Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние лёгкой атлетики на двигательные качества у старшеклассников с нарушениями слуха

Работа №117482

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физическая культура

Объем работы53
Год сдачи2020
Стоимость4295 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
126
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ВЛИЯНИЮ СРЕДСТВ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 9
1.1. Причины нарушений слуха и их патология 9
1.2. Лёгкая атлетика, как средство развития двигательных качеств у
старшеклассников с нарушениями слуха 13
Выводы по главе 21
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Задачи исследования 23
2.2. Методы исследования 23
2.3. Организация исследования 28
Выводы по главе 30
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
Выводы по главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48


Актуальность исследования. В настоящее время тревожным считается состояние здоровья подрастающего поколения. Повышается категория детей и молодёжи, имеющих нарушения в состоянии здоровья. К таким относятся лица, имеющие нарушения слуха. Статистические данные о росте детей, у которых имеются нарушения слуха, в том числе его полного отсутствия или понижения функций органов слухового аппарата приводятся разными авторами. К ним относятся Загорянская М.Е., Румянцева М.Г., [2003], Королева И.В., [2016]; Харченко Л.В., [2016]. При этом по последним показателям, характеризующим состояние здоровья в Российской Федерации, представленным в статистическом сборнике «Здравоохранение в России» [2019] детей в возрасте 15-17 лет, имеющих болезни уха и сосцевидного отростка, составляет 151,8 тысяч. При этом на 100 000 детей 15-17 лет приходится 3598,5 (из них 69 имеют хронический отит).
Изучение и анализ литературы авторов Шапковой Л.В. [2004]; Харченко Л.В., [2016]; Евсеева С.П., [2016] и др. позволил также увидеть, что вместе с нарушениями слуха у данной категории детей наблюдаются и ряд других нарушений. Среди них встречаются такие, как нарушения моторных функций; отставание и дефицит двигательной сферы; различные сопутствующие заболевания и вторичные отклонения (например, нарушения осанки, отставание в психомоторном развитии, дисфункции иммунной системы и др.). Кроме того, встречаются нарушения деятельности дыхательных мышц, которые участвуют в голосообразовании и др.
Таким образом, мы видим необходимость привлечения детей с нарушения слуха к занятиям адаптивной физической культуры. Так как они способствуют гармоничному развитию данной категории детей, решают задачи, как общепедагогические (образовательные, воспитательные, оздоровительные), но также и специфические (коррекционные, компенсаторные, профилактические).
Кроме обязательных учебных занятий по адаптивной физической культуре старшеклассникам для повышения двигательной активности необходимо дополнительно заниматься в спортивных секциях. Лёгкая атлетика является одним из доступных видов спорта. Он включает такие двигательные действия, которые важны любому человеку в естественной жизни. К ним относятся ходьба, бег, прыжки и метания. По данным ряда авторов, лёгкая атлетика при правильном дозировании нагрузок способствует оздоровлению организма в целом. При этом влияет на развитие мышечной системы, улучшает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем организма. Специалисты Никитушкин В. Г. и Германов Г. Н. [2007] подчеркивают о великой роли легкоатлетических упражнений в укреплении здоровья. Они также отмечают, что легкоатлетические упражнения способствуют в поддержании высокого уровня жизнедеятельности органов и систем организма и, главное, на что обращают внимание, что легкая атлетика имеет важное значение, как оздоровительное, профилактическое и лечебное.
По данным ряда специалистов показывается роль лёгкой атлетики в развитии двигательных качеств (быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости) у занимающихся.
Таким образом, учитывая положительную роль лёгкой атлетики мы определили актуальность исследовательской работы по определению влияния её на развитие двигательных качеств у старшеклассников с нарушениями слуха.
Теоретическая база исследования:
- научно-теоретические основы нарушений функций слухового аппарата [Загорянская М.Е., Румянцева М.Г., 2003; 2010; Королева И.В., Янн П.А., 2011; Швырев, A.A., 2012; Кокаева И.Ю., 2014; Королева И.В., 2016; Глухов В. П., 2017; Попова И.А. и др., 2019];
- возрастные особенности старшеклассников [Железнов Л.М., Попов Г.А., Ульянов О.В., Яхина И.М., 2013; Лысова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.М., 2017; Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2018; Дрокова, С.В., 2019 и др.];
- теоретические и методические аспекты адаптивной физической культуры [Шапкова Л.В., 2004; Евсеев, С.П., 2016; Евсеева О.Э., 2016; Харченко, Л.В., Т.В. Синельникова, В.Г. Турманидзе, 2016; Налобина, А.Н., 2019; Стоцкая Е.С., 2019; Ростомашвили Л. Н., 2020].
- теоретические основы развития двигательных качеств [Горская, И. Ю. и др., 2014; Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., 2014; Никитушкин В.Г., Германов Г.Н., Купчинов Р.И., 2016; Германов Г.Н., 2017 и др.];
- теоретико-практические аспекты легкой атлетики [Кравчук В.И., 2013; Никитушкин В.Г., Германов Г.Н., 2007; Забелина Л.Г., Нечунаева Е.Е., 2010; Онгарбаева Д.Т., Мадиева Г.Б., Алимханов Е.А., 2014; Германов Г.Н., Германова Е.Г., 2015; Караван А.В., Москаленко И.С., Сафонова О.А., Сафонов Д.В., 2015; Врублевский Е.П., 2016; Быченков С.В., Крыжановский С.Ю., 2019; Ермакова С. Г., Початкова О. Н., 2019; Шипов Н. А., Трофимов А. В., Авдеева С. Н., Буриков А. В., 2019 и др.].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по легкой атлетике со слабослышащими старшеклассниками.
Предмет исследования: средства лёгкой атлетики для развития двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников.
Цель исследования - улучшение двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников средствами лёгкой атлетики.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Выявить исходный уровень развития двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников.
2. Подобрать средства для учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике, направленных на развитие двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников.
3. Определить влияние средств легкой атлетики на развитие двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников.
Гипотеза исследования. Предполагается, что подобранные средства для учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике будут способствовать улучшению двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников.
Методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогическое наблюдение;
3) тестирование двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников;
4) педагогический эксперимент;
5) методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования предполагает раскрытие вопросов о положительном влияние учебно-тренировочных занятий по лёгкой атлетике на развитие двигательных качеств у старшеклассников, имеющих нарушения слуха.
Практическая значимость исследования. Подобранные средства для учебно-тренировочного процесса по лёгкой атлетике способствуют повышению уровня развития двигательных качеств у старшеклассников с нарушениями слуха. Результаты исследовательской работы данной бакалаврской работы будут полезны для использования их в учебном и учебно-тренировочном процессе педагогами, тренерами, учителями, инструкторами при работе со старшеклассниками, имеющими нарушения слуха.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 3 таблицы, 8 рисунков, список используемой литературы в количестве 46. Основной текст работы изложен на 51 страницах.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования пришли к следующим выводам:
1. Первое тестирование до начала проведения педагогического эксперимента не выявило достоверных различий (р >0,05) в пользу какой- либо из двух групп слабослышащих старшеклассников. Данный факт позволил судить об одинаково подобранных группах по уровню развития двигательных качеств.
2. Подобрали легкоатлетические упражнения и также упражнения из общей физической подготовки для проведения учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике с целью улучшения развития двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников экспериментальной группы.
3. После проведения педагогического эксперимента выявили достоверное различие (p<0,05) в пользу экспериментальной группы по следующим тестовым заданиям: «6-ти минутный тест», «Бег 200м», «Бег 30 м», «Частота движений в беге за 10 сек», «Приседание на одной ноге «пистолет»», «Прыжок в длину с места», «Наклон вперёд из положения сидя», «Челночный бег 3х10м».
4. В конце педагогического эксперимента также определили положительное достоверное изменение (прирост) (p<0,05) развития двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников экспериментальной группы: по тесту «6-ти минутный тест» - на 252,1 м; по тесту «Бег 200 м» - на 1,88 секунды; по тесту «Бег 30 м» - на 0,28 секунды; по тесту «Частота движений в беге за 10 сек» - на 3,26 количество касаний; по тесту «Приседание на одной ноге «пистолет»» - на 4,6 количества раз; по тесту «Прыжок в длину с места» - на 17,42 см; по тесту «Наклон вперёд из положения сидя» - на 2,76 см; по тесту «Челночный бег 3х10м» - на 0,57 секунды. У контрольной группы выявили
положительную динамику, но она не имела достоверных изменений в показателях, характеризующих развитие двигательных качеств.



1. Анатомия, физиология и патология органов слуха, зрения и речи: учебно-методическое пособие / составители И. А. Попова. - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 63 с.
2. Богомильский, М.Р. Нарушение слуха и их коррекция у детей - Москва, Российский вестник перинатологии и неонатологии, 2000. - №5. - С.20-24
3. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха /Р. М. Боскис. - М.: Просвещение, 1987.- 346с.
4. Быченков, С. В. Легкая атлетика : учебное пособие / С. В. Быченков, С. Ю. Крыжановский. - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. — 117 с.
5. Быченков, С. В. Теория и методика подготовки студентов по легкой атлетике : учебное пособие для СПО / С. В. Быченков, С. Ю. Крыжановский. - Саратов: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 110 с.
6. Возрастная анатомия человека [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. М. Железнов, Г. А. Попов, О. В. Ульянов, И. М. Яхина. - Электрон. текстовые данные. - Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2013. - 96 с.
7. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В. М. Ширшова. - Электрон. текстовые данные. - Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2017. - 398 с.
8. Врублевский, Е. П. Легкая атлетика. Основы знаний (в вопросах и ответах) [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. П. Врублевский. - Электрон. текстовые данные. - М.: Издательство «Спорт», 2016. - 240 с.
9. Германов, Г. Н. Урок легкой атлетики в школе. Часть I [Электронный ресурс]: монография / Г. Н. Германов, Е. Г. Германова. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Вузовское образование, 2015. - 242с.
10. Германов, Г. Н. Урок легкой атлетики в школе. Часть II: монография / Г. Н. Германов, Е. Г. Германова. - Саратов: Вузовское образование, 2015. - 441 с.
11. Глухов, В. П. Онтогенез речевой деятельности: учебное пособие / В. П. Глухов. — Москва: МПГУ, 2017. - 136 с.
12. Голованова Л.Е. Структура старческой тугоухости у пациентов. - СПб гериатрического центра. - Москва: Российская оториноларингология. - 2003. - №3. с.48-51
13. Губа, В. П. Методы математической обработки результатов спортивно-педагогических исследований: учебно-методическое пособие / Губа В.П., Пресняков В. - Москва: Человек, 2015. - 288 с.
14. Дрокова, С.В. Возрастная психология: учебное пособие для студентов-иностранцев / С.В. Дрокова. - 2-е изд. - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 69 с.
15. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Электронный ресурс]: учебник / С.П. Евсеев. - Электрон. текстовые данные. - М.: Издательство «Спорт», 2016. - 616 с.
16. Евсеева, О. Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / О. Э. Евсеева, С. П. Евсеев; под редакцией С. П. Евсеева. - Москва: Спорт-Человек, 2016. - 384 с.
17. Забелина, Л. Г. Легкая атлетика [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л. Г. Забелина, Е. Е. Нечунаева. - Электрон. текстовые данные. - Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2010. - 59 с.
18. Загорянская М.Е., Румянцева М.Г. Значение эпидемиологических методов исследования в профилактике нарушений слуха у детей - Москва: Российская оториноларингология, 2003. - №3. - С.79-83.
19. Загорянская, М. Е. Эпидемиологический подход к профилактике и лечению нарушений слуха у детей / М. Е. Загорянская, М. Г. Румянцева //Дефектология. - 2010. - № 6. - С. 48-55
20. Здравоохранение в России. 2019: Стат.сб./Росстат. - М., 2019. - 170с.
21. Кокаева, И. Ю. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения [Электронный ресурс]: учебное пособие для бакалавров, направления подготовки 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Логопедия» / И. Ю. Кокаева. - Электрон. текстовые данные. - Владикавказ: Северо-Осетинский государственный педагогический институт, 2014. - 138 с.
22. Королева И.В., Дети с нарушениями слуха: Книга для родителей и педагогов / Королева И.В., Янн П.А. - СПб.: КАРО, 2011. - 240 с.
23. Королева, И.В. Помощь детям с нарушением слуха [Электронный ресурс]: руководство для родителей и специалистов / И.В. Королева. - Электрон. текстовые данные. - СПб.: КАРО, 2016. - 304 с.
24. Кравчук, В. И. Легкая атлетика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие по дисциплине «Физическая культура» (раздел «Легкая атлетика») / В. И. Кравчук. - Электрон. текстовые данные. - Челябинск: Челябинский государственный институт культуры, 2013. - 184 с.
25. Легкая атлетика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. В.
Караван, И. С. Москаленко, О. А. Сафонова, Д. В. Сафонов. - Электрон. текстовые данные. - СПб.: Санкт-Петербургский государственный
архитектурно-строительный университет, ЭБС АСВ, 2015. - 85 с.
26. Легкая атлетика с методикой тренировки: учебно-методическое пособие для СПО / составители С. Г. Ермакова, О. Н. Початкова. - Саратов: Профобразование, 2019. - 80 с.
27. Легкая атлетика: учебно-методическое пособие / составители С. Г. Ермакова, О. Н. Початкова. - 2-е изд. - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 80 с.
28. Луценко С.А. Базовые виды двигательной деятельности и методики обучения. Лёгкая атлетика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / С.А. Луценко, С.В. Тухто, К.Ю. Заходякина. - Электрон. текстовые данные. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2008. - 84c.
29. Морозов, А. И. Легкая атлетика в программе подготовки студентов
факультета физической культуры и спорта: учебно-методическое пособие / А. И. Морозов. - Набережные Челны: Набережночелнинский
государственный педагогический университет, 2016. - 78 с.
30. Налобина, А. Н. Медицинские основы адаптивной физической культуры и спорта. Реабилитация и профилактика патологий: учебное пособие для СПО / А. Н. Налобина, Т. Н. Федорова. - Саратов: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 507 с.
31. Никитушкин, В. Г. Легкая атлетика в школе [Электронный ресурс]: учебное пособие / В. Г. Никитушкин, Г. Н. Германов. - Электрон. текстовые данные. - Воронеж: Истоки, 2007. - 609 с.
32. Никитушкин, В. Г. Метаучение о воспитании двигательных способностей: монография / В. Г. Никитушкин, Г. Н. Германов, Р. И. Купчинов. - Воронеж: Элист, 2016. - 507 с.
33. Овчинников Е.Л. Акустоволновая модель слуха: эффект возрастной эволюции улиткового протока. - Москва: Российская оториноларингология.
- 2003. - №3. с.106-111
34. Онгарбаева, Д. Т. Легкая атлетика с методикой преподавания [Электронный ресурс]: учебное пособие / Д. Т. Онгарбаева, Г. Б. Мадиева, Е. А. Алимханов. - Электрон. текстовые данные. - Алматы: Казахский национальный университет им. аль-Фараби, 2014. - 100 с.
35. Ростомашвили Л.Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ростомашвили Л.Н.- Электрон. текстовые данные.
- Москва: Издательство «Спорт», 2020. - 164 с.
36. Солодков А.С, Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Электронный ресурс]: учебник. / Е.Б. Сологуб, А.С. Солодков - М.: Спорт, 2018. - 620 с.
37. Специальная психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович [и др.]; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. - Минск: Выш. шк., 2012. - 511 с.
38. Сурдопедагогика: учеб. для студентов вузов, обуч. по
специальности 031600 "Сурдопедагогика" / И. Г. Багрова [и др.]; под ред. Е. Г. Речицкой. - Гриф МО. - Москва: Владос, 2014. - 655 с. - (Коррекционная педагогика). - Библиогр.: С. 652-655
39. Тарасов Д. И., Наседкин А. Н., Лебедев В. П., Токарев О. П. Тугоухость у детей. - М.: Медицина, 1984. - 239 с.
40. Физическая культура. Ускоренное передвижение и легкая атлетика: учебное пособие / Н. А. Шипов, А. В. Трофимов, С. Н. Авдеева, А. В. Буриков. - Саратов: Ай Пи Ар Медиа, 2019. - 105 с.
41. Харченко, Л.В. Теория и методика адаптивной физической культуры для лиц с сенсорными нарушениями [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.В. Харченко, Т.В. Синельникова, В.Г. Турманидзе. - Электрон. текстовые данные. - Омск: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2016. - 112 с.
42. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта Текст/ Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2014. - 480 с.
43. Частные методики адаптивной физической культуры. В 2 частях.
Ч.1. Частные методики адаптивной физической культуры у детей с нарушением слуха, речи, умственной отсталостью, общими расстройствами психологического развития: учебное пособие / составители Е. С. Стоцкая. - Омск: Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, 2019. - 196 с.
44. Шапкова, Л.В. Частные методики адаптивной физической культуры: Учеб. пособие. - М.: Советский спорт, 2004. - 464с.
45. Швырев А. А. Анатомия и физиология человека с основами общей патологии / А. А. Швырев; под. общ. ред. Р. Ф. Морозовой. - Изд. 5-е, стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2012 - 411, [1] с. - (Медицина).
46. Элективные курсы по физической культуре и спорту [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. В. Тычинин; Воронеж. гос. ун-т инж. технологий;
[науч. ред. В. М. Суханов]. - Воронеж: ВГУИТ: ЭБС АСВ, 2017. - 63 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ