Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ УМЕНИЯ СОБЛЮДАТЬ НОРМЫ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Работа №117478

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2017
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
114
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста умения соблюдать нормы морального поведения 9
1.1 Нравственное развитие детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Психолого-педагогические условия, способствующие формированию
у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения 15
1.3 Методика формирования нравственного поведения у детей старшего
дошкольного возраста 24
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет умения соблюдать нормы морального поведения 30
2.1 Изучение уровня сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать
нормы морального поведения 30
2.2 Содержание, формы и условия формирования у детей 5-7 лет умения
соблюдать нормы морального поведения 52
2.3 Работа с родителями по формированию у детей 5-7 лет умения
соблюдать нормы морального поведения 76
2.4 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 5-7 лет умения
соблюдать нормы морального поведении 82
Выводы по второй главе 93
Заключение 94
Список используемой литературы 96
Приложение 100


Актуальность исследования. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом «возрастном периоде закладываются основы нравственного поведения, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Р.С. Буре, A. В. Запорожца, И.В. Княжевой, В.К. Котырло, Т.А. Марковой, B. Г. Нечаевой, Ж. Пиаже, Т.А. Репиной, Е.В. Субботского, С.Г. Якобсона и др.» [1].
Согласно ФГОС ДО умение подчиняться разным правилам и социальным нормам, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками - один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. «Важно на этапе дошкольного детства сформировать базу знаний и практических навыков норм и правил морального поведения. Прежде всего, необходимо научиться с детства следить за своим поведением. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном образовании сегодня является повышение уровня поведения детей, формирование у них первоначальных представлений о нормах и правилах морального поведения» [1]. Это определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования умения соблюдать нормы и правила морального поведения. В исследованиях Н.В. Архангельского, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, А.А. Хвостова и др. выделены возрастные особенности дошкольников, позволяющие формировать умения соблюдать нормы морального поведения.
Однако проблема формирования у старших дошкольников умения соблюдать нормы и правила морального поведения специально не исследовалась, что определяет актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях касаются требований к психолого-педагогическим условиям, которые должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Однако в имеющейся педагогической и методической литературе для воспитателей не выделены комплексные психолого-педагогические условия, необходимые для формирования у детей старшего дошкольного возраста умения соблюдать нормы морального поведения, что определило актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Анализ научных исследований, нормативных документов и педагогической практики позволил нам выявить существующее противоречие: между целевыми ориентирами дошкольного образования - «необходимостью формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы и правила морального поведения - и отсутствием определенных и обоснованных психолого-педагогических условий осуществления данного процесса в» [1] дошкольных образовательных организациях.
«На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы и правила морального поведения» [1].
Исходя из актуальности данной проблемы, была определена тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирование у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
Исследование данной темы осуществляется нами с 2014 г. с бакалаврской работы (Т.В. Авнабова), выполненной под руководством доктора педагогических наук, профессора О.В. Дыбиной, поэтому некоторые элементы методологического аппарата, теоретические выводы и методика экспериментальной работы повторяются из бакалаврской работы. В данной магистерской диссертации мы углубили теоретические изыскания по проблеме формирование у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения, а также расширили экспериментальную работу.
«Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
«Объект исследования - процесс формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
«Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
«Исследование основано на гипотезе, согласно которой формирование у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- включение информации о нормах и правилах морального поведения в процесс организации разных видов детской деятельности;
- целенаправленное формирование у детей 5-7 лет способов
выполнения норм и правил морального поведения;
- расширение содержания развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию представлений и способов выполнения норм и правил морального поведения» [1].
«В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения, на данной основе выявить степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выделить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы и правила морального поведения.
3. Определить показатели и уровни сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики); эмпирические методы (беседа, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования.
Теоретической основой явились положения:
- о детстве как важнейшем периоде в становлении личности (В.В. Зеньковский, В.С. Мухина, П.М. Якобсон);
- психологических особенностях детей старшего дошкольного возраста (Н.В. Архангельский, Л.И. Божович, В.С. Мухина, А.А. Хвостов);
- нравственном развитии детей (Р.С. Буре, А.В. Запорожец, И.В. Княжева, В.К. Котырло, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон).
Основные этапы исследования. Исследование осуществляется поэтапно.
Первый этап - поисково-аналитический (2015-2016 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы.
Второй этап - экспериментальный (2016-2017 гг.). Разработка и апробация психолого-педагогических условий, обеспечивающих динамику формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2017 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ ООШ СПДС «Соколенок» село Верхнее Санчелеево. На разных этапах исследования участвовало 20 детей 5-7 лет.
Научная новизна исследования заключается в том, что доказана «возможность формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения; определены показатели, диагностические задания и уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выделены и обоснованы «психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
Практическая значимость исследования состоит в том, что в деятельности дошкольных образовательных организаций могут быть использованы диагностический материал для выявления уровня сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения, методический инструментарий по реализации условий и этапов формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования обсуждались на научно-методических семинарах, представлены в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, были представлены в выступлениях на секции кафедры «Дошкольная педагогика и психология» в рамках проведения ежегодной научно-практической конференции «Студенчески дни науки ТГУ», а также на научно-практических конференциях различного уровня (Всероссийских, региональных, городских). Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Комплексные психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения: включение информации о нормах и правилах морального поведения в процесс организации разных видов деятельности; целенаправленное формирование у детей 5-7 лет способов выполнения норм и правил морального поведения; расширение содержания развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию детьми представлений и способов выполнения норм и правил морального поведения.
2. Показатели и уровни сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения, характеризующиеся наличием представлений о нормах и правилах морального поведения; владением способами выполнения норм и правил морального поведения; желанием выполнять нормы и правила морального поведения; умением реализовывать представления и способы в поведении и деятельности.
Структура магистерской диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Анализ теоретических исследований свидетельствует, что в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста внимание следует уделить процессу формирования умения соблюдать нормы морального поведения, которое проявляется в наличии представлений о нормах и правилах морального поведения, владении способами выполнения норм и правил морального поведения, желании выполнять нормы и правила морального поведения, умении реализовывать представления и способы в поведении и деятельности.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о низком уровне сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения. Это связано с тем, что у дошкольников недостаточные знания о нормах поведения, слабо проявляется умение соблюдать данные правила, они не всегда реагируют адекватно на помощь взрослого, не владеют способами реализации правил поведения в деятельности.
Исследование доказало эффективность психолого-педагогических условий формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения: включение информации о нормах и правилах морального поведения в процессе организации разных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной и др.); целенаправленное формирование способов выполнения норм и правил морального поведения; расширение содержания предметно-пространственной среды для активизации умения реализовывать представления в самостоятельной деятельности детей.
Контрольный эксперимент показал наличие динамики уровня сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения. Произошли изменения в позиции взрослых, педагоги и родители стремились объединить свои воспитательные воздействия для обеспечения непрерывности процесса нравственного воспитания (в условиях дошкольной образовательной организации и в условиях семьи).
Данное исследование не является исперпывающим в решении рассматриваемой проблемы. Интерес представляет изучение преемственности в формировании умения соблюдать номы морального поведения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.



1. Авнабова, Т.В. (Вольнова, Т.В.) Формирование у детей 5-6 лет умения соблюдать нормы морального поведения [Текст] : бакалаврская работа : защищена 15.06.2015 / Т.В. Авнабова (Т.В. Вольнова). - Тольятти : Тольяттинский государственный университет, 2015. - 76 с.
2. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст] / В.И. Андреев. - М. : Академия, 1996.
3. Абраменкова, B.B. Совместная деятельность дошкольников как условие гуманного отношения к сверстникам [Текст] / В.В. Абраменкова // Вопросы психологии. - 1980. - № 5.
4. Божович, Л.И. Нравственное формирование личности дошкольника в коллективе [Текст] / Л.И. Божович, Т.Е. Конникова. - М., 1987.
5. Ботырко, Н.М. Учебник для студентов пед. вузов [Текст] / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.
6. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр [Текст] / В.М. Букатов. - М. : Просвещение, 1997. - 154 с.
7. Буре, Р.С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста [Текст] / Р.С. Буре // Ребенок в детском саду. - 2006. - N 5. - С. 16-17.
8. Вольнова, Т.В. К проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста умения соблюдать нормы морального поведения [Текст] / Т.В. Вольнова // Проблемы дошкольного образования на современном этапе : сб. науч. статей. Вып. 13 / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2015 (0,3 п.л.).
9. Вольнова, Т.В. Теоретические аспекты нравственного воспитания
детей дошкольного возраста [Текст] / Т.В. Вольнова // Дошкольник на современном этапе: материалы студенческой научно-практической
конференции, 28 марта -12 апреля 2016 г. Выпуск IX / Сост. О.В. Дыбина,
О.П. Болотникова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина. - Тольятти, 2016. - С. 37¬43.
10. Вольнова, Т.В. Изучение уровня сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения [Текст] / Т.В. Вольнова // Психолого-педагогические и технологические аспекты организации образовательной среды в условиях реализации ФГОСов: материалы международной научно-практической конференции (заочной) (Тольятти, 7¬28 ноября 2016 г.) / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. - Ульяновск : Издатель Качалин Александр Васильевич, 2016. - 0,3 п.л.
11. Гаврилова, П.О. Воспитание нравственных чувств [Текст] / П.О. Гаврилова. - М., 1984.
12. Гогоберидзе, А.Г Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения [Текст] / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб. : Питер, 2013. - 464 с.
13. Кияченко, Е.А. Воспитание осознанного отношения к правилам поведения у детей 5-6 лет [Текст] / Е.А. Кияченко, 1999. - 145 с.
14. Козлова, С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире [Текст] / С.А. Козлова // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 9. - С. 98-101.
15. Кон, И.С. Ребенок и общество [Текст] / И.С. Кон. - М. : Наука, 1988. - 270 с.
16. Коневская, Е.М. Формирование морально-ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста средствами художественной литературы [Текст] / Е.М. Коневская // Педагогическое образование и наука. - 2009. - N 6. - С. 31-34.
17. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание [Текст] / И.Ф. Свадовский. - М. : Просвещение. - 1972. -144 с.
18. Субботский, Е. В. Генезис морального поведения у дошкольников [Текст] / Е.В. Субботский // Вестник Московского университета. - 1978. - № 3.
19. Смирнова, Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам [Текст] / Е.О. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №4. - С. 73-76.
20. Урунтаева, Г.А. Детская психология [Текст] / Г.А. Урунтаева. - М. : Академия, 2000.
21. Харламов, И.Ф. Педагогика [Текст] / И.Ф. Харламов. - М. : Просвещение, 1990.
22. Черных, Т.В. Роль этических переживаний старшего дошкольника в процессе нравственного воспитания [Текст] / Т.В. Черных // Вестник Московского государственного областного университета. - СПб. : Педагогика. - 2010. - № 2. - С. 22-29.
23. Abramson, B.H. The formation of 5-7 year old children the ability to follow the norms and rules of moral behavior [Text] / B.H. Abramson // modern technical science and their development. - New York, 2006. - P. 40-46.
24. Adrian, J.B. The moral behavior of children of senior preschool age [Text] / J.B. Adrian // modern technical science and their development. - New York, 2007. - P. 25-31.
25. Babcock, A.L. The moral development of children of preschool age [Text] / A.L. Babcock // math journal for teachers and educators. - 2015. - № 7. - P. 600-615.
26. Campbell, Y.D. Psycho-pedagogical conditions of formation at children of the advanced preschool age the ability to abide by the rules of moral conduct [Text] / Y.D. Campbell // modern technical science and their development. - Boston, 2016. - P. 89-105.
27. Dickinson, M.N. Moral education at home and in kindergarten [Text] / M.N. Dickinson // modern technical science and their development. - New York,
2015. - P. 50-58.
28. Flatcher, O.R. The rules of the moral education of children of preschool age [Text] / O.R. Flatcher // math journal for teachers and educators. - 2016. - № 8. - P. 250-270.
29. Francis, K.M. Recommendations to parents about the proper education of moral behavior [Text] / K.M. Francis // math journal for teachers and educators. -
2016. - № 8. - P. 300-328.
30. James, S.F. Recommendations to parents about the proper education of moral behavior [Text] / S.F. James // modern technical science and their development. - Boston, 2016. - P. 43-52.
31. Kennedy, W.Z. Games on the formation of moral education in children of senior preschool age [Text] / W.Z. Kennedy // modern technical science and their development. - Madrid, 2016. - P. 12-21.
32. Longman, G.T. How to teach a child to be polite [Text] / G.T. Longman // modern technical science and their development. - Madrid, 2016. - P. 34-42.
33. Marlow, H.J. The culture of communication in preschool children [Text] / H.J. Marlow // math journal for teachers and educators. - 2010. - № 3. - P. 110¬115.
34. Mason, A.K. Psychological characteristics of children of senior preschool age [Text] / A.K. Mason // math journal for teachers and educators. - 2003. - № 9. - P. 50-63.
35. Nelson, S.P. How to teach the child how moral behavior [Text] / S.P. Nelson // modern technical science and their development. - New York, 2012. - P. 40-45.
36.Ogden, V.N. Advice for parents on fostering moral behavior in preschool children [Text] / V.N. Ogden // modern technical science and their development. - Madrid, 2013. - P. 382-455.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ