Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Речевые средства ответа на клиническую жалобу в англоязычном медицинском дискурсе (Санкт-Петербургский Государственный Университет)

Работа №117503

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

лингвистика

Объем работы35
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
112
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложение.

Введение 2
Глава 1. Клиническая жалоба как объект научного исследования 5
1.1 Сетевой медицинский дискурс: дефинирование, сущность, особенности 5
1.2 Клиническая жалоба как микротип речевого жанра в СМД 9
1.3 Реагирующие реплики как объект научных рефлексий 15
Глава 2. Речевые средства ответа на клиническую жалобу в англоязычном СМД 20
2.1 Речевые средства ответа на жалобу-просьбу о помощи 21
2.2 Речевые средства ответа на жалобу-просьбу о понимании 23
2.3 Сопоставительный анализ диалогических единств клинической жалобы и ответной реакции в различных видах жалоб 25
Заключение 29
Список использованной литературы: 31
Приложение 34

Вторая половина прошлого столетия ознаменовала становление антропологического подхода, в центре внимания которого – человек, личность во всем многообразии и разнообразии ее проявлений, манифестаций, что привело к обретению «человеческого лица» большинством гуманитарных наук. Лингвистические науки не стали исключением, начиная с этого времени, большинство исследователей начали рассматривать язык в неразрывной взаимосвязи с его носителем и культурой, в рамках которой сформировалась ментальность носителя языка и сама языковая система. Все это привело к становлению новых областей научного лингвистического знания, привело к росту (1) численности научных работ, в которых фундаментальному изучению подвергаются самые различные типы речевых жанров, (2) численности научных работ, выполненных в русле компаративистики, посвященных изучению речевых манифестаций в различных культурных моделях. В то же время, отдельные типы речевых жанров на сегодняшний день остаются изученными фрагментарно. К таким речевым жанрам следует отнести в том числе и клиническую жалобу как речевой жанр сетевого медицинского дискурса (СМД).
Сегодня под влиянием современных ИКТ коммуникативная деятельность все чаще перемещается в виртуальное пространство, где выстраиваются качественно новые в историческом плане социальные взаимодействия, формируются и обновляются различные виды институциональных дискурсов. Медицинский не является исключением: сеть все чаще становится средством коммуникации между врачом и пациентом, обменом опыта между медиками, организации и обмена мнениями между пациентами. В свою очередь, взаимодействие между медиками и пациентами не может осуществляться без конфликтных ситуаций, которые также выходят в виртуальную плоскость. Все чаще конфликтные ситуации находят свою репрезентацию в форме клинических жалоб, размещенных на различных сетевых ресурсах. К сожалению, как сами жалобы, так и ответы на них на сегодняшний день остаются малоизученными. Соответственно, формируется противоречие, обусловленное очевидным ростом численности, вариативности репрезентации клинических жалоб и ответов на них в сетевом пространстве, с одной стороны, и недостаточной изученностью указанного речевого жанра – с другой. Разрешение указанного противоречия обусловливает актуальность выбранной темы исследования.
Объектом исследования выступает ответ на клиническую жалобу в англоязычном СМД.
Предметом исследования являются речевые средства, средства вербализации ответа на клиническую жалобу.
Целью исследования выступает изучение особенностей вербализации, использования речевых средств в ответе на клиническую жалобу, размещенную в англоязычном СМД.
Достижение поставленной цели требует последовательного решения ряда конкретных задач, включая следующие:
 проанализировать современные научные подходы к пониманию СМД, выявить его сущностные, жанрообразующие особенности, характеристики;
 изучить особенности клинической жалобы как микротипа речевого жанра;
 на основании анализа теоретических источников выявить особенности реагирующих реплик, ответов на клиническую жалобу;
 в практической части исследования последовательно изучить и проанализировать ответы на клиническую жалобу-просьбу о помощи, жалобу об утешении, жалобу о понимании, жалобу с просьбой о наказании.
Материалом для исследования послужили материалы англоязычных медицинских форумов, выступающих площадкой для взаимодействия между медиками и пациентами, в том числе – для решения спорных, конфликтных ситуаций.
Научная новизна исследования заключается в развитии системы теоретических представлений о жанрообразующих характеристиках клинической жалобы, ответа на клиническую жалобу, которые рассматриваются как диалогическое единство, речевая целостность, выявлении отличительных признаков, особенностей вербализации клинической жалобы и ответной реакции в современной англоязычной лингвокультуре.
Теоретическая значимость исследования определяется вкладом, внесенным в речеведение, теорию речевых жанров, лингвокультурологию, ряд смежных областей научного знания посредством детализации особенностей вербализации клинической жалобы и реакции на нее в СМД.
Практическая значимость исследования заключается в возможностях применения полученных результатов в процессах дальнейшего изучения клинической жалобы и ответной реакции, развития теории речевых жанров, при изучении целого ряда школьных и вузовских дисциплин, в практической деятельности медиков и пользователей сети, которые столкнулись с необходимостью обращения к написанию жалобы.
Структура работы обусловлена логикой исследования, включает введение, теоретическую и практическую главы, заключение и список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В последние годы в центре внимания научных исследований все чаще оказываются самые различные аспекты сетевого дискурса, в том числе и институционального, к которым можно отнести медицинский.
Целью исследования выступало изучение особенностей вербализации, использования речевых средств в ответе на клиническую жалобу, размещенную в англоязычном СМД.
В процессе достижения поставленной цели был последовательно решен ряд конкретных задач. Прежде всего, на начальном этапе работы были проанализированы современные научные подходы к пониманию СМД, что позволяет сделать вывод, что сегодня под указанной категорией понимается особая форма коммуникации, сетевой институциональный дискурс, в моделировании которого принимают участие медицинские работники, сотрудники медицинских учреждений и потребители медицинских услуг, который протекает в сетевом пространстве, отличается дистанцированностью, опосредованностью, анонимностью.
За относительно недолгий период своего исторического существования в рамках СМД были сформированы различные типы речевых жанров. Одним из микротипов СМД сегодня является клиническая жалоба, которая понимается как способ социального действия, взаимодействия в условиях конкретной социальной ситуации, отраженный в институциональной реальности в виде текста-документа.
Жалоба диалогична по своей сути, предполагает обязательную реакцию на сообщение. При этом текст жалобы и ответная реакция обладают неравным коммуникативным статусом, т. е. ответная реакция во многом обусловлена, задана содержанием самой жалобы.
В практической части исследования был осуществлен практический анализ, направленный на выявление особенностей вербализации клинических жалоб и ответов на них в современном англоязычном СМД. В результате отбора методом сплошной выборки были проанализированы жалобы с просьбой о понимании и с просьбой о помощи.
Результаты исследования во многом подтверждают выводы, полученные в результате анализа теоретических источников. Прежде всего, можно сделать вывод, что жалоба представляет собой микротип речевого жанра, что находит свое отражение в высокой структурированности, стабильности и устойчивости как самой жалобы, так и ответа на нее.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод, что основными речевыми актами моделирования текста жалобы выступают констатирующие, вердиктивы и экспрессивы, что позволяет сделать вывод, что жалоба всегда выступает эмоциональной реакцией личности на социальную ситуацию, всегда эмоциональна, содержит личные оценки, отражает субъективное восприятие личности.
Ответ на клиническую жалобу чаще всего направлен на репрезентацию стратегии согласия с наличием сложной, конфликтной ситуации, демонстрирует нацеленность на урегулирование конфликта, отличается высокой степенью формальности, что находит свою репрезентацию в множественном использовании формульных, этикетных выражений.
Крайне важными представляются два вывода:
(1) текст жалобы является более вариативным, чем текст ответной реакции, что, с одной стороны, отражает многообразие ситуаций, которые могут обусловить необходимость обращения к жалобе, а также различия восприятия этих ситуаций людьми, с другой – отражает зависимость текста ответной реплики от заданного текста, что было выявлено в результате анализа теоретических источников;
(2) существенные отличия в текстах различных видов жалоб выявлены не были.
Полученными результатами, разумеется, заявленная проблематика не исчерпывается, работа в данном направлении должна быть продолжена. Прежде всего, целесообразным представляется увеличение новых материалов исследования.



1. Арутюнова, Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. - М. : Языки рус. культуры, 1999. - 1-ХУ. - 896 с.
2. Баранов, А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика / А.Н. Баранов. - М., 2009. – С. 250
3. Бахтин, М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин; Сост. С. Г. Бочаров; примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочерова. – М. : Искусство, 1979. – 424 с.
4. Бейлинсон Л.С. Профессиональный дискурс: признаки, функции, нормы: монография/ Л.С. Бейлисон.– Волгоград: Перемена, 2009. – 278 с.
5. Бузаров, В. В. Круговорот диалогической речи, или взаимодействие грамматики говорящего и слушающего / В. В. Бузаров. - Ставрополь : Изд-во СГУ, 2001. - 167 с.
6. Гагарина Е. Ю. Коммуникативное поведение языковой личности виртуального врача в медицинском интернет-форуме: Дисс. канд. филол. наук. – Астрахань, 2015. – 170 с.
7. Голубева-Монаткина, Н. И. Классификационное исследование вопросов и ответов диалогической речи / Н. И. Голубева-Монаткина // Вопр. языкознания. -1991. - № 1. - С. 125-134.
8. Дубских А. И. Реплики-реакции в диалогических текстах масовоинформационного дискурса// Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. - № 16. – С. 65 – 70.
9. Емельянова Н. А. Речевой жанр "Жалоба" в различных типах дискурса в английском языке : Дис. ... канд. филол. наук. Астрахань, 2004 181 с.
10. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. – М.: Гнозис, 2004.– 390 с.
11. Карымшакова Т. Г. Лингвистические технологии речевого воздействия в медицинском дискурсе: Дисс. канд. филол. наук. – Улан-Удэ, 2015. – 201 с.
12. Кибрик, А. А. О некоторых видах знаний в модели естественного диалога / А. А. Кибрик // Вопр. языкознания. - 1991. - № 1. - С. 61-68.
13. Колокольцева Т. Н. Диалог vs диалогичность в интернет- коммуникации / Т. Н. Колокольцева // Интернет-коммуникация как новая речевая формация / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, О. В. Лутовинова. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2012. – С. 139–157.
14. Кормилина Н. В., Шугаева Н. Ю. Структурно-семантическая связность стимулирующих реплик и реплик-реакций в диалогическом тексте// Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2014. - № 2 (82). – С. 108 – 115.
15. Кравченко А. В. Когнитивный горизонт языкознания / А. В. Кравченко. – Иркутск : Изд-во Байкальского гос. ун-та экономики и права, 2008. – 320 с.
16. Литневская Е. И. Психолингвистические особенности Интернета и некоторые языковые особенности чата как исконного сетевого жанра / Е. И. Литневская, А. П. Бакланова // Вестник Московского университета. Серия: Филология. – 2005. – № 6. – С. 46–61
17. Мишланова С.Л. Метафорическое моделирование в научно- популярном медицинском дискурсе / С.Л. Мишланова // В сб. научных трудов российских и зарубежных исследователей "Актуальные проблемы коммуникации и культуры - 9". – Москва – Пятигорск, 2009. – С. 469-475.
18. Палашевская К. В. Речевой жанр жалобы в юридическом дискурсе// Вестник Череповецкого государственного университета. – 2010. - № 4. – С. 48 – 51.
19. Полякова С. В. Метафорическое моделирование в русском и американском медицинском дискурса: дисс. канд. филолог. наук. – Пермь, 2011. – 179 с.
20. Распопина Е. Ю. Диффренциальные и жанровые особенности компьютерного Интернет-дискурса// Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - № 1 (9), 2010. – С. 125 – 132.
21. Серль, Дж.Р. Классификация иллокутивных актов / Дж.Р. Серль // Новое в зарубежной лингвистике. - 1986. -Вып. XVII: Теория речевых актов. - С. 170 - 194.
22. Уголовно-процессуальное право РФ: учебник / Отв. ред. П.А. Лупинская. - М.: Юрист, 2006. – С. 323
23. Ушакова Ю. Ю. Англоязычный медицинский дискурс и его коммуникативная специфика// Современное общество в контексте гуманитарного знания. Ученые записки ХГУ «НУА». - Харьков, 2015. – Т. 21. – С. 511–518.
24. Шапарь В. Б. Психология в вопросах и ответах : учеб. пос. / В. Б. Шапарь. – Ростов-н/Д. : Феникс, 2006. – 431 с.
25. Crystal D. Language and Internet / D. Crystal. – Cambridge, 2001. – 272 p.
26. NHT. https://www.nhs.uk/services/hospital/no25-harley-st-phoenix-hospital-group/X154611/ratings-and-reviews


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ