Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционные основы местного самоуправления в Российской Федерации

Работа №117076

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

конституционное право

Объем работы84
Год сдачи2021
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
185
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 5
Глава 1. Модель местного самоуправления в Российской Федерации 8
1.1 Понятие местного самоуправления 8
1.2 Основные теории местного самоуправления 15
Глава 2. Местное самоуправление по законодательству Российской Федерации 19
2.1 Правовые и экономические основы местного самоуправления 19
2.2 Территориальные и организационные основы местного самоуправления 32
Глава 3 Концепции местного самоуправления 55
3.1 Местное самоуправление в Конституции Российской Федерации 55
3.2 Рассмотрение местного самоуправления в новых поправках в Конституции 67
Заключение 70
Список используемой литературы и источников 76

Местное самоуправление является неотъемлемой частью любого правового государства. Данный правовой институт получил свое развитие как в теоретической плоскости, став объектом исследований многих ученных XIX века, так и на сегодняшний день является актуальным ввиду постоянной динамики развития местного сообщества. В Российской Федерации местное самоуправления закреплено в главе 8 Конституции РФ [18], а также в действующем на сегодняшний день Федеральном законе № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [46]. «Кроме того, Российской Федерацией была ратифицирована в 1998 году Европейская хартия местного самоуправления 1985 года, оказавшая огромное влияние на процесс формирования действующей модели местного самоуправления» [11].
Вместе с тем, местное самоуправление невозможно рассмотреть в полной мере без четкого уяснения его основ и пределов. На пределы местного самоуправления указывал в своем труде в 1892 году М.И. Свешников «распределение административных дел между земскими округами должно основываться на законе, в видах охраны интересов низших округов и только в пределах, очерченных законом» [61, с. 7]. На сегодняшний день, определение пределов местного самоуправления имеет огромное значения, так как это необходимо для более точного понимания института местного самоуправления, учитывая организационную обособленность от органов государственной власти. Основы местного самоуправления стоит рассматривать в четыре этапа, что позволяет провести полный анализ развития основ, но также позволит выявить динамику и дальнейшее их развитие
Объектом исследования являются общественные отношения, которые складываются в процессе реализации местного самоуправления.
Предметом исследования является конституционно-правовые нормы, регулирующие муниципально-правовые отношения, а также смежное законодательство в области местного самоуправления, иные нормативно-правовые акты, а также научная и учебная литература, правоприменительная практика.
Цель исследования состоит в определении оптимальной модели местного самоуправления для Российской Федерации, рассмотрении динамики развития основ местного самоуправления и установлении пределов основ местного самоуправления.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
• рассмотреть основы теории моделей местного самоуправления
• проанализировать местное самоуправление в конституционных проектах
• обозначить местное самоуправление в Конституции Российской Федерации
• осмыслить правовые основы местного самоуправления
• осветить территориальные основы местного самоуправления
• изучить экономические основы местного самоуправления
• проанализировать организационные основы местного самоуправления.
Методологическую основу данной работы составляют общенаучный диалектический метод познания, а также ряд частно-научных методов, прежде всего, метод системного анализа, толкования права, сравнительно-правовой, догматический и традиционные методы научного исследования.
Теоретической базой исследования явились работы А.А. Акмалова, Н.С. Бондаря, В.И. Васильева, Л.А. Велихова, А.А. Джагаряна, В.Б. Евдокимова, Л.П. Жуковской, Н.М. Коркунова, А.Н. Костюкова, О.Е. Кутафина, Е.И. Козловой, Н.И. Лазаревского, И.И. Овчинникова, Н.Л. Пешина, О.Г. Румянцева, Н.С. Тимофеева, Н.Б. Чичерина, Е.С. Шугриной.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, проекты конституций, законы СССР, законы РСФСР, федеральные конституционные законы, федеральные законы, постановления и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, законы субъектов и уставы муниципальных образований.
Эмпирической базой исследования являются постановления и определения Конституционного Суда РФ, постановления Верховного суда РФ, а также официальные статистические данные.
Научная новизна исследования заключается в том, что с 2019 года началась новая муниципальная реформа, согласно которой был образован новый вид муниципального образования - муниципальный округ. По состоянию на 1 марта 2020 года количество муниципальных округов равняется 90, но тенденция на преобразование муниципальных образований в муниципальные округа продолжается. Кроме того, в 2020 году Президентов РФ были внесены поправки в Конституцию РФ, которые затронули и местное самоуправление. Для определения динамики развития местного самоуправления и определения дальнейшего развития местного самоуправления необходимо рассмотрение развития основ местного самоуправления с 1990-го года и до сегодняшнего времени на основе теории, законодательства и статистических данных. Для полноты анализа в работе были также проанализированы и пределы местного самоуправления.
Структура работы состоит из введения, трёх глав, которые объединяют шесть параграфов, заключения и списка используемой литературы и источников.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Несмотря на различные подходы каждой теории местного самоуправления, следует выделить общие черты. Вне зависимости от выбора модели, местному самоуправлению присущи следующие признаки: территория, на которой осуществляется местное самоуправление; несмотря на то, что в отдельный субъект права в юридическом направлении «государственной теории самоуправления» выделялось население, наличие же местного сообщества было присуще и для остальных моделей местного самоуправления; местное самоуправление осуществляет свои полномочия в рамках, установленных государством, что означает в первую очередь признание местного самоуправления; наличие органов местного самоуправления, осуществляющих данные полномочия.
При определении модели местного самоуправления стоит учитывать, что начиная с 1990-го года, было представлено множество проектов конституций, в которых были предложены различные модели местного самоуправления. Конституционная Комиссия, разрабатывая Конституцию с 1990-го года, определяла модель местного самоуправления согласно «теории государственного самоуправления», что было закреплено в проектах 1990-го и 1991 годов, однако в дальнейшем была предложена модель местного самоуправления «самоуправляющихся единиц как юридических лиц». В альтернативных проектах 1992-го года предлагались различные модели местного самоуправления, но повлиявшими на действующую в сегодняшнее время Конституцию стали проекты «Российского Движения Демократических Реформ» и «Вариант «0» С.М. Шахрая. Конституционное совещания, образованное Президентом РФ, занялось разработкой Конституции РФ с лета 1993-года и как итого, закрепленная дуалистическая модель местного самоуправления в июльском и ноябрьском проектах, стала основополагающей моделью действующей Конституции РФ.
На современном этапе актуальными являются предложенные Президентом РФ поправки к Конституции РФ в области местного самоуправления. Согласно изменениям в Конституции РФ не привносятся какие-либо существенные изменения модели местного самоуправления в Российской Федерации. Более того, можно сделать вывод о том, что в данной ситуации не Конституция устанавливает базовые положения и основы местного самоуправления, а наоборот, Конституция «подводится» под Федеральный закон № 131 и современные реалии. Учитывая текст поправок, отчетливо заметна в их содержании роль Федерального закона № 131-ФЗ, который развивает положения Конституции. Вместе с тем, заметим, что развивалась на основе данного заложенная основа местного самоуправления Федерального закона и до поправок.
Правовые основы местного самоуправления следует понимать как систему правовых актов, определяющих организацию, формы осуществления и гарантии местного самоуправления, его задачи и функции, а также компетенцию и ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, их взаимоотношения с органами государственной власти, гражданами и их объединениями в Российской Федерации.
Развитие территориальных основ местного самоуправления началось с 1990 года и прошло путь от подчиненности первичного уровня местного самоуправления и формирования по административно-территориальному принципу, до самостоятельности местного самоуправления при решении вопросов местного значения. Кроме того, введение в Федеральном законе № 154 понятия муниципального образования и отказ от формирования территорий местного самоуправления по территориальному принципу, позволило местному самоуправления развиваться в демократическом русле. В последующем, новый Федеральный закон № 131 предписал единообразие муниципальных образований на территории Российской Федерации. Однако, тенденция на укрупнение муниципальных образований в первую очередь, вызвана экономическим фактором. Данные Росстата отчетливо показывают тенденцию последующего развития местного самоуправления, и шаги законодателя это подтверждают, поправки 2019 года установили переходный период до 2025 года.
Организационные основы местного самоуправления прошли несколько этапов: до 1993 года органами местного самоуправления являлись Совет народных депутатов и местная администрация, отношения которых складывались на системе сдержек и противовесов; начиная с 1993 года и вплоть до принятия Федерального закона № 154, организационные основы местного самоуправления опирались на указы Президента РФ, на основе которых произошел отказ от системы сдержек и противовесов и фактически был установлен приоритет администрации над представительным органом; Федеральный закон № 154 закрепил и развил конституционные принципы формирования и организации деятельности местного самоуправления, утвердив, что определение структуры органов муниципального образования определяется населением самостоятельно; Федеральный закон № 131, определяя структуру органов муниципального образования назвал обязательными наличие следующих органов: представительный орган, глава муниципального образования, местная администрация и контрольно-счетный орган. Кроме того, были закреплены различные способы избрания как представительного орган, так и главы муниципального образования, чего на предыдущих этапах не существовало. Однако, тенденция на отдаление населения от прямых выборов негативно влияет на осуществление населением непосредственного участия в жизни муниципального образования, формирование гражданского общества и развитие демократических принципов.
С принятием Федерального закона № 131 изменился концептуальный подход к пониманию экономических и финансовых основ местного самоуправления. Несмотря на закрепление в законе единого понятия «экономические основы местного самоуправления», это не означает использование единой методологии воздействия на данные виды деятельности муниципальных образований, что привело бы, в частности, к деформации конституционно-правового статуса местного самоуправления и необоснованной автономизации муниципальных образований.
Законодательство предполагает, что правовое регулирование экономических и финансовых отношений осуществляется посредством разных отраслей права и различных юридических методов. Сама специфика данных основ должна раскрывать глубинные процессы достижения местными сообществами самостоятельность при решении вопросов местного значения, развития муниципальной демократии, прав и свобод граждан. Поэтому понятие «экономические основы местного самоуправления» выходит за рамки чисто экономической проблематики и следует их понимать как «финансово-экономические основы» имеющие социальную направленность на удовлетворение потребностей населения муниципального образования, что нашло свое отражение как в законодательстве, так и в Постановлениях Конституционного суда РФ.
При рассмотрении конституционных пределов местного самоуправления следует иметь ввиду, что основы конституционного строя представляют собой главные, ключевые общественные отношения, составляющие суть устройства общества и государства. И местное самоуправление, являясь элементом конституционного строя, также реализует права и свободы человека и гражданина, обеспечивает гражданский мир и согласие в обществе, с незыблемостью демократической организации российской государственности. Пределы же местного самоуправления, равно как и основы детализируются в отраслевом законодательстве, тогда как Конституция РФ является базисной установкой, и если сравнивать с законодательством, то Конституцию РФ стоит рассматривать как общее, в то время как законодательство раскрывающие основы - специальное.
В территориальные основы местного самоуправления входят: во- первых, территория, как пространственный предел осуществления местного самоуправления; во-вторых, установление границ муниципального образования и их изменение; в-третьих, преобразование муниципальных образований, упразднение поселений и создание вновь образованных поселений на межселенных территориях. При этом, пределом осуществления местного самоуправления является территория муниципального образования. Установление и изменение границ, равно как и создание, и упразднение территорий муниципального образования должно соответствовать мнению проживающего населения, тем самым следует указать, что возможность таких изменений допускается только с учетом мнения населения. Ввиду этого, можно сделать вывод, что мнение населения вне зависимости от формы его волеизъявления является важнейшим элементом территориальных пределов местного самоуправления.
Пределами компетенционных основ местного самоуправления следует считать вопросы местного значения, установленные Федеральным законом № 131-ФЗ в зависимости от вида муниципального образования. Кроме того, допускается исполнение отдельных государственных полномочий, передача которых, допускается федеральным и региональным законодательством, однако их исполнение при действующей практике ставит органы местного самоуправление в трудное финансовое положение. Иные вопросы местного значения в большей мере могут и не реализовываться ввиду, опять же, трудностей бюджета и малого круга вопросов, а вопросы, связанные с формированием и организацией работы органов и должностных лиц местного самоуправления, заключаются в формировании и организации органов местного самоуправления, что также относится к предметам ведения местного самоуправления в качестве самостоятельного элемента.
Пределы экономической основы местного самоуправления устанавливаются законодательством Российской Федерации. И если брать во внимание имущество, то перечень имущества закреплен в Федеральном законе № 131-ФЗ. При формировании доходной части законодательством устраняется неограниченная самостоятельность органов местного самоуправления, законами устанавливаются рамки, связанные с видами местных налогов, а также налоговыми ставками. Но не исключаются и новые виды источников доходов, такие как краудфандинг и инициативное бюджетирование, являющиеся новыми видами для России. Имущественные же права могут возникать или прекращаться как из гражданско-правовых отношений, так и из публично-правовых.


1. Акмалов А.А. Модели местного самоуправления / А.А. Акмалов. • М.: Прометей. -2001. - 168 с.
2. База данных показателей муниципальный образований [Электронный ресурс] // Официальный интернет-сайт Федеральной службы государственной статистики URL: https: //www.gks.ru/free_doc/new_site/bd_munst/munst.htm
3. Бондарь Н.С. Каким должен быть устав муниципального образования (Концепция устава Ростова-на-Дону) / Н.С. Бондарь. Ростов н/Д.: Издательство РГУ. - 1996. - 176 с.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1998. - №31. - Ст. 3823.
5. Васильев В.И. Местное самоуправление на пути централизации и сокращения выборности // Журнал российского права. - 2015. - № 9.
6. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методе хозяйства / Л.А. Велихов. - М.: Государственное издательство. 1928. - 462 с.
7. Всероссийский съезд муниципальных образований / Местное право. - 2013. - № 6.
8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 №51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. • 1994. - №32. - Ст. 3301.
9. Джагарян А.А. Конституционно-правовые основы финансово-экономического обеспечения местного самоуправления в России: теория, практика и тенденции развития / А.А. Джагарян, Н.В. Джагарян. - М.: Акварель. - 2011. - 330 с.
10. Евдокимов В.Б., Конышева Е.Г. Местное самоуправление в системе публичной власти: конституционные пути развития / Государственная власть и местное самоуправление. - 2016. - № 11.
11. Европейская хартия местного самоуправления. Совершено в Страсбурге 15.10.1985 // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 36. - Ст. 4466.
12. Жуковская Л.П. Комментарий к Федеральному закону от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. - М. - 2019.
13. Законопроект о муниципальных округах: «нужны поправки ко второму чтению» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-сайт Общественной палаты РФ URL: https://www. oprf. ru/press/news/2019/newsitem/48705 (Дата обращения 04.04.2020)
14. Информационно-аналитические материалы о развитии местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] // Официальный интернетсайт Министерства Юстиции Российской Федерации. URL: https://minjust.ru/razvitiefederativnyh-otnosheniy-i-mestnogo-samoupravleniya/informacionno-analiticheskie-materialy-o (Дата обращения 08.04.2020)
15. Конституционное совещание, 29 апреля - 10 ноября 1993 г.: стенограммы, материалы, документы в 20 Т. / Юридическая литература. - М.: издание Администрации Президента Российской Федерации. - 1995. - 3364 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ