Введение 4
Глава 1 Основы правового статуса Конституционного Суда 7
1.1 История становления конституционного контроля в России 7
1.2 Органы конституционного контроля зарубежных стран 13
Глава 2 Правовой статус Конституционного Суда РФ 22
2.1 Конституционный Суд в системе органов государственной власти 22
2.2 Структура и организация Конституционного Суда РФ 26
2.3 Компетенция Конституционного Суда РФ 31
2.4 Основы правового статуса судьи Конституционного Суда РФ 37
Глава 3 Правовая природа решений Конституционного Суда РФ 45
3.1 Значение решений Конституционного Суда РФ 45
3.2 Проблемы реализации решений Конституционного Суда РФ 50
3.3 Правовые позиции Конституционного Суда РФ 57
Заключение 65
Список используемой литературы и используемых источников 69
Конституционный Суд Российской Федерации является специализированным судебным органом конституционного контроля, впервые появившемся уже в новейшее время. В царской России с её приверженностью самодержавию и абсолютизму конституционному контролю места не было, в СССР и РСФСР, в частности, имел место неспециализированный конституционный контроль, который выполнялся судами общей юрисдикции, лишь ближе к распаду СССР наметилась тенденция к созданию специализированного органа, проверяющего нормативно-правовые акты на соответствие Основному закону.
В современной истории России Конституционный Суд играет важную роль: проверяет внутренние нормативно-правовые акты на соответствие Конституции как по заявлению иных органов и должностных лиц, так и по заявлениям граждан, анализирует допустимость и соответствие Конституции международных договоров и актов международных судов, дает официальное толкование Конституции, а его определения и постановления являются негласным источником права. Несмотря на значимость данного органа, его не обошел ряд проблем, которые требовали и требует соответствующих изменений в законодательство России, поэтому выбранная тема дипломной работы представляется весьма актуальной.
Конституционно-правовому статусу Конституционного суда посвящены многочисленные работы ученых-конституционалистов, поэтому тема дипломной работы является весьма разработанной, однако особый интерес представляют изменения, внесенные в Конституцию РФ в 2020 году, которые коснулись, в том числе, и Конституционного Суда РФ.
Объектом исследования стали общественные отношения, связанные с реализацией Конституционным судом своих полномочий. Предметом выступили правовые нормы, регламентирующие конституционно-правовой статус Конституционного Суда РФ.
Целью исследования стало формирование основных положений о сущности правового статуса Конституционного Суда РФ, выявление связанных с ним проблем и предложение их решений. Для достижения указанной цели были сформированы следующие задачи:
- проанализировать историю становления конституционного контроля в России;
- изучить состояние конституционного контроля в зарубежных странах;
- определить место Конституционного Суда в системе органов государственной власти;
- изучить структуру Конституционного Суда;
- проанализировать компетенцию Конституционного Суда;
- изучить основы правового статуса судей Конституционного Суда;
- проанализировать правовую природу решений Конституционного Суда.
Нормативной базой работы послужили нормативно-правовые акты действующего законодательства, в частности Конституция РФ, ФКЗ «О Конституционном Суде РФ» и другие акты. В качестве научной базы использовались как классические работы ученых-юристов, так и новые актуальные исследования таких ученых как, А.В. Белоногов, Р.Н. Волков, Г.А. Гаджиев, Ю.А. Егорова, В.Д. Зорькин, Л.В. Лазарев, М.М. Мухлынина и других. Эмпирической базой послужили решения Конституционного Суда РФ.
При проведении данного исследования были использованы, в большинстве своем, общенаучные методы, такие, как анализ, синтез, дедукция, исторический метод, но равно и специально-юридические, в частности сравнительно-правовой, историко-правовой и другие.
Содержание дипломной работы. Глава 1. Основы правового статуса Конституционного Суда; 1.1 История становления конституционного контроля в России; 1.2 Органы конституционного контроля зарубежных стран;
Глава 2. Правовой статус Конституционного Суда РФ; 2.1 Конституционный Суд в системе органов государственной власти; 2.2 Структура и организация Конституционного Суда; 2.3 Компетенция Конституционного Суда; 2.4 Основы правового статуса судей Конституционного Суда;
Глава 3. Правовая природа решений Конституционного Суда РФ; 3.1 Проблемы реализации решений Конституционного Суда; 3.2 Акты толкования Конституционного Суда; 3.3 Правовые позиции и решения Конституционного Суда.
Конституционный Суд Российской Федерации является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Конституционный контроль как специальный вид государственной деятельности призван обеспечивать правильность применения Конституции и обусловленных ею законов, охранять политические, экономические, социальные и моральные ценности общества, основываясь на Конституции.
Общая характеристика Конституционного Суда РФ дается в Конституции РФ, а положения Основного закона относительно данного суда конкретизируются в специальном ФКЗ. Основная деятельность КС РФ, что следует из его названия, связана с изучением Конституции РФ и проверкой конституционности нормативно-правовых актов, иные полномочия суда непосредственно связаны с вышеуказанными.
Компетенция государственного органа в самом общем виде представляет собой круг полномочий, закрепленный за конкретным органом, законом. Как орган конституционного контроля, Конституционный Суд наделен обширными полномочиями, среди которых особ можно выделить полномочия по разрешению запросов и жалоб граждан о противоречии национальных правовых актов Конституции РФ, по разрешению запроса от уполномоченных на то органов о конституционности не вступивших в силу международных договоров и решений международных судов, по официальном толковании Основного Закона. Также Конституционный Суд наделен и иными не менее важными полномочиями, что позволяет ему, не создавая судебного прецедента, непосредственно влиять на систему законодательства Российской Федерации.
По своей структуре КС РФ однороден и состоит из одиннадцати судей в соответствии с действующем законодательстве. Если раньше КС РФ делился на палаты и пленум с собственной подсудностью, то с 2010 года это разделение упразднено. Организация работы, собственно, в Конституционном суде РФ четко регламентирована соответствующим ФКЗ, а также Регламентом КС РФ. Отдельный интерес представляет Аппарат КС РФ, который обеспечивает функционирование Конституционного Суда РФ, однако сложно сказать, является ли он составной частью КС РФ в связи с тем, что деятельность не связан с компетенцией Суда, а носит лишь дополнительный характер. Секретариат КС РФ является составной частью Аппарата и также обеспечивает деятельность суда, принимая и анализируя обращения, а также выполняя иной функционал.
Все правовые принципы, на основе которых осуществляет свою деятельность Конституционный Суд непосредственно взаимосвязаны. В первую очередь принципы закреплены в Конституции РФ и впоследствии конкретизированы в специальных актах, а именно в двух вышеуказанных федеральных конституционных законов. Значимость этих принципов, на которых зиждется судебная власть, невозможно переоценить. Но, к сожалению, до сих пор остаются пробелы в реализации данных принципов, когда некоторые нормы не в полной мере обеспечивают их действие, что еще только предстоит исправить.
Необходимо также отметить, что правовой статус судьи Конституционного Суда несколько отличен от правового статуса судей иных судов, что подтверждается положениями ФКЗ РФ «О Конституционном Суде РФ». Это связано с особой сложностью и важностью деятельности Конституционного суда, что требует повышенных требований к квалификации судьи, закреплению за ним особых полномочий и специальных правил назначения на должность.
Будучи главным органом, контролирующим качество и легитимность национального законодательства, КС РФ при наличии жалобы разрешает вопрос о возможности применения той или иной нормы, нормативно-правового акта, и признает их конституционными, значит применимыми, или неконституционными, значит требующими исключения из массива действующего законодательства.
Помимо проверки актов на конституционность, что является основной функцией КС РФ, он также дает официальное толкование Конституции РФ и иных актов, а значит непосредственно влияет на правоприменительную практику, направляя её, указывая единственно верную трактовку закона, что качественным образом меняет всю правовую систему России.
Таким образом, решения Конституционного Суда РФ являются уникальным правовым явлением, которое обладает такими характеристиками как общеобязательность, распространение на неопределенный круг лиц, формальная определенность и содержит в себе официальное толкование норм права, а равно положения, изменяющие либо прекращающие действе иных норм права. При этом решения КС РФ единственные, которые носят абсолютный характер с момента оглашения, они не подлежат обжалованию и являются окончательными. Все эти факторы позволяют судить об особой значимости решений Конституционного Суда РФ для правовой системы России.
Надлежащее исполнение решений Конституционного Суда не может осуществляться на основе сугубо формального подхода. Оно требует от уполномоченных государственных органов принятия всех зависящих мер по устранению и недопущению впредь выявленных отступлений от конституционного правопорядка, а также по обеспечению восстановления нарушенных конституционных прав.
Отсутствие должного правового регулирования исполнения решений Конституционного Суда РФ обуславливает неэффективность деятельности компетентных органов, и в первую очередь Правительства РФ, по исполнению этих решений. Внесение изменений в закон (законопроекты могут предоставлять не только Правительство РФ, но и ряд иных субъектов законодательной инициативы), осуществление мониторинга за исполнением решений со стороны Секретариата КС РФ и другие меры безусловно способствуют прогрессу в вопросе реализации решений Конституционного Суда РФ, однако для разрешения всех существующих проблем этого недостаточно.
Конституционный Суд РФ выступает субъектом официального толкования Конституции РФ, только он уполномочен разъяснять трактовку тех или иных положений основного закона и давать общеобязательное толкование норм. Такие акты толкования принято именовать правовыми позициями Конституционного Суда РФ.
Благодаря им, разрешаются актуальные вопросы правоприменения и сущности конституционных норм, что дает возможность законодателю не вносить многочисленные правки в действующее законодательство, дабы разъяснить спорные и неявные формулировки. При этом КС РФ обладает столь широким кругом полномочий, что своим решением может коренным образом изменить значение нормы, полностью изменив правоприменительную практику.
Данные особенности делают Конституционный Суд РФ не только органом конституционного контроля, стоящему на страже режима законности, но и незаменимым органом регуляции общественных отношений.
1. Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 04.06.2019 N АПЛ19-161// СПС Консультант Плюс.
2. Белоногов А.В., Стаценко Д.А. Проблемы исполнения актов
Конституционного Суда Российской Федерации // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-ispolneniya-aktov- konstitutsionnogo-suda-rossiyskoy-federatsii (дата обращения:
31.03.2021).
3. Витушкин В.А. Определения Конституционного Суда Российской Федерации: особенности юридической природы. М.: НОРМА, 2005 235 с.
4. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России (1991—2001 гг.): Очерки теории и практики. М.: Городец, 2001. 340 с.
5. Волков Р.Н. Понятие конституционного контроля в современной
российской НАУКЕ // Законность и правопорядок в современном обществе. 2016. №29. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie- konstitutsionnogo-kontrolya-v-sovremennoy-rossiyskoy-nauke (дата
обращения: 18.11.2020).
6. Вопросы уголовного судопроизводства в решениях
Конституционного Суда Российской Федерации: науч-практ.
пособие / З. Д. Еникеев, Е. Г. Васильева,Р. М. Шагеева, Е. В. Ежова. — Изд. 2-е., перераб. и доп. — М.: ЮРАЙТ, 2014. - 956 с.
7. Гаджиев Г. А. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации как источник конституционного права // Констуционное право: Восточно-европейское обозрение. — 1999. — № 3. — С. 83-92
8. Гвоздецкий Д. С. Решение Конституционного Суда Российской Федерации как вспомогательный инструмент установления Конституционного правосудия и утверждения режима конституционной законности //Право и современные государства. - 2016. - №. 2.С. 17-21.
9. Домнина, О. В. Принцип независимости судей как элемент метода механизма правового регулирования гражданского процессуального права / О. В. Домнина // Вестник Саратовской государственной академии права. - 2011. - № 18. - С. 150-154.
10. Драчевский Даниил Александрович Конституционный судебный
контроль // Юридическая наука. 2018. №4. URL:
https: //cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnyy- sudebnyy-kontrol (дата обращения: 19.11.2020).
11. Егорова Ю. А. Правовая природа правовой позиции
Конституционного суда Российской Федерации //Студенческая наука и XXI век. - 2017. - №. 14. - С. 467-468.
12.Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 N 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов
организации и функционирования публичной власти»//СПС Консультант Плюс
13.Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 08.12.2020, с изм. от
30.12.2020) «О статусе судей в Российской Федерации»
14.Закон СССР от 01.12.1988 № 9853-Х1 «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основной Закон) СССР»// СПС
Консультант Плюс.
15.Закон СССР от 23.12.1989 «О конституционном надзоре в СССР»// СПС Консультант Плюс.
16. Зорькин В.Д. Прецедентный характер решений Конституционного Суда Российской Федерации // Журнал российского права. 2004. N
12. - С. 4-13.
17. Информационно-аналитический отчет об исполнении решений Конституционного Суда Российской Федерации, принятых в ходе осуществления конституционного судопроизводства, в 2019 году// Конституционный Суд Российской Федерации: [сайт]. - 2021. URL: http: //www.ksrf.ru/ru/Info/Maintenance/Documents/Report_2019.pdf(дата доступа 15.03.2021).
18. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической
Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским съездом Советов 10.07.1918)// СПС Консультант Плюс.
19. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утв. Постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов СССР от 05.12.1936) (ред. от 29.10.1976)// СПС Консультант Плюс.
20. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977)// СПС Консультант Плюс.
21. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977) (ред. от 14.03.1990) // СПС Консультант Плюс.
22. Конституция Республики Беларусь//Национальный правовой
интернет-портал Республики Беларусь [сайт]. - 2003-2020. URL: https: //pravo. by/pravovaya-informatsiya/normativnye- dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/(дата доступа 21.10.2020).
23. Конституционный контроль в зарубежных странах / отв. ред. В.В. Маклаков. М.: Норма, 2007. 870 с.
24. Конституция Республики Казахстан// Официальный сайт
Президента Республики Казахстан [сайт] - 2020. - URL:
https://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution(дата доступа
21.10.2020) .
25. Конституция Республики Азербайджан// Президента
Азербайджанской Республики Ильхам Алиев [сайт] - 2020. - URL: https://ru.president.az/azerbaijan/constitution(дата доступа 21.10.2020).
26. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
27. Кряжков В. А., Лазарев Л. В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. — СПб., 1998. — 540 с.
28. Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. М.: Юридическая литература, 1972. 280 с.
29. Лазарев Л.В. Правовые позиции Конституционного Суда России. - М.: Юрист, 2003. -320 с.
30. Леонтьев Е.И. Проблемы механизма исполнения решений
Конституционного Суда Российской Федерации и конституционно-правовой ответственности за их неисполнение // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 37(291). С. 15-20
31. Миронов А. Л. Конституционный контроль - механизм обеспечение
конституционно-правового регулирования // Вестник Московского университета МВД России. 2010. №12. URL:
https: //cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnyy-kontrol-mehanizm- obespechenie-konstitutsionno-pravovogo-regulirovaniya (дата
обращения: 18.11.2020).
32. Митюков М.А., Остапович И.Ю. Предтеча конституционного
правосудия на постсоветском пространстве: к историографии комитета URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/predtecha-konstitutsionnogo- pravosudiya-na-postsovetskom-prostranstve-k-istoriografii-komiteta- konstitutsionnogo-nadzora-sssr-1988(дата обращения: 18.11.2020).
33. Мухлынина М.М. Органы конституционного контроля в России.
Исторический аспект // Закон и право. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organy-konstitutsionnogo-kontrolya-v- rossii-istoricheskiy-aspekt(дата обращения: 19.11.2020).
34. Нечкин А.В. Органы конституционного контроля стран СНГ: порядок формирования и компетенция // Антиномии. 2018. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organy-konstitutsionnogo-
kontrolya-stran-sng-poryadok-formirovaniya-i-kompetentsiya (дата
обращения: 22.11.2020).
35.Овсепян Ж. И. Судебный конституционный контроль в зарубежных странах. - Ростов н/Д: Литера-Д, 1992. - С. 42-46.
36. Определение Конституционного Суда РФ от 19.04.2001 N 65-О// СПС Консультант Плюс.
37.Орзих М. Ф., Черкес М. Е., Васильев А. С. Правовая охрана конституции в социалистическом государстве // СПС Консультант Плюс.
38. Основной Закон (Конституция) Союза Советских Социалистических Республик (утв. ЦИК СССР 06.07.1923)//СПС Консультант Плюс
39. Официальный сайт Конституционного Суда РФ// Конституционный
Суд Российской Федерации: [сайт]. - 2021.
URL:http://www.ksrf.ru/ru/Pages/default.aspx (дата доступа
24.03.2021).
40. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2010 N 8-П// СПС Консультант Плюс.
41. Постановление Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 N 28-П// СПС Консультант Плюс.
42. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2015 N 21 -П// СПС Консультант Плюс.
43. Постановление Конституционного Суда РФ от 17.12.2015 № 33 -П// СПС Консультант Плюс.
44. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.04.2016 N 12-П// СПС Консультант Плюс.
45. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.01.2017 N 1-П// СПС Консультант Плюс.
46. Правовые позиции КС РФ по отдельным вопросам. Высшая сила Конституции и взаимоотношение с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней// СПС Консультант Плюс.
47. Ромашов П. А. О некоторых новых полномочиях Конституционного Суда РФ // Седьмой Пермский конгресс ученых-юристов (18-19 апреля 2016 г.): сб. науч. ст. / отв. ред. В. Г. Голубцов, О. А. Кузнецова. М., 2017
48. Тхаркахо М.М. Зарубежные системы конституционного контроля:
проблемы теории // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZzarubezhnye-sistemy-
konstitutsionnogo-kontrolya-problemy-teorii (дата обращения:
22.11.2020) .
49. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 24.02.2021) // СПС Консультант Плюс.
50. Управление делами Конституционного Суда РФ// Конституционный
Суд Российской Федерации: [сайт]. - 2021. URL:
http://www.ksrf.ru/ru/Purchase/Pages/default.aspx (дата доступа
15.03.2021).
51. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об
общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
52. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 09.11.2020) «О Конституционном Суде Российской Федерации»// СПС Консультант Плюс.
53. Федеральный конституционный закон от 03.11.2010 N 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации»»
54. Федеральный конституционный закон от 14.12.2015 N 7-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СПС Консультант Плюс.
55. Фоков А.П. Конституционный Суд Российской Федерации: правовые позиции о способе реализации решений Европейского суда по правам человека // Российский судья. 2014. № 2.
56. Чиркин В.Е. Суд и иные органы конституционного контроля: плюсы
и минусы (субъективные заметки) // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. 2017. №3 (64). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sud-i-inye-organy-
konstitutsionnogo-kontrolya-plyusy-i-minusy-subektivnye-zametki (дата обращения: 19.11.2020).
57. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: практикум М.: Юристъ, 2007. С. 129.
58.Эмих В.В. Понятие компетенции государственного органа в современном российском праве // Антиномии. 2010. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-kompetentsii- gosudarstvennogo-organa-v-sovremennom-rossiyskom-prave (дата
обращения: 17.10.2020).
59. Яаг Т. Конституционные суды как «позитивные законодатели»: опыт Швейцарии // Вестник Конституционного суда Республики Беларусь. 2010. № 3.
60. BANTEKAS I. et al. HUMAN RIGHTS LAW //ICLQ. - 2003. - Т. 52. - С. 279-280.
61. Helfer L. R. Redesigning the European Court of Human Rights: embeddedness as a deep structural principle of the European human rights regime //European Journal of International Law. - 2008. - Т. 19. - №. 1. - С. 125-159.
62. Huneeus A. Courts resisting courts: Lessons from the Inter-American Court's struggle to enforce human rights //Cornell Int'l LJ. - 2011. - Т. 44. - С. 493.
63. Marshall G. R. Nesting, subsidiarity, and community-based
environmental governance beyond the local level //International journal of the Commons. - 2008. - Т. 2. - №. 1. - С. 75-97.
64. Burke-White W. W., Von Staden A. Private litigation in a public sphere: the standard of review in investor-state arbitrations //Yale J. Int'l L. - 2010. - Т. 35. - С. 283.