Журналистский нарратив как средство представления в СМИ политических конфликтов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ЖУРНАЛИСТСКИЙ НАРРАТИВ КАК ЧАСТЬ КОНФЛИКТНОГО ДИСКУРСА СМИ 10
1.1 Журналистский нарратив: генезис и современное состояние теории и
практики 10
1.2 Журналистский нарратив как средство представления фактов
действительности в конфликтном дискурсе 25
ГЛАВА 2 ЖУРНАЛИСТСКИЙ НАРРАТИВ КАК ИНСТРУМЕНТ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 40
2.1 Журналистский нарратив в российских СМИ 40
2.2 Журналистский нарратив в западных СМИ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
ГЛАВА 1 ЖУРНАЛИСТСКИЙ НАРРАТИВ КАК ЧАСТЬ КОНФЛИКТНОГО ДИСКУРСА СМИ 10
1.1 Журналистский нарратив: генезис и современное состояние теории и
практики 10
1.2 Журналистский нарратив как средство представления фактов
действительности в конфликтном дискурсе 25
ГЛАВА 2 ЖУРНАЛИСТСКИЙ НАРРАТИВ КАК ИНСТРУМЕНТ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ 40
2.1 Журналистский нарратив в российских СМИ 40
2.2 Журналистский нарратив в западных СМИ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 93
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 100
Ежесуточно средства массовой информации производят огромное количество материалов. Перед СМИ ставится задача выделиться на фоне конкурентов качеством своего контента. Исследователь в области массовой коммуникации Т.Р. Красикова отмечает, что «высокая конкуренция между средствами массовой информации ведет к поиску журналистами способов выделения своей новости как особенно важной»1. Средства массовой информации экспериментируют с различными формами представления информации, которые направлены на повышение качества контента и привлечение читателей. По мнению ряда отечественных исследователей (И.В. Троцук, С.А. Бозрикова, В.В. Федоров), одной из форм, активно используемых в СМИ, является журналистский нарратив. Однако по поводу функций журналистского нарратива и его роли в формировании картины мира ведутся научные дискуссии.
Ряд исследователей И.В. Алещанова, Е.С. Маслов, Н.В. Евстигнеева считают, что журналистский нарратив решает проблему достоверности, удовлетворяя информационную потребность аудитории в жизнеподобном отражении действительности. Однако такие ученые, как Г.Г. Почепцов, П.Н. Кочетков, Е.И. Шейгал утверждают, что журналистский нарратив обладает воздействующим потенциалом и конструирует действительность: при нарративном повествовании события представляются в заведомо определенном автором виде в зависимости от его коммуникативного намерения. Широкая распространенность журналистского нарратива в практике СМИ и отсутствие единства научных взглядов на его роль в коммуникации доказывают актуальность выбранной темы магистерской диссертации.
Объектом исследования в магистерской диссертации является журналистский нарратив.
Предметом - журналистский нарратив в конфликтном дискурсе СМИ.
Цель исследования: на основе анализа материалов российских и западных интернет-СМИ выявить характерные черты использования журналистского нарратива для представления политических событий, неоднозначных по своей сути.
Цель исследования определила необходимость постановки следующих задач:
1) систематизировать научные представления о понятии «нарратив», рассмотреть историю формирования и развития данного явления в США и России, выявить его основные признаки и функции, а также изучить выразительные характеристики и коммуникативно-ориентированные ресурсы журналистского нарратива;
2) основываясь на научных трудах исследователей журналистики и массовой коммуникации, рассмотреть понятия «конфликтный политический дискурс СМИ», «информационная война», а также выявить технологии, методы и инструменты манипулирования в условиях реализации альтернативных точек зрения в СМИ;
3) на основе анализа материалов российских и западных интернет- СМИ, посвященных политическим событиям, неоднозначным по своей сути, выявить гносеологические, выразительные и коммуникативные ресурсы журналистского нарратива.
Для достижения поставленных в работе задач используются следующие методы: нарративный анализ, который включает идейно-тематический анализ, использующийся для изучения содержания материала; структурный анализ - для выявления особенностей повествования; перформативный анализ - для рассмотрения роли автора и героев в журналистском нарративе; стилистический анализ - для изучения выразительных ресурсов журналистского нарратива.
Теоретико-методологическую базу магистерской диссертации составили труды отечественных ученых по нарратологии С.Е. Шеиной и А.Е. Чуранова, В. Шмида, В.И. Тюпы, по теории нарратива и нарративной коммуникации Е.Ю. Сокруты, Э.А. Ушниковой, В.Л. Лехциера, Е.В. Прасоловой5, М.В. Луканиной6, Л.К. Салиевой, а также работы западных исследователей И. Брокмейера и Р. Харре, C.K. Reissman, J.D. Velleman по аналогичным научным направлениям.
Специфика информационного воздействия в социальной коммуникации рассмотрены через призму научных работ отечественных (С.Г. Кара-Мурза , Е.Г. Баранова; Д.И. Чистякова, О.П. Березкиной14, Е.Л. Сайко1, А.А. Гаврилова2) и западных (Jennings Bryant3, Elizabeth M. Perse4) ученых. Феномен информационно-психологических войн изучен в работах отечественных (Г.Г. Почепцова, И.Р. Утяшева, И.В. Сергеева, A. Г. Девяткиной, А.Ю. Петухова, К.В. Дементьевой10, В.М. Амирова, В.А. Славина, В.И. Озюменко, М.М. Васильева, В.А. Минаева, B. Д. Бачурина, А.В. Борхсениуса) и западных (Кристиане Айлдерса, Арно Мерсье) исследователей.
Теория конфликтного политического дискурса в СМИ осмыслена на основе систематизации взглядов отечественных исследователей Н.А. Белоуса, Е.Ю. Алешиной, Б.Б. Сибиданова, А.С. Савицкой.
теории жанров СМИ А.А. Тертычного, Г.В. Лазутиной, Л.Е. Кройчика, а также по типологии интернет-СМИ А.И. Акопова, М.М. Лукиной, М.Э. Жебит.
Новизна исследования состоит в изучении журналистского нарратива как средства представления действительности в конфликтном дискурсе и факторов, обуславливающих успешность его использования в сфере массовой коммуникации.
Эмпирическую базу исследования составили материалы русскоязычных интернет-изданий, отражающих политические конфликтные события:
1) российские интернет-СМИ: «Русский репортер», «RT», «The New Times»;
2) русскоязычные версии западных интернет-изданий: «BBC News- Русская служба», Русская служба «Голос Америки» и «Радио Свобода».
Принцип отбора интернет-СМИ - наличие журналистских нарративов, посвященных политическим событиям, неоднозначным по своей сути; упоминание данных интернет-изданий в научных работах, посвященных нарративу. Кроме того, отобранные для анализа интернет-СМИ входят в топ- 10 самых цитируемых изданий за январь 2019 года по версии «Медиалогии».
Хронологические рамки исследования: апрель 2017 года - апрель 2019 года. Границы исследования заданы периодом обучения в магистратуре. За указанный период отобраны 4 политических конфликта: химическая атака в Сирии, отравление бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля, протестные акции движения «желтых жилетов» во Франции и инцидент в Керченском проливе. Данные политические конфликты, имевшие первоначально локальный характер, вызвали неоднозначную реакцию у международной общественности и породили появление различных точек зрения в СМИ.
Гипотеза исследования: журналистский нарратив, обладающий определенными структурно-композиционными и прагмалингвистическими особенностями, используется при представлении событий, сущность которых не однозначна, и, следовательно, они могут породить различные точки зрения и стать причиной информационно-пропагандистской войны.
Положения, выносимые на защиту:
- Журналистский нарратив является адекватным средством представления событий, сущность которых не однозначна, и, следовательно, они могут породить различные точки зрения и стать причиной информационно-пропагандистской войны.
- Использование журналистского нарратива приводит к трансформации жанров репортажного типа.
- Для российских и западных интернет-СМИ характерны различные тенденции использования журналистского нарратива при представлении политических событий, неоднозначных по своей сути.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в систематизации и обобщении научных концепций о современном состоянии и тенденциях развития журналистского нарратива как средства представления действительности в конфликтном дискурсе СМИ.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в учебном процессе по направлению подготовки «Журналистика» для изучения форматов новостной и политической журналистики, а также могут способствовать развитию отечественного журналистского нарратива.
Апробация результатов научного исследования проводилась на всероссийских научно-практических конференциях: «Студенческие дни науки в ТГУ», «Молодежь. Наука. Общество».
Структура магистерской диссертации.
В первой главе «Журналистский нарратив как часть конфликтного дискурса СМИ» рассматривается понятие «нарратив», история формирования и развития данного явления, его основные признаки и функции, систематизируются научные представления о характеристиках журналистского нарратива и особенностях его применения в материалах СМИ. Рассматриваются понятия «конфликтный политический дискурс СМИ», «информационная война», а также соотносятся технологии, методы и инструменты манипуляции и свойства журналистского нарратива.
Во второй главе «Журналистский нарратив как инструмент представления действительности» содержится описание методики нарративного анализа, а также представлены результаты ее применения к русскоязычным материалам, посвященным политическим событиям, неоднозначным по своей сути.
Ряд исследователей И.В. Алещанова, Е.С. Маслов, Н.В. Евстигнеева считают, что журналистский нарратив решает проблему достоверности, удовлетворяя информационную потребность аудитории в жизнеподобном отражении действительности. Однако такие ученые, как Г.Г. Почепцов, П.Н. Кочетков, Е.И. Шейгал утверждают, что журналистский нарратив обладает воздействующим потенциалом и конструирует действительность: при нарративном повествовании события представляются в заведомо определенном автором виде в зависимости от его коммуникативного намерения. Широкая распространенность журналистского нарратива в практике СМИ и отсутствие единства научных взглядов на его роль в коммуникации доказывают актуальность выбранной темы магистерской диссертации.
Объектом исследования в магистерской диссертации является журналистский нарратив.
Предметом - журналистский нарратив в конфликтном дискурсе СМИ.
Цель исследования: на основе анализа материалов российских и западных интернет-СМИ выявить характерные черты использования журналистского нарратива для представления политических событий, неоднозначных по своей сути.
Цель исследования определила необходимость постановки следующих задач:
1) систематизировать научные представления о понятии «нарратив», рассмотреть историю формирования и развития данного явления в США и России, выявить его основные признаки и функции, а также изучить выразительные характеристики и коммуникативно-ориентированные ресурсы журналистского нарратива;
2) основываясь на научных трудах исследователей журналистики и массовой коммуникации, рассмотреть понятия «конфликтный политический дискурс СМИ», «информационная война», а также выявить технологии, методы и инструменты манипулирования в условиях реализации альтернативных точек зрения в СМИ;
3) на основе анализа материалов российских и западных интернет- СМИ, посвященных политическим событиям, неоднозначным по своей сути, выявить гносеологические, выразительные и коммуникативные ресурсы журналистского нарратива.
Для достижения поставленных в работе задач используются следующие методы: нарративный анализ, который включает идейно-тематический анализ, использующийся для изучения содержания материала; структурный анализ - для выявления особенностей повествования; перформативный анализ - для рассмотрения роли автора и героев в журналистском нарративе; стилистический анализ - для изучения выразительных ресурсов журналистского нарратива.
Теоретико-методологическую базу магистерской диссертации составили труды отечественных ученых по нарратологии С.Е. Шеиной и А.Е. Чуранова, В. Шмида, В.И. Тюпы, по теории нарратива и нарративной коммуникации Е.Ю. Сокруты, Э.А. Ушниковой, В.Л. Лехциера, Е.В. Прасоловой5, М.В. Луканиной6, Л.К. Салиевой, а также работы западных исследователей И. Брокмейера и Р. Харре, C.K. Reissman, J.D. Velleman по аналогичным научным направлениям.
Специфика информационного воздействия в социальной коммуникации рассмотрены через призму научных работ отечественных (С.Г. Кара-Мурза , Е.Г. Баранова; Д.И. Чистякова, О.П. Березкиной14, Е.Л. Сайко1, А.А. Гаврилова2) и западных (Jennings Bryant3, Elizabeth M. Perse4) ученых. Феномен информационно-психологических войн изучен в работах отечественных (Г.Г. Почепцова, И.Р. Утяшева, И.В. Сергеева, A. Г. Девяткиной, А.Ю. Петухова, К.В. Дементьевой10, В.М. Амирова, В.А. Славина, В.И. Озюменко, М.М. Васильева, В.А. Минаева, B. Д. Бачурина, А.В. Борхсениуса) и западных (Кристиане Айлдерса, Арно Мерсье) исследователей.
Теория конфликтного политического дискурса в СМИ осмыслена на основе систематизации взглядов отечественных исследователей Н.А. Белоуса, Е.Ю. Алешиной, Б.Б. Сибиданова, А.С. Савицкой.
теории жанров СМИ А.А. Тертычного, Г.В. Лазутиной, Л.Е. Кройчика, а также по типологии интернет-СМИ А.И. Акопова, М.М. Лукиной, М.Э. Жебит.
Новизна исследования состоит в изучении журналистского нарратива как средства представления действительности в конфликтном дискурсе и факторов, обуславливающих успешность его использования в сфере массовой коммуникации.
Эмпирическую базу исследования составили материалы русскоязычных интернет-изданий, отражающих политические конфликтные события:
1) российские интернет-СМИ: «Русский репортер», «RT», «The New Times»;
2) русскоязычные версии западных интернет-изданий: «BBC News- Русская служба», Русская служба «Голос Америки» и «Радио Свобода».
Принцип отбора интернет-СМИ - наличие журналистских нарративов, посвященных политическим событиям, неоднозначным по своей сути; упоминание данных интернет-изданий в научных работах, посвященных нарративу. Кроме того, отобранные для анализа интернет-СМИ входят в топ- 10 самых цитируемых изданий за январь 2019 года по версии «Медиалогии».
Хронологические рамки исследования: апрель 2017 года - апрель 2019 года. Границы исследования заданы периодом обучения в магистратуре. За указанный период отобраны 4 политических конфликта: химическая атака в Сирии, отравление бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля, протестные акции движения «желтых жилетов» во Франции и инцидент в Керченском проливе. Данные политические конфликты, имевшие первоначально локальный характер, вызвали неоднозначную реакцию у международной общественности и породили появление различных точек зрения в СМИ.
Гипотеза исследования: журналистский нарратив, обладающий определенными структурно-композиционными и прагмалингвистическими особенностями, используется при представлении событий, сущность которых не однозначна, и, следовательно, они могут породить различные точки зрения и стать причиной информационно-пропагандистской войны.
Положения, выносимые на защиту:
- Журналистский нарратив является адекватным средством представления событий, сущность которых не однозначна, и, следовательно, они могут породить различные точки зрения и стать причиной информационно-пропагандистской войны.
- Использование журналистского нарратива приводит к трансформации жанров репортажного типа.
- Для российских и западных интернет-СМИ характерны различные тенденции использования журналистского нарратива при представлении политических событий, неоднозначных по своей сути.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в систематизации и обобщении научных концепций о современном состоянии и тенденциях развития журналистского нарратива как средства представления действительности в конфликтном дискурсе СМИ.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы в учебном процессе по направлению подготовки «Журналистика» для изучения форматов новостной и политической журналистики, а также могут способствовать развитию отечественного журналистского нарратива.
Апробация результатов научного исследования проводилась на всероссийских научно-практических конференциях: «Студенческие дни науки в ТГУ», «Молодежь. Наука. Общество».
Структура магистерской диссертации.
В первой главе «Журналистский нарратив как часть конфликтного дискурса СМИ» рассматривается понятие «нарратив», история формирования и развития данного явления, его основные признаки и функции, систематизируются научные представления о характеристиках журналистского нарратива и особенностях его применения в материалах СМИ. Рассматриваются понятия «конфликтный политический дискурс СМИ», «информационная война», а также соотносятся технологии, методы и инструменты манипуляции и свойства журналистского нарратива.
Во второй главе «Журналистский нарратив как инструмент представления действительности» содержится описание методики нарративного анализа, а также представлены результаты ее применения к русскоязычным материалам, посвященным политическим событиям, неоднозначным по своей сути.
На основе систематизации научных представлений журналистский нарратив можно определить, как повествование, заключающее в себе последовательность взаимосвязанных между собой событий, которые реализуются в пространственно-временном контексте и выстраиваются по определенному сюжету с участием главных и второстепенных героев, представляя общественно-значимое событие на данный период времени.
Для исследования материалов российских и западных интернет-СМИ использовалась комплексная методика нарративного анализа, включающая идейно-тематический, структурный, перформативный и стилистический анализ. Ее применение позволило выявить характерные черты использования журналистского нарратива для представления политических событий, неоднозначных по своей сути.
Идейно-тематический анализ отечественных интернет-изданий «Русский репортер», «RT», «The New Times» и русскоязычных версий западных интернет-изданий «BBC News-Русская служба», Русская служба «Голос Америки» и «Радио Свобода», отражающих конфликтные политические события, показал, что для представления политических конфликтов, вызвавших неоднозначную реакцию у международной общественности, наиболее часто используется журналистский нарратив. Тематика политических событий (конфликтов), отраженных в формате нарративного повествования, носит общественно значимый характер. Используя журналистский нарратив, автор рассказывает о спорных политических ситуация. Делает читателя соучастником событий, вызывая у него эмоции, переживания, разворачивая перед глазами наблюдаемые последствия конфликта.
Наиболее востребованным жанром журналистского нарратива является репортаж, который характеризуется поэтапным фиксированием результатов наблюдения, представлением события в развитии и созданием «эффекта присутствия». Жанр репортажа позволяет рассмотреть событие с различных сторон, включить адресата в повествование и выразить эмоциональную составляющую. В авторской колонке, проблемном и портретном очерках авторская позиция раскрывается через движение от эмпирического наблюдения к глубокому проникновению в суть проблемы. Автор интерпретирует события, пропуская их через призму своего опыта и переживаний.
Использование журналистского нарратива приводит к трансформации жанровой природы материала. В репортаже автор сам задает ход событий, определяет динамику их развития, а также вносит элементы рассуждения и описания. Он обращает внимание на второстепенные детали и подробности обстановки, на внешний вид и поведение героев, монтирует событие по принципу «сцена за сценой». Таким образом, тема события отходит на второй план или полностью подменяется темой авторского видения события.
В очерке и авторской колонке помимо конфликтного начала, раскрывающегося через столкновение интересов главных и второстепенных героев повествования, появляется явно выраженная сюжетность. Автор не только делится с читателем размышлениями, переживаниями, эмоциями по поводу события, но и включает их в определенно заданный сюжет.
Анализ структурно-композиционных особенностей журналистских нарративов показал, что все материалы имеют одинаковые черты в организации повествования.
По типу повествования журналистские нарративы написаны от 1-го и 3-го лица. Журналистские нарративы от 1-го лица представляют свидетельство очевидца и усиливают достоверность событий через описания. Автор выступает в качестве структурообразующего фактора - в результате, текст отражает движение авторской мысли.
Журналистским нарративам с повествованием от 3-го лица более свойственна достоверность. Структурообразующим элементом выступает «логика события». Данный тип повествования позволяет автору достичь детализации и полноты при описании персонажей и их поведения, объяснить причинно-следственную связь между явлениями. Несмотря на кажущуюся беспристрастность повествования, авторская позиция проявляется в подборе героев события, в способе их представления, их роли в сюжете и взаимодействии между собой. Данный тип повествования используется в портретном и проблемном очерках.
В журналистском нарративе с помощью построения сюжетной линии, героев, влияющих на развитие конфликта, выразительных средств автор эмоционально воздействует на аудиторию, погружает в описываемые события, убеждает и снимает у читателя сомнения по поводу правомерности события. Журналист передает не только лежащие на поверхности факты, но и проводит между ними причинно-следственные связи, выявляет закономерности с целью поиска возможных предпосылок конфликта и способов его решения. Организация повествования по принципу композиционных элементов (завязка, развитие действия, кульминация, развязка) позволяет автору показать все этапы политического конфликта в динамичном развитии. Чередование смысловых блоков, смена сцен действия придают динамичности повествованию и представляют событие в развитии. Варьирование крупности планов позволяет нарратору отразить событие целиком, либо отдельные его фрагменты, сфокусировать внимание читателя на каких-либо характерных деталях. Введение в повествование главных (противоборствующие стороны, жертва конфликта, личность или сторона, заинтересованная в конфликте) и второстепенных героев события (политики, военные эксперты, очевидцы) позволяет автору создать эффект множественности точек зрения, версий произошедшего и взглянуть на описываемую проблему с позиции каждого героя материала. Пейзажные зарисовки, образы обстановки формируют пространство и атмосферу события и одновременно ограничивают его определенными рамками - городом, улицей, заведением.
Структурны элементом нарративного повествования являются портретные зарисовки героев, позволяющие автору показать настроение, эмоции участников события, объяснить мотивационно-личностные факторы их действий. Созданию целостной картины действительности способствует использование внесюжетных элементов (второстепенных эпизодов, ассоциативных связей, комментариев, исторических справок, лирических отступлений), которые создают фоновый план текста и соединяют разнородные смысловые компоненты в единое повествование, предвосхищая вопросы читателей.
Заголовки, содержащие иронию, языковую игру, аллюзии, призваны привлечь внимание читателя и запечатлеться в памяти. Деление текста на подзаголовки представляет собой монтажный прием, который разбивает текст на тематические блоки и выстраивает все части текста по принципу сюжетного развития. Указание пространственно-временных планов позволяет читателю ориентироваться в повествовании.
Цели и задачи журналиста при организации повествования в каждом материале различны. В одном случае автору необходимо показать динамику развития события, в другом - отразить конфликт через столкновение интересов героев события, в третьем - показать возможные последствия конфликта. В каждом из случаев журналист выбирает те композиционные приемы, выразительные средства, которые наиболее выгодно представляют объект или предмет повествования, раскрывают главную идею материала.
При анализе жанрово-стилистических особенностей журналистских нарративов выявлены выразительные средства: стилистические фигуры и тропы (риторический вопрос, гипербола, сравнение, метафора, аллюзия, перифраз, олицетворение, градация, ирония, языковая игра), приемы и стратегии языкового воздействия (переориентация внимания, эмоциональная заряженность, смещение акцентов, лидеры мнений, эффект присутствия), использование разговорных конструкций, обращение к читателю, вопросно-ответная форма изложения. Данные стилистические особенности формируют
позитивную или негативную интонацию повествования, выразительно изображают обстановку, героев, усиливают напряжение или создают комический эффект, а также позволяют автору выразить свое отношение к политическому конфликту.
Выразительные средства журналистского нарратива позволяют создать наглядный, запоминающийся образ события, показать действительность с новой, неожиданной стороны, а также создать эмоциональный фон. Приемы и стратегии языкового воздействия позволяют автору имплицитно воздействовать на адресата, убедить в достоверности представляемой информации. Несмотря на образность, эмоциональность повествования, автор не уходит от объективности, а расставляет характерные акценты, с помощью которых раскрывает образ политического конфликта. Проблему объективности решает полнота информации. Чем больше деталей, подробностей, выявленных закономерностей между событиями, тем выше потенциальная объективность материала. В рассмотренных материалах присутствуют статистические данные, цитаты, выдержки из интервью, хроникально-информационные вставки, фотографии, с помощью которых политическое событие освещается с различных сторон, а также достигается объективность повествования.
На основе проведенного анализа выявлены тенденции использования журналистского нарратива российскими и западными средствами массовой информации.
В материалах российских интернет-СМИ преобладает авторский план текста - авторские оценки, лирические отступления, эмоциональный фон. Автор представляет событие через призму своих переживаний, эмоций. Организация повествования российских журналистских нарративов является многоплановой и реализуется с помощью многолинейного сюжета, затрагивая несколько тем, которые имеют прямое или косвенное отношение к главной проблеме.
Для материалов западных интернет-СМИ характерным является сюжетный план текста, в котором происходит развертывание сюжетной линии. Структурно-композиционная организация в их журналистских нарративах является, в основном, линейной и последовательной. В западных журналистских нарративах создается поле напряжения и выдвигается «ударный эпизод», который проявляется в кульминации. В качестве «ударного эпизода» выступают заметный факт, случай, ставший причиной конфликта. Автор, отталкиваясь от интересного, неоднозначного факта, динамически разворачивает действие и использует элементы расследования. Данная подача информации является для западных средств массовой информации традиционной.
Сходство особенностей повествования материалов российских и западных интернет-СМИ заключается в употреблении ассоциативных, исторических параллелей, выявлении закономерностей возникновения и развития политического конфликта. Авторы раскрывают политический конфликт через взаимодействие героев-оппонентов, в котором акцентируется внимание читателя на возможных мотивах, интересах конфликтующих сторон.
Журналистский нарратив является адекватной и эффективной формой представления политических конфликтов. Конфликт представляет собой столкновение противоборствующих сторон, идей, обстоятельств и может быть положен в основу повествования журналистского нарратива, в котором в полной мере раскрывается и объясняется журналистом. Журналистский нарратив обобщает и систематизирует проявления конфликтных ситуаций, выявляя противоречия между событиями и обращая внимание на факты, которые играют важную роль в формировании отношения аудитории. Точка зрения в журналистском нарративе формируется через отбор фактов, эпизодов, деталей, которые влияют на смысловое и эмоциональное наполнение и структурно-композиционную организацию журналистского нарратива.
Журналистский нарратив, являющийся типом эвристической аргументации, основывается на вероятностных рассуждениях автора. В журналистском нарративе на первый план выходит осмысленность автором действительности, которая наделяет статусом события зафиксированный факт. С помощью различных средств журналистского нарратива автор уходит от буквального перечисления фактического материала и конструирует неповторимый образ политического конфликта.
Для исследования материалов российских и западных интернет-СМИ использовалась комплексная методика нарративного анализа, включающая идейно-тематический, структурный, перформативный и стилистический анализ. Ее применение позволило выявить характерные черты использования журналистского нарратива для представления политических событий, неоднозначных по своей сути.
Идейно-тематический анализ отечественных интернет-изданий «Русский репортер», «RT», «The New Times» и русскоязычных версий западных интернет-изданий «BBC News-Русская служба», Русская служба «Голос Америки» и «Радио Свобода», отражающих конфликтные политические события, показал, что для представления политических конфликтов, вызвавших неоднозначную реакцию у международной общественности, наиболее часто используется журналистский нарратив. Тематика политических событий (конфликтов), отраженных в формате нарративного повествования, носит общественно значимый характер. Используя журналистский нарратив, автор рассказывает о спорных политических ситуация. Делает читателя соучастником событий, вызывая у него эмоции, переживания, разворачивая перед глазами наблюдаемые последствия конфликта.
Наиболее востребованным жанром журналистского нарратива является репортаж, который характеризуется поэтапным фиксированием результатов наблюдения, представлением события в развитии и созданием «эффекта присутствия». Жанр репортажа позволяет рассмотреть событие с различных сторон, включить адресата в повествование и выразить эмоциональную составляющую. В авторской колонке, проблемном и портретном очерках авторская позиция раскрывается через движение от эмпирического наблюдения к глубокому проникновению в суть проблемы. Автор интерпретирует события, пропуская их через призму своего опыта и переживаний.
Использование журналистского нарратива приводит к трансформации жанровой природы материала. В репортаже автор сам задает ход событий, определяет динамику их развития, а также вносит элементы рассуждения и описания. Он обращает внимание на второстепенные детали и подробности обстановки, на внешний вид и поведение героев, монтирует событие по принципу «сцена за сценой». Таким образом, тема события отходит на второй план или полностью подменяется темой авторского видения события.
В очерке и авторской колонке помимо конфликтного начала, раскрывающегося через столкновение интересов главных и второстепенных героев повествования, появляется явно выраженная сюжетность. Автор не только делится с читателем размышлениями, переживаниями, эмоциями по поводу события, но и включает их в определенно заданный сюжет.
Анализ структурно-композиционных особенностей журналистских нарративов показал, что все материалы имеют одинаковые черты в организации повествования.
По типу повествования журналистские нарративы написаны от 1-го и 3-го лица. Журналистские нарративы от 1-го лица представляют свидетельство очевидца и усиливают достоверность событий через описания. Автор выступает в качестве структурообразующего фактора - в результате, текст отражает движение авторской мысли.
Журналистским нарративам с повествованием от 3-го лица более свойственна достоверность. Структурообразующим элементом выступает «логика события». Данный тип повествования позволяет автору достичь детализации и полноты при описании персонажей и их поведения, объяснить причинно-следственную связь между явлениями. Несмотря на кажущуюся беспристрастность повествования, авторская позиция проявляется в подборе героев события, в способе их представления, их роли в сюжете и взаимодействии между собой. Данный тип повествования используется в портретном и проблемном очерках.
В журналистском нарративе с помощью построения сюжетной линии, героев, влияющих на развитие конфликта, выразительных средств автор эмоционально воздействует на аудиторию, погружает в описываемые события, убеждает и снимает у читателя сомнения по поводу правомерности события. Журналист передает не только лежащие на поверхности факты, но и проводит между ними причинно-следственные связи, выявляет закономерности с целью поиска возможных предпосылок конфликта и способов его решения. Организация повествования по принципу композиционных элементов (завязка, развитие действия, кульминация, развязка) позволяет автору показать все этапы политического конфликта в динамичном развитии. Чередование смысловых блоков, смена сцен действия придают динамичности повествованию и представляют событие в развитии. Варьирование крупности планов позволяет нарратору отразить событие целиком, либо отдельные его фрагменты, сфокусировать внимание читателя на каких-либо характерных деталях. Введение в повествование главных (противоборствующие стороны, жертва конфликта, личность или сторона, заинтересованная в конфликте) и второстепенных героев события (политики, военные эксперты, очевидцы) позволяет автору создать эффект множественности точек зрения, версий произошедшего и взглянуть на описываемую проблему с позиции каждого героя материала. Пейзажные зарисовки, образы обстановки формируют пространство и атмосферу события и одновременно ограничивают его определенными рамками - городом, улицей, заведением.
Структурны элементом нарративного повествования являются портретные зарисовки героев, позволяющие автору показать настроение, эмоции участников события, объяснить мотивационно-личностные факторы их действий. Созданию целостной картины действительности способствует использование внесюжетных элементов (второстепенных эпизодов, ассоциативных связей, комментариев, исторических справок, лирических отступлений), которые создают фоновый план текста и соединяют разнородные смысловые компоненты в единое повествование, предвосхищая вопросы читателей.
Заголовки, содержащие иронию, языковую игру, аллюзии, призваны привлечь внимание читателя и запечатлеться в памяти. Деление текста на подзаголовки представляет собой монтажный прием, который разбивает текст на тематические блоки и выстраивает все части текста по принципу сюжетного развития. Указание пространственно-временных планов позволяет читателю ориентироваться в повествовании.
Цели и задачи журналиста при организации повествования в каждом материале различны. В одном случае автору необходимо показать динамику развития события, в другом - отразить конфликт через столкновение интересов героев события, в третьем - показать возможные последствия конфликта. В каждом из случаев журналист выбирает те композиционные приемы, выразительные средства, которые наиболее выгодно представляют объект или предмет повествования, раскрывают главную идею материала.
При анализе жанрово-стилистических особенностей журналистских нарративов выявлены выразительные средства: стилистические фигуры и тропы (риторический вопрос, гипербола, сравнение, метафора, аллюзия, перифраз, олицетворение, градация, ирония, языковая игра), приемы и стратегии языкового воздействия (переориентация внимания, эмоциональная заряженность, смещение акцентов, лидеры мнений, эффект присутствия), использование разговорных конструкций, обращение к читателю, вопросно-ответная форма изложения. Данные стилистические особенности формируют
позитивную или негативную интонацию повествования, выразительно изображают обстановку, героев, усиливают напряжение или создают комический эффект, а также позволяют автору выразить свое отношение к политическому конфликту.
Выразительные средства журналистского нарратива позволяют создать наглядный, запоминающийся образ события, показать действительность с новой, неожиданной стороны, а также создать эмоциональный фон. Приемы и стратегии языкового воздействия позволяют автору имплицитно воздействовать на адресата, убедить в достоверности представляемой информации. Несмотря на образность, эмоциональность повествования, автор не уходит от объективности, а расставляет характерные акценты, с помощью которых раскрывает образ политического конфликта. Проблему объективности решает полнота информации. Чем больше деталей, подробностей, выявленных закономерностей между событиями, тем выше потенциальная объективность материала. В рассмотренных материалах присутствуют статистические данные, цитаты, выдержки из интервью, хроникально-информационные вставки, фотографии, с помощью которых политическое событие освещается с различных сторон, а также достигается объективность повествования.
На основе проведенного анализа выявлены тенденции использования журналистского нарратива российскими и западными средствами массовой информации.
В материалах российских интернет-СМИ преобладает авторский план текста - авторские оценки, лирические отступления, эмоциональный фон. Автор представляет событие через призму своих переживаний, эмоций. Организация повествования российских журналистских нарративов является многоплановой и реализуется с помощью многолинейного сюжета, затрагивая несколько тем, которые имеют прямое или косвенное отношение к главной проблеме.
Для материалов западных интернет-СМИ характерным является сюжетный план текста, в котором происходит развертывание сюжетной линии. Структурно-композиционная организация в их журналистских нарративах является, в основном, линейной и последовательной. В западных журналистских нарративах создается поле напряжения и выдвигается «ударный эпизод», который проявляется в кульминации. В качестве «ударного эпизода» выступают заметный факт, случай, ставший причиной конфликта. Автор, отталкиваясь от интересного, неоднозначного факта, динамически разворачивает действие и использует элементы расследования. Данная подача информации является для западных средств массовой информации традиционной.
Сходство особенностей повествования материалов российских и западных интернет-СМИ заключается в употреблении ассоциативных, исторических параллелей, выявлении закономерностей возникновения и развития политического конфликта. Авторы раскрывают политический конфликт через взаимодействие героев-оппонентов, в котором акцентируется внимание читателя на возможных мотивах, интересах конфликтующих сторон.
Журналистский нарратив является адекватной и эффективной формой представления политических конфликтов. Конфликт представляет собой столкновение противоборствующих сторон, идей, обстоятельств и может быть положен в основу повествования журналистского нарратива, в котором в полной мере раскрывается и объясняется журналистом. Журналистский нарратив обобщает и систематизирует проявления конфликтных ситуаций, выявляя противоречия между событиями и обращая внимание на факты, которые играют важную роль в формировании отношения аудитории. Точка зрения в журналистском нарративе формируется через отбор фактов, эпизодов, деталей, которые влияют на смысловое и эмоциональное наполнение и структурно-композиционную организацию журналистского нарратива.
Журналистский нарратив, являющийся типом эвристической аргументации, основывается на вероятностных рассуждениях автора. В журналистском нарративе на первый план выходит осмысленность автором действительности, которая наделяет статусом события зафиксированный факт. С помощью различных средств журналистского нарратива автор уходит от буквального перечисления фактического материала и конструирует неповторимый образ политического конфликта.
Подобные работы
- Сторителлинг как формат move-журналистики
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2022 - АППЕЛЯЦИЯ К ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОШЛОМУ РОССИИ И СТРАН БЛИЖНЕГО ЗАРУБЕЖЬЯ В СОВРЕМЕННОМ
РУССКОЯЗЫЧНОМ МЕДИАДИСКУРСЕ
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Петербургская академическая капелла как объект речевой репрезентации в СМИ
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2017 - Интерпретация информационного события в дискурсе российской прессы (на примере освещения протестных митингов Белоруссии)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2022



