Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развитие творческой активности у детей 5-6 лет посредством изобразительной деятельности 8
1.1 Теоретический анализ проблемы развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста 8
1.2 Изобразительная деятельность как средство развития творческой личности 16
1.3 Развитие творческой активности у детей 5-6 лет средствами изобразительного искусства 21
Глава 2. Экспериментальное исследование развития творческой активности у детей 5-6 лет посредством изобразительной деятельности 26
2.1 Выявление уровня развития творческой активности у детей 5-6 лет 26
2.2 Содержание работы по развитию творческой активности у детей 5-6 лет посредством изобразительной деятельности 38
2.3 Выявление динамики в уровне развития творческой активности у детей 5-6 лет 41
Заключение 49
Список используемой литературы 51
Приложение 55
На протяжении многих лет проблема изучения творческих способностей не теряет свою актуальность. Актуальность эта, прежде всего, связана с формированием новой общности людей в качественно новом социокультурном пространстве. Изучение проблемы развития творческих способностей волновало не только отечественных, но и зарубежных исследователей и психологов, работающих в этом направлении. Трудности изучения проблемы развития творческих способностей связано с многообразием подходов к изучению этой проблемы.
Одно из таких направлений - развитие творческой активности личности, который, в свою очередь, является сложным, многогранным и многофункциональным психологическим компонентом. Исследователи рассматривают творческую активность, как истинное основание и критерий личности, у которой ключевой потребностью является создание чего-то нового.
Проблемой творческой активности личности занимались, как отечественные, так и зарубежные педагоги, и психологи: Б.Г. Ананьев, Г.А. Балл, Д.Б. Богоявленская, А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, С.Д. Максимснко, А. Моляко, В.А. Роменец, Р. Арнгейм, И. Бентли, Дж. Гилфорд, А. Дрейяр и многие другие.
Внимание к развитию творческой активности именно в дошкольном возрасте, бесспорно, является оправданной для психологии творчества, поскольку этот возрастной период характеризуется как уникальный, переломный этап онтогенеза человека.
Анализ научных работ показывает, что данная проблема широко исследуема, однако, есть достаточно широкое поле незатронутой исследованиями части проблемы, связанной с развитием творческой активности детей старшего дошкольного возраста посредством рисования, что и определяет актуальность этой проблемы.
В ходе исследования было выявлено противоречие между важностью развития творческой активности у детей 5-6 лет и недостаточным использованием нетрадиционных техник рисования для решения данной задачи в дошкольной образовательной организации.
Актуальность исследования, ее недостаточная разработанность, как в теории, так и в практике дошкольного образования, ее социальная значимость, обусловили выбор темы исследования: «Развитие творческой активности у детей 5-6 лет посредством изобразительной деятельности».
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы потенциальные возможности изобразительной деятельности в развитии творческой активности у детей 5-6 лет?
Тема исследования «Развитие творческой активности у детей 5-6 лет посредством изобразительной деятельности».
Цель исследования: теоретически обосновать и практически проверить эффективность изобразительной деятельности в развитии творческой активности у детей 5-6 лет.
Объектом исследования процесс развития творческой активности у детей 5-6 лет.
Предмет исследования: развитие творческой активности у детей 5-6 лет посредством изобразительной деятельности.
Гипотеза исследования: развитие творческой активности у детей 5-6 лет будет эффективным, если:
• разработанная программа изобразительной деятельности, включающая отобранные нетрадиционные техники рисования, будет соответствовать возрастным и индивидуальным особенностями детей;
• уточнены показатели творческой активности детей 5-6 лет в соответствии с критериями;
• обогащена развивающая предметно-пространственная среда новыми, для детей, предметами изобразительной деятельности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у детей 5-6 лет творческой активности. Сформулировать определение понятия «творческая активность детей 5-6 лет».
2. Отобрать показатели и выявить уровень развития творческой активности детей 5-6 лет.
3. Разработать и реализовать программу изобразительной деятельности, содержащую нетрадиционные техники рисования.
4. Выявить динамику в уровне развития творческой активности детей 5-6 лет.
Теоретическую основу исследования составили:
• теоретическо-практические исследования проблемы творческой активности у детей 5-6 лет (А.В. Брушлинский, Л.С. Выготский, А.Я. Дудецкий, Р.С. Немов);
• работы по изучению проблемы формирования творческой активности у детей 5-6 лет (А.А. Ануфриев, Е.Е. Кравцова. С.И. Гин, Л.С. Коршунова, Е.И. Кульчицкая, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, О.М. Соловьева);
• исследования влияние изобразительной деятельности на формирование творческой активности у детей 5-6 лет (И.Г. Белявский, Т.Г. Казакова, И.С. Моисеева, Ю.Г. Тамберг, О.Л. Ярусь).
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические: анализ и синтез, сравнение, классификация; эмпирические: наблюдение, беседы, анализ творческих работ детей; методы обработки и интерпретация результатов исследования.
Новизна исследования: уточнено понятие творческой активности детей 5-6 лет, выявлены критерии, позволяющие оценить уровень творческой активности детей, разработана и реализована программа художественной направленности.
Теоретическая значимость исследования теоретическом обосновании влияния изобразительной деятельности на развитие у детей 5-6 лет творческой активности.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанная программа, по развитию у детей 5-6 лет творческой активности посредством изобразительной деятельности, может быть использована в работе воспитателей и специалистов дошкольных образовательных учреждений.
Экспериментальная база исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в старшей группе детского сада № 66 г. Сызрани. Выборка составляет 20 детей.
Структура бакалаврской работы: введение, две главы, заключение, список используемой литературы (38 источников), приложения.
Дошкольный возраст - это наиболее благоприятный период жизни ребенка, когда творчество может стать универсальным и естественным способом его бытия. Поэтому ключевая психолого-педагогическая задача должна направляться на создание благоприятных условий для творческой активности дошкольника.
Теоретический анализ проблемы развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста позволил нам сформулировать понятие «Творческая активность детей 5-6 лет - это сформированная способность ребенка к творческой деятельности: увлеченность творческой деятельностью, используемость методов творчества и результат творческой деятельности».
К показателям, по которым стоит определять уровень творческой активности, следует отнести: отношение к творческой деятельности (насколько ребенок увлечен творческой деятельностью), качество используемых методов творчества (находчивость, быстрота, гибкость решения), качество результатов творческой деятельности (самостоятельность).
Обучение изобразительному искусству оказывает далеко идущее влияние на становление творческих активности детей дошкольного возраста.
Для того, чтобы оценить уровень творческой активности детей в старшей группе детского сада № 66, были использованы следующие методики: методика наблюдения, методика Торренса Е.П., методика Кравцовой Е.Е. «Где чье место?», методика «Три слова», методика Дьяченко О.М., Пороцкой Е.Л. «Сочини сказку».
Анализ проведенной диагностики, позволил констатировать, что высоким уровнем творческой активности обладают только 10% детей старшей группы, как контрольной, так и экспериментальной, а средний и низкий уровни в этих группах колеблются в значениях 40-50%. Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы по развитию творческой активности у детей 5-6 лет, которую будем проводить посредством изобразительной деятельности.
С целью развития творческой активности у детей старшего дошкольного возраста в детском саду №66 была организована и реализована программа «Маленькие фантазеры». Программа изобразительной деятельности «Маленькие фантазеры» разработана в соответствии с возрастными особенностями детей дошкольного возраста.
Цель программы: раскрыть и развить потенциальные творческие способности, заложенные в ребенке, через освоения нетрадиционных техник изображения.
Данная программа «Маленькие фантазеры», разработанная в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, включает нетрадиционные техники рисования, а развивающая предметно- пространственная среда - обогащена новыми, для детей, предметами изобразительной деятельности (такими как: оттиски печатками, бумагой граттаж).
Итак, делая выводы про проведенной экспериментальной работе, направленной на повышение творческой активности детей старшей группы детского сада №66, можно сказать, что программа по изобразительной деятельности «Маленькие фантазеры» имела положительный эффект. У детей в экспериментальной группе значительно увеличился уровень развития творческой активности на фоне результатов детей контрольной группы. Высокий уровень творческой активности в экспериментальной группе вырос до 40%, а низкий уровень снизился до 10%.
А поскольку все составляющие компоненты выдвинутой в начале исследования гипотезы подтверждены, значит цель исследования достигнута, задачи решены.
1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Кн. для учителя [Текст] / А. Д. Алехин. - М. : Просвещение, 2018. - 116 с.
2. Ануфриев, А. А. Психология творчества [Текст] / А. А. Ануфриев. • М. : Инфра-М, 2013. - 456 с.
3. Анциферова, Л. М. К психологии личности как развивающейся системы [Текст] / Л. М. Анциферова // Психология формирования и развития личности. - М. : Наука, 2011. - С. 3-18.
4. Белявский, И. Г. Эстетическое восприятие живописи старшими школьниками [Текст] автореф. дисс... канд. пед. наук (психология) / И. Г. Белявский. - М., 2011. - 21 с.
5. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе [Текст] / Л. И. Божович // Психология развития. - СПб. : Питер, 2011. - С. 227-272.
6. Брушлинский, А. В. Воображение и творчество [Текст] / А.В. Брушлинский. - М. : Эксмо, 2014. - 145 с.
7. Ветрук, Н. Р. Особенности развития творческого воображения с использование нетрадиционных техник рисования на занятиях в детском саду [Текст] / Н. Р. Ветрук // Дошкольное воспитание. - 2016. - №2. - С. 2432.
8. Вопросы художественного развития школьников на занятиях изобразительным искусством: (Сборник научных трудов) [Текст] / Б.П. Юсов. - М. : Просвещение, 2017. - 320 с.
9. Выготский, Л. С. Воображение и его развитие в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский // Собр. соч. : В 6 т. Москва, 1984. Т.3. - 198 с.
10. Выготский, Л. С. Психология творчества [Текст] / Л.С. Выготский. • М. : Инфра-М, 2011. - 487 с.
11. Гин, С. И. Мир фантазии: метод, пособ. для учителя нач. школы [Текст] / С. И. Гин. - М. : Вита-Пресс, 2011. - 128 с.
12. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. - М. : ИНТОР, 2016. - 537 с.
13. Дудецкий, А. Я. Теоретические вопросы воображения и творчества [Текст] / А. Я. Дудецкий. - М. : Инфра-М, 2012. - 354 с.
14. Дьяченко, О. М. Воображение дошкольника [Текст] / О.М. Дьяченко. - М. : Педагогика, 1986. - 96 с.
15. Зеленкова, Т. В. Функционально-статистический анализ сказок, сочиненных детьми [Текст] / Т. В. Зеленкова // Вопросы психологии. - 2011. • №6. - С. 17-26.
16. Ильенков, И. В. Об эстетической природе фантазии [Текст] / И.В. Ильенков // Вопросы эстетики, вып. 6. - М., 1964. - 197 с.
...