Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвистические сказки как средство мотивации к изучению орфографии в школе (Армавирский Государственный Педагогический Университет)

Работа №117713

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2020
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен констатирующий эксперимент с учащимися 3-го класса.
Есть приложения.

Введение………………………………………………………7
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации к изучению орфографии в школе посредством лингвистической сказки …………...11
1.1. Сказка – особый жанр устного народного творчества. Лингвистические сказки……11
1.2. Лингвометодические особенности орфографии………………………..21
1.3. Мотивационный компонент в обучении орфографии………………….26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к изучению орфографии в школе посредством лингвистической сказки ………31
2.1.Констатирующий эксперимент: цель, задачи, организация, результаты………………31
2.2. Система работы по формированию мотивации к изучению орфографии в школе посредством лингвистической сказки …33
2.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………...53
Заключение…………………………………………56
Список использованных источников……………………57 Приложения…………………………………………………………………60

Мудрый педагог имел в виду сказку в общепринятом смыс¬ле слова. Современные лингвисты и методисты, осознав силу и значение этого литературного жанра, взяли его на вооружение и поставить на службу русскому языку. Единого мнения у лингвистов по поводу терминологического обозначения этого жанра до сих пор нет. Некоторые авторы используют термин «грамматическая сказка» (В.Волина), другие - «лингвистическая миниатюра» (И.М.Подгаецкая), третьи - «лингвистическая сказка» (Л.Е.Тумина). Мы будем опираться на термин, предложенный Л.Е. Туминой, и под лингвистической сказкой будем понимать «особый дидакти¬ческий рассказ, в котором используется сказочная фабула или бытовая ситуация для передачи сообщения о языковых фактах, правилах, законах и закономерностях языка и речи» [31, с. 87].
Близки к лингвистическим сказкам особые лингвистические рассказы, в которых отсутствует сказочная фабула и сказочные атрибуты, но сюжетная линия данных рассказов (чаще всего выдуманных), их структура смоделированы таким образом, чтобы привлечь внимание читателей, слушателей к языковым и речевым фактам, понятиям и пробудить интерес к языку и речи.
Лингвистические сказки и рассказы помогают в увлекатель¬ной и интересной форме рассказать о предмете обучения, делают процесс познания радостным и живым, облегчают работу над грамматическими правилами, понятиями, законами и закономер¬ностями, повышают мотивационный компонент в обучении и усвоении учебного материала.
Психологи выделяют необходимость мотивационного компонента в процессе обучения, в частности при формировании орфографических умений. Мотивация орфографической работы учащихся реализуется через: возбуждение познавательных процессов; поиск занимательных форм и методов работы; облегчение работы учащихся благодаря хорошему отбору дидактического материала и т.д. Нам важно добиться понимания детьми необходимости и значимости орфографической подготовки, ведь грамотность – это орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения, показатель уровня образованности человека. Грамотное письмо, как показал многолетний опыт, не может быть усвоено вне системы языковых знаний и умений. Механический путь обучения правописанию может дать видимость успеха лишь на короткое время и лишь по отдельным видам орфограмм. Поэтому учителю, обучающему детей основам орфографии, необходимо знать, во-первых, природу русской орфографии как предмета обучения и, во-вторых, основные пути и способы усвоения орфографии учащимися. Анализ работ В.В.Виноградова, М.Ю.Максимова, Л.Л.Касаткина [5, 25, 26], а также методистов М.Р.Львова, Т.Г. Рамзаевой и др. [15, 16] показал, что основные особенности русской орфографии, ее основы разнообразны и, естественно, требуют дифференцированной методики для каждого вида орфографических явлений.
Таким образом, актуальность исследования заключается в необходимости, во-первых, формировать твердые орфографические навыки у младших школьников; во-вторых, для усиления эффективности орфографической работы повышать значимость мотивации в процессе работы; в-третьих, использовать лингвистические сказки как средство мотивации к изучению орфографии в начальной школе.
Объектом исследования является формирование мотивации при изучении орфографических правил младшими школьниками.
Предметом исследования являются лингвистические сказки как средство, повышающее мотивационный компонент в изучении орфографии.
Цель исследования: создать, опираясь на лингвистическую, литературоведческую, методическую литературу, систему работы по формированию мотивации к изучению орфографии в школе посредством лингвистической сказки.
Гипотеза исследования заключается в том, что создание системы работы по формированию мотивации к изучению орфографии в школе посредством лингвистической сказки, повысит мотивационный компонент в усвоении орфографии и грамотность учащихся.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Провести проблемный анализ педагогической, психологической, литературоведческой и лингвометодической литературы.
2. Выявить наличие мотивации к изучению орфографии у младших школьников; уровень их орфографических знаний.
3. Разработать и апробировать систему работы по формированию мотивации к изучению орфографии в школе посредством лингвистической сказки.
4. Провести анализ полученных результатов и сформулировать выводы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили ра- боты отечественных ученых, посвященные: теории мотивации к обучению (Л. С. Выготский, Н. А. Леонтьев, М. Р. Львов); технологии игровой деятельности (В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, Д. Б. Эльконин).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы; целенаправленное наблюдение за процессом обучения учащихся орфографии; педагогический эксперимент (констатирующий срез и формирующий эксперимент); количественный и качественный анализ полученных результатов; обобщение данных, полученных в ходе экспериментов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
1. Описана система работы с лингвистическими сказками при изучении орфографических правил.
2. Показаны возможности лингвистической сказки для повышения мотивационного компонента в усвоении орфографии и грамотности учащихся.
3. Произведён отбор дидактического материала (лингвистических сказок) для работы по данной системе.
Данный материал может быть использован учителями на уроках русского языка в начальной школе.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературы позволил определить психолого-педагогические, литературоведческие и лингвометодические особенности усвоения орфографических правил младшими школьниками. Мы пришли к выводу о том, что в начальной школе необходимо, во-первых, формировать твердые орфографические навыки у младших школьников; во-вторых, для усиления эффективности орфографической работы повышать значимость мотивации в процессе работы; в-третьих, использовать лингвистические сказки как средство мотивации к изучению орфографии в начальной школе. Нами определен аппарат исследования: названы цель и задачи, представлены объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза. Для доказательства выдвинутого научного предположения мы провели опытное обучение, включающее констатирующий эксперимент, описание системы работы с лингвистическими сказками как средством мотивации к изучению орфографических правил, контрольную проверку знаний учащихся. Был проведен качественный и количественный анализ полученных результатов, составлены таблицы, сформулированы выводы.
Предложенная методика имела положительные результаты, гипотеза исследования о том, что, использование лингвистических сказок в ходе изучения орфографических правил повысит мотивационный компонент в усвоении орфографии и грамотность учащихся, подтвердилась.



1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. М., 2012.
2. Агапова И. А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. М., ЛАДА, 2005.
3. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., 2016.
4. Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Родное слово: Пособие для учителей начальной школы, учащихся и родителей. – Ростов н/Д, 2011.
5. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1986.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
7. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Лингвистические сказки и рассказы. М., Курсив, 2016.
8. Демидова К.И., Зуева Т.А. Современный русский литературный язык:учебное пособие. М., Флинта, 2017.
9. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. М., 2002.
10. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество// Избр. труды. М., 1998.
11. Кравцов Н.И. Сказка как фольклорный жанр // Специфика фольклорных жанров: Сборник статей /Под ред. Б.П.Кирдана. М., 2018.
12. Ладыженская Т.А. Воспитание интереса к урокам русского языка. М., 2011.
13. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 2003.
14. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. М., 1999.
15. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2018.
16. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.,2012.
17. Методика преподавания грамматики, правописания, развития речи / Сост. Т.П.Сальникова. М.: Сфера, 2011.
18. Новиков Н.В. К художественной специфике восточнославянской волшебной сказки. Начальные и заключительные формулы // Отражение межэтнических процессов в устной прозе. М., 2013.
19. Померанцева Э.В. Русские сказочники. - М., 2012.
20. Программы общеобразовательных учреждений.
21. Пчелина Л.В. Нестандартные уроки в начальной школе. Волгоград, 2007.
22. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3-го класса четырехлетней начальной школы. М.: Дрофа, 2013.
23. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 2008.
24. Рожденственский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. М., 2000.
25. Русский язык: Учебник для студентов высших учебных заведений //Под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2011.
26. Русский язык: Учебник для студентов высших учебных заведений //Под ред. Л.Ю. Максимова. М., 2009.
27. Сказка на уроке русского языка: Методические рекомендации. Благовещенск, 2019.
28. Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. М., 1997.
29. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М., 2017.
30. Сухомлинский В. А. Сердце отдано детям. М., 1981.
31. Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». М., 1996.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ