Введение 3
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению психоэмоциональных состояний и типов копинг-стратегий у подростков 9
1.1 Основные подходы к изучению эмоциональных и
поведенческих особенностей у подростков 9
1.2 Взаимосвязь психоэмоциональных состояний детей
подросткового возраста с применяемыми копинг-стратегиями... 20
1.3 Особенности психологических защит детей подросткового
возраста и применяемых копинг-стратегий 35
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей психоэмоциональных состояний и копинг-стратегий у подростков 39
2.1 Понятийный аппарат и описание базы проведения
исследования 39
2.2 Описание применяемых методик исследования
психоэмоциональных состояний и копинг-механизмов подростков 42
2.3 Эмпирическое исследовании применяемых копинг-
стратегий и механизмов психологических защит подростков.... 53
Заключение 76
Список используемой литературы 78
Приложение А Результаты корреляционного анализа механизмов психологической защиты 85
Приложение Б Корреляционные показатели по методике Т. Лири 86
Приложение В Корреляционный анализ по методикам исследования
механизмов психологических защит, копинг-механизмов и «МПДО» 87
Актуальность исследования. В современном направлении психологии здоровья одной из актуальных тем является проблема адаптации подростков, испытывающих психологические трудности в эмоционально и поведенческой сфере. Им трудно адаптироваться к новым условиям взросления, определять пути самореализации, раскрывать творческий и духовный потенциал. За последние годы в Российской Федерации в сфере социальной политики осуществлены значительные перемены. Вопросы государственной политики в отношении семьи и детей являются наиболее актуальными и требующими безотлагательного решения. Различные психолого-педагогические и социально-экономические условия являются источником возникновения множества психологических проблем.
В подростковом возрасте в поведении ребенка появляется множество противоречий, меняется личностная идентичность, происходит духовный рост. Дети в этот возрастной период успешно разграничивают эмоциональные проявления других людей, это служит важным фактором приспособления психики к окружающему миру. Прошлые представления о себе меняются на новые, это может приводить к негативным мыслям о себе, страхам и тревоге в поведении, неуверенности. Часто проявляется негативизм и протестные реакции в поведении с взрослыми, подростки стремятся сделать все наоборот.
В данном случае взрослым (родителям и учителям) необходимо стремиться найти общий язык с ребенком, пытаться понять его проблемы. Чтобы понимать механизмы развития психики современного ребенка, взрослому необходимо иметь представление о нормальном функционировании процессов поведения, механизмах развития эмоций, на этих принципах строится полноценное воспитание и обучение. Однако, отметим, что трудности над контролем эмоций, неадекватные эмоциональные реакции, расстройство настроения может быть проявлением различного типа дизонтогенеза, а подростковый возраст лишь обеспечил дебют данного состояния.
Актуальность исследования обусловлена, прежде всего, необходимостью дальнейшей теоретической и практической разработки проблемы эмоциональной и поведенческой сферы подростка в рамках изучения способов преодоления жизненных трудностей. Известно, что эмоциональная сфера, как устойчивое свойство индивидуальности, как одна из психологических составляющих темперамента, выполняет системообразующую функцию в структуре черт личности и отдельных ее качеств; эмоции и эмоциональность участвуют в регуляции деятельности, являются детерминантами успешности деятельности и общения.
Изучению эмоциональных и поведенческих проблем личности посвящены многочисленные зарубежные исследования таких авторов, как А. Адлер, А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, К. Лоренц, Д. Ричардсон. В процессе онтогенеза у каждого человека образуется индивидуальный стиль защитного или адаптивного поведения, как реакции на определенные события, что помогает бороться со стрессом в повседневной жизни. Изучением защитного поведения личности (в частности в подростковом возрасте) занимались Ю.М. Антонян, Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Ш. Крюкова, И.А. Кудрявцев, Е.В. Куфтяк, В. Г. Леонтьев, Ю.Б. Можгинский, А.А. Реан, Т.М. Трапезникова.
Актуальность выявленной проблемы, ее недостаточная разработанность в научной литературе обусловили выбор темы исследования.
Целью является изучение поведенческих и эмоциональных особенностей подростков.
Объектом исследования являются применяемые подростками самозащитные стратегии поведения.
Предметом исследования является изучение механизмов психологических защит у подростков.
Гипотеза исследования звучит следующим образом: в межличностном взаимодействии подросткам характерно применение неадаптивных психологических защит, непроизводительных копинг-стратегий, высокий уровень агрессии.
Для достижения цели исследования нами были поставлены следующие задачи:
- провести теоретико-методологический обзор литературных источников по данной проблематике;
- провести психологическую диагностику с применением стандартизированных, надежных, валидных методов;
- провести количественный и качественный анализ полученных эмпирических данных;
- провести сравнительный анализ эмпирических показателей
экспериментальной и контрольной групп;
- описать особенности эмоциональных состояний у подростков в межличностном взаимодействии (негативное отношение к различным аспектам жизни, агрессивные проявления, доминирующий тип поведения, способы реагирования на стрессовые ситуации, умение адаптироваться к новым условиям);
- описать психологические защиты, применяемые подростками в различных жизненных ситуациях.
Теоретико-методологическую основу исследования составили научные труды В.А. Гурьева, А.И. Захарова, Г.М. Бреслава, А.М. Прихожан, В.М. Астапова, А.Г. Закаблюк, Т.З. Стернина, К.С. Лебединского, Е.А. Морозовой.
При анализе исследования психических процессов, связанных с психологическими защитами, мы опирались на результаты исследований Э. Берна, В.К. Вилюнаса, Э.М. Каструбина, А.Н. Леонтьева, З. Фрейда, О.С. Никольской, Е.Р. Баенской, М.М. Либлинга и других авторов.
Методы исследования:
- организационные методы исследования (метод поперечных срезов);
- эмпирические методы исследования (применение психологических опросников: методика Р. Плутчика-Г. Келлермана «Индекс жизненного стиля»; копинг-тест Р. Лазаруса в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири в адаптации Л.Н. Собчик; модифицированный опросник для идентификации типов акцентуаций характера у подростков А.Е. Личко);
- методы математической статистики (среднее арифметическое значение, стандартное отклонение, корреляционный анализ);
- интерпретативные методы (представление и описание полученных результатов исследования, качественный и количественный анализ).
Данные методы исследования позволяют более полно изучить психологические характеристики подростков (тип поведения в конфликтной ситуации, применяемые стратегии поведения, агрессивность, умение адаптироваться к новым условиям).
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Адлерского реабилитационного центра для детей и подростков в городе - курорте Сочи Краснодарского края. В исследовании приняли участие 40 подростков от 10 до 13 лет.
Научная новизна исследования состоит в выявлении и описании особенностей эмоциональных состояний у подростков, а именно: негативного отношения к различным аспектам жизни, сниженного фона настроения, подверженности стрессовым ситуациям, умения успешно приспособиться к новым условиям.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем проведен анализ эмоциональных и поведенческих нарушений у подростков, который может быть использован в ходе дальнейшего изучения данной проблемы.
Практическая значимость. Исследование построено на обоснованных научных позициях отечественных и зарубежных исследователей в областях психологии здоровья, педагогики, возрастной психологии, с учетом специфики развития данного контингента подростков. На основе полученных данных будут разработаны рекомендации для родителей и педагогов по взаимодействию с «трудными» подростками, которые будут внедрены в работу психолога ГКУ СО КК «Адлерский реабилитационный центр».
Достоверность и обоснованность результатов определяется надежными, валидными методами исследования, в соответствии с предметом, целями и задачами данного исследования, репрезентативной выборкой.
Личное участие автора заключается в проведении всех этапов эмпирического исследования, сборе и обработке теоретических и эмпирических показателей по методикам исследования, разработке выводов, публикации научных статей и участии в конференциях.
Апробация и внедрение результатов исследования велись в течение всего исследования. Материалы диссертации были представлены и докладывались в рамках следующих конференций и были опубликованы в сборниках и журналах:
- «Теоретические и методологические подходы к изучению эмоциональных и поведенческих расстройств у детей и подростков». Педагогика в теории и практике: Актуальные проблемы и современные аспекты: сборник статей III Международной научно-практической конференции. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2020. 312 с.;
- «Психолого-педагогическая помощь детям и подросткам с эмоциональными и поведенческими расстройствами». LXXV Международная научно практическая конференция. Международное научное обозрение проблем и перспектив современной науки и образования.- США. Бостон. - 2020. - 51 с.;
- «Изучение особенностей поведенческих и эмоциональных состояний у подростков с признаками агрессивного поведения, эмоциональной неустойчивости, нарушения социальных норм поведения» // Студенческий: электрон. научн. журн. 2021. № 3(131). URL: https://sibac.info/journal/student/131/201050(дата обращения: 13.03.2021).
Статьи прошли проверку в отделе экспертизы ТГУ (оформлены авторская справка, экспертное заключение). На проведение эмпирического исследования получено разрешение от комитета по биоэтике при Самарском государственном медицинском университете.
Структура магистерской диссертации. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы и приложения.
Во введении представлен теоретико-методологический аппарат работы, описаны цели, задачи, объект и предмет обоснована актуальность исследования.
В первой главе работы описаны особенности эмоциональных состояний у подростков: негативное отношение к различным аспектам жизни, сниженный фон настроения, подверженность стрессовым ситуациям, умение адаптироваться к новым условиям.
Вторая глава содержит результаты эмпирического исследования ведущих защитных механизмов в подростковом возрасте, используемых подростками копинг-стратегий поведения.
Список литературы включает в себя 79 источников. Текст работы содержит 12 таблиц, 5 рисунков, 3 приложения.
Список литературы содержит научные источники по исследуемой проблеме, используемые в процессе проведенного исследования.
Нами были рассмотрены и описаны основные взгляды психологов- представителей отечественной и зарубежной школы. Дано теоретическое описание закономерностей формирования личности в подростковом возрасте, описаны особенности развития эмоциональной и поведенческой сфер в структуре личности при неадаптивном поведении. Главными особенностями развития в эмоциональной сфере у подростков является неравномерность развития. Наряду с появившимися новообразованиями личности наблюдаются признаки дезадаптации подростка и недостаточный уровень развития эмоциональной и поведенческой сферы.
Среди испытуемых контрольной группы, имеющих адаптивные психологические защиты (20,3 %), доминируют стратегии, направленные на поиск социальной поддержки, повышение самооценки, более зрелые формы механизмов защиты, осознанное решение проблем. Им характерно сбалансированное использование копинг-стратегий, ведущими типами акцентуаций у этих подростков есть гипертимная, демонстративная или отсутствие таковых.
Данные эмпирического исследования свидетельствуют, что для большинства подростков экспериментальной группы (79,7 %) характерно применение неадаптивных психологических защит, преобладание непроизводительных копинг-стратегий, высокий уровень агрессии, подозрительности, авторитаризма. Неадаптивность предполагает уход от решения проблем, неконтролируемость поведения, использование нерациональных механизмов защиты (замещение, отрицание, регрессия, реактивные образования), низкий уровень развития коммуникативных способностей. Они имеют доминирующие дезадаптивные копинг-стратегии, как «конфронтационный копинг», «дистанцирование» и «бегство-избегание».
Установлено, что подросткам экспериментальной группы больше свойственны акцентуации гипертимного, возбудимого, лабильного типов. В характере межличностных отношений у ребят преобладают стратегии доминирования, авторитарный тип взаимодействия, низкие показатели самоконтроля, настойчивость, стремление к лидерству.
Установлено, то подростки контрольной группы чаще применяют адаптивные механизмы взаимодействия с окружающими, имеют большой набор вариантов решения жизненных трудностей, чем подростки экспериментальной группы.
Констатируется, что выраженность защитных механизмов актуализирует базовые коммуникативные трудности личности подростка. И, как следствие, самозащитные стратегии становятся образцами межличностного общения, постоянно применяемые подростком. Это негативно влияет на проявление конструктивных форм поведения в дальнейшем и затрудняет коммуникацию. Сознание подростка, в данном случае, направлено лишь на разрешение проблемных ситуаций, в результате чего его коммуникативные действия становятся неадресными, а чрезмерная целеустремленность усложняет процессы взаимопонимания. Возникают трудности общения, концентрации внимания, адекватной социальной перцепции.
Таким образом, результаты исследования подтверждают выдвинутую ранее гипотезу. Адаптивные психологические защиты зависят от осознанности, общей направленности, активности личности подростков. Большое количество испытуемых, для которых характерно использование неадаптивных психологических самозащит свидетельствует о необходимости развития навыков общения, взаимопомощи, эмпатии и контроля эмоций у детей подросткового возраста.
1. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: учебник. М. : Инфра-М, 2019. 272 c.
2. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (проблемы, методологии, теории и исследования реальной личности) Воронеж : Изд-во «Модэк», 1999. 224 с.
3. Аверин В. А. Психология детей и подростков: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. СПб. : Изд-во Михайлова В. А., 1998. 379 с.
4. Агрессия у детей и подростков: учебное пособие под ред. Н. М. Платоновой. СПб. : Речь, 2006. 336 с.
5. Алмазов Б. Н. Психическая и средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1986. 150 с.
6. Бадмаев С. А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников; под ред. и с предисл. А.Л. Гройсмана. М. : МИП «NB Магистр», 1993. 144 с.
7. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М. : Изд-во ЭКСМОПресс, 1999. 512 с.
8. Барденштейн Л. М., Можгинский Ю. Б. Патологическая агрессия подростков. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Медпрактика, 2005. 259 с.
9. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание [пер. с англ.]. - Москва: Прогресс, 2006. 420 с.
10. Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М. : Консорциум «Социальное здоровье России», 1994. 221 с.
11. Бельский П. Г. Исследование эмоциональной сферы несовершеннолетних, отклоняющихся от нормы в своем поведении. М. : Юрид. изд-во, 2004. 91 с.
12. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб. : Питер, 2008. 400 с. (Мастера психологии)
13. Божович Л. И. Психологические особенности развития личности подростка. М. : Знание, 2009. 39 с.
14. Большой психологический словарь. СПб. : Прайм-Еврознак, 2008. 542 с.
15. Боярин Л. В. Современные подходы к психокоррекции социально дезадаптированного поведения в подростковом возрасте. Гуманитарный вестник. 2004. 734 с.
16. Бреслав Г. М. Психология эмоций [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, обуч. по напр. и спец. «Психология», «Клиническая психология» 3-е изд., стер. М. : Академия, 2007. 542 с.
17. Василюк Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). Москва : Изд-во Моск. ун-та, 2004. 200 с.
18. Вассерман Л. И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. Спб. : Издательство: СПбНИПНИ им. В. М. Бехтерева. 2005. 50 с.
19. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997, 224 с.
20. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций. Тексты: под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М. : 2005. 211 с.
21. Ганнушкин П. Б. Избранные труды. М. : Медицина, 2004. 292 с.
22. Гомонов Н. Д. Социально опасное поведение несовершеннолетних с психическими отклонениями. Мурманск : Мурманский государственный технический университет, 2006. 248 с.
23. Горьковая И. А. Личность подростка-правонарушителя. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. 236 с.
24. Егоров А. Ю. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. СПб. : Речь, 2005. 434 с.
25. Забродин Ю. М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. М. : Финстатинформ, 2002. 360 с.
26. Завражин С. А. Феноменология девиантного поведения: избранные труды. Владимир: ВГГУ, 2008. 348 с.
27. Зейгарник Б. В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М. : Изд-во МГУ, 2008. 157 с.
28. Змановская Е. В. Девиантное поведение личности и группы: теория и практика: учеб. пособие. СПб. : Питер, 2011. 351 с.
29. Иванов М. В., Аксенов М. М., Яницкий М. С. Социально-психологические аспекты формирования расстройств личности у подростков- правонарушителей. Кемерово : ГОУ ВПО «Кемеровский гос. ун-т», 2011. 139 с.
30. Изард, Кэррол Э. Психология эмоций. Санкт-Петербург : Питер, 2012. 460 с.
31. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий. М. : Питер, 2004. 700 с.
32. Комлев Ю. Ю. Социология девиантного поведения: вопросы теории. Казань : Изд-во Казан. ун-та, 2000. 160 с.
33. Кон И. С. Психология юношеского возраста (проблемы формирования личности): учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. М. : Просвещение, 2009. 175 с.
34. Крамер Д. Математическая обработка данных в социальных науках: современные методы: учеб. пособие для студ. высших учеб. Заведений; пер. с англ. И. В. Тимофеевой, Я. И. Киселевой. М. : Издательский центр Академия, 2007. 288 с.
35. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) . Журнал практического психолога. М.: 2007. № 3. С. 93-112.
36. Краткий психологический словарь под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М. : Политиздат, 1985. 431 с.
37. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Психология индивидуальных различий; под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова. М. : Изд- во МГУ, 1982. - 315 с.
38. Леонтьев Д. А. К психологии поступка. Экзистенциальная традиция: философия, психология, психотерапия. 2006. № 2 (9). С. 153-158.
39. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. Москва : Смысл, 2002. 467 с.
40. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. Москва : Смысл, 1997. 64 с.
41. Лебединская К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. Учебное пособие для вузов. Гриф УМО по классическому университетскому образованию. М. : Трикста, 2013. 192 с.
42. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями. Пособие для врачей и медицинских психологов. НИПНИ им. Бехетерева. Санкт- Петербург. 2009 г.
43. Можгинский Ю. Б. Агрессивность детей и подростков: распознавание, лечение, профилактика: 2-е издание, стереотипное. М. : Когито-Центр, 2008. 181 с.
44. Мясищев В. Н. Личность и нервозы. Ленинград : Изд-во Ленингр. ун-та, 1960. 426 с.
45. Мясищев В. Н. Структура личности и отношение человека к действительности. Психология личности: тексты. Москва : Изд-во Моск. ун¬та, 2002. С. 35-38.
46. Наследов А. Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS : профессиональный статистический анализ данных. СПб. : Питер, 2013. 416 с.
47. Обозов Н. Н., Шестаков А. Г. Девиантное поведение подростка.
СПб. : СПб университет МВД России, Академия психологии,
предпринимательства и менеджмента. 2000. 120 с.
48. Овчарова Р. В. Социально-педагогическая запущенность в детском возрасте: монография. Архангельск : Изд-во Арханг. обл. ин-та переподгот. и повышения квалификации работников образования, 1996. 305 с.
49. Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. : Мирт, 2000. 241 с.
50. Приходина Н. В. Планета эмоций. Программа психологической коррекции [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://psycholog-school.ru(дата обращения: 12.09.2020).
51. Раттер М. Помощь трудным детям: пер. с англ. М. : Прогресс,
2007. 424 с.
52. Реан А. А. Психология личности. Санкт-Петербург: Питер. 2017. 286 с.
53. Рожина Л. Н. Развитие эмоционального мира личности: пособие для учителей и практич. психологов. М. : Высш.шк., 2003. 272 с.
54. Романова Е. С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис. Функционирование. Диагностика. Мытищи : Изд-во Талант, 1990 г. 144 с .
55. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2010. 713 с. (Мастера психологии).
56. Семаго Н. Я. Психологические характеристики особенностей формирования базовых составляющих познавательной деятельности у детей с отклоняющимся развитием: дисс. канд. психол. наук. Москва. 2001. 174 с.
57. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов. Москва : Институт практической психологии, 2006. 304 с.
58. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. : Речь, 2006. 305 с.
59. Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М. : Просвещение, 2006.150 с.
60. Славутская Е. В. Исследование взаимосвязи эмоционально¬волевых качеств с интеллектом и дезадаптацией школьников 9-11 лет: автореф. канд. психол. наук. Самара. 2000. 172 с.
61. Собчик Л. Н. Психология особенности. Теория и практика психодиагностики. СПб. : Издательство Речь. 2005. 624 с.
62. Собчик Л. Н. Диагностика межличностных отношений: модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири / Собчик Л. Н. М.: ИНФРА. 1990. 156 с.
63. Фельдштейн Д. И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте. Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 41-43.
64. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального развития личности в онтогенезе. Вопросы психологии. 1985. № 6. С. 26-37.
65. Фестингер Л. Когнитивный диссонанс. Санкт- Петербург : Ювента. 1999. 318 с.
66. Фрейд З. Введение в психоанализ: лекции. Москва : Наука, 1989. 456 с.
67. Фрейд З. Я и ОНО: труды разных лет: [в 2 т.] Т. 2. Тбилиси : Мерани, 1991. 425 с.
68. Экман П. Психология эмоций: под науч. ред. Е. П. Ильин; пер. В. Кузин. 2-е изд. Санкт-Петербург : Питер, 2017. 239 с. (Мастера психологии).
69. Эльконин Д. Б. О структуре учебной деятельности. М. : Институт
практической психологии. 2007. С. 285-295. URL:
http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=84062(дата обращения 08.11.2020).
70. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. Вопросы психологии. 2001. № 4. С. 34-40.
71. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция: под ред. В. В. Лебединского, О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг. М. : Изд-во Моск. ун-та, 2000. 197 с.
72. Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. М : Просвещение,
2008. 460с.
73. BurtonJ. Conflict: resolutionandprevention N.Y. 1990. 368 p.
74. Duffy C.A. PBS Bulletin. Ed. byM. Dooley, J. MacKendrick. Inpress, 1999. 182 p.
75. Duffy C. A. The World's Wife. London: Picador, 2010. 96 p.
76. Edwards W. The theory of decision-making. Psychological Bulletin. 2004. V. 51. P. 380-417.
77. Fishbein M. Readings in attitude theory and measurement. N.Y. : Wiley, 2007.
78. Greenwald A. G. Cognitive learning, cognitive responnse to persuasion, and attitude change: Psychological foundation of attitudes. N.Y., 2008. P. 147-170.
79. Hawley P. H. Social dominance in childhood and adolescence: Why
social competence and aggression may go hand in hand. Aggression and adaptation: The bright side to bad behavior. 2007. P. 1-29.