Введение 7
1 Теоретические основы конкурентоспособности продукции на стадиях жизненного цикла 10
1.1 Сущность и этапы жизненного цикла продукции 10
1.2 Основные показатели конкурентоспособности продукции и способы
ее повышения 17
1.3 Конкурентоспособность продукции на каждом из этапов жизненного
цикла 27
2 Оценка конкурентоспособности продукции ООО «АвтоПеноПолимер» 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО
«АвтоПеноПолимер» 34
2.2 Анализ конкурентоспособности продукции ООО
«АвтоПеноПолимер» на стадиях жизненного цикла 43
3 Разработка мероприятий по формированию конкурентоспособности
продукции ООО «АвтоПеноПолимер» на стадиях жизненного цикла 56
3.1 Мероприятия по формированию конкурентоспособности продукции
на стадии разработки и сбыта 56
3.2 Расчет экономической эффективности предложенных мероприятий . 60
Заключение 67
Библиографический список 70
Приложения
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что конкурентоспособность продукции, являющаяся основой конкурентоспособности предприятия в целом, основывается на обеспечении эффективности всех этапов ее жизненного цикла. Для того чтобы обеспечить устойчивое развитие и укреплять позиции на рынке, компании необходимо сформировать конкурентные преимущества, которые представляют собой сильные стороны компании в сравнении с основными конкурентами. Сравнение с конкурентами осуществляет потребитель в процессе осуществления потребительского выбора, и поэтому наличие конкурентных преимуществ, влияет на окончательный выбор потребителя и, следовательно, на объём продаж. Это означает наличие прямой взаимосвязи между наличием конкурентных преимуществ и объёмов продаж, а значит, для того, чтобы наращивать продажи, необходимо постоянно работать над укреплением и развитием конкурентных преимуществ, что подтверждает актуальность темы настоящей работы.
Проблема работы состоит в противоречии между потенциалом формирования конкурентных преимуществ, для увеличения продаж и реальным использованием управления конкурентоспособностью для этих целей.
Степень разработанности проблемы. Вопросу формирования конкурентоспособности продукции на этапах жизненного цикла продукции посвящены многочисленные работы зарубежных и отечественных исследователей: Г.Л. Азоева, Д.Ю. Бородиной, А.Д. Горбунова, Е.С. Дыкман, С.Д. Ильенковой, Ф. Котлера, И.М. Лифица, В.С. Немчинова, А.Г. Шмелева, Р.А. Фатхутдинова и других. Значительный вклад в решение вопросов управления конкурентоспособностью и качеством продукции внесли Д.Ю. Бородина, Ф. Котлер, Е.С. Дыкман, И.М. Лифиц. Вопросы обеспечения конкурентоспособности отражены в работах Г.Л. Азоева, А.Д. Горбунова, Р.А. Фатхутдинова. Отдельные вопросы конкурентоспособности и ключевые взаимосвязи с жизненным циклом продукции затрагивались в работах Е.С. Дыкман, С.Д. Ильенковой, В.С. Немчинова, А.Г. Шмелева.
Цель данной работы - разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности продукции ООО «АвтоПеноПолимер» на стадиях жизненного цикла.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо последовательно решить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность конкуренции и конкурентного потенциала в современных условиях;
2) охарактеризовать фазы жизненного цикла;
3) обобщить стратегии развития конкурентных преимуществ на стадиях жизненного цикла;
4) дать общую характеристику деятельности предприятия ООО «АвтоПеноПолимер»;
5) выполнить анализ конкурентных позиций ООО «АвтоПеноПолимер» на рынке;
6) проанализировать производственные и финансовые показатели предприятия ООО «АвтоПеноПолимер»;
7) предложить направления развития конкурентных преимуществ, для продукции ООО «АвтоПеноПолимер»;
8) выполнить экономическое обоснование предложений;
9) разработать информационно-технологическое обеспечение предложений;
10) разработать правовое обеспечение предложений.
Объект исследования - предприятие ООО «АвтоПеноПолимер».
Предмет исследования - конкурентоспособность предприятия ООО «АвтоПеноПолимер».
Методы исследования: анализ конкурентоспособности, финансовый анализ, матрица BCG.
Новизна исследования состоит в рассмотрении возможности формирования конкурентных преимуществ, для наращивания объёмов продаж.
Источниками информации стали внутренняя отчётность предприятия ООО «АвтоПеноПолимер» и теоретические работы по вопросам формирования конкурентных преимуществ, конкурентным стратегиям, конкурентному анализу.
В рамках данного исследования рассматривается вопрос повышения конкурентоспособности машиностроительного предприятия.
В рамках первой главы данного исследования проводится анализ теоретических основ управления конкурентоспособность. Приводится понятие конкурентоспособности, его сущность, и факторы его определяющие. Далее приводятся основные методики оценки конкурентоспособности и пути повышения ее уровня.
Во второй главе данной работы проводится анализ деятельности предприятия. Приводится краткая характеристика основной деятельности предприятия, приводится организационная структура, проводится анализ финансово-экономических показателей предприятия и в завершении, приводится общая характеристика отрасли.
В третьей главе оценивается уровень конкурентоспособности объекта исследования при помощи методик, рассмотренных во второй главе, формулируются мероприятия, необходимые для повышения уровня конкурентоспособности и оценивается экономический эффект от их внедрения.
В данной работе рассмотрены аспекты формирования конкурентоспособности продукции предприятия на стадиях жизненного цикла. Так же охарактеризованы существующие методики оценки данной экономической категории.
Актуальность темы данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что деятельность предприятия, занимающегося коммерческой деятельностью, связана с уровнем конкурентоспособности продукции, реализуемых таковых. И то, насколько высоким будет данным показатель, зависит эффективность деятельности предприятия в целом.
Цель выпускной квалификационной работы заключалась в разработке мероприятий по формированию конкурентоспособности продукции ООО «Автополимер» на стадии разработки и сбыта.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи исследования:
1) рассмотреть сущность конкуренции и конкурентного потенциала в современных условиях;
2) охарактеризовать фазы жизненного цикла;
3) обобщить стратегии развития конкурентных преимуществ на стадиях жизненного цикла;
4) дать общую характеристику деятельности предприятия ООО «Автополимер»;
5) выполнить анализ конкурентных позиций ООО «АвтоПеноПолимер» на рынке;
6) проанализировать производственные и финансовые показатели предприятия ООО «АвтоПеноПолимер»;
7) предложить направления развития конкурентных преимуществ, для продукции ООО «АвтоПеноПолимер»;
8) выполнить экономическое обоснование предложений;
9) разработать информационно-технологическое обеспечение предложений;
10) разработать правовое обеспечение предложений.
В рамках первой главы данного исследования проводился анализ теоретических основ управления конкурентоспособность. Приводилось понятие конкурентоспособности, его сущность, и факторы его определяющие. Далее характеризовались основные методики оценки конкурентоспособности и пути повышения ее уровня.
Во второй главе данной работы проводится анализ деятельности предприятия. ООО «АвтоПеноПолимер» является предприятием, основной деятельностью которого является производство элементов пассивной безопасности из полипропилена в Самарской области. Количество участников в данной отрасли постоянно увеличивается, а это значит, что, тема формирование конкурентоспособности продукции ООО «АвтоПеноПолимер» на стадиях жизненного цикла актуальна и практически значима. На ООО «АвтоПеноПолимер» выручка за весь исследуемый период снизилась на 30,56%. в 2015 г. Темп снижения составил 83,33 %, а в последнем году он определен в размере 64,44% по отношению к предыдущему, что составляет большую часть снижения за весь исследуемый период.
Снижение прибыли свидетельствует о том, что предприятие ООО «АвтоПеноПолимер» за 2014-2016 гг. не наращивает объемы производства, и реализации продукции для выхода на соответствующий запланированный уровень прибыли. Чистая прибыль снижается с каждым годом. Темп снижения в 2016 г. по отношению к 2014 г. равен 54,09 %, что в стоимостном выражении составляет 905,03 тыс. руб. Это говорит о том, что предприятие ООО «АвтоПеноПолимер» неэффективно развивает свою деятельность. Подтверждением этому служит снижение уровня рентабельности на 1,03% за весь исследуемый период.
На основании анализа конкурентоспособности продукции, отметим следующее: для формирования конкурентоспособности продукции необходимо повысить конкурентоспособность продукции: подушка EPP 150*50*15,5мм на Renault, подушка EPP 150*20*6,5мм на Renault, прокладка бензонасоса для двигателей Lada, проставка бензонасоса для двигателей Lada 1,2.
В третьей главе формулируются мероприятия, необходимые для формирования конкурентоспособности на стадиях разработки и сбыта, и оценивается экономический эффект от их внедрения. Были предложены следующие мероприятия по формированию конкурентоспособности продукции на стадиях жизненного цикла :
1) модификация оценки качества элементов пассивной безопасности из полипропилена;
2) повышение скорости выполнения заказа.
Внедрение предложенных мероприятий позволяет улучшить экономические показатели деятельности предприятия ООО «АвтоПеноПолимер»: выручка изменится на 7793,75 тыс. руб. (+31,18%), себестоимость также увеличится на 26,70% и составит 23756,25 тыс. руб. Коммерческие расходы также имели тенденцию роста, и по отношению к действительным значения изменения составят 31,18%. Тем не менее, прибыль предприятия от продаж увеличится на 165,63% и составит 3004,99 тыс. руб. Соответственно, показатель рентабельности продаж возрастет и составит 7,33 %.
Рассматривая изменения критериев формирования конкурентоспособности, то следует отметить улучшения показателей качества и скорости выполнения заказа на поставку продукции, и в совокупности повышение уровня конкурентоспособности продукции. Значительное повышение интегрального уровня конкурентоспособности произойдет в следующих ассортиментных позициях: вкладыш кожуха вала руля на Lada Vesta (+0,02), проставка бензонасоса для двигателей Lada 2 (+0,01).
1. ГОСТ Р. 54732-2011. Менеджмент качества. Удовлетворённость потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению. - М.: Стандартинформ, 2012. 28 с.
2. ГОСТ Р. ИСО 19011-2012 Руководящие указания по аудиту систем менеджмента. - М.: Стандартинформ, 2013. 44 с.
3. Abramkina M.O. Competitiveness of small business in the conditions of the globalization process / M.O. Abramkina // Prostrate sociosphere. 2015. №33. P.103-106.
4. Kotler Philip. Marketing management / Philip Kotler, Kevin Lane Keller - II. Title. 2012. 812 p.
5. Zbarskyi V.K. The competitiveness of agricultural enterprises: management aspect (review of the monograph «the competitiveness of agricultural enterprises» / V.K. Zbarskyi // Международный научно-производственный журнал «Экономика АПК». 2013. №10 (228). С.147-149.
6. Азоев Г.Л. Конкурентные преимущества фирмы: учебник / Г.Л. Азоев [и др.]. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2014. 256 с.
7. Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы: учебно¬
методическое пособие / М. М. Алексеева. - М.: Финансы и статистика,
2014. 297 с.
8. Аристов О. В. Управление качеством: учебник для вузов / О. В. Аристов.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 224 с. [Электронный ресурс]. URL: http://znanium.com/bookread2.php?book=548909 (дата
обращения: 01.05.2017).
9. Афонин И.В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций: учебник / И.В. Афонин. - М.: Гардарики, 2015. 304 с.
10. Бандурин В.В. Корпоративное управление в условиях рынка: учебник /
В.В Бандурин. - М.: Издательство Минобороны РФ, 2013.
213 с.
11. Берновский Ю. Н. Стандарты и качество продукции: учебно - практическое пособие для вузов / Ю. Н. Берновский. - М.: ФОРУМ, 2014. 255 с. [Электронный ресурс]. URL:http://znanium.com/bookread.php?book=441366 (дата обращения: 29.04.2017).
12. Бланк И. А. Основы финансового менеджмента: учебник / И. А. Бланк. - М.: Ника-Центр, 2015. 573 с.
13. Бобылева А.З. Финансовые управленческие технологии: учебник / А.З. Бобылева. - М.: ИНФРА-М, 2014. 492 с.
14. Быков А.Н. Мировой финансовый кризис и его угроза для России: учеб. пособие / А.Н. Быков. - М.: НГ - сценарии, 2016. 261с.
15. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник / О.С.
Виханский. - М.: Экономисть, 2013. 296 с.
16. Волков О. И. Экономика предприятия: учебник / О. И. Волков. - М.: ИНФРА-М, 2015. 501 с.
17. Гладков И.С. Экономика и мирохозяйственные связи промышленно развитых и развивающихся стран: учеб. пособие / И.С. Гладков. - СПб.: Учебно-справочное издание. - 2014. 351с.
18. Горемыкин В.А. Стратегия развития предприятия: учебник / В.А. Горемыкин [и др.]. - М.: Дашков и Ко, 2014. 594 с.
19. Дробозина Л. А. Финансы: учебник / Л. А. Дробозина. - М.: ЮНИТИ,
2015. 347с.
20. Дыкман Е.С. Роль качества в повышении конкурентоспособности предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2016. №5(64). С.17-21.
21. Зеваков А. М. Логистика материальных запасов и финансовых активов: учеб. пособие. / А. М. Зеваков. - СПб.: Питер, 2013. 352с.
22. Каплан Р.С., Нортон, Д.П. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. - М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 2016. 304 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.balancedscorecard.ru/files/chapter01.pdf (дата обращения: 29.04.2017).
23. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / В.В. Ковалев. - М.: ТК Велби, 2015. 424 с.
24. Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент: учебник / В.В.Ковалев. - М.: Финансы и статистика, 2015. 648 с.
25. Ковалева A.M. Финансы фирмы: учебник / A.M. Ковалева. - М.: ИНФРА- М, 2014. 268 с.
26. Короткое Э.М. Концепция российского менеджмента: учебник / Э.М. Короткое. - М.: ООО ИКП «ДеКа», 2015. 896 с.
27. Котлер Ф. Основы маркетинга: учебник / Ф. Котлер. - М.: Прогресс, 2015. 475 с.
28. Лаврентьева И. А. Финансовые потоки: кто кого кредитует в России? / И. А. Лаврентьева // Финансовый контроль. 2013. № 11. С. 74-78.
29. Лифиц И. М. Теория и практика оценки конкурентоспособности товаров и услуг: учеб. пособие. - М.: Юрайт-М, 2014. 437 с.
30. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации: учебник / В.И. Макарьева. - М.: Финансы и статистика, 2013. 264 с.
31. Мухамедьярова А. А. Финансовое планирование при помощи платёжного календаря / А. А. Мухамедьярова // Консультант. 2013. № 7. С. 5-8.
32. Негашев Е.В. Анализ финансов предприятия в условиях рынка: учебник / Е.В. Негашев. - М.: Высшая школа, 2014. 186 с.
33. Основы логистики: учеб. пособие / Л.Б. Миротин [и др.]. - М.: ИНФРА- М, 2015. 200 с.
34. Основы логистики: учеб. пособие / под ред. Л. Б. Миротина, В. И. Сергеева. - М.: ИНФРА-М, 2013. 200 с.
35. Плоткин Б.К. Основы логистики: учебное пособие / Б.К. Плоткин. - М.: ИНФРА-М, 2014. 205 с.
36. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь / А.Н. Родников. - М.: ИНФРА-М, 2015. 349 с.
37. Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г. В. Савицкая. - М.: ИП «Экоперспектива», 2014. - 684 с.
38. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник / Г.В. Савицкая. - Минск: ООО «Новое знание», 2013. 688 с.
39. Сергеева Г. А. Эффективное использование трудового потенциала: учеб. пособие / Г. А. Сергеева. - М.: Знания, 2013. 64 с.
40. Смирнова Е.В. Введение в теорию управления материальными ресурсами: учеб. пособие / Е.В. Смирнова. - М.: РГОТУПС, 2013. 46 с.
41. Сорокина Л. А. Анализ денежных потоков на предприятии: учебник / Л.А. Сорокина. - М.: ЮНИТИ, 2014. 216 с.
42. Сотникова С. И. Управление персоналом. Деловая карьера: учебное
пособие для вузов / С. И. Сотникова. - Изд. 2-е, доп. и перераб. - М.: РИОР [и др.], 2016. 327 с. [Электронный ресурс]. URL:
http://znanium.com/bookread2.php?book=501180 (дата обращения:
28.04.2017).
43. Строителева Е.В. Финансовые аспекты в обеспечении
конкурентоспособности организации / Е. В. Строителева // Евразийский Союз Ученых. 2015. №7-1 (16). С. 146-147.
44. Сурков С. И. Мотивация персонала / С. И. Сурков // Управление персоналом. 2013. № 7. С.20-23.
45. Шапиро В.Д. Управление проектами: учебник / В.Д. Шапиро [и др.]. - СПб.: Два+Три, 2014. 235 с.
46. Шеремет А.Д. Финансы предприятий: учебник / А.Д. Шеремет [и др.]. - М.: ИНФРА-М, 2014. 343 с.