Введение 5
Глава 1 Теоретические основы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 10
1.1 Психолого-педагогические основы развития связной
монологической речи у детей 5-6 лет 10
1.2 Сказкотерапия как средство развития связной
монологической речи у детей 5-6 лет 14
Глава 2 Экспериментальная работа по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 22
2.1 Выявление уровня развития связной монологической речи
у детей 5-6 лет 22
2.2 Содержание и организация работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии 38
2.3 Динамика уровня развития связной монологической речи
у детей 5-6 лет 52
Заключение 6С
Список используемой литературы 62
Приложение А Характеристика выборки исследования 65
Приложение Б Сводные таблицы результатов исследования на этапе констатации 66
Приложение В Картотека сказок для работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет 68
Приложение Г Конспекты НОД для детей 5-6 лет по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие» с применением сказкотерапии 69
Приложение Д Тематический план работы с родителями 77
Приложение Ж Сценарии мероприятий с участием родителей 78
Приложение К Сводные таблицы результатов исследования на этапе
контроля
Дети в дошкольном возрасте проходят важный период в развитии связной речи, в том числе и монологической. Совершенствующееся в 5-6 лет обобщение становится базой для становления и развития словесно- логического мышления. Другими словами, чем более связная, образно насыщенная, словарно разнообразная речь дошкольника, тем с большим основанием можно утверждать, что он не испытывает трудности при социализации и коммуникации, легче понимает поставленные перед ним задачи и находит их решения, отталкиваясь от той базы, которая предоставляет ему речь, знание своего родного языка и культуры.
Дети старшего дошкольного возраста любят пересказывать узнанное ранее, придумывать свои истории, слушая, запоминать и воспроизводить услышанные диалоги и случаи их жизни, фантазировать, привносить что-то своё во всем известные рассказы и сказки. В этом им, естественно, помогает воображение. Однако есть один нюанс, о котором следует помнить: в этом возрасте воображение у детей активно развивается лишь тогда, когда взрослый, педагог проводит специально нацеленную на это работу. В равной же степени это относится и к освоению речи, в том числе - задачей взрослого, педагога, общающегося с ребёнком, является активация и поддержка воображения у маленького человека и помощь в освоении им правильной, выразительной и красивой речи.
Развитие и влияние речи у детей были предметом изучения у многих психологов, лингвистов и педагогов - Л.С. Выготского, Т.А. Ладыженской, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейна, А.И. Сорокиной, Т.Б. Филичевой, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконина. Ими было, в числе прочего, доказано, что любое нарушение, которое может быть при развитии речи у ребёнка, впоследствии окажет влияние на деятельность и его поведение.
Вместе с тем было отмечено явное несоответствие способности дошкольников к восприятию, пониманию литературных произведений и умения образно выразить свои мысли и впечатления от услышанного.
Занимаясь и исследуя эффективность различных новых методик и средств, нацеленных на развитие связной речи дошкольников - и монологической, и диалогической, - нельзя обойти стороной обучение монологической речи посредством сказкотерапии. Ведь именно сказки в дошкольном возрасте наиболее интересны, поэтому их влияние на развитие речи ребёнка предположительно должно быть мягким и не носящим насильственный, нарочитый характер. А поскольку современные стандарты обучения ориентированы на гуманистическое направление, то сказкотерапия и её деликатное влияние на развитие речи ребёнка вполне отвечают имеющимся в нашем веке педагогическим требованиям.
Исследования о методиках и эффективности использования непосредственно сказкотерапии на развитии речи у дошкольников имеются, например, у психологов и педагогов: М.Г. Буняковой, В.М. Водовозовой, Н.В. Гавриш, М.Г. Кургановой, Е.М. Струниной, О.С. Ушаковой. Все эти исследования свидетельствуют в пользу того, что возможность использования сказок в качестве помощи для развития речи у дошкольников реальна. Однако само содержание работы по развитию речи у детей посредством сказкотерапии ещё не в полной мере описано, что не позволяет данную технологию повсеместно внедрить в арсенал педагогов различных дошкольных образовательных организаций, и тем самым обеспечить в практике дошкольного воспитания его широкое применение.
Обобщив всё вышесказанное, нами было выявлено противоречие между необходимостью развития связной монологической речи у детей 5-6 лет и недостаточным использованием возможностей сказкотерапии для реализации данного процесса.
Выявленное нами противоречие позволило обозначить проблему исследования: каковы возможности сказкотерапии в развитии связной монологической речи у детей 5-6 лет?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить возможности сказкотерапии в развитии связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Объект исследования: процесс развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Предметом исследования: сказкотерапия как средство развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Гипотеза данного исследования: процесс развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии будет возможным, если:
- обогащена развивающая предметно-пространственная среда
речевого уголка атрибутами для сказкотерапии;
- создана картотека сказок для работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии;
- подобраны приемы сказкотерапии в соответствии с критериями развития связной монологической речи у детей 5-6 лет и включены в непрерывную образовательную деятельность по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие»;
- вовлечены родители в работу по развитию связной монологической речи детей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии в форме консультаций, мастер-классов, встреч.
Учитывая цель и гипотезу исследования, нами были определены и выделены следующие задачи:
1) проанализировать теоретические основы проблемы развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии;
2) выявить уровень развития связной монологической речи у детей 5-6 лет;
3) разработать и реализовать содержание работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии;
4) оценить динамику уровня развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Для решения обозначенных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: анализ психологической, педагогической и
научно-методической литературы по проблеме исследования, прогнозирование, планирование;
- эмпирические: наблюдение, беседы с детьми, тестирование,
психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы;
- методы обработки эмпирических данных - качественный и количественный анализ полученных результатов.
Теоретическая основа исследования:
- исследования особенностей развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста (Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, В.А. Калягин, В.К. Лотарёв, А.А. Люблинская, В.С. Мухина, Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичёва);
- исследования возможностей сказкотерапии в психическом развитии детей (М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, Е.И. Тихеева, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин).
Новизна исследования состоит в обосновании возможностей сказкотерапии как средства развития связной монологической речи у детей 5¬6 лет.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении различных взглядов на проблему развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста, выявлении потенциала сказкотерапии как средства развития связной монологической речи у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание работы по развитию у детей 5-6 лет связной монологической речи посредством сказкотерапии может быть использовано педагогом-психологом, воспитателями в образовательном процессе в дошкольных образовательных организациях.
База исследования: МАОУ детский сад № 80 «Песенка» г. о. Тольятти. В эксперименте участвовало 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (25 источников) и 7 приложений. Работа содержит 12 рисунков, 1 таблицу
В полной мере овладев, в соответствии со своим возрастными возможностями, связной речью, как монологической, так и диалогической, ребёнок получает возможность качественно решать разного плана и направления задачи - интеллектуальные, социальные, эстетические, нравственные, которые будет ставить перед ним жизнь, его развитие и дальнейшее обучение. Необходимо как можно раньше озаботиться планомерным и всесторонним обучением ребёнка его родному языку, родной речи. Именно поэтому можно утверждать, что исследованная в данной работе проблема актуальна и важна, особенно в настоящее время. Сказкотерапия помогает ребёнку связать события сказочные с событиями, происходящими в реальной жизни, и понять, как следует реагировать и действовать.
Исследование, представленное в данной работе, было нацелено на проверку предположения (гипотезы) о том, что процесс развития связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии будет возможным, если: обогащена развивающая предметно-пространственная среда речевого уголка атрибутами для сказкотерапии; создана картотека сказок для работы по развитию связной монологической речи у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии; подобраны приемы сказкотерапии в соответствии с критериями развития связной монологической речи у детей 5¬6 лет и включены в непрерывную образовательную деятельность по реализации содержания образовательной области «Речевое развитие»; вовлечены родители в работу по развитию связной монологической речи детей у детей 5-6 лет посредством сказкотерапии в форме консультаций, мастер-классов, встреч.
Учитывая любовь к сказкам у детей 5-6 лет, нами была предпринята попытка повысить их уровень связной монологической речи посредством сказкотерапии.
Проведённая экспериментальная работа помогла выявить возможность применения сказкотерапии во время непрерывной образовательной деятельности в ДОО и дома с родителями воспитанников, показав положительную динамику в развитии связной монологической речи у детей 5-6 лет.
В итоге проведённое контрольное исследование детей из экспериментальной и контрольной групп показало, что уровень владения связной монологической речью в экспериментальной группе вырос (владеющих речью на высоком уровне стало больше на 10%, а владеющих речью на среднем уровне - так же больше на 10%). В то же время число детей, владеющих связной монологической речью на низком уровне, уменьшилось с 30% до 10%. Показатели у детей из контрольной группы суммарно не изменились.
Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что цель эксперимента достигнута, и гипотеза нашего исследования подтвердилась: развитие связной монологической
1. Бизикова О. А. Развитие монологической речи дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учебных заведений. Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. 235 с.
2. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. : Детство-пресс, 2001. 146 с.
3. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 1981. 256 с.
4. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. : АСТ, 2008. 672 с.
5. Глухов В. П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи : учебно- методич. пособие для студентов пед. и гуманит. вузов и практикующих логопедов. - М. : В. Секачёв, 2012. 262 с.
6. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 5-6 лет. Сюжетные картины
для развития связной речи в старшей логогруппе. М. : Гном и Д, 2010. 64 с. URL : https://www.liveinternet.ru/users/4652061/post-256091505 (дата
обращения: 12.04.2020).
7. Дьяченко О. М. Возможности оценки развития детей старшего дошкольного возраста педагогами дошкольных образовательных учреждений // Психологическая наука и образование. 1998. № 2. С. 18-24.
8. Дьяченко О. М. Развитие воображения дошкольника : методич. пособие для воспитателей и родителей. М. : Мозаика-Синтез, 2007. 160 с.
9. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Игры в сказкотерапии. СПб. : Речь,
2006. 208 с.
10. Князева О. А. Психолого-педагогические условия развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2015. URL: http://scienceforum.ru/2015/arti-cle/2015012041(дата обращения: 17.03.2020).
11. Колосова И. В. Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста : учебно-методич. пособие. Челябинск : Челябинская государственная медицинская академия, 2011. 64 с.
12. Короткова Л. Д. Сказкотерапия для дошкольников и младшего школьного возраста : метод. рекомендации для пед. и психокорр. работы. М. : ЦГЛ, 2003. 126 с.
13. Лисина М. И. Формирование личности ребёнка в общении. СПб. : Питер, 2009. 320 с.
14. Овсянникова С. А. Изучение связной монологической речи у детей дошкольного возраста // Специальное образование. 2015. № 11. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-svyaznoy-monologicheskoy-rechi-u- detey-doshkolnogo-vozrasta(дата обращения: 25.02.2020);
15. Погосова Н. М. Погружение в сказку : коррекц.-развив. программа для детей, имеющих проблемы с речью и эмоц. стабильностью. СПб. : Речь, 2008. 208 с.
16. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб. : Питер, 2000. 712 с.
17. Семёнова Н. В., Шадрина Л. Г. Развитие речи-рассуждения у
детей старшего дошкольного возраста : монография. 3-е изд., стер. М. : Флинта, 2019. 87 с. URL: https://e.lanbook.com/reader/book/119457(дата
обращения: 12.02.2020).
18. Скакодуб В. О. Сказкотерапия как средство развития связной
монологической речи дошкольников // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2016. URL: http://scienceforum.ru/2016/article/2016025459(дата обращения:
10.01.2020).
19. Скворцова Л. Н. Влияние малых форм фольклора на развитие монологической речи старших дошкольников // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2016. URL: http://scienceforum.ru/2016/arti-cle/2016025460(дата обращения: 11.01.2020).
20. Ткаченко Т. А. Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша. М. : Эксмо, 2006. 136 с.
21. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М. : Владос, 2010. 288 с.
22. Ушакова О. С. Теория и практика развития речи дошкольника. М. : ТЦ Сфера, 2010. 240 с.
23. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов н/Д : Феникс, 2004. 384 с.
24. Шишова Т. Л. Страх мой - враг мой. Как помочь ребёнку избавиться от страхов. СПб. : Речь, 2007. 104 с.
25. Яшина В. И., Алексеева М. М. Теория и методика развития речи детей : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. 4-е изд., перераб. и доп. М. : Академия, 2013. 448 с.