Введение 4
Глава 1. Теоретические основы воспитания патриотических чувств у
учащихся младшего школьного возраста 9
1.1. Понятие «Патриотические чувства» в психолого-педагогической
литературе 9
1.2 Специфика и содержание процесса воспитания патриотических чувств у учащихся начальной школы 14
Выводы по главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по воспитанию патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения 24
2.1. Диагностика уровня развития патриотических чувств у младших
школьников 24
2.2. Разработка и реализация комплекса игровых заданий по воспитанию
патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения 36
2.3. Результаты исследования 48
Выводы по главе 57
Заключение 58
Список используемой литературы 60
Приложение А Количественные результаты по всем диагностическим заданиям на констатирующем этапе эксперимента 64
Приложение Б Количественные результаты контрольного среза состояния предмета исследования по всем диагностическим заданиям 65
Приложение В Количественные результаты контрольного среза состояния предмета исследования по всем диагностическим заданиям в экспериментальной и контрольной группах 67
Приложение Г Тематическое планирование 69
Приложение Д Конспекты занятий
Актуальность. В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость» [1]
Любовь к родному краю и стране очень важно прививать с раннего детства. Патриотические чувства являются определяющей чертой современной личности.
Патриотическое воспитание младших школьников по-прежнему сохраняет свою актуальность, это связано, прежде всего, с тем, что в средствах массовой информации содержатся огромное количество негатива, подрывающего врожденную веру и любовь к своему народу. Основная проблема патриотического воспитания у школьников заключается в том, что общее внимание к патриотизму как проявлению нравственности значительно ослабло в последние годы. В итоге у многих молодых людей сформировался дефицит таких важных нравственных качеств, как гуманность, законопослушность, коллективизм, направленных на сохранение связей во многих общностях - от узкого семейного круга до государства в целом. Одним из частых проявлений духовной опустошенности современной молодежи и пониженного уровня культуры является резкое падение значимости базовых ценностей нашего народа. Сейчас часто наблюдается отчужденность молодого поколения от общей отечественной культуры, от важного общественно-исторического опыта [13].
Благодаря патриотическому воспитанию младших школьников у детей формируется правильное отношение к родной стране - ценности и уважение к важным событиям прошлого и нынешним достижениям наших сограждан, ясное понимание таких категорий, как добро и зло, представление о значимости России и ценности этой страны [4]. Грамотные педагогические действия в этом направлении помогут вырастить молодое поколение, способное совершать подвиг, готовое отстаивать интересы собственной страны.
Подчеркнем, что именно патриотические чувства являются основой патриотического воспитания. Ведь патриотизм начинается с любви, с восхищения, с гордости за Родину.
Патриотическое воспитание является объектом большого числа исследований отечественных и зарубежных ученых. Вопросы патриотического воспитания раскрываются в трудах В.Г. Белинского, К.А. Гельвеция, Н.А. Добролюбова, А.П. Куницына, А.Н. Радищева, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского, И.М. Ястребцова и др. В советской педагогике вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения разрабатывали такие ученые, как И.А. Каиров, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, М.А. Терентий, В.И. Шахненко и др. Проблеме патриотического воспитания младших школьников посвящали свои труды А.А. Богуш, А.С. Макаренко, С.Ф. Русова, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский.
Богатым потенциалом для воспитания патриотических чувств младших школьников обладают уроки литературного чтения, поскольку произведения литературы эмоционально насыщены, способствуют формированию любви к Родине, своему народу, чувства долга перед страной, обществом.
На основании вышесказанного и опираясь на труды А.С Богуш, А.С Макаренко, С.А Русовой, отметим, что представляется актуальным изучить тему воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Уточним, что в современной школе практика использования воспитательного потенциала уроков литературного чтения как средства воспитания патриотических чувств у младших школьников недостаточно упорядочена. Работа по патриотическому воспитанию на уроках литературного чтения проводится, но недостаточно, к примеру, игровых заданий, в то время, как игра в младшем школьном возрасте все еще остается важной сферой деятельности, поэтому ее потенциал необходимо использовать в воспитании.
На основании вышеизложенного нами было установлены противоречия:
- между необходимостью воспитания патриотических чувств у младших школьников и недостаточным использованием воспитательного потенциала уроков литературного чтения в данном процессе;
- между потребностью в методическом обеспечении процесса воспитания патриотических чувств и недостаточностью разработок содержания уроков, заданий именно для уроков литературного чтения.
Выявленные противоречия позволили нам обозначить проблему исследования: каковы возможности воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения?
Исходя из актуальности данной проблемы, сформулирована тема исследования: «Воспитание патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения».
Цель исследования: разработать комплекс игровых заданий по литературному чтению, направленных на воспитание патриотических чувств у младших школьников, и проверить эффективность этих заданий в ходе опытно-экспериментальной работы.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования: процесс воспитания патриотических чувств у учащихся начальной школы на уроках литературного чтения.
Гипотеза исследования: процесс воспитания патриотических чувств у младших школьников будет более эффективен, если:
- использовать воспитательный потенциал уроков литературного чтения с учетом возрастных особенностей детей (игровая мотивация, составление проблемных ситуаций);
- осуществлять воспитательный процесс с применением игровых заданий, направленных на воспитание патриотических чувств у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие воспитания патриотических чувств в педагогической литературе, выявить специфику воспитания патриотических чувств у учащихся начальной школы.
2. Подобрать методики и провести диагностику актуального уровня развития патриотических чувств у младших школьников.
3. Разработать и экспериментально апробировать комплекс игровых заданий по воспитанию патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения.
4. Провести контрольную диагностику, описать результаты исследования, сделать выводы.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме; психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы), качественный и количественный анализ эмпирических данных.
Теоретической основой исследования являются работы В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейн, Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеева, И.М. Туревской, В.П. Филина, Н.А. Фомина, В.И. Ляха, В.В. Зайцевой, С.П. Левушкина, С.Н. Блинкова и др.
Новизна исследования заключается в том, что выявлена возможность воспитания патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения, определены показатели и уровни воспитанности патриотических чувств у младших школьников, а также разработано содержание деятельности по воспитанию патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что обоснована возможность использования уроков литературного чтения в воспитании патриотических чувств у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанное содержание игровой деятельности по воспитанию патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения может быть использовано в образовательном процессе в начальной школе.
Экспериментальная база исследования: МКОУ СОШ №10, с. Вознесеновское.
Структура бакалаврской работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (50 источников) и 5 приложений. Текст работы иллюстрирован 4 таблицами, 10 рисунками.
Анализ понятия воспитания патриотических чувств в педагогической литературе позволил установить, что духовно-нравственное воспитание выступает одним из актуальных, перспективных направлений педагогической деятельности, направленной на формирование актуальных социально и личностно значимых качеств. В нашей работе под патриотическими чувствами мы будем понимать любовь к большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, современное патриотическое мировоззрение, соответствующие установки и ценности, социальная (в том числе религиозная и национальная) толерантность, общественно значимые поведение и деятельность. В рамках воспитания патриотических и гражданских качеств личности учащимся прививают любовь к Родине, своему народу, чувство долга перед страной, обществом, любви, стремление к защите интересов своей Родины, уважение к закону, следование его правилам и юридическим нормам, формирование уважение к другим нациям и народностям, толерантность и терпимость. Дети младшего школьного возраста являются наиболее восприимчивыми к духовно-нравственному воспитанию. В этот возрастной период ими лучше усваиваются нормы нравственности и морали, ярче воспринимаются духовные ценности. Основные формы и средства патриотического воспитания - это патриотические игры, встречи, сборы, классные часы, беседы, экскурсии, соревнования и иные мероприятия различного уровня. Основным критерием оценки является сформированность у учащихся уважительного отношения к месту проживания (району, городу, селу), наличие желания защищать свою страну.
После проведения диагностики актуального уровня развития патриотических чувств у младших школьников было выявлено, что в экспериментальной группе обладает низким уровнем развития патриотических чувств рук 7 (35 %) детей, средним 11 (55 %) и высоким 2
(10%). В контрольной группе: 7 (35 %) детей обладает низким уровнем, у 11 (55 %) детей был выявлен средний уровень и у 2 (10%) - высокий.
Полученные результаты исследования обосновали необходимость разработки и проведения комплекса игровых заданий по воспитанию патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения.
В процессе разработки и экспериментальной апробации комплекса игровых заданий по воспитанию патриотических чувств у младших школьников на уроках литературного чтения нами установлено и экспериментально проверено, что процесс воспитания патриотических чувств у младших школьников будет более эффективен, если:
- использовать воспитательный потенциал уроков литературного чтения с учетом возрастных особенностей детей (игровая мотивация, составление проблемных ситуаций);
- осуществлять воспитательный процесс с применением игровых заданий, направленных на воспитание патриотических чувств у младших школьников.
После проведения контрольной диагностики был сделан вывод, что в экспериментальной группе показатель низкого уровня стал ниже на 25 %. Так, если констатирующем этапе он был выявлен у 7(35 %) детей, то на контрольном - только у 2 (10 %) детей. Средний уровень вырос на 15 %, с 11 (55%) детей на констатирующем, до 14 (70 %) на контрольном этапе эксперимента. Высокий уровень развития патриотических чувств у младших школьников на контрольном этапе поднялся у 2 детей, т.е. на 10 %, что является хорошим показателем эффективности проведенного формирующего эксперимента. Иначе дело обстояло в контрольной группе, чьи результаты не изменились. Низкий уровень был выявлен у 7 (35 %) детей, средний уровень -у 11 (55%). Таким образом, изменений в контрольной группе на
контрольном этапе эксперимента не наблюдается.
Таким образом, задачи исследования решены, цель достигнута.
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя. М. : Просвещение, 2018. 201 с.
2. Батурина Г.И. Народная педагогика воспитания школьников. М. : Пресс. 2014. 160 с.
3. Белова С.Н., Шамова Т.И., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. М. : Педагогическое общество России, 2014. 520 с.
4. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации. М. : Айрис-пресс, 2016. 312 с.
5. Брунер Дж. Психология познания. М.: Просвещение, 2013. 486 с.
6. Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. М. : Академический Проект, 2014. 142 с.
7. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека / под ред Кулагиной И.Ю., Колюцкого В.Н. М. : ТЦ Сфера, 2013. 201 с.
8. Вольнова Н.А. Общеучебные умения и навыки. // Практика административной работы в школе. 2014. №5. С.12-13.
9. Волчкова А. А., Пищулин С. Н. Патриотизм и патриотическое воспитание в общественном мнении провинции и столицы: Монография. М. : Изд-во МГПУ; Самара: Изд-во «НТЦ», 2015. 204 с.
10. Воронова Е.А. Патриотическое воспитание в современной школе. Программы, мероприятия, игры. Издательство: Феникс, Ростов-на-Дону, 2016. 196 с.
11. Выготский Л.С. Психология познания. Издательство «Эксмо», 2012. 329 с.
12. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2015. № 9. С 4-6.
13. Гальперин П.Я. О методе формирования умственных действий. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии М.: 2014. 319 с.
14. Грачева Н.В. Педагогические условия активизации познавательной направленности школьников. Киров, 2016. 55 с.
15. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения. М. : Просвещение, 2017. 258с.
16. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4
классы. М. : ВАКО, 2018. 166 с.
17. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1. М. : Просвещение, 2015. 127 с.
18. Ефремова Г. Патриотическое воспитание школьников // Воспитание школьников. 2015. № 8. С. 17.
19. Иванова Н. В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа. 2014. № 2. С. 96-101.
20. Ительсон Л.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. Владимир, 2018. 261 с.
21. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие. М. : Айрис-пресс, 2017. 98 с.
22. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М. : Издательский центр «Академия», 2017. 324 с.
23. Конышева Н. М. О проблеме проектной деятельности
школьников // Начальная школа. 2017. № 12. 35-39 с.
24. Костаева Т.В. К вопросу об исследовании устойчивого
познавательного интереса учащихся. М.: КАРО, 2014. 45 с.
25. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М : Просвещение. 2017. 303 с.
26. Кулюткин Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности. Новосибирск, 2018. 379 c.
верноподданническое или гражданское. // Педагогика. 2017. № 9. С. 77-83.
28. Леонтьев А. А. Патриотическое воспитание и национальное образование // Начальная школа (плюс и минус). 2016. № 4. С. 4-6.
29. Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий // Педагогический альманах, 2017, № 1. 101с.
30. Лутовинов В. И. Патриотическое воспитание подрастающего поколения новой России // Педагогика. 2017. № 3. С. 52-56.
31. Непомнящий Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. М. :+ педагогика, 2015. 160 с.
32. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Методические рекомендации по совершенствованию военно-патриотического воспитания детей и подростков. // Воспитание школьников. 2018. № 5. С. 12-13.
33. Мазыкина Н. В., Монахов А. Л. Равнение на победу. Методические рекомендации организаторам работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. М.: Изд-во ЦГЛ, 2011. 174 с.
34. Мазыкина Н. В. Инновационные подходы в патриотическом воспитании и гражданском становлении личности // Воспитание школьников. 2018. № 6. С. 6-11.
35. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников. М. : Изд. Центр «Вентана - Граф», 2017. 23с.
36. Моисеева М.Г., Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе // Журнал «Начальная школа», 2015. № 5. С. 13-16
31. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Эксмо, 2016. 315c.
38. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя. М. : Просвещение, 2016. 208с.
39. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий/ авт.-сост. И.А. Пашкович. Волгоград: Учитель, 2016. 169 с.
40. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2014. 42 с.
41. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. 2015. №9. 9-17 с.
42. Савотина Н. Современный опыт гражданского воспитания: особенности и тенденции развития. // Воспитание школьников. 2019. № 5. С. 17-18.
43. Терентий М.А. Теория и практика патриотического и интернационального воспитания подрастающего поколения. Кишинев: Штиница, 2018. 275 с.
44. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. М. : Просвещение, 2015. 102 с.
45. Харламов И.Ф. Патриотическое воспитание школьников. М. : Просвещение, 2017. 199 с.
46. Хомяков М.Б. Идентичность, толерантность и идея гражданства. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России. М. : Эксмо, 2016. 326 с.
47. Шевченко М.И. Нравственное воспитание. Формирование нравственных качеств у детей школьного возраста. М. : Синтез, 2015. 56 с.
48. Эриксон Э. Юность. Кризис идентичности. М. : Эксмо, 2016. 23с.
49. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М. : Педагогика, 2020. 270 с.
50. Яриков В.Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2018. 211 с.