Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектирование и реализация воспитательной системы школы на основе событийно-интегративного подхода

Работа №117792

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы112
Год сдачи2017
Стоимость4875 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проектирования и реализации воспитательной системы школы
1.1 Воспитательная система школы как научное понятие 9
1.2 Событийно-интегративный подход - системообразующий
компонент проектирования воспитательной деятельности в школе 23
1.3 Проектирование воспитательной системы школы на основе событийно-интегративного подхода
Выводы по 1 главе 43
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по проектированию и реализации воспитательной системы на основе событийно-интегративного подхода в МБУ «Лицей № 76»
2.1 Анализ воспитательной деятельности образовательной организации
МБУ «Лицей № 76 имени В.Н. Полякова»
2.2 Реализация воспитательной системы в деятельности
образовательной организации МБУ «Лицей № 76 имени В.Н. Полякова»
2.3 Оценка эффективности и результативности разработанной воспитательной системы на основе событийно -интегративного подхода. 70
Выводы по 2 главе 78
Заключение 79
Список используемой литературы 81
Приложение


Актуальность исследования обуславливают требования Стратегии развития воспитания Российской Федерации, Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., направленные на укрепление общероссийского гражданского самосознания и духовной общности многонационального народа Российской Федерации. Процессы развития воспитательной системы в России являются стратегическим приоритетом, подразумевающим соотношение процесса формирования личных свойств общенациональному эталону, смыслам работы отдельных общественных групп и общества в целом. На сегодняшний день исследование вопросов воспитания продолжается в психолого - педагогической науке: установлены и аргументированы суть и состав определения «воспитательная система образовательного учреждения», ее ключевые свойства (Л.И. Иванова, В.А. Караковский, Н.Л. Селиванова, А.М. Сидоркин и др.); изучен процесс ее моделирования (Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов и др.); выявлены особенности взаимодействия воспитательной системы со средой (Ю.С. Мануйлов, В.Д. Семенов и др.); определено место различных видов деятельности в воспитательной системе (О.В. Заславская, Г.В. Куприянова, А.Г. Пашков, В.В. Полукаров и др.); выявлена роль отдельных структур в воспитательной системе (В.М. Басова, С.Л. Паладьев, Н.Л. Селиванова, А.К. Шленев и др.); обоснованы подходы к изучению эффективности воспитательной системы (Л.В. Байбородова, В.А. Караковский, С.Л. Паладьев).
Эффективность разных способов в реализации воспитательной системы доказано практическим опытом. Один из способов - событийно-интегративный. Данный подход преобразовывает традиционную воспитательную работу в единую воспитательную систему, отдельной характеристикой которой выступает событийность процесса соприкосновения учащегося к ценностям творчества, отношений в разных видах деятельности и переживаний, чем обогащается жизненный опыт (М.И. Болотова). Рассматривая воспитательную систему как сложную открытую систему, которая обладает интегративными характеристиками, означает реализацию принципа интегративности в любом ее компоненте, что способствует качественным преобразованиям всей системы в целом и отдельных ее элементов, обеспечивает системность и целостность воспитания.
Событийно-интегративный подход стал базой для разработки () структуры воспитательного пространства и других категорий педагогики в исследованиях Д.В. Григорьева, Л.М. Лузиной, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, В.И. Слободчикова, П.В. Степанова и др. Отмечая продуктивность рассмотренных исследований, выявлен ряд недостатков: недостаточная методическая разработка воспитательной системы при явной потребности в теоретическом и методологическом обосновании проектирования воспитательной системы на основе событийно-интегративного подхода; не во всех образовательных учреждениях вводятся новые модели воспитательной системы; преобладают традиционные формы и методы подходов воспитательной системы в практике образовательного учреждения.
Перечисленные недостатки способствовали формулированию противоречия между необходимостью разработки воспитательных систем на основе инновационных подходов и недостаточным методическим оснащением по проектированию и реализации воспитательной системы на основе событийно-интегративного подхода в деятельности школы..
Из вышеизложенного противоречия вытекает проблема исследования: каковы особенности проектирования и реализации воспитательной системы школы на основе событийно-интегративного подхода.
Значимость намеченной проблемы, обнаруженное противоречие, недостаточная исследованность теоретико-методологических причин процесса формирования воспитательной системы образовательного учреждения определили тему диссертационного исследования:
«Проектирование и реализация воспитательной системы школы на основе событийно-интегративного подхода».
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и апробировать воспитательную систему, основанную на событийно-интегративном подходе.
Объект исследования - воспитательная система образовательной организации.
Предмет исследования - событийно-интегративный подход как системообразующий компонент развития воспитательной системы образовательной организации.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу исследования: воспитательная система образовательного
учреждения, разработанная на основе интегративного подхода, будет эффективной, если:
- системообразующий фактор будет определять сущность и структуру всех основных компонентов воспитательной системы;
-воспитательное событие выступает основным элементов воспитательной деятельности, вокруг которого проектируется учебная и внеучебная деятельность;
- содержание, программы и технологии , направленные на обеспечение развития воспитательной системы образовательного учреждения гарантируют прогнозируемый результат.
Цель и гипотеза исследования определили необходимость решения следующих задач:
1. Изучить сущность понятия «воспитательная система».
2. Обосновать событийно-интегративный подход как системообразующий компонент проектирования и развития воспитательной системы образовательной организации.
3. Разработать воспитательную систему образовательной организации на основе событийно-интегративного подхода.
4. Определить эффективность экспериментальной работы по развитию воспитательной системы образовательной организации на основе событийно-интегративного подхода.
Теоретическую основу исследования составили:
- теории воспитательных систем и концепции воспитательного пространства (Д.В. Григорьев, И.Д. Демакова, В.А. Караковский, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.Н. Степанов, М.И. Шилова и др.);
- исследования об особенностях взаимодействия воспитательной системы со средой (Ю.С. Мануйлов, В.Д. Семенов и др.);
- труды о месте различных видов деятельности в воспитательной системе (О.В. Заславская, Г.В. Куприянова, А.Г. Пашков, В.В. Полукаров и др.);
- работы о роли отдельных структур в воспитательной системе (В.М. Басова, С.Л. Паладьев, Н.Л. Селиванова, А.К. Шленев и др.);
- подходы к изучению эффективности воспитательной системы (Л.В. Байбородова, В.А. Караковский, С.Л. Паладьев);
- исследования, посвященные событийно-интегративному подходу (Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Д.В. Григорьев, М.И. Болотова).
Методы исследования: теоретические (методы теоретического анализа, синтеза, абстрагирования и обобщения) и практические (метод моделирования, констатирующий и формирующий эксперименты, анкетирование, тестирование.
База исследования. Опытно-исследовательская работа осуществлялась на базе МБУ «Лицей № 76 имени В.Н. Полякова».
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Событийно-интегративный подход является системообразующим фактором воспитательной системы и определяет специфику проектирования ее основных компонентов.
2. В качестве основного элемента воспитательного процесса, разработанного на основе событийно-интегративного подхода, выступает воспитательное событие как содержательный способ проектирования и реализации воспитательной системы.
3. Программно-содержательное и технологическое обеспечение воспитательной системы представляет собой совокупность компонентов, связей между ними, в результате функционирования которых возникают целостные качества и результаты.
Организация и этапы исследования:
На первом этапе (2015-2016) - теоретико-поисковом - поведен анализ психолого-педагогической и философской литературы; сформулирована тема, цель и задачи исследования.
На втором этапе (2016-2017) - опытно-экспериментальном - проектировалась воспитательная система образовательного учреждения с позиций событийно-интегративного подхода, внедрялись авторские программы внеурочной деятельности, методические рекомендации и материалы по проблеме исследования.
На третьем этапе (2017) - теоретико-обобщающем - были обобщены результаты исследования, проводился сравнительный анализ, была дана оценка эффективности внедрения разработанной модели воспитательной системы на основе событийно-интегративного подхода, уточнялись теоретические положения и практические выводы, материалы исследований опубликованы в научных журналах, сформулированы выводы, осуществлялось оформление диссертации.
Научная новизна исследования заключается в том, что расширены научные представления о процессе формирования воспитательной системы на основе событийно-интегративного подхода.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработанный событийно-интегративный подход, формы и методы его реализации в воспитательной системе образовательного учреждения дополняют представления об этих категориях в теории воспитания.
Практическая значимость исследования состоит в том, что программы, содержание и разработанная модель системы на основе событийно-интегративного подхода может использоваться в практике работы образовательной организации.
Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены применением современных методов исследования теоретическими выводами, которые опираются на отечественные исследования воспитательных систем; полученным положительным результатом опытно-экспериментальной работы, соответствующих поставленным целям и задачам.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в муниципальном бюджетном образовательном учреждении городского округа Тольятти «Лицей № 76 имени В.Н. Полякова».
Результаты экспериментальной работы были представлены на кафедре «Педагогика и методики преподавания» Тольяттинского государственного университета (2017 г.), Областной стажерской площадке (Тольятти,2017 г.), Областном конкурсе заместителей директоров по воспитательной работе (г. Самара, 2016 г.). Основные положения докладывались на научно-практических конференциях: городском педагогическом марафоне «От компетентного педагога к новому качеству образования» (Тольятти, 2016 г.), на педагогическом совете «Воспитательная система в образовательной деятельности» в МБУ «Лицей № 76» (Тольятти, 2017 г.)
По итогам исследования опубликовано 4 статьи.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка из 32 наименований, 4 таблиц, 19 рисунков, 4 приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе теоретико-экспериментального исследования полностью подтвердилась гипотеза, решены поставленные задачи. Полученные результаты позволяют сделать выводы.
1. Понятие «воспитательная система» школы представляет собой развивающийся во времени и пространстве комплекс взаимосвязанных компонентов: целей, ради которых система создается; совместной деятельности людей, ее реализующих; самих людей как субъектов этой деятельности; освоенной ими среды; отношений, возникающих между участниками деятельности; управления, обеспечивающего жизнеспособность и развитие системы. Воспитательную систему школы можно рассматривать как целенаправленную, самоорганизующую систему, в которой большое место уделено вовлечению подрастающих поколений в жизнь общества, их развитию как творческих, активных личностей.
2. Событийно-интегративный подход как системообразующий компонент проектирования и развития воспитательной системы образовательной организации, предполагает: определение образовательных событий на каждый учебный год. Событийный подход как основа организации и управления событиями занимает важное место в системе новых форм и методов воспитания в новой модели школ и ступеней. Он позволяет установить тесные связи между реальной жизнью и учебным содержанием, жизненными процессами, происходящими в человеке или группе, и их педагогическим значением. Целесообразность использования подтверждена результатами проведенного эксперимента.
3. Проектирование воспитательной системы осуществляется на основе изученных подходов и представляет собой выделение и характеристику всех компонентов. Именно здесь происходит разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы. Подтверждение выше
изложенных позиций определяет направленность опытно-экспериментальной работы по проектированию и реализации воспитательной системы на основе событийно-интегративного подхода в МБУ «Лицей № 76», подробно представленных во второй главе диссертации.
4. В результате экспериментальной работы определена эффективность развития воспитательной системы на основе событийно-интегративного подхода.



1. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки
прагматической теории. / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. / М: Сентябрь 1997 - 112 с.
2. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В., Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223с.
3. Григорьев, Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов; Под ред. Л.И. Виноградовой. - М.: Просвещение, 2006. - 207с.
4. Григорьев, Д. В. Создание воспитательного пространства: событийный подход / Д. В. Григорьев // Современные гуманитарные подходы в теории и практике воспитания: сб. науч. статей / сост. и отв. ред. Д. В. Григорьев, ред . Е. И. Соколова. - Пермь, 2001 - 125 с.
5. Караковский, В.А., Новикова, Л.И., Селиванова, Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание!: Теория и практика школьных воспитательных систем / Под ред. Н.Л. Селивановой. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 256с.
6. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: Учебное пособие / В.С. Кукушин. Изд. 2-е, переб. И доп. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/д: Издательский центр «МарТ», 2004. - 352с.
7. Лизинский, В.М. Детский, педагогический и родительский коллектив как основа и условие успешного воспитания / В.М. Лизинский. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2016 - 144 с.
8. Макаренко, А.С. Моя система воспитания. Педагогическая поэма /А.С. Макаренко - Москва: Издательство АСТ, 2016. - 672 с.
9. Методика воспитательной работы: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.А. Байкова, Л.К. Гребенкина, О.В. Еремкина и др.; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 144 с.
10. Нечаев, М.П. Контроль и оценка качества воспитательной деятельности образовательного учреждения. Учебно-методическое пособие / М.П. Нечаев.
- М.: Центр «Педагогический поиск», 2010 - 176 с.
11. Новикова, Л.И. Педагогика воспитания: Избранные педагогические труды / Под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. Сост. Е.И. Соколова. - М., 2010
- 335 с.
12. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцов. - М.: ОНИКС-ЛИТ, 2012. - 1376 с.
13. Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 256с.
14. Рожков, М.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студ. высш. учеб. Заведений / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 384с.
15. Селиванова, Н.Л. Воспитание в современной школе: от теории к практике / Н.Л. Селиванова. - М.: УРАО ИТИП, 2010. -168 с.
16. Селевко, Г.К. Воспитательные технологии. /Г.К. Селевко. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 320 с.
17. Слободчиков, В.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков - М., 2000. - 345 с.
18. Слободчиков, В.И. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев / М.: «ШКОЛА-ПРЕСС», 1995. - 384 с.
19. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд.2-е, доп. и перераб. - М., 2002. -357 с.
20. Социально-педагогическое конструирование опытно-экспериментальной работы в сфере воспитания. Монография / Под ред. И.Д. Демаковой, И.Ю. Шустовой - М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2017. - 104 с.
21. Степанов, Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно - методическое пособие / Е.Н. Степанов. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 224 с.
22. Степанов, Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е.Н.Степанов, Л.М. Лузина. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 160 с.
23. Степанов, П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / Под ред. Н.Л. Селивановой, В.М.Лизинского. - М.; АПК и ПРО, 2003. - 83 с.
24. Степанов, П.В. Как создать воспитательную систему школы: возможный вариант. Учебное пособие / П.В. Степанов. - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 64с.
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (от 06.10.2009г. приказ Минобрнауки России №373).
26. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17.12.2010г. приказ Минобрнауки России №1897).
27. Федеральный Закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ.
28. Философский энциклопедический словарь / и др.; Сост. Е. Ф. Губский. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 570 с.
29. Флиер, А.Я. Культура как виртуальная реальность / А.Я. Флиер // Обсерватория культуры. 2006. № 2. С. 23.
30. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - М.: «Республика», 1993. - 150 с.
31. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития: в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского / Б.Д. Эльконин. - М.: Тривола, 1994. - 168с.
32. Some Thoughts Concerning Education, Posthumous Works, Familiar Letters [1690]. The Works of John Locke in Nine Volumes, (London: Rivington, 1824 12th ed.). Vol. 8.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ