Введение 3
1 Теоретические основы ассортиментной политики предприятия на рынке ... 6
1.1 Понятие, сущность и роль ассортиментной политики 6
1.2 Методы анализа ассортиментной политики предприятия 11
1.3 Основные походы к управлению ассортиментной политикой
организации 19
2 Анализ ассортиментной политики предприятия ООО «ДСК-Штамп» 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «ДСК-Штамп» 26
2.2 Анализ внутренней и внешней среды ООО «ДСК-Штамп» 42
2.3 Анализ действующей ассортиментной политики ООО «ДСК-Штамп» 52
3 Разработка рекомендаций по совершенствованию ассортиментной
политики предприятия ООО «ДСК-Штамп» 57
3.1 Мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики ООО
«ДСК-Штамп» 57
3.2 Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий 62
Заключение 66
Список используемой литературы и используемых источников 68
«В настоящее время потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми, долговечными. А производители вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.
Сущность планирования, формирования и управления ассортиментом заключается в том, чтобы производитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые, соответствуя в целом профилю его производственной деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей» [31].
Актуальность темы исследования состоит в том, что «ассортиментная политика организации является одной из основных объектов системы управления. Именно отношение потребителей к товару определяет дальнейшие возможности развития и существования организации. Кроме этого, ассортиментная политика считается наиболее важным из всех возможных инструментов, который помогает организации осуществлять свою деятельность на рынке, повышая прибыль и максимальным образом удовлетворяя спрос его потребителей.
Любая организация постоянно должна быстро реагировать на каждое изменение рыночной ситуации, что, в свою очередь, отражается на ассортименте. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять» [24].
Исходя из выше сказанного, можно сделать вывод, что тщательно продуманная и разработанная ассортиментная политика служит для любой организации основой его высокой конкурентоспособности, рентабельности, индивидуальности, что также определяет ее успех на рынке.
Объектом исследования является организация ООО «ДСК-Штамп».
Предметом исследования является ассортиментная политика, функционирующая в ООО «ДСК-Штамп».
Цель исследования заключается в анализе ассортиментной политики организации ООО «ДСК-Штамп» и повышение ее эффективности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические основы ассортиментной политики предприятия на рынке;
- провести анализ ассортиментной политики предприятия ООО «ДСК-Штамп»;
- разработать рекомендации по совершенствованию ассортиментной политики предприятия ООО «ДСК-Штамп».
Теоретической и методической основой послужили постановления правительства РФ, Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, труды российских и зарубежных ученых по проблемам организации деятельности предприятий в части формирования и использования ассортимента и организации систем закупок.
Информационная база исследования включает финансовую отчетность, статистическую отчетность, управленческую отчетность, локальные внутренние акты ООО «ДСК-Штамп».
Научная новизна исследования состоит в теоретическом и научном обосновании системы управления процессом формирования и реализации ассортиментной политики предприятий на рынке в условиях введенных санкций против России.
На защиту выносится:
- на основе изучения результатов исследований различных авторов выявлены преимущества и недостатки методов анализа ассортиментной политики;
- усовершенствован процесс управления ассортиментной политикой предприятия в условиях введенных санкций против России;
- предложен вариант оптимизации ассортиментной политики предприятия на основе использования методов ABC- и XYZ- анализа.
Работа включает введение, три раздела, заключение, список используемой литературы и используемых источников и приложения.
В первом разделе рассматриваются теоретические основы управления ассортиментной политикой организации, а именно рассматривается понятие ассортиментной политики и ее роль в организации, также изучаются наиболее популярные методики анализа ассортиментной политики и основные подходы к ее управлению.
Во второй главе проведен анализ ассортиментной политики организации ООО «ДСК-Штамп». В рамках данной главы приводится организационно-экономическая характеристика ООО «ДСК-Штамп», анализируются ее финансовые показатели. Осуществляется изучение внутренней и внешней среды данной организации, по результатам составляется SWOT-анализ деятельности ООО «ДСК-Штамп». Затем на основании изученных методик в теоретической главе анализируется ассортиментная политика исследуемой организации, выявляются ее слабые стороны и проблемы.
В третьей главе на основании проведенного анализа и сделанных выводов в аналитической главе, разрабатываются мероприятия, направленные на повышение эффективности ассортиментной политики ООО «ДСК-Штамп», также шаги их реализации. Определяется экономический эффект предлагаемых мероприятий.
Ассортиментная политика любой организации является важным условием эффективной ее деятельности, так как напрямую влияет на ее финансовые результаты. В результате изучения ассортиментной политики как в теории, так и на практике обозначилась ее важная роль особенно это касается торгового предприятия.
Разработка ассортиментной политики — ключевое направление в работе предприятия. Плохо продуманная политика в отношении ассортимента опасна скоплением товаров и уменьшением рентабельности.
Управление ассортиментной политикой организации предполагает формирование оптимального ассортимента с учетом различных видов анализа. В данном случае используется два подхода - основанных на математической обработке информации и на личном мнении. Эффективной ассортиментной политике будет способствовать применение обоих подходов, так как они дополняют друг друга.
Ассортиментная политика анализировалась на примере организации ООО «ДСК-Штамп».
Внешняя среда ООО «ДСК-Штамп» характеризуется возможностями увеличения клиентов за счет расширения ассортимента, также организация имеет возможности расширить ассортимент и напрямую поставлять товары от производителей. В то же время угрозы внешней среды включают ухудшение экономического состояния клиентов в результате нестабильной обстановки в стране, возможный рост цен поставщиков, снижение уровня конкурентоспособности за счет активизации конкурентов.
Внутренняя среда ООО «ДСК-Штамп» характеризуется такими сильными сторонами деятельности, как высокое качество реализуемых товаров, высокий уровень профессионализма. Слабые стороны заключаются в снижении объемов продаж, ухудшении финансового состояния, также в небольшом количестве товаров в ассортименте, по сравнению с конкурентами.
Ассортиментная политика ООО «ДСК-Штамп» формируется на основании рыночной информации, закрепляется документально, нацелена на создание оптимального ассортимента.
Для получения наилучших результатов в процессе планирования необходимо использовать различные методы планирования. Так, использованные в данной работе методы ABC- и XYZ-анализа позволили выявить в ассортименте электроинструмента ООО «ДСК-Штамп»:
- ассортиментные единицы, приносящие наибольшую выручку от реализации;
- ассортиментные единицы, наиболее стабильные по продажам;
- ассортиментные единицы, приносящие наименьшую выручку по продажам.
На основании полученных результатов в третьей части исследования предложены мероприятия по совершенствованию планирования ассортимента, реализация которых на практике может принести около 1,1 миллионов рублей выручки в год ООО «ДСК-Штамп», что составляет около 12% от годовой выручки.
В целом планированию ассортимента ООО «ДСК-Штамп» руководство организации уделяет достаточно внимания, ассортимент является достаточно глубоким, широким и периодически обновляется.
1. Абрютина М. С. Экономический анализ товарного рынка и торговой деятельности[Текст]: учеб.пособие для вузов. - М.: Дело и Сервис, 2019. - 464 с.
2. Акулич, М. В. Формирование, оптимизация товарного ассортимента
и управление им [Электронный ресурс] / М. В. Акулич. - Москва : Литагент Ridero, 2020. - 123 с. - URL: https://fictionbook.ru/author/margarita_ akulich/formirovanie_optimizaciya_tovarnogo_asso/read_online.html (дата
обращения: 16.04.2022).
3. Алексунин В. А. Маркетинг [Текст]: учебник / Алексунин В. А. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2019. - 630 с.
4. Артюхова Т. З., Еремин В. В. Маркетинг [Текст]: учеб.пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2018. - 489 с.
5. Ассортиментная политика предприятий [Текст]: учебное пособие / С.Ю. Кожевникова, Е.В. Чернорез. - СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2018. - 138 с.
6. Бодряков Р. Методика проведения АВС-анализа[Электронный ресурс].- Режим доступа:www.rombcons.ru/ABC-XYZ.htm
7. Брагин, Л. А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация [Текст] : учебник / Под общ. ред. проф. Л. А. Брагина и проф. Т. П. Данько. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 560 с.
8. Боровкова, Е. Е. Проблемы формирования ассортиментной
политики предприятий розничной торговли [Электронный ресурс] / Е. Е. Боровкова // Концепт. - 2018. - № 6. - С. 2-7. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-assortimentnoy-politiki- predpriyatiy-roznichnoy-torgovli(дата обращения: 16.04.2022).
9. Бунеева Р. И. Коммерческая деятельность: организация и управление [Текст]: учеб. - Ростов н/Д.: Феникс, 2019. - 312 с.
10. Голубкова Е.Н. Маркетинговое управление товаром [Текст]: учебное пособие. - М.: Дело и сервис, 2018. - 176 с.
11. Гордиенко А.А. Формирование ассортиментной политики торговой организации [Текст]//Научный журнал. - 2020. - №. 6 (29). - С. 29-31
12. Горяинова Е.О. Управление ассортиментом торговой компании [Текст]/ под редакцией И.Е. Никулиной, Л.Р. Тухватулиной, Н.В. Черепановой. - Томск, 2018. - 189 с.
13. Гриднев Е.С. Применение матрицы БКГ при разработке стратегии предприятия [Текст]// Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2018. - № 10. - С. 61-64.
14. Гужина, Г. М. Методы управления товарным ассортиментом [Электронный ресурс] / Г. М. Гужина // Инновации и инвестиции. - 2018. - №2. - С. 88-90. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/metody-upravleniya- tovarnym-assortimentom/viewer(дата обращения: 16.03.2022).
15. Дашков, Л. П. Организация и управление коммерческой деятельностью [Текст] : учебник / Л. П. Дашков, О. В. Памбухчиянц. - Москва : Дашков и К0, 2018. - 400 с.
16. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг [Текст]: учеб.пособие / пер. с нем. А. М. Макарова; под ред. И. С. Минко. - М.: Высш. шк., 2018. - 289 с.
17. Дюженкова, Н. В. Использование АВС и XYZ анализа в процессе управления ассортиментом производственного предприятия [Электронный ресурс] / Н. В. Дюженкова, А. А. Ивлиев // Вестник научных конференций. - 2018. - № 1-6(1) - С. 42-51. - URL: https:ZZwww.elibrary.ru /item.aspid=24813537 (дата обращения: 16.05.2022).
18. Иванова, Т. Н. Товарный менеджмент [Текст]: учебное пособие / Т. Н. Иванова, О. Ю. Еремина, О. В. Евдокимова, В. И. Уварова. - Москва : ИНФРА-М, 2019. - 234 с.
19. Зотов В. В. Ассортиментная политика фирмы [Текст]: учеб.-практ. пособие. - М.: Эксмо, 2019 - 517 с.
20. Калачев, С. Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы [Текст] : учебник для среднего профессионального образования / С. Л. Калачев. - Москва : Юрайт, 2019. - 479 с.
21. Калюжнова Н. Я. Маркетинг. Общий курс[Текст]: учеб.пособие / под ред. Н. Я. Калюжновой, А. Я. Якобсона. - М.: Омега-Л, 2019. -149 с.
22. Карасев, А. П. Критический анализ технологии сегментирования
С. Дибба и Л. Симкина [Электронный ресурс] / А. П. Карасев // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - № 7. - С. 34¬38. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/kriticheskiy-analiz-tehnologii-
segmentirovaniya -s-dibb-i-l-simkina (дата обращения: 23.04.2022).
23. Кисилев В.М., Николаева М.А. Категорийный менеджмент[Текст]: учеб.пособие. - М.: Норма: ИНВРА-М, 2019. - 208 с.
24. Койкова Т.Л. Экономическое содержание понятия
«ассортиментная политика» [Электронный ресурс]// Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2020. - № 9. - Режим доступа: URL: http:ZZekoncept.ru/2020Z16201.htm
25. Комплексный экономический анализ коммерческих организаций [Текст]:учебник / Войтоловский Н.В., Калинина А.П. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ,2019. - 264с.
26. Косарева, О. А. Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров [Текст] : учебное пособие / О. А. Косарева. - Москва : Синергия, 2020. - 452 с.
27. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Д., Вонг В. Основы маркетинга[Текст]: пер. с англ. - 2-е европ. изд. -СПб.: ИД «Вильямс», 2018. - 715 с.
28. Львова, Т. Н. Использование категорийного менеджмента в
управлении ассортиментом торгового предприятия [Электронный ресурс] Z Т. Н. Львова, И. А. Семенова, Е. С. Ушаков // Вестник Удмуртского университета - 2018. - № 5. - С. 44-50. - URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZnZispolzovanie-kategoriynogo-menedzhmenta-v- upravlenii-assortimentom-torgovogo-predpriyatiya (дата обращения: 16.04.2022).
29. Магомедов, Ш. Ш. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров [Текст] : учебник для бакалавров / Ш. Ш. Магомедов. - Москва : Дашков и К°, 2021. - 322 с.
30. Маракулина И. В. Управление товарным ассортиментом [Текст]//Экономические науки. Современное состояние и перспективы развития: сборник статей. - 2020. - №2. - С. 17-19
31. Масленникова А. Управление ассортиментом в условиях внутрифирменной конкуренции [Текст]// Маркетинг. - 2019. - №6. - С. 57-67.
32. Мастеров А.И. Управленческий учет и анализ ассортиментной и ценовой политики как инструмент повышения эффективности деятельности организации [Текст]// Экономический анализ. - 2020. - №8. - С. 7-9.
33. Медузов В. С. Ассортимент и качество производимой продукции [Текст]: учебное пособие. - Омск: Книголюб, 2019 - 315 с.
34. Мельникова, Т. Ф. Формирование ассортимента на основе совмещенного АВС-анализа [Электронный ресурс] / Т. Ф. Мельникова, А. В. Водякова, А. А. Клопова // Вестник науки и образования. - 2018. - № 2. - С. 13-16. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-assortimenta-na- osnove-sovmeschennogo-avs-xyz-analiza(дата обращения: 16.04.2022).
35. Николаева М.А. Товарная политика[Текст]: Учебник для
бакалавриата- М.: Норма, 2019. - 256с.
36. Одинцова Е.В. Формирование ассортиментной политики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.marketing.spb.ru/.
37. Овсянников, А. В. Ассортимент магазина: все, что нужно знать,
чтобы увеличить выручку [Электронный ресурс] / А. В. Овсянников // Бизнес. ру. - URL: https://www.business.ru/article/904-vse-o-rabote-s-
assortimentom-v-magazine (дата обращения: 16.04.2022).
38. Овчинникова, А. В., Норина А. А. Структурирование товарной
категории [Электронный ресурс] / А. В. Овчинникова, А. А. Норина. - Вестник Удмуртского университета. - 2018. - № 5. - С. 44-49. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/strukturirovanie-tovarnoy-kategorii (дата
обращения: 23.04.2022).
39. Памбухчиянц, О. В. Организация торговли : учебник для средних специальных учебных заведений [Текст] / О. В. Памбухчиянц. - Москва : Дашков и К°, 2018. - 296 с.
40. Памбухчиянц, О. В. Технология розничной торговли [Текст] : Учебник / О. В. Памбухчиянц. - Москва : Дашков и К0, 2018. - 288 с.
41. Райкова, Е. Ю. Теоретические основы товароведения и экспертизы [Текст] : Учебник для бакалавров / Е. Ю. Райкова. - Москва : Дашков и К0, 2018. - 412 с.
42. Райкова, Е. Ю. Товароведение однородных групп непродовольственных товаров [Текст] : учебник для бакалавров / Е. Ю. Райкова, Т. И. Чалых, Е. Л. Пехташева. - Москва : Дашков и К0, 2021. - 760 с.
43. Сидоров П.А. Формирования ассортиментной политики [Текст]//Науковедение. - 2019. - № 4 (35). - С. 27.
44. Синяева И.М. Маркетинг в предпринимательской деятельности [Текст]: учебное пособие. - М.: Дашков и Ко, 2019.- 266 с.
45. Скриптунова Е.А., Юрова А. Анализ ассортимента, планирование ассортиментной политики [Текст] // Управление сбытом - 2020. - №1. - С. 54
46. Сысоева С.В., Бузукова Е.А. Управление ассортиментом[Текст]. - СПб.: Питер, 2019. - 288с.
47. Упоров В. А. Формирование и управление ассортиментом предприятия [Текст]//Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2019. - № 1. - С. 119-123.
48. Управление ассортиментом и качеством товаров и услуг : учебное пособие [Текст] / сост. Э. Н. Разнодежина. - Ульяновск : УлГТУ, 2019. - 112 с.
49. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг [Текст]: учеб.пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2019. - 528 с.
50. Цахаев, Р. К. Маркетинг [Текст] : учебник / Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева. - Москва : Дашков и К0, 2021. - 548 с.
51. Шадрина А. Ю. Методика формирования ассортиментной политики предприятия [Текст]// Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. - 2019 - № 1. - С. 128-132.
52. Шадрина А.Ю. Ассортиментная политика организации: принципы формирования [Текст]//Молодой ученый. - 2019. - № 1. - С. 128-132.
53. Шевченко С.А. Ассортиментная политика предприятия [Текст]/ С.А. Шевченко, Е.В. Кузьмина, В.Ф. Трунина. - М.: ИНФРА-М, 2018. - 420 с.
54. Шибаков В.Г. Методика оперативного управления товарным ассортиментом предприятия на основе изучения потребительских предпочтений [Текст]// Экономический анализ. - 2019. - №11. - С. 10-12.
55. Якубова Э.В., Дрижд Н.А. Современные методы анализа и управления ассортиментом товаров [Текст]: учебное пособие / Э.В. Якубова, Н.А. Дрижд. - Ставрополь: СИЭУ ФПГТУ, 2020. - 148 с.
56. Яценко А.Н., Шинкевич А.Н. Проблемы формирования
ассортиментной политики предприятия и пути их
решения[Текст]//Экономические науки. Современное состояние и перспективы развития: сборник статей. - 2019. - №7. - С. 45-49
57. Evans, J. R. Marketing / J. R. Evans, B. Berman. - Sirin, 2018. - 278 p.
58. Marshall, P. 80/20 Sales and Marketing : The Definitive Guide to
Working Less and Making More [Electronic resource] / P. Marshall. - Entrepreneur press, 2019. - 212 р. - URL:
https://eg1lib.org/book/2536260/774182 (date of treatment: 16.04.2022).
59. Miller, D. Marketing Made Simple [Electronic resource] / D. Miller,
Dr. J. J. Peterson, K. Callahan. - Business Made Simple University, 2019. - 51 р. - URL:
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1643691857&tld=ru&lang=en&name =
Marketing-Made-Simple-Workbook (date of treatment: 16.04.2022).
60. Hyman M.R. Review of literature future research suggestions: Private label brands: benefits, Success factors and future research. Journal of Brand Management. QVol. 17Q(5) p. Q 368-389.
61. Ovchinnikova N. N., Osintseva A. B. Efficiency product programs: methodological and practical aspects of assessment //Audit and financial analysis.- 2018. - no. 6. - S. 122-130.