Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка посредством ТРИЗ-технологии

Работа №116970

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

методика преподавания

Объем работы75
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
158
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития логического мышления младших школьников 7
1.1 Особенности развития логического мышления младших школьников в психолого-педагогической литературе 7
1.2 ТРИЗ-технология как средство развития логического мышления младших школьников 15
Вывод по первой главе 23
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию логического мышления младших школьников на уроках русского языка 25
2.1. Диагностика уровня развития логического мышления младших школьников 25
2.2. Разработка и внедрение комплекса уроков русского языка с применением ТРИЗ-технологии по развитию логического мышления младших школьников 35
2.3. Анализ и обобщение исследования по развитию логического мышления младших школьников 42
Вывод по второй главе 53
Заключение 54
Список используемой литературы 56
Приложения 60

Современному обществу необходимы люди с высоким уровнем развития познавательных процессов, которые способны самостоятельно принимать решения в различных ситуациях, находить нестандартные пути решения проблем, способные логически мыслить. Поэтому важной задачей современной системы образования является развитие логического мышления учащихся.
Наиболее продуктивным периодом для развития логического мышления является младший школьный возраст. Именно в этом возрасте ученики располагают значительными резервами развития познавательных процессов. С поступлением в школу учебная деятельность становится ведущей для детей, они включаются в новые виды межличностных отношений, что требует от них развития новых психологических качеств. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования умственное воспитание подразумевает формирование у учащихся интеллектуальных умений, в состав которых входят и логические приёмы мышления. Выпускник начальной школы должен овладеть основами логического мышления, научиться строить умозаключения, самостоятельно делать выводы, обосновывать свои суждения и самостоятельно искать решение возникающей проблемы. Но несмотря на всю признанность в науке значимости развития логического мышления младших школьников, возникает противоречие с практикой, так как педагоги всё ещё недостаточно уделяют внимание данной проблеме и используют узкий спектр методических разработок по данному вопросу.
Проблемой развития логического мышления в младшем школьном возрасте занимались многие зарубежные и отечественные исследователи: Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, Н.Ф. Талызина, М.Р. Львов, К.Д. Ушинский, А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн, П.Я. Гальперин. Работы данных авторов доказывают, что при правильно организованном образовательном процессе младшие школьники способны быстро овладевать навыками логического мышления. Но единого решения вопроса об организации такого обучения нет и в настоящее время.
В данной работе средством развития логического мышления у младших школьников выбрана ТРИЗ-технология. Данная технология является не только средством развития познавательных процессов ребёнка, но и увлекательной игрой, что позволяет повысить интерес учащихся к учебным занятиям и развивать их умственную активность через творчество.
Проблема исследования: каковы возможности использования ТРИЗ- технологии для развития логического мышления младших школьников?
Цель: выявить, обосновать и доказать эффективность использования ТРИЗ-технологии для развития логического мышления младших школьников на уроках русского языка.
Объект: процесс развития логического мышления младшего школьника.
Предмет: ТРИЗ-технология как средство развития логического мышления младших школьников.
Гипотеза: развитие логического мышления младших школьников на уроках русского языка посредством ТРИЗ-технологии будет происходить успешнее, если:
• систематически и целенаправленно применять методы и приёмы, направленные на развитие логического мышления младших школьников;
• использовать приёмы ТРИЗ-технологии;
• учитывать возрастные и психологические особенности учащихся.
Задачи:
1. Осуществить анализ психолого-педагогической литературы по вопросу развития логического мышления.
2. Изучить особенности ТРИЗ-технологии.
3. Выявить и описать уровни развития логического мышления младших школьников.
4. Разработать и внедрить комплекс уроков по русскому языку с использованием ТРИЗ-технологии, направленный на развитие логического мышления младших школьников.
5. Проанализировать и обобщить результаты исследования.
Теоретическая база исследования: Теория развития мышления в детстве Ж. Пиаже. Структура логических операций, описанная Н.Ф. Талызиной. Исследования Л.С. Выготского о зависимости развития мышления от уровня развития речи. Разработанная Г.С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач. Работы А.А. Гина по адаптированию ТРИЗ для применения в образовательном процессе в качестве педагогического метода.
Методы исследования: анализ литературы, наблюдение, беседа, тестирование, обобщение, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы), количественный и качественный анализ полученных данных.
Новизна исследования: обоснование возможностей использования ТРИЗ-технологии на уроках русского языка с целью развития логического мышления младших школьников; систематизация диагностического инструментария исследования логического мышления младших школьников.
Практическая значимость: материалы данной работы могут быть использованы педагогами для организации работы по развитию логического мышления младших школьников и при разработке уроков по русскому языку в начальной школе.
База исследования: МБУ «Лицей №37» г.о. Тольятти.
Структура работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Логическое мышление - это вид мышления, основанного на оперировании понятиями, суждениями и умозаключениями в соответствии с законами логики. Развитие логического мышления школьников важно на всех ступенях образовательной системы, но особое внимание нужно уделить именно начальной школе, так как логическое мышление является новообразованием данного этапа развития ребёнка. Поэтому именно проблему развития логического мышления младших школьников мы выбрали для нашей исследовательской работы.
Изучив психолого-педагогическую литературу, было установлено, что компонентами логического мышления являются логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация. Непосредственно на совокупности данных мыслительных операций и строится логическое мышление, поэтому важно уже с 1 класса целенаправленно и систематически развивать у учащихся данные операции как компоненты логического мышления.
Также, были определены условия, которые необходимо создавать в образовательном процессе для успешного развития логического мышления учащихся. Одной из технологий, способствующих созданию данных условия является ТРИЗ-технология. В исследовательской работе были изучены её особенности и приёмы, определён алгоритм решения ТРИЗ-задач, выделены рекомендации для успешного применения данной технологии на уроках.
После анализа теоретического материала проводился педагогический эксперимент, который состоял из следующих этапов: констатирующий, формирующий и контрольный.
В исследовании принимали участие 22 ученика 3 класса «А» (экспериментальная группа) и 22 ученика 3 класса «Б» (контрольная группа) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №37» городского округа Тольятти.
На констатирующем этапе применялись пять диагностических методик для определения уровня логического мышления младших школьников. После анализа полученных данных, был сделан вывод о том, что в 3«А» классе показатели несколько ниже, чем в 3«Б». По этой причине 3 «А» класс был выбран в качестве экспериментальной группы в исследовательской работе.
На формирующем этапе эксперимента было разработано и проведено 10 уроков по русскому языку с применением ТРИЗ-технологии, направленных на развитие логического мышления младших школьников. В ходе реализации разработанного комплекса уроков использовались самые разнообразные приёмы ТРИЗ-технологии. Все используемые приёмы были направлены на развитие операций логического мышления: анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация.
Заключительным этапом эксперимента был контрольный срез с целью выявления уровня развития логического мышления младших школьников после проведения разработанного комплекса уроков по русскому языку. Полученные на контрольном этапе результаты экспериментальной группы превышают результаты контрольной группы. Эти данные доказывают, что внедренный комплекс уроков способствует успешному развитию логического мышления учащихся.
Таким образом, результаты проведённого педагогического эксперимента подтвердили гипотезу о том, что успешному развитию логического мышления младших школьников способствует систематическое и целенаправленное использование на уроках заданий, направленных на развитие логического мышления младших школьников; применение на уроках ТРИЗ-технологии и учёт возрастных и психологических особенностей учащихся.


1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. 400 с.
2. Бабанова И.А. Использование ТРИЗ для активации деятельности учащихся // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. №5. С. 44-47.
3. Баранов С.П., Чиркова Н.И. Развитие логики мышления младших школьников // Начальная школа. 2006. №12. С. 22-25.
4. Басов А.В., Тихомирова Л.Ф. Развитие логического мышления детей. М. : «ГРИНГО», 1995. 464 с.
5. Блонский П.П. Память и мышление. СПб. : ЛКИ, 2007. 288 с.
6. Волков Б.С. Психология младшего школьника: уч. Пособие. М. : Академический проект, 2005. 208 с.
7. Воровщиков С.Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников: Управленческий и методический аспекты. М. : 5 за знания, 2008. 288 с.
8. Выготский Л.С. Мышление и речь. М. : АСТ, 2011. 640 с.
9. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследование мышления в современной психологии. М. : Просвещение, 1966. С.236-277.
10. Гин А.А. ТРИЗ-педагогика: учим креативно мыслить. М. : ВИТА- ПРЕСС, 2016. 96 с.
11. Гин А.А. ТРИЗ для всех (опыт кружковой работы) // Школьные технологии. М. : Народное образование, 2007. № 5. С. 127—128.
12. Добромыслов В.А. О развитии логического мышления 5-7 классов на занятиях по русскому языку. М. : Учпедгиз, 1956. 63 с.
13. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. М. : Академия, 2001. 464 с.
14. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления (Как мы мыслим). М.: Лабиринт, 1999. 192 с.
15. Железнякова А.В. Развитие логического мышления младших школьников // Наука и образование: новое время. 2014. №4. С. 21-24.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ