Введение 3
1 История развития институтов помилования и амнистии 8
1.1 Амнистия и помилование в дореволюционном уголовном праве и в
советский период 8
1.2 Развитие институтов амнистии и помилования в зарубежном праве 13
2 Общетеоретические вопросы институтов помилования и амнистии 18
2.1 Теоретические и правовые основания становления и развития институтов помилования и амнистии 18
2.2 Международный опыт применения институтов помилования и амнистии 36
3 Некоторые особенности институтов помилования и амнистии 52
3.1 Основные отличия институтов амнистии и помилования 52
3.2 Проблемы применения институтов амнистии и помилования 55
Заключение 69
Список используемых источников 74
Помилование в современных толковых словарях определяется как прощение и милость. Немецкий правовед Ф. Лист писал: «Право помилования возникло в эпоху Римской империи». У римлян прерогативой верховной власти было право издания распоряжений об отказе или прекращении уголовного преследования в отношении определенных лиц.
Термин «амнистия» происходит от греческого слова amnestia, которое означает забвение, прощение. Особенностью акта об амнистии является действие такого акта во времени, - как правило, акты об амнистии распространяют свое действие на лиц, совершивших преступление до момента вступления актов в законную силу, и не распространяются на лиц виновных в совершении преступных деяний после этого момента. Акты об амнистии могут применяться судами и спустя много лет после их издания, но в этих случаях амнистия касается только тех лиц, которые совершили преступления до ее объявления. Амнистия не отменяет наказуемость определенных деяний, а только в отношении установленных категорий лиц допускает отказ от применения уголовного наказания.
Помилование осужденных подразумевает полное или частичное освобождение этих лиц от отбывания наказания или его смягчения. При этом, с одной стороны, с учетом содеянного и личности виновных берется во внимание, не нанесет ли их досрочное освобождение явного вреда интересам общества, исправлению и перевоспитанию лиц, а с другой — выясняется, не будет связано продолжение исполнения приговоров с причинением чрезмерных страданий виновным и их близким.
Следует отметить, что на сегодняшний день существует ряд правовых проблем, связанных с категориями помилования и амнистии:
- на законодательном уровне не урегулирована процедура осуществления помилования;
- на нормативно-правовом уровне не определено понятие помилования;
- не определены основные направления государственной политики в сфере освобождения от наказания лиц, совершивших преступление, на основании амнистии и помилования.
Институт амнистии в отечественном уголовном праве в соответствии со общими правилами является основанием для освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания. Это значит, государственные органы, подвергая лицо, которое совершило преступление уголовному преследованию, при этом оставляют за собой право на прощение.
Представляется, наиболее существенный вклад в изучение института амнистии, внесла И. Л. Марогулова, она одна из первых авторов осветила проблему амнистии в рамках нового уголовного законодательства, институты помилования и амнистии в своих работах рассматривали такие ученые как, В.В. Комаров., Н.В. Осмоловская, А.Я. Гришко, А.В. Попова, А.С. Рыбьякова, Ю.В. Саженков, О.С. Зельдова, К.М. Мирзажанов, А.С. Михлин, А.В. Мохорев, и дрругие. П.И. Люблинский, Н.С. Таганцев и другие ученые внесли существенный вклад в определение и содержание институтов амнистии и помилования в дореволюционном законодательстве.
В советский период вопросами амнистии и помилования занимались такие ученые, как Н.Д. Дурманов, В.Е. Квашис, С.И. Комарицкий, П.С. Ромашкин и др. Амнистии и помилованию были посвящены кандидатские диссертации И.А. Гукасова, К.М. Тищенко и Н.В. Елисеевой, И.В. Нестеренко, Ю.В. Саженкова, В.И. Селиверстова, О.В. Левашовой, Н.В. Осмоловской, И.Л. Марогуловой и Л.В. Яковлевой.
Тем не менее, масса вопросов теоретического характера, а также проблем, связанных с практической стороной применения указанных институтов, остаются не изученными. Это обстоятельство и определило выбор темы работы и основные направления исследования.
Объектом исследования являются теоретические аспекты институтов амнистии и помилования, их особенности и отличительные черты.
Предметом исследования выступает правовая природа, юридическое значение институтов амнистии и помилования, а также их правовое применение.
Цель и задачи исследования. Цель исследования заключается в определении особенностей применения амнистии и осуществления помилования на территории РФ, а также выработке обоснованных предложений по совершенствованию действующего законодательства в этой сфере общественных отношений.
Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- исследовать институты амнистии и помилования в дореволюционном уголовном праве;
- определить особенности развития институтов амнистии и помилования в советский период;
- рассмотреть развитие институтов амнистии и помилования в зарубежном праве;
- исследовать теоретические основания становления и развития институтов помилования и амнистии;
- рассмотреть правовые основания институтов помилования и амнистии;
- исследовать международный опыт применения институтов помилования и амнистии;
- определить основные отличия институтов амнистии и помилования;
- выявить проблемы применения институтов амнистии и помилования.
Методы исследования. Методологическую основу исследования составляют две группы методов научного познания: общенаучные (исторический, эмпирико-статистический, логико-семантический, комплексный, методы формальной логики) и специальные методы исследования (сравнительный метод, формально-юридический).
Результаты научного исследования легли в основу положений, выносимых на защиту:
1. Практика осуществления помилования идет путем «сокращения основной меры наказания», «освобождения от дальнейшего отбывания основной меры наказания» и освобождения осужденных от дальнейшего отбывания наказания с испытанием». Необходимо отметить, что, во-первых, виновное лицо освобождается не от «меры» наказания, а от определенного «вида» наказания. Во-вторых, при осуществлении помилования применяется далеко не весь «арсенал», предусмотренных законодательством видов освобождения осужденных от наказания. В-третьих, и самое главное, помилование с испытанием не предусмотрено действующими нормативно- правовыми актами, поэтому возможно высказать определенные сомнения относительно его законности. Обязательно законодателем должны быть пересмотрены позиции относительно осуществления амнистии и помилования.
2. Было бы целесообразно разработать и принять отдельный нормативно-правовой акт, который бы регламентировал единый порядок и конкретные условия объявления амнистии для устранения имеющихся в федеральном законодательстве пробелов и более успешной реализации современной уголовной политики государства.
3. С целью повышения уровня эффективности институтов амнистии и помилования предлагается ввести условную амнистию и условное помилование, где условность заключается в том, что осужденный не освобождается окончательно от наказания, неотбытое наказание (или его часть) для него становится испытательным сроком. Если же в течение этого времени виновный совершит преступление, то суд определяет ему окончательное наказание по правилам назначения наказания по совокупности приговоров.
4. Обязательно законодателем должны быть пересмотрены позиции по осуществлению амнистии и помилования. Должны четко, на законодательном уровне, быть предусмотрены действия осужденных, которые бы свидетельствовали об их явном исправлении в местах лишения свободы, предшествующих освобождению от наказания, ведь если исследовать состояние данного вопроса сегодня, то сразу же заметно, что осужденные не делают ничего особенного для того чтобы попасть под амнистию или заслужить помилование. В нашем государстве это является достаточно большой проблемой, связанной с заполнением мест лишения свободы, и ее решение законодатель видит в обычном освобождении лиц, совершивших преступление из мест лишения свободы. В таком случае субъекты, которые попадут под амнистию угрожают обществу в целом и каждой личности в частности. Эта проблема требует достаточно быстрого решения, ведь если на все это закрыть глаза, то скоро будет страшно выйти на улицу рядовому гражданину.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, объединяющих в себе шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
Подводя итог вышесказанному, представляется, что, хотя в каждой стране право амнистии и помилования имеет свои нюансы, что связаны с местными особенностями, которые сложились в ходе истории, нравственные, политические и социально-экономические положения, институты помилования и амнистии очень схожи, и каких-либо фундаментальных различий нет. Акты амнистии и помилования являются свидетельством господства власти, ибо верховная власть осуществляет действие, вопреки сложившимся в обществе традициям, моральным правилам и, по сути, в нарушение принципа неотвратимости наказания. Можно сказать, что, осуществляя прощение, высшая власть своим гуманным актом дает шанс правонарушителю стать правопослушным гражданином.
Обязательно законодателем должны быть пересмотрены позиции относительно осуществления амнистии и помилования. Должны четко, на законодательном уровне, быть предусмотрены действия осужденных, которые бы свидетельствовали об их явном исправлении в местах лишения свободы, предшествующие освобождению от наказания, ведь если исследовать состояние данного вопрос сегодня, то сразу же заметно, что осужденные не делают ничего особенного для того чтобы попасть под амнистию или заслужить помилование.
Исходя из вышеизложенного, необходимо указать, что амнистия является формой государственного прощения преступников. Она представляет собой основание для прекращения уголовного преследования по отношению к лицам, которые совершили противоправное деяние.
На основании проанализированных теоретических положений можно вывести следующие признаки, присущие амнистии и помилованию.
Признаки амнистии:
- акт гуманизма, милосердия и прощения лиц, совершивших преступление;
- является элементом уголовно-правовой политики государства;
- осуществляется в соответствии с ФЗ;
- является основанием освобождения от уголовной ответственности или наказания;
- характеризуется полным или частичным освобождением от уголовной ответственности или наказания определенной категории лиц, которые осуждены за совершение преступления, или уголовные дела относительно которых находятся в производстве органов дознания, досудебного следствия или суда, но не рассмотрены последними, или же рассмотрены, но приговоры относительно этих лиц не вступили в законную силу;
- касается неопределенной группы лиц;
- действие амнистии распространяется только на лиц, совершивших преступления до момента вступления в силу соответствующего постановления Государственной Думы об объявлении амнистии;
- распространяется на лицо (лиц), осужденных за совершение преступлений определенной тяжести, определенных соответствующим законом об амнистии.
Помилование характеризуется следующими признаками:
- является актом гуманизма и милосердия в отношении лица (лиц), совершивших преступление;
- осуществляется в соответствии с указом главы государства;
- характеризуется освобождением от наказания или применением более мягкого наказания;
- касается конкретно определенного лица или группы лиц;
- распространяется на лицо (лиц), осужденных за совершение преступлений любой тяжести.
Как видно из вышеприведенного, институт амнистии и помилования не являются тождественными явлениями. Представляется, что на соотношение вышеназванных институтов следует указывать в контексте общих и отличительных признаков.
Так, к общим чертам институтов амнистии и помилования можно отнести следующие.
Во-первых, акт об амнистии и акт о помиловании являются основаниями освобождения от уголовного наказания. Вместе с тем, следует учитывать, что акт об амнистии является также основанием для освобождения от уголовной ответственности.
Во-вторых, амнистия и помилование являются актами прощения, гуманизма и милосердия со стороны государства к лицам, которые совершили преступления.
В-третьих, институт амнистии и помилования в историческом аспекте формирования и развития обладают одинаковой правовой природой. Институт амнистии, по сути, выделяется из института помилования.
Таким образом, институты амнистии и помилования являются сложными, комплексными, правовыми явлениями, которые хотя и имеют похожую природу возникновения, однако не могут рассматриваться как взаимоисключающие правовые институты.
Суть амнистии и помилования заключается в прощении лица, совершившего преступление. Государство не только определяет границы дозволенного и недозволенного и устанавливает ответственность, но и дарует прощение лицам, которые нарушили закон, совершили преступление. Амнистия и помилование являются следствием правовой политики, выражающей государственную волю, заключающуюся в прощении правонарушителей.
Таким образом, было бы целесообразно разработать и принять отдельный нормативно-правовой акт, который бы регламентировал единый порядок и конкретные условия объявления амнистии для устранения имеющихся в федеральном законодательстве пробелов и более успешной реализации современной уголовной политики государства.
Можно отметить, что с конца ХХ ст. в РФ каждая отрасль права в той или иной степени совершенствуется. Но все же не последнюю роль в совершенствовании этих институтов играют и ученые, которые своими исследованиями подчеркивают пробелы в законодательных актах и стимулируют законотворцев к их совершенствованию.
С целью повышения уровня эффективности институтов амнистии и помилования предлагается ввести условную амнистию и условное помилование, где условность заключается в том, что осужденный не освобождается окончательно от наказания, неотбытого наказания (или его части) для него становится испытательным сроком. Если же в течение этого времени виновный совершит преступление, то суд определяет ему окончательное наказание по правилам назначения наказания по совокупности приговоров.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием
12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) //Собрание
законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: /Собрание
законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954
3. Указ Президента РФ от 28 декабря 2001 г. N 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // Российская газета. - № 255. - 30 декабря 2001г.
4. Уголовный кодекс Великобритании [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http: //knigi.tr200.ru/f. php?f=%F3 %E3 %EE
%EB%EE%E2%ED%FB%E9+%EA%EE%E4%E5%EA%F1+%E0%ED%E3 %EB%E8%E8. (Дата обращения 14.07.2018 г.)
5. Уголовный кодекс Канады [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.zemlyaki.ca/novosti_vancouvera_сапайа/2628/.(Дата обращения 14.07.2018 г.)
6. Уголовный процессуальный кодекс Польской народной республики
[Электронный ресурс]. - Режим доступа :
http://committeesbryer.blogspot.com/2012/12/blog-post_9921.html. (Дата
обращения 14.07.2018 г.)
7. Амнистия в США - свободу заключенным? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kartinamira.info/ conceptpower/892-amnistia-v-usa. (Дата обращения 14.07.2018 г.)
8. Баранникова И.Г. Амнистия как институт конституционного права //Общество и право. - 2009. - № 4 (26). - с. 71 - 73.
9. Баранникова И. Г. Институт амнистии в России: конституционно- правовые начала: автореф. дис. ... канд. юрид. наук : спец. 12.00.02 «Конституционное право; муниципальное право» / И. Г. Баранникова. — Владикавказ, 2010
10. Бочарникова Л.Н., Бельский А.И. Проблемы реализации права на амнистию и помилование в российском законодательстве // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2012. № 1. С. 40-43.
11. Беца А. К вопросу о создании социальной службы по работе с лицами, освобожденными из мест лишения свободы //Проблеми пештенщарно! теорн i практики//1997. - К., С. 62 - 67.
12. Балафендиев А.М. Социально-правовое назначение института амнистии и помилования // Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - №1. - С. 168-172.
13. В Польше после амнистии в 2013 году на свободу выйдут сто особо
опасных преступников [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.novostimira.com.ua/news_25968.html. (Дата обращения
14.07.2018 г.)
14. Гончаренко В.Г. Правовой статус и процессуальные аспекты института помилования// Избранное. - 2011. - С. 45-49.
15. Губайдуллин А. Р., Косых Е. С. Становление и развитие институтов амнистии и помилования // Государство и право в условиях гражданского общества / Под ред. Сукиасян А. А. Уфа, 2015. С. 32-34.
16.Замятин Д.А. Развитие института помилования в российском уголовном законодательстве // Уголовная политика и правоприменительная практика Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Отв. ред. Е. Н.л77 Рахманова. 2018. С. 398-403.
17. Ефремова Г. Х. Реакция общественного сознания на преступное поведение// Криминологические проблемы правосознания и общественного мнения о преступности: Сб. науч. трудов (По материалам советских и чехословацких исследований). - Москва - Прага, 1986. - С.135 - 139.
18. Елинский А.В. Помилование и его пределы // Российский следователь. 2011. № 24. С. 18 - 22.
19.Зельдов С. И. О правовом статусе судимых лиц // Советское государство и право. - 1979. - № 6. - С. 93-97.
20. Комарицкий С.И. Эффективность освобождения из исправительно-трудовых учреждений по амнистии - М.: Изд-во ВНИИ МВД СССР, 1982. - 75 с.
21. Квашис В.Е. Гуманизм советского уголовного права. М., 1969. С. 48.
22. Кант И. Сочинение : в 6 т. / И. Кант - М. : Мысль, 1990. - Т. 4: - Ч. 2 [под общ. ред. В. Ф. Асмуса, А. В. Гульпи, Т. И. Гойдермана]. - 1990. - 478 с.
23. Коробов П.В. Институт помилования и дифференциация уголовной ответственности // Известия вузов. Правоведение. 2010. № 6. С. 67 - 80.
24. Криминология: учебник / [под ред. А. И. Долговой]. - М. : Издательство «Норма», 1997. - 492 с.
25. Лист Ф. Учебник уголовного права. Общая часть. - М., 1903. - 496с.
26. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М.: Юнити-Дана, 2002. 687 с.
27. Международная амнистия критикует Францию [Электронный ресурс]. -
Режим доступа : http://www.russian.rfi.fr/ frantsiya/20120524-
mezhdunarodnaya-amnistiya-kritikuet-frantsiyu. (Дата обращения 14.07.2018 г.)
28. Музыка А. А. Амнистия и помилование в системе современного российского права. Право -/ 2006. - № 1. С. 10-23.
29. Марогулова ИЛ. Амнистия и помилование в российском
законодательстве. - М., 1998. - 144 с.
30. Мицкевич А. В. Акты высших органов Советского государства.
Юридическая природа нормативных актов высших органов государственной власти и управления СССР /- М. : Юрид. лит., 1967. - 175 с.
31. Марьяновский Г. Феномен пенитенциарной системы. Право -// 2005. № 2.
- С. 51 - 60.
32. Методология и методы социальной психологии / [Швырев В. С., Мансуров Н. С., Жуков Ю. М. и др.]. - Москва : «Наука», 1977. - 248 с.
33. Наумов А. В. Уголовное право: Общая часть - М. : Из-во БЕК, 1996. - 590 с.
34. Научно-практический комментарий Уголовного кодекса ; 3-е изд.,
перераб. и доповн. / По ред. М.И. Мельника, Н.И. Хавронюка. - К.: Атика, 2003. - 1056 с.
35. Памфилов А.М. Гуманность или трезвый расчет ? // Российская юстиция.
- 2009. - №3. - С. 41.
36. Попов А.В. Формы помилования: история и современное состояние //Вестник Томского государственного университета. - 2007. - № 301. - с. 120 - 123.
37. Правоведение: словарь терминов / под редакцией В.Г. Гончаренко. - К.: Юрисконсульт, КНТ, 2007. - 636 с.
38. Преступность в России и проблемы борьбы с ней / [под. общ. ред. А. И. Долговой]. - М. : Российская криминологическая ассоциация, 2001. - 244 с.
39. Палийчук А.В. Институт амнистии и помилование: понятие, особенности. Право - / 2007 - №2. - С. 75-82.
40. Ромашкин П.С. Основные начала уголовного и военно-уголовного законодательства Петра I. - М., 1947. - 390 с.
41. Ромашкин П.С. Амнистия и помилование в СССР. - М.: Госюриздат, 1959.
- 364 с.
42. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР 1917-1952 гг. Под ред. проф. И.Т. Голякова. - М.: Госюриздат, 1953. - 463 с.
43. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики // Официальный сайтhttp://www.gks.ru/ (Дата обращения 23.03.2019)
44. Сидтиков Р. Путин считает возможным возрождение совета по помилованию //МИА Россия сегодня официальный сайт http://россиясегодня.рф/(Дата обращения 23.03.2019)
45. Скобликов П.А. Современные российские амнистии: основания и последствия // Закон. 2014. № 8. С. 106-113.
46. Страшун Б. А. Понятие, социальные функции и полномочия парламента / Страшун Б. А., Рыжов В. А. // Конституционное (государственное) право зарубежных стран: В 4 т. Тома 1— 2. Часть общая. / Отв. ред. Б. А. Страшун. — М.: Издательство БЕК, 2000. —С. 446—481
47. Сверчков В.В. Освобождение от уголовной ответственности, прекращение уголовного дела. - Спб.: Пресс, 2008. - с. 281.
48. Туленков А.М. Состояние здоровья лиц, содержащихся в местах лишения свободы приволжского федерального округа // Медицинские науки. - 2014. - №2 (30). - С. 135.
49. Тангиев Б. Б. Экокриминология - парадигма и концепции / Б. Б. Тангиев // Российский криминологический взгляд. - 2006. - № 3. - С. 95 - 101.
50. Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: учебник / отв. ред. П.А. Лупинская. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2009. 1072 с.
51.Чепелюк О.В. Амнистия и помилование в Украине (уголовно-правовое и криминологическое исследования: дис...к.ю.н / 2008. - 207с.
52.Чепелюк О. В. Социальное и криминологическое назначение институтов амнистии и помилования//2008. -Право. № 3. - С. 70-74.
53.Школа С.М. Уголовно-правовые проблемы применения амнистии и осуществления помилования в Украине: автореф. дис... на соискание наук. степени канд. юридическим. наук: спец. 12.00.08 «Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право» /К., 2004 - 20 с.
54.Экстремальная юридическая психология в деятельности персонала органов внутренних дел : 2005. - 319 с.
55.Юридическая энциклопедия: в 6 т. / Ред. кол.: Ю.С. Шемшученко (председатель редкол.) и др. - К.: 2003. - Т. 5: П-С. - 2003. - 736 с.
56.ICRC customary IHL study available at: https://ihl-
databases.icrc.org/customary- ihl/eng/docs/home (Дата обращения 03.04.2019)
57.See ICRC, Commentary on the Additional Protocols, 1987, para. 4617
58.ICRC, Commentary on the Additional Protocols, 1987, paras 4617-4618.
59. For more information, see ‘Related Practice’ under Rule 159 of the ICRC
customary IHL study: https://ihl-databases.icrc.org/customary-
ihl/eng/docs/v2_rul_rule159 (Дата обращения 03.04.2019)
60. Rule 159 of the ICRC customary IHL study: https://ihl-
databases.icrc.org/customary- ihl/eng/docs/v1_rul_rule159 (Дата обращения 03.04.2019)
61.ICRC, Commentary on the First Geneva Convention, 2nd edition, 2016, para.
2845: https://ihl- databases.icrc.org/applic/ihl/ihl.nsf/Co
mment.xsp?action=openDocument&d ocumentId=3ED0B7D33BF425F3C12 57F7D00589C84 (Дата обращения 03.04.2019)
62. Massacres of El Mozote and Nearby Places v. El Salvador (2012), Inter-American Court of Human Rights.
63. Almonacid-Arellano et al v. Chile (2006), the Inter-American Court of Human Rights held that an amnesty could not cover crimes against humanity.
64. Abdulsamet Yaman v. Turkey (2004), the ECHR highlighted that where a State agent is charged with crimes involving torture or ill-treatment, an amnesty or pardon should not be permissible.
65. Zimbabwe Human Rights NGO Forum v. Zimbabwe (2006), African Commission on Human and Peoples’ Rights.
66. Barrios Altos case (2001), Inter-American Court of Human Rights.
67. Juan Gelman et al. v. Uruguay, Case 438-06, Report No. 30/07, Inter-American Commission on Human Rights, OEA/Ser.L/V/II.130 Doc. 22, rev. 1 (2007).
68. Related Practice’ under Rule 159 of the ICRC customary IHL study, op. cit., note 5.
69. Act No. 2003-309 of 8 August 2003, Cote d’Ivoire; Act No. 08-020 of 13 October 2008, Central African Republic;
70. Act No. 014/006 of 11 February 2014, Democratic Republic of the Congo; and Law 1820 of 30 December 2016, Colombia.
71. Annual report of the Special Representative of the Secretary- General for Children and Armed Conflict (A/HRC/28/54), Human Rights Council, twenty-eighth session, 29 December 2014.