Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БУЛЛИНГА И СПОСОБЫ ЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ В ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ

Работа №116978

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы105
Год сдачи2018
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
231
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы факторов возникновения буллинга и способов его психологической коррекции в подростковой среде 8
1.1 Проблема «агрессии», «агрессивности» и «агрессивного поведения» в отечественной и зарубежной психологической науке 8
1.2 Буллинг как феномен целенаправленного (девиантного) агрессивного поведения в подростковом возрасте 26
1.3 Факторы возникновения буллинга в подростковой среде 38
1.4 Способы профилактики и психокоррекции буллинга в подростковом возрасте 44
Выводы по первой главе 48
Глава 2. Эмпирическое исследование факторов возникновения буллинга и способов его психологической коррекции в подростковой среде 50
2.1 Описание и процедура проведения исследования 50
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 52
2.3 Адаптация и реализация программы психологической коррекции межличностных отношений подростков в условиях буллинга 63
2.4 Результаты программы психологической коррекции межличностных отношений подростков в условиях буллинга 76
Выводы по второй главе 86
Заключение 88
Список используемой литературы 91
Приложения 99

Актуальность исследования. Буллинг, как феномен девиантного поведения, является острой социально значимой проблемой в подростковом возрасте. Почти в каждом классе каждой школы есть ученики, которые имеют особенности, отличающие их от своих сверстников. Отличительные характеристики ученика часто приводят к насмешкам и издевательствам в классе. Эпизодические притеснения, школьная травля в современной науке получили название - буллинг (от англ. bullying - издевательство, запугивание, травля).
В достаточно измененной и усеченной форме представлены проблемы насилия в общественном сознании и СМИ. Общество считает, что насилие проявляется редко и ограничивается отдельными случаями, в которых принимают участие только социально-неблагополучные граждане (дети в неполных семьях, дети родителей с зависимостями, неблагоприятные школы и т.д.). Однако это не так, насилие существует в любых категориях населения и слоях общества, независимо от социально-экономических, расовых, культурных, демографических аспектов.
Нарушения, возникающие в результате воздействия на подростка в ситуации буллинга, приводят к личностным изменениям, так как затрагивают все уровни человеческого функционирования. Принято выделять отдаленные и ближайшие последствия жестокого отношения к ребенку подросткового возраста. К ближайшим последствиям можно отнести: травмы физического характера. Также в качестве ближайших последствий у ребенка могут возникать острые психические расстройства, которые выражаются либо в повышенном возбуждении, нервозности, раздражительности, либо, наоборот, в апатии, безразличии, депрессии, сниженном фоне настроения. Однако в обоих случаях ребенок испытывает тревогу, страх и гнев. Отдельные последствия жестокого отношения с подростками могут иметь не только физический и психический характер нарушения развития личности, но и соматический, личностный, эмоциональный и социальный.
Отдаленные последствия носят долгосрочный характер и, зачастую, влияют на всю дальнейшую жизнь ребенка. Такими последствиями могут быть, например, специфические семейные отношения или отношения с партнером, жестокое отношение в дальнейшем к собственным детям, особые жизненные сценарии, виктимизация и т.д.
Проблема насилия - это обширная область, исследуемая в мировой психологии, социологии, криминологии, медицине, педагогике, философии и других областях научного знания. Первые работы, посвященные проблеме насилия, стали появляться в печати с 1905 года. Первые исследования проводились скандинавскими учеными (Д. Олвеус, Е. Роланд, П. Хайнеманн) и затем учеными из Великобритании (Д. Лэйн, В. Ортоа и др.). Большое внимание данной проблеме уделяется за рубежом, где существует множество хорошо зарекомендовавших себя эффективных программы предотвращения буллинга.
В отечественной психологии до недавнего времени буллинг вообще не рассматривался как специфический феномен. Проблема издевательств в школах, в отечественной науке, долгое время относились к категории проблем принятых замалчивать. В некоторых регионах до сих пор используется такой подход, так как в ходе проведения данной научно - исследовательской работы возникали трудности, связанные с этой проблемой.
Однако последнее время растет интерес к проблеме буллинга в отечественной психологии и приобретает всё более устойчивый характер. К отечественным исследователям, занимающимся этим вопросом, относятся: И.А. Александрова, Т.О. Арчакова, И.А. Баева, С.А. Богомаз (факторы возникновения буллинга), Е.В. Бородкина, И.В. Дробинина, И.А. Кузьмин, О.А. Кузнецова (проблема буллинга в подростковой среде), Д.А. Леонтьев, С.Р. Мадди, Т.В. Наливайко, Е.И. Рассказова, И.А. Регуш, Р.И. Стетишина и др. (способы профилактики и предотвращения буллинга в подростковой среде).
В современных условиях образовательной деятельности возникла необходимости разработки психокоррекционных и профилактических программ, направленных на предотвращение буллинга в классе или его профилактику. Подобные программы должны найти свое применение на начальных этапах формирования коллектива и основываться на системном подходе, а именно включать в себя работу не только с детьми непосредственно, но и с педагогическим, административным составом школы, а также с родителями. Программы, опирающиеся на факторы возникновения буллинга, будут способствовать качественному и долгосрочному результату.
Цель исследования: изучить факторы возникновения буллинга и способов его психологической коррекции в подростковой среде.
Объект исследования: агрессивное поведение и агрессивность в подростковом возрасте.
Предмет исследования: буллинг, как феномен агрессивного целенаправленного (девиантного) поведения в подростковом возрасте.
Гипотеза исследования: основными факторами возникновения буллинга в подростковой среде являются групповые (несформированное ценностно-ориентационное единство группы, неблагоприятный социально - психологический климат, низкая сплоченность и отсутствие самоопределения личности в группе) и индивидуальные факторы: (агрессивное (девиантное) поведение, виктимность, комформность подростка). Следовательно, система мероприятий в условиях совместной деятельности педагога, психолога, родителей и подростков, направленная на коррекцию агрессивного поведения подростков, а также на улучшение социально-психологического климата группы, формирование ценностно-ориентационного единства и сплоченности группы будет способствовать снижению проявления буллинга в подростковой среде.
Задачи исследования:
1. Изучить отечественную и зарубежную литературу по проблеме исследования и выявить факторы возникновения буллинга в подростковой среде.
2. Определить выбор психодиагностического инструментария.
3. Провести эмпирическое исследование и интерпретировать полученные результаты.
4. Адаптировать программу психокоррекции межличностных отношений подростков в ситуации школьной травли.
Методы исследования:
1) Теоретические - изучение и анализ психологической литературы отечественных и зарубежных авторов.
2) Эмпирические - формирующий эксперимент.
Методики исследования:
• адаптированная анкета «Исследование школьного климата» для школьников 4-6 классов Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО (Перевод Шмакова Анна);
• адаптированная анкета «Исследование психологического климата» для школьников 7-11 классов Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО (Перевод - Чефранова Анастасия);
• методика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р. Даймонда (текст опросника в адаптации А. К. Осницкого);
• опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана и М. Эпштейна;
• опросник уровня агрессивности А. Басса - А. Дарки.
База исследования: Исследование проводилось на базе двух общеобразовательных школ города Тольятти.
Выборка исследования составили 118 человек из них 57 человек - учащиеся 6х и 7х классов, 48 человек - родители учащихся, 13 человек учителя школы.
Практическая значимость магистерской диссертации заключается в возможности использования полученных данных педагогами, психологами и руководством образовательных учреждений в целях профилактики и предотвращения буллинга. Научная работа также может быть полезна студентам психологических, педагогических специальностей и родителям школьников городского округа Тольятти для ознакомления с феноменом буллинга, его распознавания в образовательном учреждении и своевременного вмешательства с целью профилактики или предотвращения данного феномена.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении отражена актуальность исследуемой темы и прописан научный аппарат работы, включающий цель, задачи, гипотезу, объект, предмет, практическую значимость, методы и методики и др.
В первой главе рассматривается теоретический аспект проблемы агрессии и агрессивного поведения, проблемы феномена буллинга, причин его возникновения и способов профилактики и психокоррекции на основании анализа отечественных и зарубежных источников литературы.
Вторая глава содержит описания эмпирического исследования, проведенного в школах городского округа Тольятти, анализ и интерпретацию полученных результатов.
В заключении отражены основные выводы исследования и полученные результаты.
В списке литературы представлены источники, используемые в ходе выполнения работы.
В приложении представлены сводные таблицы по результатам отдельных методик.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках магистерской диссертации была проведена научно-исследовательская работа на тему: «Изучение факторов (причин) возникновения буллинга в подростковой среде». Исследование по проблеме насилия в образовательных организациях является актуальным, потому что в современной психологической науке нет единых комплексных программ профилактики и предотвращения буллинга. В подростковом возрасте, когда ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками, дети усваивают нормы, ценности и правила поведения через общение и взаимодействия в группе. Буллинг имеет систематический характер и является таким феноменом, впоследствии которого закрепляются роли: «жертвы», «обидчика» или «наблюдателя» и каждая роль имеет отрицательное влияние на личность участника данного процесса. Предпринятые профилактические и психокоррекционные меры помогают предотвратить насилие и улучшить социально-психологический климат в классе.
В рамках исследования, мы предположили, что основными факторами возникновения буллинга в подростковой среде являются индивидуальные и групповые факторы. Следовательно, система мероприятий в условиях совместной деятельности педагога, психолога, родителей и подростков, направленная на коррекцию агрессивного поведения подростков, а также на улучшение социально-психологического климата группы, формирование ценностно-ориентационного единства и сплоченности группы будет способствовать снижению проявления буллинга в подростковой среде.
Изучение отечественной и зарубежной литературы по проблеме исследования показало то, что существует множество подходов к определению понятия «агрессия», каждый из которых обозначает различные причины агрессивного поведения. Также было раскрыто понятие «буллинг», факторы его возникновения и способы профилактики и психокоррекции в подростковой среде.
Эмпирическое исследование было проведено на базе двух общеобразовательных школ города Тольятти и проходило в период с апреля 2017 года по март 2018 года. В исследовании приняло участие 118 человек из них 57 учащихся, 48 родители подростков и 13 человек педагоги образовательных организаций.
Исследование было проведено в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе проводилась беседа с преподавателями и психодиагностика учащихся с целью выявления уровня буллинга и его характерных особенностей в каждом классе. На основании полученных данных была адаптирована психокоррекционная программа, которая применялась с целью предотвращения буллинга в классе (формирующий этап). Основной идеей психокоррекционной программы был подход комплексного предотвращения буллинга в классе, поэтому проводилась работа с педагогами и родителями учащихся - психологическое просвещение по вопросам школьной травли. На третьем этапе, контрольном, проводилась повторная психодиагностика, сравнение и интерпретация полученных данных с целью выявления изменений в классе.
В качестве психодиагностического инструментария использовались методы беседы, наблюдения и экспертного оценивания, а также анкета «Исследование школьного/психологического климата» для школьников 4­6/7-11 классов (Белорусская Ассоциация клубов ЮНЕСКО), методика диагностики социально-психологической адаптации Роджерса - Даймонда (текст опросника в адаптации А.К. Осницкого), опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана и М. Эпштейна, опросник уровня агрессивности Басса-Дарки.
Перед реализацией психокоррекционной программы в рамках психодиагностического этапа были получены следующие результаты: большинство учащихся не чувствуют себя в безопасности и не знают к кому обратиться за помощью, если наблюдают случаи издевательств. Большинство наблюдателей остаются в стороне и совсем не обращаются за помощью к педагогам или классному руководителю, а также не вмешиваются в ситуацию. Данный паттерн поведения мы попытались исправить на формирующем этапе и научили детей новым способам поведения в ситуации буллинга, если они окажутся свидетелями. После этого дети стали чаще поддерживать жертву насилия и обращаться к преподавателям за помощью. После проведения лекций с преподавателями и родителями, они стали больше внимания уделять жалобам детей и незамедлительно реагировать на них.
Результаты психодиагностики показали, что у большинства детей преобладает повышенный уровень вербальной агрессии, после реализации психокоррекционной программы данные были значительно снижены. Также произошло снижение уровня недоверия к другим, у подростков увеличился уровень самопринятия и эмпатии. Педагоги отметили улучшение успеваемости детей и социально-психологического климата в классе, родители отметили, что дети стали чаще рассказывать о деятельности в школе и своих друзьях. Стоит отметить, что работа по предотвращению буллинга в классе не должна прекращаться. Для закрепления результата следует проводить мониторинг ситуации и систематическое улучшение сплоченности коллектива, а также следует проводить индивидуальную работу с жертвами насилия для повышения уровня самопринятия, а также работу с агрессорами для профилактики деструктивного поведения и включения в группу риска.


1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология [Текст] / Г.С. Абрамова. - Екатеринбург, 1999. - 86 с.
2. Алексеева, Л.С. Насилие и психическое здоровье детей [Текст] / Л.С. Алексеева // Семья в России. - 2006. - № 2. - 73-80 с.
3. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] / Г.М. Абрамова. - М., 1997. - 375 с.
4. Арпентьева, М.Р. Проблема социального порядка и насилие в школах [Текст] / М.Р. Арпентьева // Проблемы современного образования. - 2016. - № 5. - 39-49 с.
5. Аудмайер, К. Все на одного: Как защитить ребенка от травли в школе [Текст] / К. Аудмайер. - Издание на русском языке, перевод, оформление ООО «Альпина Паблишер», 2016. - 28 с.
6. Баева, И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды [Текст] / И.А. Баев // Известия российского государственного университета им. А.И. Герцена. - 2010. - № 128. - 27-39 с.
7. Бандура, А., Уолтерс, Р. Подростковая агрессия [Текст] / А. Бандура, Р. Уолтерс. - М., 1999. - 226 с.
8. Баранова, Е.В. Проявление девиаций в подростковой субкультуре [Текст] / Е.В. Баранова // Вопросы психологии. - № 3. - 2003. - 41 с.
9. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль [Текст] / Л. Берковиц. - М., 2014. - 243 с.
10. Бондарь, В. Насилие над ребенком ведет к деформации личности [Текст] / В. Бондарь // Социальная педагогика в России. - 2008. - № 4. - 42­44 с.
11. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия [Текст] / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. - СПб., 2014. - 112 с.
12. Бютнер, К. Жить с агрессивными детьми [Текст] / К. Бютнер. - М., 1991. - 68 с.
13. Вишневская, В.И., Бутовская, М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе [Текст] / В.И. Вишневская, М.Л. Бутовская // Этнографической обозрение. - 2010. - № 2. - 55-68 с.
14. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / Под ред. А.В. Петровского. - М., 1979. - 124 с.
15. Волкова, Е.Н. Система защиты детей и подростков от насилия и жестокого обращения [Текст] / Е.Н. Волкова // Социальная педагогика. - 2007. - № 4. - 77-79 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ