ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЕТАТЕЛЕЙ 15-17 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ 6
1.1. Выносливость - одно из физических качеств человека 6
1.2. Метания - дисциплина легкой атлетики 10
1.3. Атлетическая гимнастика, как средство развития силовой выносливости 16
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Методы исследования 21
2.2. Организация исследования 24
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26
3.1. Комплекс упражнений с использованием средств атлетической
гимнастики у слабослышащих метателей 15-17 лет 26
3.2. Оценка влияния комплекса упражнений с элементами атлетической
гимнастики на развитие силовой выносливости 32
Заключение 41
Список используемой литературы 42
Актуальность. Известно, что легкая атлетика основана на таких естественных движениях как: ходьба, бег, прыжки, метания, толкание. Этот вид спорта привлекает людей к развитию двигательных действий, максимально приближенных к условиям жизни и включают в себя беговое и прыжковое отделения, и отделение метаний [4]. Отделение метаний характеризуется развитием особой физической силы и выносливости. Эта дисциплина требует от спортсмена выполнения сложных технических элементов, умения правильно обращаться с различным инвентарем и возрастного опыта. Пономарева Л. П. отмечает, что для развития таких качеств, как сила, выносливость и быстрота, период юношества 15-17 лет наиболее подходящий, так как он характеризуется особенно активным развитием, как психической составляющей организма, так и всей анатомо-физиологической. Кроме того: «занятие физическими упражнениями позволяют снизить уровень проявления вегетативных расстройств, снижают различия в развитии двигательных навыков» [3].
Кроме того, благодаря разнообразию упражнений и технических элементов, имеется возможность комбинирования легкой атлетики с другими самостоятельными дисциплинами, например, атлетической гимнастикой [3]. Занятия данным видом спорта значительно увеличивают показатели силовой выносливости, способствую укреплению мышечного корсета и развитию сердечно-сосудистой системы [2]. Параллельно происходит формирование таких личностных качеств, как: целеустремленность, решительность, появляется дисциплинированность, что является очень важным фактором для полноценного социального развития.
К сожалению, в паралимпийской легкой атлетике отделение метаний является самым малочисленным, так как это направление среди спортсменов с ограничениями в состоянии здоровья, например, среди лиц, с нарушениями слуха, появилось сравнительно недавно [3].
Отсутствие необходимых литературных источников по методике работы со слабослышащими метателями, послужило основанием для её разработки и явилось основой для проведения данного исследования по использованию упражнений с элементами атлетической гимнастики для развития силовой выносливости у слабослышащих метателей.
Цель исследования: определение влияния средств атлетической гимнастики на развитие силовой выносливости у слабослышащих метателей 15-17 лет.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по теме исследования.
2. Разработать комплекс физических упражнений для развития силовой выносливости у слабослышащих метателей 15-17 лет средствами атлетической гимнастики.
3. Выявить эффективность разработанного комплекса физических упражнений на развитие силовой выносливости, исходя из полученных данных по контрольным тестам.
Гипотеза исследования: предполагалось, что использование комплекса физических упражнений с элементами атлетической гимнастики, позволит улучшить показатели силовой выносливости у метателей 15-17 лет с нарушением слуха.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс занятий атлетической гимнастикой с метателями 15-17 лет с нарушением слуха.
Предмет исследования: комплекс упражнений для развития силовой выносливости у слабослышащих метателей 15-17 лет средствами атлетической гимнастики.
Практическая значимость: разработанный комплекс физических упражнений с элементами атлетической гимнастики может быть использован тренерами и инструкторами, как средство для улучшения показателей силовой выносливости у детей с нарушением слуха.
Проведенное педагогическое исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. Для слабослышащих метателей был разработан комплекс упражнений с использованием средств атлетической гимнастики для улучшения показателей силовой выносливости. Учебно-тренировочные занятия включали аэробную разминочную часть, силовую часть с использованием комплекса и заключительную часть в виде заминки.
2. До начала педагогического эксперимента в группах ЭГ и КГ не было выявлено достоверных различий p>0,05 по тестам. Это свидетельствует о том, что обе группы были подобраны практически одинаково.
3. После проведения эксперимента, было выявлено достоверное различие p<0,05 в показателях силовой выносливости по всем тестам в пользу метателей из экспериментальной группы (ЭГ) по отношению к спортсменам из контрольной группы (КГ).
4. В контрольной группе метателей (КГ) также были заметны улучшения показателей силовой выносливости, но они оказались незначительными в сравнении с экспериментальной группой (ЭГ).
5. Достоверное улучшение показателей силовой выносливости у слабослышащих спортсменов-метателей из (ЭГ), в конце эксперимента в сравнении с его началом, было замечено по шести из шести использованных показателей (p<0,01; p<0,01; p<0,01; p<0,01; p<0,05; p<0,05) по сравнению с контрольной группой (КГ), что свидетельствует об эффективности применения предложенного комплекса упражнений с использованием средств атлетической гимнастики для улучшения показателей силовой
выносливости.