Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ПЕДАГОГА И ДЕТЕЙ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа №117821

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы70
Год сдачи2019
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
109
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет в процессе организации вербальной коммуникации педагога и детей по произведению художественной литературы 10
1.1 Психолого-педагогические основы проблемы развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет 10
1.2 Характерные особенности организации вербальной коммуникации педагога и детей 5-6 лет по произведению художественной литературы 18
Глава 2. Экспериментальное исследование развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет в процессе организации вербальной коммуникации педагога и детей по произведению художественной литературы 24
2.1 Выявление уровня развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет 24
2.2 Организация вербальной коммуникации педагога и детей 5-6 лет по произведениям художественной литературы 35
2.3 Динамика уровня развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет 46
Заключение 53
Список используемой литературы 56
Приложения 60

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что большинство родителей, воспитывая своих детей, хотят, чтобы они стали высоконравственными и ответственными людьми, которые вносят вклад в жизнь общества, используют свои таланты, любят жизнь, имеют друзей, заключают удачные браки и сами становятся хорошими родителями.
За последние одно-два десятилетия в жизни наших дошкольников произошли огромные изменения, связанные с изменениями в жизни их родителей: необходимость родителей тратить больше времени на работу, а значит, у них остается меньше свободного времени, которое можно провести с детьми; дети все больше времени проводят перед экранами телевизора или компьютера. Из-за этого детям все труднее стало осваивать навыки человеческих чувств. Отсутствие возможности научиться основам эмоционального развития приводит к неблагоприятным последствиям: дети стали более нервными и раздражительными, угрюмыми и капризными, одинокими и подавленными, импульсивными и непослушными.
Проблема социализации детей дошкольного возраста представляется сегодня все более актуальной, а ее решение как никогда требует гибкости и адаптации к стремительно меняющимся условиям жизни современных дошкольников.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2013) ориентирует педагогов на создание условий развития ребенка, «открывающих возможности для его позитивной социализации». Ставятся новые для практики дошкольного образования задачи развития у детей эмоционального интеллекта.
Понятие «эмоциональный интеллект» возникло в противовес «интеллектуальному коэффициенту» и рассматривается, как способность правильно оценивать обстановку, уметь адекватно включаться в общение, избегая стресса.
В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе. Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, у него необходимо развивать умение узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные).
По мнению ученых, дети, понимающие эмоции, более отзывчивы к своим сверстникам и социально успешны, приняты в своей группе (Ю.Б. Гиппенрейтер, С.И. Семенака).
Для развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста необходимо совершенствовать процесс организации восприятия и оценки ими окружающей действительности с позиции нравственной составляющей: социального окружения ребенка, социальных и эмоциональных ситуаций в которые «попадает» ребенок.
Детская художественная литература - одно из эффективных средств нравственного воспитания. С помощью художественной литературы дети начинают глубже понимать себя, свои эмоциональные ощущения, а также эмоции и характер окружающих людей (спокойный, приятный, страшный). Она вызывает сопереживания персонажам художественного произведения, сострадание, осуждение, гнев, удивление, восторг. Эти эмоции могут носить как неустойчивый и непродолжительный характер, так и могут глубоко задеть чувства ребенка. Художественная литература развивает чувства и отношения, формируют у детей положительные и отрицательные эмоции, воспитывает стремление к правде и справедливости.
Под влиянием самого восприятия художественного произведения, дети могут расширить и обогатить свой эмоциональный опыт, изменить прежние ценностные установки, а педагогу следует научить детей дошкольного возраста переносить эти чувства и эмоции в реальные ситуации: видеть эмоциональное состояние другого человека, помогать, защищать, сопереживать, подражать в жизненных ситуациях выбранному персонажу, обнаруживать в жизни ситуации аналогичные сказочным по своей нравственной сути и др.
Об этом неоднократно упоминается в работах известных психологов и педагогов: А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, И.Н. Андреевой, Д.В. Люсина, А.Д. Кошелевой и других ученых.
Исходя из актуальности данной проблемы сформулирована тема исследования: «Развитие эмоционального интеллекта детей 5-6 лет в процессе организации вербальной коммуникации педагога и детей по произведению художественной литературы».
Анализ психолого-педагогической литературы и педагогического опыта позволил определить противоречие между требованиями, представленными в нормативных документах по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста и отсутствием организации методического сопровождения этого процесса в дошкольных образовательных организациях.
Проблема исследования: каким образом должна быть организована вербальная коммуникация педагога и детей по произведению художественной литературы, чтобы развитие эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет было эффективным?
Цель: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет в процессе организации вербальной коммуникации педагога и детей по произведению художественной литературы.
Объект исследования: процесс развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет.
Предмет исследования: вербальная коммуникация педагога и детей по произведению художественной литературы как средство развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие эмоционального интеллекта детей 5-6 лет будет эффективным, если:
• разработать технологическую карту вербальной коммуникации педагога и детей по произведению художественной литературы с включением в нее показателей развития эмоционального интеллекта;
• разработать содержание вербальных коммуникаций педагога и детей по произведениям художественной литературы, имеющих описание переживаний персонажами той или иной эмоции;
• организовывать вербальные коммуникации педагога и детей по произведениям художественной литературы в образовательной деятельности.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить уровень развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет.
3. Разработать и апробировать содержание работы по развитию эмоционального интеллекта детей 5-6 лет в процессе организации вербальной коммуникации педагога и детей по произведению художественной литературы.
4. Выявить динамику уровня развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, интерпретация, обобщение опыта и практики, анализ;
• эмпирические: психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), беседа;
• методы обработки результатов: количественный и качественный анализ результатов исследования, статистическая обработка фактического материала исследования.
Теоретической основой исследования явились:
• теоретические положения Дж. Майера, П. Саловеева, Рувен Бар-Она, Д. Гоулмана, Н.В. Витта, М. Ка де Ври, Э. Макки, Р. Бояцис о понимании сущности эмоционального интеллекта;
• теоретические положения А.В. Запорожца, Я.З. Неверовича, А.Д. Кошелевой, М. Климовой-Фюгнеровой, С.Л. Рубинштейна о развитии мотивов и эмоций как основы социального воспитания и формирования детской личности;
• концепции эмоционального интеллекта Р. Дж.Стернберга, Дж. Б. Форсайта, Дж. Хедланда;
• теоретические положения Б.Р. Манделя, Р.Д. Робертса, Дж. Мэттьюса, М. Зайднера, Д.В. Люсина о способности к опознанию, пониманию и управлению субъектом, как собственными эмоциями, так и эмоциями других людей.
Новизна исследования заключается в том, что обоснована эффективность организации вербальной коммуникации педагога и детей по произведению художественной литературы для развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет.
Теоретическая значимость исследования: состоит в том, что определены показатели и дана качественная характеристика уровней развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет.
Практическая значимость заключается в возможности использования воспитателями разработанного содержания вербальных коммуникаций педагога и детей по произведениям художественной литературы, способствующих развитию эмоционального интеллекта детей 5-6 лет в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ СПДС «Дружная семейка» п. Луначарский. В исследовании принимали участие 16 детей 5-6 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа включает: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (39 источников), 6 приложения. В тексте работы представлены 14 таблиц, 2 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное теоретическое исследование дает нам возможность сделать вывод о том, что развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста - основа развития положительной адаптации и социализации детей в человеческом обществе.
Для развития эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста необходимо совершенствовать процесс организации восприятия и оценки ими окружающей действительности с позиции нравственной составляющей: социального окружения ребенка, социальных и эмоциональных ситуаций в которые «попадает» ребенок.
Детская художественная литература - одно из эффективных средств развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет. С помощью художественной литературы дети начинают глубже понимать себя, свои эмоциональные ощущения, а также эмоции и характер окружающих людей (спокойный, приятный, страшный). Она вызывает сопереживания персонажам художественного произведения, сострадание, осуждение, гнев, удивление, восторг.
В своей работе мы рассматриваем вербальную коммуникацию педагога и детей 5-6 лет по произведению художественной литературы как эффективное средство развития эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста.
Во второй главе исследования описана экспериментальная работа по развитию эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет в процессе организации вербальной коммуникации педагога и детей по произведению художественной литературы. В эксперименте участвовали 16 детей 5-6 лет. Для проверки гипотезы исследования нами проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты.
На основе исследований А.В. Запорожца, Я.З. Неверовича, А.Д. Кошелевой по развитию эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста мы выделили критерии и показатели уровня развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет. В соответствии с показателями уровня развития эмоционального интеллекта у детей 5-6 лет для диагностики показателей развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет мы использовали «Диагностику уровня проявления индивидуальных особенностей эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста», разработанную С.Е. Анфисовой и И.А. Надежкиной. Диагностика проводилась индивидуально с каждым ребенком в процессе организации экспериментатором анализа произведения художественной литературы.
На констатирующем этапе мы получили следующие результаты: к низкому уровню развития эмоционального интеллекта мы условно отнесли 6 детей (38%), к среднему уровню - 8 детей (50%), к высокому уровню - 2 ребенка (12%). Проанализировав полученные результаты, мы сделали вывод, что на констатирующем этапе нашего исследования в группе детей 5-6 лет преобладает средний и низкий уровень развития эмоционального интеллекта. Это подтвердило необходимость разработки содержания работы по развитию эмоционального интеллекта детей 5-6 лет средствами вербальной коммуникации педагога и детей 5-6 лет по произведениям художественной литературы.
Мы предположили, что развитие эмоционального интеллекта детей 5-6 лет будет эффективным, если:
• разработать технологическую карту вербальной коммуникации педагога и детей по произведению художественной литературы с включением в нее показателей развития эмоционального интеллекта;
• разработать содержание вербальных коммуникаций педагога и детей по произведениям художественной литературы, имеющих описание переживаний персонажами той или иной эмоции;
• организовывать вербальные коммуникации педагога и детей по произведениям художественной литературы в образовательную деятельность.
Формирующая работа проводилась в 3 этапа. На первом этапе нами были отобраны произведения художественной литературы, содержание которых имело описание переживаний персонажами той или иной эмоции. На этом же этапе была разработана технологическая карта вербальной коммуникации педагога и детей по произведению художественной литературы с включением в нее показателей развития эмоционального интеллекта. На втором этапе - мы разработали технологические карты вербальной коммуникации педагога и детей по произведению художественной литературы. На третьем этапе мы организовали вербальные коммуникации педагога и детей 5-6 лет по произведениям художественной литературы в рамках образовательной деятельности. Работа по одной технологической карте проводилась 1-1,5 недели.
После проведения формирующего эксперимента, мы провели контрольный эксперимент с целью проверки эффективности развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет в процессе организации вербальной коммуникации педагога и детей по произведению художественной литературы.
У детей была выявлена положительная динамика уровня развития эмоционального интеллекта: показатель низкого уровня снизился на 19%, показатель среднего уровня увеличился на 6%, а показатель высокого уровня развития эмоционального интеллекта увеличился на 12,5%.
Следовательно, можно сделать вывод, организация вербальной коммуникации педагога и детей по произведению художественной литературы оказалась эффективной для развития эмоционального интеллекта детей 5-6 лет, о чем свидетельствуют показатели динамики уровня развития у детей эмоционального интеллекта.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.


1. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№ 265) // Режим доступа : http://rg.ru/2011/02/17/shkola-standart-site-dok.html
2. Абраменкова, В.В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре [Текст] /В.В. Абраменкова. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2000. - 416 с.
3. Айзенк, Г.Ю. Интеллект: Новый взгляд [Текст] / Г.Ю. Айзенк // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - С. 111-131.
4. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
5. Андреева, И.Н. Азбука эмоционального интеллекта [Текст] / И.Н. Андреева. - СПб. : БХВ-Петербург, 2012. - 212 с.
6. Андреева, И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта [Текст] / И.Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности: сб. тезисов науч.-практ. конф. (Смоленск, 26-27 ноября 2004 г.). - Смоленск : СГПУ, 2004. - В 2 ч. - Ч. 1. - С. 22-26.
7. Анфисова, С.Е. Развитие социального и эмоционального видов интеллекта дошкольников в процессе анализа произведений художественной литературы [Текст] / С.Е. Анфисова, Н.И. Андриянова, М.А. Сидоренкова // Научное отражение. - 2018. - № 1 (11). - С. 5-8.
8. Анфисова, С.Е. Развитие социального и эмоционального интеллекта детей старшего дошкольного возраста средствами словесного искусства в дошкольной образовательной организации [Текст] / С.Е. Анфисова, Ю.В. Киретова, Т.В. Куцепина // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Вып. 14 / Под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2017. - 243 с. - С. 26-27.
9. Виноградова А.М. Воспитание сочувствия [Текст] / А.М. Виноградова // Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников; под ред. А.М. Виноградовой. - М., 1989. - С. 21-31.
10. Гиппенрейтер, Ю.Б. Продолжаем общаться с ребёнком : Так? [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. - М. : АСТ, Астрель, 2014. - 288 с.
11. Горбушина, Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста [Текст] / Л.А. Горбушина, А.П. Николаичева. - М. : Просвещение, 1983. - 144 с.
12. Гоулман, Д. Эмоциональный интеллект [Текст] / Д. Гоулман; пер. с англ. - М. : АстМосква, 2009. - 478 с.
13. Гриценко, З.А. Детская литература [Текст] : Методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. - М. : Академия, 2007. - С. 7.
14. Дунаева, Н. О значении художественной литературы в формировании личности ребенка [Текст] / Н. Дунаева // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С. 35-39.
15. Запорожец, А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения [Текст] / А.В. Запорожец // Избр. психологические труды. - М. : Педагогика, 1996. - 320 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ