Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социальной активности у подростков в добровольческой деятельности

Работа №117806

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

методика преподавания

Объем работы104
Год сдачи2017
Стоимость5400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
103
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования социальной активности у подростков в добровольческой деятельности 9
1.1 Сущность и характеристика понятия «социальная активность» в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Добровольческая деятельность как традиция отечественной практики воспитания 27
1.3 Педагогические условия формирования социальной активности у подростков в процессе добровольческой деятельности 42
Выводы по I главе 49
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной активности у подростков в добровольческой деятельности 51
2.1 Выявление уровня социальной активности у подростков ГБОУ ООШ школа №3 г.о. Жигулевск иГБОУ СОШ №14 СП ЦВР «Успех» 51
2.2 Организация работы по созданию условий для формирования социальной активности у подростков в процессе добровольческой деятельности ГБОУ ООШ школа №3 г.о. Жигулевск и ГБОУ СОШ №14 СП ЦВР «Успех» 66
2.3 Анализ и оценка результативности работы по формированию социальной активности у подростков в процессе добровольческой деятельности 75
Выводы по II главе 81
Заключение 83
Список используемой литературы 85
Приложение 91

Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие общества подразумевает наличие в нем определенной части социально-активных индивидов, способных к сотрудничеству, обладающих творческим потенциалом, отличающихся такими чертами как мобильность, активность, нравственность патриотизм, испытывающих чувство ответственности за судьбу своей страны.
Построение правового государства, рыночные отношения, кризисные процессы в экономике, социальной и политической сферах выдвигают на первое место вопросы формирования духовности, нравственности и необходимости воспитания молодежи как социально активной части общества, имеющей позитивную гражданскую позицию. Добровольческая деятельность является одной из составляющей, которая может сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию.
Молодежное добровольческое движение призвано воспитывать лидерские качества, а также стимулировать подростков к проявлению таких позитивных качеств как интеллигентность, честность, социальную ответственность и социальную активность. Другими словами, участие молодежи в добровольческом движении следует рассматривать, как системообразующий элемент формирования гражданской социальной ответственности и «выращивания» гражданской социальной активности подрастающего поколения. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. №1662-р развитие и распространение добровольческой деятельности (волонтерства) отнесено к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики государства. На II Всероссийском форуме добровольцев в ноябре 2015 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подчеркнул значимость и важность волонтерского движения для дальнейшего развития и процветания нашей страны.
В исследованиях В.Н. Мельниковой [27] проведен ретроспективный анализ развития волонтерского движения в России на протяжении XX века. Данные вопросы в своих трудах освещала Н.Н. Пешкова [32]. Е.Е. Репешко изучала проблемы, сопутствующие феномену волонтерства и пути их решения [34].
Волонтерская деятельность является деятельностью, которая может вовлечь в свои ряды всех желающих, в том числе и подростков. Исследователи отмечают необходимость вовлечения детей подросткового возраста в данную деятельность, позволяющую им определиться в данный кризисный возрастной период. И.Н. Григорьев рассматривает подростковый возраст как период становления личности и активной социализации [12]. Включение подростков в добровольческую деятельность позитивно влияет на их социальную активность. Добровольческая деятельность способствует росту жизненной перспективы, формированию целостной картины мира и своего «Я», препятствует развитию разобщенности в подростковой среде.
Однако на сегодняшний день научно-методическое обеспечение данной деятельности для подростков недостаточно. На основании этого выделены следующие противоречия:
- между постоянно растущими требованиями к развитию социальной активности подростков и недостаточным использованием ресурсов волонтерской деятельности;
- между необходимостью разработки специальных программ подготовки добровольцев и недостаточным использованием потенциала учреждений дополнительного образования для подготовки подростков к данному виду деятельности.
Выявленные противоречия позволило сформировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования социальной активности у подростков в добровольческой деятельности.
Необходимость изучать добровольчество как социально-педагогическое явление, разворачивающееся в историческом пространстве, в реальном времени детского и подросткового возраста, повлияло на выбор темы: «Формирование социальной активности у подростков в добровольческой деятельности».
Объект исследования: процесс формирования социальной активности у подростков.
Предмет исследования: педагогические условия формирования социальной активности у подростков в добровольческой деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и доказать эффективность разработанных условий в учреждении дополнительного образования для развития добровольческой деятельности, влияющей на формирование социальной активности подростков.
Гипотеза исследования: формирование социальной активности подростков через добровольческую деятельность будет успешным, если обоснованы, доказаны и реализованы следующие педагогические условия:
• осуществляется целенаправленная подготовка подростков к участию в добровольческой деятельности по специально разработанной программе дополнительного образования;
• обеспечивается систематическое включение подростков в добровольческую деятельность;
• используются методы и средства стимулирования социальной активности подростков к участию в добровольческой деятельности;
• изучается эффективность организованной работы на основе специально подобранных диагностических методик.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность и характеристику понятий «социальная активность», «добровольческая деятельность» в психолого- педагогической литературе.
2. Обосновать и апробировать педагогические условия формирования социальной активности у подростков в процессе добровольческой деятельности.
3. Организовать опытно-экспериментальную работу по формированию социальной активности у подростков в добровольческой деятельности на базе учреждения дополнительного образования.
4. Разработать диагностический инструментарий, критерии и показатели сформированности социальной активности у подростков в добровольческой деятельности.
Теоретическую основу исследования составляют:
• основные положения теории отечественных и зарубежных исследований, в которых анализируются различные аспекты социальной активности личности (А.В. Мудрик, И.С. Кон А.В. Петровский и др.);
• исследования, раскрывающие сущность понятия «социальная активность» (Г.С. Ануфриева, Л.М. Архангельский, Л.П. Буева, В.Х. Беленький, Ю.Е. Волков, М.С. Каган, А.В. Клюев, М.А. Нугаев, В.Л. Смирнов, Л.П. Станкевич, В.А. Ядов.);
• исследования, посвященные проблемам формирования социальной активности в подростковом возрасте (Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейном и др.);
• концептуальные положения отечественной педагогики и психологии по проблеме психического развития подростков (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев).
Методы исследования: анализ литературы по исследуемой проблеме; экспериментальные методы (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты), диагностические методы (педагогические наблюдения, анкетирование, тестирование, беседа).
Опытно- экспериментальной базой исследования стала ГБОУ ООШ школа №3 г.о. Жигулевск и ГБОУ СОШ №14 СП ЦВР «Успех».
Этапы исследования. Диссертация обобщает результаты исследования, которое проводилось с 2015 по 2017 год в три этапа.
I этап (2015 год), опытно-поисковый - изучалась психолого-педагогическая литература по теме, определялся аппарат исследования (цель, предмет, гипотеза, задачи и методики исследования), проведение констатирующего эксперимента, результаты которого использовались в последующей опытно-экспериментальной работе.
II этап (2016 год), экспериментальный - организация и реализация опытно-экспериментальной работы, проведение формирующего эксперимента, внедрение в практику программы «Кто, если не мы?!» проведение комплекса диагностических методик, направленных на выявление уровня социальной активности у подростков.
III этап (2016-2017 год), обобщающий - проводилась обработка и анализ результатов экспериментальных исследований, велась публикация в научных журналах, проводилось оформление диссертационного исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в нем обоснованы условия формирования социальной активности подростков в добровольческой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в разработке дополнительной программы «Кто, если не мы?!» социально - педагогической направленности, которая может использоваться в работе педагогов- воспитателей общего и дополнительного образования.
На защиту выносится:
1. Программа дополнительного образования «Кто, если не мы?!», предполагающая включение детей в добровольческую социально-значимую деятельность и подготовку к участию в добровольческой деятельности, что способствует формированию социальной активности, лидерской позиции, развитию инициативы.
2. Методы и средства стимулирования подростков к участию в добровольческой деятельности (похвала и слова благодарности, вручение грамот и благодарственных писем образовательной организации и родителям; публичное признание с привлечением СМИ; предоставление добровольцам возможности бесплатного посещения выставок, музеев, конференций, поездок и др.; вручение отзывов, грамот по месту учебы, работы; вручение подарков и др.).
3. Пакет диагностических методик по выявлению социальной активности подростков в добровольческой деятельности в учреждении дополнительного образования.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данное исследование, затрагивая проблемы сформированности социальной активности у подростков путем привлечения их к участию в добровольческой деятельности, было основано на изучении психолого-педагогической литературы и исследованиях в области психологии, педагогики, социальной педагогики таких ученых как: В.Г. Бочарова, М.А. Галагузова, В.А. Сластенин, М.В. Шакурова, В.С. Мухина, Е.П. Ильин, Г.М. Каджаспирова, Л.П. Крившенко и многих других.
Исследователи, определяя социальную активность подростков как осознаваемое, целенаправленное взаимодействие личности и социума, обращали внимание на то, что данная активность должна быть определенным образом замотивирована. Обращая внимание на мотивационную структуру социальной активности, следует отметить, что данная составляющая есть органическая составная часть ее сущности. Соответственно - мотивы социальной активности являются осознанными причинами, побуждающими членов общества активно взаимодействовать друг с другом, оказывать при этом положительное влияние друг на друга.
Педагог дополнительного образования, используя формы волонтерской деятельности, может влиять на черты характера, а также поведенческие проявления подростков. Опытно-практическая часть диссертационного исследования, разработанная педагогом дополнительного образования, была проведена на базе ГБОУ ООШ школа №3 г.о. Жигулевск и ГБОУ СОШ №14 СП ЦВР «Успех» с подростками 12 - 14 лет. Она включила три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.
Практическая работа с учащимися ГБОУ ООШ школа №3 г.о. Жигулевск и ГБОУ СОШ №14 СП ЦВР «Успех» включала в себя групповые и коллективные формы добровольческой деятельности: благотворительная акция, вечера памяти, социальные проекты, группы помощи, бригады, отряды добровольцев и др. Был использован и индивидуальный подход, постоянно велась опора на положительные качества учащихся, на круг их личных интересов, как один из способов решения возникающих проблем в период подросткового возраста. Разработанная программа «Кто, если не мы?!» имела целью включить подростков в социально -значимую деятельность, что способствовало формированию лидерских качеств, инициативности и развитию их социальной активности. Указанная программа включала следующие мероприятия: Уроки-лекции «Я - российский волонтер!»; цикл классных часов «Встреча с интересным человеком»; социальный проект «Месячник добрых дел»; благотворительную акцию «Красное яблоко»; операцию «Мы будем помнить!»; мероприятие «Память сердца».
В процессе диагностической части эксперимента были использованы следующие методики: «Коммуникативные и организаторские способности», «Ценностные ориентации». Согласно результатам диагностики, в коллективе подростков были выявлены низкий, средний и высокий уровни сформированности нравственных качеств и организаторских способностей.
Целенаправленная работа способствовала повышению уровня социально значимых качеств личности, таких как общительность, активность, инициативность, дисциплинированность, ответственность, самостоятельность и доброжелательность, что свидетельствует о повышении уровня социальной активности у подростков. Данные экспериментальной работы подтверждают правомерность выдвинутой гипотезы.


1. Ануфриев, Е.А. Социальная активность личности // Е.А. Ануфриева. - М.: Изд-во Академии Педагогических наук, 2000. - 45 с.
2. Бадя, Л.В. Благотворительность и меценатство в России : краткий исторический очерк / Л. В. Бадя. - М. : Наука, 1993. 74 с.
3. Бехтерев, В.Ф. Активность личности: психолого-педагогические аспекты воспитания: Учебное пособие.- Красноярск: Краснояр. Гос. Ун-т., 1996. - 140с.
4. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. — М.: Международная педагогическая академия, 2007. — 212 с.
5. Бредли, Дж. Общественные организации и развитие гражданского общества в дореволюционной России / Дж. Бредли // Общественные науки и современность. 1994. № 5. С. 81.
6. Борисова, Т. С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащейся молодежи // Вестник ТГПУ. 2011. Вып. 1 (103). С. 131-136.
7. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, /А.С. Воронин// М. 2006. - 223с.
8. Воробьев, Ю. Л., Королев Б. Н. В поисках смысла и правды. Активность и развитие личности. М.: МГСУ «Союз»,2003. - 500 с.
9. Высотских, И. К. История развития благотворительности в России в советский и постсоветский периоды (историографический очерк) Журнал Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология» Выпуск № 1 / 2014
10. Годунский, Ю. Откуда есть пошла благотворительность на Руси / Ю.Годунский // Электронный ресурс http://www.chaskor.ru/article/otkuda est poshla blagotvoritelnost na rusi 37208. 2015г.
11. Гражданское общество: теория, история, современность / отв. ред. З. Т. Голенкова. - М. : Издательство Института социологии РАН, 1999.­165 с.
12. Григорьев, И. Н. Потенциал волонтерского движения в воспитании гражданской активности молодежи / Илья Николаевич ; Илья Николаевич Григорьев // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Гуманитарные науки. - 2014. - Вып. 10 (138). - С. 67-71
13. Демидова, С.А., Сорокина, И. Р. Развитие социальной активности подростков в школе // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — СПб.: Заневская площадь, 2014. — С. 194-196.
14. Животовская, О. В. Деятельность благотворительных союзов по организации социальной помощи в Германии / О. В. Животовская // Российский журнал социальной работы. 1996. - № 2. - С. 137-141.
15. Зборовский Г. Е. Общая социология. М.: Гардарики, 2004. 234 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ