Взяточничество: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации
|
Введение 3
Глава 1 Общая характеристика взяточничества 7
1.1 Понятие и сущность взяточничества 7
1.2 История развития законодательства об установлении уголовной
ответственности за взяточничество в России 11
1.3 Законодательство зарубежных стран об ответственности за
взяточничество 16
Глава 2 Уголовно-правовая характеристика взяточничества 24
2.1 Объективные и субъективные признаки дачи и получения взятки 24
2.2 Уголовно-правовая характеристика посредничества во взяточничестве и
мелкого взяточничества 43
Глава 3 Проблемы квалификации взяточничества и пути их преодоления . ... 57
3.1 Отграничение взяточничества от смежных составов преступления 57
3.2 Проблемные вопросы квалификации взяточничества и пути их решения 62
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 78
Глава 1 Общая характеристика взяточничества 7
1.1 Понятие и сущность взяточничества 7
1.2 История развития законодательства об установлении уголовной
ответственности за взяточничество в России 11
1.3 Законодательство зарубежных стран об ответственности за
взяточничество 16
Глава 2 Уголовно-правовая характеристика взяточничества 24
2.1 Объективные и субъективные признаки дачи и получения взятки 24
2.2 Уголовно-правовая характеристика посредничества во взяточничестве и
мелкого взяточничества 43
Глава 3 Проблемы квалификации взяточничества и пути их преодоления . ... 57
3.1 Отграничение взяточничества от смежных составов преступления 57
3.2 Проблемные вопросы квалификации взяточничества и пути их решения 62
Заключение 72
Список используемой литературы и используемых источников 78
Актуальность и научная значимость настоящего исследования заключается в том, что взяточничество является глобальной проблемой, представляющей общественную опасность, затрагивающей стабильность государственного управления и приводящей к дезорганизации в социальной, политической и экономической сферах жизни. Число выявленных фактов взяточничества в России в 2019 году выросло на 10,7%. Всего за год в России зафиксировано 13 867 преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 и 291.2 УК РФ [36].
В нашей стране не только взяточничество, но и коррупция, в целом, на очень высоком уровне уже с момента образования нового государства. Это не какой-то сегодняшний феномен, данное явление уходит корнями далеко в прошлое. На сегодняшний же день проблема взяточничества встала достаточно остро. К тому же данное явление относится к числу лидеров по степени замаскированности и скрытности. Именно поэтому исследование проблемы взяточничества особенно актуально.
Совершение рассматриваемой группы преступлений не только оказывает разрушительное воздействие на имидж чиновника, но и подрывает авторитет всей государственной службы. Говоря о проблеме взяточничества нельзя не упомянуть о доводах А.М. Яковлева: «Это преступление непосредственно посягает на сам правопорядок, превращает хранителей, стражей нормативной системы в ее нарушителей. Взятка может служить отмычкой к любым законодательным преградам, запретам и нормам. Взяточничество ведет к разложению самого механизма нормативности, самой правовой основы социальных взаимодействий, это форма фактического опровержения, отрицания права в интересах взяткодателя» [66, с. 150].
Степень научной разработанности темы. Отдельные формальные и содержательные характеристики взяточничества в разное время отражались в работах отечественных и зарубежных исследователей, таких как В.Д. Андрианов, В.В. Астанин, Л.А. Букалерова, Б.В. Волженкин, Е.И. Добролюбова, Н.А. Егорова, Д.В. Лисейцев, В.В. Лунеев, В.К. Максимов, А.М. Старостенко, А.Н. Чашин, П.С. Яни и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при совершении взяточничества и влекущие наступление уголовной ответственности.
Предметом работы являются нормы действующего уголовного законодательства, регламентирующие уголовную ответственность за взяточничество, а также практические и научные материалы по данному вопросу.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе применения современных методов научного познания социально-правовых явлений, какими являются коррупция и взяточничество, и обобщения широкого круга разнообразных источников изучить и провести анализ проблем квалификации преступлений в сфере взяточничества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- исследовать понятие и сущность взяточничества;
- изучить историю развития российского уголовного
законодательства об установлении ответственности за взяточничество;
- исследовать зарубежный опыт установления уголовной ответственности за взяточничество;
- проанализировать объективные и субъективные признаки дачи и получения взятки;
- провести уголовно-правовую характеристику посредничества во взяточничестве и мелкого взяточничества;
- установить критерии отграничения взяточничества от смежных составов преступлений;
- установить проблемы квалификации взяточничества и пути их решения.
Методологической основой послужили такие методы как: сравнительно-правовой, статистический метод, методы системного и структурного анализа.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, а также другие федеральные законы и нормативные акты по рассматриваемой теме.
Теоретическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что ее положения и выводы, а также рекомендации могут быть использованы при дальнейших разработках путей борьбы с преступлениями интересующей нас группы.
Практическая значимость исследования обусловлена актуальностью самой проблемы. Во-первых, предложения, сформулированные в работе, могут быть учтены в законодательном процессе по совершенствованию уголовного законодательства об ответственности за взяточничество.
Положения, выносимые на защиту.
наиболее приемлемым будет изложение диспозиции ч. 5 ст. 290 УК РФ в следующем содержании:
«Деяния, предусмотренные частями 1-4 настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки наказываются...».
Соответственно, признак «в крупном размере» необходимо будет перенести в ч. 6 статьи 290 УК РФ, изложив ее диспозицию таким образом: «деяния, предусмотренные частями первой, 3-5 настоящей статьи, совершенные в крупном размер - наказываются...». И, следовательно, с учетом указанных изменений, возникает необходимость добавить в статью 290 УК РФ часть 7, диспозицию которой необходимо представить в следующее редакции: «деяния, предусмотренные частями первой, 3-5 настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере наказываются...».
- предлагается статью 291.2 в УК РФ изложить в следующей редакции:
«1. Получение взятки в размере от 1 тысячи рублей до 10 тысяч рублей - наказывается
2. Дача взятки лично или через посредника, посредничество во взяточничестве в размере от 1 тысячи рублей до 10 тысяч рублей, - наказываются..
3. Те же деяния, совершенные:
а) лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, - наказываются.
б) группой по предварительному сговору, либо организованной группой - наказываются...».
- выявлено несовершенство уголовного законодательства в отношении определения предмета взятки и, в частности, предоставления услуг имущественного характера, а также необходимость обязательной денежной оценки такого вида услуг, отсутствие единой и объективной системы оценки. Полагаем, что в данном вопросе необходимы более подробные разъяснения законодателя.
Апробация результатов исследования: по теме диссертации опубликована одна статья.
Структура обусловлена предметом, целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В нашей стране не только взяточничество, но и коррупция, в целом, на очень высоком уровне уже с момента образования нового государства. Это не какой-то сегодняшний феномен, данное явление уходит корнями далеко в прошлое. На сегодняшний же день проблема взяточничества встала достаточно остро. К тому же данное явление относится к числу лидеров по степени замаскированности и скрытности. Именно поэтому исследование проблемы взяточничества особенно актуально.
Совершение рассматриваемой группы преступлений не только оказывает разрушительное воздействие на имидж чиновника, но и подрывает авторитет всей государственной службы. Говоря о проблеме взяточничества нельзя не упомянуть о доводах А.М. Яковлева: «Это преступление непосредственно посягает на сам правопорядок, превращает хранителей, стражей нормативной системы в ее нарушителей. Взятка может служить отмычкой к любым законодательным преградам, запретам и нормам. Взяточничество ведет к разложению самого механизма нормативности, самой правовой основы социальных взаимодействий, это форма фактического опровержения, отрицания права в интересах взяткодателя» [66, с. 150].
Степень научной разработанности темы. Отдельные формальные и содержательные характеристики взяточничества в разное время отражались в работах отечественных и зарубежных исследователей, таких как В.Д. Андрианов, В.В. Астанин, Л.А. Букалерова, Б.В. Волженкин, Е.И. Добролюбова, Н.А. Егорова, Д.В. Лисейцев, В.В. Лунеев, В.К. Максимов, А.М. Старостенко, А.Н. Чашин, П.С. Яни и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при совершении взяточничества и влекущие наступление уголовной ответственности.
Предметом работы являются нормы действующего уголовного законодательства, регламентирующие уголовную ответственность за взяточничество, а также практические и научные материалы по данному вопросу.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе применения современных методов научного познания социально-правовых явлений, какими являются коррупция и взяточничество, и обобщения широкого круга разнообразных источников изучить и провести анализ проблем квалификации преступлений в сфере взяточничества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:
- исследовать понятие и сущность взяточничества;
- изучить историю развития российского уголовного
законодательства об установлении ответственности за взяточничество;
- исследовать зарубежный опыт установления уголовной ответственности за взяточничество;
- проанализировать объективные и субъективные признаки дачи и получения взятки;
- провести уголовно-правовую характеристику посредничества во взяточничестве и мелкого взяточничества;
- установить критерии отграничения взяточничества от смежных составов преступлений;
- установить проблемы квалификации взяточничества и пути их решения.
Методологической основой послужили такие методы как: сравнительно-правовой, статистический метод, методы системного и структурного анализа.
Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, а также другие федеральные законы и нормативные акты по рассматриваемой теме.
Теоретическая значимость магистерской диссертации заключается в том, что ее положения и выводы, а также рекомендации могут быть использованы при дальнейших разработках путей борьбы с преступлениями интересующей нас группы.
Практическая значимость исследования обусловлена актуальностью самой проблемы. Во-первых, предложения, сформулированные в работе, могут быть учтены в законодательном процессе по совершенствованию уголовного законодательства об ответственности за взяточничество.
Положения, выносимые на защиту.
наиболее приемлемым будет изложение диспозиции ч. 5 ст. 290 УК РФ в следующем содержании:
«Деяния, предусмотренные частями 1-4 настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки наказываются...».
Соответственно, признак «в крупном размере» необходимо будет перенести в ч. 6 статьи 290 УК РФ, изложив ее диспозицию таким образом: «деяния, предусмотренные частями первой, 3-5 настоящей статьи, совершенные в крупном размер - наказываются...». И, следовательно, с учетом указанных изменений, возникает необходимость добавить в статью 290 УК РФ часть 7, диспозицию которой необходимо представить в следующее редакции: «деяния, предусмотренные частями первой, 3-5 настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере наказываются...».
- предлагается статью 291.2 в УК РФ изложить в следующей редакции:
«1. Получение взятки в размере от 1 тысячи рублей до 10 тысяч рублей - наказывается
2. Дача взятки лично или через посредника, посредничество во взяточничестве в размере от 1 тысячи рублей до 10 тысяч рублей, - наказываются..
3. Те же деяния, совершенные:
а) лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, - наказываются.
б) группой по предварительному сговору, либо организованной группой - наказываются...».
- выявлено несовершенство уголовного законодательства в отношении определения предмета взятки и, в частности, предоставления услуг имущественного характера, а также необходимость обязательной денежной оценки такого вида услуг, отсутствие единой и объективной системы оценки. Полагаем, что в данном вопросе необходимы более подробные разъяснения законодателя.
Апробация результатов исследования: по теме диссертации опубликована одна статья.
Структура обусловлена предметом, целью и задачами настоящего исследования и состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
Подводя итоги, по проведенному исследованию мы пришли к следующим выводам.
Развитие уголовного законодательства об ответственности уголовного характера за взяточничество в нашей стране прошло несколько периодов. В каждом этапе присутствовала историческая специфика, объективная причинность, складываемая в обществе. На сегодняшний день в УК РФ содержится четыре статьи, предусматривающих уголовную ответственность за взяточничество: получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ).
На основе анализа уголовного законодательства РФ взяточничество можно определить как получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, а также дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу), и в том числе осуществление посредничества во взяточничестве.
Зарубежные страны тоже не обходят стороной такое явление, как взяточничество и закрепляют ответственность за его совершение в уголовных кодексах своих стран, тем самым устанавливая наиболее суровые меры наказания.
Непосредственным объектом преступлений, связанных со взяточничеством, выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование определенной ветви государственной или муниципальной власти, конкретного государственного или муниципального органа.
Предметом взяточничества могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество или оказание услуг имущественного характера.
Объективная сторона получения взятки выражается в получении должностным лицом взятки лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Объективная сторона дачи взятки отражается в передаче взятки только должностному лицу лично или с содействием посредника.
Посредничеством во взяточничестве признается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении, либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере
Субъективная сторона взяточничества выражается в умышленной форме вины.
Субъектом преступления «получение взятки» может быть только должностное лицо. В качестве субъекта дачи взятки, посредничества во взяточничестве может выступать любое физическое вменяемое лицо, которое достигло возраста 16 лет.
Объективная сторона мелкого взяточничества определяется в законодательстве через перечисление по сути объективной стороны других преступлений - дача, получение. Отличие данных преступлений происходит не по объекту посягательства, субъективной стороне преступления или по совершаемым действиям, а по размеру (стоимостному выражению) предмета взятки - менее 10 тысяч рублей. Субъектом мелкого взяточничества может быть специальный субъект - должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. В данном случае речь идет о получении взятки. Нести ответственность за дачу взятки в соответствии с законом, может только физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет). Таким образом, субъект мелкого взяточничества - лицо, обладающее признаками как специального, так и общего субъекта (ч. 1 ст. 291.2 УК). Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 291.2 УК, выступает как специальный, так и общий субъект, особенность которого состоит в наличии у него судимости за любое из преступлений, указанных в этой части.
В результате исследования были выявлены смежные составы преступления с взяточничеством, такие как злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп, подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, провокация взятки либо коммерческого подкупа, а также различные формы хищения чужого имущества. Указаны рекомендации по отличию данных преступлений от взяточничества. Но главной рекомендацией является то, что при квалификации этих преступлений стоит правильно определить субъект и объект преступления, а также объективную и субъективную сторону преступления.
Проведенное исследование также позволило выявить ряд проблем и вопросов, возникающих при квалификации взяточничества, которые требуют разрешения:
Во-первых, на практике возникает вопрос, нужно ли квалифицировать «получение взятки в значительном размере», если это деяние предполагает вымогательство взятки или в составе группы лиц по предварительному сговору или организованной группы.
В ч. 2 ст. 290 УК РФ предусматривается ответственность за получение взятки в значительном размере.
Ч. 5 ст. 290 УК РФ: «Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере».
Проанализировав эту статью, мы можем подчеркнуть, что, если значительная взятка получена при наличии квалифицирующих признаков, указанных в пунктах «а» и «б» пятой части, нет необходимости квалифицировать эти действия в качестве значительных взяток.
В соответствии с примечанием ст. 290 УК РФ было установлено, что получение денег, ценных бумаг, другого имущества, имущественных услуг и других имущественных прав на сумму, превышающую двадцать пять тысяч рублей считается значительной взяткой, на сумму более ста пятидесяти тысяч рублей - в крупных размерах, на сумму более одного миллиона рублей - в особо крупных размерах. При увеличении суммы взятки деяние взяткополучателя приобретает более суровую оценку, поскольку будут оговорки в отношении более строгой части ст. 290 УК РФ. Из чего можно сделать вывод, что размер взятки обязательно должен быть установлен.
Таким образом, законодательное оформление ч. 5 ст. 290 УК РФ не совсем верное и нуждается в изменении.
Решение указанной проблемы будет изложение диспозиции ч.5 ст. 290 УК РФ в следующем виде:
«Деяния, предусмотренные частями 1-4 настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки наказываются...».
Соответственно, признак «в крупном размере» необходимо будет перенести в ч.6 статьи 290 УК РФ, изложив ее диспозицию таким образом: «деяния, предусмотренные частями первой, 3-5 настоящей статьи, совершенные в крупном размер - наказываются.». И, следовательно, с учетом указанных изменений, возникает необходимость добавить в статью 290 УК РФ часть 7, диспозицию которой необходимо представить в следующее редакции: «деяния, предусмотренные частями первой, 3-5 настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере наказываются.».
Во-вторых, хотелось бы отметить, что, по нашему мнению, законодатель не оправданно не включил в ч. 1 ст. 291.2 УК РФ в объективную сторону посредничество во взяточничестве, очевидно предполагая, что при столь небольших суммах, данный субъект в цепочке коррупционных преступлений должен отсутствовать, однако, практика свидетельствует об обратном. Также, полагаем, что в ст. 291.2 УК РФ необходимо выделить такой квалифицированный признак, как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, поскольку такие деяние на практике присутствуют. Таким образом, полагаем, статью 291.2 следует в УК РФ изложить следующим образом:
«1. Получение взятки в размере от 1 тысячи рублей до 10 тысяч рублей - наказывается
2. Дача взятки лично или через посредника, посредничество во взяточничестве в размере от 1 тысячи рублей до 10 тысяч рублей, - наказываются...
3. Те же деяния, совершенные:
а) лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, - наказываются.
б) группой по предварительному сговору, либо организованной группой - наказываются.».
В-третьих, выявлено несовершенство уголовного законодательства в отношении определения предмета взятки и, в частности, предоставления услуг имущественного характера, а также необходимость обязательной денежной оценки такого вида услуг, отсутствие единой и объективной системы оценки. Например, чиновник может запросить предоставление сексуальных услуг другим лицом, имея в виду возможность не тратить деньги на его оплату. В этом контексте возникает вопрос, как можно объективно оценить предмет взятки. Полагаем, что в данном вопросе необходимы более подробные разъяснения законодателя.
Считаем, что данные изменения положений уголовного закона будут способствовать единообразному применению законодательства, исключат возникновение проблем и вопросов, связанных с квалификацией взяточничества.
Развитие уголовного законодательства об ответственности уголовного характера за взяточничество в нашей стране прошло несколько периодов. В каждом этапе присутствовала историческая специфика, объективная причинность, складываемая в обществе. На сегодняшний день в УК РФ содержится четыре статьи, предусматривающих уголовную ответственность за взяточничество: получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ), мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ).
На основе анализа уголовного законодательства РФ взяточничество можно определить как получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконного оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если указанные действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать указанным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе, а также дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника (в том числе когда взятка по указанию должностного лица передается иному физическому или юридическому лицу), и в том числе осуществление посредничества во взяточничестве.
Зарубежные страны тоже не обходят стороной такое явление, как взяточничество и закрепляют ответственность за его совершение в уголовных кодексах своих стран, тем самым устанавливая наиболее суровые меры наказания.
Непосредственным объектом преступлений, связанных со взяточничеством, выступают общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование определенной ветви государственной или муниципальной власти, конкретного государственного или муниципального органа.
Предметом взяточничества могут быть деньги, ценные бумаги, иное имущество или оказание услуг имущественного характера.
Объективная сторона получения взятки выражается в получении должностным лицом взятки лично или через посредника за действия (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.
Объективная сторона дачи взятки отражается в передаче взятки только должностному лицу лично или с содействием посредника.
Посредничеством во взяточничестве признается непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении, либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере
Субъективная сторона взяточничества выражается в умышленной форме вины.
Субъектом преступления «получение взятки» может быть только должностное лицо. В качестве субъекта дачи взятки, посредничества во взяточничестве может выступать любое физическое вменяемое лицо, которое достигло возраста 16 лет.
Объективная сторона мелкого взяточничества определяется в законодательстве через перечисление по сути объективной стороны других преступлений - дача, получение. Отличие данных преступлений происходит не по объекту посягательства, субъективной стороне преступления или по совершаемым действиям, а по размеру (стоимостному выражению) предмета взятки - менее 10 тысяч рублей. Субъектом мелкого взяточничества может быть специальный субъект - должностное лицо, иностранное должностное лицо либо должностное лицо публичной международной организации. В данном случае речь идет о получении взятки. Нести ответственность за дачу взятки в соответствии с законом, может только физическое вменяемое лицо, достигшее возраста уголовной ответственности (16 лет). Таким образом, субъект мелкого взяточничества - лицо, обладающее признаками как специального, так и общего субъекта (ч. 1 ст. 291.2 УК). Субъектом преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 291.2 УК, выступает как специальный, так и общий субъект, особенность которого состоит в наличии у него судимости за любое из преступлений, указанных в этой части.
В результате исследования были выявлены смежные составы преступления с взяточничеством, такие как злоупотребление должностными полномочиями, коммерческий подкуп, подкуп участников и организаторов профессиональных спортивных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов, провокация взятки либо коммерческого подкупа, а также различные формы хищения чужого имущества. Указаны рекомендации по отличию данных преступлений от взяточничества. Но главной рекомендацией является то, что при квалификации этих преступлений стоит правильно определить субъект и объект преступления, а также объективную и субъективную сторону преступления.
Проведенное исследование также позволило выявить ряд проблем и вопросов, возникающих при квалификации взяточничества, которые требуют разрешения:
Во-первых, на практике возникает вопрос, нужно ли квалифицировать «получение взятки в значительном размере», если это деяние предполагает вымогательство взятки или в составе группы лиц по предварительному сговору или организованной группы.
В ч. 2 ст. 290 УК РФ предусматривается ответственность за получение взятки в значительном размере.
Ч. 5 ст. 290 УК РФ: «Деяния, предусмотренные частями первой, третьей, четвертой настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки;
в) в крупном размере».
Проанализировав эту статью, мы можем подчеркнуть, что, если значительная взятка получена при наличии квалифицирующих признаков, указанных в пунктах «а» и «б» пятой части, нет необходимости квалифицировать эти действия в качестве значительных взяток.
В соответствии с примечанием ст. 290 УК РФ было установлено, что получение денег, ценных бумаг, другого имущества, имущественных услуг и других имущественных прав на сумму, превышающую двадцать пять тысяч рублей считается значительной взяткой, на сумму более ста пятидесяти тысяч рублей - в крупных размерах, на сумму более одного миллиона рублей - в особо крупных размерах. При увеличении суммы взятки деяние взяткополучателя приобретает более суровую оценку, поскольку будут оговорки в отношении более строгой части ст. 290 УК РФ. Из чего можно сделать вывод, что размер взятки обязательно должен быть установлен.
Таким образом, законодательное оформление ч. 5 ст. 290 УК РФ не совсем верное и нуждается в изменении.
Решение указанной проблемы будет изложение диспозиции ч.5 ст. 290 УК РФ в следующем виде:
«Деяния, предусмотренные частями 1-4 настоящей статьи, если они совершены:
а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) с вымогательством взятки наказываются...».
Соответственно, признак «в крупном размере» необходимо будет перенести в ч.6 статьи 290 УК РФ, изложив ее диспозицию таким образом: «деяния, предусмотренные частями первой, 3-5 настоящей статьи, совершенные в крупном размер - наказываются.». И, следовательно, с учетом указанных изменений, возникает необходимость добавить в статью 290 УК РФ часть 7, диспозицию которой необходимо представить в следующее редакции: «деяния, предусмотренные частями первой, 3-5 настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере наказываются.».
Во-вторых, хотелось бы отметить, что, по нашему мнению, законодатель не оправданно не включил в ч. 1 ст. 291.2 УК РФ в объективную сторону посредничество во взяточничестве, очевидно предполагая, что при столь небольших суммах, данный субъект в цепочке коррупционных преступлений должен отсутствовать, однако, практика свидетельствует об обратном. Также, полагаем, что в ст. 291.2 УК РФ необходимо выделить такой квалифицированный признак, как совершение преступления группой лиц по предварительному сговору, организованной группой, поскольку такие деяние на практике присутствуют. Таким образом, полагаем, статью 291.2 следует в УК РФ изложить следующим образом:
«1. Получение взятки в размере от 1 тысячи рублей до 10 тысяч рублей - наказывается
2. Дача взятки лично или через посредника, посредничество во взяточничестве в размере от 1 тысячи рублей до 10 тысяч рублей, - наказываются...
3. Те же деяния, совершенные:
а) лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1 настоящего Кодекса либо настоящей статьей, - наказываются.
б) группой по предварительному сговору, либо организованной группой - наказываются.».
В-третьих, выявлено несовершенство уголовного законодательства в отношении определения предмета взятки и, в частности, предоставления услуг имущественного характера, а также необходимость обязательной денежной оценки такого вида услуг, отсутствие единой и объективной системы оценки. Например, чиновник может запросить предоставление сексуальных услуг другим лицом, имея в виду возможность не тратить деньги на его оплату. В этом контексте возникает вопрос, как можно объективно оценить предмет взятки. Полагаем, что в данном вопросе необходимы более подробные разъяснения законодателя.
Считаем, что данные изменения положений уголовного закона будут способствовать единообразному применению законодательства, исключат возникновение проблем и вопросов, связанных с квалификацией взяточничества.
Подобные работы
- Взяточничество: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2020 - Взяточничество: уголовно-правовая характеристика, проблемы квалификации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Мошенничество: уголовно-правовая характеристика, вопросы квалификации
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - Мошенничество: уголовно-правовая характеристика, вопросы квалификации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2021 - Уголовно-правовая характеристика привлечения заведомо невиновного к уголовной ответственности
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Уголовно-правовая квалификация ненасильственных и насильственных форм хищения (ЮжноУральский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2019 - Криминологические особенности уголовно-правовой характеристики взяточничества
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Мошенничество по уголовному законодательству России: уголовно-правовая характеристика и квалификация
Диссертация , уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2006 - Проблемы квалификации взяточничества
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019



