ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ МЕТАТЕЛЕЙ 15-17 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ АТЛЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ 6
1.1. Выносливость - одно из физических качеств человека 6
1.2. Метания - дисциплина легкой атлетики 10
1.3. Атлетическая гимнастика, как средство развития силовой выносливости 16
ГЛАВА II. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 21
2.1. Методы исследования 21
2.2. Организация исследования 24
ГЛАВА III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 26
3.1. Комплекс упражнений с использованием средств атлетической
гимнастики у слабослышащих метателей 15-17 лет 26
3.2. Оценка влияния комплекса упражнений с элементами атлетической
гимнастики на развитие силовой выносливости 32
Заключение 41
Список используемой литературы 42
Актуальность. Известно, что легкая атлетика основана на таких естественных движениях как: ходьба, бег, прыжки, метания, толкание. Этот вид спорта привлекает людей к развитию двигательных действий, максимально приближенных к условиям жизни и включают в себя беговое и прыжковое отделения, и отделение метаний [4]. Отделение метаний характеризуется развитием особой физической силы и выносливости. Эта дисциплина требует от спортсмена выполнения сложных технических элементов, умения правильно обращаться с различным инвентарем и возрастного опыта. Пономарева Л. П. отмечает, что для развития таких качеств, как сила, выносливость и быстрота, период юношества 15-17 лет наиболее подходящий, так как он характеризуется особенно активным развитием, как психической составляющей организма, так и всей анатомо-физиологической. Кроме того: «занятие физическими упражнениями позволяют снизить уровень проявления вегетативных расстройств, снижают различия в развитии двигательных навыков» [3].
Кроме того, благодаря разнообразию упражнений и технических элементов, имеется возможность комбинирования легкой атлетики с другими самостоятельными дисциплинами, например, атлетической гимнастикой [3]. Занятия данным видом спорта значительно увеличивают показатели силовой выносливости, способствую укреплению мышечного корсета и развитию сердечно-сосудистой системы [2]. Параллельно происходит формирование таких личностных качеств, как: целеустремленность, решительность, появляется дисциплинированность, что является очень важным фактором для полноценного социального развития.
К сожалению, в паралимпийской легкой атлетике отделение метаний является самым малочисленным, так как это направление среди спортсменов с ограничениями в состоянии здоровья, например, среди лиц, с нарушениями слуха, появилось сравнительно недавно [3].
Отсутствие необходимых литературных источников по методике работы со слабослышащими метателями, послужило основанием для её разработки и явилось основой для проведения данного исследования по использованию упражнений с элементами атлетической гимнастики для развития силовой выносливости у слабослышащих метателей.
Цель исследования: определение влияния средств атлетической гимнастики на развитие силовой выносливости у слабослышащих метателей 15-17 лет.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературных источников по теме исследования.
2. Разработать комплекс физических упражнений для развития силовой выносливости у слабослышащих метателей 15-17 лет средствами атлетической гимнастики.
3. Выявить эффективность разработанного комплекса физических упражнений на развитие силовой выносливости, исходя из полученных данных по контрольным тестам.
Гипотеза исследования: предполагалось, что использование комплекса физических упражнений с элементами атлетической гимнастики, позволит улучшить показатели силовой выносливости у метателей 15-17 лет с нарушением слуха.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс занятий атлетической гимнастикой с метателями 15-17 лет с нарушением слуха.
Предмет исследования: комплекс упражнений для развития силовой выносливости у слабослышащих метателей 15-17 лет средствами атлетической гимнастики.
Практическая значимость: разработанный комплекс физических упражнений с элементами атлетической гимнастики может быть использован тренерами и инструкторами, как средство для улучшения показателей силовой выносливости у детей с нарушением слуха.
Проведенное педагогическое исследование позволило прийти к следующим выводам:
1. Для слабослышащих метателей был разработан комплекс упражнений с использованием средств атлетической гимнастики для улучшения показателей силовой выносливости. Учебно-тренировочные занятия включали аэробную разминочную часть, силовую часть с использованием комплекса и заключительную часть в виде заминки.
2. До начала педагогического эксперимента в группах ЭГ и КГ не было выявлено достоверных различий p>0,05 по тестам. Это свидетельствует о том, что обе группы были подобраны практически одинаково.
3. После проведения эксперимента, было выявлено достоверное различие p<0,05 в показателях силовой выносливости по всем тестам в пользу метателей из экспериментальной группы (ЭГ) по отношению к спортсменам из контрольной группы (КГ).
4. В контрольной группе метателей (КГ) также были заметны улучшения показателей силовой выносливости, но они оказались незначительными в сравнении с экспериментальной группой (ЭГ).
5. Достоверное улучшение показателей силовой выносливости у слабослышащих спортсменов-метателей из (ЭГ), в конце эксперимента в сравнении с его началом, было замечено по шести из шести использованных показателей (p<0,01; p<0,01; p<0,01; p<0,01; p<0,05; p<0,05) по сравнению с контрольной группой (КГ), что свидетельствует об эффективности применения предложенного комплекса упражнений с использованием средств атлетической гимнастики для улучшения показателей силовой
выносливости.
1. Адаптивная физическая культура в образовательном пространстве педагогического вуза [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / сост. Л.Г. Стамова. — Электрон. дан. — Липецк: Липецкий ГПУ, 2018. - 83 с.
2. Баранов, В.А. Физическая культура как категория ценности и качества бытия [Электронный ресурс]: монография / В.А. Баранов. - Электрон. дан. - Москва:, 2018. - 258 с.
3. Басилова, Т.А. Ян ван Дайк о детях с врожденными нарушениями зрения и слуха: вопросы обучения и исследование проблем [Электронный ресурс] / Т.А. Басилова, Т.М. Михайлова, А.М. Пайкова. - Электрон. дан. - Москва: Теревинф, 2019. -132 с.
4. Верещага, И.В. Психолого-педагогическая диагностика детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития, включающими нарушения зрения и слуха [Электронный ресурс] / И.В. Верещага, И.В. Моисеева, А. Пайкова. - Электрон. дан. - Москва: Теревинф, 2017. - 132 с.
5. Водовозов, В.И. Физическое, умственное и нравственное развитие ребенка [Электронный ресурс] / В.И. Водовозов. - Электрон. дан. - Санкт- Петербург: Лань, 2017. - 16 с.
6. Возрастная анатомия, физиология, гигиена [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / сост. И.А. Вакуло, С.С. Давыдова, Л.И. Перфилова, В.С. Сычев. -Электрон. дан. - Липецк: Липецкий ГПУ, 2017. - 109 с.
7. Врублевский, Е.П. Легкая атлетика: основы знаний в вопросах и ответах [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е.П. Врублевский. - Электрон. дан. - Москва:, 2016. - 240 с.
8. Гладких, В.А. Желев, Т.С. Кривоногова, Е.В. Лошкова, Е.В. Михалев, Н.А. Рыжакова, А.А. Терентьева, Е.Ю. Тютева, Т.А. Шемякина, Г.Н. Янкина; под ред. В.А. Желева, Е.В. Михалева, Н.А. Барабаш. -Электрон. дан. - Томск: СибГМУ, 2018. - 134 с.
9. Городничев, Р.М. Физиология силы [Электронный ресурс]: монография / Р.М. Городничев, В.Н. Шляхтов. - Электрон. дан. - Москва:,
2016. -232 с.
10. Даниленко, Н.Г. Код тишины: генетические основы нарушения слуха [Электронный ресурс] / Н.Г. Даниленко; под ред. О. Г. Давыденко. - Электрон. дан. - Минск:, 2017. - 206 с.
11. Евсеева, О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре [Электронный ресурс]: учебник / О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев; под ред. С. П. Евсеева. - Электрон. дан. - Москва:, 2016.
- 384 с.
12. Евсеев, С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры [Электронный ресурс] : учебник / С.П. Евсеев. - Электрон. дан. - Москва:, 2016. - 616 с.
13. Загревский, В.И. Биомеханика физических упражнений [Электронный ресурс]: учебное пособие / В.И. Загревский, О.И. Загревский. - Электрон. дан. - Томск: ТГУ, 2018. - 262 с.
14. Казакова, Т.Н. Теория и методика адаптивной физической культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т.Н. Казакова. - Электрон. дан. - Новосибирск: НГТУ, 2015. - 27 с.
15. Королева, И.В. Помощь детям с нарушением слуха: Руководство для родителей и специалистов [Электронный ресурс]: руководство / И.В. Королева. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург: КАРО, 2016. - 304 с.
16. Королева, И.В. Развивающие занятия с детьми с нарушением слуха раннего возраста [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / И.В. Королева; худ. Л.А. Иванов. - Электрон. дан. - Санкт-Петербург: КАРО, 2017.
- 176 с.
17. Кудинова, В.А. Качество учебного процесса по физической культуре студентов вуза [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / В.А. Кудинова. - Электрон. дан. - Волгоград: Волгоградский ГАУ, 2015. - 68 с.
18. Ландырь, А.П. Мониторинг частоты сердечных сокращений в управлении тренировочным процессом в физической культуре и спорте [Электронный ресурс] / А.П. Ландырь, Е.Е. Ачкасов. - Электрон. дан. - Москва:, 2018. - 240 с.
19. Николаев, А.А. Развитие выносливости у спортсменов [Электронный ресурс] / А.А. Николаев. - Электрон. дан. - Москва:, 2017. - 144с.
20. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре: учеб. пособие / З.С. Варфоломеева [и др.] ; под общ. ред. С.И. Изаак. - 4-е изд., стер. - Москва: ФЛИНТА, 2017. - 131 с.
21. Организация и методика проведения занятий по гимнастике и атлетической подготовке студентов вузов, проходящих военное обучение [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / А.В. Куршев [и др.]. - Электрон. дан. - Казань: КНИТУ, 2015. - 192 с.
22. Основы правил соревнований по легкой атлетике [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / сост. И. А. Золотухина. — Электрон. дан. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 174 с.
23. Патологическая физиология [Электронный ресурс]: учебник / Ф.И. Висмонт [и др.]. - Электрон. дан. - Минск: "Вышэйшая школа", 2016. - 640 с.
24. Платонов, В.Н. Двигательные качества и физическая подготовка спортсмена [Электронный ресурс]: монография / В.Н. Платонов. — Электрон. дан. — Москва:, 2019. — 656 с.
25. Попова, О.А. Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / О.А. Попова, Е.С. Грошева. - Электрон. дан. - Воронеж: ВГПУ, 2017. - 84 с.
26. Проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта [Электронный ресурс]: материалы конференции / Под общ. ред. В. А. Аикина. — Электрон. дан. — Омск: СибГУФК, 2018. - 154 с.
27. Развитие выносливости у спортсменов: Пособие / Николаев А.А., Семенов В.Г. - М.: Спорт, 2017. - 144 с.
28. Речицкая, Е.Г. Учебное сотрудничество в системе обучения детей с нарушениями слуха [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Е.Г. Речицкая, С.А. Зуробьян. - Электрон. дан. - Москва: М111У, 2018. - 192с.
29. Ростомашвили, Л.Н. Адаптивная физическая культура в работе с лицами со сложными (комплексными) нарушениями развития [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.Н. Ростомашвили. - Электрон. дан. - Москва: Советский спорт, 2015. - 164 с.
30. Савинков, А.В. Патологическая физиология [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.В. Савинков, В.М. Мешков. - Электрон. дан. - Самара:, 2018. - 188 с.
31. Сафонов, В.К. Психология спортсмена: слагаемые успеха [Электронный ресурс]: моног. / В.К. Сафонов. - Электрон. дан.- Москва:,
2017. - 288 с.
32. Система физической подготовки студентов вузовской и допризывной молодежи. 1реодоление препятствий, плавание, ускоренное передвижение и легкая атлетика [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.В. Куршев [и др.]. - Электрон. дан. - Казань: КНИТУ, 2017. - 128 с.
33. Солодков, А.С. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная [Электронный ресурс]: учебник / А.С. Солодков, Е.Б. Сологуб. - Электрон. дан. - Москва:, 2018. - 620 с.
34. Специальные упражнения для обучения видам легкой атлетики: Учебное пособие/Сидорова Е.Н., Николаева О.О. -Краснояр.: СФУ,2016.-48с.
35. Физиология и патология детей раннего возраста [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.М. Огородова [и др.]. - Электрон. дан. - Томск: СибГМУ, 2015. - 129 с.
36. Физиология мышечной и нервной систем [Электронный ресурс]: учебное пособие / И.Н. Медведев [и др.]; под ред. И.Н. Медведева. - Электрон. дан. - Санкт-1етербург: Лань, 2015. - 176 с.
37. Физическая культура и спорт в специальной медицинской группе [Электронный ресурс]: учебное пособие / А. Агеев [и др.]; под ред.
Магомедова Р.Р. - Электрон. дан. - Ставрополь: СГПИ, 2018. - 196 с.
38. Физическая культура и спорт с элементами адаптивной физической культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие / Р.Р. Магомедов [и др.]; под ред. Магомедова Р.Р. - Электрон. дан. - Ставрополь: СГПИ, 2017. - 476 с.
39. Физическая культура и спорт: современные тенденции, актуальные проблемы и перспективы развития [Электронный ресурс]: материалы конференции / Сост. Т. К. Ким, И. В. Шагин. - Электрон. дан. - Москва: МПГУ, 2018. - 258 с.
40. Физическая культура и спорт с элементами адаптивной физической культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие / Р.Р. Магомедов [и др.]; под ред. Магомедова Р.Р. - Электрон. дан. - Ставрополь: СГПИ, 2017. - 476 с.
41. Харченко, Л.В. Теория и методика адаптивной физической культуры для лиц с сенсорными нарушениями [Электронный ресурс]: учебное пособие / Л.В. Харченко, Т.В. Синельникова, В.Г. Турманидзе. - Электрон. дан. - Омск: ОмГУ, 2016. - 112 с.
42. Чинкин, А.С. Физиология спорта [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.С. Чинкин, А.С. Назаренко. - Электрон. дан. - Москва:, 2016. - 120 с.
43. Шаумян, С.А. Базовые упражнения для занятий в тренажерном зале [Электронный ресурс]: методические указания / С.А. Шаумян, З.М. Хусяйнов. - Электрон. дан. - Москва: МИСИС, 2017. - 45 с.
44. Якимов, А.М. Инновационная тренировка выносливости в циклических видах спорта [Электронный ресурс] / А.М. Якимов, А.С. Ревзон. - Электрон. дан. - Москва:, 2018. - 100 с.
45. Latest CrossFit Market Research Data//RalliFitness. NY., 2016. - 35 p.
46. Track and Field Athletics. Легкая атлетика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / сост. Н.А. Шнайдер. - Электрон. дан. - Москва:, 2016. - 144 с.
47. Willayms. Что такое перетренированность? № 4. 2016. - с. 86-87.