Правовые основы безопасности в Российской Федерации
|
Введение 3
Глава 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
БЕЗОПАСНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность государственного управления 6
1.2. Соотношение понятий государственная и национальная безопасность Л0
Глава 2. СИСТЕМА И КОМПЕТЕНЦИЯОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1. Федеральные органы общей компетенции 22
2.2. Совет Безопасности Российской Федерации 32
2.3. Ведомственные органы в сфере безопасности 48
2.4. Орган государственной безопасности и модели их организации 73
Заключение 80
Список используемых источников
Глава 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ
БЕЗОПАСНОСТИ 6
1.1. Понятие и сущность государственного управления 6
1.2. Соотношение понятий государственная и национальная безопасность Л0
Глава 2. СИСТЕМА И КОМПЕТЕНЦИЯОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ВЛАСТИ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ
БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1. Федеральные органы общей компетенции 22
2.2. Совет Безопасности Российской Федерации 32
2.3. Ведомственные органы в сфере безопасности 48
2.4. Орган государственной безопасности и модели их организации 73
Заключение 80
Список используемых источников
Одной из внешних функций любого государства является функция обороны, включающая в себя помимо собственно оборонительной деятельности, также деятельность по обеспечению безопасности - ведение разведки и контрразведки, охрану государственных границ. В условиях глобализации и сложившихся международных политических и экономических отношений, проблема обеспечения безопасности личности, общества и государства для Российской Федерации приобретает особо актуальный характер. Возникает необходимость создания эффективного механизма управления и правового регулирования в сфере безопасности.
Согласно Конституции РФ вопросы безопасности отнесены к ведению Российской Федерации. Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, реализуют формирование безопасностью, и помимо этого федеральными органами исполнительной власти: Федеральной службой безопасности России, Службой внешней разведки России и Федеральной службой охраны России.
Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что автором предлагается ведомственные органы по гарантированию безопасности Российской Федерации: Федеральную службу безопасности, Службу внешней разведки и Федеральную службу охраны консолидировать в единый орган.
Проблемами по вопросам обеспечения безопасности Российской Федерации занимались: Аверченков В.И., Алехин А.П., Бахрах Д.Н., Братановский С.Н., Бондарь Н.С., Ванюрихин В.И., Вишняков В.Г., Есипов В.А., Ильичев И.Е., Кардашова И.Б., Кормолицкий А.А., Козлов Ю.М., Кочетков А.Э., Логунов А.Б., Мамонов В.В., Матузова Н.И., Малько А.В., Мигачев Ю.И., Пономаренко Я.А., Петров М.И., Разов В.А., Сипок Р.П., Суставов В.П., Тихомиров С.В., Федотова Ю.Г., Шободоева А.В., и др.
Объектом диссертационного исследования являются совокупность общественных отношений, которые складываются в процессе деятельности органов государственной власти и должностных лиц, гарантирующих безопасность личности, общества и государства.
Предметом исследования выступает деятельность органов государственной власти и должностных лиц, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
Целью диссертационного исследования является установление, анализ и обнаружение проблем в области безопасности, существующих в настоящее время.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, понятие и роль государственного управления в области безопасности;
- раскрыть содержание деятельности Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Совета Безопасности РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки России и Федеральной службы охраны РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
- обобщить современные правовые нормы, которыми при управлении в области безопасности руководствуются должностные лица и органы государственной власти;
- предложить конкретные рекомендации по совершенствованию государственного управления и организации органов безопасности.
Методологической основой исследования выступают методы диалектического и исторического материализма, используются также методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, аналогии, обобщения, абстрагирования, исторический и сравнительно правовой методы.
Нормативную правовую базу исследования составили правовые акты федерального законодательства акты ведомственных органов, которые связаны с исследуемой темой.
Теоретической основой диссертационного исследования является отечественная и зарубежная правовая литература по вопросам государственной безопасности и деятельности органов государства в этой сфере.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании предложений и выводов по совершенствованию аппарата государства и действующего российского законодательства.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выработанные диссертантом выводы, практические предложения и сформулированных по результатам работы положения могут быть использованы для совершенствования существующего представления о содержании национальной безопасности и реформировании существующего государственного механизма управления этой сферой.
Структура работы представлена введением, двумя главами, включающими шесть параграфов, заключением и списком используемых источников.
Согласно Конституции РФ вопросы безопасности отнесены к ведению Российской Федерации. Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Совет Безопасности Российской Федерации, реализуют формирование безопасностью, и помимо этого федеральными органами исполнительной власти: Федеральной службой безопасности России, Службой внешней разведки России и Федеральной службой охраны России.
Актуальность диссертационного исследования определяется тем, что автором предлагается ведомственные органы по гарантированию безопасности Российской Федерации: Федеральную службу безопасности, Службу внешней разведки и Федеральную службу охраны консолидировать в единый орган.
Проблемами по вопросам обеспечения безопасности Российской Федерации занимались: Аверченков В.И., Алехин А.П., Бахрах Д.Н., Братановский С.Н., Бондарь Н.С., Ванюрихин В.И., Вишняков В.Г., Есипов В.А., Ильичев И.Е., Кардашова И.Б., Кормолицкий А.А., Козлов Ю.М., Кочетков А.Э., Логунов А.Б., Мамонов В.В., Матузова Н.И., Малько А.В., Мигачев Ю.И., Пономаренко Я.А., Петров М.И., Разов В.А., Сипок Р.П., Суставов В.П., Тихомиров С.В., Федотова Ю.Г., Шободоева А.В., и др.
Объектом диссертационного исследования являются совокупность общественных отношений, которые складываются в процессе деятельности органов государственной власти и должностных лиц, гарантирующих безопасность личности, общества и государства.
Предметом исследования выступает деятельность органов государственной власти и должностных лиц, обеспечивающих безопасность личности, общества и государства.
Целью диссертационного исследования является установление, анализ и обнаружение проблем в области безопасности, существующих в настоящее время.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность, понятие и роль государственного управления в области безопасности;
- раскрыть содержание деятельности Президента РФ, Правительства РФ, Федерального Собрания РФ, Совета Безопасности РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Службы внешней разведки России и Федеральной службы охраны РФ по обеспечению безопасности личности, общества и государства;
- обобщить современные правовые нормы, которыми при управлении в области безопасности руководствуются должностные лица и органы государственной власти;
- предложить конкретные рекомендации по совершенствованию государственного управления и организации органов безопасности.
Методологической основой исследования выступают методы диалектического и исторического материализма, используются также методы анализа, синтеза, дедукции, индукции, аналогии, обобщения, абстрагирования, исторический и сравнительно правовой методы.
Нормативную правовую базу исследования составили правовые акты федерального законодательства акты ведомственных органов, которые связаны с исследуемой темой.
Теоретической основой диссертационного исследования является отечественная и зарубежная правовая литература по вопросам государственной безопасности и деятельности органов государства в этой сфере.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в формировании предложений и выводов по совершенствованию аппарата государства и действующего российского законодательства.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что выработанные диссертантом выводы, практические предложения и сформулированных по результатам работы положения могут быть использованы для совершенствования существующего представления о содержании национальной безопасности и реформировании существующего государственного механизма управления этой сферой.
Структура работы представлена введением, двумя главами, включающими шесть параграфов, заключением и списком используемых источников.
Диссертационное исследование можно закончить следующими выводами:
1. Определение государственного управления в теории административного права было рассмотрено нами в двух значениях - в широком и узком понимании. Под государственным управлением понимается один из видов государственной деятельности - юридически властной, организующей и подзаконной, которая осуществляется государственными органами исполнительной власти, а также другими государственными органами и заключающейся в практической реализации положений законодательства с помощью осуществлении своих полномочий. С точки зрения юридического подхода государственное управление представляет собой одну из форм государственной деятельности, целью которой состоит в практическом применении и исполнении законов органами исполнительной власти.
2. Термин «национальная безопасность» нормативно установлен и закреплен в указе Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Тем не менее национальную безопасность следует понимать синонимично государственной безопасности, то есть как равнозначные понятия. К тому же среди международных органов, как например Организация Объединенных наций под нацией подразумевают страну, государство. "Национальная безопасность" в соответствии с федеральным законом "О безопасности", понимается как "безопасность" всех сфер жизнедеятельности населения, в том числе безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, безопасность строительной деятельности, размывая тем самым предметную область исследования. Путем обеспечения безопасности государства обеспечивается и безопасность нации, которая вне государства существовать не может.
3. Президент Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством является должностным лицом гарантирующий совместную деятельность и согласование органов государственной власти, в том числе органов государственной власти в сфере гарантирования национальной безопасности.
4. Конституция определяет, что Правительство реализует критерии по гарантированию защиты страны, государственной безопасности, в целях реализации внешней политики. Наиболее конкретно полномочия Правительства в сфере безопасности представлены статье 20 «О Правительстве России», в соответствии с которой оно реализует насущные способы по гарантированию социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, государственной безопасности и гарантированию обороны; мобилизационный согласно с федеральными законами к обороне или реализации безопасности Российской Федерации; осуществлять действия по защите границы России. В статьей 10 Федерального закона № 390 от 28.12.2010 «О безопасности» указывается, что Правительство РФ принимает участие в установлении основных направлений государственной политики в сфере обеспечения безопасности
5. Совет Безопасности Российской Федерации это орган государственной власти, созданный специально в целях обеспечения и защиты государственной безопасности. Основными задачами Совета Безопасности России на основании и согласно с законодательством выступают: 1) приготовление Президенту РФ рекомендаций: о направлениях по предварение и ликвидацию чрезвычайной ситуации и упразднения последствий; о возникновении, распространении и об ликвидации чрезвычайного положения на частных территориях, а также об установлении и об ликвидации военного положения; о разработке нынешних, и помимо образования новых государственных органов.
6. Напрямую органами, которые обеспечивают государственную (национальную) безопасность Российской Федерации, являются:
Федеральная служба безопасности РФ, служба Внешней разведки РФ и Федеральная служба охраны Рф. Федеральные службы по гарантированию государственной безопасности - это федеральными органы власти, руководство которыми осуществляется Президентом РФ, помимо этого реализуют свои направления деятельности в сфере государственной безопасности, а также осуществляют нормативное правовое управление и издание в пределах своей компетенции. ФСБ России - это федеральный орган исполнительной власти, который в пределах своих полномочий осуществляет государственное регулирование в сфере гарантирования безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, государственной границы Российской Федерации охраны и защиты, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, а также гарантирующие информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, и координирующей контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также имеет право на ее реализацию. Внешняя разведка Российской Федерации как множество особо созданных государством органов - органов внешней разведки РФ - является комбинированной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и мобилизована защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с реализацией специальных способов и средств. Службой внешней разведки России деятельность разведывательная осуществляется в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной, а также иных видов специальной связи с применением радиоэлектронных способов и средств за границей РФ, и в области гарантирования безопасности учреждений РФ, фигурируют за пределами Российской Федерации, и командированных за пределы территории РФ граждан РФ, держащих по роду своей деятельности допуск к сведениям составляющим государственную тайну. ФСО России является в виде федерального органа исполнительной власти в сфере государственной охраны, реализуемый основные направления деятельности по разработке государственной политики в этой сфере, ведомственному нормативно правовое осуществление, контролю и надзору в области государственной охраны и связи с целью нужд органов государственной власти, и разными направлениями деятельности по информационно-технологическому и информационному аналитическому гарантированию деятельности Президента РФ, Правительства РФ и иных государственных органов.
7. Органы государственной безопасности России в настоящее время осуществляют свою деятельность разрозненно. Деятельность служб Российской Федерации, обеспечивающих государственную безопасность, нужно консолидировать созданием централизованного органа. Такой орган возможно создать на основе ФСБ России, передав ему полномочия Службы внешней разведки и Федеральной службы охраны России. Новый орган, создание которого предлагается нами, по организационной форме может быть министерством или комитетом. В качестве образца соответствующего нормативного обеспечения работы нового органы мы предлагаем взять Закон СССР «Об органах государственной безопасности в СССР» от 16.05.1991 № 2159-1. Помимо этого на нормативном уровне необходимо закрепление термина «органы государственной безопасности» для конкретизации предмета ведения и деятельности этих органов.
1. Определение государственного управления в теории административного права было рассмотрено нами в двух значениях - в широком и узком понимании. Под государственным управлением понимается один из видов государственной деятельности - юридически властной, организующей и подзаконной, которая осуществляется государственными органами исполнительной власти, а также другими государственными органами и заключающейся в практической реализации положений законодательства с помощью осуществлении своих полномочий. С точки зрения юридического подхода государственное управление представляет собой одну из форм государственной деятельности, целью которой состоит в практическом применении и исполнении законов органами исполнительной власти.
2. Термин «национальная безопасность» нормативно установлен и закреплен в указе Президента Российской Федерации «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». Тем не менее национальную безопасность следует понимать синонимично государственной безопасности, то есть как равнозначные понятия. К тому же среди международных органов, как например Организация Объединенных наций под нацией подразумевают страну, государство. "Национальная безопасность" в соответствии с федеральным законом "О безопасности", понимается как "безопасность" всех сфер жизнедеятельности населения, в том числе безопасность дорожного движения, противопожарная безопасность, безопасность строительной деятельности, размывая тем самым предметную область исследования. Путем обеспечения безопасности государства обеспечивается и безопасность нации, которая вне государства существовать не может.
3. Президент Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством является должностным лицом гарантирующий совместную деятельность и согласование органов государственной власти, в том числе органов государственной власти в сфере гарантирования национальной безопасности.
4. Конституция определяет, что Правительство реализует критерии по гарантированию защиты страны, государственной безопасности, в целях реализации внешней политики. Наиболее конкретно полномочия Правительства в сфере безопасности представлены статье 20 «О Правительстве России», в соответствии с которой оно реализует насущные способы по гарантированию социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, государственной безопасности и гарантированию обороны; мобилизационный согласно с федеральными законами к обороне или реализации безопасности Российской Федерации; осуществлять действия по защите границы России. В статьей 10 Федерального закона № 390 от 28.12.2010 «О безопасности» указывается, что Правительство РФ принимает участие в установлении основных направлений государственной политики в сфере обеспечения безопасности
5. Совет Безопасности Российской Федерации это орган государственной власти, созданный специально в целях обеспечения и защиты государственной безопасности. Основными задачами Совета Безопасности России на основании и согласно с законодательством выступают: 1) приготовление Президенту РФ рекомендаций: о направлениях по предварение и ликвидацию чрезвычайной ситуации и упразднения последствий; о возникновении, распространении и об ликвидации чрезвычайного положения на частных территориях, а также об установлении и об ликвидации военного положения; о разработке нынешних, и помимо образования новых государственных органов.
6. Напрямую органами, которые обеспечивают государственную (национальную) безопасность Российской Федерации, являются:
Федеральная служба безопасности РФ, служба Внешней разведки РФ и Федеральная служба охраны Рф. Федеральные службы по гарантированию государственной безопасности - это федеральными органы власти, руководство которыми осуществляется Президентом РФ, помимо этого реализуют свои направления деятельности в сфере государственной безопасности, а также осуществляют нормативное правовое управление и издание в пределах своей компетенции. ФСБ России - это федеральный орган исполнительной власти, который в пределах своих полномочий осуществляет государственное регулирование в сфере гарантирования безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, государственной границы Российской Федерации охраны и защиты, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, а также гарантирующие информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующим основные направления деятельности органов безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, и координирующей контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также имеет право на ее реализацию. Внешняя разведка Российской Федерации как множество особо созданных государством органов - органов внешней разведки РФ - является комбинированной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и мобилизована защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с реализацией специальных способов и средств. Службой внешней разведки России деятельность разведывательная осуществляется в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической сферах, в сфере шифрованной, засекреченной, а также иных видов специальной связи с применением радиоэлектронных способов и средств за границей РФ, и в области гарантирования безопасности учреждений РФ, фигурируют за пределами Российской Федерации, и командированных за пределы территории РФ граждан РФ, держащих по роду своей деятельности допуск к сведениям составляющим государственную тайну. ФСО России является в виде федерального органа исполнительной власти в сфере государственной охраны, реализуемый основные направления деятельности по разработке государственной политики в этой сфере, ведомственному нормативно правовое осуществление, контролю и надзору в области государственной охраны и связи с целью нужд органов государственной власти, и разными направлениями деятельности по информационно-технологическому и информационному аналитическому гарантированию деятельности Президента РФ, Правительства РФ и иных государственных органов.
7. Органы государственной безопасности России в настоящее время осуществляют свою деятельность разрозненно. Деятельность служб Российской Федерации, обеспечивающих государственную безопасность, нужно консолидировать созданием централизованного органа. Такой орган возможно создать на основе ФСБ России, передав ему полномочия Службы внешней разведки и Федеральной службы охраны России. Новый орган, создание которого предлагается нами, по организационной форме может быть министерством или комитетом. В качестве образца соответствующего нормативного обеспечения работы нового органы мы предлагаем взять Закон СССР «Об органах государственной безопасности в СССР» от 16.05.1991 № 2159-1. Помимо этого на нормативном уровне необходимо закрепление термина «органы государственной безопасности» для конкретизации предмета ведения и деятельности этих органов.
Подобные работы
- Правовое обеспечение банковской безопасности в Российской Федерации (по материалам Республики Тыва)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам избирательного права
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - Гражданство Российской Федерации: конституционно-правовая теория и практика
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - ПРАВОВЫЕ ПОЗИЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ФОРМА СУДЕЙСКОГО ПРАВОТВОРЧЕСТВА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Государственная политика импортозамещения как основа обеспечения продовольственной безопасности регионов Российской Федерации (на примере Белгородской области)
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Административно-правовой статус военнослужащего Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Административно-правовое регулирование реадмиссии в Российской Федерации: теоретические и правовые проблемы реализации (Московский Университет МВД России)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Государственные органы, обеспечивающие национальную безопасность в механизме государства
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - Оценка экологического ущерба и возмещение экологического вреда в Арктической зоне Российской Федерации: правовые основы и механизмы реализации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2021



