Введение 4
Глава 1 Теоретические основы реализации психолого -педагогических условий развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения 8
1.1 Психологические основы развития памяти у дошкольников с
нарушением зрения 8
1.2 Характеристика психолого-педагогических условий развития
памяти у дошкольников с нарушением зрения 20
Глава 2 Экспериментальная работа по реализации психолого - педагогических условий развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения 27
2.1 Изучение уровня развития памяти у детей 5 -6 лет с нарушением
зрения 27
2.2 Апробация психолого-педагогических условий развития памяти у
детей 5-6 лет с нарушением зрения 36
2.3 Динамика развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения ... 46
Заключение 52
Список используемой литературы 54
Приложение
Дошкольный возраст являются значительным периодом в становлении человека как личности. Именно в это время у ребенка закладываются все основные качества личности и раскрываются ее способности. Память является основой психической жизни личности, в том числе и той, что развивается в зрительной депривации. Но из-за этого ее развитие своеобразно и аномально, что влияет на скорость, объем, точность и готовность запоминаемой информации.
Среди исследователей этой проблемы можно назвать таких, как Л.С. Выготский, работы которого и на сегодняшний день являются основными в отечественной дефектологии, М.И. Земцова, А.Г. Литвак, Л.И. Плаксина, Л.И. Солнцева и др.
По объёму и полноте восприятия глаз превосходит все органы чувств. Зрительная информация составляет около 90% от поступающей информации в кору больших полушарий головного мозга через все остальные органы чувств человека. Поэтому выпадение из сенсорной системы зрения, или недостаточная его работа, неизменно ведёт к перестройке всей деятельности сенсорно-перцептивной сферы ребёнка, к переустройству работы корковых центров головного мозга.
Нарушение зрения у детей определяет своеобразие в вырабатывании зрительного восприятия, оно отличается неполнотой, фрагментарностью, слабым объединением образов.
Поскольку зрение имеет сложные и многообразные связи с другими функциями, играет важную роль в развитии и жизнедеятельности детей, его нарушение также ведёт к появлению вторичных отклонений в психическом и физическом развитии.
Это зависит не только от времени наступления, но и от тяжести и характера зрительной патологии. Вторичных отклонений в психическом развитии можно избежать, организовав ребёнку наилучшие условия для развития и возместив неполноценную или отсутствующую работу зрения работой сохранных анализаторов. Чтобы организовать необходимые условия, нужно детально изучить специфику психических процессов данной категории детей. В этой работе мы проанализируем особенности процессов памяти у детей с нарушением зрения и опишем проведенное нами исследование состояния памяти у старших дошкольников с косоглазием, амблиопией, миопией, гиперметропией и астигматизмом. Предложим некоторые коррекционные мероприятия, направленные на устранение недостатков мнемических процессов.
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе происходит изменение отношения общества к лицам с ограниченными возможностями здоровья, в частности к лицам с нарушением зрения. Этот процесс отражается в их интеграции в общество, в разработке новых технологий обучения и воспитания.
В рамках этого, большое значение придаётся вопросу психологической подготовки детей с нарушениями зрения к школе, в решении которой, немаловажную роль играет формирование зрительной образной памяти, так как она обеспечивает долговременное хранение информации, что необходимо для прочного усвоения знаний.
Отталкиваясь из вышеизложенного, нами было установлено противоречие между необходимостью развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения и отсутствием разработанных психолого-педагогических условий этого процесса.
Выявленное противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения.
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Психолого-педагогические условия развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения».
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения.
Объект исследования: процесс развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения.
Гипотеза исследования: психолого-педагогические условия развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения будут эффективны, если:
- учтены индивидуальные особенности зрительного дефекта детей 5-6 лет с нарушением зрения;
- включены в образовательный процесс игры и упражнения на развитие памяти.
- побуждаются дети к применению компенсаторных функций памяти (слуховой, тактильной) в самостоятельной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы реализации психолого-педагогических условий развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения.
2. Выявить уровень сформированности развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения.
3. Разработать и апробировать психолого-педагогические условия развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения.
Для достижения поставленных задач в работе применялись следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования; психолого - педагогический эксперимент, который включает констатирующий, формирующий, контрольный этапы, а также количественный и качественный анализ результатов, полученных в процессе исследования.
Теоретической основой исследования являются:
- теории о компенсации нарушенных функций (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Л.И. Солнцева, У.В. Ульенкова);
- положения специальной психологии об общих и специфических закономерностях развития, нормального и аномального ребенка (Л.С. Выготский, А.Г. Асмолов,А.Р. Лурия, Л.И. Солнцева, З.М. Истомина, У.В. Ульенкова);
- исследования по изучению особенностей развития памяти у дошкольников с нарушением зрения посвятили свои исследования П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, А.А. Смирнов, Д.Б. Эльконин и др.
Новизна исследования заключается в том, что определены психолого-педагогических условия развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения.
Теоретическая значимость исследования:
- обоснованы психолого-педагогических условия развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения;
- подобран комплекс диагностических заданий для развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что описание психолого-педагогических условий развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения помогут в организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Экспериментальной базой исследования явилась Автономная некоммерческая организация дошкольного образования «Планета детства «Лада» д/с №149 «Елочка». В исследовании принимали участие 14 детей 5-6 лет с нарушением зрения.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (44 источника), приложения. Работа проиллюстрирована 13 таблицами.
Осуществленное нами исследование подтвердило выдвинутую гипотезу и дало возможным сделать следующие выводы.
Результаты теоретического анализа дают основание утверждать, что вопрос развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения является актуальным в настоящий момент развития нашего общества. Исследования Л.С. Выготского, А.Г. Асмолова, А.Р. Лурии, Л.И. Солнцевой, З.М. Истоминой, У.В. Ульенковой показывают, по причине того, что острота зрения снижена, нарушена функция цветоразличения, глазодвигательная функция, а также снижена скорость, полнота и точность зрительного процесса, дети с нарушением зрения, а именно амблиопией, миопией, астигматизмом и косоглазием, неизменно испытывают трудность, когда им необходимо описать предмет, либо запомнить картинку и составить описательный рассказ по ней. Также дошкольники затрудняются в пересказе текста и в сочинении рассказов. Очень часто дети с нарушением зрения не могут классифицировать и дифференцировать предметы по каким-либо специфическим свойствам.
Вопросы развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения изучались П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьевым, А.А. Смирновым, Д.Б. Элькониным и другими. Исследователи указывают на важность создания психолого-педагогических условий, соответствующих развитию памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения. При этом отмечая, что у дошкольников с нарушением зрения содержатся потенциальные возможности иметь хороший уровень развития памяти. В ряду психолого-педагогических условий они отводят большую роль игре и упражнениям с мотивацией на развитие памяти.
Диагностирование процесса развития памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения в констатирующем эксперименте показало общие и индивидуальные особенности уровня развития памяти.
первоначального уровня развития памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения. Данный этап эксперимента осуществлялся благодаря диагностическому комплексу, включающему в себя ряд диагностических заданий, учитывающих специфику психолого-педагогической диагностики детей с нарушением зрения.
В процессе формирующего эксперимента проводилась разработка и реализация психолого-педагогических условий развития памяти у детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Мы доказали, что развитие памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения будет эффективнее, если:
- учтены индивидуальные особенности зрительного дефекта у детей 5¬6 лет с нарушением зрения;
- включены в образовательный процесс игры и упражнения на развитие памяти в соответствии с программными требованиями;
- создана предметно-пространственная среда, направленная на развитие памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения.
Проведенная работа формирующего этапа с введением этих психолого - педагогических условий позволили выявить их эффективность и положительную динамику в развитии памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения.
Полученные данные позволяют констатировать эффективность подобранных психолого-педагогических условий с целью развития памяти у детей 5-6 лет с нарушением зрения. Цель исследования достигнута, задачи решены.