Введение 4
Глава 1. Теоретический анализ проблемы влияния спорта на психологические особенности подростков 7
1.1 Психология спорта как отрасль психологической науки 7
1.2 Основные направления исследований влияния спорта на психологические особенности подростков 11
1.3. Особенности занятий спортом и их влияние на психологические особенности занимающихся 17
Глава 2. Задачи, методы и организация исследования 21
2.1 Задачи исследования 21
2.2 Методы исследования 21
2.3 Организация исследования 26
Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение 28
3.1 Результаты исследования 28
3.2 Сравнительный анализ результатов исследования 39
Заключение 44
Список используемой литературы 46
Аннотация. Введение.
Объект исследования - процесс формирования психологических особенностей подростка под влиянием занятий спортом.
Предмет исследования - особенности психологических характеристик подростков, занимающихся спортом на профессиональном и любительском уровнях.
Цель исследования - выявление психологических особенностей подростков, занимающихся спортом.
Задачи исследования:
1) организовать исследование психологических характеристик подростков, занимающихся спортом на профессиональном и любительском уровнях;
2) проанализировать результаты исследования психологических характеристик подростков, занимающихся спортом на профессиональном и любительском уровнях.
Целью данной работы было исследование проблемы психологии спортивной деятельности подростков. В ходе изучения проблемы мы рассмотрели психологию спорта как отрасль психологической науки; изучили основные направления исследований влияния спорта на психологические особенности подростка; охарактеризовали особенности занятий спортом; проанализировали влияние занятий спортом на психологические особенности занимающихся.
Были сделаны выводы, что психология спорта - это научная область, рассматривающая психологические закономерности деятельности спорта; особенности психических процессов, психических свойств, психических состояний у спортсменов, трудности личности и спортивного коллектива. Объектом психологии спорта выступает человек, который занимается спортивной деятельностью. Предмет психологии спорта - это закономерности психики, психологические качества личности и деятельности спортсменов в разных условиях тренировки и соревнований.
Личность, выступая как продукт общественного развития, обеспечивает своеобразие спортивной деятельности: выбор конкретного спорта, индивидуальный способ деятельности, степень достижений, устойчивость к стрессорам и т.д. Исследование личности спортсмена обладает не только теоретическим, но и практическим значением.
С самого начала становления современного спорта в нем появились и разделяются так называемый любительский спорт и профессиональный.
Развиваясь в спорте, субъект совершенствуется и в целом. Многими исследованиями определено, что в процессе совершенствования личности в разнообразных видах спорта складываются и достигают высокого уровня непосредственно психологические процессы, на основе которых субъект осуществляет управление своими движениями. Занятия спортом оказывают формирующее влияние на личность спортсмена. Психические свойства, важные спортсменам в плане организации эффективной спортивной деятельности должны быть представлены комплексно, чтобы отражать разные аспекты психической деятельности спортсменов. Многими исследователями подчеркивается, что спортсмены обладают рядом психологических качеств, отличающих их от людей, не занимающихся спортом. При этом данные особенности могут быть проявлены у спортсменов разного пола и возраста.
Любительским спортом, в отличие от профессионального, являются спортивные мероприятия, в которых участники занимаются в основном или полностью на безвозмездной основе. Есть отдельные экспериментально обоснованные доказательства влияния непрофессиональных занятий спортом на психологические особенности человека, однако большинство научных исследований подобного рода проводилось на основе сравнения диагностических данных спортсменов и неспорстменов, а разграничений по характеру спортивной (профессиональной или любительской) деятельности практически не проводилось.
В ходе сравнительного анализа результатов эмпирического исследования было определено, что существуют различия в особенностях проявления психологических характеристик подростков, занимающихся спортом на профессиональном и любительском уровнях. В частности, для спортсменов-профессионалов подросткового возраста характерен более низкий уровень мотивации избегания неудач, более высокий уровень сформированности волевых качеств, готовности к риску, а также более высокий уровень саморегуляции поведения по сравнению со спортсменами- любителями подросткового возраста.
Цель исследования может считаться достигнутой, все задачи решены, гипотеза доказана.
1. Алешков. И. А. Опыт психологического анализа спортивной деятельности. М. : ВНИИФК, 2008. 254с.
2. Алексеев А.В. Психологическая подготовка в теннисе: идеомоторная, ментальная, медитативные тренировки. Ростов-н/Д. : Феникс, 2005. 240 с.
3. Аверин В.А. Психология личности. СПб. : Питер, 2003. 309с.
4. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. 174 с.
5. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. М. : Академия, 1993. 222 с.
6. Бабушкин Г.Д. Психология физической культуры и спорта: учебник для вузов физической культуры / Г.Д. Бабушкин, В.Н. Смоленцева. Омск : СибГУФК, 2008. 308 с
7. Брагин М.А. Как побеждать любого противника. М.: РИПОЛ классик, 2005. 415 с.
8. Брагин М.А. Сверхвозможности бойца. М.: РИПОЛ, 2008. 512 с.
9. Дамадаева А.С. Влияние спорта на психологические особенности мужчин и женщин // Вестник спортивной науки. 2010. № 6 (6). С. 36–38.
10. Джанерьян С.Т. Психология профессионального самосознания : учебник. Ростов-н/Д. : Феникс, 2008. 240 с.
11. Веракса А.Н. Мысленная тренировка в психологической тренировке спортсмена. М. : Фитнес и спорт, 2016. 109с.
12. Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек» // Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. СПб.: Питер, 2000. С. 175–180.
13. Гальперин П. Я. Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов. 2-е изд. М.: КДУ, 2005. 400 с.
14. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта. М. : Академия, 2004. 245с.
15. Горбунов Г. Д. Психопедагогика спорта. М. : Советский спорт, 2008. 296 с.
...