Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические подходы к проблеме самореализации личности лиц с ограниченными физическими возможностями 7
1.1 Психологическая сущность и структура понятия самореализация личности 7
1.2 Характеристика личности с ограниченными возможностями здоровья 12
1.3 Особенности самореализации лиц с ограниченными физическими возможностями 16
Глава 2. Эмпирическое исследование психологических характеристик самореализации личности лиц с ограниченными физическими возможностями 20
2.1 Организация и методы исследования 20
2.2 Анализ полученных результатов по исследованию психологических характеристик самореализации личности лиц с ограниченными физическими возможностями 22
2.3 Разработка рекомендаций по повышению самореализации личности лиц с ограниченными физическими возможностями 41
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Несмотря на многочисленные теоретические и эмпирические исследования, проблема самореализации личности не теряет актуальности и практической значимости и на современном этапе развития психологической науки. Особое значение изучение этого феномена приобретают в контексте исследования особенностей самореализации лиц с ограниченными физическими возможностями (ОФВ).
Объяснить феномен самореализации возможно при условии, если само явление самореализации рассматривать как систему, и одновременно как элемент вышестоящей системы - человека. В рамках синергетического подхода понятие «самореализация» выступает, как постоянное движение в направлении осложнения, саморазвития, наращивание себя, которая позволяет личности открывать в окружающем мире новые возможности [1].
Самореализацию личности понимают, как результат открытости психологической системы в окружающий мир, в будущее, которое определяет интенциональность движения системы, ее способность к взаимодействию с миром с целью реализации жизненных выборов.
Актуальность. Хронические заболевания и физические дефекты, выступая в роли функционального ограничения возможностей взаимодействия человека со средой, вызывают не только ухудшение соматического состояния человека, но и частое возникновение нарушений развития личности, личностного функционирования, построения эффективных стратегий самореализации личности. Потому проблема самореализации лиц с ограниченными физическими возможностями является актуальной в современном мире.
Степень разработанности темы исследования. Большой вклад в изучение самореализации личности внесли: К.А. Абульханова-Славская, A. Г. Асмолов, Т. Грининга, С. Грофа, К. Грофа, Р. Мэй, Д. Робертса, B. Франкл. Изучением самореализации личности с ограниченными возможностями здоровья занимались: Б. Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, В.А. Петровский, Б. Ф. Ломов, Л. Ф. Обухов, О. И. Скороходов, В. И. Слободчиков, А.В. Суворов.
Цель исследования - является выявление психологических характеристик самореализации личности лиц с ограниченными физическими возможностями.
Объект исследования - самореализация человека с ограниченными возможностями.
Предмет исследования - психологические особенности и реализации человека с ограниченными возможностями.
Гипотеза исследования:
• основными психологическими компонентами самореализации личности с ограниченными физическими возможностями здоровья выступают: субъективное отношение к своему физическому ограничению, осмысленность жизни, субъектность личности;
• объединение вышеназванных компонентов раскрывает основные формы и типы самореализации личности с ограниченными физическими возможностями здоровья.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
• рассмотреть зарубежные и отечественные концепции по изучению самореализации как психического процесса;
• охарактеризовать портрет личности с ограниченными возможностями здоровья;
• рассмотреть особенности самореализации лиц с ограниченными физическими возможностями;
• провести эмпирическое исследование по выявлению психологических характеристик самореализации лиц с ограниченными возможностями на примере сотрудников организации ООО «Север»;
• разработать рекомендации с целью повышения уровня самореализации лиц с ограниченными физическими возможностями, на примере сотрудников организации ООО «Север».
Методы и методики исследования: теоретические (анализ и синтез научных трудов по теме исследования), эмпирические (анкетирование, тестирование), математическая и графическая обработка полученных эмпирических данных.
Для диагностики особенностей самореализации лиц с ограниченными физическими возможностями были использованы следующие методики:
• Личностный опросник Бехтеревского института - ЛОБИ;
• Тест-опросник самоотношения личности (С.Р. Пантелеев);
• Тест суждений самореализации личности (С.И. Кудинов);
• Опросник мотивации успеха и боязни неудачи (А.А. Реана).
Методология исследования: при написании данной выпускной квалификационной работы выступили труды учёных: С.Л. Рубинштейна, А.В. Суворова, Б.Г. Ананьева, А. Маслоу.
Теоретическая значимость: в работе проведён анализ теоретического материала по теме исследования, дано определение понятию «самореализация», рассмотрены особенности самореализации лиц с ограниченными физическими возможностями. Аналитические данные могут служить диагностическим и прогностическим целям.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенные рекомендации могут быть использованы специалистами, а также самими людьми для развития совершенствования собственной самореализации на профессиональном уровне.
Структура выпускная квалификационная работа включает: введение, теоретическую и эмпирическую главу, заключение, список используемой литературы в количестве 40 источников. Текст работы содержит 2 таблицы, 12 рисунков.
Таким образом, психология рассматривает самореализацию личности как присущую человеческой природе априорную тенденцию, может происходить путем постижения сущности и развития личности вокруг своего аутентичного центра, движения к себе, свободы, автономии, индивидуальности. Представители зарубежных психологических школ рассматривают в качестве необходимых признаков самореализации личности социальный интерес, соответствие собственной самости, зрелость, самоэффективность, проприативное стремление, самоактуализацию, экзистенциальную наполненность и тому подобное.
Анализ научной литературы позволяет констатировать наличие большого количества понятий, аналогичных термину «инвалид», с помощью которого определяется характеристика состояния человека, его относят к особой группе общества. Однако это понятие, постоянно трансформируется и приобретает новые черты и особенности.
Считаем, что термин «лица с ограниченными физическими возможностями» является наиболее приемлемым для использования, который мы рассматриваем как специфическую социальную медико-демографическую группу общества, особенностями которой являются: а) наличие определенных медико-биологических или психологических ограничений, которые затрудняют полноценное выполнение ряда социальных функций, включая коммуникативные акты с окружающими; б) особый статус, как правило, определенный правовыми актами и положениями; в) исторически и этнически сформировано отношение к ним со стороны общества и окружения.
В этом исследовании были изучены особенности отношения к физическому дефекту, работников с ограниченными физическими возможностями как одной из психологической проблем процесса самореализации.
Физический дефект (заболевание), выступая в роли функционального ограничения возможностей взаимодействия человека со средой, вызывает нарушение личностного функционирования. Последствиями этих нарушений является диагностированные акцентуации характера по:
• сензитивному типу (эмоциональная уязвимость, застенчивость, чувство неполноценности, неадекватно агрессивная реакция на неодобрение);
• астено-невротическому типу (раздражительность, слабость нервных процессов, склонность к аффектам, тревожность, опасения за собственное состояние здоровья).
Выявленные психологические особенности внутренней картины болезни, физического дефекта и типа отношения к собственному физическому дефекту - являются психологическими проблемами на пути самореализации личности.
«Самопринятие» является главной причиной внутриличностных конфликтов, ведь если человек способен принять себя таким, какой он есть - его жизнь будет сфокусирована на исправление своих недостатков, поиск новых, сосредоточение и зацикленность на негативе своей личности.
«Самообвинение» является следствием неприятия человеком самого себя. Самообвинение строится на критическом отношении к своей личности, неспособности прощать ошибки. Именно неспособность прощать осложняет течение конфликтов с самим собой.
«Самоинтерес» гиперболизирует критичность в отношении к самому себе. Адекватный самоинтерес выражается в поиске сфер реализации своего потенциала, развития своих склонностей и способностей, направление на достижение идиллии между внутренним и внешним мирами личности.
По мотивации достижения успеха мы получили следующие результаты: в работников не наблюдается доминирование мотива избегания неудач, и наибольшее количество респондентов имеет мотив достижения успеха.
1. Акмеологический словарь / Под общ. ред. А. А. Деркача. М.: РАГС, 2004. 161 с.
2. Александрова М. А. Проблемы социального поведения и самореализации личности. М. : 2009. 152 с.
3. Ананьев Б. Г. Психология и проблемы человекознания. М. : Изд-во «Институт практической психологии». Воронеж: НПО «МОДЭК». 1996. 384 с.
4. Ассаджоли Р. Самореализация и психические расстройства / Р. Ассаджоли // Психосинтез: теория и практика. М. : Refl-Book. 1994. С. 2751.
5. Базаева Ф. У. Анализ феномена самореализации в зарубежной гуманистической психологии // Среднее профессиональное образование. 2012. № 3. С. 46-50.
6. Бандура А. Теория социального научения. СПб. : Евразия, 2000. 320 с.
7. Богомолова Ю. В. Занятость инвалидов как основа их социальной интеграции: теоретико-методологические аспекты. Фундаментальные исследования. 2018. № 11 (ч. 1). С. 32-38.
8. Брылева Л. Г. Самореализация личности: (Онтокультурологический аспект) / Рос. академия образования, Ин-т Образования взрослых. СПб. : ИОВ, 2002. 187 с.
9. Галушкин П. А. Психологические особенности самоактуализации личности в студенческих и трудовых коллективах / Под общ. ред. профессора Е.И. Исаева. Монография. М. : АПК и ППРО, 2006. 64 с.
10. Галушкин П. А. Особенности самореализации личности с ограниченными возможностями. Материалы межвузовской научно-практической конференции «Научные основы развития профессиональных компетенций в высшей школе». М. : 2008. 15 с.
11. Галушкин П. А. Основные факторы, детерминирующие самореализацию личности с ограниченными возможностями. Материалы научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов НОУ ВПО «СФГА» «Инновационный потенциал вузовской науки» 30 марта - 10 апреля 2010 г. М.: 2010. 12 с.
12. Галажинскнй, Э. В. Детерминация самореализации личности: направления исследований // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов 25-28 июня 2003 года: в 8 т. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. С. 23-30.
13. Дегтярева В. В. Условия формирования образовательных стратегий субъектов инклюзивного образования в современном вузе // Философия образования. 2014. № 3. С. 162-173.
14. Декларация о правах инвалидов: провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 дек. 1975 г. // Международные акты о правах человека: сб. док. / сост. В. А. Карташкин, Е. А. Лукашева. М. 1998. С. 341-342.
15. Зайнуллина Ф. К. «Самость» - необходимое условие для самореализации личности // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. 2007. № 5. С. 181- 184.
...