Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль социо-игры в формировании самооценки у детей 5-7 лет

Работа №117668

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы64
Год сдачи2020
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
142
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведена экспериментальная работа.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко» Арамильского городского округа Свердловской области.
Выборка: 22 воспитанника подготовительной группы «Ягодка».
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ 5–7 ЛЕТ 6
1.1 Понятие самооценки в психологии и педагогике 6
1.2 Особенности самооценки у детей 5–7 лет 11
1.3 Педагогическое влияние на формирования самооценки у детей 5–7 лет….21
1.4 Возможности социо-игр в самооценивании детей 5–7 лет 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ 5–7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИО-ИГР 32
2.1 Педагогическая диагностика самооценки у детей 5–7 лет 32
2.2. Практика формирования самооценки у детей 5–7 лет в процессе игры 39
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59

Самосознание и самооценка индивидуума являются наиболее значимыми и имеют ключевое значение в психологии. Для правильного формирования самосознания адекватная самооценка - есть основная составляющая данного процесса. Благодаря самооценке у индивидуума складываются совершенно устойчивые реакции на воздействие факторов извне при одинаковых условиях. Глобальное влияние самооценки прослеживается у дошкольников на его поведении, его межличностных отношениях, в том числе со сверстниками.
С точки зрения психологии, самооценка есть не что иное, как основное звено произвольной саморегуляции, которое указывает на правление и степень активности индивида, его взаимосвязь с окружающий средой, людьми, отношение к самому себе.
Старший дошкольный возраст можно считать начальным периодом понимания себя, как личности. Соответственно, именно на данном этапе ребенку необходимо сформировать базу для развития самосознания, в том числе индивидуальной правильной самооценки.
Актуальность формирования самооценки обусловлена тем, что современное общество предъявляет все более повышенные требования к человеку как к личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность, как к себе, так и к окружающим.
По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает, прежде всего, развитие у них способности реально оценивать свои возможности для достижения определенных целей, а также умения сопоставлять своп действия на пути к целям с интересами окружающих и элементарными нормами социума.
В психологической литературе развитию самооценки у детей дошкольного возраста уделяется большое внимание. Вопросы развития самооценки, структуры, функции, раскрываются в работах Л. И. Божович, И. С. Кона, М. И. Лисиной, А. И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и др.
Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были рассмотрены — О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, В.А. Горбачевой, А. В. Захаровой, А. И. Липкиной, М. И. Лисиной, — В. С. Мухиной, Е.И. Савонько, Л.И. Уманец и др.
Объект исследования: формирование самооценки у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние социо-игры в формировании самооценки у детей 5-7 лет.
Цель исследования: осуществить теоретический анализ и выявить возможности игр в формировании самооценки у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Дать понятие самооценки в психологии и педагогике.
2. Раскрыть возрастные психологические особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста и описать педагогические условия формирования самооценки у дошкольников.
3. Определить возможности игр в формировании самооценки у старших дошкольников.
4. Осуществить педагогическую диагностику самооценки у старших дошкольников.
5. Описать практику формирования самооценки у старших дошкольников.
Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы: теоретические методы: анализ и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Практические методы: методика «Лесенка» В.Г. Щур; методика «Какой я?» Р. С. Немов; методика «Нарисуй себя» А. М. Прихожан; методика «Самооценка дошкольника» Т. В. Драгунова.
База исследования: в исследовании участвовали 22 ребенка старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.
Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Также самооценка может рассматриваться и как важное условие и средство становления этапов формирования самосознания как образ «Я» и «Я – концепция», которые имеют большое значение в жизнедеятельности человека. Именно самооценка является одним из ключевых новообразований дошкольного возраста и наиболее интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Именно поэтому очень важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
У ребенка к концу старшего дошкольного возраста происходит формирование его самосознания, способности к самооценкам своих поступков, действий, приоритетов.
Для этого необходима положительная и адекватная оценка взрослого, его понимание, любовь и уважение со стороны родителей, воспитателей, сверстников, а так же социальная роль. Сравнивая мнение о себе окружающих его людей, у ребенка формируется самооценка самого себя.
При проведении теоретического анализа были определены необходимые условия для развития самооценки: создание ситуации успеха; ситуация выбора; обмен ролями.
Изучая самооценку детей старшего дошкольного возраста, были использованы методики: «Лесенка» В.Г. Щур; «Какой я?» Р.С. Немов и др., для выявления уровня самооценки у старших дошкольников. После проведения первичной диагностики, были получены результаты, в которых у детей наблюдался разный уровень самооценки.
Было принято решение поработать с детьми с заниженной и завышенной самооценкой, для ее дальнейшей коррекции. Для этого были проведены небольшие игры и различные приемы, которые направлены на формирование самооценки у старших дошкольников, т.е. повышение заниженной самооценки, до уровня адекватной, а также нормализация завышенной до уровня нормальной (адекватной).
Как показала практика, проведенные приемы и игры, позволили детям самоутвердиться, а также раскрыть и реализовать свои способности и потребности, сформировать позитивное отношение ребенка к самому себе и своим сверстникам, научиться оценивать результаты своих действий и поступков.
После проведения повторной диагностики и получения результатов, пришли к выводу, что самооценка при правильном педагогическом подходе подлежит коррекции. Уровень самооценки играет большую роль в формировании эмоциональной сферы, поведения, влияет на успешность в различных видах деятельности, что необходимо для дальнейшего формирования ребенка как личности.



1. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б. Г. Ананьев при участии Л. И. Сергеева; под ред. зав. Сектором психологии проф. А. А. Таланкина. – Ленинград: Ин-т мозга, 1935. – 146 с.
2. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 236 с.
3. Анкудинова, Н. Е. О развитии самосознания у детей [Текст]: Психология дошкольника: Хрестоматия. / Сост. Г. А. Урунтаева. – М.: «Академия», 2000. – 207 с.
4. Аспер, К. Внутренний ребёнок и самооценка. [Текст] / К. Аспер; [пер. Ю. Данко]. – Москва: Добросвет: КДУ, 2008. – 365 с.
5. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников [Текст] / О. А. Белобрыкина // Вопр. психологии. – 2001. – № 4. – С. 31-38.
6. Белобрыкина, О. А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. – Новосибирск: ГЦРО, 2000. – 132 с.
7. Белобрыкина, О. А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации / О. А. Белобрыкина // Психолог в детском саду. – 2008. – № 2. – С. 5-12.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. [Текст] / Р. Бернс. – М. : «Прогресс», 1986. – 422 с.
9. Богданова, Н. А. Психологические трудности развития Я - идентичности младших школьников [Текст]: автореф. дис. канд. псих. наук 19.00.13 / Н. А. Богданова Тульский гос. ун- т. – Калуга, 2000. – 42 с.
10. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии.  1998.  № 4. – С. 47.
11. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности: Временной аспект [Текст] / А. К. Болотова // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 116–125.
12. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Изд. 4-е, расш. – Москва: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.
13. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? [Текст] / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. – 1992. – № 4. – С. 54-55.
14. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / Н. Ю. Борякова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 222 с.
15. Боцманова, М. Э. Захарова, А. В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте / Нов. Исследования в психологии. – М.: Педагогика. – №2, 1998.
16. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. для студентов пед. ин-тов [Текст] / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон [и др] ; под ред. Петровского. – М. : Просвещение, 1999. — 288 с.
17. Волков, Б. С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы [Текст] : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М. : Академ-ий Проект, 2007. – 287 с.
18. Волков, Б. С. Задачи и упражнения по детской психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Б. С. Волков. – М. : ТЦ Сфера, – 1991. – 256 с.
19. Воронцов, А. Б. Педагогические технологии контроля и оценки в учебной деятельности (система развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова) [Текст] : дис. канд. пед. наук / А. Б. Воронцов. – СПб. : 2001. – 234 с.
20. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С. Ю. Головин. – Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2001. – 800 с.
21. Емельянова, М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки [Текст] / М. Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. – С. 29-33.
22. Захарова, А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки [Текст] / А. В. Захарова. – Таллин. – 2006. – 282 с.
23. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» [Текст] / М. В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. – М. : Педагогика. – 1987 – №1. – С. 29-32.
24. Зинько, Е. В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры [Текст] / Е. В. Зинько // Психологический журнал. – 2006. том 27 – № 3. – С. 18-30.
25. Кленова, Н. В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей [Текст] / Н. В. Кленова, Л. Н. Буйлова // Дополнительное образование. 2005. – №1 – С. 18-24.
26. Коломинский, Я. Л. Условия развития личности ребенка // Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. / Детская психология: учеб. пособие / Ред. Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус [и др.]. – Минск.: Университетское, 1998. – С. 290-294.
27. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1994. – 218 с.
28. Корепанова, М. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе Школа 2100 [Текст] : пособие для пед. и род. / М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова. – М. : Изд. дом Рос. акад. образования : Баласс, 2005. – 143 с.
29. Кочкина, Н. А. Портфолио в ДОУ [Текст] : сборник / Н. А. Кочкина, А. Н. Чернышова. – М. : Скрипторий 2003, 2008. – 69 с.
30. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т. 6. Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта. – М. : Издво АПН, 1959.
31. Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст] / Б. В. Куприянов, С. А. Дынина // Вестник Костромского Гос. ун-та им. Н. А. Некрасова – 2001. – №2 – С. 101-104.
32. Лаврентьева, М. В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // М. В. Лаврентьева URL: http://www.portalslovo.ru/pre_school_education/ (дата обращения: 03.12.2018).
33. Лисина, М. И. Психология самопознания у дошкольников [Текст] / М. И. Лисина, А. И. Сильвестру. – Кишинев : Штиинца, 1983. – 111 с.
34. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] / М. И. Лисина; Под ред. А. Г. Рузской; Акад. пед. и соц. Наук. – М. : Ин-т практ. Психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. – 383 с.
35. Липкина, А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст] / А. И. Липкина, Л. А. Рыбак ; Акад. пед. наук СССР. – Москва : Просвещение, 1968. – 142 с.
36. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / В. Г. Маралов. – 2-е изд., стер – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 250 с.
37. Маслова, Е. А. Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе [Электронный ресурс] // Е. А. Маслова. URL: http://ucheba.com/met_rus/k_psihologiya (дата обращения: 15.10.2017).
38. Методы изучения и диагностики психологического развития ребенка [Текст] / под ред. Н. И. Непомнящей. – М. : Просвещение, 1995. – 169 с.
39. Миллер, С. Психология игры. [Текст] / С. Миллер; пер. с анг В. С. Сысоев. – СПб. : Университет. книга, 1999. – 320 с.
40. Молчанова, О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования [Текст] : учебное пособие / О. Н. Молчанова. – Москва: Флинта, 2010. – 392 с.
41. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина / под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 2003. – 272 с.
42. Мэрфи, Дж. Как стать уверенным в себе и поднять самооценку [Текст] / Дж. Мэрфи. – М. : Попурри, 2014. – 825 с.
43. Немов, Р. С. Психология : В 3 кн. / Р. С. Немов. – [2-е изд.]. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1995. – Кн. 3: Психодиагностика. – М. : Просвещение : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1995. – 507 с.
44. Печора, А. В. Развивающие игры для дошкольников [Текст] / А. В. Печора. – М. : ВАКО, 2008. – 192 с.
45. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие [текст] / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб. : Питер, 2002. – 164 с.
46. Престон, Дэвид. Повысить самооценку. Как? [Текст] / Дэвид Престон : пер. с англ. – 4-е изд. – М. : Питер, 2012. – 240 с.
47. Репина, Т. А. Психология дошкольника [Текст] : хрестоматия / Т. А. Репина. – М. : Академия, 1995. – 178 с.
48. Сергеева, Б. В., Габелия, Т. К. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 9- 12. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10215/ (дата обращения: 10.12.2018).
49. Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии / К. Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – №2. – С. 224-234.
50. Стеркина, Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки детей дошкольного возраста [Текст] : автореф. канд. дис. / Р. Б Стеркина. – М. : 1977. – 243 с.
51. Тарасов, Е. А. Как повысить самооценку и достичь успеха [Текст] : 25 тестов и правил / Евгений Тарасов. – М. : Эксмо, 2012. – 125 с.
52. Тюляева, Т. И. Поротфолио, или Папка личных достижений / авт.-сост. Т. И. Тюляева. – Москва : Вентана-Граф, 2008. – 157 с.
53. Уманец, Л. И. Динамика притязаний ребенка под влиянием оценки группы. / Л. И. Уманец // В кн.: Психолого-педагогические аспекты формирования личности в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Под ред. С. Д. Максименко. – К.: НИИ психологии УССР, 1980. С. 69-71.
54. Уманец, Л. И. От самооценки в игре – к познанию себя. [Текст] / Л. И. Уманец // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 4. С. 20-21.
55. Уманец, Л. И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников / Л. И. Уманец // Вопросы психологии. – 1996. – № 11. – С. 61- 67.
56. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] : учеб. для студ. сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
57. Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] : практикум / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 1999. – 200 с.
58. Федякова, И. А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника [Электронный ресурс] // URL: http://festival.1september.ru (дата обращения: 23.09.2018).
59. Феннел, М. Как повысить самооценку [Текст] / М. Феннел. – М. : АСТ, 2005. – 288 с.
60. Цукерман, Г. А. Оценка без отметки [Текст] / Г. А. Цукерман. – М. : Педагогический центр «Эксперимент», 1999.– 551 с.
61. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова; АН СССР, ин-т психологии. – М. : Наука, 1977. – 144 с.
62. Эльконин, Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
63. Эриксон, Э. Г. Детство и общество [Текст] / Э. Г. Эриксон; пер. с англ. – 2 изд., перераб. и доп. – СПб. : Лет. сад, 2000. – 415 с.
64. Якобсон, С. Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. [Текст] / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 1993. – № 8. – С. 55-61.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ