Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации

Работа №117762

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

административное право

Объем работы71
Год сдачи2020
Стоимость4210 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
180
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1 Общая характеристика конституционного права на охрану здоровья и
медицинскую помощь граждан в РФ 8
1.1 Право на охрану здоровья и медицинскую помощь: понятие и место в
системе прав и свобод человека и гражданина 8
1.2 Содержание конституционного права граждан на охрану здоровья и
медицинскую помощь 17
1.3 Конституционно-правовые основы системы гарантий права на охрану
здоровья и получение своевременной медицинской помощи 27
Глава 2 Проблемы обеспечения и защиты конституционного права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ 37
2.1 Проблемы реализации права на охрану здоровья и медицинскую
помощь граждан РФ 37
2.2 Совершенствование законодательства в сфере охраны здоровья граждан РФ 50
Заключение 61
Список используемой литературы и используемых источников 65


В Конституции РФ указано, что каждый человек имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Эти понятия взаимосвязаны между собой, поскольку выполняют общую функцию: поддержка и сохранение здоровья граждан. Надлежащая реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь является необходимым условием развития личности, гарантией эффективной реализации основных конституционных прав, в том числе права на жизнь, на труд, она занимает важное место в обеспечении демографического потенциала страны. Но уровень реализации прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь на сегодняшний день остается невелик, так как в стране довольно остро стоит вопрос нехватки медицинских работников, который связан с низкой оплатой труда, высоким уровнем ответственности и так далее.
В настоящее время угрозами для нормального состояния здоровья человека являются различные заболевания, в частности ВИЧ-инфекция, туберкулез, наркомания и многие другие. Именно поэтому существенно возрастает значение конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь. Вопросы охраны здоровья населения, обеспечения нормального функционирования здравоохранения являются одной из главных социальных задач, стоящей перед государством. Актуальным остается вопрос о развитии гарантий таких прав, которые направлены на то, чтобы человек ввел здоровый образ жизни, следил за своим состоянием здоровья. Деятельность государства должна быть направлена на совершенствование действующего законодательства для достижения баланса прав, обязанностей участников отношений в области здравоохранения.
Законодательное регулирование вопросов охраны здоровья граждан является одним из приоритетных направлений государственной политики в России.
Необходимо не только конкретизировать, систематизировать, иными словами, совершенствовать законодательство в данной сфере, но и создать работающую систему стимулирования граждан относительно укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни. Развитие законодательства в сфере здравоохранения, идет по пути создания отдельных законодательных актов. Но наиболее приемлемым вариантом является создание единого нормативно - правового акта, который включал бы в себя совокупность разносторонних актов по узким вопросам.
Право на охрану здоровья является одним из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим благом человека, без которого утрачивают значение многие другие ценности. Право на медицинскую помощь как один из аспектов прав граждан в области охраны здоровья гарантирует человеку широкий спектр мероприятий, направленных на сохранение и укрепление его здоровья.
Государство РФ предоставляет охрану здоровья всем независимо от его возраста, происхождения, отношения к религии, языка, национальности и так далее.
Объектом данной работы являются общественные отношения, которые возникают в ходе охраны здоровья и оказания медицинской помощи в РФ.
Предметом исследования выступают нормы, которые регулируют вышеуказанные отношения, в частности находящиеся в международно-правовых актах, в Конституции РФ, в иных актах национального законодательства.
Цель выпускной работы является изучение права на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ, в частности проблем обеспечения и защиты.
Задачами научно-исследовательской работы являются:
- рассмотрение понятия право на охрану здоровья и медицинскую помощь и его место в системе прав и свобод;
- исследование содержания права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
- анализ конституционно-правовых основ системы гарантий права на выявление проблем в сфере обеспечения и защиты права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь в РФ и выработка решений по их устранению.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что выводы, сделанные в ходе изучения данной темы, могут быть использованы в правотворческой деятельности при совершенствовании законодательства об охране здоровья человека и оказании медицинской помощи, в научно-практических исследованиях, а также в учебном процессе в ходе преподавания такой дисциплины, как «Конституционное право».
Базой исследования работы являются нормативно-правовые акты, к которым можно отнести: Конституцию РФ, ФЗ от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ФЗ от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об обращении лекарственных средств», Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 13.01.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в РФ, Указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 «О Стратегии национальной безопасности РФ», Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006«Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг», а также статьи современных авторов, таких как: Авдеев В.А.[1], Авдеева О.А. [1], Бренева М.О. [8], Безруков А.В. [4], Губайдулина А.И. [10], Ермошина Л.Ю. [10], Миронова О.А. [19], Моисеев Н.Д. [20], Нигматуллин Р.В. [24], Сулейманова Р.Р. [24], Симкина И.В.[41], Умнова И.А. [47], Фадеева О.В. [48], Якушова Е.С. [60] и так далее.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Первая глава рассматривает общую характеристику конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь граждан в РФ, в частности понятие и место в системе прав и свобод человека и гражданина, его содержание, а также конституционно-правовые основы системы гарантий права на охрану здоровья и получение своевременной медицинской помощи.
Вторая глава посвящена проблемам обеспечения, защиты конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь, в частности нехватке квалифицированных медицинских работников, недостаточному финансированию в области здравоохранения, нехватке современного медицинского оборудования и так далее. В ней предложены решения по их устранению с помощью совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан, создания работающей системы стимулирования граждан относительно укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни и так далее.
Заключение содержит выводы по проделанной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог вышеизложенному можно сделать вывод о том, что Конституция РФ провозглашает, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Статья 41 Конституции РФ не раскрывает понятия «охрана здоровья» и «медицинская помощь», но данные определения даны в ФЗ от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Охрана здоровья представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарного противоэпидемического (профилактического) характера.
Под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Полагаю, что правильнее понимать под медицинской помощью только восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг, так как поддержание здоровья следует относить к более широкой категории «охрана здоровья».
Понятия «охрана здоровья» и «медицинская помощь» соотносятся друг с другом как часть и целое.
Содержание права на охрану здоровья и медицинскую помощь составляет совокупность правомочий в области здравоохранения по укреплению и сохранению здоровья. Основное место здесь занимает гарантированная возможность каждого на получение своевременной, качественной медицинской помощи, бесплатно.
К числу иных правомочий можно отнести: право на экологическое, санитарно-эпидемиологическое благополучие, право на лекарственное обеспечение и на информацию о состоянии своего здоровья и так далее.
Исследуя проблемы реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь граждан РФ необходимо выделить следующие:
- значительный кадровый дефицит медицинского персонала;
- сокращение числа больничных и рост числа амбулаторно- поликлинических учреждений;
- нехватка современного медицинского оборудования;
- неграмотность граждан, выраженная в незнании своих прав и обязанностей в области охраны здоровья;
- недоступность медицинской помощи для граждан, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах края;
- недостаточное финансирование и развитие больниц, поликлиник.
Существует две группы основных факторов, влияющих на доступность медицинской помощи населению: одна группа факторов связана с особенностями расселения на определенной территории, транспортной доступностью, особенностями сельского быта, другая - с особенностями организации медицинской помощи, обусловленными указанными факторами, недостаточным ресурсным обеспечением организаций здравоохранения.
Главной причиной кадрового дефицита выступает нежелание молодых специалистов работать по своей специальности. Нехватка кадров также связана с дисбалансом между различными медицинскими специальностями. Так, на сегодняшний день присутствует много врачей узких специальностей, и не хватает врачей общей практики. Также наблюдается дисбаланс между различными уровнями оказания медицинской помощи, довольно много врачей работают в стационаре, в первичном звене их значительно меньше.
Для устранения одной из главных проблем реализации права на охрану здоровья и медицинскую помощь: кадровый дефицит, в рамках нацпроекта «Здравоохранение» предложено вдвое увеличить число бесплатных мест в ординатурах до 24 тысяч.
Исследуя проблему доступности медицинской помощи для граждан, проживающих в отдаленных и труднодоступных районах края в 2019 г. было принято решение о создании передвижных поликлиниках с целью проведения диспансеризации населения. Таким образом, диспансеризация на селе стала доступнее согласно Приказу Министерства здравоохранения РФ от 27.03.2019 г. № 164н «О внесении изменений в Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению».
С 2019 г. в России стартовал проект «Здравоохранение», который разработан Министерством Здравоохранения и предусматривает восемь основных направлений, включая совершенствование оказания первичной медицинской помощи, помощи при сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях, развитие медицинской помощи детям, а также подготовку специалистов-медиков, цифровизацию здравоохранения, развитие национальных медицинских центров и медицинского туризма. Если говорить об изменениях в первичной помощи, то в рамках нацпроекта появится около 1,5 тысячи новых фельдшерско-акушерских пунктов и 1,3 тысячи медицинских выездных комплексов.
6 июня 2019 г. президент РФ Владимир Путин своим Указом № 254 утвердил Стратегию развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года. Цели, задачи и приоритетные направления развития отрасли, определенные в Стратегии, требуют законодательного обеспечения. Так, одними из важных принятых законов в сфере охраны здоровья являются Законы о телемедицине, об ограничении ликвидации медицинских организаций, о паллиативной медицинской помощи, о клинических рекомендациях и протоколах лечения пациентов. Приняты изменения в Трудовой кодекс об освобождении от работы для прохождения диспансеризации.
Развитие законодательства в сфере здравоохранения, идет по пути создания отдельных законодательных актов. Но наиболее приемлемым было бы решение создать единый, базовый нормативно - правовой акт, который включал бы в себя совокупность разносторонних актов по узким вопросам, а именно Медицинский кодекс РФ.
Сегодня в России созданы конституционно-правовые предпосылки для того, чтобы система здравоохранения начала действовать в интересах граждан, а не в интересах государства.
С другой стороны, существенной проблемой в этой сфере является то, что основания для защиты прав пациента разбросаны по многим законодательным актам, требуя единого стержня - Закона «О защите прав пациента». В настоящее время права пациентов защищаются десятками различных организаций, которые плохо связаны между собой, а в законодательстве по этому вопросу есть противоречия и пробелы. Поэтому требуется создание Закона «О защите прав пациентов» по аналогии с законом «О защите прав потребителей», который уже довольно эффективно применяется.
Для защиты интересы обеих сторон, в России - по аналогии с другими странами необходимо принять Закон о страховании ответственности врача, позволяющего гражданам рассчитывать на реальное, а не декларируемое возмещение вреда (ущерба), причиненного им в результате нарушения медицинских норм и стандартов.



1. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Охрана здоровья человека: вопросы законодательной техники и правоприменения // Российский судья. - М.: Юрист, 2015, № 10. - С. 18-22.
2. Апелляционное определение Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 18.09.2018 г. - Архив Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда за 2018 год. - Дело № 11-11777/2018.
3. Бага Е.В. Современное состояние российского законодательства в сфере здравоохранения // БМИК. 2016. №7. С. 1377 - 1379.
4. Безруков А.В. Конституционное право России. Учебное пособие / А.В. Безруков. - М.: Юстицинформ, 2015. - 304 с.
5. Безручко Е.В. Конституционные гарантии охраны здоровья человека в Российской Федерации // ЮП. 2014. №5 (66). - С. 48 - 54.
6. Белокопытов В.А. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь // Отечественная юриспруденция. - 2017. №11 (25). - С. 31 - 32.
7. Бессараб Н.С. Право на лекарственную помощь и лекарственное обеспечение // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2019. №2. С. 90 - 94.
8. Бренева М.О. Охрана здоровья и медицинская помощь как конституционное право граждан // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2019. №13. - С. 36 - 40.
9. Гольдфарб А.А. Конституционное право. Шпаргалка. Учебное пособие / А.А. Гольдфарб. - М.: РГ-Пресс, 2016. - 476 с.
10. Губайдулина А.И., Ермошина Л.Ю. Охрана окружающей среды // Достижения науки и образования. 2016. №11 (12). С. 47 - 48.
11. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 (ред. от 18.07.2019) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 3. - Ст. 140.
12. Конституция РФ от 12.12.1993. // РГ. - 1993. № 237. - 25 дек. 1993
13. Коситов А. В. Актуальные проблемы правового регулирования осуществления государственного контроля в сфере здравоохранения в Российской Федерации и перспективы их преодоления // Молодой ученый.
— 2018. — №5. — С. 131-133.
14. Котляров С.Б., Чичеров Е.А. Подходы к определению коррупции, ее причины и последствия // Казанская наука. 2015. № 10. С. 257-259.
15. Крючкова Е.А. Конституция Российской Федерации в схемах. Учебно-методическое пособие / Е.А. Крючкова. - М.: Проспект, 2017. - 283 с.
16. Кудряшов К.В., Санькова А.А. Проблемы реализации конституционного права граждан РФ на получение ими бесплатной медицинской помощи//Концепт. 2019. №9. С. 7.
17. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ.
- № 12. - 1994.
18. Международный пакт о гражданских и политических правах (Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 12. -1994.
19. Миронова О.А. Право на охрану здоровья: конституционно - правовой аспект // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2018. №4. - С. 105 - 111.
20. Моисеев Н.Д. Понятие права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2019. — №40. — С. 114-115.
21. Мунатов М.С. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь как один из основных принципов Конституции Российской Федерации // Сибирские уголовно-процессуальные и криминалистические чтения. 2019. №1 (23). С. 104 - 108.
22. Настепанина А.А. Гарантии и способы защиты права граждан на охрану здоровья в Российской Федерации // Северо-Кавказский юридический вестник. 2016. №4. - С. 110 - 115.
23. Некрасов С.И. Конституционное право. Учебное пособие / С.И. Некрасов. - М.: Юрайт, 2016. - 176 с.
24. Нигматуллин Р.В., Сулейманова Р.Р. Реализация права человека на здоровье как фундаментальная основа существования современного государства // Вестник Казанского юридического института МВД России.
2017. №3 (29). C. 8 - 15.
25. Определение Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 № 676-О-П «По жалобе гражданина Радзиевского Б.В. на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона «О лекарственных средствах» // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 5. Ст. 676.
26. Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 сентября 2018 г. № 57-КГ18-13 // СПС Консультант плюс
27. Официальный сайт Министерства Здравоохранения РФ -www.rosminzdrav.ru(дата обращения 15.02.2020 г.)
28. Официальный сайт правовой информации - www.pravo.gov.ru(дата обращения 10.01.2020 г.)
29. Официальный сайт прокуратуры Саратовской области -www.sarprok.ru(дата обращения 22.04.2020 г.)
30. Пащенко И.Ю. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь в системе социальных прав человека и гражданина // Наука. Мысль: электронный периодический журнал. 2016. №10.- С. 151 -157.
31. Полукаров А.В. Вопросы противодействия коррупции в социальной сфере // Мониторинг правоприменения. 2016. №2 (19). С. 35 - 41.
32. Попова А. В. Конституционное право: краткий курс лекций / А. В. Попова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 168 с.
33. Попова А.В. Особенности правового регулирования права на охрану здоровья в международных и национальных юридических документах // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. №1 (62). - С. 143 - 148.
34. Попова А.С. Пробелы законодательства, регулирующего отношения в сфере здравоохранения // Российское право: Образование. Практика. Наука. 2016. №1 (91). С. 50 - 54.
35. Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» // Собрание законодательства РФ. - 2012 г. - № 41. - Ст. 5628.
36. Постановление Правительства РФ от 07.12.2019 г. № 1610 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» // Собрание законодательства РФ, 23.12.2019, № 51 (часть I), ст. 7606.
37. Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 № 432 «Об
особенностях реализации базовой программы обязательного медицинского страхования в условиях возникновения угрозы распространения заболеваний, вызванных новой коронавирусной инфекцией» // Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 06.04.2020.
38. Приказ Минздрава России от 14.01.2019 № 4н (ред. от 11.12.2019) «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.03.2019 № 54173) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 27.03.2019.
39. Приказ Минздрава России от 19.03.2020 № 198н (ред. от 02.04.2020) «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» // Официальный интернет- портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 19.03.2020.
40. Решение Первомайского районного суда Томской области от 06 марта 2017 г. // Архив Первомайского районного суда Томской области за 2017 год. - Дело № 2-59/2017.
41. Симкина И.В. Конституционное регулирование права на охрану здоровья и медицинскую помощь в Южной Европе // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. 2016. №2-3. С. 53 - 57.
42. Скорик Н.В. Социальные права человека и гражданина как совокупность конституционных прав // Отечественная юриспруденция. 2018. №7 (32). - C. 57 - 59.
43. Смоленский М.Б. Конституционное право России для ССУЗов. - М: КноруС, 2016. - 232 с.
44. Стрекозов В. Г. Конституционное право. Учебник / В.Г. Стрекозов. - М.: Юрайт, 2016. - 316 с.
45. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. - 2018. - № 20. - Ст. 2817.
46. Указ Президента РФ от 06.06.2019 № 254 «О Стратегии развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ. - 2019. - № 23. - Ст. 2927.
47. Умнова И.А. Конституционное право Российской Федерации. В 2 томах. Том 1. Общая часть. Учебник и практикум / И.А. Умнова. - М.: Юрайт, 2016. - 392 с.
48. Фадеева О.В. Проблемы реализации права граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, гарантированного ст. 41 Конституции РФ // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Гуманитарные и общественные науки. 2019. №1 (9). С. 97 - 103.
49. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 06.02.2020) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. -
1995. - № 47. - Ст. 4472.
50. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» // Собрание законодательства РФ. - 1999. - № 14. - Ст. 1650.
51. Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об обращении лекарственных средств» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 16. - Ст. 1815.
52. Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «Об обязательном медицинском страховании в РФ» // Российская газета. - № 274. - 2010.
53. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 13.01.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в РФ // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - Ст. 6724.
54. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 27.02.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ. - .2013. - № 14. - Ст. 1652.
55. Хасанов Ф.З. Охрана жизни и здоровья человека в мусульманском праве // Медицинское право. - М.: Юрист, 2015, № 4 (62). - С. 14-16.
56. Цветков А.В. Определение акта применения норм права в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2015, № 6. - С. 179-181.
57. Цветков А.В. Понятие акта толкования норм права в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака // Вестник Московского университета МВД России. - М.: Изд-во Моск. ун-та МВД России, 2016, № 1. - С. 162-165.
58. Шереметьев Е.А. Конституционное право. Конспект лекций. Учебное пособие / Е.А. Шереметьев. - М.: Проспект, 2016. - 128 с.
59. Шибина А. Обеспечение законности при реализации государственных контрольно-надзорных функций в сфере охраны здоровья // Законность. - М., 2016, № 3. - С. 18-21.
60. Якушова Е.С. Медицинское страхование как основной механизм гарантии права граждан на охрану здоровья // Наука. Общество. Государство.
2018. №1 (21). - С. 127 - 131.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ