РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С РОДНЫМ КРАЕМ
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 6-7 лет
познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития у детей 6-7 лет познавательного интереса 8
1.2 Развитие у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе
знакомства с родным краем 16
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем 25
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет познавательного
интереса 25
2.2 Содержание формы и методы работы по развитию у детей 6-7 лет
познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем 38
2.3 Выявление динамики уровня развития у детей 6-7 лет
познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем 47
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложения 62
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 6-7 лет
познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития у детей 6-7 лет познавательного интереса 8
1.2 Развитие у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе
знакомства с родным краем 16
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем 25
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет познавательного
интереса 25
2.2 Содержание формы и методы работы по развитию у детей 6-7 лет
познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем 38
2.3 Выявление динамики уровня развития у детей 6-7 лет
познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем 47
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложения 62
Вопросы активизации познавательного интереса дошкольников, создания условий для развития познавательной активности и интересов детей, относятся к числу острых проблем образовательного пространства. Познавательный интерес играет огромную роль в успешном развитии дошкольников.
Проблеме формирования познавательного интереса у дошкольников посвящен целый ряд исследований. Так, феномен познавательного интереса, его структура, этапы развития изучены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.Д. Власова, Д.Н. Годовиковой, В.А. Дмитриенко, Е.В. Иванова, А.Н. Леонтьева, Е.А. Меньшиковой, Н.К. Постникова, К.М. Рамонова, Г.И. Щукиной, и др., рассматривающих его как мотив врожденной познавательной деятельности.
Представляется целесообразным отметить нормативную обусловленность процесса развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем. К одному из основополагающих документов относится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где одним из основных целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является развитие у детей: «любознательности и познавательной мотивации...». Достижение этих ориентиров невозможно без главного стимула деятельности - познавательного интереса детей, а также осуществимо посредством создания специфических условий организации для развития познавательного интереса у старших дошкольников. Кроме того, документ указывает на один из принципов дошкольного образования, в котором «данный процесс происходит путем включения его в различные виды деятельности».
Проблеме развития познавательного интереса посредством знакомства с родным краем у дошкольников посвящены работы Л.Н. Боровикова, О.Н. Вавринюк, Е.Б. Виноградова, Н.В. Винокурова, О.В. Мазуренко, А.Ю. Тихонова и др.
Вместе с тем, исследования, проводимые в педагогической практике по данной проблеме, доказывают, что существует противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет познавательного интереса и недостаточным использованием знакомства с родным краем для данного процесса.
Возникшее противоречие и обоснованная актуальность проблемы указывают на необходимость дальнейшей теоретической разработки и практического разрешения данной проблемы, что и обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем».
Проблема исследования: каковы возможности знакомства с родным краем в развитии у детей 6-7 лет познавательного интереса?
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет познавательного интереса.
Предмет исследования: развитие у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по развитию у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.
Гипотеза исследования: основывается на предположении о том, что развитие у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем будет эффективным если:
- включен в образовательный процесс комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательного интереса у детей в процессе знакомства с родным краем (беседы, посещение организаций социума, непрерывная образовательная деятельность, развивающие народные игры и упражнения, экскурсии, фестивали и др.);
- организованы формы работы с родителями по развитию познавательного интереса у детей в процессе знакомства с родным краем (родительские собрания, консультации, оформление информационного стенда, экологическая газета для родителей, фотовыставки др.);
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда, предметами родного края.
Задачи исследования
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.
2. Выявить уровень развития у детей 6-7 лет познавательного интереса.
3. Подобрать и апробировать содержание, формы и методы работы по развитию у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.
Теоретической основой исследования явились:
- исследования, посвященные познавательному интересу (М.Ф. Беляев,
Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Н. Годовикова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Н.К. Постникова, Г.И. Щукина);
- исследования, направленные на изучение познавательного интереса на этапе дошкольного развития (А.Р. Аблитарова, Л.И. Божович, Т.И. Ерофеева, С.Н. Николаева, Н.Н. Поддьяков, Р.А. Ревинская);
- исследования о связи формирования познавательного интереса с образовательной деятельностью (Ю.К. Бабанский, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин, и др.);
- исследования о связи познавательного интереса с процессом ознакомления с родным краем (Л.Н. Боровикова, О.Н. Вавринюк, Е.Б. Виноградова, Н.В. Винокурова, О.В. Мазуренко, А.Ю. Тихонова и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; обобщение практического опыта);
- эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольные этапы эксперимента);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Новизна исследования: определены возможности знакомства с родным краем в развитии у детей 6-7 лет познавательного интереса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы уровни развития у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагогами дошкольных образовательных организаций в решении задач развития познавательного интереса может быть использован комплекс мероприятий по знакомству с родным краем.
Экспериментальная база исследования: ГБДОУ НАО «Детский сад с. Несь». В работе приняло участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (включает 55 наименований) и 10 приложений. В тексте работы содержится 19 таблиц и 2 рисунка.
Проблеме формирования познавательного интереса у дошкольников посвящен целый ряд исследований. Так, феномен познавательного интереса, его структура, этапы развития изучены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.Д. Власова, Д.Н. Годовиковой, В.А. Дмитриенко, Е.В. Иванова, А.Н. Леонтьева, Е.А. Меньшиковой, Н.К. Постникова, К.М. Рамонова, Г.И. Щукиной, и др., рассматривающих его как мотив врожденной познавательной деятельности.
Представляется целесообразным отметить нормативную обусловленность процесса развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем. К одному из основополагающих документов относится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где одним из основных целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является развитие у детей: «любознательности и познавательной мотивации...». Достижение этих ориентиров невозможно без главного стимула деятельности - познавательного интереса детей, а также осуществимо посредством создания специфических условий организации для развития познавательного интереса у старших дошкольников. Кроме того, документ указывает на один из принципов дошкольного образования, в котором «данный процесс происходит путем включения его в различные виды деятельности».
Проблеме развития познавательного интереса посредством знакомства с родным краем у дошкольников посвящены работы Л.Н. Боровикова, О.Н. Вавринюк, Е.Б. Виноградова, Н.В. Винокурова, О.В. Мазуренко, А.Ю. Тихонова и др.
Вместе с тем, исследования, проводимые в педагогической практике по данной проблеме, доказывают, что существует противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет познавательного интереса и недостаточным использованием знакомства с родным краем для данного процесса.
Возникшее противоречие и обоснованная актуальность проблемы указывают на необходимость дальнейшей теоретической разработки и практического разрешения данной проблемы, что и обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем».
Проблема исследования: каковы возможности знакомства с родным краем в развитии у детей 6-7 лет познавательного интереса?
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет познавательного интереса.
Предмет исследования: развитие у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по развитию у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.
Гипотеза исследования: основывается на предположении о том, что развитие у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем будет эффективным если:
- включен в образовательный процесс комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательного интереса у детей в процессе знакомства с родным краем (беседы, посещение организаций социума, непрерывная образовательная деятельность, развивающие народные игры и упражнения, экскурсии, фестивали и др.);
- организованы формы работы с родителями по развитию познавательного интереса у детей в процессе знакомства с родным краем (родительские собрания, консультации, оформление информационного стенда, экологическая газета для родителей, фотовыставки др.);
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда, предметами родного края.
Задачи исследования
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.
2. Выявить уровень развития у детей 6-7 лет познавательного интереса.
3. Подобрать и апробировать содержание, формы и методы работы по развитию у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.
Теоретической основой исследования явились:
- исследования, посвященные познавательному интересу (М.Ф. Беляев,
Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Н. Годовикова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Н.К. Постникова, Г.И. Щукина);
- исследования, направленные на изучение познавательного интереса на этапе дошкольного развития (А.Р. Аблитарова, Л.И. Божович, Т.И. Ерофеева, С.Н. Николаева, Н.Н. Поддьяков, Р.А. Ревинская);
- исследования о связи формирования познавательного интереса с образовательной деятельностью (Ю.К. Бабанский, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин, и др.);
- исследования о связи познавательного интереса с процессом ознакомления с родным краем (Л.Н. Боровикова, О.Н. Вавринюк, Е.Б. Виноградова, Н.В. Винокурова, О.В. Мазуренко, А.Ю. Тихонова и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; обобщение практического опыта);
- эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольные этапы эксперимента);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Новизна исследования: определены возможности знакомства с родным краем в развитии у детей 6-7 лет познавательного интереса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы уровни развития у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагогами дошкольных образовательных организаций в решении задач развития познавательного интереса может быть использован комплекс мероприятий по знакомству с родным краем.
Экспериментальная база исследования: ГБДОУ НАО «Детский сад с. Несь». В работе приняло участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (включает 55 наименований) и 10 приложений. В тексте работы содержится 19 таблиц и 2 рисунка.
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период происходит его интенсивное физическое и психическое развитие, формируются представления ребенка об окружающем мире, а так же происходит становление познавательных интересов. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнать новое о качествах, свойствах предметов, явлений действительности; найти имеющиеся между ними отношения и связи.
В целом, анализируя работы, посвященные проблеме исследования, было выявлено, что вопрос развития интереса к познанию родного края исследован недостаточно. Процесс ознакомления с родным краем активизируют развитие познавательного интереса детей, если в совместной деятельности формируется атмосфера доброжелательности, включается рефлексия и поисковый характер деятельности.
В нашем исследовании проведена экспериментальная работа по выявлению уровня и развитию познавательного интереса детей 6-7 лет.
На констатирующем этапе были получены следующие результаты: познавательный интерес у детей находится преимущественно на среднем уровне. Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей уровень развития познавательного интереса недостаточный и необходима систематическая целенаправленная работа педагогов ДОО с детьми по развитию познавательного интереса.
На формирующем этапе работы был подобран комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательного интереса у детей 6-7 лет в процессе знакомства с родным краем. В ходе работы с детьми экспериментальной группы проводились разнообразные формы работы: экскурсии, целевые прогулки, развлечения, развивающие игры (словесные, дидактические, подвижные, настольно-печатные, народные), индивидуальная работа, работа с родителями.
Спецификой организации всего педагогического процесса было построение работы педагога с детьми по сюжетно-тематическим линиям, что позволяло объединить различные виды деятельности детей. Таким образом, нами отмечено, что проводимая работа вписывается в общую систему воспитательно-образовательной работы с детьми, а тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о стране, родном крае, той местности, в которой они живут.
Проведенная экспериментальная работа определила тот факт, что развитие познавательного интереса у детей эффективно при грамотно организованных условиях: включение в образовательный процесс комплекса мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса; если организована работа с родителями по развитию познавательного интереса, а также если организована развивающая предметно-пространственная среда.
Контрольный этап эксперимента подтверждает эффективность проводимой работы, направленной на развитие познавательного интереса у детей 6-7 лет в процессе знакомства с родным краем. Дети ЭГ проявляют интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, познавательный интересу детей достаточно устойчив, внутренняя мотивация к познанию нового преобладает; дети данной группы активнее детей КГ ищут знания, извлекают их из различных источников и за пределами ДОО; больше стремятся высказать свою точку зрения; а также имеют положительный эмоциональный настрой, поглощены деятельностью.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена. Результаты исследования могут быть применены педагогами в образовательном процессе для развития у детей познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.
В целом, анализируя работы, посвященные проблеме исследования, было выявлено, что вопрос развития интереса к познанию родного края исследован недостаточно. Процесс ознакомления с родным краем активизируют развитие познавательного интереса детей, если в совместной деятельности формируется атмосфера доброжелательности, включается рефлексия и поисковый характер деятельности.
В нашем исследовании проведена экспериментальная работа по выявлению уровня и развитию познавательного интереса детей 6-7 лет.
На констатирующем этапе были получены следующие результаты: познавательный интерес у детей находится преимущественно на среднем уровне. Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей уровень развития познавательного интереса недостаточный и необходима систематическая целенаправленная работа педагогов ДОО с детьми по развитию познавательного интереса.
На формирующем этапе работы был подобран комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательного интереса у детей 6-7 лет в процессе знакомства с родным краем. В ходе работы с детьми экспериментальной группы проводились разнообразные формы работы: экскурсии, целевые прогулки, развлечения, развивающие игры (словесные, дидактические, подвижные, настольно-печатные, народные), индивидуальная работа, работа с родителями.
Спецификой организации всего педагогического процесса было построение работы педагога с детьми по сюжетно-тематическим линиям, что позволяло объединить различные виды деятельности детей. Таким образом, нами отмечено, что проводимая работа вписывается в общую систему воспитательно-образовательной работы с детьми, а тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о стране, родном крае, той местности, в которой они живут.
Проведенная экспериментальная работа определила тот факт, что развитие познавательного интереса у детей эффективно при грамотно организованных условиях: включение в образовательный процесс комплекса мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса; если организована работа с родителями по развитию познавательного интереса, а также если организована развивающая предметно-пространственная среда.
Контрольный этап эксперимента подтверждает эффективность проводимой работы, направленной на развитие познавательного интереса у детей 6-7 лет в процессе знакомства с родным краем. Дети ЭГ проявляют интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, познавательный интересу детей достаточно устойчив, внутренняя мотивация к познанию нового преобладает; дети данной группы активнее детей КГ ищут знания, извлекают их из различных источников и за пределами ДОО; больше стремятся высказать свою точку зрения; а также имеют положительный эмоциональный настрой, поглощены деятельностью.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена. Результаты исследования могут быть применены педагогами в образовательном процессе для развития у детей познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.
Подобные работы
- Деятельность педагога по развитию познавательного интереса к родному краю в условиях дошкольной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Развитие познавательного интереса у детей 5-6 лет посредством экспериментирования
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ КРАЕМ (ГОРОДОМ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ ПОСРЕДСТВОМ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСКУРСИЙ
Бакалаврская работа, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2021 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О РОДНОМ КРАЕ В АСПЕКТЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2019 - Программа по формированию у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств через знакомство с историей родного края
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста средствами дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
К РОДНОМУ ГОРОДУ НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА
ПРОЕКТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Педагогические условия формирования у детей 6-7 лет представлений о родном городе
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2022



