Проведен констатирующий эксперимент с учащимися 3-го класса.
Есть приложения.
Введение………………………………………………………7
Глава 1. Теоретические основы формирования мотивации к изучению орфографии в школе посредством лингвистической сказки …………...11
1.1. Сказка – особый жанр устного народного творчества. Лингвистические сказки……11
1.2. Лингвометодические особенности орфографии………………………..21
1.3. Мотивационный компонент в обучении орфографии………………….26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию мотивации к изучению орфографии в школе посредством лингвистической сказки ………31
2.1.Констатирующий эксперимент: цель, задачи, организация, результаты………………31
2.2. Система работы по формированию мотивации к изучению орфографии в школе посредством лингвистической сказки …33
2.3.Анализ результатов опытно-экспериментальной работы………………...53
Заключение…………………………………………56
Список использованных источников……………………57 Приложения…………………………………………………………………60
Мудрый педагог имел в виду сказку в общепринятом смыс¬ле слова. Современные лингвисты и методисты, осознав силу и значение этого литературного жанра, взяли его на вооружение и поставить на службу русскому языку. Единого мнения у лингвистов по поводу терминологического обозначения этого жанра до сих пор нет. Некоторые авторы используют термин «грамматическая сказка» (В.Волина), другие - «лингвистическая миниатюра» (И.М.Подгаецкая), третьи - «лингвистическая сказка» (Л.Е.Тумина). Мы будем опираться на термин, предложенный Л.Е. Туминой, и под лингвистической сказкой будем понимать «особый дидакти¬ческий рассказ, в котором используется сказочная фабула или бытовая ситуация для передачи сообщения о языковых фактах, правилах, законах и закономерностях языка и речи» [31, с. 87].
Близки к лингвистическим сказкам особые лингвистические рассказы, в которых отсутствует сказочная фабула и сказочные атрибуты, но сюжетная линия данных рассказов (чаще всего выдуманных), их структура смоделированы таким образом, чтобы привлечь внимание читателей, слушателей к языковым и речевым фактам, понятиям и пробудить интерес к языку и речи.
Лингвистические сказки и рассказы помогают в увлекатель¬ной и интересной форме рассказать о предмете обучения, делают процесс познания радостным и живым, облегчают работу над грамматическими правилами, понятиями, законами и закономер¬ностями, повышают мотивационный компонент в обучении и усвоении учебного материала.
Психологи выделяют необходимость мотивационного компонента в процессе обучения, в частности при формировании орфографических умений. Мотивация орфографической работы учащихся реализуется через: возбуждение познавательных процессов; поиск занимательных форм и методов работы; облегчение работы учащихся благодаря хорошему отбору дидактического материала и т.д. Нам важно добиться понимания детьми необходимости и значимости орфографической подготовки, ведь грамотность – это орудие культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания в процессе общения, показатель уровня образованности человека. Грамотное письмо, как показал многолетний опыт, не может быть усвоено вне системы языковых знаний и умений. Механический путь обучения правописанию может дать видимость успеха лишь на короткое время и лишь по отдельным видам орфограмм. Поэтому учителю, обучающему детей основам орфографии, необходимо знать, во-первых, природу русской орфографии как предмета обучения и, во-вторых, основные пути и способы усвоения орфографии учащимися. Анализ работ В.В.Виноградова, М.Ю.Максимова, Л.Л.Касаткина [5, 25, 26], а также методистов М.Р.Львова, Т.Г. Рамзаевой и др. [15, 16] показал, что основные особенности русской орфографии, ее основы разнообразны и, естественно, требуют дифференцированной методики для каждого вида орфографических явлений.
Таким образом, актуальность исследования заключается в необходимости, во-первых, формировать твердые орфографические навыки у младших школьников; во-вторых, для усиления эффективности орфографической работы повышать значимость мотивации в процессе работы; в-третьих, использовать лингвистические сказки как средство мотивации к изучению орфографии в начальной школе.
Объектом исследования является формирование мотивации при изучении орфографических правил младшими школьниками.
Предметом исследования являются лингвистические сказки как средство, повышающее мотивационный компонент в изучении орфографии.
Цель исследования: создать, опираясь на лингвистическую, литературоведческую, методическую литературу, систему работы по формированию мотивации к изучению орфографии в школе посредством лингвистической сказки.
Гипотеза исследования заключается в том, что создание системы работы по формированию мотивации к изучению орфографии в школе посредством лингвистической сказки, повысит мотивационный компонент в усвоении орфографии и грамотность учащихся.
Для реализации поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1. Провести проблемный анализ педагогической, психологической, литературоведческой и лингвометодической литературы.
2. Выявить наличие мотивации к изучению орфографии у младших школьников; уровень их орфографических знаний.
3. Разработать и апробировать систему работы по формированию мотивации к изучению орфографии в школе посредством лингвистической сказки.
4. Провести анализ полученных результатов и сформулировать выводы.
Теоретико-методологическую основу исследования составили ра- боты отечественных ученых, посвященные: теории мотивации к обучению (Л. С. Выготский, Н. А. Леонтьев, М. Р. Львов); технологии игровой деятельности (В. В. Давыдов, И. Я. Лернер, Д. Б. Эльконин).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: теоретический анализ литературы; целенаправленное наблюдение за процессом обучения учащихся орфографии; педагогический эксперимент (констатирующий срез и формирующий эксперимент); количественный и качественный анализ полученных результатов; обобщение данных, полученных в ходе экспериментов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
1. Описана система работы с лингвистическими сказками при изучении орфографических правил.
2. Показаны возможности лингвистической сказки для повышения мотивационного компонента в усвоении орфографии и грамотности учащихся.
3. Произведён отбор дидактического материала (лингвистических сказок) для работы по данной системе.
Данный материал может быть использован учителями на уроках русского языка в начальной школе.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Анализ литературы позволил определить психолого-педагогические, литературоведческие и лингвометодические особенности усвоения орфографических правил младшими школьниками. Мы пришли к выводу о том, что в начальной школе необходимо, во-первых, формировать твердые орфографические навыки у младших школьников; во-вторых, для усиления эффективности орфографической работы повышать значимость мотивации в процессе работы; в-третьих, использовать лингвистические сказки как средство мотивации к изучению орфографии в начальной школе. Нами определен аппарат исследования: названы цель и задачи, представлены объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза. Для доказательства выдвинутого научного предположения мы провели опытное обучение, включающее констатирующий эксперимент, описание системы работы с лингвистическими сказками как средством мотивации к изучению орфографических правил, контрольную проверку знаний учащихся. Был проведен качественный и количественный анализ полученных результатов, составлены таблицы, сформулированы выводы.
Предложенная методика имела положительные результаты, гипотеза исследования о том, что, использование лингвистических сказок в ходе изучения орфографических правил повысит мотивационный компонент в усвоении орфографии и грамотность учащихся, подтвердилась.
1. Аникин В.П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. М., 2012.
2. Агапова И. А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. М., ЛАДА, 2005.
3. Афанасьев А.Н. Народные русские сказки. М., 2016.
4. Введенская Л.А., Саакян Р.Я. Родное слово: Пособие для учителей начальной школы, учащихся и родителей. – Ростов н/Д, 2011.
5. Виноградов В.В. Русский язык: Грамматическое учение о слове. М., 1986.
6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991.
7. Грибанская Е.Э., Новикова Л.И. Лингвистические сказки и рассказы. М., Курсив, 2016.
8. Демидова К.И., Зуева Т.А. Современный русский литературный язык:учебное пособие. М., Флинта, 2017.
9. Жедек П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике, орфоэпии, графике и орфографии. М., 2002.
10. Жинкин Н.И. Язык. Речь. Творчество// Избр. труды. М., 1998.
11. Кравцов Н.И. Сказка как фольклорный жанр // Специфика фольклорных жанров: Сборник статей /Под ред. Б.П.Кирдана. М., 2018.
12. Ладыженская Т.А. Воспитание интереса к урокам русского языка. М., 2011.
13. Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. М., 2003.
14. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка. М., 1999.
15. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М., 2018.
16. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. М.,2012.
17. Методика преподавания грамматики, правописания, развития речи / Сост. Т.П.Сальникова. М.: Сфера, 2011.
18. Новиков Н.В. К художественной специфике восточнославянской волшебной сказки. Начальные и заключительные формулы // Отражение межэтнических процессов в устной прозе. М., 2013.
19. Померанцева Э.В. Русские сказочники. - М., 2012.
20. Программы общеобразовательных учреждений.
21. Пчелина Л.В. Нестандартные уроки в начальной школе. Волгоград, 2007.
22. Рамзаева Т.Г. Русский язык: учебник для 3-го класса четырехлетней начальной школы. М.: Дрофа, 2013.
23. Родари Д. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 2008.
24. Рожденственский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. М., 2000.
25. Русский язык: Учебник для студентов высших учебных заведений //Под ред. Л.Л. Касаткина. М., 2011.
26. Русский язык: Учебник для студентов высших учебных заведений //Под ред. Л.Ю. Максимова. М., 2009.
27. Сказка на уроке русского языка: Методические рекомендации. Благовещенск, 2019.
28. Соловейчик М.С., Жедек П.С., Светловская Н.Н. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. М., 1997.
29. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. М., 2017.
30. Сухомлинский В. А. Сердце отдано детям. М., 1981.
31. Тумина Л.Е. Кружок «Сочини сказку». М., 1996.