Правовая политика в сфере общественной безопасности
|
Введение 4
Глава 1 Теоретико-правовые аспекты правовой политики в сфере общественной безопасности 7
1.1 Понятие общественной безопасности 7
1.2 Концептуально-правовые основы и источники угроз
общественной безопасности 14
Глава 2 Основные направления деятельности по обеспечению общественной безопасности в области противодействия терроризму и экстремизму 26
2.1 Организационно-правовые особенности противодействия
терроризму и экстремизму как причин дестабилизации общественной безопасности 26
2.2 Формы и методы противодействия терроризму и экстремизму .. 36
Глава 3 Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций как фактора угрозы общественной безопасности 49
3.1 Чрезвычайные ситуации как фактор угрозы общественной
безопасности и меры по их преодолению 49
3.2 Роль и место защиты населения и территорий в преодолении кризисных ситуаций, угрожающих общественной безопасности 57
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 75
Глава 1 Теоретико-правовые аспекты правовой политики в сфере общественной безопасности 7
1.1 Понятие общественной безопасности 7
1.2 Концептуально-правовые основы и источники угроз
общественной безопасности 14
Глава 2 Основные направления деятельности по обеспечению общественной безопасности в области противодействия терроризму и экстремизму 26
2.1 Организационно-правовые особенности противодействия
терроризму и экстремизму как причин дестабилизации общественной безопасности 26
2.2 Формы и методы противодействия терроризму и экстремизму .. 36
Глава 3 Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций как фактора угрозы общественной безопасности 49
3.1 Чрезвычайные ситуации как фактор угрозы общественной
безопасности и меры по их преодолению 49
3.2 Роль и место защиты населения и территорий в преодолении кризисных ситуаций, угрожающих общественной безопасности 57
Заключение 70
Список используемой литературы и используемых источников 75
Актуальность темы исследования.
Одним из основных приоритетов правовой политики Российской Федерации является обеспечение ее национальной безопасности, что в свою очередь является залогом динамичного развития и стабильности государства. На особую значимость национальной безопасности обращает внимание Президент РФ в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ, отмечая, что «смысл и содержание политики России на международной арене - обеспечить мир и безопасность для благополучия наших граждан, для стабильного развития страны» [34].
Особое место в структуре национальной безопасности занимает общественная безопасность, направленная на обеспечение безопасности граждан, охраны их жизни и здоровья. По данным аналитического обзора в 2021 г. граждане Российской Федерации самыми важными аспектами своей жизни посчитали здоровье (99%), отношения в семье (98%) и безопасность (97%) [3], каждый из которых подвергается различным угрозам деструктивного характера. Так, одними из дестабилизирующих факторов, создающих угрозу общественной безопасности, продолжают оставаться чрезвычайные ситуации, высокий уровень преступности, проявления терроризма, экстремизма, коррупция, незаконная миграция и др. Все это обусловлено не только многочисленными политико-правовыми реформами, проводимыми внутри страны, но и обострением международных отношений, выявившие политические, национальные и религиозные разногласия.
Исходящие угрозы общественной безопасности оказывают негативное воздействие не только на социально-экономическую ситуацию, но и подрывают государственную целостность, авторитет государственной власти.
О критичности некоторых видов угроз общественной безопасности свидетельствуют официальные статистические данные.
Например, за одиннадцать лет в четыре раза увеличилось количество преступлений террористической направленности с 581 в 2010 году до 2136 преступлений, совершенных в 2021 году [32]. Растет и количество экстремистских преступлений с 534 в 2019 году [59] до 1057 преступлений, совершенных в 2021 году [60]. Не утешительны цифры и по уровню коррупция в нашей стране. Так, по данным Трансперенси Интернешнл (Transparensy International) в рейтинге стран по Индексу восприятия коррупции по состоянию на 2021 г. Россия занимает 136 место из 180 с 29 баллами из 100 [17].
В целом, обеспечение общественной безопасности целесообразно рассматривать в контексте государственной правовой политики противодействия ряду негативных социально-правовых явлений, что обуславливает актуальность и важность темы настоящей выпускной квалификационной работы - «Правовая политика в сфере общественной безопасности».
Степень научной разработанности темы исследования. Правовая политика в сфере общественной безопасности находится в зрения многих ученых, чему посвящено множество монографических и научно-публицистических исследований. В основу данной работы положены научные труды следующих ученых: А.Н. Аверина, Н.А. Босхамджиевой, С.А. Буткевич, А.М. Воронова, Е.И. Галяшиной, С.И. Гирько, В.М. Курочкина, А.Н. Сандугей, И.А. Супряга и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере политико-правового регулирования общественной безопасности.
Предмет исследования - совокупность норм международного и национального законодательства, регулирующих деятельность в сфере общественной безопасности, доктринальные источники и также материалы юридической практики, позволяющие раскрыть тему исследования.
Цель исследования - комплексный научно-правовой анализ правовой политики в сфере общественной безопасности в соответствии с нормами действующего законодательства и принятыми концептуальными программами.
Задачи исследования:
- определить понятие общественной безопасности;
- проанализировать концептуально-правовые основы и источники угроз общественной безопасности;
- рассмотреть организационно-правовые особенности
противодействия терроризму и экстремизму как причин, дестабилизирующих общественную безопасность;
- выявить формы и методы противодействия терроризму и экстремизму;
- исследовать чрезвычайные ситуации как один из факторов угроз общественной безопасности и меры по их предотвращению;
- определить роль и место защиты населения и территорий в преодолении кризисных ситуаций, угрожающих общественной безопасности.
Нормативная правовая основа исследования представлена: Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами, направленными на обеспечение общественной безопасности.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания, а также были использованы общенаучные и частно-научные методы исследования, среди которых методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, системно-структурный, статистический аксиологический и другие методы. Исследование основано на концептуальных положениях конституционного и гражданского права, а также на научных трудах по теории государства и права, конституционного и административного права.
Структура работы: введение, три главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
Одним из основных приоритетов правовой политики Российской Федерации является обеспечение ее национальной безопасности, что в свою очередь является залогом динамичного развития и стабильности государства. На особую значимость национальной безопасности обращает внимание Президент РФ в своих ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ, отмечая, что «смысл и содержание политики России на международной арене - обеспечить мир и безопасность для благополучия наших граждан, для стабильного развития страны» [34].
Особое место в структуре национальной безопасности занимает общественная безопасность, направленная на обеспечение безопасности граждан, охраны их жизни и здоровья. По данным аналитического обзора в 2021 г. граждане Российской Федерации самыми важными аспектами своей жизни посчитали здоровье (99%), отношения в семье (98%) и безопасность (97%) [3], каждый из которых подвергается различным угрозам деструктивного характера. Так, одними из дестабилизирующих факторов, создающих угрозу общественной безопасности, продолжают оставаться чрезвычайные ситуации, высокий уровень преступности, проявления терроризма, экстремизма, коррупция, незаконная миграция и др. Все это обусловлено не только многочисленными политико-правовыми реформами, проводимыми внутри страны, но и обострением международных отношений, выявившие политические, национальные и религиозные разногласия.
Исходящие угрозы общественной безопасности оказывают негативное воздействие не только на социально-экономическую ситуацию, но и подрывают государственную целостность, авторитет государственной власти.
О критичности некоторых видов угроз общественной безопасности свидетельствуют официальные статистические данные.
Например, за одиннадцать лет в четыре раза увеличилось количество преступлений террористической направленности с 581 в 2010 году до 2136 преступлений, совершенных в 2021 году [32]. Растет и количество экстремистских преступлений с 534 в 2019 году [59] до 1057 преступлений, совершенных в 2021 году [60]. Не утешительны цифры и по уровню коррупция в нашей стране. Так, по данным Трансперенси Интернешнл (Transparensy International) в рейтинге стран по Индексу восприятия коррупции по состоянию на 2021 г. Россия занимает 136 место из 180 с 29 баллами из 100 [17].
В целом, обеспечение общественной безопасности целесообразно рассматривать в контексте государственной правовой политики противодействия ряду негативных социально-правовых явлений, что обуславливает актуальность и важность темы настоящей выпускной квалификационной работы - «Правовая политика в сфере общественной безопасности».
Степень научной разработанности темы исследования. Правовая политика в сфере общественной безопасности находится в зрения многих ученых, чему посвящено множество монографических и научно-публицистических исследований. В основу данной работы положены научные труды следующих ученых: А.Н. Аверина, Н.А. Босхамджиевой, С.А. Буткевич, А.М. Воронова, Е.И. Галяшиной, С.И. Гирько, В.М. Курочкина, А.Н. Сандугей, И.А. Супряга и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в сфере политико-правового регулирования общественной безопасности.
Предмет исследования - совокупность норм международного и национального законодательства, регулирующих деятельность в сфере общественной безопасности, доктринальные источники и также материалы юридической практики, позволяющие раскрыть тему исследования.
Цель исследования - комплексный научно-правовой анализ правовой политики в сфере общественной безопасности в соответствии с нормами действующего законодательства и принятыми концептуальными программами.
Задачи исследования:
- определить понятие общественной безопасности;
- проанализировать концептуально-правовые основы и источники угроз общественной безопасности;
- рассмотреть организационно-правовые особенности
противодействия терроризму и экстремизму как причин, дестабилизирующих общественную безопасность;
- выявить формы и методы противодействия терроризму и экстремизму;
- исследовать чрезвычайные ситуации как один из факторов угроз общественной безопасности и меры по их предотвращению;
- определить роль и место защиты населения и территорий в преодолении кризисных ситуаций, угрожающих общественной безопасности.
Нормативная правовая основа исследования представлена: Конституцией Российской Федерации и другими федеральными законами, направленными на обеспечение общественной безопасности.
Методологической основой исследования является диалектический метод познания, а также были использованы общенаучные и частно-научные методы исследования, среди которых методы анализа, синтеза, индукции, дедукции, системно-структурный, статистический аксиологический и другие методы. Исследование основано на концептуальных положениях конституционного и гражданского права, а также на научных трудах по теории государства и права, конституционного и административного права.
Структура работы: введение, три главы, шесть параграфов, заключение, список используемой литературы и используемых источников.
В заключение рассмотрения правовой политики в сфере общественной безопасности, необходимо подвести итоги и сделать обобщающие выводы и предложения.
Во-первых, проведенный анализ понятия «общественная безопасность» позволяет сделать вывод о том, что содержание терминов «общественная безопасность» и «безопасность» должным образом не раскрывается в нормативно-правовых актах. Пониманию значения термина «общественная безопасность» способствует анализ признаков понятия угрозы общественной безопасности. Безопасность - это широкое, многоаспектное понятие. В зависимости от содержания и источника угроз выделяются различные стороны безопасности - экономическая, государственная, личная, радиационная и т. д., которые в совокупности образуют цельную систему. Но безопасность следует рассматривать только как одну из многочисленных систем общественных отношений.
В целом было предложено общественную безопасность определить как систему общественных отношений, которая состоит из определенных правил, установлений, запретов и т.д., т.е. состоит из совокупности (суммы) элементов, находящихся в отношениях, в связях между собой, образующих определенную целостность.
Во-вторых, применительно к реалиям сегодняшнего дня разработан проект Концепции обеспечения общественной безопасности Российской Федерации до 2030 г., который существенным образом модернизировал механизм ее реализации, а точнее - обеспечения общественной безопасности. Разработчиками предлагается осуществлять реализацию Концепции органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества на федеральном, региональном и местном уровнях поэтапно на основе программно-целевого планирования. К достоинствам Концепции также относится то, что ее разработчики прописывают механизм и формы участия в обеспечении общественной безопасности объединений граждан правоохранительной направленности на возмездной и безвозмездной основе. Следует согласится с тем, что разработка эффективных механизмов сотрудничества государственных и негосударственных структур в сфере обеспечения общественной безопасности позволит наладить максимально прямой контроль за состоянием общественной среды, вплотную подвести субъектов обеспечения общественной безопасности к реализации сервиса предварительного исключения рисков в сфере общественной безопасности.
В-третьих, международные правовые акты и законодательные акты содержат принципы, общие правовые нормы, рекомендации в сфере противодействия терроризму и экстремизму, которые находят свое дальнейшее отражение и детализацию в подзаконных правовых актах. Кроме того, правовую основу противодействия терроризму и экстремизму составляют нормативно-правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В-четвертых, противодействие терроризму и экстремизму предполагает концентрацию усилий всех элементов механизма государственной власти, результативную координацию деятельности правоохранительных органов, а также всестороннее межведомственное взаимодействие. В противодействии задействованы все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная. Противодействие любым формам преступлений предполагает не только борьбу с ними, но также профилактическую работу, работу по устранению причин и условий правонарушений, а также деятельность по устранению (либо минимизации) вреда, причиненного правонарушениями. Поэтому, противодействие терроризму и экстремизму предполагает не только координацию усилий деятельности правоохранительных органов, но и иные направления межведомственного взаимодействия, со всеми без исключения элементами государственного аппарата, а также с институтами гражданского общества и населением.
В-пятых, чрезвычайные ситуации являются постоянным фактором угроз общественной безопасности. Активное участие в обеспечении природной и техногенной безопасности принимают силы и средства РСЧС и МЧС России. Их участие в этом процессе определено законодательным порядком и осуществляется в рамках единой государственной политики в области обеспечения защиты населения и территорий от опасностей и угроз природного, техногенного и террористического характера.
Многообразие и масштабность возможных чрезвычайных ситуаций на территории России предполагает необходимость перехода к методологии «управления комплексной безопасностью», подразумевающий комплексный системный анализ, выбор и реализацию всего спектра мер, которые обеспечивают повышение уровня безопасности общества, человека и территорий, включая меры, принимаемые и реализуемые на международном, межгосударственных уровнях и на государственных уровнях по таким направлениям как охрана труда, техника безопасности, безопасность дорожного движения и т.п.
Серьезную угрозу для общественной безопасности представляют гуманитарные катастрофы, главной особенностью которых является такое состояние общества, которое характеризуется угрозой его уничтожения в результате миграций, голода, потери нравственных ориентиров, эпидемий и насилия в отношении мирного населения, а также неспособностью к самостоятельному восстановлению. При гуманитарных катастрофах основные ущербы относятся к обществу, общественному бытию и сознанию, социальному, экономическому и культурному уровню жизни отдельного человека. В ходе реагирования на такого рода катастрофы осуществляются гуманитарные акции - любые организованные действия, предпринимаемые с целью снять остроту ситуации, оказать помощь при гуманитарном неблагополучии, ликвидировать его. Важной составной частью гуманитарной деятельности является оказание гуманитарной помощи, которая оказывается пострадавшему населению безвозмездно на принципах гуманности, беспристрастности и нейтралитета. Источниками внутренней гуманитарной помощи могут быть правительство и различные органы власти страны, организации, общественные объединения, частные лица.
В-шестых, управление безопасностью общества возможно лишь при условии создания соответствующей организационной структуры, направленной на решение проблемы защиты человека и его среды обитания в условиях мирного и военного времени. Исторически сложившимися и устоявшимися формами такой структуры являются гражданская оборона Российской Федерации и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они выполняют роль резервных государственных систем, способных обеспечить защиту в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основными направлениями решения проблем защиты населения и территорий в условиях экономического кризиса могут стать:
- формирование современной системы антикризисного управления, повышение оперативности реагирования органов управления на возможные аварии и катастрофы вследствие закрытия предприятий, аварийной остановки производств;
- организация в Национальном центре управления в кризисных ситуациях и центре управления в кризисных ситуациях подсистемы мониторинга социально-экономической обстановки в условиях развивающегося экономического кризиса в регионах и стране в целом на основе интегральных показателей;
- повышение готовности сил и средств системы гражданской защиты к реагированию на территориях, где расположены критически важные и потенциально опасные объекты, обеспечение эффективной деятельности группировки подразделений ФПС, сил ГО и аварийно-спасательных формирований, совершенствование сил постоянной готовности, деятельности гарнизонов пожарной охраны;
- усиление надзора и контроля за предприятиями с высоким уровнем износа основных производственных фондов, на которых наблюдается тенденция снижения расходов на обеспечение безопасности персонала, населения, проживающего вблизи предприятий, сокращение количества и численного состава пожарно-спасательных подразделений, нештатных аварийно-спасательных формирований;
- разработка и реализация программ повышения занятости безработного населения за счет их участия в общественных работах, направленных на совершенствование системы безопасности, в спасательных службах гражданской обороны, добровольных пожарных дружинах;
- повышение приоритетности мероприятий по информированию и оповещению населения, его подготовки к возможным авариям и катастрофам на производстве, объектах ЖКХ, в местах массового пребывания людей;
- создание и сопряжение с ЕДДС служб социально-психологической реабилитации пострадавшего населения.
Безусловно, практика управления в условиях экономического кризиса будет приводить к появлению новых идей, новых задач, новых направлений работы, так как антикризисное управление - процесс динамичный. Главное в нем - обеспечить своевременное отслеживание происходящих событий и оперативно и эффективно реагировать на новые вызовы. Все это позволит значительно смягчить последствия экономического кризиса в России, не допустить снижения уровня безопасности населения.
Во-первых, проведенный анализ понятия «общественная безопасность» позволяет сделать вывод о том, что содержание терминов «общественная безопасность» и «безопасность» должным образом не раскрывается в нормативно-правовых актах. Пониманию значения термина «общественная безопасность» способствует анализ признаков понятия угрозы общественной безопасности. Безопасность - это широкое, многоаспектное понятие. В зависимости от содержания и источника угроз выделяются различные стороны безопасности - экономическая, государственная, личная, радиационная и т. д., которые в совокупности образуют цельную систему. Но безопасность следует рассматривать только как одну из многочисленных систем общественных отношений.
В целом было предложено общественную безопасность определить как систему общественных отношений, которая состоит из определенных правил, установлений, запретов и т.д., т.е. состоит из совокупности (суммы) элементов, находящихся в отношениях, в связях между собой, образующих определенную целостность.
Во-вторых, применительно к реалиям сегодняшнего дня разработан проект Концепции обеспечения общественной безопасности Российской Федерации до 2030 г., который существенным образом модернизировал механизм ее реализации, а точнее - обеспечения общественной безопасности. Разработчиками предлагается осуществлять реализацию Концепции органами публичной власти во взаимодействии с институтами гражданского общества на федеральном, региональном и местном уровнях поэтапно на основе программно-целевого планирования. К достоинствам Концепции также относится то, что ее разработчики прописывают механизм и формы участия в обеспечении общественной безопасности объединений граждан правоохранительной направленности на возмездной и безвозмездной основе. Следует согласится с тем, что разработка эффективных механизмов сотрудничества государственных и негосударственных структур в сфере обеспечения общественной безопасности позволит наладить максимально прямой контроль за состоянием общественной среды, вплотную подвести субъектов обеспечения общественной безопасности к реализации сервиса предварительного исключения рисков в сфере общественной безопасности.
В-третьих, международные правовые акты и законодательные акты содержат принципы, общие правовые нормы, рекомендации в сфере противодействия терроризму и экстремизму, которые находят свое дальнейшее отражение и детализацию в подзаконных правовых актах. Кроме того, правовую основу противодействия терроризму и экстремизму составляют нормативно-правовые акты, принимаемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
В-четвертых, противодействие терроризму и экстремизму предполагает концентрацию усилий всех элементов механизма государственной власти, результативную координацию деятельности правоохранительных органов, а также всестороннее межведомственное взаимодействие. В противодействии задействованы все ветви государственной власти - законодательная, исполнительная и судебная. Противодействие любым формам преступлений предполагает не только борьбу с ними, но также профилактическую работу, работу по устранению причин и условий правонарушений, а также деятельность по устранению (либо минимизации) вреда, причиненного правонарушениями. Поэтому, противодействие терроризму и экстремизму предполагает не только координацию усилий деятельности правоохранительных органов, но и иные направления межведомственного взаимодействия, со всеми без исключения элементами государственного аппарата, а также с институтами гражданского общества и населением.
В-пятых, чрезвычайные ситуации являются постоянным фактором угроз общественной безопасности. Активное участие в обеспечении природной и техногенной безопасности принимают силы и средства РСЧС и МЧС России. Их участие в этом процессе определено законодательным порядком и осуществляется в рамках единой государственной политики в области обеспечения защиты населения и территорий от опасностей и угроз природного, техногенного и террористического характера.
Многообразие и масштабность возможных чрезвычайных ситуаций на территории России предполагает необходимость перехода к методологии «управления комплексной безопасностью», подразумевающий комплексный системный анализ, выбор и реализацию всего спектра мер, которые обеспечивают повышение уровня безопасности общества, человека и территорий, включая меры, принимаемые и реализуемые на международном, межгосударственных уровнях и на государственных уровнях по таким направлениям как охрана труда, техника безопасности, безопасность дорожного движения и т.п.
Серьезную угрозу для общественной безопасности представляют гуманитарные катастрофы, главной особенностью которых является такое состояние общества, которое характеризуется угрозой его уничтожения в результате миграций, голода, потери нравственных ориентиров, эпидемий и насилия в отношении мирного населения, а также неспособностью к самостоятельному восстановлению. При гуманитарных катастрофах основные ущербы относятся к обществу, общественному бытию и сознанию, социальному, экономическому и культурному уровню жизни отдельного человека. В ходе реагирования на такого рода катастрофы осуществляются гуманитарные акции - любые организованные действия, предпринимаемые с целью снять остроту ситуации, оказать помощь при гуманитарном неблагополучии, ликвидировать его. Важной составной частью гуманитарной деятельности является оказание гуманитарной помощи, которая оказывается пострадавшему населению безвозмездно на принципах гуманности, беспристрастности и нейтралитета. Источниками внутренней гуманитарной помощи могут быть правительство и различные органы власти страны, организации, общественные объединения, частные лица.
В-шестых, управление безопасностью общества возможно лишь при условии создания соответствующей организационной структуры, направленной на решение проблемы защиты человека и его среды обитания в условиях мирного и военного времени. Исторически сложившимися и устоявшимися формами такой структуры являются гражданская оборона Российской Федерации и единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Они выполняют роль резервных государственных систем, способных обеспечить защиту в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основными направлениями решения проблем защиты населения и территорий в условиях экономического кризиса могут стать:
- формирование современной системы антикризисного управления, повышение оперативности реагирования органов управления на возможные аварии и катастрофы вследствие закрытия предприятий, аварийной остановки производств;
- организация в Национальном центре управления в кризисных ситуациях и центре управления в кризисных ситуациях подсистемы мониторинга социально-экономической обстановки в условиях развивающегося экономического кризиса в регионах и стране в целом на основе интегральных показателей;
- повышение готовности сил и средств системы гражданской защиты к реагированию на территориях, где расположены критически важные и потенциально опасные объекты, обеспечение эффективной деятельности группировки подразделений ФПС, сил ГО и аварийно-спасательных формирований, совершенствование сил постоянной готовности, деятельности гарнизонов пожарной охраны;
- усиление надзора и контроля за предприятиями с высоким уровнем износа основных производственных фондов, на которых наблюдается тенденция снижения расходов на обеспечение безопасности персонала, населения, проживающего вблизи предприятий, сокращение количества и численного состава пожарно-спасательных подразделений, нештатных аварийно-спасательных формирований;
- разработка и реализация программ повышения занятости безработного населения за счет их участия в общественных работах, направленных на совершенствование системы безопасности, в спасательных службах гражданской обороны, добровольных пожарных дружинах;
- повышение приоритетности мероприятий по информированию и оповещению населения, его подготовки к возможным авариям и катастрофам на производстве, объектах ЖКХ, в местах массового пребывания людей;
- создание и сопряжение с ЕДДС служб социально-психологической реабилитации пострадавшего населения.
Безусловно, практика управления в условиях экономического кризиса будет приводить к появлению новых идей, новых задач, новых направлений работы, так как антикризисное управление - процесс динамичный. Главное в нем - обеспечить своевременное отслеживание происходящих событий и оперативно и эффективно реагировать на новые вызовы. Все это позволит значительно смягчить последствия экономического кризиса в России, не допустить снижения уровня безопасности населения.
Подобные работы
- Правовая политика в сфере антикоррупционной безопасности
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - Правовая политика в сфере государственной безопасности
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Правовая политика в сфере государственной безопасности
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - Правовая политика в сфере экономической безопасности
Дипломные работы, ВКР, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2022 - Уголовно-правовое противодействие государственной измене и шпионажу
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4720 р. Год сдачи: 2021 - Правовая политика в сфере государственной безопасности
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - Правовая политика в сфере обеспечения экологической безопасности
Дипломные работы, ВКР, экологическое право. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - «Проблемы правового регулирования антинаркотической безопасности»
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Правовая политика в сфере информационной безопасности
Дипломные работы, ВКР, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023



