Введение 6
Глава 1 Характеристика правового положения детей-сирот в Российской Федерации 9
1.1 Правовой статус детей-сирот в Российской Федерации 9
1.2 Система устройства детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей 16
1.3 Правовые гарантии государственной поддержки детей сирот 23
Глава 2 Правовые проблемы защиты прав детей-сирот в РФ 30
2.1 Общая характеристика субъектов, осуществляющих
защиту прав детей-сирот 30
2.2 Актуальные проблемы защиты жилищных прав детей-сирот 33
2.3 Проблемы надзора за соблюдением прав детей-сирот в постинтернатном периоде 43
Заключение 49
Список используемой литературы 52
Современное общество не лишено множества социальных проблем, особое место среди которых занимают проблемы воспитания, образования и содержания детей оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации называются детьми-сиротами.
Защита прав ребенка в современной России является актуальной проблемой, не случайно мировым сообществом определено и признано, что ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания.
Положение детей в современной России напрямую зависит от социальной поддержки семей с детьми, защищенности государством прав и интересов детей. Нестабильность в обществе губительно действует на семейные устои. Дети в силу своей физической и умственной незрелости должны находится под усиленным вниманием и контролем не только со стороны государства, но и быть в сфере особой заботы общества.
Обозначенные обстоятельства определили актуальность, практическую значимость и необходимость глубокого теоретического исследования процедуры устройства и защиты прав детей-сирот, а также разработке возможных предложений по дальнейшему совершенствованию
законодательства, регламентирующего правовое положение детей-сирот в современной России.
Проблемы правового статуса детей-сирот нашли отражение в многочисленных научных исследованиях, в том числе, в работах: C.B. Бабенко, С. Бахрушина, Н.П. Безрука, В.В. Белякова, О.В. Бессчетновой, Ж.А. Бикситовой, Н.Е. Борисова, З.И. Воронина, М.В. Геллера, A.B. Гришина, Ю.А. Дмитриева, Е.Р. Ергашева, В.А. Ершова, И.А. Загоровского, C.B. Захарова, Ю.А. Королева, И.Г. Короля, O.A. Крамаренко, А.Н. Кривоносова, О.В. Кузнецовой, В.Н. Литовкина, О.В. Луньковой, П.И. Люблинского, A.A.
Малаховой, Л.Ю. Михеевой, О.В. Мишутинской, A.M. Нечаевой, Ю.В. Николаевой, C.B. Осиповой, Д.Б. Пашова, Н.П. Петровой, М.М. Скуратовской, С.С. Собянина, А.Е. Тарасовой, А.Ю. Томилова, Т.О. Урумовой, В.И. Фалеева, O.A. Федоровой, С.Ю. Филипповой, В.А. Цветкова, Е.А. Г.Ф. Шешко, Л.Н. Шохиной, A.B. Ярыгиной и др.
При всей методической ценности этих работ, в большинстве из них проблемы защиты детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, исследованы фрагментарно. Однако, обозначенные проблемы следует рассматривать в качестве комплексного института семейного права, чем предопределена необходимость проведения данного научного исследования.
Целью бакалаврской работы является исследование особенностей защиты прав детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечения в России, обнаружение пробелов в праве и разработка предложений, нацеленных на совершенствование законодательства, правоприменительной деятельности в обозначенной области.
Для достижения поставленной цели потребуется решение следующих основных задач:
- рассмотреть особенности правового статуса детей-сирот в Российской Федерации;
- определить систему и формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- установить правовые гарантии государственной поддержки детей сирот в РФ;
- обозначить субъектов защиты прав детей-сирот;
- выявить актуальные проблемы защиты жилищных прав детей-сирот;
- указать на проблемы надзора за соблюдением прав детей-сирот в постинтернатном периоде.
Объектом работы являются общественные отношения, которые возникают в процессе охраны и защиты прав детей-сирот и детей, которые остались без родительского попечения.
Предметом исследования выступают нормы действующего законодательства, содержащиеся в семейном и другом отраслевом законодательстве, которые регламентируют правовой статус детей-сирот, а также порядок защиты их прав.
Методологической основой работы послужил диалектический метод научного познания, ряд общенаучных методов познания (синтез, анализ, дедукция, индукция), частно-научные методы: системного анализа, историко-правовой, формально-юридический и иные методы исследования.
Теоретической основой работы послужили исследования таких ученых как: Аврутин Ю.Е., Акбашева З.М., Алексеев Н.Н., Беспалов Ю. Ф., Витрук Н.В., Воеводин Л.Д., Ворожейкин Е.М., Гайсина Г. И., Гончарова А.В., Горбунова Е. А., Гусева Т.С., Шашкова О.В., Доржиева С.В., Жиляева С.К., Косова О. Ю., Комаров С.А., Куропацкая Е.Г., Летова Н.В., Матузов Н.И., Матвиенко И. В., Михайлова А., Музалева Л., Мурзин Р. Л., Нагаев В.В., Нечаева А. М., Подопригора С.Я., Певцова И. Е., Рыбаков О.Ю., Соловей Ю.П., Сырых В.М., Ушаков Д.Н., Федоров А. В., Шершеневич Г.Ф., Ширшов И. А., Юрина А.В.
Нормативную основу работы составляют нормы Конституции РФ, нормы международных договоров в сфере защиты прав детей, действующего гражданского и другого отраслевого законодательства РФ, ведомственные нормативно-правовые акты, регламентирующие отельные аспекты устройства и защиты прав детей-сирот.
Эмпирической основой послужили социологические и статистические данные за некоторые периоды времени, материалы по проблемам защиты прав детей-сирот, полученные из СМИ, а также судебная практика по рассматриваемой проблеме.
Структура бакалаврской работы определена ее целью и обозначенными задачами. Она состоит из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения, списка используемой литературы.
Правовой статус несовершеннолетнего ребенка - это система прав и свобод, чье содержание определено конституционными положениями. Отраслевой статус личности несовершеннолетних детей, прежде всего, закреплен в нормах семейного права. Несовершеннолетние дети обладают индивидуально-правовым статусом, который опосредован их индивидуально-правовыми возможностями.
Правовой статус детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, определен действующим законодательством, проанализировав которое можно прийти к выводу, что на реализацию прав детей существенно влияют другие субъекты соответствующих правоотношений, косвенно или прямо воздействующие на права вышеуказанных детей. Юридическое содержание отношений с таким субъектом, как ребенок-сирота или оставшийся без родительского попечения, характеризуется лишь наличием субъективных прав последнего, без каких-либо установленных обязанностей.
Система устройства детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей в нашей стране, подразделяется на две основные формы - несемейная и семейная. Каждая форма обладает своими видами устройства. семейная форма - это усыновление, опека (попечительство), патронатная семья, приемная семья. Несемейная форма в себя включает различные виды специализированных организаций для рассматриваемых категорий детей.
Замещающей семьей является такая семья, которая потенциально способна заменить ребенку отсутствующую у него по каким-либо причинам кровную семью, с обеспечением важнейших для несовершеннолетнего функции ухода, воспитания и защиты его интересов.
С общих позиций исследуемая система представлена может быть, как совокупность между собой взаимодействующих структурных элементов, соединенных воедино их общей целью - осуществлением попечения, заботы, защиты детей, оставшихся без родительского попечения, а также защиту и охрану принадлежащих им прав.
Форму устройства детей-сирот можно определить в качестве внешнего выражения заботы государства о несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, обусловленного созданием наилучших условий для их воспитания в замещающей семье, а в случае отсутствия такой возможности, в организациях для детей-сирот, защитой прав и законных интересов, а также предоставлением материального обеспечения.
В настоящий период дети-сироты в Российской Федерации наделены весьма обширными государственными гарантиями, которые способствуют их адаптации в обществе, получению образования, материального обеспечения и т.п. Однако, для того, чтобы Россия, наконец была признана подлинно социальным государством, необходимо эффективное функционирование механизмов реализации указанных гарантий.
Норма, содержащаяся в абзаце 3 пункта 1 статьи 121 СК РФ, предусматривающая, что деятельность иных, кроме органов опеки и попечительства, физических и юридических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей не допускается, входит в противоречие с пунктом 4 статьи 6 ФЗ "Об опеке и попечительстве", в соответствии с которой, органы опеки и попечительства могут делегировать часть своих полномочий образовательным организациям, медицинским организациям, организациям, оказывающим социальные услуги, или другим организациям, в т. ч. организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, создается коллизия, требующая своего устранения.
Главные причины, порождающие проблемы исполнения судебных решений о предоставлении жилой площади детям-сиротам - это несоответствие объема средств, выделяемых из бюджета регионов, тому объему средств, который необходим для обеспечения детей-сирот, имеющих право на жилье; несвоевременное освоение средств, выделенных региональными властями на обеспечение жильем детей-сирот. Наличие указанных причин в значительной степени затрудняет возможность применения мер принудительного исполнения к должнику, уголовно-правового и административного воздействия.
Анализ оснований предоставления отсрочки исполнения судебных актов показал, что причинами предоставления отсрочки чаще всего являются длительность процедуры выделения средств из региональных бюджетов в бюджеты муниципального образования; длительность процедуры проведения аукциона на приобретение необходимого жилого помещения; нарушение сроков исполнения заключенных контрактов на покупку муниципального жилья организациями-застройщиками.
Из анализа региональных систем постинтернатного сопровождения и адаптации выпускников учреждений для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей целесообразно выделить следующие проблемы:
- отсутствие в федеральном законодательстве единых подходов к понятию "постинтернатного сопровождения", а также единых стандартов, норм и порядка их защиты;
- отсутствие в федеральном законодательстве единообразного подхода к категориям детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, на которых должно распространяться постинтернатное сопровождение;
- в ряде регионов постинтернатное сопровождение не установлено в отношении детей-сирот, раннее находящихся под опекой (или попечительством), в приемных семьях;
- не проработанность в полной мере механизмов реализации региональных и федеральных законов, что приводит к нарушению прав рассматриваемой категории лиц;
- недостаточность финансовых региональных ресурсов (пожалуй, главная проблема), в связи с чем во многих регионах программы постинтернатного сопровождения до сих пор или слабо функционируют, или и вовсе их не предусмотрено.
1. Всеобщая декларация прав человека: принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря.
2. Международный пакт от 16 декабря 1966 г. «О гражданских и политических правах» // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. N 12.
3. "Конвенция о правах ребенка"// "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993
4. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.03.2017) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
5. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // "Российская газета", N 49, 11
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // "Собрание законодательства РФ", 07.08.2000, N 32, ст. 3340.
7. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (от 28.12.2016) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Российская газета. N 248. 1996. 27 декабря.
8. Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ (ред. от 01.01.2017) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"// "Российская газета", N 148, 10.07.2013.
9. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации"// "Российская газета", N 303, 31.12.2012.
10. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (в ред. от 01.01.2017) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. N 26. 28 июня. Ст. 3177; Российская газета. N 121. 1999. 30 июня.
11. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 28.11.2015 "Об опеке и попечительстве"// "Российская газета", N 94, 30.04.2008.
12. Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей")
13. Указ Президента РФ от 28.12.2012 N 1688 "О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:ZZwww.pravo.gov.ru(дата обращения: 24.03.2016).
14. Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 N 423 (ред. от 10.09.2015) "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан"// "Российская газета", N 94, 27.05.2009.
15. Постановление Правительства РФ от 27.11.2000 N 896 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Примерных положений о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (вместе с "Примерным положением о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних", "Примерным положением о социальном приюте для детей", "Примерным положением о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей") ZZ "Российская газета", N 235, 09.12.2000.
16. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей"// "Собрание законодательства РФ", 02.06.2014, N 22, ст. 2887
17. Постановление Правительства РФ от 15. 04. 2014 г. № 296 «Об
утверждении государственной программы Российской Федерации «Социальная поддержка граждан» // Собрание законодательства РФ.2014. № 17. Ст. 2059
18. Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 г. «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» // Собрание законодательства РФ. 02.06.2014. N 22. Ст. 2887.
19. Постановление Правительства РФ от 14 февраля 2000 г. № 124 «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия» (ред. от 10. 09. 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. 2000. № 8. Ст. 962.
20. Приказ Минздрава РФ от 24.01.2003 № 2 «О совершенствовании
деятельности дома ребенка» (вместе с «Положением об организации деятельности дома ребенка», «Положением о работе медико-психолого-педагогической комиссии дома ребенка») // Здравоохранение. 2003. № 5.
21. Приказ ФСБ России от 16.02.2012 N 73(ред. от 10.10.2014)"Об утверждении Инструкции об организации в органах федеральной службы безопасности отдыха и оздоровления детей в детских оздоровительных учреждениях ФСБ России"// "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 27, 02.07.2012.
22. Приказ Минобрнауки РФ от 14.09.2009 N 334 "О реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423" // Российская газета. 2009. 29 декабря. N 252.
23. Закон г. Москвы от 30.11.2005 N 61 (ред. от 24.06.2015)"О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве"// "Ведомости Московской городской Думы", 01.02.2006, N 1, ст. 312.
24. Закон Самарской области от 28.12.2012 N 135-ГД (с изм. от 01.02.2013) "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области"// "Волжская коммуна", N 486(28414), 29.12.2012
2. Специальная литература
25. Аврутин Ю.Е. Процессуально-правовые формы обеспечения консенсуса в сфере публичного управления // Журнал российского права. 2014. N 10. С. 102 - 112.
26. Акбашева З.М. Особенности исполнения судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей // Новый юридический журнал. 2013. N 2. С. 118 - 122.
27. Алексеев Н.Н. Общее учение о праве (курс лекций, прочитанных в Таврическом университете 1918 - 1919 гг.). Симферополь: Типография Е.К. Брешко-Брешковской, 1919: Классика российского правового наследия // СПС "Гарант".
28. Беспалов Ю. Ф. Семейно - правовое положение ребенка в Российской Федерации. 2-е изд. М: Проспект, 2014. С.34 - 38.Большой энциклопедический словарь // http://enc-dic.com/enc_big/Sistema-54983.html
29. Витрук Н.В. Общая теория правового положения личности. М., 2008.
30. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М.: Изд-во Моск. ун-та, Норма, Инфра-М, 1997.
31. Ворожейкин Е.М. Право и семья // Советское государство и право. 1970. N 9. С. 64.
32. Гайсина Г. И. Семейное устройство детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: российский и зарубежный опыт: научно-популярное издание. 2013.
33. Гончарова А.В. Государственный контроль за соблюдением прав и законных интересов детей, усыновленных иностранными гражданами // Семейное и жилищное право. 2013. N 2. С. 7 - 9.
34. Горбунова Е. А. Социальная адаптация в замещающей семье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2009.
35. Гусева Т.С., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (постатейный). 2012 // СПС "КонсультантПлюс".
36. Доржиева С.В. Система устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в Российской Федерации // Семейное и жилищное право. 2015. № 6. С. 11.
37. Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год // Российская газета. 2016. 24 марта.
38. Жиляева С.К. О мерах по предоставлению дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и их финансовом обеспечении // Социальное и пенсионное право. 2012. N 3. С. 8 - 10.
39. <Информация> Минюста России от 20.07.2015"Ответы на вопросы граждан, связанные с обеспечением прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"// "Администратор образования", N 17, сентябрь, 2015.
40. Какие льготы предусмотрены при уплате госпошлины? // Азбука права: электрон. журн. 2017.
41. Косова О. Ю. О праве на воспитание // Социально-юридическая тетрадь (СЮрТе). Вып. 2. Ребенок в пространстве права / Под ред. Н. Н. Тарусиной. Ярославль, 2012. С.61.
42. Комаров С.А., Малько А.В. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. М., 2003. С. 332.
43. Куропацкая Е. Г. Опека и попечительство как способ защиты прав детей, утративших родительское попечение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12. 00. 03. М., 2011.
44. Куропацкая Е.Г. Права ребенка, находящегося под опекой (попечительством) // Законы России: опыт, анализ, практика. 2013. N 4. С. 9 - 14.
45. Летова Н.В. Правовой статус ребенка в гражданском и семейном праве: автореф. д-ра юрид. наук. М., 2013. С. 41-42.
46. Матузов Н.И. Правовые отношения. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. М., 2001.
47. Матвиенко И. В. Социально-педагогическое сопровождение адаптации детей-сирот в приемной семье: дис. ... канд. пед. наук. М., 2006. С. 53.
48. Михайлова А., Музалева Л., Суслова И. Постинтернатное сопровождение детей-сирот // ЭЖ-Юрист. 2012. N 25. С. 14.
49. Мурзин Р. Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект: дис. ... канд. юрид. наук: 12. 00. 03. - М., 2006.
50. Нагаев В.В. Ювенальная юстиция. Социальные проблемы: учебное пособие. М.: ЮНИТИ - ДАНА: Закон и право, 2013. С. 88.
51. Нечаева А. М. Интересы ребенка как объект семейно - правовой защиты // Государство и право. 2012. № 1. С. 77-85
52. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" / под ред. А.Н. Козырина // СПС КонсультантПлюс. 2015.
53. Проблемы теории права и правореализации: Учебник / Отв. ред. Л.Т. Бакулина. М.: Статут, 2017. С. 136.
54. Подопригора С.Я. Философский словарь. М.: Феникс, 2015. С. 238.
55. Певцова И. Е. Право ребенка на семью и его конституционно-правовое обеспечение: дис. ... канд. юрид. наук: 12. 00. 02. Хабаровск, 2013.
56. Разъяснение по исполнению судебных решений о предоставлении жилья детям-сиротам // Управление ФССП России по Хабаровскому краю. URL: http://r27.fssprus.ru/2046833/
57. Рыбаков О.Ю. Личность и правовая политика в российском государстве. Саратов, 2003. С. 72.
58. Семейное устройство в России: пособие / Под ред. Л. Сандановой. Благотворительный фонд Е. и Г. Тимченко. М.: ООО «РПФ НИК», 2014.
59. Семья и воля. Интервью с Уполномоченным по правам ребенка в РФ - Астаховым // Российская газета. № 293 (5372) . 27 декабря 2010 г. С. 8.
60. Семейное устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в 2015 году http://www.usynovite.ru/statistics/2015/3/
61. Соловей Ю.П. О совершенствовании законодательной основы судебного контроля за реализацией органами публичной администрации и их должностными лицами дискреционных полномочий // Административное право и процесс. 2015. N 2. С. 46 - 51.
62. Суд не продлил правительству края срок решения квартирного вопроса детей-сирот.иКЬ: http://zabmedia.ru/news/74578/sud_ne_prodlil_pravitelstvu_kraya_srok_resheniya_k vartirnogo_voprosa_detej_sirot
63. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов М.: ЗАО Юстицинформ, 2012. С. 475.
64. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М.: Альта-Принт, 2005.
65. Федоров А. В. О проблеме постинтернатного сопровождения
выпускников детского дома// Концепт. 2014. Спецвыпуск № 25.
66. Численность детей, оставшихся без попечения родителей, выявленных в течение отчетного года http://www.usynovite.rU/statistics/2015/1/
67. Шершеневич Г.Ф. Общее учение о праве и государстве. М.: Типография товарищества И.Д. Сытина, 1908: Классика российского правового наследия // СПС "Гарант".
68. Ширшов И. А. Толковый словообразовательный словарь русского языка.
М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель»: ООО
«Издательство «Русские словари»: ЗАО Н11П «Ермак», 2004.
69. Юрина А.В. Субъекты защиты прав ребенка в Российской Федерации // Современное право. 2016. N 6. С. 73 - 77.
3. Материалы юридической практики
70. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июня 2003 г. N 10-П // Российская газета. N 117. 2003.
71. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 мая 1998 г. N 10 «О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей» (ред. от 06. 02. 2007 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 7
72. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 сентября 1995 г. N 4829/95 // Вестник ВАС РФ. 1995. N 12
73. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июля 2004 г. N 235-О // Экономика и жизнь. 2004. N 44.
74. Определение Приморского краевого суда от 23.10.2014 по делу N 33-9435/2014
75. Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 08.04.2015 по делу N 33-2225/2015
76. Апелляционное определение Самарского областного суда от 10.05.2016 по делу N 33-5622/2016
77. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от
15.05.2015 по делу N 33-5235/15
78. Апелляционное определение Волгоградского областного суда от
11.10.2012 N 33-10165/2012//СПС КонсультантПлюс
79. Обзор судебной практики Верховного Суда РФ "Обзор практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"// "Бюллетень Верховного Суда РФ", 2008, N 10.