РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ
|
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 10
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной
монологической речи у детей 5-6 лет 10
1.2 Сказкотерапия как средство развития связной
монологической речи у детей 5-6 лет 14
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 22
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи
у детей 5-6 лет 22
2.2 Содержание и организация работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 38
2.3 Динамика уровня развития связной монологической речи
у детей 5-6 лет 52
Заключение 6С
Список используемой литературы 62
Приложение А Характеристика выборки исследования 65
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 66
Приложение В Картотека сказок для работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет 68
Приложение Г Конспекты НОД для детей 5-6 лет по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие» с применением сказкотерапии 69
Приложение Д Тематический план работы с родителями 77
Приложение Ж Сценарии мероприятий с участием родителей 78
Приложение К Сводные таблицы результатов исследования на этапе
контроля
Глава 1 Теоретические основы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 10
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной
монологической речи у детей 5-6 лет 10
1.2 Сказкотерапия как средство развития связной
монологической речи у детей 5-6 лет 14
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 22
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи
у детей 5-6 лет 22
2.2 Содержание и организация работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 38
2.3 Динамика уровня развития связной монологической речи
у детей 5-6 лет 52
Заключение 6С
Список используемой литературы 62
Приложение А Характеристика выборки исследования 65
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 66
Приложение В Картотека сказок для работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет 68
Приложение Г Конспекты НОД для детей 5-6 лет по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие» с применением сказкотерапии 69
Приложение Д Тематический план работы с родителями 77
Приложение Ж Сценарии мероприятий с участием родителей 78
Приложение К Сводные таблицы результатов исследования на этапе
контроля
Дети в дошкольном возрасте проходят важный период в развитии связной речи, в том числе и монологической. Совершенствующееся в 5-6 лет обобщение становится базой для становления и развития словесно- логического мышления. Другими словами, чем более связная, образно насыщенная, словарно разнообразная речь дошкольника, тем с большим основанием можно утверждать, что он не испытывает трудности при социализации и коммуникации, легче понимает поставленные перед ним задачи и находит их решения, отталкиваясь от той базы, которая предоставляет ему речь, знание своего родного языка и культуры.
Дети старшего дошкольного возраста любят пересказывать узнанное ранее, придумывать свои истории, слушая, запоминать и воспроизводить услышанные диалоги и случаи их жизни, фантазировать, привносить что-то своё во всем известные рассказы и сказки. В этом им, естественно, помогает воображение. Однако есть один нюанс, о котором следует помнить: в этом возрасте воображение у детей активно развивается лишь тогда, когда взрослый, педагог проводит специально нацеленную на это работу. В равной же степени это относится и к освоению речи, в том числе - задачей взрослого, педагога, общающегося с ребёнком, является активация и поддержка воображения у маленького человека и помощь в освоении им правильной, выразительной и красивой речи.
Развитие и влияние речи у детей были предметом изучения у многих психологов, лингвистов и педагогов - Л.С. Выготского, Т.А. Ладыженской, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, А.И. Сорокиной, Т.Б. Филичевой, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконина. Ими было, в числе прочего, доказано, что любое нарушение, которое может быть при развитии речи у ребёнка, впоследствии окажет влияние на деятельность и его поведение.
Вместе с тем было отмечено явное несоответствие способности дошкольников к восприятию, пониманию литературных произведений и умения образно выразить свои мысли и впечатления от услышанного.
Занимаясь и исследуя эффективность различных новых методик и средств, нацеленных на развитие связной речи дошкольников - и монологической, и диалогической, - нельзя обойти стороной обучение монологической речи посредством сказкотерапии. Ведь именно сказки в дошкольном возрасте наиболее интересны, поэтому их влияние на развитие речи ребёнка предположительно должно быть мягким и не носящим насильственный, нарочитый характер. А поскольку современные стандарты обучения ориентированы на гуманистическое направление, то сказкотерапия и её деликатное влияние на развитие речи ребёнка вполне отвечают имеющимся в нашем веке педагогическим требованиям.
Исследования о методиках и эффективности использования непосредственно сказкотерапии на развитии речи у дошкольников имеются, например, у психологов и педагогов: М.Г. Буняковой, В.М. Водовозовой, Н.В. Гавриш, М.Г. Кургановой, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой. Все эти исследования свидетельствуют в пользу того, что возможность использования сказок в качестве помощи для развития речи у дошкольников реальна. Однако само содержание работы по развитию речи у детей посредством сказкотерапии ещё не в полной мере описано, что не позволяет данную технологию повсеместно внедрить в арсенал педагогов различных дошкольных образовательных организаций, и тем самым обеспечить в практике дошкольного воспитания его широкое применение.
Обобщив всё вышесказанное, нами было выявлено противоречие между необходимостью развития связной монологической речи у детей 5-6 лет и недостаточным использованием возможностей сказкотерапии для реализации данного процесса.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности сказкотерапии в развитии связной монологической речи у детей 5-6 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности сказкотерапии в развитии связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Предметом исследования: сказкотерапия как средство развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Гипотеза данного исследования: процесс развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии будет возможным, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда
речевого уголка атрибутами для сказкотерапии;
- создана картотека сказок для работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии;
- подобраны приемы сказкотерапии в соответствии с критериями развития связной монологической речи у детей 5-6 лет и включены в непрерывную образовательную деятельность по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие»;
- вовлечены родители в работу по развитию связной монологической речи детей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии в форме консультаций, мастер-классов, встреч.
Учитывая цель и гипотезу исследования, нами были определены и выделены следующие задачи:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии;
2) выявить уровень развития связной монологической речи у детей 5-6 лет;
3) разработать и реализовать содержание работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии;
4) оценить динамику уровня развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и
научно-методической литературы по проблеме исследования, прогнозирование, планирование;
- эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, тестирование,
психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- методы обработки эмпирических данных - качественный и количественный анализ полученных результатов.
Теоретическая основа исследования:
- исследования особенностей развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, В.А. Калягин, В.К. Лотарёв, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичёва);
- исследования возможностей сказкотерапии в психическом развитии детей (М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин).
Новизна исследования состоит в обосновании возможностей сказкотерапии как средства развития связной монологической речи у детей 5¬6 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении различных взглядов на проблему развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, выявлении потенциала сказкотерапии как средства развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию у детей 5-6 лет связной монологической речи посредством сказкотерапии может быть использовано педагогом-психологом, воспитателями в образовательном процессе в дошкольных образовательных организациях.
База исследования: МАОУ детский сад № 80 «Песенка» г. о. Тольятти. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников) и 7 приложений. Работа содержит 12 рисунков, 1 таблицу
Дети старшего дошкольного возраста любят пересказывать узнанное ранее, придумывать свои истории, слушая, запоминать и воспроизводить услышанные диалоги и случаи их жизни, фантазировать, привносить что-то своё во всем известные рассказы и сказки. В этом им, естественно, помогает воображение. Однако есть один нюанс, о котором следует помнить: в этом возрасте воображение у детей активно развивается лишь тогда, когда взрослый, педагог проводит специально нацеленную на это работу. В равной же степени это относится и к освоению речи, в том числе - задачей взрослого, педагога, общающегося с ребёнком, является активация и поддержка воображения у маленького человека и помощь в освоении им правильной, выразительной и красивой речи.
Развитие и влияние речи у детей были предметом изучения у многих психологов, лингвистов и педагогов - Л.С. Выготского, Т.А. Ладыженской, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, А.И. Сорокиной, Т.Б. Филичевой, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконина. Ими было, в числе прочего, доказано, что любое нарушение, которое может быть при развитии речи у ребёнка, впоследствии окажет влияние на деятельность и его поведение.
Вместе с тем было отмечено явное несоответствие способности дошкольников к восприятию, пониманию литературных произведений и умения образно выразить свои мысли и впечатления от услышанного.
Занимаясь и исследуя эффективность различных новых методик и средств, нацеленных на развитие связной речи дошкольников - и монологической, и диалогической, - нельзя обойти стороной обучение монологической речи посредством сказкотерапии. Ведь именно сказки в дошкольном возрасте наиболее интересны, поэтому их влияние на развитие речи ребёнка предположительно должно быть мягким и не носящим насильственный, нарочитый характер. А поскольку современные стандарты обучения ориентированы на гуманистическое направление, то сказкотерапия и её деликатное влияние на развитие речи ребёнка вполне отвечают имеющимся в нашем веке педагогическим требованиям.
Исследования о методиках и эффективности использования непосредственно сказкотерапии на развитии речи у дошкольников имеются, например, у психологов и педагогов: М.Г. Буняковой, В.М. Водовозовой, Н.В. Гавриш, М.Г. Кургановой, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой. Все эти исследования свидетельствуют в пользу того, что возможность использования сказок в качестве помощи для развития речи у дошкольников реальна. Однако само содержание работы по развитию речи у детей посредством сказкотерапии ещё не в полной мере описано, что не позволяет данную технологию повсеместно внедрить в арсенал педагогов различных дошкольных образовательных организаций, и тем самым обеспечить в практике дошкольного воспитания его широкое применение.
Обобщив всё вышесказанное, нами было выявлено противоречие между необходимостью развития связной монологической речи у детей 5-6 лет и недостаточным использованием возможностей сказкотерапии для реализации данного процесса.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности сказкотерапии в развитии связной монологической речи у детей 5-6 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности сказкотерапии в развитии связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Предметом исследования: сказкотерапия как средство развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Гипотеза данного исследования: процесс развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии будет возможным, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда
речевого уголка атрибутами для сказкотерапии;
- создана картотека сказок для работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии;
- подобраны приемы сказкотерапии в соответствии с критериями развития связной монологической речи у детей 5-6 лет и включены в непрерывную образовательную деятельность по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие»;
- вовлечены родители в работу по развитию связной монологической речи детей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии в форме консультаций, мастер-классов, встреч.
Учитывая цель и гипотезу исследования, нами были определены и выделены следующие задачи:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии;
2) выявить уровень развития связной монологической речи у детей 5-6 лет;
3) разработать и реализовать содержание работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии;
4) оценить динамику уровня развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и
научно-методической литературы по проблеме исследования, прогнозирование, планирование;
- эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, тестирование,
психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- методы обработки эмпирических данных - качественный и количественный анализ полученных результатов.
Теоретическая основа исследования:
- исследования особенностей развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, В.А. Калягин, В.К. Лотарёв, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичёва);
- исследования возможностей сказкотерапии в психическом развитии детей (М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин).
Новизна исследования состоит в обосновании возможностей сказкотерапии как средства развития связной монологической речи у детей 5¬6 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении различных взглядов на проблему развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, выявлении потенциала сказкотерапии как средства развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию у детей 5-6 лет связной монологической речи посредством сказкотерапии может быть использовано педагогом-психологом, воспитателями в образовательном процессе в дошкольных образовательных организациях.
База исследования: МАОУ детский сад № 80 «Песенка» г. о. Тольятти. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников) и 7 приложений. Работа содержит 12 рисунков, 1 таблицу
В полной мере овладев, в соответствии со своим возрастными возможностями, связной речью, как монологической, так и диалогической, ребёнок получает возможность качественно решать разного плана и направления задачи - интеллектуальные, социальные, эстетические, нравственные, которые будет ставить перед ним жизнь, его развитие и дальнейшее обучение. Необходимо как можно раньше озаботиться планомерным и всесторонним обучением ребёнка его родному языку, родной речи. Именно поэтому можно утверждать, что исследованная в данной работе проблема актуальна и важна, особенно в настоящее время. Сказкотерапия помогает ребёнку связать события сказочные с событиями, происходящими в реальной жизни, и понять, как следует реагировать и действовать.
Исследование, представленное в данной работе, было нацелено на проверку предположения (гипотезы) о том, что процесс развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии будет возможным, если: обогащена развивающая предметно-пространственная среда речевого уголка атрибутами для сказкотерапии; создана картотека сказок для работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии; подобраны приемы сказкотерапии в соответствии с критериями развития связной монологической речи у детей 5¬6 лет и включены в непрерывную образовательную деятельность по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие»; вовлечены родители в работу по развитию связной монологической речи детей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии в форме консультаций, мастер-классов, встреч.
Учитывая любовь к сказкам у детей 5-6 лет, нами была предпринята попытка повысить их уровень связной монологической речи посредством сказкотерапии.
Проведённая экспериментальная работа помогла выявить возможность применения сказкотерапии во время непрерывной образовательной деятельности в ДОО и дома с родителями воспитанников, показав положительную динамику в развитии связной монологической речи у детей 5-6 лет.
В итоге проведённое контрольное исследование детей из экспериментальной и контрольной групп показало, что уровень владения связной монологической речью в экспериментальной группе вырос (владеющих речью на высоком уровне стало больше на 10%, а владеющих речью на среднем уровне - так же больше на 10%). В то же время число детей, владеющих связной монологической речью на низком уровне, уменьшилось с 30% до 10%. Показатели у детей из контрольной группы суммарно не изменились.
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что цель эксперимента достигнута, и гипотеза нашего исследования подтвердилась: развитие связной монологической
Исследование, представленное в данной работе, было нацелено на проверку предположения (гипотезы) о том, что процесс развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии будет возможным, если: обогащена развивающая предметно-пространственная среда речевого уголка атрибутами для сказкотерапии; создана картотека сказок для работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии; подобраны приемы сказкотерапии в соответствии с критериями развития связной монологической речи у детей 5¬6 лет и включены в непрерывную образовательную деятельность по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие»; вовлечены родители в работу по развитию связной монологической речи детей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии в форме консультаций, мастер-классов, встреч.
Учитывая любовь к сказкам у детей 5-6 лет, нами была предпринята попытка повысить их уровень связной монологической речи посредством сказкотерапии.
Проведённая экспериментальная работа помогла выявить возможность применения сказкотерапии во время непрерывной образовательной деятельности в ДОО и дома с родителями воспитанников, показав положительную динамику в развитии связной монологической речи у детей 5-6 лет.
В итоге проведённое контрольное исследование детей из экспериментальной и контрольной групп показало, что уровень владения связной монологической речью в экспериментальной группе вырос (владеющих речью на высоком уровне стало больше на 10%, а владеющих речью на среднем уровне - так же больше на 10%). В то же время число детей, владеющих связной монологической речью на низком уровне, уменьшилось с 30% до 10%. Показатели у детей из контрольной группы суммарно не изменились.
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что цель эксперимента достигнута, и гипотеза нашего исследования подтвердилась: развитие связной монологической
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Формирование монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами сказки
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2021 - Развитие словесного творчества детей 5-6 лет в процессе составления сказок
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПРИ ОБЩЕНИИ СО СВЕРСТНИКАМИ
И ВЗРОСЛЫМИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКИ В РАЗВИТИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019



