Влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в период организационного стресса в коллективе (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ООО ПКФ «ТАТТЕХМАШ» (Республика Татарстан, г. Набережные Челны)..
Выборка: 60 сотрудников компании: 30 сотрудников из производственного отдела и 30 из отдела оперативного планирования.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ СОТРУДНИКОВ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕРИОД ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТРЕССА В КОЛЛЕКТИВЕ 6
1.1 Современные аспекты изучения межличностного общения в коллективе 6
1.2 Психологический климат в коллективе 9
1.3. Подходы к изучению стресса 17
Выводы по первой главе 21
II. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА В ПЕРИОД ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТРЕССА 23
2.1 Организация исследования 23
2.2 Описание методов исследования 24
2.3 Методы математической статистики 27
Выводы по второй главе 29
III. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СОВМЕСТИМОСТИ СОТРУДНИКОВ НА СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ В ПЕРИОД ОРГАНИЗАЦИОННОГО СТРЕССА В КОЛЛЕКТИВЕ 30
3.1 Эмпирическое изучение склонности сотрудников к стрессу 30
3.2 Анализ взаимосвязи психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в период организационного стресса в коллективе 36
3.3 Эмпирическое влияния психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в период организационного стресса в коллективе 39
Выводы и рекомендации 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Под социально-психологическим климатом понимается комплекс психологических характеристик, отражающих внутреннее состояние сотрудников и степень их удовлетворённости факторами жизни в рабочем коллективе, всех служб и организационных структур на предприятии.
Актуальность исследования заключается в том, что в современных условиях состояние социально-психологического климата организации серьёзно влияет на работоспособность и качество жизни сотрудников того или иного коллектива, а, следовательно, влияет на конечный продукт, выпускаемый на предприятии, будь то физическая вещь или услуга. Вопросы менеджмента в данной ситуации являются наиболее важными, поскольку комплекс воздействия на сотрудников формирует общий психологический климат рабочего пространства и во взаимоотношениях между коллегами, а также между коллегами и администрацией.
Работник каждой организации желает делать свою работу качественно, своевременно и относиться к труду добросовестно, что улучшает показатели производительности труда на фоне роста качественной стороны рабочего процесса. За этим следует повышение спроса на выпускаемый продукт. Сотрудники должны обладать психологической устойчивостью, чтобы переживать критические ситуации без особых осложнений для ментального здоровья, ведь от этого зависит то, как будут взаимодействовать коллеги.
Исследованием социально-психологического климата коллектива занимались такие ученые, как А.Н. Лутошкин, К.К. Платонов, В.М. Шепель, Н.С. Мансуров, Б.Д. Парыгин, К. Левин, К. Мертон.
Изучением стресса в организациях занимались А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, С.М. Емельянов, В. Зигерт, Л. Ланг.
Проблема влияния социально-психологического климата трудового коллектива на поведение сотрудников в условиях организационного стресса в современных условиях является актуальной.
Объект исследования: два трудовых коллектива организации ООО ПКФ «ТАТТЕХМАШ».
Предмет исследования: Особенности социально-психологического климата организации и поведение сотрудников в условиях организационного стресса.
Целью данного исследования является определение влияния социально-психологического климата организации на поведение сотрудников в условиях организационного стресса.
Гипотеза исследования: чем выше показатели нейротизма, тем ниже показатели оценки благоприятности социально-психологического климата организации; чем выше уровень организационного стресса, тем ниже оценка благоприятности климата организации.
Задачи исследования:
1. На основе анализа научной отечественной и зарубежной литературы раскрыть понятие социально-психологического климата, дать определение стресса.
2. Выявить тип социально-психологического климата двух рабочих коллективов организации.
3. Изучить особенности поведения сотрудников организации в условиях организационного стресса.
4. Выявить влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в период организационного стресса в коллективе.
Методологическая основа исследования:
- подходы к изучению социально-психологического климата коллектива ( А.Н. Лутошкин, К.К. Платонов, В.М. Шепель, Н.С. Мансуров, Б.Д. Парыгин, К. Левин, К. Мертон и др.)
- подходы к организационному стрессу (А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, С.М. Емельянов, В. Зигерт, Л. Ланг и др).
Методы исследования: анализ результатов, тестирование, методы математической статистики.
Методики исследования:
1. Личностный опросник Айзнека.
2. Тест самооценки стрессоустойчивости (С.Коухена и Г.Виллиансона)
3. Тест-опросник на поведение в конфликтной ситуации (К. Томас).
4. Определение индекса групповой сплоченности Сишора.
SPSS - методы обработки и анализа данных в проводимом исследовании.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе организации ООО ПКФ «ТАТТЕХМАШ». В исследовании приняли участие 60 человек из двух рабочих коллективов, в возрасте от 25 до 46 лет.
Новизна. В работе сформулированы особенности подходы к изучению психологического климата в коллективе, особенности стресса на работе, а также изучение влияние взаимосвязи влияния психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в период организационного стресса в коллективе.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты эмпирического исследования могут быть использованы в практической деятельности психолога организации ООО ПКФ «ТАТТЕХМАШ».
База исследования: ООО ПКФ «ТАТТЕХМАШ» (Республика Татарстан, г. Набережные Челны).
Структура работы: Работа состоит извведения, трех глав, заключения, выводов по каждой главе, списка литературы из 53 наименований, 2 приложений. Работа содержит 1 таблицу, 9 рисунков.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы установлено, что люди проводят большую часть своей жизни в профессиональной деятельности, вполне понятно, что они хотят чувствовать себя комфортно и уверенно среди своих коллег, особенно в условиях организационного давления. Как и в человеческих обществах, рабочие группы не могут существовать без стресса и конфликтов. Регулярные психологические трения имеют хорошо известные негативные последствия, такие как снижение эффективности, снижение мотивации, повышение текучести кадров и, как следствие, ухудшение финансовых показателей.
Таким образом, высокая самооценка стрессоустойчивости сотрудников организации положительного отражается на эмоциональной стороне неформального общения и восприятия между коллегами, на поведенческой стороне неформального общения, общей психологической атмосфере, сплоченности коллектива, так как организационный стресс может снижать эмоциональную устойчивость сотрудников, негативно отражается на работоспособности, также приводит к конфликтам.
В результате изучения влияния психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в период организационного стресса в коллективе, были получены следующие значимые связи:
Такая особенность личности, как экстраверсия положительно связана с эмоциональным компонентом социально-психологического климата (r=0,43 при 0,01), общим уровнем оценки благоприятности социально-психологического климата (r=0,52 при 0,01), общим уровнем оценки сплоченности и привлекательности коллектива (r=0,53 при 0,01). Такая личностная черта как нейротизм отрицательно связана с показателем оценки эмоционального компонента социально-психологического климата в коллективе (-0,53 при 0,01), с показателем оценки поведенческого компонента социально-психологического климата (-0,45 при 0,01), с показателем общей оценки благоприятности социально-психологического климата (-0,51 при 0,01), с показателем оценки привлекательности и сплоченности коллектива (-0,42 при 0,01).
Показатель уровня организационного стресса отрицательно связан с показателем оценки эмоционального компонента социально-психологического климата в коллективе (-0,41 при 0,01), с показателем оценки поведенческого компонента социально-психологического климата (-0,47 при 0,01), с показателем общей оценки благоприятности социально-психологического климата (-0,42 при 0,01), с показателем оценки привлекательности и сплоченности коллектива (-0,43 при 0,01).
Показатель уровня организационного стресса отрицательно связан с показателем оценки эмоционального компонента социально-психологического климата в коллективе (-0,58 при 0,01), с показателем оценки поведенческого компонента социально-психологического климата (-0,45 при 0,01), с показателем общей оценки благоприятности социально-психологического климата (-0,41 при 0,01), с показателем оценки привлекательности и сплоченности коллектива (-0,44 при 0,01).
Самооценка стрессоустойчивости положительно связана с показателем оценки эмоционального компонента социально-психологического климата в коллективе (0,48 при 0,01), с показателем оценки поведенческого компонента социально-психологического климата (0,56 при 0,01), с показателем общей оценки благоприятности социально-психологического климата (0,40 при 0,01), с показателем оценки привлекательности и сплоченности коллектива (0,49 при 0,01).
На основании полученных результатов выявлено влияние психологической совместимости сотрудников на социально-психологический климат в период организационного стресса в коллективе
Таким образом, цель исследования достигнута и гипотеза подтвердилась.
1. Андреева Г.М. «Социальная психология» учебник для высших учебных заведений М.: Аспект Пресс, 2019. – 290с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология сегодня. Поиски и размышления. - М.: НОУ ВПО МПСИ, 2016. - 160 с.
3. Апчел, В. Стресс и стрессустойчивость человека / В.Я. Апчел, В.Н. Цыган. – СПб., 2019. – 69 с.
4. Бандурка А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А. М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2019. - 250 с.
5. Баранов А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога:дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / А.А. Баранов. – 2017 –252 с.
6. Березанцев, А.Ю. Некоторые психосоматические аспекты посттравматических стрессовых расстройств / А.Ю. Березанцев // Российский психиатрический журнал. – 2020. – № 5. – С. 4-7.
7. Берн Э. Лидер и группа: о структуре и динамике организаций и групп. - М.: «Эксмо», 2016. - 512 с.
8. Бодров, В.А. Информационный стресс: учебное пособие для вузов / В.А. Бодров. – М.: ПЕРСЭ, 2020. – 352 с.
9. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2019. – № 2. – С.113-123.
10. Бодров, В.А. Проблема преодоления стресса. Ч. 1: «COPING STRESS» и теоретические подходы к его изучению / В.А. Бодров // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 1. – С. 122-133.
11. Бодров, В.А. Психологический стресс: процессы, ресурсы, стратегии и стили преодоления / В.А. Бодров // Психотерапия. – 2005. – № 11. – С. 28-33.
12. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.И. Социально-психологический климат коллектива и личность. - М.: «Мысль», 2018. -193с.
13. Боровиков Н.В. Климат организации. // Управление персоналом - 2018. – №3. - с.4-6.
14. Бундало, Н.Л. Посттравматическое стрессовое расстройство (клиника, динамика, факторы риска, психотерапия): автореф. дис. ... д-ра мед. наук: 14.00.18; 19.00.04 / БундалоНатальяЛеонидовна. – СПб., 2008. – 52 с.
15. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика: учебник для вузов / Л.Ф. Бурлачук. – СПб.: Питер, 2006. – 351 с.
16. Водолазский, Б.Ф. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел / Б.Ф. Водолазский, М.Н. Гутерман. - Омск, 2016. - 35 с.
17. Вознесенская, Т.Г. Эмоциональный стресс и профилактика его последствий / Т.Г. Вознесенская // Русский медицинский журнал. – 2006. – Т. 14, № 9. – С. 694-697.
18. Г.А. Виноградова Организационная психология: электронное учебно-методическое пособие / Г. А. Виноградова; - Тольятти: Тольяттинский гос. ун-т, 2017. – 310 с.
19. Горобец, Т.Н. Стресс: сущность, функция, значение / Т.Н. Горобец, О.И. Жданов // Мир психологии. – 2018. – Т. 56, № 4. – С. 45-54.
20. Гремлинг, С.Е. Практикум по управлению стрессом / С.Е. Гремлинг, С.М. Ауэрбах. – СПб.: Прогресс, 2020. – 235 с.
21. Духновский С.В. Диагностика межличностных отношений». Психологический практикум. СПб.: Речь, 2019. – 141 с.
22. Жуйкова И.В. Социальная психология Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2014. – 156 с.
23. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений. – СПб.; Питер, 2019. – 579 с.:
24. Какун А.В. Формирование культуры межличностных отношений в педагогическом коллективе школы : 13.00.01 / Какун Анна Владимировна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2019. – 150 с.
25. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. – 416 с.
26. Княжев В.Б., Майдыков А.Ф., Демин Г.И. Стрессоустойчивость в обществе и государстве и роль органов внутренних дел в ее формировании // Труды Академии управления МВД России. 2015. – № 3 (35). – С.55-61.
27. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально-психологических понятий. / Под ред. Е.С. Кузьмина, В.Е.Семенова. - СПб.: Питер,2003. - 143 с.
28. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Социальная психология малой группы. - М.: Аспект-Пресс, 2019. - 320 с.
29. Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб.: «Речь», 2020. – 256 с.
30. Лозгачева, О.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: на примере юридического вуза :дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 / О.В. Лозгачева. - Екатеринбург, 2014. – 312 с.
31. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс...-2-е изд., доп.- Минск. Высш. шк., 2018. – 222с.
32. Лутошкин А.Н. Эмоциональный потенциал коллектива. - М.: 2018. – 146 с.
33. Майерс, Д. Социальная психология: учебник / Д. Майерс. - 7-е изд. СПб.: Питер, 2011. - 800 с.
34. Михеева А.В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения» // Вестник РУДН, серия Вопросы образования: языки и специальность, 2010 – № 2. – С.37-41.
35. Морозов А.В. Социальная психология: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений. - 4-е изд., испр.и доп. - М.: Академический Проект, 2018. – 335 с.
36. Никиреев Е. М. Направленность личности и методы ее исследования: Учеб. пособие. - М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. - 192 с. (Серия «Библиотека психолога»).
37. Обозов Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. - Киев :Лыбидь, 2017. – 192 с.
38. Организационная психология. Хрестоматия./Сост. и общая редакция Л. В. Винокурова, И. И. Скрипюка - СПб.: Питер, 2019. - 378 с.
39. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива: пути и методы изучения / Под ред. В.А. Ядова. – СПб., «Наука», 2016. – 191 с.
40. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М.: Академия, 2019. – 512 с.
41. Пономарева Е.А. Практикум по социальной психологии: учебно-методическое пособие для студентов гуманитарных институтов / Е.А.Пономарева. - М.: МГПУ,2019. - 84 с.
42. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология. - Москва: Проспект, 2020. - 550 с.
43. Практикум по общей и экспериментальной психологии. / Под. ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. - 2-е изд., СПб.: Питер, 2016. - 560с.
44. Психология человека в современном мире. Личность и группа в условиях социальных изменений. Том 5. / Под ред. А.Л. Журавлева, - М.: «РАН», 2019. - 400 с.
45. Рогов Е.И. Психология группы / Е.И. Рогов. - М.: «ВЛАДОС», 2017. – 430с.
46. Романова Е.С. Психодиагностика: Учебное пособие. Москва: КноРус, 2015. - 336 с
47. Селье Г. Стресс без дистресса / Селье Г. [Электронный ресурс]: Режим доступу: http://www.rulit.net/books/ stress-bez-distressa-read-15443-1.html
48. Социальная психология, ключевые идеи / Под ред. Р. Бэрона, Д. Бирна, Б. Джонсона, - СПб.: Питер, 2019. – 512 с.
49. Субботин, С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристики метаиндивидуальности учителя: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / С.В. Субботин. – Пермь, 2012. – 152 с.
50. Чавдырова, Г.С. Проблемы стресса, психической дезадаптации и повышения стрессоустойчивости личности в условиях социальной изоляции / Г.С. Чавдырова. - М.: Новый дом, 2018. – 287 с.
51. Чалдини Р. Психология влияния. - СПБ.: Питер, 2020. - 475 с.
52. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. - Ростов н/Д., 2018. - 544 с.
53. Шихирев П.Н. Современная социальная психология / П.Н. Шихирев. - М., 2020. – 448 с.