Аннотация 2
Введение 5
Глава 1 Теоретические основы регулирования государственной политики в области безопасности 8
1.1 Понятие и система обеспечения национальной безопасности 8
1.2 Основные направления и задачи в обеспечении национальной безопасности РФ на современном этапе 16
1.3 Исторический опыт обеспечения национальной безопасности Российского государства 21
1.4 Зарубежный опыт обеспечения национальной безопасности 26
Глава 2 Полномочия органов государственной власти в системе безопасности 29
2.1 Президент Российской Федерации как субъект обеспечения национальной безопасности 29
2.2 Федеральное Собрание Российской Федерации как субъект обеспечения национальной безопасности 37
2.3 Правительство Российской Федерации как субъект обеспечения национальной безопасности 42
2.4 Иные органы публичной власти как субъекты обеспечения национальной безопасности 47
Глава 3 Направления совершенствования государственной политики в области безопасности Российской Федерации 62
3.1 Перспективные направления государственной политики в области безопасности 62
3.2 Предложения по совершенствованию государственной политики в области безопасности 71
Заключение 76
Список используемой литературы и используемых источников 79
Развитие технологий, совершенствование приемов и способов совершений противоправных деяний, а также современное мироустройство в целом диктует обществу новые правила, опираясь на которые объективно необходимо развивать внутреннюю политику в области обеспечения национальной безопасности всего государства.
Российская Федерация имеет весьма богатый опыт развития государственной политики в области обеспечения безопасности. В частности, следует упомянуть весьма обширную нормативную базу, регулирующие вопросы безопасности государства, защиты его от внутренних и внешних угроз.
В целом, начало XXI века во многом положило начало актуализации вышеупомянутого вопроса - вопроса безопасности государства. Подобный интерес к названному вопросу во многом объясняется определенными геополитическими изменениями, происходящими в мире, и, конечно же, с определенными изменениями, которые происходили внутри самого государства. В частности, речь идет о разгосударствлении экономики на период правопреемства Российской Федерации СССР, а также, соответственно, сменой институтов государственной власти, формированием политического плюрализма, идеологического многообразия и многих других факторов.
Таким образом, следует обозначить, что ориентиры любого современного государства в наибольшей степени зависят от того, насколько чётко и грамотно сформированы его национальные интересы, соответственно, также и от прямого видения путей реализации указанных интересов.
Российская Федерация же, в качестве одной из приоритетных задач ставит устойчивое и эффективное развития государства в области национальной безопасности, которая формируется в различных формах и проявлениях. При этом, следует учитывать, что в современном российском государстве существует также определенный ряд проблем в сфере обеспечения национальной безопасности, которые, к слову, имеют комплексный и многогранный характер.
Как отмечает в своем научном труде «Государственная безопасность как правовая категория» Д.В. Ирошников, в качестве безопасности следует понимать важнейшее условие существование любого объекта. Каждый живой организм нуждается в обеспечении своей безопасности [11]. Применительно к государству, в частности к нашему - Российской Федерации, с приростом количества различных угроз, как внутригосударственных, так и внешних, проблема обеспечения безопасности является особенно актуальной.
Указанная актуальность во многом и обуславливает как развитие внутригосударственного законодательства в области обеспечения национальной безопасности, формирование международно-правового опыта борьбы с преступностью, противоправные действия которых посягают на безопасность определенного государства, так и реформирование с учетом современных реалий законодательной и правовой базы государства в области обеспечения национальной безопасности.
Целью написания и исследования дипломной работы является, прежде всего, всеобъемлющий анализ конституционно-правовых положений, а также положений внутригосударственного законодательства в целом, зарубежный опыт применения права в сфере обеспечения национальной безопасности.
Задачи для достижения определенной рамками написания дипломной работы цели были сформированы следующие:
1. Проанализировать и сформировать общетеоретические положения об основах регулирования государственной политики в области безопасности.
2. Рассмотреть и разграничить полномочия органов государственной власти, обеспечивающих безопасность государства.
3. Проанализировать приоритетные направления совершенствования государственной политики в области безопасности Российской Федерации .
Объектом исследования в рамках дипломной работы являются правоотношения, формирующиеся в сфере обеспечения государственной безопасности.
Предметом исследования в рамках дипломной работы являются теоретические положения, выраженные в виде нормативно-правовой базы Российской Федерации, а также иных нормативных актов, имеющих международно-правовой характер, направленных на регулирование отношений в сфере обеспечения национальной безопасности.
Научная новизна данного исследования заключается в комплексном изучении и анализе правовой базы, как внутригосударственной, так и международной, регулирующей вопросы обеспечения национальной безопасности государства, а также выявление «проблемных мест» в указанной сфере.
Теоретическую базу изучения составляют научные труды российских и иностранных ученых: Барановой М.В., Станкина А.Н., Липинского Д.А., Мусаткиной А.А., Чукловой Е.В., Анохина Ю.В., Ирошникова Д.В. и других.
В ходе написания данной работы были применены следующие методы и методики:
1. анализ нормативно-правовой базы, позволяющий дать понятиям точные исчерпывающие определения, а также изучить нормы законодательства;
2. анализ справочной литературы;
3. сравнение;
4. синтез, используемый для суммирования выявленных сведений и данных по теме работы;
5. исторический метод, позволяющий всецело изучить исторические закономерности через конкретные исторические события и факты;
6. специально-юридический, позволяющий дать определения юридическим понятиям, выявить их признаки и классифицировать;
7. сравнительно-правовой.
Теоретическая значимость указанного исследования в рамках написания дипломной работы обусловлена анализом законотворчества и правоприменения в области обеспечения государственной безопасности.
Практическая значимость указанного исследования в рамках написания дипломной работы обусловлена выявлением «проблемных мест» в сфере проведения государством политики в области обеспечения безопасности.
По своей структуре дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы и используемых источников.
В заключительной части данной выпускной квалификационной работы, представляется необходимым систематизировать изложенную в исследовании информацию и подвести следующие итоги.
Рассмотренные в первой главе исследования теоретические основы регулирования государственной политики в области безопасности, а именно дефиниция, система обеспечения национальной безопасности государства, основные направления и задачи обеспечения безопасности РФ на современном этапе, а также исторический и зарубежный опыт обеспечения национальной безопасности позволяют сделать следующие выводы.
Исторически любое общество нуждается в обеспечении безопасности как каждого отдельно взятого члена общества, так и безопасности общих интересов. В этой связи, в качестве состояния безопасности традиционно следует понимать «состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз». Что касается национальной безопасности, то указанное определение является более широким по своему содержанию. В самых общих чертах, под национальной безопасностью следует понимать безопасность, которая в совокупности гарантирует целостность всего государства. В свою очередь, система обеспечения национальной безопасности включает в себя структуру государственных, а также негосударственных органов и организаций. Современное мироустройство диктует Российской Федерации ряд задачи и направлений, которым необходимо соответствовать для наиболее полного и эффективного обеспечения безопасности государства. Соответственно, в вышеназванных целях внутри государства формируется соответствующая нормативная база. В этой связи непременно следует уделить внимание двум концептуальным и фундаментальным документам, которыми государство руководствовалось, при регулировании вопроса обеспечения национальной безопасности. В частности, речь идет о Концепции национальной безопасности РФ, а также ее преемника - Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года. Соответственно, положения Стратегии обозначают ряд перспективных направлений государства для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации на современном этапе. Что касается зарубежного опыта обеспечения безопасности государства, следует отметить, что любое государство, в сфере обеспечения безопасности руководствуется собственными концептуальными нормативными правовыми актами, которые, в свою очередь, выступают в качестве документа, который отражает политику государства в области обеспечения безопасности, а также его национальные интересы и ценности.
По результатам рассмотрения во второй главе исследования полномочий органов государственной власти в системе безопасности государства, можно сделать следующие выводы.
В системе государственного устройства Российской Федерации присутствует большое количество органов государственной власти, непосредственная деятельность которых так или иначе связана с обеспечением безопасности государства. Справедливым можно считать утверждение о том, что, в принципе, подавляющее большинство органов государственной власти в своей деятельности нацелены на обеспечение безопасности Российской Федерации, в пределах своей компетенции и набора властных полномочий. Ввиду того, что вопрос обеспечения национальной безопасности является комплексным, и, соответственно, рассматривать его необходимо с точки зрения нескольких направлений, необходимо сказать, что каждый из органов государственной власти, при реализации присущих им властных полномочий в пределах своей компетенции, принимает непосредственное участие в обеспечении безопасности государства. Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления, являясь субъектами обеспечения национальной безопасности, в рамках своей деятельности руководствуются весьма обширной правовой базой, фундаментом которой непременно является Конституция РФ. Широта правовой базы в данном случае является свидетельством активного правового регулирования вопросов обеспечения безопасности государства. В свою очередь, деятельность каждого из вышеперечисленных субъектов обеспечения безопасности является звеном одной цепи, цель которой обеспечить безопасность личности, человека и гражданина, а также позаботиться об интересах общества и государства, при этом осуществлять необходимые функции по общей превенции, активной борьбе и эффективному устранению последствий реальных угроз для государства.
В третьей главе исследования были рассмотрены направления совершенствования государственной политики в области безопасности Российской Федерации, что позволяет сделать следующие выводы.
В настоящее время, государственная политика в области обеспечения безопасности, основывающаяся на правовом регулировании различных отраслей жизнедеятельности, проводится весьма стремительно и активно, что обуславливается изобилием нормативно-правовой базы, принятой за последнее десятилетие, в том числе, с заделом на будущее. Основные направления деятельности государства при этом основываются на ведущих жизнеобеспечительных сферах, которые требуют к себе повышенного внимания и в приоритете нуждаются в защите со стороны государства. Нормативная база в нашем государстве не стоит на месте, а с течением времени так же подвергается постепенной реформации и совершенствованию. Вышеназванное благоприятно сказывается на состоянии всего законодательства в государстве, что непременно позволяет сделать очередной шаг в сторону устранения существующих проблем - для минимизации и искоренения пробелов в законодательстве, противоречии нормативных актов, а также различной практики применения законодательства.
Цель настоящей научной работы была достигнута - был рассмотрен вопрос конституционно-правового регулирования государственной политики в области обеспечения безопасности. Так, для достижения поставленной цели, в рамках исследования были подробно изучены общетеоретические аспекты обеспечения безопасности в Российской Федерации, а также детально рассмотрены органы, непосредственно обеспечивающие национальную безопасность, существующие в этой связи перспективные направления деятельности органов государственной власти.
1. Асеев А.Д. Политическая безопасность России в системе национальной безопасности. - 2017. Novainfo № 58.
2. Баршов В. И. МЧС России в системе ее национальной безопасности // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 271-275.
3. Бай Каримов Р. Х. Некоторые проблемы законодательного регулирования федеральных органов исполнительной власти // Молодой ученый. — 2016. — № 15. — С. 342-344.
4. Беляев В. П., Чапчиков С. Ю. Оптимизация механизма обеспечения национальной безопасности России: некоторые направления // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 9. - С. 31- 41.
5. Бондаренко М.В., Строева О.А. Меры административного предупреждения как средство обеспечения национальной безопасности // Российская юстиция. 2020. № 5. - С. 5 - 8.
6. Волкова Л.П. Политический и конституционный аспекты разграничения полномочий в системе исполнительной власти // Современное право. 2018. № 3. - С. 34-39.
7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 25 декабря 2006 г. № 52 (часть I) ст. 5496.
8. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - С. 573.
9. Дощатов, А. А. Роль Федеральной службы безопасности РФ в системе национальной безопасности России // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 93-96.
10. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-I «О государственной тайне» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 21 сентября 1993 г. № 38 ст. 1480.
11. Ирошников Д.В. Государственная безопасность как правовая категория // Вестник РУДН. Серия: Юридические науки. 2013. №3.
12. Ирошников Д.В. Некоторые вопросы правового статуса Совета безопасности как совещательного органа при Президенте Российской Федерации // Актуальные проблемы теории и истории государства и права: сборник материалов Всероссийской научной конференции, посвященной памяти проф. А.П. Печникова / отв. ред. Д.В. Ирошников. - М., 2014. - С. 27-29.
13. Кардашова И.Б. Современная система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Административное право и процесс. 2013 . № 9. - С. 30 - 32.
14. Кардашова И.Б. Укрепление конституционных основ национальной безопасности Российской Федерации // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2013. № 5 (37). С. 182-187.
15. Ковалев А.А. Актуальные проблемы национальной безопасности России: теоретические и практические аспекты / [А. А. Ковалев]; под общей редакцией доктора экономических наук, профессора В. А. Шамахова. - Санкт- Петербург: Изд-во Коновалова А. М., 2019.
...