Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: КГБПОУ «Барнаульский базовый медицинский колледж».
Выборка исследования. 50 студентов 4 курса Факультета Лечебное дело и 50 студентов 2 курса факультета Лабораторная диагностика. Среднее значение 21, 5 года.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ 7
1.1 Понятие смысложизненных ориентаций и их особенности у студентов 7
1.2 Мотивация достижения как психологический феномен 14
1.3 Психологические особенности юношеского возраста 21
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И МОТИВАЦИИ ДОСТИЖЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ ПРОФИЛЕЙ 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов 38
2.3 Рекомендации по формированию мотивации достижения успеха у студентов 48
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Актуальность исследования. Трансформации, происходящие в обществе, накладывают свое отражение как на личность, так и на требования к ее развитию, в том числе и на ее профессионализм в той или иной сфере деятельности. Профессионализация студентов в высших учебных заведениях и их будущая профессиональная деятельность зависит от смысложизненных ориентаций личности. Период обучения в учреждениях высшего образования совпадает с этапом решения смысложизненных вопросов, поиска и определения личностных смыслов, ценностных ориентаций, имеющих для молодых людей особую актуальность в процессе личностного и профессионального самоопределения, в процессе проектирования индивидуального жизненного пути человека. Учитывая, что студенческий возраст является важным этапом развития личности, задачи учреждений высшего образования не только формировать компетентного специалиста, но и способствовать становлению нравственной личности, способной постигать смысл жизни и ценить его.
Большую роль в осуществлении успешной профессиональной деятельности личности играет ее профессиональная мотивация, которая формируется еще на этапе обучения в учреждениях высшего образования. При этом, психологическим предшественником профессиональной мотивации личности выступает мотивация достижения, являясь предиктором и прогностическим признаком успешности овладения студентом профессией.
Процессы формирования смысложизненных ориентаций и формирования мотивации достижения, являются взаимозависимыми процессами, влияющими друг на друга и на личность субъекта в студенческом возрасте. Можно предположить, что мотивация достижения связана со смысложизненными ориентациями личности студента. С одной стороны, мотивация достижения в процессе получения высшего образования способствует развитию личности студента в целом и каждого из ее отдельных компонентов, включая смысложизненные ориентации. С другой стороны, смысложизненные ориентации задают базовые цели и способы их осуществления в процессе обучения студентов, способствуя развитию мотивации достижения.
Проблематикой смысложизненных ориентаций личности занимались А. Адлер [2], Р.Д. Барышникова [3], Г.А. Вайзер [8], В.К. Вилюнас [9], Д.А. Леонтьев [21], А.В. Назаров [27], К. Роджерс [28], Н.И. Тукальская [31], Э. Фромм [34], В.Э. Чудновский [35], К.Г. Юнг [38] и многие другие. Особенности смысложизненных ориентаций студентов изучали в своих трудах В.В. Гаврилюк, H.A. Трикоз [10], М.Р. Гинзбург [11], Е.А. Гринёва, Т.В. Кружилина, О.Ю. Царёва [12], И.Н. Ефремкина [14], И.С. Кон [18], А.В. Мудрик [26], Л.Н. Степанова [30], Н.И. Тукальская [31], Д.И. Фельдштейн [32], Э. Эриксон [37] и другие. Мотивация достижения как психологический феномен изучалась в трудах таких ученых как А.А. Абдуллина [1], А.Ю. Дедюхина [13], С.С. Занюк [15], Е.П. Ильин [16], М.Ш. Магомед-Эминов [22], Д.А. Сидорова [29], X. Хекхаузен [33], О.Ф. Шаблюк [36], J. Atkinson, H. Feather [39], B. Weiner, A. Kukla [40] и многих других. Психологические особенности юношеского возраста изучались в трудах В.И. Безродного [4], Р. Бернса [5], Л.И. Божович [7], М.А. Камышевой [17], И.С. Кона [18], Н.С. Королевой [19], А.В. Мудрика [26], Д.И. Фельдштейна [32], Э. Эриксона [37] и других.
Однако, отмечая плодотворность рассматриваемых исследований, целесообразно признать, что недостаточно изучены особенности смысложизненных ориентаций выпускников вузов, а также взаимосвязь данного феномена с мотивацией достижения.
Цель исследования выявить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации достижения у студентов разных профилей.
Для достижения и реализации цели исследования потребовалось решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы изучения смысложизненных ориентаций и мотивации достижения у студентов.
2. Провести диагностику смысложизненных ориентаций и мотивации достижения у студентов разных профилей.
3. Выявить взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации достижения у студентов разных профилей.
4. Разработать рекомендации по формированию мотивации достижения успеха у студентов.
Объектом исследования являются смысложизненные ориентации как психологический феномен.
Предметом исследования является взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации достижения у студентов разных профилей.
Гипотеза исследования.
1. Предполагаем, что существует взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации достижения у студентов разных профилей.
Методы и методики исследования:
При проведении исследования были использованы:
1. Методы теоретического анализа, (обобщение, систематизация, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования).
2. Психодиагностические методы:
- тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева;
- методика «Измерение мотивации достижения» А. Мехрабиана, в модификации М.Ш. Магомед-Эминова.
- методика диагностики личности на мотивацию достижения к успеху Т. Элерса;
3. Количественная и качественная обработка данных:
- качественный анализ и интерпретация результатов исследования;
- критерий Манна-Уитни;
- корреляционный анализ Спирмена.
Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе КГБПОУ «Барнаульский базовый медицинский колледж». В исследовании приняли участие 50 студентов 4 курса Факультета Лечебное дело и 50 студентов 2 курса факультета Лабораторная диагностика.
Настоящее исследование посвящено изучению особенностей взаимосвязи смысложизненных ориентаций и мотивации учебной деятельности студентов разных профилей.
По результатам теоретического анализа научной литературы пришли к следующим выводам.
Смысложизненные ориентации – это выбор личностью определенных материальных и духовных ценностей, как объектов, определяющих ее целенаправленную жизнедеятельность и в целом весь образ жизни. Смысложизненные ориентации составляют единую систему, которая регулирует поведение людей в обществе, является ориентиром при выборе способа действий, отбирает идеалы, выстраивает цели, содержит способы достижения этих целей. В студенческом возрасте личность сталкивается со многими трудностями – общеобщественными, экономическими и чисто индивидуальными, социально-психологическими. Находясь на этапе построения собственной новой жизненной позиции, становления личных взглядов на мир, формирования мировоззрения, отличного от родительского, молодой человек постоянно находится в неопределенности, экспериментирует, стремится к изменениям, чтобы выбрать для себя наилучшее. Этот непростой период в жизни осложняется общественными неурядицами, создавая препятствия на пути к личностному росту. В результате направленность на поиск смысла часто бывает смещена в сторону удовлетворения тех или иных текущих потребностей, сбивая молодежь с правильного пути. Смысложизненные ориентации являются частью сознания как отдельного человека, так и общественного сознания. Однако, отправной точкой в определении индивидуального смысла жизни, характерного для современного юношества не может быть существующая культура, среда обитания, которая предъявляет определенные требования. Это должна быть сама личность, ее собственное видение себя в этом мире, который она будет менять, изменяясь сама и помня о неизменных жизненных общечеловеческих принципах существования как отдельных людей, так и человечества в целом.
Мотивация достижения – это попытка повысить или сохранить максимально высокими возможности человека во всех видах деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может привести либо к успеху, либо к неудаче. Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным особенностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий.
Под юношеским возрастом понимается период интенсивного развития самосознания личности. Этот процесс детерминирован, с одной стороны, внутренними закономерностями развития, с другой – объективными обстоятельствами, при которых происходит становление личности. Главным психологическим достоянием юношеского возраста является открытие человеком своего внутреннего, мира осознания своей неповторимости и уникальности. При этом процесс самопознания становится более осознанным и целенаправленным. Центральным новообразованием психического развития юношеского возраста является ориентация на будущее, определяющая жизненную перспективу вообще (а не только участие в определенной деятельности): это и необходимость занять внутреннюю позицию взрослого, понять себя в качестве члена общества, определить свое предназначение в жизни. Для этого требуется достаточный уровень развития молодой личности: анализ и переоценка нравственных принципов, наставлений, чтобы построить собственную систему ценностей, жизненных целей, перспектив.
По результатам проведения эмпирического исследования пришли к следующим выводам.
Методики исследования и их содержание подбирались с учетом возрастных и психологических особенностей испытуемых, а также с учетом необходимости глубокого и всестороннего исследования взаимосвязи смысложизненных ориентаций и мотивации достижения у студентов разных профилей. Подобранный диагностический инструментарий позволяет решить задачи, поставленные в ходе планирования исследования, и достигнуть исследовательской цели.
Чем выше уровень общей осмысленности жизни у студентов, чем больше выражены такие смысложизненные ориентации, как результативность жизни (удовлетворенность жизнью), цели в жизни (наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность), Локус контроля Я (представление о себе как о сильной личности), локус контроля жизнь (убеждение в том, что человек может контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь), тем более выражена мотивация достижения.
Для студентов разных профилей («Лечебное дело» и «Лабораторная диагностика») характерно наличие достаточно высокого уровня осмысленности собственной жизни.
Установлено, что для студентов разных профилей будет характерна выраженность разных смысложизненных ориентаций. Для студентов профиля «Лабораторная диагностика» характерно наличие более высокого уровня выраженности такой смысложизненной ориентации, как управляемость жизни (выраженности убежденности в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь, убежденности в том, что жизнь человека подвластна сознательному контролю) в сравнении со студентами профиля «Лабораторная диагностика». Для студентов профиля «Лечебное дело» характерна большая выраженность такой смысложизненной ориентации, как результативность жизни (удовлетворенность самореализацией, пройденным отрезком жизни, продуктивностью прожитой и настоящей части собственной жизни).
В рамках исследования были разработаны рекомендации по формированию мотивации достижения успеха у студентовразных профилей. Процесс формирования мотивации достижения определяется тем, чтобы содействовать преобразованию стремлений студентов в полноценную мотивационную сферу со стабильной структурой и преобладанием определенных мотивов. В процессе формирования мотивации достижения успешного результата необходимо учитывать особенности мотивационной сферы личности, возрастные аспекты, основные аспекты развития мотивации достижения успеха каждого студента.
Цель работы достигнута. Задачи решены. Выдвинутая гипотеза исследования о том, что существует взаимосвязь смысложизненных ориентаций и мотивации достижения у студентов, а именно: чем выше уровень общей осмысленности жизни у студентов, чем больше выражены такие смысложизненные ориентации, как результативность жизни (удовлетворенность жизнью), цели в жизни (наличие в жизни целей в будущем, которые придают жизни осмысленность), Локус контроля Я (представление о себе как о сильной личности), локус контроля жизнь (убеждение в том, что человек может контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь), тем более выражена мотивация достижения; для студентов разных профилей будет характерна выраженность разных смысложизненных ориентаций нашла свое подтверждение.
1. Абдуллина, А.А. Роль мотивации достижения в развитии личности / А.А. Абдуллина // Вестник магистратуры. – 2016. – № 1-1. – С. 103-105.
2. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер; [пер. Е.А. Цыпина]. – М.: Академический проект, 2000. – 253 с.
3. Барышникова, Р.Д. Смысложизненные ориентации: понятие, структура, функции / Р.Д. Барышникова // В сборнике: Молодой исследователь: вызовы и перспективы. Cборник статей по материалам CCII международной научно-практической конференции. Москва, 2021. – С. 27-31.
4. Безродный, В.И. Креативность и личностные особенности в юношеском возрасте / В.И. Безродный // Гуманитарный вестник (Горловка). – 2020. – № 11. – С. 34-41.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Прогресс, 1986. – 420 с.
6. Бодров, В.А. Психология профессиональной пригодности / В.А. Бодров. – 2-е изд. – М.: Per Se, 2006. – 511 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – СПб.: Питер, 2009. – 400 с.
8. Вайзер, Г.А. Смысл жизни и «двойной кризис» в жизни человека / Г.А. Вайзер // Психологический журнал. – 1998. – № 5. – С. 3-14.
9. Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений / В.К. Вилюнас. – М.: Изд-во МГУ, 1976. – 464 с.
10. Гаврилюк, В.В., Трикоз, H.A. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) / В.В. Гаврилюк, H.A. Трикоз // СОЦИС. – 2002. – №1. – С. 96-105.
11. Гинзбург, М.Р. Жизненные планы как проявление личностного самоопределения старшеклассников / М.Р. Гинзбург // Психологические условия формирования социальной ответственности школьников. – М.: Изд. АПН СССР, 1987. – С. 18-22.
12. Гринёва, Е.А., Кружилина, Т.В., Царёва, О.Ю. К вопросу об исследовании смысложизненных ориентаций современной студенческой молодёжи / Е.А. Гринёва, Т.В. Кружилина, О.Ю. Царёва // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 60-1. – С. 97-100.
13. Дедюхина, А.Ю., Едиханова, Ю.М. Особенности мотивации достижения в юношеском возрасте / А.Ю. Дедюхина, Ю.М. Едиханова // В сборнике: Формирование ответов на большие вызовы в контексте психолого-педагогической науки. Материалы III Всероссийской молодежной научно-практической конференции. Шадринский государственный педагогический университет; ответственный редактор: Забоева Майя Алексеевна, канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и социального образования. – 2020. – С. 243-248.
14. Ефремкина, И.Н. Особенности ценностных и смысложизненных ориентаций в подростковом и юношеском возрасте / И.Н. Ефремкина // Akademická Psychologie. – 2020. – № 3. – С. 33-37.
15. Занюк, С.С. Психология мотивации: Теория и практика мотивирования. Мотивационный тренинг / С.С. Занюк. – Киев: Ника-Центр, 2001. – 351 с.
16. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб: Питер, 2002. – 512 с.
17. Камышева, М.А. Психологические особенности развития личности в юношеском возрасте / М.А. Камышева // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы инновационного развития современной России. – 2014. – С. 208-212.
18. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. – М.: Книга по Требованию, 2013. – 176 с.
19. Королева, Н.С. Социально-психологические особенности юношеского возраста / Н.С. Королева // В сборнике: Научно-методологические и социальные аспекты психологии и педагогики. Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. – 2017. – С. 76-79.
20. Левин, К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. – М.: Академический проект, 2019. – 313 с.
21. Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д.А. Леонтьев. – М.: Смысл, 2007. – 511 с.
22. Магомед-Эминов, М.Ш. Мотивация и контроль за действием / М.Ш. Магомед-Эминов, И.А. Васильев. – М.: МГУ, 1991. – 144 с.
23. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд. – СПб.: Питер, 2007. – 672 с.
24. Маслоу, А. Мотивация и личность. Психология Бытия / А. Маслоу; [пер. с англ. А.М. Татлидаевой]. – СПб.: Евразия, 1999. – 478 с.
25. Мешков, А.В. Развитие мотивации достижения в юношеском возрасте / А.В. Мешков // В сборнике: Феномены и тенденции развития современной психологии в образовании. Материалы научно-практической конференции школьников, студентов, молодых ученых, посвященной Году науки в РФ. Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – 2021. – С. 44-46.
26. Мудрик, А.В. Современный старшеклассник: проблемы самоопределения / А.В. Мудрик. – М.: Просвещение, 1977. – 214 с.
27. Назаров, А.В., Климова, И.В. Смысложизненные ориентации личности как психологический феномен / А.В. Назаров, И.В. Климова // В сборнике: Педагогика и психология: проблемы развития мышления. Развитие личности в изменяющихся условиях. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2019. – С. 220-224.
28. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс; [Пер. с англ. М. Злотник]. – М.: Смысл, 2019. – 527 с.
29. Сидорова, Д.А., Мигунова, Е.О. Особенности мотивации в юношеском возрасте как феномен воспитательного процесса / Д.А. Сидорова, Е.О. Мигунова // Международный студенческий научный вестник. – 2022. – № 1. – С. 41.
30. Степанова, Л.Н. Факторы, детерминирующие становление смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте / Л.Н. Степанова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 5-2. – С. 348-351.
31. Тукальская, Н.И. Смысложизненные ориентации: понятие, сущность, психологическая характеристика / Н.И. Тукальская // В сборнике: Современная наука в условиях модернизационных процессов: проблемы, реалии, перспективы. Сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференции. Уфа, 2022. – С. 93-100.
32. Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности / Д.И. Фельдштейн. – М.: Международная педагогическая академия, 1994. – 192 с.
33. Хекхаузен, X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. – СПб: Питер, 2003. – 860 с.
34. Фромм, Э. Здоровое общество / Э. Фромм; [пер. с англ. Т.В. Банкетовой, С.В. Карпушиной]. – М.: АСТ, 2019. – 528 с.
35. Чудновский, В.Э. Становление личности и проблемы смысла жизни: избранные труды / В.Э. Чудновский. – Воронеж: МОДЭК, 2006. – 766 с.
36. Шаблюк, О.Ф. Флуктуации мотивации достижения личности как системный феномен / О.Ф. Шаблюк // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. – 2019. – № 19-3. – С. 415-423.
37. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризисы / Э. Эриксон; Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – М.: «Прогресс», 1996. – 344 с.
38. Юнг, К.Г. Нераскрытая самость / К.Г. Юнг. – М.: АСТ, 2021. – 761 с.
39. Atkinson, J. A Theory of Achievement Motivation / J. Atkinson, H. Feather. – NY; Wiley, 1966. – 215 p.
40. Weiner, B. An attributional analysis of achievement motivation / B. Weiner, A. Kukla // Journal of Personality and Social Psychology, 1970. – Vol. 15. – P. 1-20.