44.
6. Бубнова С.С, Сытин А.Н. Ценностные ориентации молодежи различных регионов России: принципы, методы, результаты исследования / Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. 24-28 сентября 2006 г. Сочи, 2006. – С. 28-37
7. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Смысл, 2006. 200 с.
8. Воронова Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие. – М.: Гардарики, 2011. – 153 с.
9. Гаврилушкин, С.А. Психологическая специфика проявления ответственности личности у студентов с различной патриотической направленностью: автореферат диссертации / С.А. Гаврилушкин. – М., – 2012. – 243 с.
10. Гацалов Х. Х. Только вера и патриотизм остановят нечисть// Патриотизм как идеология возрождения России : сб. и ст. и докл. /отв. ред. д-р ист. наук Т. С. Гузенкова ; Рос. ин-т стратег. исслед. – М. : РИСИ, 2014 – с.260
11. Горькая, Ж. В. Г71 Психология ценностей : учебное пособие / Ж. В. Горькая. – Самара : Изд-во «Самарский университет», 2014. – 92 с.
12. Данакари Р.А. Патриотизм и дружба народов как базисные детерминанты российской цивилизации // Вестник ВолГУ. – Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – 2019. – № 5. – С. 32 - 35
13. Демидова А.И. Патриотизм советского народа – важнейший фактор великой победы // Научный журнал «Вестник Московского университета» Сер. 18. Социология и политология. – 2010. - № 3. – С.216
14. Дулина Г.С., Захарова А.Н. Ценностные приоритеты студенческой молодежи в условиях становления гражданского общества // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 1–2 (77). С. 63–67.
15. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Патриотизм как объект изучения психологической науки // Психологический журнал. – 2016. – Том 37. – № 3. – С. 88-98.
16. Журавлева Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход / Н. А. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2013. -522 с.
17. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект, 2006. – 330 с.
18. Иванова С. Ю. Проблемы становления и развития современного российского патриотизма // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2003. №4.
19. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Типограф, 2010. 981с.
20. Климов Е.А. О профессии и о себе // Национальный психологический журнал. – 2007. – №1 (2). – С. 48-51.
21. Кольцова, В.А., Соснин, В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе / В.А. Кольцова, В.А. Соснин // Психологический журнал. - 2005. - № 4. – С. 89-98.
22. Кораблина Е.П. Субъект помогающей деятельности как предмет психологического исследования // Психологические проблемы самореализации личности. – 2000. – №4. – С. 147-155.
23. Кудинов, С.И. Психологический анализ проявления патриотичности личности у студентов / С.И. Кудинов, И.Б. Кудинова, С.С. Кудинов // Вестник Российского университета дружбы народов. – М., 2013. – № 2. – С.5- 12.
24. Кучуков М.М. Исторические типы патриотизма: автореф. дис. канд. пс. наук – Ростов н/Д.: 1984. – С. 32.
25. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов [электронный ресурс].
26. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. С. 223–232
27. Локалова Н.П. Психология. Введение в профессию. – СПб.: Питер, 2010. – 176 с.
28. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1991. – 339 с.
29. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – 323 с.
30. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.
31. Микляева А.В., Румянцева П.В., Тужикова Е.С., Тупицына И.А. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности начинающих психологов: методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 67 с. Эту книгу можете найти и из нее еще что-то взять
32. Ожерельева Т.А. Развитие методов тестирования // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 6. – С. 51 - 57
33. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 200. 234с.
34. Патриотизм как фактор эффективного развития российского государства / под ред. И.В. Бочарникова. М.: Российский государственный университет им. Г.В. Плеханова, 2015
35. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы / Мво образования и науки Российской Федерации, ООО «Соврем. образоват. концепции» - М.: АСТраст, 2009. – 240 с.
36. Потемкин А.В. Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности: автореф. дис. канд. пс. наук – Новосибирск.: 2009. – 34
37. Потемкин А.В. Новые методы исследования патриотизма // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 4. – С. 39-42.
38. Рожкова Л.В., Васильева Н.Д. Гражданственность и патриотизм как основания социальной консолидации российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2014. –№ 3. – С. 123-129.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 424 с.
40. Савченко И.А., Варавкина А.В. Актуальные проблемы управления развитием образовательной организации // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 1. – С. 1034-1036.
41. Селиверстова Н.А., Курганская М.Я. Патриотизм // Знание. Понимание. Умение. – 2017. – № 1. – С. 23 - 26
42. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
43. Стернин И.А. Проблемы интерпретации результатов ассоциативных экспериментов // Вопросы психолингвистики. – 2020. – № 3 (45). – С. 51 – 56
44. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии / А.В. Сухарев. - М.: Институт психологии РАН, 2008. – с. 312-576.
45. Ушаков Д.Н. Толковый словарь. М.: Полиграфкнига 1935-1940. – 960 с.
46. Хорина Г.П. Патриотизм в русской культуре // Знание. Понимание. Умение. – 2018. – № 4. – С. 41 - 43
47. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: учебное пособие. – М.: Ось-89. 2003. – 272 с.
48. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. М.: Современное слово 2013. – 541 с.
49. Юревич Андрей Владиславович Психологические аспекты патриотизма // Прикладная юридическая психология. 2016. – №1. – С. 43-46
50. Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. 92 с.
51. Википедия: Патриотизм [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Патриотизм (дата обращения 18.03.2022)
52. Путин В.В. Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте 2012: [Электронный ресурс]. URL: https://ruskline.ru/news_rl/2012/09/13/vladimir_putin_my_dolzhny_stroit_svoyo_buduwee_na_prochnom_fundamente/ (дата обращения: 05.03.2022)



1. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2019. 363 с.
2. Бодалев А.А., Столин В.В. Общая психодиагностика. – СПб., 2017. – С. 292-313.
3. Бозаджиев В.Л. Психолог: профессия и личность. – Челябинск: Издательство Печатный двор, 2011. – 424 с.
4. Бражников А.Н. Психология нравственности профессионала. – М.: Универсальная книга, 2009. – 432 с.
5. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психологический журнал. 1999. № 5. Т. 20. – С. 38-44.
6. Бубнова С.С, Сытин А.Н. Ценностные ориентации молодежи различных регионов России: принципы, методы, результаты исследования / Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. 24-28 сентября 2006 г. Сочи, 2006. – С. 28-37
7. Василюк Ф. Е. Психология переживания. М.: Смысл, 2006. 200 с.
8. Воронова Е.Н. Воспитать патриота: программы, мероприятия, игры: метод. пособие. – М.: Гардарики, 2011. – 153 с.
9. Гаврилушкин, С.А. Психологическая специфика проявления ответственности личности у студентов с различной патриотической направленностью: автореферат диссертации / С.А. Гаврилушкин. – М., – 2012. – 243 с.
10. Гацалов Х. Х. Только вера и патриотизм остановят нечисть// Патриотизм как идеология возрождения России : сб. и ст. и докл. /отв. ред. д-р ист. наук Т. С. Гузенкова ; Рос. ин-т стратег. исслед. – М. : РИСИ, 2014 – с.260
11. Горькая, Ж. В. Г71 Психология ценностей : учебное пособие / Ж. В. Горькая. – Самара : Изд-во «Самарский университет», 2014. – 92 с.
12. Данакари Р.А. Патриотизм и дружба народов как базисные детерминанты российской цивилизации // Вестник ВолГУ. – Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. – 2019. – № 5. – С. 32 - 35
13. Демидова А.И. Патриотизм советского народа – важнейший фактор великой победы // Научный журнал «Вестник Московского университета» Сер. 18. Социология и политология. – 2010. - № 3. – С.216
14. Дулина Г.С., Захарова А.Н. Ценностные приоритеты студенческой молодежи в условиях становления гражданского общества // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 1–2 (77). С. 63–67.
15. Журавлев А.Л., Юревич А.В. Патриотизм как объект изучения психологической науки // Психологический журнал. – 2016. – Том 37. – № 3. – С. 88-98.
16. Журавлева Н. А. Психология социальных изменений: ценностный подход / Н. А. Журавлева. - М.: Институт психологии РАН, 2013. -522 с.
17. Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Академический проект, 2006. – 330 с.
18. Иванова С. Ю. Проблемы становления и развития современного российского патриотизма // Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Серия: Общественные науки. 2003. №4.
19. Карамзин Н.М. История государства Российского. М.: Типограф, 2010. 981с.
20. Климов Е.А. О профессии и о себе // Национальный психологический журнал. – 2007. – №1 (2). – С. 48-51.
21. Кольцова, В.А., Соснин, В.А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе / В.А. Кольцова, В.А. Соснин // Психологический журнал. - 2005. - № 4. – С. 89-98.
22. Кораблина Е.П. Субъект помогающей деятельности как предмет психологического исследования // Психологические проблемы самореализации личности. – 2000. – №4. – С. 147-155.
23. Кудинов, С.И. Психологический анализ проявления патриотичности личности у студентов / С.И. Кудинов, И.Б. Кудинова, С.С. Кудинов // Вестник Российского университета дружбы народов. – М., 2013. – № 2. – С.5- 12.
24. Кучуков М.М. Исторические типы патриотизма: автореф. дис. канд. пс. наук – Ростов н/Д.: 1984. – С. 32.
25. Лебедев С.А. Философия науки: Словарь основных терминов [электронный ресурс].
26. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 2007. С. 223–232
27. Локалова Н.П. Психология. Введение в профессию. – СПб.: Питер, 2010. – 176 с.
28. Ломоносов М.В. О воспитании и образовании. – М.: Педагогика, 1991. – 339 с.
29. Люблинская А.А. Детская психология. – М.: Просвещение, 1971. – 323 с.
30. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика. – СПб.: Питер, 2008. – 480 с.
31. Микляева А.В., Румянцева П.В., Тужикова Е.С., Тупицына И.А. Психологическое сопровождение профессиональной деятельности начинающих психологов: методическое пособие. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. – 67 с. Эту книгу можете найти и из нее еще что-то взять
32. Ожерельева Т.А. Развитие методов тестирования // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 6. – С. 51 - 57
33. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический проект, 200. 234с.
34. Патриотизм как фактор эффективного развития российского государства / под ред. И.В. Бочарникова. М.: Российский государственный университет им. Г.В. Плеханова, 2015
35. Патриотическое воспитание сегодня. Анализ, проблемы, перспективы / Мво образования и науки Российской Федерации, ООО «Соврем. образоват. концепции» - М.: АСТраст, 2009. – 240 с.
36. Потемкин А.В. Национально-психологические особенности проявления патриотизма личности: автореф. дис. канд. пс. наук – Новосибирск.: 2009. – 34
37. Потемкин А.В. Новые методы исследования патриотизма // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2008. – № 4. – С. 39-42.
38. Рожкова Л.В., Васильева Н.Д. Гражданственность и патриотизм как основания социальной консолидации российского общества // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2014. –№ 3. – С. 123-129.
39. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2006. 424 с.
40. Савченко И.А., Варавкина А.В. Актуальные проблемы управления развитием образовательной организации // Экономика и предпринимательство. – 2017. – № 1. – С. 1034-1036.
41. Селиверстова Н.А., Курганская М.Я. Патриотизм // Знание. Понимание. Умение. – 2017. – № 1. – С. 23 - 26
42. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2002. – 576 с.
43. Стернин И.А. Проблемы интерпретации результатов ассоциативных экспериментов // Вопросы психолингвистики. – 2020. – № 3 (45). – С. 51 – 56
44. Сухарев А.В. Этнофункциональная парадигма в психологии / А.В. Сухарев. - М.: Институт психологии РАН, 2008. – с. 312-576.
45. Ушаков Д.Н. Толковый словарь. М.: Полиграфкнига 1935-1940. – 960 с.
46. Хорина Г.П. Патриотизм в русской культуре // Знание. Понимание. Умение. – 2018. – № 4. – С. 41 - 43
47. Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию: учебное пособие. – М.: Ось-89. 2003. – 272 с.
48. Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. М.: Современное слово 2013. – 541 с.
49. Юревич Андрей Владиславович Психологические аспекты патриотизма // Прикладная юридическая психология. 2016. – №1. – С. 43-46
50. Яницкий М. С. Ценностно-смысловая сфера личности. Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999. 92 с.
51. Википедия: Патриотизм [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Патриотизм (дата обращения 18.03.2022)
52. Путин В.В. Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте 2012: [Электронный ресурс]. URL: https://ruskline.ru/news_rl/2012/09/13/vladimir_putin_my_dolzhny_stroit_svoyo_buduwee_na_prochnom_fundamente/ (дата обращения: 05.03.2022)

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ