Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Работа №117230

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы93
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
111
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы проблемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий в начальной школе 7
1.1 Формирование коммуникативных универсальных учебных действий как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе 16
Выводы по первой главе 32
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий 33
2.1 Диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий 33
2.2 Формирующий этап педагогического эксперимента 46
2.3 Анализ и обобщение результатов 59
Выводы по второй главе 68
Заключение 70
Список используемой литературы 72
Приложение А Уровень развития компонентов коммуникативных универсальных учебных действий на констатирующем этапе эксперимента 80
Приложение Б Календарно-тематическое планирование по русскому языку 82
Приложение В Технологическая карта урока «Правописание НЕ с глаголами» 84
Приложение Г Уровень развития компонентов коммуникативных универсальных учебных действий на контрольном этапе эксперимента 92

Актуальность данной работы представлена тем, что на современном этапе развития образования одной из главных задач учителей общеобразовательных школ становится формирование универсальных учебных действий у младших школьников. Перед педагогами стоит задача сформировать не только личность, которая занимала бы активную жизненную позицию, но и умела бы решать различные проблемы. Эффективность обучения на сегодняшний день заключается не только в том, что учитель передает знания своим ученикам, но и дает возможность ребенку целенаправленно выстраивать пути для достижения целей различного характера. Другими словами, учитель находится в постоянном взаимодействии с учениками. Одной из задач, стоящих перед учителем, является подготовка учеников к реальной жизни, то есть воспитание разносторонней личности.
Процесс обучения в школе представляет собой сложный механизм взаимодействия ученика не только с учителем, но и с одноклассниками. Необходимым условием является активная позиция ученика в образовательном процессе. Для решения различных проблем в условиях реальной жизни, ученику необходимо сотрудничать и с педагогом, и с одноклассниками.
Нет никаких гарантий, что ребенок, успешно освоивший школьную программу и получивший знания, благополучно социализируется как в образовательном учреждении, так и за его пределами. В первую очередь, ребенок должен научиться выстраивать взаимоотношения с другими людьми, а для этого необходим определенный набор умений и навыков взаимодействия с окружающими людьми. Другими словами, ребенок должен уметь адаптироваться и стать полноценным членом коллектива. Младший школьный возраст наиболее благоприятен для формирования коммуникативной компетентности, поэтому основы коммуникации необходимо закладывать именно здесь.
Было выявлено противоречие между тем, что современные реалии жизни требуют внедрения и использования различных методов и форм обучения учеников и отказ учителей от внедрения данных методических рекомендаций в практическую деятельность. Современные формы и методы обучения направлены, в первую очередь, на формирование у младших школьников коммуникативной компетентности. Необходимо понимать, что в основе обучения в школе лежат навыки коммуникативного характера. Работа учителя должна быть построена таким образом, что на каждом уроке необходимо формирование коммуникативных универсальных учебных действий. Также наблюдается противоречие между возможностями и умениями ребенка взаимодействовать с окружающей средой и теми требованиями, которые предъявляются ребенку окружающей действительностью. Необходимо чутко и бережно относиться к личности ребенка младшего школьного возраста, к его взрослению, так как процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий носит длительный и последовательный характер.
На сегодняшний день процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка, который помогает эффективно социализироваться ребенку в окружающей действительности, становится научной проблемой самостоятельного характера. Для решения данной проблемы необходим подход, который использовал бы методы и приемы, позволяющие сделать процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий наиболее эффективным.
Цель: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка.
Объект: процесс обучения младших школьников.
Предмет: формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
Гипотеза: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках русского языка будет успешен, при условии:
• педагог использует разнообразные парные и групповые формы обучения на уроках русского языка;
• учитель контролирует весь процесс взаимодействия детей;
• педагог учитывает индивидуальные особенности каждого учащегося.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать проблему формирования коммуникативных универсальных учебных действий.
2. Определить уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников.
3. Разработать и внедрить комплекс уроков по русскому языку, направленный на формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
4. Проанализировать и обобщить полученные результаты.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщение, опрос (анкетирование), беседа.
База исследования: 3 «А» и 3 «Б» классы ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в том, что её содержание может быть использовано в работе учителей начальных классов, направленной на формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка, а также на других учебных предметах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Анализ научной литературы позволил сделать заключение о том, что при формировании целостной личности значительную помощь оказывают универсальные учебные действия, а также они являются одними из самых важных направлений взаимодействия участников образовательного процесса - учителя и учащихся.
В представленном исследовании отмечается основная роль коммуникативных умений в процессе осознания учащимися своего места в классе, обществе в целом, в умении создать свой текст и воспринять текст других, и что немаловажно, реализовать совместную деятельность в процессе общения с партнёрами.
Далее, в работе проанализированы благоприятные условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Было отмечено, что использование современных приемов, технологий и методов интерактивного характера на уроках русского языка способствует формированию коммуникативной сферы учащихся.
Целенаправленная систематическая работа по формированию коммуникативных универсальных учебных действий способствует повышению уровня коммуникативных навыков в младшем школьном возрасте.
Вторая глава посвящена педагогическому эксперименту, состоящему из трех этапов.
Базой исследования являлась ГБОУ ООШ с. Верхнее Санчелеево. Экспериментальная группа была представлена учащимися 3 «А» класса в количестве 24 человек. Контрольную группу составили учащиеся 3 «Б» класса в количестве 23 человек.
Диагностические методики, подобранные для проведения исследования показали, что уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий средний.
Результаты, полученные в ходе исследования, подверглись тщательному анализу и позволили разработать, а затем и внедрить комплекс уроков на втором этапе педагогического эксперимента, который был направлен на повышение уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Осуществить поставленные цели помогли парные и групповые формы работы, которые были включены в исследование.
Повторная диагностика, которая проводилась на третьем этапе работы, показала, что на формирование коммуникативной сферы разработанный комплекс повлиял положительно. Эффективность проведенной работы подтверждается результатами повторной диагностики, которые показали повышение интереса детей к процессу общения, совместной деятельности, высказыванию своих мыслей.
Таким образом, в результате работы была подтверждена выдвинутая нами гипотеза, достигнута цель педагогического эксперимента и решены задачи, поставленные в начале работы.


1. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М. : ИКАР, 2009. 448 с.
2. Аксенова Н. И. Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов. СПб. : Реноме, 2012. С.140-142.
3. Аксютичева А. Е. Формирование коммуникативных УУД на уроках в начальной школе // Научные труды Калужского государственного университета имени К.Э. Циолковского Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского. 2016. С. 125-128.
4. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб. : Питер, 2001. 272 с.
5. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. 2014. №14. С. 243-244.
6. Апполонова Н. В. Проблемный диалог на уроках математики: через общение к коммуникативным УУД // Современные проблемы естественно-математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения сборник научных статей второй интернет-конференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; под науч. Ред. И.В. Налимовой, С.В. Жарова. 2015. С. 80-86.
7. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя. М. : Просвещение, 2008. 151 с.
8. Ахтырская Е. Н. Универсальные учебные действия в системе начального образования в рамках реализации ФГОС НОО // Инновации в науке. 2016. № 9 (58). С. 67-71.
9. Балакин Н. А. Проектная деятельность как одна из форм формирования коммуникативных УУД в начальной школе // Вестник науки и образования. 2016. № 1. С. 65-70.
10. Баранова А. С. Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе// Символ науки. 2015. № 9-2. С. 146-148.
11. Белая Н. В. Использование ИКТ на уроках русского языка в начальной школе // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). Казань : Бук, 2015. С. 94­98.
12. Богдан О. В. Музей-мастерская как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). Уфа : Лето, 2015. С. 161-165.
13. Бориснёв С. В. Социальная коммуникация: Учеб. пособие для ВУЗов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. С.14.
14. Боровых О. В. Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка в начальной школе на примере УМК «перспектива»//Актуальные направления развития научной и образовательной деятельности. Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс». Чебоксары, 2014. С. 38-44.
15. Бурмистрова М. В. Формирование коммуникативных УУД в начальной школе с помощью ТРИЗ (теории развития изобретательских задач)// Россия и Европа: связь культуры и экономики. Материалы XII международной научно-практической конференции. 2015. С. 38-40.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ