ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ УМЕНИЯ СОБЛЮДАТЬ НОРМЫ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
|
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста умения соблюдать нормы морального поведения 9
1.1 Нравственное развитие детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Психолого-педагогические условия, способствующие формированию
у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения 15
1.3 Методика формирования нравственного поведения у детей старшего
дошкольного возраста 24
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет умения соблюдать нормы морального поведения 30
2.1 Изучение уровня сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать
нормы морального поведения 30
2.2 Содержание, формы и условия формирования у детей 5-7 лет умения
соблюдать нормы морального поведения 52
2.3 Работа с родителями по формированию у детей 5-7 лет умения
соблюдать нормы морального поведения 76
2.4 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 5-7 лет умения
соблюдать нормы морального поведении 82
Выводы по второй главе 93
Заключение 94
Список используемой литературы 96
Приложение 100
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у детей старшего дошкольного возраста умения соблюдать нормы морального поведения 9
1.1 Нравственное развитие детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема 9
1.2 Психолого-педагогические условия, способствующие формированию
у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения 15
1.3 Методика формирования нравственного поведения у детей старшего
дошкольного возраста 24
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации психолого-педагогических условий формирования у детей 5-6 лет умения соблюдать нормы морального поведения 30
2.1 Изучение уровня сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать
нормы морального поведения 30
2.2 Содержание, формы и условия формирования у детей 5-7 лет умения
соблюдать нормы морального поведения 52
2.3 Работа с родителями по формированию у детей 5-7 лет умения
соблюдать нормы морального поведения 76
2.4 Выявление динамики в уровне сформированности у детей 5-7 лет умения
соблюдать нормы морального поведении 82
Выводы по второй главе 93
Заключение 94
Список используемой литературы 96
Приложение 100
Актуальность исследования. Дошкольный возраст - один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом «возрастном периоде закладываются основы нравственного поведения, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Р.С. Буре, A. В. Запорожца, И.В. Княжевой, В.К. Котырло, Т.А. Марковой, B. Г. Нечаевой, Ж. Пиаже, Т.А. Репиной, Е.В. Субботского, С.Г. Якобсона и др.» [1].
Согласно ФГОС ДО умение подчиняться разным правилам и социальным нормам, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками - один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. «Важно на этапе дошкольного детства сформировать базу знаний и практических навыков норм и правил морального поведения. Прежде всего, необходимо научиться с детства следить за своим поведением. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном образовании сегодня является повышение уровня поведения детей, формирование у них первоначальных представлений о нормах и правилах морального поведения» [1]. Это определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования умения соблюдать нормы и правила морального поведения. В исследованиях Н.В. Архангельского, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, А.А. Хвостова и др. выделены возрастные особенности дошкольников, позволяющие формировать умения соблюдать нормы морального поведения.
Однако проблема формирования у старших дошкольников умения соблюдать нормы и правила морального поведения специально не исследовалась, что определяет актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях касаются требований к психолого-педагогическим условиям, которые должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Однако в имеющейся педагогической и методической литературе для воспитателей не выделены комплексные психолого-педагогические условия, необходимые для формирования у детей старшего дошкольного возраста умения соблюдать нормы морального поведения, что определило актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Анализ научных исследований, нормативных документов и педагогической практики позволил нам выявить существующее противоречие: между целевыми ориентирами дошкольного образования - «необходимостью формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы и правила морального поведения - и отсутствием определенных и обоснованных психолого-педагогических условий осуществления данного процесса в» [1] дошкольных образовательных организациях.
«На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы и правила морального поведения» [1].
Исходя из актуальности данной проблемы, была определена тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирование у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
Исследование данной темы осуществляется нами с 2014 г. с бакалаврской работы (Т.В. Авнабова), выполненной под руководством доктора педагогических наук, профессора О.В. Дыбиной, поэтому некоторые элементы методологического аппарата, теоретические выводы и методика экспериментальной работы повторяются из бакалаврской работы. В данной магистерской диссертации мы углубили теоретические изыскания по проблеме формирование у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения, а также расширили экспериментальную работу.
«Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
«Объект исследования - процесс формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
«Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
«Исследование основано на гипотезе, согласно которой формирование у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- включение информации о нормах и правилах морального поведения в процесс организации разных видов детской деятельности;
- целенаправленное формирование у детей 5-7 лет способов
выполнения норм и правил морального поведения;
- расширение содержания развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию представлений и способов выполнения норм и правил морального поведения» [1].
«В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения, на данной основе выявить степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выделить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы и правила морального поведения.
3. Определить показатели и уровни сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики); эмпирические методы (беседа, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования.
Теоретической основой явились положения:
- о детстве как важнейшем периоде в становлении личности (В.В. Зеньковский, В.С. Мухина, П.М. Якобсон);
- психологических особенностях детей старшего дошкольного возраста (Н.В. Архангельский, Л.И. Божович, В.С. Мухина, А.А. Хвостов);
- нравственном развитии детей (Р.С. Буре, А.В. Запорожец, И.В. Княжева, В.К. Котырло, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон).
Основные этапы исследования. Исследование осуществляется поэтапно.
Первый этап - поисково-аналитический (2015-2016 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы.
Второй этап - экспериментальный (2016-2017 гг.). Разработка и апробация психолого-педагогических условий, обеспечивающих динамику формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2017 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ ООШ СПДС «Соколенок» село Верхнее Санчелеево. На разных этапах исследования участвовало 20 детей 5-7 лет.
Научная новизна исследования заключается в том, что доказана «возможность формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения; определены показатели, диагностические задания и уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выделены и обоснованы «психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
Практическая значимость исследования состоит в том, что в деятельности дошкольных образовательных организаций могут быть использованы диагностический материал для выявления уровня сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения, методический инструментарий по реализации условий и этапов формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования обсуждались на научно-методических семинарах, представлены в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, были представлены в выступлениях на секции кафедры «Дошкольная педагогика и психология» в рамках проведения ежегодной научно-практической конференции «Студенчески дни науки ТГУ», а также на научно-практических конференциях различного уровня (Всероссийских, региональных, городских). Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Комплексные психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения: включение информации о нормах и правилах морального поведения в процесс организации разных видов деятельности; целенаправленное формирование у детей 5-7 лет способов выполнения норм и правил морального поведения; расширение содержания развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию детьми представлений и способов выполнения норм и правил морального поведения.
2. Показатели и уровни сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения, характеризующиеся наличием представлений о нормах и правилах морального поведения; владением способами выполнения норм и правил морального поведения; желанием выполнять нормы и правила морального поведения; умением реализовывать представления и способы в поведении и деятельности.
Структура магистерской диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Согласно ФГОС ДО умение подчиняться разным правилам и социальным нормам, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками - один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. «Важно на этапе дошкольного детства сформировать базу знаний и практических навыков норм и правил морального поведения. Прежде всего, необходимо научиться с детства следить за своим поведением. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном образовании сегодня является повышение уровня поведения детей, формирование у них первоначальных представлений о нормах и правилах морального поведения» [1]. Это определяет актуальность исследования на социально-педагогическом уровне.
Старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным для формирования умения соблюдать нормы и правила морального поведения. В исследованиях Н.В. Архангельского, Л.И. Божович, В.С. Мухиной, А.А. Хвостова и др. выделены возрастные особенности дошкольников, позволяющие формировать умения соблюдать нормы морального поведения.
Однако проблема формирования у старших дошкольников умения соблюдать нормы и правила морального поведения специально не исследовалась, что определяет актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях касаются требований к психолого-педагогическим условиям, которые должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям. Однако в имеющейся педагогической и методической литературе для воспитателей не выделены комплексные психолого-педагогические условия, необходимые для формирования у детей старшего дошкольного возраста умения соблюдать нормы морального поведения, что определило актуальность исследования на научно-методическом уровне.
Анализ научных исследований, нормативных документов и педагогической практики позволил нам выявить существующее противоречие: между целевыми ориентирами дошкольного образования - «необходимостью формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы и правила морального поведения - и отсутствием определенных и обоснованных психолого-педагогических условий осуществления данного процесса в» [1] дошкольных образовательных организациях.
«На основании выделенного противоречия сформулирована проблема исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы и правила морального поведения» [1].
Исходя из актуальности данной проблемы, была определена тема исследования: «Психолого-педагогические условия формирование у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
Исследование данной темы осуществляется нами с 2014 г. с бакалаврской работы (Т.В. Авнабова), выполненной под руководством доктора педагогических наук, профессора О.В. Дыбиной, поэтому некоторые элементы методологического аппарата, теоретические выводы и методика экспериментальной работы повторяются из бакалаврской работы. В данной магистерской диссертации мы углубили теоретические изыскания по проблеме формирование у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения, а также расширили экспериментальную работу.
«Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
«Объект исследования - процесс формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
«Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
«Исследование основано на гипотезе, согласно которой формирование у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения возможно при следующих психолого-педагогических условиях:
- включение информации о нормах и правилах морального поведения в процесс организации разных видов детской деятельности;
- целенаправленное формирование у детей 5-7 лет способов
выполнения норм и правил морального поведения;
- расширение содержания развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию представлений и способов выполнения норм и правил морального поведения» [1].
«В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования раскрыть и охарактеризовать процесс формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения, на данной основе выявить степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Выделить и экспериментально проверить психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы и правила морального поведения.
3. Определить показатели и уровни сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
В исследовании использовался комплекс взаимодополняющих методов: теоретические методы (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта и массовой практики); эмпирические методы (беседа, наблюдение, психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы); методы обработки результатов (качественный и количественный анализы результатов исследования.
Теоретической основой явились положения:
- о детстве как важнейшем периоде в становлении личности (В.В. Зеньковский, В.С. Мухина, П.М. Якобсон);
- психологических особенностях детей старшего дошкольного возраста (Н.В. Архангельский, Л.И. Божович, В.С. Мухина, А.А. Хвостов);
- нравственном развитии детей (Р.С. Буре, А.В. Запорожец, И.В. Княжева, В.К. Котырло, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Т.А. Репина, Е.В. Субботский, С.Г. Якобсон).
Основные этапы исследования. Исследование осуществляется поэтапно.
Первый этап - поисково-аналитический (2015-2016 гг.). Определение проблемы исследования, уточнение объекта, предмета, цели, задач, понятийного аппарата; составление программы исследования; анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности исследуемой проблемы.
Второй этап - экспериментальный (2016-2017 гг.). Разработка и апробация психолого-педагогических условий, обеспечивающих динамику формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения.
Третий этап - заключительно-обобщающий (2017 г.). Обработка, анализ и интерпретация результатов проведенного эксперимента, уточнение основных выводов, обобщение, систематизация и оформление материалов магистерской диссертации.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ ООШ СПДС «Соколенок» село Верхнее Санчелеево. На разных этапах исследования участвовало 20 детей 5-7 лет.
Научная новизна исследования заключается в том, что доказана «возможность формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения; определены показатели, диагностические задания и уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выделены и обоснованы «психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения» [1].
Практическая значимость исследования состоит в том, что в деятельности дошкольных образовательных организаций могут быть использованы диагностический материал для выявления уровня сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения, методический инструментарий по реализации условий и этапов формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения.
Апробация результатов исследования.
Материалы исследования обсуждались на научно-методических семинарах, представлены в отчетах по научно-исследовательской работе в семестре, были представлены в выступлениях на секции кафедры «Дошкольная педагогика и психология» в рамках проведения ежегодной научно-практической конференции «Студенчески дни науки ТГУ», а также на научно-практических конференциях различного уровня (Всероссийских, региональных, городских). Материалы исследования нашли отражение в 4 публикациях.
Основные положения, выносимые на защиту.
1. Комплексные психолого-педагогические условия формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения: включение информации о нормах и правилах морального поведения в процесс организации разных видов деятельности; целенаправленное формирование у детей 5-7 лет способов выполнения норм и правил морального поведения; расширение содержания развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию детьми представлений и способов выполнения норм и правил морального поведения.
2. Показатели и уровни сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения, характеризующиеся наличием представлений о нормах и правилах морального поведения; владением способами выполнения норм и правил морального поведения; желанием выполнять нормы и правила морального поведения; умением реализовывать представления и способы в поведении и деятельности.
Структура магистерской диссертации: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.
Проведенное исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу и позволило сделать следующие выводы.
Анализ теоретических исследований свидетельствует, что в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста внимание следует уделить процессу формирования умения соблюдать нормы морального поведения, которое проявляется в наличии представлений о нормах и правилах морального поведения, владении способами выполнения норм и правил морального поведения, желании выполнять нормы и правила морального поведения, умении реализовывать представления и способы в поведении и деятельности.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о низком уровне сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения. Это связано с тем, что у дошкольников недостаточные знания о нормах поведения, слабо проявляется умение соблюдать данные правила, они не всегда реагируют адекватно на помощь взрослого, не владеют способами реализации правил поведения в деятельности.
Исследование доказало эффективность психолого-педагогических условий формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения: включение информации о нормах и правилах морального поведения в процессе организации разных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной и др.); целенаправленное формирование способов выполнения норм и правил морального поведения; расширение содержания предметно-пространственной среды для активизации умения реализовывать представления в самостоятельной деятельности детей.
Контрольный эксперимент показал наличие динамики уровня сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения. Произошли изменения в позиции взрослых, педагоги и родители стремились объединить свои воспитательные воздействия для обеспечения непрерывности процесса нравственного воспитания (в условиях дошкольной образовательной организации и в условиях семьи).
Данное исследование не является исперпывающим в решении рассматриваемой проблемы. Интерес представляет изучение преемственности в формировании умения соблюдать номы морального поведения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Анализ теоретических исследований свидетельствует, что в нравственном воспитании детей старшего дошкольного возраста внимание следует уделить процессу формирования умения соблюдать нормы морального поведения, которое проявляется в наличии представлений о нормах и правилах морального поведения, владении способами выполнения норм и правил морального поведения, желании выполнять нормы и правила морального поведения, умении реализовывать представления и способы в поведении и деятельности.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствуют о низком уровне сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения. Это связано с тем, что у дошкольников недостаточные знания о нормах поведения, слабо проявляется умение соблюдать данные правила, они не всегда реагируют адекватно на помощь взрослого, не владеют способами реализации правил поведения в деятельности.
Исследование доказало эффективность психолого-педагогических условий формирования у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения: включение информации о нормах и правилах морального поведения в процессе организации разных видов детской деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, коммуникативной, изобразительной и др.); целенаправленное формирование способов выполнения норм и правил морального поведения; расширение содержания предметно-пространственной среды для активизации умения реализовывать представления в самостоятельной деятельности детей.
Контрольный эксперимент показал наличие динамики уровня сформированности у детей 5-7 лет умения соблюдать нормы морального поведения. Произошли изменения в позиции взрослых, педагоги и родители стремились объединить свои воспитательные воздействия для обеспечения непрерывности процесса нравственного воспитания (в условиях дошкольной образовательной организации и в условиях семьи).
Данное исследование не является исперпывающим в решении рассматриваемой проблемы. Интерес представляет изучение преемственности в формировании умения соблюдать номы морального поведения у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРАВИЛАХ ПОВЕДЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЯХ
Магистерская диссертация, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ПОЗИТИВНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ЭТИКЕТНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Теоретические аспекты социально- нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами художественной деятельности
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2022 - Воспитание социально-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством художественной деятельности
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Совершенствование правовой культуры педагогов в профессиональной деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017



