Влияние лёгкой атлетики на двигательные качества у старшеклассников с нарушениями слуха
|
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ВЛИЯНИЮ СРЕДСТВ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 9
1.1. Причины нарушений слуха и их патология 9
1.2. Лёгкая атлетика, как средство развития двигательных качеств у
старшеклассников с нарушениями слуха 13
Выводы по главе 21
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Задачи исследования 23
2.2. Методы исследования 23
2.3. Организация исследования 28
Выводы по главе 30
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
Выводы по главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПО ВЛИЯНИЮ СРЕДСТВ ЛЁГКОЙ АТЛЕТИКИ НА РАЗВИТИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА 9
1.1. Причины нарушений слуха и их патология 9
1.2. Лёгкая атлетика, как средство развития двигательных качеств у
старшеклассников с нарушениями слуха 13
Выводы по главе 21
ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 23
2.1. Задачи исследования 23
2.2. Методы исследования 23
2.3. Организация исследования 28
Выводы по главе 30
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 31
Выводы по главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Актуальность исследования. В настоящее время тревожным считается состояние здоровья подрастающего поколения. Повышается категория детей и молодёжи, имеющих нарушения в состоянии здоровья. К таким относятся лица, имеющие нарушения слуха. Статистические данные о росте детей, у которых имеются нарушения слуха, в том числе его полного отсутствия или понижения функций органов слухового аппарата приводятся разными авторами. К ним относятся Загорянская М.Е., Румянцева М.Г., [2003], Королева И.В., [2016]; Харченко Л.В., [2016]. При этом по последним показателям, характеризующим состояние здоровья в Российской Федерации, представленным в статистическом сборнике «Здравоохранение в России» [2019] детей в возрасте 15-17 лет, имеющих болезни уха и сосцевидного отростка, составляет 151,8 тысяч. При этом на 100 000 детей 15-17 лет приходится 3598,5 (из них 69 имеют хронический отит).
Изучение и анализ литературы авторов Шапковой Л.В. [2004]; Харченко Л.В., [2016]; Евсеева С.П., [2016] и др. позволил также увидеть, что вместе с нарушениями слуха у данной категории детей наблюдаются и ряд других нарушений. Среди них встречаются такие, как нарушения моторных функций; отставание и дефицит двигательной сферы; различные сопутствующие заболевания и вторичные отклонения (например, нарушения осанки, отставание в психомоторном развитии, дисфункции иммунной системы и др.). Кроме того, встречаются нарушения деятельности дыхательных мышц, которые участвуют в голосообразовании и др.
Таким образом, мы видим необходимость привлечения детей с нарушения слуха к занятиям адаптивной физической культуры. Так как они способствуют гармоничному развитию данной категории детей, решают задачи, как общепедагогические (образовательные, воспитательные, оздоровительные), но также и специфические (коррекционные, компенсаторные, профилактические).
Кроме обязательных учебных занятий по адаптивной физической культуре старшеклассникам для повышения двигательной активности необходимо дополнительно заниматься в спортивных секциях. Лёгкая атлетика является одним из доступных видов спорта. Он включает такие двигательные действия, которые важны любому человеку в естественной жизни. К ним относятся ходьба, бег, прыжки и метания. По данным ряда авторов, лёгкая атлетика при правильном дозировании нагрузок способствует оздоровлению организма в целом. При этом влияет на развитие мышечной системы, улучшает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем организма. Специалисты Никитушкин В. Г. и Германов Г. Н. [2007] подчеркивают о великой роли легкоатлетических упражнений в укреплении здоровья. Они также отмечают, что легкоатлетические упражнения способствуют в поддержании высокого уровня жизнедеятельности органов и систем организма и, главное, на что обращают внимание, что легкая атлетика имеет важное значение, как оздоровительное, профилактическое и лечебное.
По данным ряда специалистов показывается роль лёгкой атлетики в развитии двигательных качеств (быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости) у занимающихся.
Таким образом, учитывая положительную роль лёгкой атлетики мы определили актуальность исследовательской работы по определению влияния её на развитие двигательных качеств у старшеклассников с нарушениями слуха.
Теоретическая база исследования:
- научно-теоретические основы нарушений функций слухового аппарата [Загорянская М.Е., Румянцева М.Г., 2003; 2010; Королева И.В., Янн П.А., 2011; Швырев, A.A., 2012; Кокаева И.Ю., 2014; Королева И.В., 2016; Глухов В. П., 2017; Попова И.А. и др., 2019];
- возрастные особенности старшеклассников [Железнов Л.М., Попов Г.А., Ульянов О.В., Яхина И.М., 2013; Лысова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.М., 2017; Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2018; Дрокова, С.В., 2019 и др.];
- теоретические и методические аспекты адаптивной физической культуры [Шапкова Л.В., 2004; Евсеев, С.П., 2016; Евсеева О.Э., 2016; Харченко, Л.В., Т.В. Синельникова, В.Г. Турманидзе, 2016; Налобина, А.Н., 2019; Стоцкая Е.С., 2019; Ростомашвили Л. Н., 2020].
- теоретические основы развития двигательных качеств [Горская, И. Ю. и др., 2014; Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., 2014; Никитушкин В.Г., Германов Г.Н., Купчинов Р.И., 2016; Германов Г.Н., 2017 и др.];
- теоретико-практические аспекты легкой атлетики [Кравчук В.И., 2013; Никитушкин В.Г., Германов Г.Н., 2007; Забелина Л.Г., Нечунаева Е.Е., 2010; Онгарбаева Д.Т., Мадиева Г.Б., Алимханов Е.А., 2014; Германов Г.Н., Германова Е.Г., 2015; Караван А.В., Москаленко И.С., Сафонова О.А., Сафонов Д.В., 2015; Врублевский Е.П., 2016; Быченков С.В., Крыжановский С.Ю., 2019; Ермакова С. Г., Початкова О. Н., 2019; Шипов Н. А., Трофимов А. В., Авдеева С. Н., Буриков А. В., 2019 и др.].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по легкой атлетике со слабослышащими старшеклассниками.
Предмет исследования: средства лёгкой атлетики для развития двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников.
Цель исследования - улучшение двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников средствами лёгкой атлетики.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Выявить исходный уровень развития двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников.
2. Подобрать средства для учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике, направленных на развитие двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников.
3. Определить влияние средств легкой атлетики на развитие двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников.
Гипотеза исследования. Предполагается, что подобранные средства для учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике будут способствовать улучшению двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников.
Методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогическое наблюдение;
3) тестирование двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников;
4) педагогический эксперимент;
5) методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования предполагает раскрытие вопросов о положительном влияние учебно-тренировочных занятий по лёгкой атлетике на развитие двигательных качеств у старшеклассников, имеющих нарушения слуха.
Практическая значимость исследования. Подобранные средства для учебно-тренировочного процесса по лёгкой атлетике способствуют повышению уровня развития двигательных качеств у старшеклассников с нарушениями слуха. Результаты исследовательской работы данной бакалаврской работы будут полезны для использования их в учебном и учебно-тренировочном процессе педагогами, тренерами, учителями, инструкторами при работе со старшеклассниками, имеющими нарушения слуха.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 3 таблицы, 8 рисунков, список используемой литературы в количестве 46. Основной текст работы изложен на 51 страницах.
Изучение и анализ литературы авторов Шапковой Л.В. [2004]; Харченко Л.В., [2016]; Евсеева С.П., [2016] и др. позволил также увидеть, что вместе с нарушениями слуха у данной категории детей наблюдаются и ряд других нарушений. Среди них встречаются такие, как нарушения моторных функций; отставание и дефицит двигательной сферы; различные сопутствующие заболевания и вторичные отклонения (например, нарушения осанки, отставание в психомоторном развитии, дисфункции иммунной системы и др.). Кроме того, встречаются нарушения деятельности дыхательных мышц, которые участвуют в голосообразовании и др.
Таким образом, мы видим необходимость привлечения детей с нарушения слуха к занятиям адаптивной физической культуры. Так как они способствуют гармоничному развитию данной категории детей, решают задачи, как общепедагогические (образовательные, воспитательные, оздоровительные), но также и специфические (коррекционные, компенсаторные, профилактические).
Кроме обязательных учебных занятий по адаптивной физической культуре старшеклассникам для повышения двигательной активности необходимо дополнительно заниматься в спортивных секциях. Лёгкая атлетика является одним из доступных видов спорта. Он включает такие двигательные действия, которые важны любому человеку в естественной жизни. К ним относятся ходьба, бег, прыжки и метания. По данным ряда авторов, лёгкая атлетика при правильном дозировании нагрузок способствует оздоровлению организма в целом. При этом влияет на развитие мышечной системы, улучшает деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и других систем организма. Специалисты Никитушкин В. Г. и Германов Г. Н. [2007] подчеркивают о великой роли легкоатлетических упражнений в укреплении здоровья. Они также отмечают, что легкоатлетические упражнения способствуют в поддержании высокого уровня жизнедеятельности органов и систем организма и, главное, на что обращают внимание, что легкая атлетика имеет важное значение, как оздоровительное, профилактическое и лечебное.
По данным ряда специалистов показывается роль лёгкой атлетики в развитии двигательных качеств (быстроты, выносливости, силы, гибкости и ловкости) у занимающихся.
Таким образом, учитывая положительную роль лёгкой атлетики мы определили актуальность исследовательской работы по определению влияния её на развитие двигательных качеств у старшеклассников с нарушениями слуха.
Теоретическая база исследования:
- научно-теоретические основы нарушений функций слухового аппарата [Загорянская М.Е., Румянцева М.Г., 2003; 2010; Королева И.В., Янн П.А., 2011; Швырев, A.A., 2012; Кокаева И.Ю., 2014; Королева И.В., 2016; Глухов В. П., 2017; Попова И.А. и др., 2019];
- возрастные особенности старшеклассников [Железнов Л.М., Попов Г.А., Ульянов О.В., Яхина И.М., 2013; Лысова Н.Ф., Айзман Р.И., Завьялова Я.Л., Ширшова В.М., 2017; Солодков А.С., Сологуб Е.Б., 2018; Дрокова, С.В., 2019 и др.];
- теоретические и методические аспекты адаптивной физической культуры [Шапкова Л.В., 2004; Евсеев, С.П., 2016; Евсеева О.Э., 2016; Харченко, Л.В., Т.В. Синельникова, В.Г. Турманидзе, 2016; Налобина, А.Н., 2019; Стоцкая Е.С., 2019; Ростомашвили Л. Н., 2020].
- теоретические основы развития двигательных качеств [Горская, И. Ю. и др., 2014; Холодов Ж.К., Кузнецов B.C., 2014; Никитушкин В.Г., Германов Г.Н., Купчинов Р.И., 2016; Германов Г.Н., 2017 и др.];
- теоретико-практические аспекты легкой атлетики [Кравчук В.И., 2013; Никитушкин В.Г., Германов Г.Н., 2007; Забелина Л.Г., Нечунаева Е.Е., 2010; Онгарбаева Д.Т., Мадиева Г.Б., Алимханов Е.А., 2014; Германов Г.Н., Германова Е.Г., 2015; Караван А.В., Москаленко И.С., Сафонова О.А., Сафонов Д.В., 2015; Врублевский Е.П., 2016; Быченков С.В., Крыжановский С.Ю., 2019; Ермакова С. Г., Початкова О. Н., 2019; Шипов Н. А., Трофимов А. В., Авдеева С. Н., Буриков А. В., 2019 и др.].
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по легкой атлетике со слабослышащими старшеклассниками.
Предмет исследования: средства лёгкой атлетики для развития двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников.
Цель исследования - улучшение двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников средствами лёгкой атлетики.
Для достижения поставленной цели в ходе педагогического исследования решались следующие задачи:
1. Выявить исходный уровень развития двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников.
2. Подобрать средства для учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике, направленных на развитие двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников.
3. Определить влияние средств легкой атлетики на развитие двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников.
Гипотеза исследования. Предполагается, что подобранные средства для учебно-тренировочного процесса по легкой атлетике будут способствовать улучшению двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников.
Методы исследования:
1) анализ научно-методической литературы;
2) педагогическое наблюдение;
3) тестирование двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников;
4) педагогический эксперимент;
5) методы математической статистики.
Теоретическая значимость исследования предполагает раскрытие вопросов о положительном влияние учебно-тренировочных занятий по лёгкой атлетике на развитие двигательных качеств у старшеклассников, имеющих нарушения слуха.
Практическая значимость исследования. Подобранные средства для учебно-тренировочного процесса по лёгкой атлетике способствуют повышению уровня развития двигательных качеств у старшеклассников с нарушениями слуха. Результаты исследовательской работы данной бакалаврской работы будут полезны для использования их в учебном и учебно-тренировочном процессе педагогами, тренерами, учителями, инструкторами при работе со старшеклассниками, имеющими нарушения слуха.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения, содержит 3 таблицы, 8 рисунков, список используемой литературы в количестве 46. Основной текст работы изложен на 51 страницах.
В результате проведенного исследования пришли к следующим выводам:
1. Первое тестирование до начала проведения педагогического эксперимента не выявило достоверных различий (р >0,05) в пользу какой- либо из двух групп слабослышащих старшеклассников. Данный факт позволил судить об одинаково подобранных группах по уровню развития двигательных качеств.
2. Подобрали легкоатлетические упражнения и также упражнения из общей физической подготовки для проведения учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике с целью улучшения развития двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников экспериментальной группы.
3. После проведения педагогического эксперимента выявили достоверное различие (p<0,05) в пользу экспериментальной группы по следующим тестовым заданиям: «6-ти минутный тест», «Бег 200м», «Бег 30 м», «Частота движений в беге за 10 сек», «Приседание на одной ноге «пистолет»», «Прыжок в длину с места», «Наклон вперёд из положения сидя», «Челночный бег 3х10м».
4. В конце педагогического эксперимента также определили положительное достоверное изменение (прирост) (p<0,05) развития двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников экспериментальной группы: по тесту «6-ти минутный тест» - на 252,1 м; по тесту «Бег 200 м» - на 1,88 секунды; по тесту «Бег 30 м» - на 0,28 секунды; по тесту «Частота движений в беге за 10 сек» - на 3,26 количество касаний; по тесту «Приседание на одной ноге «пистолет»» - на 4,6 количества раз; по тесту «Прыжок в длину с места» - на 17,42 см; по тесту «Наклон вперёд из положения сидя» - на 2,76 см; по тесту «Челночный бег 3х10м» - на 0,57 секунды. У контрольной группы выявили
положительную динамику, но она не имела достоверных изменений в показателях, характеризующих развитие двигательных качеств.
1. Первое тестирование до начала проведения педагогического эксперимента не выявило достоверных различий (р >0,05) в пользу какой- либо из двух групп слабослышащих старшеклассников. Данный факт позволил судить об одинаково подобранных группах по уровню развития двигательных качеств.
2. Подобрали легкоатлетические упражнения и также упражнения из общей физической подготовки для проведения учебно-тренировочных занятий по легкой атлетике с целью улучшения развития двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников экспериментальной группы.
3. После проведения педагогического эксперимента выявили достоверное различие (p<0,05) в пользу экспериментальной группы по следующим тестовым заданиям: «6-ти минутный тест», «Бег 200м», «Бег 30 м», «Частота движений в беге за 10 сек», «Приседание на одной ноге «пистолет»», «Прыжок в длину с места», «Наклон вперёд из положения сидя», «Челночный бег 3х10м».
4. В конце педагогического эксперимента также определили положительное достоверное изменение (прирост) (p<0,05) развития двигательных качеств у слабослышащих старшеклассников экспериментальной группы: по тесту «6-ти минутный тест» - на 252,1 м; по тесту «Бег 200 м» - на 1,88 секунды; по тесту «Бег 30 м» - на 0,28 секунды; по тесту «Частота движений в беге за 10 сек» - на 3,26 количество касаний; по тесту «Приседание на одной ноге «пистолет»» - на 4,6 количества раз; по тесту «Прыжок в длину с места» - на 17,42 см; по тесту «Наклон вперёд из положения сидя» - на 2,76 см; по тесту «Челночный бег 3х10м» - на 0,57 секунды. У контрольной группы выявили
положительную динамику, но она не имела достоверных изменений в показателях, характеризующих развитие двигательных качеств.



