Введение 3
1. Сущность и значение бизнес-плана как инструмента стратегического управления 5
1.1. Понятие бизнес-плана, его классификация 5
1.2. Нормативно-правовое обеспечение бизнес-планирования 10
2. Анализ содержания основных разделов бизнес-плана 15
2.1. Современное состояние разделов бизнес-плана 15
2.2. Основные показатели финансового раздела бизнес-плана 19
3. Проблемы при составлении бизнес-плана и пути их решения 27
3.1. Анализ составления бизнес-плана 27
3.2. Разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию бизнес-плана 33
Заключение 38
Библиографический список 40
В настоящее время, в условиях перехода к рыночной экономике, особенно актуальным становится умение предпринимателя планировать свою деятельность на краткосрочную и долгосрочную перспективу. При этом бизнес-план является одним из основных документов, постоянным рабочим инструментом, позволяющим формализовать процесс развития компании в комплексный документ, отражающий основные аспекты и направления функционирования кампании. В современной деловой практике, бизнес-план больше не рассматривается как документ исключительно для привлечения инвестиционных средств на предприятие. Сейчас его функции гораздо шире – это ключевой элемент для стратегического и финансового менеджмента. Ни один более или менее крупный проект не может проводиться без бизнес-плана, призванного убедить все заинтересованные стороны в эффективности проекта. Он даёт возможность ещё на стадии подготовки проекта обнаружить возможные проблемы и риски, когда они ещё не стали реальными, а объективный взгляд профессионального разработчика поможет заранее предупредить их и свести к минимуму. Тщательная разработка бизнес-плана позволит избежать таких фундаментальных ошибок, как нехватка ресурсов для осуществления проекта и отрицательного баланса движения денежных средств. Структура бизнес-плана предприятия представляет собой описание проекта, предположительные суммы вложений, а также сроки его осуществления. Разные бизнес-планы могут сильно отличаться между собой детализацией описания проектов и даже наличием/отсутствием некоторых разделов. Состав и структура бизнес-плана зависят от сферы, в которой находится проект, его размеров и уникальности; документ, кроме основных разделов, может включать в себя весь перечень преимуществ и подробный процесс изготовления нового продукта. В наше время бизнес-план становиться одним из важнейших документов для компании. Опыт западных бизнесменов показывает, что компании, у которой есть чёткий, хорошо спланированный и просчитанный бизнес-план конкурировать на рынке легче, и они имеют более высокие экономические показатели. В любой деятельности нужен правильно спланированный план тем более в бизнесе.
Предмет исследования— сущность и значение бизнес-плана
Объект исследования— содержание и структура бизнес-плана как инструмента стратегического управления организацией.
Цель курсовой работы— изучение, анализ и разработка бизнес-плана как инструмента стратегического управления организацией.
В соответствии с указанной целью, поставлены следующие задачи:
- рассмотреть цели, задачи, функции и принципы бизнес-плана;
- определить структуру, изучить содержание и описать последовательность разработки бизнес-плана организации;
- проанализировать общие требования к составлению бизнес-плана;
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды современных отечественных и зарубежных учёных, аналитиков и экономистов: Абрамов С.Г., Герасименко А., Звягинцев С. А., Крышкин О. В., Ронда Абрамс и др.
Бизнес-план — это содержательная характеристика последовательности действий перед осуществлением предпринимательской идеи с целью получения после ее реализации экономического результата. Успешное функционирование бизнеса с его дальнейшим развитием не может обходиться без чётко разработанного плана проекта. Как правило, на стадии разработки самого бизнес-проекта, в предложениях и последующей сделки обнаруживается много слабых мест, с пробелами и недочётами, которое устраняется и является предметом последующей работы предпринимателя. Управление бизнесом подразумевает чёткое формулирование предпринимательских целей, для достижения его организации и дальнейшей реализации. Для этого нужен план чётко определяет поставленные задачи и оценивает результаты достижения цели. Задачи бесспорно должны быть измеримы, а поставленные цели с требованиями должны выполняться. Фирма должна функционировать в соответствии со сформулированным на начальном периоде планом, представленном в перечне достижений совокупных показателей, которые имеют количественную оценку. Функции бизнес-плана позволяют предпринимателю оценить фактические результаты деятельности во временном периоде. Время — это важный показатель для бизнеса и ресурс для всех функций бизнес-планирования. Цели бизнес-плана – это в первую очередь планирование деятельности фирмы на ближайшие и отдалённые периоды, которое предполагает развитие бизнеса с учётом всех потребностей рынка.
Если говорить другими словами, то бизнес-план позволяет точно знать порядок действий для достижения целей. Данный документ позволяет: определить степень сложности и вероятность достижения поставленных результатов; доказать руководителю или конкретному кругу лиц логику и целесообразность создания нового бизнеса или реорганизации старого; убедить сотрудников достичь результатов, намеченных в проекте и т.д. В большей степени цели бизнес- плана – это оценка ситуации на рынке, а также тщательное планирование действий предпринимателя или фирмы для достижения намеченных результатов. По сути, речь идёт о стратегии развития бизнеса. Структура бизнес-плана предприятия представляет собой описание проекта, предположительные суммы вложений, а также сроки его осуществления. Разные бизнес-планы могут сильно отличаться между собой детализацией описания проектов и даже наличием/отсутствием некоторых разделов. Состав и структура бизнес-плана зависят от сферы, в которой находится проект, его размеров и уникальности; документ, кроме основных разделов, может включать в себя весь перечень преимуществ и подробный процесс изготовления нового продукта. Следовательно, внутрифирменное и внешнее бизнес-планирование – это неотъемлемая часть стратегии любого предприятия на разных этапах его развития.
1. Абрамов С.Г. Экономика отраслевых рынков: формирование, практика и развитие. Бизнес-модели реализации концепции Smart City: европейский опыт: сборник материалов III межвузовской научной конференции и круглого стола / С. Г. Абрамов, Е. В. Агафонова, Е. Н. Елисеева [и др.] ; под редакцией И. А. Меркулиной. — 2-е изд. — Москва: Дашков и К, 2021. — 374 c.
2. Вайцеховская С. С. Бизнес-план как элемент стратегического планирования деятельности предприятий АПК: учебное пособие / С. С. Вайцеховская, М. В. Пономаренко, Г. В. Токарева. — Ставрополь: Секвойя, 2020. — 64 c.
3. Волнин В. Аналитическая фабрика: как настроить финансовую аналитику под задачи бизнеса / Волнин В. — Москва: Альпина Паблишер, 2021. — 552 c.
4. Герасименко А. Финансовый менеджмент для практиков: полный курс МВА по корпоративным финансам ведущих бизнес-школ мира / А. Герасименко; под редакцией М. Белоголовского. — Москва: Альпина Паблишер, 2021. — 1011 c.
5. Данилов А.И. Инвестиции в меняющемся мире: направления, приоритеты, инструменты: монография / А. И. Данилов, О. Ю. Ермоловская, Д. А. Егорова [и др.]. — Москва: Дашков и К, 2021. — 190 c.
6. Деннис Шервуд Видеть лес за деревьями: системный подход для совершенствования бизнес-модели / Шервуд Деннис; перевод И. Окунькова ; под редакцией Н. Нарциссовой. — Москва: Альпина Паблишер, 2019. — 344 c.
7. Дюмейн Б. Безономика: как Amazon меняет мировой бизнес. Правила игры Джеффа Безоса / Дюмейн Б. — Москва: Альпина Паблишер, 2022. — 315 c.
8. Звягинцев С. А. Бизнес с нуля. Как заявить о себе на рынке? практическое пособие / С. А. Звягинцев. — 4-е изд. — Москва: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2021. — 125 c
9. Земляк С.В. Информационно-аналитическое обеспечение бизнес-процессов в условиях инновационных ориентиров: коллективная монография / С. В. Земляк, Е. В. Ганичева, О. М. Гусарова [и др.]; под редакцией С. В. Земляк. — Москва: Дашков и К, 2021. — 152 c.
10. Каз Е.М. Бизнес-модели компаний и устойчивое развитие / Е. М. Каз, И. В. Краковецкая, Е. В. Нехода, Н. А. Редчикова; под редакцией Е. В. Неходы. — Томск: Издательство Томского государственного университета, 2020. — 214 c.
11. Крышкин О. В. Настольная книга по внутреннему аудиту: риски и бизнес-процессы / О. В. Крышкин; под редакцией В. Ионова. — Москва: Альпина Паблишер, 2020. — 480 c.
12. Кузовкова Т.А. Формирование цифровой экосистемы бизнеса: учебное пособие для магистрантов / Кузовкова Т.А., Салютина Т.Ю., Шаравова О.И.. — Москва: Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 122 c.
13. Леонов С. А. Бизнес-планирование. Управление конкурентоспособностью продукции предприятия: учебное пособие / С. А. Леонов, Ю. А. Попов. — Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. — 86 c.
14. Магретта Д. Трансформация бизнес-модели / Д. Магретта, М. Джонсон, К. Кристенсен [и др.]. — Москва: Альпина Паблишер, 2021. — 170 c.
15. Орлова П.И. Бизнес-планирование: учебник для бакалавров / Орлова П.И. — Москва: Дашков и К, Ай Пи Эр Медиа, 2021. — 285 c.
16. Поротькин Е.С. Инновационная экономика и цифровизация бизнеса: учебное пособие / Поротькин Е.С. — Самара: Самарский государственный технический университет, ЭБС АСВ, 2021. — 132 c.
17. Ронда Абрамс Бизнес-план на 100%: стратегия и тактика эффективного бизнеса / Абрамс Ронда; перевод С. Комаров ; под редакцией Ю. С. Вербы [и др.]. — Москва: Альпина Паблишер, 2019. — 496 c.
18. Сафьянова М.Г. Основы организации и проектирования бизнеса: учебное пособие / Сафьянова М.Г., Шапиро Л.Д. — Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. — 538 c.
19. Серпухова Е. П. Основы предпринимательства и бизнес-планирования: учебник для СПО / Е. П. Серпухова, О. Г. Сайманова. — Саратов: Профобразование, 2022. — 175 c.
20. Сунгатуллина А. Т. Системный анализ и функциональное моделирование бизнес-процессов на основе структурного подхода: учебно-методическое пособие по дисциплине «Моделирование бизнес -процессов» / А. Т.
21.Тюленева Т.А. Учет, анализ и налогообложение в малом бизнесе и торговле: учебное пособие / Тюленева Т.А.. — Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2021. — 353 c.
22. Шеер Август-Вильгельм Индустрия 4.0: от прорывной бизнес-модели к автоматизации бизнес-процессов / Август-Вильгельм Шеер ; перевод О. А. Виниченко, Д. В. Стефановский ; под редакцией Д. В. Стефановского. — Москва: Дело, 2020. — 272 c.
23.Южаков В.Н. Результативность и эффективность контрольно-надзорной деятельности государства: мнение бизнеса и граждан / В.Н. Южаков [и др.]. — Москва: Дело, 2021. — 328 c.