Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С РОДНЫМ КРАЕМ

Работа №117277

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы79
Год сдачи2019
Стоимость4355 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
169
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития у детей 6-7 лет
познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем 8
1.1 Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме
развития у детей 6-7 лет познавательного интереса 8
1.2 Развитие у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе
знакомства с родным краем 16
Глава 2. Экспериментальная работа по развитию у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем 25
2.1 Выявление уровня развития у детей 6-7 лет познавательного
интереса 25
2.2 Содержание формы и методы работы по развитию у детей 6-7 лет
познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем 38
2.3 Выявление динамики уровня развития у детей 6-7 лет
познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем 47
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложения 62

Вопросы активизации познавательного интереса дошкольников, создания условий для развития познавательной активности и интересов детей, относятся к числу острых проблем образовательного пространства. Познавательный интерес играет огромную роль в успешном развитии дошкольников.
Проблеме формирования познавательного интереса у дошкольников посвящен целый ряд исследований. Так, феномен познавательного интереса, его структура, этапы развития изучены в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Божович, И.Д. Власова, Д.Н. Годовиковой, В.А. Дмитриенко, Е.В. Иванова, А.Н. Леонтьева, Е.А. Меньшиковой, Н.К. Постникова, К.М. Рамонова, Г.И. Щукиной, и др., рассматривающих его как мотив врожденной познавательной деятельности.
Представляется целесообразным отметить нормативную обусловленность процесса развития у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем. К одному из основополагающих документов относится Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где одним из основных целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является развитие у детей: «любознательности и познавательной мотивации...». Достижение этих ориентиров невозможно без главного стимула деятельности - познавательного интереса детей, а также осуществимо посредством создания специфических условий организации для развития познавательного интереса у старших дошкольников. Кроме того, документ указывает на один из принципов дошкольного образования, в котором «данный процесс происходит путем включения его в различные виды деятельности».
Проблеме развития познавательного интереса посредством знакомства с родным краем у дошкольников посвящены работы Л.Н. Боровикова, О.Н. Вавринюк, Е.Б. Виноградова, Н.В. Винокурова, О.В. Мазуренко, А.Ю. Тихонова и др.
Вместе с тем, исследования, проводимые в педагогической практике по данной проблеме, доказывают, что существует противоречие между необходимостью развития у детей 6-7 лет познавательного интереса и недостаточным использованием знакомства с родным краем для данного процесса.
Возникшее противоречие и обоснованная актуальность проблемы указывают на необходимость дальнейшей теоретической разработки и практического разрешения данной проблемы, что и обусловило выбор темы нашего исследования: «Развитие у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем».
Проблема исследования: каковы возможности знакомства с родным краем в развитии у детей 6-7 лет познавательного интереса?
Объект исследования: процесс развития у детей 6-7 лет познавательного интереса.
Предмет исследования: развитие у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность работы по развитию у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.
Гипотеза исследования: основывается на предположении о том, что развитие у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем будет эффективным если:
- включен в образовательный процесс комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательного интереса у детей в процессе знакомства с родным краем (беседы, посещение организаций социума, непрерывная образовательная деятельность, развивающие народные игры и упражнения, экскурсии, фестивали и др.);
- организованы формы работы с родителями по развитию познавательного интереса у детей в процессе знакомства с родным краем (родительские собрания, консультации, оформление информационного стенда, экологическая газета для родителей, фотовыставки др.);
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда, предметами родного края.
Задачи исследования
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.
2. Выявить уровень развития у детей 6-7 лет познавательного интереса.
3. Подобрать и апробировать содержание, формы и методы работы по развитию у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.
Теоретической основой исследования явились:
- исследования, посвященные познавательному интересу (М.Ф. Беляев,
Л.И. Божович, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Н. Годовикова, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, Н.Г. Морозова, Н.К. Постникова, Г.И. Щукина);
- исследования, направленные на изучение познавательного интереса на этапе дошкольного развития (А.Р. Аблитарова, Л.И. Божович, Т.И. Ерофеева, С.Н. Николаева, Н.Н. Поддьяков, Р.А. Ревинская);
- исследования о связи формирования познавательного интереса с образовательной деятельностью (Ю.К. Бабанский, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин, и др.);
- исследования о связи познавательного интереса с процессом ознакомления с родным краем (Л.Н. Боровикова, О.Н. Вавринюк, Е.Б. Виноградова, Н.В. Винокурова, О.В. Мазуренко, А.Ю. Тихонова и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
- теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы; обобщение практического опыта);
- эмпирические (беседы с детьми, наблюдение, диагностические задания; констатирующий, формирующий и контрольные этапы эксперимента);
- методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Новизна исследования: определены возможности знакомства с родным краем в развитии у детей 6-7 лет познавательного интереса.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе описаны и обоснованы уровни развития у детей 6-7 лет познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.
Практическая значимость исследования заключается в том, что педагогами дошкольных образовательных организаций в решении задач развития познавательного интереса может быть использован комплекс мероприятий по знакомству с родным краем.
Экспериментальная база исследования: ГБДОУ НАО «Детский сад с. Несь». В работе приняло участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (включает 55 наименований) и 10 приложений. В тексте работы содержится 19 таблиц и 2 рисунка.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период происходит его интенсивное физическое и психическое развитие, формируются представления ребенка об окружающем мире, а так же происходит становление познавательных интересов. Познавательный интерес ребенка проявляется в стремлении узнать новое о качествах, свойствах предметов, явлений действительности; найти имеющиеся между ними отношения и связи.
В целом, анализируя работы, посвященные проблеме исследования, было выявлено, что вопрос развития интереса к познанию родного края исследован недостаточно. Процесс ознакомления с родным краем активизируют развитие познавательного интереса детей, если в совместной деятельности формируется атмосфера доброжелательности, включается рефлексия и поисковый характер деятельности.
В нашем исследовании проведена экспериментальная работа по выявлению уровня и развитию познавательного интереса детей 6-7 лет.
На констатирующем этапе были получены следующие результаты: познавательный интерес у детей находится преимущественно на среднем уровне. Полученные данные свидетельствуют о том, что у детей уровень развития познавательного интереса недостаточный и необходима систематическая целенаправленная работа педагогов ДОО с детьми по развитию познавательного интереса.
На формирующем этапе работы был подобран комплекс мероприятий, направленный на развитие познавательного интереса у детей 6-7 лет в процессе знакомства с родным краем. В ходе работы с детьми экспериментальной группы проводились разнообразные формы работы: экскурсии, целевые прогулки, развлечения, развивающие игры (словесные, дидактические, подвижные, настольно-печатные, народные), индивидуальная работа, работа с родителями.
Спецификой организации всего педагогического процесса было построение работы педагога с детьми по сюжетно-тематическим линиям, что позволяло объединить различные виды деятельности детей. Таким образом, нами отмечено, что проводимая работа вписывается в общую систему воспитательно-образовательной работы с детьми, а тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о стране, родном крае, той местности, в которой они живут.
Проведенная экспериментальная работа определила тот факт, что развитие познавательного интереса у детей эффективно при грамотно организованных условиях: включение в образовательный процесс комплекса мероприятий, направленных на развитие познавательного интереса; если организована работа с родителями по развитию познавательного интереса, а также если организована развивающая предметно-пространственная среда.
Контрольный этап эксперимента подтверждает эффективность проводимой работы, направленной на развитие познавательного интереса у детей 6-7 лет в процессе знакомства с родным краем. Дети ЭГ проявляют интерес к познанию существенных свойств предметов или явлений, познавательный интересу детей достаточно устойчив, внутренняя мотивация к познанию нового преобладает; дети данной группы активнее детей КГ ищут знания, извлекают их из различных источников и за пределами ДОО; больше стремятся высказать свою точку зрения; а также имеют положительный эмоциональный настрой, поглощены деятельностью.
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать, цель работы достигнута, гипотеза подтверждена. Результаты исследования могут быть применены педагогами в образовательном процессе для развития у детей познавательного интереса в процессе знакомства с родным краем.



1. Федеральный закон «Об образовании в Российской федерации»
(утв. 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). С изменениями от 05.05.2014
[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document(дата обращения: 19.09.2018).
2. Аблитарова, А.Р. Развитие и формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] /А.Р. Аблитарова // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. - 2016. - С. 107-110.
3. Ананьев, Б.Г. Познавательные потребности и интересы [Текст] / Б.Г. Ананьев // Ученые записки ЛГУ. Психология. - 1959. - Вып. 16. - С. 41¬60.
4. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова. - СПб. : Речь, 2005. - 128 с.
5. Березина, Ю.Ю. Критерии развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ю.Ю. Березина // Теория и практика общественного развития. - 2013, Вып. 8. - С.192-195.
6. Березина, Ю.Ю. Формирование познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: дис. ... канд. пед. наук: / Ю.Ю. Березина. - М.: Моск. пед. гос.унив., 2014. - 174 с.
7. Беляева, Е.Б. Диагностика уровней развития познавательного интереса к иностранному языку на основе информационно¬коммуникационных технологий [Текст] / Е.Б. Беляева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 55-57.
8. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1989. - 464 с.
9. Большой толковый словарь русского языка [Текст] / Под ред. С.А. Кузнецова. - СПб. : Норинт, 2001. - 1536 с.
10. Боровикова, Л.Н. Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с родным краем [Текст] / Л.Н. Боровикова // Педагогика: традиции и инновации: материалы VIII Междунар. науч. конф. - 2017. - С. 31-33.
11. Бурляева, О.В. Организация работы по ознакомлению дошкольников с историей родного края [Текст] / О.В. Бурляева // Детский сад: теория и практика. - 2011. - Вып. 9. - С. 82-89.
12. Вавринюк, О.Н. Тенденции познавательного развития детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с родным краем [Текст] / О.В. Вавринюк // Вопросы дошкольной педагогики. Международный научный журнал. - 2017. - Вып. 2 (8). - С.31-33.
13. Власова, Т.В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования [Текст] / Т.В. Власова // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. - 2015. - С. 45-47.
14. Виноградова, Н.Ф. Дошкольникам о родной стране: методическое пособие для педагогов, работающих с детьми старшего дошкольного возраста [Текст] / Н.Ф. Виноградова. - М. : Просвещение, 2009. - 108 с.
15. Винокурова, Н.В. Развитие познавательного интереса дошкольников к культуре родного края средствами национального фольклора [Текст] / Н.В. Винокурова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Вып. 17. - С. 11-13.
16. Виноградова, Е.Б. Развитие познавательного интереса к родному краю у старших дошкольников [Текст] / Е.Б. Виноградова // Воспитатель ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2012. - С.34-37.
17. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк [Текст] / Л.С. Выготский. - СПб. : Союз, 1997. - 96 с.
18. Годовикова, Д.Н. Формирование познавательной активности [Текст] / Д.Н. Годовикова // Дошкольное воспитание. - 2007. - Вып. 8. - С.19-20.
19. Гризик, Т.А. Познаю мир: методические рекомендации по познавательному развитию [Текст] / Т.А. Гризик // Дошкольное воспитание. - 2003. - Вып. 2. - С. 32-38.
20. Гусева, Ю.И Особенности развития познавательного интереса старших дошкольников к декоративно-прикладному искусству казахского народа на занятиях изобразительной деятельности [Текст] / Ю.И. Гризик // Вестник Северо-Казахстанского государственного университета им. Манаша Козыбаева. - 2016. - Вып. 2 (31). - С. 71-75.
21. Дейкина, А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения [Текст] / А.Ю. Дейкина // Современные образовательные технологии. - 2009. - Вып. 4 - С.12-26.
22. Дмитриенко, В.А. О психолого-педагогической природе познавательного интереса [Текст] / В.А. Дмитриенко // Современные проблемы и инновационный опыт развития образования в Сибири. - 2002. - Вып. 3. - С. 217-273.
23. Захаревич, Л.Ф. Особенности возникновения и развития познавательного интереса к сезонным изменениям в жизни растений у детей среднего и старшего дошкольного возраста [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук. / Л.Ф. Захаревич. - М. - 1970. - 21 с.
24. Зацепина, М.Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет [Текст] / М.Б. Зацепина. - М. : Мозайка-Синтез, 2010. - 122 с.
25. Кобзева, Т.Г. Современная проектная деятельность детей, педагогов, родителей в познании истории и культуры одного края [Текст] / Т.Г. Кобзева // Образование и семья: проблемы индивидуализации: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - 2006. - Вып. 15. - 157 с.
26. Кобзева, Т.Г. Приобщение детей дошкольного возраста к истории и культуре родного города [Текст] / Т.Г. Кобзева // Волгоград: МУ «Волгоградский методический центр», 2004. - С.6-8.
27. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром [Текст] / С.А. Козлова. — М., 2008. - 54 с.
28. Короткова, Н.А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста: методическое издание [Текст] / Н.А. Короткова. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. - 208 с.
29. Красильникова, А.Е. Познавательный интерес как психолого-педагогический феномен [Текст] / А.Е. Красильникова // Вестник Шадринского гос.пед.инст. - 2013. - Вып. 2 (18). - С. 72-78.
30. Кудрина, Г.Я Формирование у детей основ духовности и патриотизма средствами народной культуры [Текст] / Г.Я. Кудрина, Р.В. Примакова, В.Д. Водова. - Краснотурьинск, 2005. - 16 с.
31. Левашева, И.И. Формирование учебно-познавательной компетенции в исследовательской деятельности старших дошкольников [Текст] / И.И. Левашева // Вектор науки Тольяттинского гос. унив. - 2011. - Вып. 3(6). - С. 180-182.
32. Лисина, М.И. Условия развития познавательной деятельности школьников [Текст] / М.И. Лиина // Психологическая наука и образование. - 2004. - Вып. 1. - 143 с.
33. Ловягина, И.А. Проблема развития интереса дошкольников в психолого-педагогичсекой литературе [Текст] / И.А. Ловягина // Форум молодых ученых - 2016. - Вып. №4(8). - С. 129-130.
34. Лунина, Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры [Текст]. - М.: Пресс, 2005. - 25с.
35. Маклаева, Э.В. Формирование познавательного интереса у детей младшего школьного возраста в процессе обучения решению текстовых задач [Текст] / Э.В. Маклаева // Молодой ученый. - 2017. - Вып. 14. - С.629¬633.
36. Маркова, А.К. Формирование интересов и мотивов учебной деятельности [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1990. - 123 с. 

современности [Текст] / В.А. Машарова // Научно-педагогический журнал. - 2008. - Вып. 2. - 808 с.
38. Михайлова, З.А. Диагностика личностных проявлений ребёнка в логико - математической деятельности [Текст] / З.А. Михайлова // Дошкольная педагогика. - 2011. - Вып. 12. - С. 4-5.
39. Ненахова, Е.В. Диагностика познавательного интереса у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы [Текст] / Е.В. Ненахова //Педагогическая психология и социология. Наука и школа. - 2014. - Вып 8. - С. 207-211.
40. Морозова, Н.Г. Учителю о познавательном интересе [Текст] / Н.Г. Морозова. - М. : Знание, 1979. - 48 с.
41. Оверчук, Т.И Воспитательная система «Маленькие россияне» [Текст] / Т.И. Оверчук . - М.: Мозаика-синтез, 2005. - 11с.
42. Онищук, В.А. Урок в современной школе: пособие для учителя [Текст] / В.А. Онищук. - М.: Просвещение, 1986. - 160 с.
43. Орлова, Ю.А. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Ю.А. Орлова // Образование и наука в современных условиях. - 2016. -Вып. 2-1 (7) - С.167-169.
44. Писарев, Д.И. Избранные педагогические сочинения [Текст] / Д.И. Писарев. - М.: Педагогика, 1984. - 367 с.
45. Плетнёва, Е.Н. Познавательный интерес как педагогическое условие управляемой поглощенности учебной деятельностью [Текст] / Е.Н. Плетнева //Современные наукоемкие технологии. - 2008. - Вып. 5 - С. 91-92.
46. Прохода, М.В. Организационно-педагогические условия формирования познавательной мотивации старших дошкольников к дальнейшему обучению [Текст] / М.В. Прохода // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. Вып. 74-2. - С. 237-240.
47. Петровский, А.В. История и теория психологии. [Текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. - Ростов-на-Дону, 1996. - 443 с.
48. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2000. - 712 с.
49. Рыбалкова, И.П. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания [Текст] / И.П. Рыбалкова // Дошкольное воспитание. - 2003. - Вып.6. - С.45-55.
50. Сигида, Н.В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр-экспериментирований [Текст] / Н.В. Сигида // Студенческая наука XXI века. - 2016. - Вып. 2-1 (9). - С. 150-153.
51. Ходакова, Н.П Развитие познавательных интересов у дошкольников [Текст] /Н.П. Ходакова //Инновации в науке. - 2016 . - Вып. 10 (59). - С.126-133.
52. Шейко, Н.Г. Культурное наследие родного края - источник формирования исторических представлений дошкольников [Текст] / Н.Г. Шейко // Детский сад: теория и практика. - М. : Эдисьон Пресс ООО, 2011. - 69 с.
53. Щукина, Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. [Текст] / Г.И. Щукина. - М. : Педагогика, 1988. - 208 с.
54. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике [Текст] / Г.И. Щукина. - М. : Педагогика, 1971. - 120 с.
55. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. - 160 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ