Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Рекреационный потенциал внутреннего туризма в России

Работа №117678

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

социология

Объем работы63
Год сдачи2021
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Оглавление 3
Введение 4
Глава 1 Теоретико-методологические подходы к изучению туристической деятельности 8
1.1 Внутренний туризм как элемент структуры досуга 8
1.2 Специфика внутреннего туризма как рекреационного потенциала
туристической деятельности 13
Глава 2 Эмпирический анализ отношения к туристической деятельности жителей города Тольятти 18
2.1 Характеристики туристической деятельности жителей Тольятти 18
2.2 Анализ деятельности государства по поддержке внутреннего туризма на
основе данных экспертного опроса 25
Заключение 36
Список используемой литературы и используемых источников 39
Приложение А Эмпирическое исследование на тему:
«Отношения к туристической деятельности жителей города Тольятти» 43
Приложение Б Бланк фокусированного интервью 46
Приложение В Стенограмма интервью 48
Приложение Г Бланк экспертного опроса 49
Приложение Д Стенограмма интервью

Актуальность темы исследования. «Эпохой туризма» можно считать вторую половину XX - начала XXI века: в тот период туризм уже стал важной частью жизни общества развитых стран, он является одним из средств удовлетворения потребностей людей в досуге.
Туризм в социокультурном аспекте является показателем уровня жизни населения, помогает сохранить культурное наследие и исторические ценности и сформировать взаимный интерес людей различных национальностей, также он повышает толерантность и уважение друг к другу, помогает стабилизировать межэтнические и международные отношения.
Социокультурный потенциал туристической сферы предполагает наличие оздоровительных, развлекательных, лечебных, рекреационных познавательных, профессионально-деловых и других возможностей для удовлетворения различных социокультурных потребностей личности в сфере досуга.
На данный момент изучение туризма как социального явления имеет более сложную структуру, если сравнивать с более ранним периодом, когда рассматривались только узкие аспекты туризма, такие, как экономические коллизии, территориальные перемещения, подготовка кадров в туристском бизнесе и т.д.
Степень научной разработанности проблемы. Активное развитие туризма пришлось на вторую половину XX века, уже тогда он стал областью исследований различных научных дисциплин, таких, как экономика, география, правоведение, социология, история, психология, философия и других.
В опубликованных работах западных исследователей социологический подход представлен такими авторами, как Е. Коэн, Д. Маккенел, С. Роджек, Д. Урри, З. Бауман. В исследованиях описаны различные интерпретации влияния туризма в социокультурном пространстве на региональном, национальном и глобальном уровнях.
В нашей стране исследования на тему проблемы туризма появились к концу XX века. Вопросы теоретического и методологического характера, а также проблема понятийного аппарата применительно к сфере туризма и туристской деятельности, обсуждаются в работах В.И. Азара, М.Б. Биржакова, И.Б. Власовой, А.С. Гализдры, В.Г. Гуляева, И.В. Зорина, Е.Н. Ильиной, В.А. Квартальнова, Е.В. Листвиной, Ю.С. Путрика, В.С. Сенина, А.Д. Чудновского.
В публикациях Л.П. Воронковой, М.В. Соколовой, Г.С. Усыкина рассматривается исторический аспект туризма.
В свою очередь, туризм как социальное явление, имеющее определенные функции и характеристики, рассмотрено в работах Е.Н. Покровского, Т.И. Черняевой, С.Е. Щеглова.
А.С. Гализдра и А.В. Игнатьев в своих трудах изучали влияние глобализации на развитие туризма.
Различные культурные и социальные аспекты сферы туризма раскрыты в работах А.Х. Абукова, Л.А. Акимовой, З. Баумана, И.Ю. Белолипского, А. Бессольцева, Е.И. Богданова, Ю.А. Веденина, П.Г. Городецкого, И.В. Зорина, Ю.В. Кузнецова, А.С. Орлова, А.П. Осауленко, А.Б. Фенько.
В работах западных антропологов Д. Кэмбелла, К. Леви-Стросса, М. Мид, Н.Х.Х. Грэберна, Д. Нэша, Л. Тернера, В. Смита, Дж. Клиффорда раскрывается значение туризма как способа познания различных культур.
Роль туризма в становлении личности и реализации жизненных целей и установок затрагивается в публикациях А.С. Гализдры и А.А. Карамашевой.
Международный туризм и его проблематику изучали А.Ю. Александрова, Е.А. Окладникова, А.А. Романов, В.С. Сенин, Г. Харрис и К.М. Кац и другие.
Внутренний туризм изучался в работах В.В. Дворниченко, Г.П. Долженко, В.В. Свешникова, В.А. Квартальнова и Ю.С. Путрика.
Перспективы туризма и его дальнейшее развитие рассматриваются в работах В.И. Азара, М.Б. Биржакова, И.Н. Гаврильчак, Г.Б. Егудина, B. И. Котелкина, Ю.В. Кузнецова, Ю.С. Путрика, Г.Д. Русецкой, C. Е. Щеглова.
Цель исследования - изучить рекреационный потенциал внутреннего туризма в России.
Объект исследования - внутренний туризм.
Предмет исследования - особенности и характеристики рекреационного потенциала внутреннего туризма в России.
Задачи бакалаврской работы:
- проанализировать теоретико-методологические подходы к изучению внутреннего туризма.
- определить внутренний туризм как элемент структуры досуга.
- выявить отличительные особенности внутреннего туризма в рамках концепции свободного времени.
- раскрыть характеристики туристической деятельности жителей г. Тольятти.
- рассмотреть деятельность государства по туризму в России.
Теоретико-методологическая база бакалаврской работы:
- концепция свободного времени (Дж. Думазейдер) подразумевает, что свободное время наполнено занятиями, которые человек выбирает по собственной воле. Целью, при этом, может быть, как отдых, так и саморазвитие, гражданская деятельность и т.д. [10].
- субъективно-деятельностный подход (Е.В. Петрова) предполагает выявление специфики туристской деятельности и ее мотивационной составляющей [5].
- социокультурный подход (Дж. Уокер) поднимает проблемы социального и культурного влияния туризма, а также проблемы культуры обслуживания и корпоративной культуры [3].
- природно-социальный ресурс/подход (П. Дефер) рассматривает туристские ресурсы, как совокупность всех природных элементов, особенностей человеческой деятельности или производимых продуктов, которые могут побудить совершить путешествие, не связанное с коммерческими и ни иными специфическими целями [34].
- пространственный подход (Г. Зиммель, А. Щюц, П.А. Сорокин и др.) рассматривает функционирование пространства туризма.
Гипотеза исследования: рекреационный потенциал внутреннего туризма в России является значимой формой досуга.
Методы исследования: фокусированное интервью (фокус-группы), экспертный опрос.
Эмпирическая база исследования.
Для получения необходимой информации об отношении жителей Тольятти к сфере туризма нами был выбран метод фокус-групп. В исследовании принимали участие две группы людей различных возрастных категорий, которые регулярно выезжают за границу (1 группа - 20-35 лет, 2 группа - старше 35 лет). Всего в исследовании приняли участие 12 человек, из них 6 мужчин и 6 женщин.
В качестве еще одного метода для изучения туристической деятельности в г.о. Тольятти был проведен экспертный опрос. В нем приняли участие 6 человек. Экспертами являлись специалисты в области туристического бизнеса.
Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав (четырех параграфов), заключения, списка используемой литературы и источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В нашем современном мире на данный момент туризм является самым массовым феноменом и ярким явлением нашего времени, он изменяет имеющуюся действительность, проникая абсолютно во все сферы жизни каждого человека. Сейчас туризм - это один из важнейших экономических факторов. Его уже не могут рассматривать как обычную поездку или простой отдых, теперь он изучается в более широком смысле, как совокупность отношений и единство связей и явлений, которые всегда присутствуют с человеком во время путешествий.
Проникновение в туристский бизнес различных компаний: торговых, транспортных, промышленных банковских, страховых и других - можно назвать достаточно важной особенностью данного этапа развития и изменения туризма.
В настоящее время существует огромное количество различных классификаций в туристской сфере и каждый отдельный вид туризма очень тщательный план, разработку и организацию. Также всегда в обязательно порядке учитываются интересы, потребности, пожелания и особенности туристов. Спрос на путешествия определяется как механизмами рынка, то есть спросом на туристические, экскурсионные и другие услуги, предложением этих услуг и их распределением, так и экзогенными переменными, то есть факторами, напрямую связанными с туризмом и путешествиями, но сильно влияющими на форму и степень спроса на туристическую сферу.
Главные цели и задачи федеральных, ведомственных целевых программ, полностью согласуются с деятельностью Федерального агентства по туризму. Стратегия развития туризма - создание современных туристических комплексов и развитие инфраструктуры туризма, что в свою очередь, является условием для реализации основных задач Федерального агентства по туризму - улучшение качества услуг в сфере туризма и продвижение российского туристического продукта на внутреннем и мировом рынках.
Таким образом, если провести анализ информации, то можно сделать следующий вывод - основная часть показателей все-таки направлена на долгоиграющую перспективу их достижения и не имеет зависимости от прямых вложений. Многие факторы сильно влияют на повышение уровня показателей. Самыми основными факторами являются усиление политической и экономической стабильности и создание благоприятного инвестиционного климата, что, в свою очередь, влияет на конкурентоспособность туристского рынка в России, а также оздоровление механизмов рынка. Общественная эффективность объясняется вкладом в реализацию национальных целей, сформулированных Правительством РФ. Общественный эффект деятельности обусловлен ростом количества объектов туристской инфраструктуры, снижением уровня безработицы, повышением уровня доходов и качества жизни населения, укреплением международного авторитета Российской Федерации.
Внутренний туризм России имеет огромный потенциал, если направить силы и средства в правильное русло, то он может начать увеличиваться огромными темпами. Следует обратить снимание на главные проблемы и препятствия, которые не дают активно развиваться России в этой сфере. Прежде всего, нужно показывать людям огромные невероятные просторы нашей родины, для этого создавать комфортные условия для туристов. Снижать стоимость туристических поездок, увеличивать количество гостиничных комплексов, значительно повышать качество сервиса и оказываемых услуг, чтобы приближаться к уровню заграничного обслуживания. А также создавать новые федеральные и региональные программы, направленные на туристическую деятельность и, обязательно информировать об этом граждан. Недостаточная информированность значительно снижает развитие внутреннего туризма, потому что многие люди в нашей стране даже не подозревают о том, что есть какие-то программы, не пользуются ими и не путешествуют по России.
Подводя итог, можно сказать о том, что внутренний туризм в России не стоит на месте, а развивается. Особенно в последние годы виден прогресс, туризм развивается стремительнее, чем раньше. Теперь нужно держать планку и всячески помогать усиливать это развитие.



1. Акимова Л.А. Социология досуга. 2003. С. 58.
2. Внутренний туризм в России. URL:
https://otherreferats.allbest.ru/sport/00178304 0.html (дата обращения:
20.04.2021).
3. Внутренний туризм: сущность, задачи, виды. URL:
https://megaobuchalka.ru/12/9841.html(дата обращения: 20.04.2021).
4. Внутренний туризм в России: преимущества, проблемы, направления. URL:https://oturizme.info/vnutrennij-turizm-v-rossii/(дата обращения: 20.04.2021)
5. ВЦИОМ Исследование: «Внутренний туризм: курс на расширение!»
URL: https://wciom.ru/analytical-reports/analiticheskii-doklad/vnutrennij-
turizm-kurs-na-rasshirenie(дата обращения: 10.02.2021).
6. Голубков Е.П. Основы маркетинга. М. : Финпресс. 2003.
7. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. М., 1967. С. 100.
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.,1995. С. 30.
9. Джафари Д. Феноменология туризма. ащения: 15.03.2021).
10. Зборовский Г.Е., Орлов Г.П. Досуг: действительность и иллюзия. Свердловск. 1970. С. 232.
11. Зорин И.В. и др. Туризм как вид деятельности. Учебник. Серия «Менеджмент туризма». М.: Финансы и статистика. 2001.
12. Ильина Е.Н. Туроперейтинг: стратегия и финансы. М. : Финансы и статистика. 2004.
13. Как пандемия изменила туризм и что нас ждет в 2021 году. URL: https://trends.rbc.ru/trends/social/cmrm/5fdca8079a794710499353c8(дата обращения: 19.05.2021).
14. Кравченко А.И. Социология: словарь. М. 1997. С. 37-38.
15. Кусков А.С., Голубева В.Л., Одинцова Т.Н. Рекреационная
география. 2005. С. 56.
16. Маркова В.Д. Стратегический менеджмент : курс лекций. М.: Инфра- М: Новосибирск. Сибирское соглашение. 2006.
17. Минц Г.И. Свободное время: желаемое и действительное. 1978. С. 4
18. Мироненко Н.С., Твердохлебов И.Т. Рекреационная география. М. 1981. С. 18.
19. Николаенко Д.В. Рекреационная география. М. 2003. С. 12.
20. Орлов А.С. Концепция социологии рекреации // Социологические исследования. 1990. № 9. С. 102-103.
21. Петрова Е.В Субъектно-деятельностный подход в изучении туризма. 2010. № 9. С. 952-956.
22. Пивоваров К.Б. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций. 2 -е изд. М. : Дашков и К. 2015.
23. Планирование на предприятиях туризма. под ред. Е.И. Богданова. СПб. : Бизнес-пресса. 2016.
24. Подпрограмма «туризм» государственной программы Российской
Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика». URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/podprogramma-turizm-
gosudarstvennoy-programmy-rossiyskoy-federatsii-ekonomicheskoe-razvitie-i-innovatsionnaya-ekonomika(дата обращения: 19.04.2021).
25. Постановление от 2 августа 2011 г. N 644 О Федеральной целевой
программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 г.)». URL:
https://tourism.gov.ru/contents/documenty/federalnaya-tselevaya-
pro gramma-razvitie-vnutrennego-i-vezdno go-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-2011-2018-gody-(дата обращения: 19.04.2021).
26. Программа доступных путешествий (туристический кешбэк). URL: https: //tourism.gov.ru/contents/documenty/pro gramma-do stupnykh-puteshestviy-turisticheskiy-keshbek(дата обращения: 19.04.2021).
27. Романов А.А., Саакянц Р.Г. География туризма. М. 2012. С. 24-60.
28. Российский энциклопедический словарь URL:http://enc.mail.ru(дата обращения: 19.04.2021).
29. Сладких Л.С. Основные проблемы развития внутреннего туризма в России Проблемы современной экономики. 2012. №4(44). С.368-371.
30. Соколова М. В. История туризма. М.: Мастерство. 2012. С. 352.
31. Соколова М.В. Рабочая программа: туризм и гостеприимство. Москва. 2015.
32. Социология свободного времени: основные представления. URL: https://studbooks.net/642436/sotsiologiya/sotsiologiya svobodnogo vremeni osnovnye predstavleniya (дата обращения: 15.05.2021).
33. Томпсон-младший Артур, Стратегический менеджмент: концепции и ситуации дли анализа: (пер. с англ.). 12-е изд. М. ; Издательский дом «Вильямс». 2013.
34. Туристские ресурсы как условие развития туризма https://studbooks.net/663915/turizm/turistskie resursy uslovie razvitiya turizma(дата обращения: 20.04.2021).
35. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Обосновах туристской деятельности в Российской Федерации».URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12462/bb9e97fad9d14ac66df4b6e67c453d1be3b77b4c/ (дата обращения: 11.11.2020).
36. Фенько А. Б. Туризм как показатель социального статуса. СоцИс. 2007 № 2. С. 15-18.
37. Фляйшер К. Стратегический и конкурентный анализ. Методы и средства конкурентного анализа в бизнесе. М. :БИНОМ. Лаборатория знаний. 2015.
38. Щеглов, А. Туризм останется маргинальной отраслью. Россия терпит поражение в борьбе за деньги путешественников, Независимая Газета. 2012. №102.
39. Юрик Р. А, Анализ состояния российского рынка туристских услуг. Маркетинг в России и за рубежом. 2010. № 2(46).
40. Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1995.
41. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1998, глава I.
42. City Tourism and Culture The European Experience. // ETC Research Report. Brussels, 2005. P. 4.
43. Sustainable Tourism as a Factor of Cohesion Among European Regions
URL: http://cor.europa.eu/en/Archived/Documents/008d3bd6-1 fdf-411b-
865c-a270d3e954d3.pdf(дата обращения: 19.04.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ