Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические условия патриотического воспитания младших школьников (Российский новый университет)

Работа №117386

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2023
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
176
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: 3 класс школа № 29 (г. Курск).
Выборка: 22 ученика (возраст 9-10 лет).
Есть приложения.

Введение ………………3
Глава 1. Теоретические основы патриотического воспитания младших школьников ………7
1.1. Понятие «патриотизм» и «патриотическое воспитание» …………………… 7
1.2. Характеристика младшего школьного возраста ……………………………... 14
1.3. Методы и формы патриотического воспитания младших школьников в процессе обучения19
Глава 2. Опытно - поисковая работа по воспитанию патриотизма у младших школьников во внеурочной работе …29
2.1. Организация проведения методик патриотического воспитания……………29
2.2. Программа формирования патриотического воспитания у младших школьников ….43
2.3. Результаты проверки результативности программы по формированию патриотического воспитания у младших школьников…………………46
Заключение ………………………………………………………………………….51
Список используемой литературы ………53
Приложения …………………………………………………………………………56

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач современной школы, так как детство и юность – наиболее благоприятное время для воспитания и привития, одного из важнейших чувств, любви к Родине.
Патриотизм - одна из важнейших характеристик общего развития личности.
Ученик начальной школы должен знать историю своей родины и иметь чувство гордиться им и его народом, уважать этот великий подвиг и достижение. Школы сыграли очень важную роль в воспитании таких качеств. Патриотическое воспитание юных школьников направлено на формирование ценностной ориентации, качества и кодекса поведение ученика, гражданина и патриота России.
В процессе патриотического воспитания учащиеся знакомятся с процессом формирования социальных идеалов и моральных принципов, сформулированных на основе современной государственной образовательной политики.
На этапе начальной школы мировоззрение детей происходит на эмоциональном уровне, они формируют представления о своей родине, своей малой Родине и своей стране. Основанные на чувствах и эмоциях, эти идеи наиболее эффективны в патриотическом воспитании.
Значение проблемы патриотического воспитания учеников законодательно закреплено в нормативно-правовых документах. На данном этапе проблемой патриотического воспитания школьников занимаются А. Н. Вырщиков, А. Я. Данилюк, Д. С. Лихачев, В. Е. Мусина, И. Ю. Синельников и др.
Так, в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ, в статье 3 сказано, что образовательная политика должна основываться на «воспитании гражданственности, ответственности и патриотизма [2]. Правительством РФ утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» [4].
Патриотическое воспитание как важнейшая часть образовательного процесса закреплено в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования: в п. 7 указано, что в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества [3, с. 33].
Стандарт ориентирован на становление таких личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»), как «любящий свой народ, свой край и свою Родину» (п. 8 ФГОС НОО).
Воспитание патриотизма в раннем детстве направлено на формирование у учащихся ценностных ориентаций, качеств и норм поведения, чтобы они стали гражданами и патриотами России.
В процессе патриотического воспитания осуществляется процесс приобщения учащихся к общественным идеалам и нравственным принципам, лежащим в основе современной отечественной образовательной политики.
Следует обратить внимание на то, что патриотическое воспитание, как направление воспитательной работы связано и с другими сферами (гражданским, нравственным, трудовым, эстетическим и другими видами воспитания), что представляет собой гораздо более сложное сочетание, чем соотношение части и целого.
Воспитание гражданского патриотизма является одним из основных направлений воспитательной работы образовательных учреждений. Это связано с акцентом на базовых ценностях формирования личности, таких как уважение к прошлому, настоящему и будущему Родины, уважение к традициям, обычаям и законам страны, толерантность по отношению к другим странам, активная гражданская позиция.
В российском обществе заметно повышение общественного статуса патриотического воспитания. Сложившееся в настоящее время положение требует более активных и действенных мер со стороны, как государства, так и системы образования и всего общества по формированию у учащихся младшего школьного возраста патриотической воспитанности.
Важность патриотического воспитания и его роль в образовательном процессе младших школьников определены в работах таких авторов, как: Г. В. Дмитриенко, А. И. Красновой, Г. Н. Мусс, В. И. Лутовинова, Т. М. Масловой.
Особенности патриотического воспитания младших школьников во внеурочной деятельности, методы и формы воспитания рассмотрены такими авторами, как: Л. Н. Авдеевой, О. В. Власковой, Н. Е. Мазыкиной.
Организационно – педагогические условия оптимизации патриотического воспитания на современном этапе выделены С. В. Кривых, Н. Г. Миловановой.
Нормы нравственного воспитания определяют такие авторы как: В. И. Лутовинов, Т. М. Маслов, И. Ф. Харламов.
Актуальностью темы считается патриотическое образование подрастающего поколения, которое всякий раз станет одной из наиглавнейших задач общеобразовательных учреждений, так как младший школьный возраст – исключительно благодатная пора для привития священного ощущения любви к Родине.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что обществу не хватает морали. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и культурной деградации является утрата патриотизма - как одной из духовных ценностей народа.
Само понятие «патриотизм» обесценивается обществом. Девальвация происходит из-за того, что люди отдают предпочтение ложным ценностям.
Это проявляется в отчуждении подрастающего поколения от страны. культуры, социально-исторического опыта, традиций и духовной истории.
Цель работы – выявить особенности формирования патриотического воспитания учащихся начальных классов.
Объект исследования - процесс патриотического воспитания младших школьников.
Предмет исследования – психолого-педагогические условия формирования основ патриотического воспитания у младших школьников.
Мы предполагаем, что гипотезой данного исследования является активизация патриотического воспитания в начальной школе, основанная на использовании в учебной и внеурочной деятельности наиболее эффективных форм и средств, стимулирующих воспитательный процесс, создающих благоприятные взаимоотношений в коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить, следующие задачи исследования:
1. Изучить сущность патриотического воспитания школьников.
2. Выявить особенности, средства и методы формирования основ патриотического воспитания у младших школьников.
3. Изучить уровень патриотического воспитания младших школьников.
4. Изучить характеристику младшего школьного возраста при формировании патриотического воспитания.
Экспериментальная база исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 29 с углублённым изучением отдельных предметов имени И. Н. Зикеева города Курска Курской области». Выборку составили учащиеся 3 класса в составе 22 человек. Для диагностического исследования были применены следующие методики: методика кандидата психологических наук С. М. Петровой «Притчи», методика Л. И. Царевой «Незаконченное предложение» и методика Н. В. Савельевой «Я – патриот».
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, представленные в выпускной работе, помогут в организации патриотического воспитания младших школьников.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
В заключении изложены основные выводы по проблеме исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Являясь одним из видов многоплановой, масштабной и стабильно реализовываемой деятельности, патриотическое воспитание включает в себя социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, тем самым, охватывая своим влиянием все поколения, пронизывая все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую, опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы.
Патриотическое воспитание является важной частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов.
На основе определения понятия «патриотическое воспитание» и выявленных структурных компонентов были определены критерии патриотического воспитания:
- когнитивный;
- эмоциональный;
- поведенческий.
В работе образования необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников, это период духовного роста, возникновения новых требований и нового образа – ученика. Учебная деятельность должна проходить в единстве с игровой и трудовой деятельностью.
Для достижения определенного результата педагоги используют различные средства и методы, например: дискуссию, работу с книгой, исследовательский метод, конкурсы, познавательные игры, разбор жизненных ситуаций, экскурсии и др.
Внеклассные мероприятия являются неотъемлемой частью учебного процесса и формой организации свободного времени учащихся, что воспитывает патриотизм, гражданскую позицию и гордость за свою страну уже в школьном возрасте.
Во второй главе было проведено опытно-поисковое исследование, которое осуществлялось на базе МБОУ «СОШ № 29 с углубленным изучением отдельных предметов им. И. Н. Зикеева» г. Курска». В исследовании принял участие 3 класс, в составе 22 человек. Работа проводилась в 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Для определения уровня сформированности патриотического воспитания были применены следующие методики: методика «Незаконченное предложение», направленная на изучение когнитивного критерия, методика «Пословицы», с помощью данной методики был исследован эмоциональный критерий, методика «Я – Патриот» поведенческий критерий.
В результате проведенного среди младших школьников комплекса занятий, повысился уровень патриотической воспитанности. у детей младшего школьного возраста. Таким образом, поставленная цель работы достигнута, все задачи решены.



1. Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации Российского образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года.
2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2015. / Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. - 33 с.
4. Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493).
5. Бахтин, Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Текст] / Ю. К. Бахтин // Молодой ученый. – 2014. – № 10. – С. 349–352.
6. Васильева-Рождественская, М. Историко-бытовой танец [Текст] / М. Васильева-Рождественская //. - М.: Издательство «Искусство», 2013. - 56 с.
7. Корнеева Т. П, Паршина Т. Б. Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в период реализации ФГОС. Методические рекомендации [Текст] / авт.-сост.: – Пенза, 2016. – 116 с.
8. Козлова, Т.В. Критерии оценки патриотической воспитанности учащихся начальных классов в процессе усвоения родиноведческих знаний / Т.В. Козлова // Интеграция образования. – 2012. – №1. – С. 67-70.
9. Кривых С.В., Милованова Н.Г. Организационно – педагогические условия оптимизации патриотического воспитания на современном этапе//Вестник ТОГИРРО. – 2015. - №1. – С.295-301.
10. Лутовинов, В. И. Современный российский патриотизм: сущность, особенности, основные направления [Текст] / В. И. Лутовинов // Studia Humanitatis. – 2013. – № 2. – С. 18–45
11. Лях, В.И. Координационные способности школьников [Текст] / В. И. Лях //. - Минск: Полымя, 2014. - 117 с.).
12. Маклаков, А.Г. Общая психология [Текст]: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2016. – 583 с.
13. Молчанова Н. В. Применение потенциала туристской деятельности в области патриотического воспитания [Текст] / Н. В. Молчанова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 3. – С. 63–67.
14. Манина, Л.И. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев [Текст] / Л.И. Манина // Вестник Тамбовского университета. – 2008. – №7. – С. 285-288.
15. Мясников А. А. Патриотическое воспитание как условие формирования российской идентичности у младшего школьника [Текст] / А. А. Мясников // Обучение и воспитание: методики и практика. – 2013. – № 5. – С. 14–19.
16. Нагорнова А.Ю. Сущность и основные компоненты патриотического воспитания детей младшего возраста//Сборник трудов конференции: Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации, 2014. – С.403-407.
17. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений [Текст] / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. – Москва: Азбуковник, 2013. – 944 с.
18. Парфенова В. В. Краеведческий подход при изучении биологии: анализ состояния проблемы в практике преподавания предмета [Текст] / В.В. Парфенова // Идеи и проекты молодежи России. В мире исследований / гл. ред. М. П. Нечаев. – Чебоксары 2016. – С. 116–122.
19. Печенкина Е. С. Нравственно-патриотическое воспитание младших школьников [Текст] / Е. С. Печенкина, Т. М. Накарякова, О. А. Белобородова // Вестник научных конференций. – 2017. – № 2-6 (18). – С. 83–84.
20. Подласый И. П. Педагогика [Текст] / И. П. Подласый //. - М.: Владос, 2014. -145 с.
21. Прибылое Г. Н. Методические рекомендации и программа по классическому танцу для самодеятельных хореографических коллективов [Текст] / Г. Н. Прибылое //. - М.: 2014. -111 с.
22. Сагалаков Н. У. Национальный детский праздник как педагогическая система [Текст] / Н. У. Сагалаков // Методист. – 2014. – № 4. – С. 11–14
23. Тарасов Н.И. Классический танец. 3-е изд. [Текст] / Н. И. Тарасов //. - СПб.: Издательство «Лань», 2015. - 496 с.
24. Тютюсова Е. С. Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников в условиях реализации ФГОС [Текст] / Е. В. Тютюсова // Ученые заметки ТОГУ. – 2016. – Т. 7. № 4-2. – С. 492–495
25. Хохлова, В. А. Патриотическое воспитание младших школьников как составная часть педагогического процесса [Текст] / В. А. Хохлова // Молодой ученый. – 2016. – № 29 (133). – С. 606–607.
26. Циулина М. В. Технология создания патриотической воспитательной среды в школе [Текст] / М. В. Циулина // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2016. – № 7. – С. 124–127.
27. Чиглинцев В. М. Диагностика патриотического воспитания младших школьников: проблема разработки критериев [Текст] / 74 В. М. Чиглинцев, Д. С. Бенклеев // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2017. – Т. 1. № 3. – С. 44–47.
28. Чубарева Т. С. Патриотическое воспитание младших школьников [Текст] / Т. С. Чубарева // Вестник научных конференций. – 2016. – № 8-1 (12). – С. 132–134.
29. Ярмолович Л., Классический танец [Текст] / Л. Ярмолович //. - М.: Музыка, 2012. - 59 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ