Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования представлений о мире профессий у младших школьников 12
1.1 Психолого-педагогические аспекты формирования представлений о мире профессий у младших школьников 12
1.2 Возрастные особенности младших школьников как условие эффективной работы по формированию представлений о мире профессий 18
1.3 Педагогические условия формирования представлений о мире профессий у младших школьников в деятельности детско-юношеской организации 28
Глава 2 Организация опытно-экспериментальной работы по формированию представлений о мире профессий у младших школьников в деятельности детско-юношеской организации 34
2.1 Диагностическое исследование по определению начальных представлений о мире профессий у детей младшего школьного возраста (констатирующий этап) 34
2.2 Содержание опытно-экспериментальной работы по формированию у младших школьников представлений о мире профессий в деятельности детско-юношеской организации 48
2.3 Контрольный срез 54
Заключение 65
Список используемой литературы 67
Приложение А Программа внеурочной деятельности «Планета профессий» 72
Актуальность исследования обусловлена изменениями в обществе, которые усилили востребованность в формировании успешной личности, уверенно адаптирующейся к изменяющимся условиям современного мира. Современная школа — это школа, развивающая способность личности к познанию, творчеству, труду, успешной социализации и адаптации. Одной из приоритетных задач школьного обучения и воспитания является подготовка школьников к обоснованному выбору профессии. Социально-экономические преобразования, демократизация, особенности региональных рынков труда, актуальность проблемы дефицита рабочих и узкоспециализированных кадров подтверждают необходимость систематической и целенаправленной работы по профориентации школьников, начиная уже с младшего возраста. Формирование у младших школьников положительного отношения к труду, информирование о мире профессий, создание условий для исследования ими своих склонностей, способностей дает возможность прогнозировать пригодность к будущей профессиональной деятельности.
Современная педагогика использует достаточно большое количество различных форм и методов работы по профессиональной ориентации школьников, в том числе младшего возраста. «Профориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессий, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям» [5]. Тем не менее, формирование представлений о мире профессий в начальной школе осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически.
Особенность работы по профориентации с младшими школьниками включает в себя развитие внутренних психологических ресурсов личностного потенциала ребёнка. На данном этапе не стоит задача выбора определённой профессии. Опираясь на ведущий вид деятельности младшего школьного возраста - учебно-познавательную необходимо расширить представление обучающихся о мире профессий, чтобы ребёнок мог осмысленно анализировать профессиональную сферу. Некоторые элементы профессиональной деятельности им еще трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни, историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная основа, на которой базируется дальнейшее развитие профессионального самосознания. Профориентация способствует накоплению социального опыта взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками, развитию умений войти в детское общество, действовать совместно с другими.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблема формирования представлений о мире профессий активно исследуется и разрабатывается. Изучение проблемы открывает перед нами исторически сложившиеся педагогические теории и направления: диагностическое, воспитательное, самореализации (Д. Дьюи), неопрагматической педагогики (Г.Штейн, М. Скривен, Д. Манн, Ф. Ньюмен, Дж. Гранис).
Отечественные исследователи Л.А. Йовайши, А. Я. Журкина, А.Е. Голоншток, П.П. Костенков, А.Д. Сазонов, В.Ф. Сахаров рассматривают профессиональную ориентацию школьников как потребность общества и как педагогическую проблему. Работы О.К. Ищенко «Формирование первичных профессиональных ориентиров у младших школьников», В.А Илюхиной посвящены данной проблеме и помогают раскрыть роль ранней профилизации подрастающего поколения.
В области профессиональной ориентации подрастающего поколения исследователями Е. А. Климовым, С. Н. Чистяковой, Н. С. Пряжниковым была разработана современная теория самоопределения. Основой данной теории является то, что «на выбор профессии влияет определенный ряд факторов: осознание значимости труда, умение разбираться в профессиях, учет интересов, склонности личности, наличие знаний» [6].
В настоящее время многие исследователи занимаются актуальными вопросами в области профессионального самоопределения и просвещения подрастающего поколения. По мнению О. Ю. Елькиной, Е. А. Климова, Е. Н. Прошицкой, Г. В. Резапкиной, С. Н. Чистяковой «младший школьный возраст является этапом пропедевтической подготовки школьников к выбору профессии, так как учебная деятельность расширяет познание мира профессий и труда» [6].
По мнению А. И. Кочетова «раннее знакомство с разнообразными видами деятельности человека расширяет знания ребенка о профессиях, предоставляет возможность проявления интересов и склонностей детей к профессиям. Так же он утверждал, если с детства человек ставит перед собой цели, связанные с будущей профессией, пытается осознать свое место в жизни и обществе, то данный человек пополнит социально-благополучный контингент молодежи» [6].
В западных странах большое место занимают психологические концепции профориентации: «случайного выбора» (Т. Каплоу, Р. Ричи, М. Скотт), «утверждение своего Я» (Ф. Масгроув, П. Келли). Западными психологами разрабатываются концепции, в которых принимается во внимние влияние объективных факторов на выбор профессии, хотя решающими остаются субъективные. Это «технократические» теории, основой которых является доктрина «человеческих отношений», состояние и структура местной экономики и ранка труда (М. Масгрейв, Е. Гросс, Д.Хейз и др.).
Э. Гинзберг рассматривает процесс профессионального выбора в тесной связи с эмоциональным и интеллектуальным развитием ребенка, который представляет собой три стадии, переходящие одна в другую: воображаемый период (4-11 лет), период проб и попыток (11-17 лет), реалистичный период (17-21).
Существенный вклад в разработку научных и практических решений проблем, связанных с профессиональной ориентацией, внес Е.А. Климов [7], связавший психологию человека с профессиональным определением, разработавший теорию использования игровых методов при профессиональной ориентации. Он считает, что внеклассные мероприятия, посвященные формированию представлений о мире труда и профессий, должны регулярно проводиться во всех школах, начиная с первого года обучения. Внеучебная жизнь школьника предоставляет ему возможность участия в самых разных видах деятельности, таких как обслуживание себя и других, наблюдение и уход за домашними животными и питомцами живых уголков, организация досуга и творческая деятельность. Так расширяются представления ребенка о роли и значении труда в жизни, формируется уважительное отношение к труду. Также, школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские общественные объединения.
И.И. Фришман утверждает, что «общественное объединение как субъект неформального образования детей и молодежи, благодаря своим особенностям (добровольность, разновозрастность, самоуправление, преемственность и устойчивость 5 традиций и ценностей, позиция педагога как организатора, консультанта, соучастника активной деятельности детей) расширяет возможности системы образования в приобретении молодёжью социального опыта, который при определенных организационно - педагогических условиях оказывает влияние на их профессиональное самоопределение» [4, 27]. В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, содействия формированию личности на основе присущей российскому обществу системы ценностей была создана общественно - государственная детско - юношеская организация «Российское движение школьников» (РДШ), которая имеет следующие направления:
• личностное развитие (творческое развитие, популяризация здорового образа жизни, выбор будущей профессии);
• гражданская активность (добровольчество, поисковая деятельность, изучение истории России, создание и развитие школьных музеев);
• военно-патриотическое направление (юные армейцы, юные спасатели, юные казаки, юные пограничники, юный спецназ Росгвардии, юные друзья полиции, юные инспектора движения);
• информационно-медийное направление ( создание школьных газет, радио, телевидения, работа с интернет ресурсами).
Движение строит работу на принципах сотрудничества и созидания, стремится стать сервисной площадкой, чтобы оказывать максимальное содействие в развитии школьников, выступая навигатором существующих и создающихся возможностей в стране и регионе.
Несмотря на обширное рассмотрение вопроса о роли детских и молодёжных организаций в обществе и их влиянии на профессиональное самоопределение, у разных исследователей возникают практические вопросы о реализации профессионального самоопределения молодого человека в общественных объединениях.
Таким образом, в современных условиях в формировании у младших школьников представлений о мире профессий в деятельности детско- юношеской организации обнаруживаются следующие противоречия:
• потребность в системе формирования представлений о мире профессий у младших школьников и недостаточной разработанностью научно-методических основ ее проектирования и средств реализации;
• для эффективной реализации профессионального самоопределения младших школьников необходимо развивать целостный личностный потенциал, а на практике внимание в основном уделяется развитию отдельных его компонентов;
• несмотря на то, что на современном этапе новые явления, происходящие в детском движении, требуют новых подходов, сегодня недостаточно исследований, посвященных проблемам профориентации в детских общественных объединениях.
Стремление найти пути решения этих противоречий позволило сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия формирования представлений о мире профессий у младших школьников в деятельности детско-юношеской организации.
Цель исследования: обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования у младших школьников представлений о мире профессий в деятельности детско-юношеской организации.
Объект исследования: процесс формирования представлений о мире профессий у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования представлений о мире профессий у младших школьников.
Гипотеза исследования: формирование представлений у младших школьников о мире профессий в деятельности детско-юношеской организации будет проходить эффективно, если выполняются следующие педагогические условия:
• изучены и обоснованы особенности и возможности организации профориентационной работы в деятельности детско-юношеской организации;
• разработана в соответствии с возрастными особенностями программа внеурочной деятельности, направленная на проявление интереса и уважения к людям различных профессий, воспитание трудолюбия;
• формы и методы деятельности детско-юношеской организации представляют собой комплекс средств, механизмом реализации которых является перевод игровой мотивации в учебную и познавательную, а ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии интереса к профессии.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать сущность и основные характеристики понятия «профориентация»; «представления о мире профессий».
2. Изучить психолого-педагогические особенности формирования представлений о мире профессий в младшем школьном возрасте.
3. Разработать и апробировать программу внеурочной деятельности, направленную на формирование представлений о мире профессий у младших школьников в деятельности детско-юношеской организации.
4. Проверить эффективность опытно-экспериментальной работы детско-юношеской организации по формированию представлений о мире профессий.
Теоретическая основа исследования:
• определение сущности понятия «профориентация» в исследованиях отечественных ученых Е.М. Борисовой, В.А. Бородина, С.И. Вершинина, А.Е. Голомштока, А.Я. Журкиной, Л.А. Йовайша, Н.Н. Захарова, Н.Э. Касаткиной, Е.А. Климова, Е.М. Павлютенкова, А.Д. Сазонова, Н.Н. Чистякова, С.Н. Чистяковой;
• психолого-педагогические исследования, раскрывающие особенности формирования представлений о мире профессий у младших школьников (С.Н. Чистякова, Г.В. Резапкина, Е.А. Климов);
• работы о возрастных и психологических особенностях младшего школьного возраста (Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Э.Эриксон).
Методы исследования: теоретический анализ педагогической и психологической литературы по проблеме исследования, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), анализ творческих работ, анкетирование, наблюдение, статистический анализ, обобщение и систематизация данных эксперимента.
Научная новизна исследования заключается в организации деятельности по формированию представлений о мире профессий младших школьников в работе детско-юношеской организации; использование разнообразных форм работы с младшими школьниками в деятельности детско-юношеского объединения направленных на формирование представлений о мире профессий, популяризацию профессий, творческой самореализации.
Теоретическая значимость заключается в теоретическом и экспериментальном обосновании содержания, форм и методов по формированию представлений о мире профессий у младших школьников в деятельности детско-юношеской организации; в авторском подходе к разработке методической базы по формированию представлений о мире профессий у младших школьников.
Практическая значимость. Разработанная программа внеурочной деятельности «Планета профессий» может быть использована образовательными организациями в процессе реализации начального общего образования.
Опытно-экспериментальная база исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 14» г. о. Тольятти. В исследовании принимали участие 20 учащихся младшего школьного возраста.
Этапы исследования. Исследование проводилось в течение двух лет и состояло из трёх этапов.
Первый этап (2018) - поисково-аналитический. Изучение состояния проблемы в педагогической, психологической литературе и в практике начального образования. Определение понятийного аппарата исследования, целей, объекта, предмета, задач, методики исследования. Разработка проблемы данного исследования и формулировка гипотезы.
Второй этап (2018-2019) - теоретико-проектировочный. Разработка и внедрение программы внеурочной деятельности, направленной на формирование представлений о мире профессий у младших школьников в деятельности детско-юношеской организации. Определение методов организации исследования. Апробация теоретических положений и публикация текущих результатов.
Третий этап (2019-2020) - экспериментально-обобщающий. Анализ, обработка и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы. Проверка выдвинутой гипотезы, формулировка выводов, оформление диссертационного исследования.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на базе МБУ «Школа №14». Результаты исследования докладывались на заседании методического объединения педагогов, а так же на Всероссийской научно-практической конференции «Жизнь в её гуманитарно-культурном понимании» в Тольяттинском государственном университете.
Положения, выносимые на защиту:
1. Формирование представлений у младших школьников о мире профессий успешно осуществляется в деятельности детско-юношеской организации на основе специально разработанной программы с учётом возрастных и психологических особенностей обучающихся.
2. Программа внеурочной деятельности детского объединения содержит теоретический и практический материал, направленный на формирование разнообразных представлений о мире труда и профессий, воспитывает бережное отношение к результатам труда, а также понимание значимости труда специалистов для жизни и развития общества.
3. Формы и методы работы детско-юношеской организации представляют собой комплекс средств, при реализации которых игровая мотивация перерастает в учебную и познавательную, а подросток становится заинтересованным субъектом в развитии интереса к профессиям.
Структура работы представлена введением, 2 главами, заключением, списком литературы и приложениями.
Проведенное исследование подтверждает гипотезу нашей работы и позволяет сделать следующие выводы. Анализ теоретических аспектов работы подтвердил актуальность проблемы формирования представлений о мире профессий у младших школьников в деятельности детско-юношеской организации. Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Сущность понятия «профориентация» заключается в основных способностях и особенностях личности, с помощью которых формируется ценностное отношение к трудовой деятельности, происходит осознание значимости и необходимости труда в жизни общества и страны, появляется интерес к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
2. Формирование у младших школьников представлений о мире профессий опирается на возрастные и индивидуальные особенности, которые выражаются в преобразовании высших психических функций и личности в целом в рамках ведущей деятельности.
3. Разработанная программа внеурочной деятельности «Планета профессий» предполагает формирование у младших школьников представлений о мире профессий в деятельности детско-юношеской организации. Активные формы занятий, такие как игры, дискуссии, конкурсы, викторины, где присутствуют элементы творчества и самостоятельного поиска знаний, способствуют формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся. Использование разнообразных форм и видов деятельности школьников: коллективно-творческое дело, социальный проект, мастер-класс, экскурсия, тематический праздник, выставка детских работ способствует тому, что игровая мотивация перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
4. Комплекс диагностических методик позволил проследить положительную динамику уровня сформированности представлений о мире профессий в деятельности детско-юношеской организации. Полученные данные позволяют утверждать, успешная реализация деятельности детских общественных организаций по формированию представлений о мире профессий способствовала расширению кругозора и информированности обучающихся о многообразии профессий (рабочих, высокотехнологичных, наукоёмких), об особенностях регионального рынка, учитывая современные интеграционные и миграционные процессы.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Москва, 2011. С.47.
2. Алексеева Е.Л. Нестандартные формы проведения уроков. 2010. №4. С.18-20.
3. Антонова М.В., Максимкина О.И. Педагогическое сопровождение процесса социально-профессиональной ориентации младших школьников // Вестник московского государственного педагогического университете. Педагогика и психология. 2017. №2. С.76-82.
4. Антонова Н.Н. Внеурочная деятельность младших школьников в условиях современных ФГОС НОО: Рекомендации по написанию рабочих программ // Практические аспекты дошкольной и школьной педагогики. 2015. №1. С.50-60.
5. Атлас новых профессий. М.: Агентство стратегических инициатив «Сколково», 2015.
6. Белоусов А.Е. Организационно-педагогические условия непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапах общего и среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2016. №5. 225с.
7. Бендюков М.А. Ступени карьеры: азбука профориентации. Санкт- Петербург: Речь, 2014. 236с.
8. Битянова М.Р. работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2013. С.127.
9. Васильева Т.М. Формирование у младших школьников представлений о мире профессий в деятельности детско-юношеской организации // Мультидисциплинарный научный журнал «Архивариус». 2018. С. 46-49.
10. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. : Астрель, 2011. 637 с.
11. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2014. 695 c.
12. Гурова Е.В. Профориентационная работа в школе: методическое пособие. М.: Просвещение, 2007. 95с.
13. Даль В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2014. 592с.
14. Елькина О.Ю. Путешествие в мир профессий. Программа с методическими рекомендациями для учителей 1-4 классов. М.: Образовательно-Издательский центр «Академия», 2015. 160с.
15. Ефимова Е. Н. Профориентационная экскурсия как одна из эффективных форм профессионального просвещения обучающихся ГБПОУ «СПЭТ» //Молодой ученый. 2016. №12. С. 858-863.
...