Проведена экспериментальная работа.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4 «Солнышко» Арамильского городского округа Свердловской области.
Выборка: 22 воспитанника подготовительной группы «Ягодка».
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ 5–7 ЛЕТ 6
1.1 Понятие самооценки в психологии и педагогике 6
1.2 Особенности самооценки у детей 5–7 лет 11
1.3 Педагогическое влияние на формирования самооценки у детей 5–7 лет….21
1.4 Возможности социо-игр в самооценивании детей 5–7 лет 25
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ 5–7 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СОЦИО-ИГР 32
2.1 Педагогическая диагностика самооценки у детей 5–7 лет 32
2.2. Практика формирования самооценки у детей 5–7 лет в процессе игры 39
2.3. Сравнительный анализ результатов исследования 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Самосознание и самооценка индивидуума являются наиболее значимыми и имеют ключевое значение в психологии. Для правильного формирования самосознания адекватная самооценка - есть основная составляющая данного процесса. Благодаря самооценке у индивидуума складываются совершенно устойчивые реакции на воздействие факторов извне при одинаковых условиях. Глобальное влияние самооценки прослеживается у дошкольников на его поведении, его межличностных отношениях, в том числе со сверстниками.
С точки зрения психологии, самооценка есть не что иное, как основное звено произвольной саморегуляции, которое указывает на правление и степень активности индивида, его взаимосвязь с окружающий средой, людьми, отношение к самому себе.
Старший дошкольный возраст можно считать начальным периодом понимания себя, как личности. Соответственно, именно на данном этапе ребенку необходимо сформировать базу для развития самосознания, в том числе индивидуальной правильной самооценки.
Актуальность формирования самооценки обусловлена тем, что современное общество предъявляет все более повышенные требования к человеку как к личности, предполагающей ее высокую сознательность и требовательность, как к себе, так и к окружающим.
По отношению к дошкольникам повышение активности и сознательности означает, прежде всего, развитие у них способности реально оценивать свои возможности для достижения определенных целей, а также умения сопоставлять своп действия на пути к целям с интересами окружающих и элементарными нормами социума.
В психологической литературе развитию самооценки у детей дошкольного возраста уделяется большое внимание. Вопросы развития самооценки, структуры, функции, раскрываются в работах Л. И. Божович, И. С. Кона, М. И. Лисиной, А. И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и др.
Закономерности формирования самооценки в детском возрасте были рассмотрены — О.А. Белобрыкиной, Л.И. Божович, В.А. Горбачевой, А. В. Захаровой, А. И. Липкиной, М. И. Лисиной, — В. С. Мухиной, Е.И. Савонько, Л.И. Уманец и др.
Объект исследования: формирование самооценки у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние социо-игры в формировании самооценки у детей 5-7 лет.
Цель исследования: осуществить теоретический анализ и выявить возможности игр в формировании самооценки у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Дать понятие самооценки в психологии и педагогике.
2. Раскрыть возрастные психологические особенности самооценки у детей старшего дошкольного возраста и описать педагогические условия формирования самооценки у дошкольников.
3. Определить возможности игр в формировании самооценки у старших дошкольников.
4. Осуществить педагогическую диагностику самооценки у старших дошкольников.
5. Описать практику формирования самооценки у старших дошкольников.
Методы исследования: для решения поставленных задач были использованы: теоретические методы: анализ и обобщение психологической и педагогической литературы по проблеме исследования. Практические методы: методика «Лесенка» В.Г. Щур; методика «Какой я?» Р. С. Немов; методика «Нарисуй себя» А. М. Прихожан; методика «Самооценка дошкольника» Т. В. Драгунова.
База исследования: в исследовании участвовали 22 ребенка старшего дошкольного возраста 5-7 лет.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе.
Самооценка позволяет сохранить устойчивость личности независимо от меняющихся ситуаций, обеспечивая возможность оставаться самим собой. Также самооценка может рассматриваться и как важное условие и средство становления этапов формирования самосознания как образ «Я» и «Я – концепция», которые имеют большое значение в жизнедеятельности человека. Именно самооценка является одним из ключевых новообразований дошкольного возраста и наиболее интенсивно развивается в старшем дошкольном возрасте.
Дошкольный возраст – начальный период осознания ребенком самого себя, мотивов и потребностей в мире человеческих отношений. Именно поэтому очень важно в этот период заложить основы для формирования дифференцированной адекватной самооценки. Все это позволит ребенку правильно оценить себя, реально рассматривать свои силы к задачам и требованиям социальной среды, в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой цели и задачи.
У ребенка к концу старшего дошкольного возраста происходит формирование его самосознания, способности к самооценкам своих поступков, действий, приоритетов.
Для этого необходима положительная и адекватная оценка взрослого, его понимание, любовь и уважение со стороны родителей, воспитателей, сверстников, а так же социальная роль. Сравнивая мнение о себе окружающих его людей, у ребенка формируется самооценка самого себя.
При проведении теоретического анализа были определены необходимые условия для развития самооценки: создание ситуации успеха; ситуация выбора; обмен ролями.
Изучая самооценку детей старшего дошкольного возраста, были использованы методики: «Лесенка» В.Г. Щур; «Какой я?» Р.С. Немов и др., для выявления уровня самооценки у старших дошкольников. После проведения первичной диагностики, были получены результаты, в которых у детей наблюдался разный уровень самооценки.
Было принято решение поработать с детьми с заниженной и завышенной самооценкой, для ее дальнейшей коррекции. Для этого были проведены небольшие игры и различные приемы, которые направлены на формирование самооценки у старших дошкольников, т.е. повышение заниженной самооценки, до уровня адекватной, а также нормализация завышенной до уровня нормальной (адекватной).
Как показала практика, проведенные приемы и игры, позволили детям самоутвердиться, а также раскрыть и реализовать свои способности и потребности, сформировать позитивное отношение ребенка к самому себе и своим сверстникам, научиться оценивать результаты своих действий и поступков.
После проведения повторной диагностики и получения результатов, пришли к выводу, что самооценка при правильном педагогическом подходе подлежит коррекции. Уровень самооценки играет большую роль в формировании эмоциональной сферы, поведения, влияет на успешность в различных видах деятельности, что необходимо для дальнейшего формирования ребенка как личности.
1. Ананьев, Б. Г. Психология педагогической оценки [Текст] / Б. Г. Ананьев при участии Л. И. Сергеева; под ред. зав. Сектором психологии проф. А. А. Таланкина. – Ленинград: Ин-т мозга, 1935. – 146 с.
2. Андреев, В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В. И. Андреев. – Казань: Изд-во КГУ, 1988. – 236 с.
3. Анкудинова, Н. Е. О развитии самосознания у детей [Текст]: Психология дошкольника: Хрестоматия. / Сост. Г. А. Урунтаева. – М.: «Академия», 2000. – 207 с.
4. Аспер, К. Внутренний ребёнок и самооценка. [Текст] / К. Аспер; [пер. Ю. Данко]. – Москва: Добросвет: КДУ, 2008. – 365 с.
5. Белобрыкина, О. А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников [Текст] / О. А. Белобрыкина // Вопр. психологии. – 2001. – № 4. – С. 31-38.
6. Белобрыкина, О. А. Психологическая диагностика самооценки детей старшего дошкольного возраста. – Новосибирск: ГЦРО, 2000. – 132 с.
7. Белобрыкина, О. А. Развитие самооценки у детей дошкольного возраста средствами театрализации / О. А. Белобрыкина // Психолог в детском саду. – 2008. – № 2. – С. 5-12.
8. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание. [Текст] / Р. Бернс. – М. : «Прогресс», 1986. – 422 с.
9. Богданова, Н. А. Психологические трудности развития Я - идентичности младших школьников [Текст]: автореф. дис. канд. псих. наук 19.00.13 / Н. А. Богданова Тульский гос. ун- т. – Калуга, 2000. – 42 с.
10. Божович, Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе / Л. И. Божович // Вопросы психологии. 1998. № 4. – С. 47.
11. Болотова, А. К. Развитие самосознания личности: Временной аспект [Текст] / А. К. Болотова // Вопросы психологии. – 2006. – № 2. – С. 116–125.
12. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – Изд. 4-е, расш. – Москва: АСТ; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. – 811 с.
13. Бороздина, Л. В. Что такое самооценка? [Текст] / Л. В. Бороздина // Психологический журнал. – 1992. – № 4. – С. 54-55.
14. Борякова, Н. Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей [Текст]: учеб. пособие для студентов педвузов / Н. Ю. Борякова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 222 с.
15. Боцманова, М. Э. Захарова, А. В. Самооценка как фактор нравственной саморегуляции в младшем школьном возрасте / Нов. Исследования в психологии. – М.: Педагогика. – №2, 1998.
16. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. для студентов пед. ин-тов [Текст] / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон [и др] ; под ред. Петровского. – М. : Просвещение, 1999. — 288 с.
17. Волков, Б. С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы [Текст] : учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – М. : Академ-ий Проект, 2007. – 287 с.
18. Волков, Б. С. Задачи и упражнения по детской психологии [Текст] : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Б. С. Волков. – М. : ТЦ Сфера, – 1991. – 256 с.
19. Воронцов, А. Б. Педагогические технологии контроля и оценки в учебной деятельности (система развивающего обучения Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова) [Текст] : дис. канд. пед. наук / А. Б. Воронцов. – СПб. : 2001. – 234 с.
20. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С. Ю. Головин. – Минск : Харвест ; М. : АСТ, 2001. – 800 с.
21. Емельянова, М. Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки [Текст] / М. Н. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2007. – №4. – С. 29-33.
22. Захарова, А. В. Деятельностный подход к изучению самооценки [Текст] / А. В. Захарова. – Таллин. – 2006. – 282 с.
23. Зверева, М. В. О понятии «дидактические условия» [Текст] / М. В. Зверева // Новые исследования в педагогических науках. – М. : Педагогика. – 1987 – №1. – С. 29-32.
24. Зинько, Е. В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры [Текст] / Е. В. Зинько // Психологический журнал. – 2006. том 27 – № 3. – С. 18-30.
25. Кленова, Н. В. Методика определения результатов образовательной деятельности детей [Текст] / Н. В. Кленова, Л. Н. Буйлова // Дополнительное образование. 2005. – №1 – С. 18-24.
26. Коломинский, Я. Л. Условия развития личности ребенка // Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. / Детская психология: учеб. пособие / Ред. Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько, А. Н. Белоус [и др.]. – Минск.: Университетское, 1998. – С. 290-294.
27. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание [Текст] / И. С. Кон. – М. : Просвещение, 1994. – 218 с.
28. Корепанова, М. В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе Школа 2100 [Текст] : пособие для пед. и род. / М. В. Корепанова, Е. В. Харлампова. – М. : Изд. дом Рос. акад. образования : Баласс, 2005. – 143 с.
29. Кочкина, Н. А. Портфолио в ДОУ [Текст] : сборник / Н. А. Кочкина, А. Н. Чернышова. – М. : Скрипторий 2003, 2008. – 69 с.
30. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения в 10 т. Т. 6. Дошкольное воспитание. Вопросы семейного воспитания и быта. – М. : Издво АПН, 1959.
31. Куприянов, Б. В. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» [Текст] / Б. В. Куприянов, С. А. Дынина // Вестник Костромского Гос. ун-та им. Н. А. Некрасова – 2001. – №2 – С. 101-104.
32. Лаврентьева, М. В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] // М. В. Лаврентьева URL: http://www.portalslovo.ru/pre_school_education/ (дата обращения: 03.12.2018).
33. Лисина, М. И. Психология самопознания у дошкольников [Текст] / М. И. Лисина, А. И. Сильвестру. – Кишинев : Штиинца, 1983. – 111 с.
34. Лисина, М. И. Общение, личность и психика ребёнка [Текст] / М. И. Лисина; Под ред. А. Г. Рузской; Акад. пед. и соц. Наук. – М. : Ин-т практ. Психологии ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997. – 383 с.
35. Липкина, А. И. Критичность и самооценка в учебной деятельности [Текст] / А. И. Липкина, Л. А. Рыбак ; Акад. пед. наук СССР. – Москва : Просвещение, 1968. – 142 с.
36. Маралов, В. Г. Основы самопознания и саморазвития [Текст] : учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / В. Г. Маралов. – 2-е изд., стер – М. : Издательский центр «Академия», 2004. – 250 с.
37. Маслова, Е. А. Общие закономерности динамики самооценки в онтогенезе [Электронный ресурс] // Е. А. Маслова. URL: http://ucheba.com/met_rus/k_psihologiya (дата обращения: 15.10.2017).
38. Методы изучения и диагностики психологического развития ребенка [Текст] / под ред. Н. И. Непомнящей. – М. : Просвещение, 1995. – 169 с.
39. Миллер, С. Психология игры. [Текст] / С. Миллер; пер. с анг В. С. Сысоев. – СПб. : Университет. книга, 1999. – 320 с.
40. Молчанова, О. Н. Самооценка: теоретические проблемы и эмпирические исследования [Текст] : учебное пособие / О. Н. Молчанова. – Москва: Флинта, 2010. – 392 с.
41. Мухина, В. С. Детская психология [Текст] / В. С. Мухина / под ред. Л. А. Венгера. – М. : Просвещение, 2003. – 272 с.
42. Мэрфи, Дж. Как стать уверенным в себе и поднять самооценку [Текст] / Дж. Мэрфи. – М. : Попурри, 2014. – 825 с.
43. Немов, Р. С. Психология : В 3 кн. / Р. С. Немов. – [2-е изд.]. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1995. – Кн. 3: Психодиагностика. – М. : Просвещение : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 1995. – 507 с.
44. Печора, А. В. Развивающие игры для дошкольников [Текст] / А. В. Печора. – М. : ВАКО, 2008. – 192 с.
45. Практикум по возрастной психологии: учебное пособие [текст] / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб. : Питер, 2002. – 164 с.
46. Престон, Дэвид. Повысить самооценку. Как? [Текст] / Дэвид Престон : пер. с англ. – 4-е изд. – М. : Питер, 2012. – 240 с.
47. Репина, Т. А. Психология дошкольника [Текст] : хрестоматия / Т. А. Репина. – М. : Академия, 1995. – 178 с.
48. Сергеева, Б. В., Габелия, Т. К. Педагогические условия формирования самооценки в младшем школьном возрасте [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 9- 12. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10215/ (дата обращения: 10.12.2018).
49. Сидоров, К. Р. Самооценка в психологии / К. Р. Сидоров // Мир психологии. – 2006. – №2. – С. 224-234.
50. Стеркина, Р. Б. Роль деятельности в формировании самооценки детей дошкольного возраста [Текст] : автореф. канд. дис. / Р. Б Стеркина. – М. : 1977. – 243 с.
51. Тарасов, Е. А. Как повысить самооценку и достичь успеха [Текст] : 25 тестов и правил / Евгений Тарасов. – М. : Эксмо, 2012. – 125 с.
52. Тюляева, Т. И. Поротфолио, или Папка личных достижений / авт.-сост. Т. И. Тюляева. – Москва : Вентана-Граф, 2008. – 157 с.
53. Уманец, Л. И. Динамика притязаний ребенка под влиянием оценки группы. / Л. И. Уманец // В кн.: Психолого-педагогические аспекты формирования личности в учебно-воспитательном процессе [Текст] / Под ред. С. Д. Максименко. – К.: НИИ психологии УССР, 1980. С. 69-71.
54. Уманец, Л. И. От самооценки в игре – к познанию себя. [Текст] / Л. И. Уманец // Дошкольное воспитание. – 1983. – № 4. С. 20-21.
55. Уманец, Л. И. Роль самооценки в игровых отношениях дошкольников / Л. И. Уманец // Вопросы психологии. – 1996. – № 11. – С. 61- 67.
56. Урунтаева, Г. А. Детская психология [Текст] : учеб. для студ. сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2006. – 368 с.
57. Урунтаева, Г. А. Диагностика психологических особенностей дошкольника [Текст] : практикум / Г. А. Урунтаева. – М. : Академия, 1999. – 200 с.
58. Федякова, И. А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника [Электронный ресурс] // URL: http://festival.1september.ru (дата обращения: 23.09.2018).
59. Феннел, М. Как повысить самооценку [Текст] / М. Феннел. – М. : АСТ, 2005. – 288 с.
60. Цукерман, Г. А. Оценка без отметки [Текст] / Г. А. Цукерман. – М. : Педагогический центр «Эксперимент», 1999.– 551 с.
61. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова; АН СССР, ин-т психологии. – М. : Наука, 1977. – 144 с.
62. Эльконин, Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.
63. Эриксон, Э. Г. Детство и общество [Текст] / Э. Г. Эриксон; пер. с англ. – 2 изд., перераб. и доп. – СПб. : Лет. сад, 2000. – 415 с.
64. Якобсон, С. Г. Адекватная самооценка как условие нравственного воспитания дошкольников. [Текст] / С. Г. Якобсон, Г. И. Морева // Вопросы психологии. – 1993. – № 8. – С. 55-61.