Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Административно-правовой режим особо охраняемых природных территорий

Работа №117880

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы82
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
162
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Понятие особо охраняемых природных территорий 8
1.1 Определение особо охраняемых природных территорий 8
1.2 Виды особо охраняемых природных территорий 12
1.3 Особо охраняемые природные территории в системе международного экологического права 17
Глава 2 Правовой режим особо охраняемых природных территорий 30
2.1 Состав природно-заповедного фонда особо охраняемых природных территорий 30
2.2 Особенности правового режима земельных участков в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий 36
Глава 3 Проблемы организации и охраны особо охраняемых природных территорий 50
3.1 Порядок и особенности образования особо охраняемых природных территорий 50
3.2 Охрана и контроль в области защиты ООПТ 60
3.3 Международно-правовой механизм в области охраны особо охраняемых природных территорий 67
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 76

Актуальность исследования понятий и механизма формирования административно-правового режима особо охраняемых природных территорий состоит в существующей неполноте нормативно-правового регулирования данной сферы.
Вопросам организации и функционирования особо охраняемых природных территорий уделяется повышенное внимание, в большей части государств мира, которые имеют обширную систему общенациональных природных резерватов с инфраструктурой хозяйственных учреждений, для прямого руководства ими создают специализированные управленческие структуры с целым набором специфических административных функций.
Разработанные в настоящее время экологические стандарты являются важным средством сохранения окружающей среды, благополучия и безопасности человека [65, с.87].
На территории Российской Федерации насчитывается сотни государственных природных заповедников, десятки государственных природных биосферных заповедников, национальных парков и заказников, федерального значения, которые подведомственны Министерству природных ресурсов и экологии РФ.
Государственные особо охраняемые природные территории федерального значения (далее по тексту - ООПТ) находятся в ведении уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в лице Министерства природных ресурсов и экологии РФ. ООПТ регионального значения подчиняются учредителю или профильному органу исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления. Основной задачей любой ООПТ является обеспечение сохранение находящихся на данной территории объектов окружающей природной среды, что предполагает особый правовой режим для обеспечения такого сохранения.
Необходимость выделения государством таких объектов и введения особого режима охраны соответствующих территории определяется рядом причин. Анализ формирования правовых механизмов и норм, связанных с охраной ООПТ, позволяет выделить основные из существующих в данном отношении причин подобной деятельности государства по их направленности: экономика, экология, здравоохранение, рекреация, культура и наука.
Различное развитие в природном отношении существующих в мире государств не только позволяет воспользоваться наработанным иностранным правовым материалов в целях наилучшего обеспечения экологической функции российского государства, но также требует и применять критичный подход при использовании подобного зарубежного опыта.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые складываются в сфере правового регулирования особо охраняемых природных территорий.
Предметом исследования выступают правовые нормы, регулирующие понятие, сущность правового режима ООПТ.
Цель состоит в комплексном анализе теоретических основ правового режима такой разновидности ООПТ, как государственный природный заповедник, а также обозначение актуальных проблем по теме исследования.
Поставленная цель определила следующие задачи:
• изучить определение особо охраняемых природных территорий;
• рассмотреть виды особо охраняемых природных территорий;
• охарактеризовать понятие государственных природных заповедников, их особенности и задачи;
• исследовать нормативно-правовое регулирование в области охраны государственных природных заповедников;
• проанализировать состав природно-заповедного фонда;
• выявить особенности правового режима земельных участков в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий;
• проанализировать порядок и особенности образования государственных природных заповедников;
• рассмотреть охрану и контроль в области защиты государственных природных заповедников;
• исследовать международно-правовой механизм в области охраны государственных природных заповедников.
Методологическую основу работы составили общие и специальные методы научного познания. Среди общих методов необходимо выделить диалектический, формально-логический, историко-правовой и метод системного анализа. В качестве специальных методов применяется сравнительно-правовой метод, метод изучения нормативной правовой базы, статистический и аналитический методы.
Степень разработанности проблемы. Вопросы управления особо охраняемыми природными территориями, как правило, решались на основе общих подходов к теории государственного управления, разработанных А. П. Алехиным, Г. В. Атаманчук, Д. Н. Бахрахом, Б. Н. Габричидзе, В. Г. Игнатовым, А. А. Кармолицким, А. П. Лончаковым, Г. И. Петровым, Б. В. Россинским, Ю. Н. Стариловым, Ю. А. Тихомировым, А. Г. Чернявским и другими учеными-административистами.
Большой вклад в исследование управления и контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий внесли: С. А. Боголюбов, М. М. Бринчук, Н. Ф. Реймерс, В. Б. Степаницкий, А. С. Шейнгауз, А. С. Шестаков, Ф. Р. Штильмарк и другие.
Основные положения, выносимые на защиту выпускной квалификационной работы.
1. Законодатель выделяет несколько режимов ООПТ, которые отличаются степенью своей охраны, природоохранной, хозяйственной, рекреационной и иной деятельностью, осуществляемой на их территориях. Правовой режим охраны и использования на отдельных участках данных ООПТ различен. Для информирования общественности относительно различий между режимами различных ООПТ следует больше внимание уделять эколого-правовому просвещению населения и эколого-правовому образованию в средних и высших учебных заведениях (и ДПО).
2. Экологическое право - молодая и комплексная отрасль права, которая в настоящий момент находится в процессе своего формирования, носящем неоднозначный характер. Выявляются разночтения в действующем природоохранном законодательстве Российской Федерации. Так, в ФЗ «Об охране окружающей природной среды» не прописаны четко правовые режимы различных видов ООПТ. Подобная дифференциация имеет большое значение на практике в связи с участием некоторых современных ООПТ в осуществлении деятельности по получению прибыли, что ставит под угрозу уникальные объекты природы, находящиеся на их территориях .
3. Целесообразно систематически проводить инвентаризацию памятников природы, объектов, комплексов, растительного и животного мира с целью выявления редких и исчезающих видов, что приведет к корректировке правового режима защиты участков (территории) различных видов ООПТ. Необходимо также разработать и юридически закрепить методы (правила) расчета ущерба, причинённого природе.
4. Предлагается упорядочить систему управления и государственного контроля за деятельностью ООПТ. Целесообразно выделить управление деятельностью ООПТ из подчинения Министерства природных ресурсов и экологии РФ, которое занимается двумя противоположными функциями - охраной природы и природопользованием. Данную модель государственно-правового управления стоит перенести также на субъекты Российской Федерации.
5. Законодательство позволяет привлекать к дисциплинарной, гражданско-правовой (имущественная), административной, уголовной и материальной ответственности за правонарушения, направленные против ООПТ. Однако на практике можно назвать мало прецедентов полного использования всех этих видов при нарушении законодательства об особо охраняемых природных территориях, это обуславливает необходимость совершенствования законодательства и правоприменительной практики в рассматриваемой сфере.
Практическая значимость исследования заключается в теоретической разработке направлений повышения эффективности режима особо охраняемых природных территорий и совершенствования правовой базы в области государственного управления и контроля за режимом ООПТ при реализации природоохранных мероприятий . Положения, выявленные в рамках проведенного исследования, могут быть использованы на занятиях по экологическому и природоресурсному праву.
Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы выпускной квалификационной работы получили апробацию, они обсуждались с руководителем ВКР, с сотрудниками природоохранных учреждений, а также были доложены на Всероссийской научно - практической конференции «Молодые учёные России» (7 декабря 2020 года) и опубликованы в сборнике научных статей.
Структура исследования предопределена поставленной целью и следующими из нее задачами. Работа состоит из трех глав, содержащих восемь параграфов, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Охрана земель особо охраняемых природных территорий, в частности, государственных природных заповедников и обеспечение их экологической безопасности, являются главными критериями социально - экономического и экологического развития нашей страны.
Исходя из исключительной социальной и экологической важности отдельных местностей, представителей фауны или флоры для них определены особые условия охраны. Государством урегулированы использование и охрана природных объектов, осуществляемые на основании специального законодательства - водного, лесного, земельного, об охране и использовании животного мира и т.д. и сформированы предпосылки охраны окружающей среды в целом, составляющие основу экологического законодательства.
Заповедники являются классической и ранней для России формой сохранения существующих экосистем. На территории заповедника запрещено отчуждать недвижимое имущество и природные ресурсы, а также запрещается приватизация и передача в пользование или аренду расположенных на данной территории земельных участков . Государственные природные заповедники получают статус юридического лица и финансируются за счет бюджета государства. Управление заповедником возлагается на администрацию, возглавляемую директором.
Земля, ресурсы и другие природные объекты заповедника находятся в федеральной собственности. На праве постоянного (бессрочного) пользования за природным заповедником закрепляются земельные участки. Исследуя земельное законодательство, можно прийти к выводу, что в настоящий момент существует необходимость решения ряда существенных проблем, которые препятствуют стабильному существованию заповедников в совершенно новых социальных, политических и экономических условиях.
Можно выделить следующие проблемы, связанные с охраной ООПТ и пути их решения. Во-первых, одной из главных проблем является угроза территориального единства заповедников. Угроза связана с тем, что во многих заповедниках не установлена четкая граница территории, что приводит к грубому нарушению их экологической системы. Поэтому важным направлением деятельности по сохранению в естественном состоянии заповедников являются мероприятия по выделению внешних границ и оснащение их аншлагами, информационными щитами и знаками.
Во-вторых, требуется разработка научных подходов по экологическому обоснованию оптимального землепользования в новых и современных условиях. Нужно решать не только локальные задачи, которые связаны с состоянием окружающей среды, но и двигаться в определённых направлениях: должна проводиться взвешенная социальная и демографическая политика, экономическое и технологическое развитие. Повышение статуса обязательных мероприятий по проектам землеустройства, для изменения на территориях заповедников, так же будет являться главным аспектом.
Следующая проблема связана с тем, что оборот земли при отсутствии государственного регулирования увеличивает вероятность её нерационального использования, а вялость государственных органов способствует увеличению кризиса в экологической сфере. Для этого необходимо привести существующую законодательную базу в соответствие с новыми нормами экологического права и увеличить роль землеустройства. Разработка и строгое соблюдение мер поощрения за правильное использование земельных ресурсов и санкции за неправильное использование, поможет повысить уровень экологической обстановки и безопасности.
Ещё одной из важных проблем, связанной с охраной заповедников, является игнорирование экологических факторов, которые приводят к появлению неэффективной системы землепользования и к созданию экологически несбалансированных природных ландшафтов. Изменения в больших масштабах может иметь необратимый характер.
Нами были сформулированы следующие рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.
1. Одним из первых шагов следует считать разработку и утверждение новой редакции Положения об организации научно-исследовательской деятельности в государственных природных заповедниках, а также методического руководства по организации экологического мониторинга и проведению его в заповедниках.
2. Необходимо установить, что понижение статуса лесов первой группы возможно только по решению правительства РФ, а перевод лесов особо охраняемых природных территорий в другие группы не допускается.
Нужны корректировки, отражающие изменения, произошедшие как в социально-экономических условиях функционирования общества , так и в праве за последние 10 лет. Например, под особо охраняемыми природными территориями в действующем законодательстве понимаются как участники земной поверхности так и юридические лица; подобная двойственность понимания данного термина противоречит нормам Гражданского кодекса РФ. Появление в качестве законопроектов нескольких принципиально новых по своему содержанию документов, написанных келейно без каких-либо консультаций с администрацией заповедников и национальных парков, также вызывает большое беспокойство.
3. Есть проблемы с охраной территории ООПТ посредством норм Уголовного кодекса РФ и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Не установлено законодательно и что следует понимать под значительным ущербом данным территориям .
4. Еще одна важная современная проблема - охрана института государственного инспектора в заповедниках. Труд государственных инспекторов должен быть защищен введением обязательного государственного социального страхования.
5. Одной из основных причин существующих сегодня правонарушений является отсутствие в стране полноценного кадастра ООПТ (перечня ООПТ с описанием границ и режимов охраны), неравномерное изучение природы различных территорий, отсутствие единой геоинформационной базы ООПТ. Это затрудняет применение единых методических подходов к их оценке; в настоящее время при планировании будущей хозяйственной деятельности невозможно учитывать особенности не только самих ООПТ, но и прилегающих территорий.
6. Проведенное исследование показывает, что в дальнейшем задачами заповедников будут являться повышение эффективности работ по охране заповедных территорий; более эффективное использование научного потенциала и существующих кадровых и материальных резервов; усиление поддержки идей заповедного дела широкими слоями населения, организация соответствующего просвещения ; интеграция заповедников в социально-экономическую сферу регионов России.


1. Анисимов, А.П. Экологическое право: учебник / А. П. Анисимов. - М.: Юрайт, 2015. - 504 с.
2. Апелляционное определение Московского городского суда от 18 ноября 2016 г. по делу № 33а-45970/201611 [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Москва, 2020.
3. Балашенко, С.А. Экологическое право / С.А. Балашенко. - Минск: Веды, 2019. - 351 с.
4. Бобылев, А.И. Правовой режим использования и охраны природных объектов и природных ресурсов / Минск: Новый юрист, 2015. - 215 с.
5. Боголюбов, С.А. Экологическое право: учебник для вузов / С. А. Боголюбов. - М.: Высшее образование, 2016. - 485 с.
6. Бринчук, М.М. Экологическое право (право окружающей среды) / М.М. Бринчук. - Минск: Веды, 2018. - 259 с.
7. Бринчук, М.М. Экологическое право / М..М. Бринчук. - М.: Зерцало, 2010. - 672 с.
8. Васильева, М.И. Проблемы защиты общественного интереса в экологическом праве / М. И. Васильева. - М.: Норма, 2016. - 213 с.
9. Введенин, Н.Н. Экологическое право / Н.Н. Введенин. - М.: Новый юрист, 2015. - 212 с.
10. Вербицкий, В.В. Правовое регулирование обеспечения экологической безопасности: автореф. дис. ... канд. юрид. Наук / В.В. Вербицкий. - М., 2009. - 24 с.
11. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ: принят Государственной Думой 12 апреля 2006 года: одобрен Советом Федерации 26 мая 2006 года [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс». - Москва, 2020.
12. Волков, Г.А. Экологическое право: объекты экологических правоотношений / Г.А. Волков. - М.: ИГП РАН, 2011. - 152 с.
13. Гоев, А.В. Экологическое право / А.В. Гоев. - М.: Молодежное научное общество, 2016. - 160 с.
14. Дёжкин, В.В., Попова, Л.В. Основы биологического природопользования: учебное пособие / В.В. Дёжкин, Л.В. Попова. - М.: Этера, 2014. - 310 с.
15. Демичев, Д.М. Экологическое право. Особенная часть / Д.М. Демичев. - М.: Эксмо, 2017. - 497 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ