Аннотация 2
Введение 5
1 Теоретические основы концепции Кайдзен (непрерывного улучшения) 8
1.1 Сущность непрерывного улучшения 8
1.2 Принципы и методы концепции Кайдзен 15
1.3 Внедрение Кайдзен на производственном предприятии 21
2 Анализ деятельности предприятия АО «Тольяттихлеб» 28
2.1 Общая характеристика предприятия и анализ технико-экономических показателей его деятельности 28
2.2 Организация оценки качества продукции в АО «Тольяттихлеб» 36
2.3 Анализ причин брака хлебобулочных изделий на АО «Тольяттихлеб» 39
3 Предложения и рекомендации по внедрению Кайдзен на предприятии АО «Тольяттихлеб» 45
3.1 Внедрение системы предложений 45
3.2 Организация кружков качества 47
3.3 Экономическая эффективность разработанных мероприятий 54
Заключение 57
Список используемой литературы 60
Приложения 64
Успешность современного бизнеса в большой степени зависит от согласованных и грамотных действий работников предприятия, нацеленности на долгосрочную перспективу. Концепция Кайдзен, в основе которой лежит непрерывное совершенствование всех бизнес-процессов, служит ключом к эффективной работе любого предприятия.
Такие факторы как производительность, управление качеством, работа малых групп, система подачи предложений, автоматизация процессов, промышленные роботы и система пожизненного найма, широко изучаются учеными, экономистами и предпринимателями всех стран.
Для отечественных предприятий значение концепции Кайдзен велико, поскольку их продукция зачастую не соответствует мировым стандартам качества, является неконкурентоспособной, ее производство сопровождается большими издержками.
Актуальность темы данного исследования обусловлена несколькими обстоятельствами:
• во-первых, конкуренция на рынке диктует предприятиям необходимость внедрения инструментов Кайдзен, поскольку данная концепция управления уже доказала свою состоятельность;
• во-вторых, реализация концепции Кайдзен способствует повышению эффективности работы предприятия.
Таким образом, актуальность данной темы определяется необходимостью повышения управляемости социально-экономического положения предприятия, и, как следствие, повышение эффективности его деятельности на основе внедрения механизмов Кайдзен.
Целью бакалаврской работы является исследование принципов и методов Кайдзен и их внедрение на предприятии (на примере АО «Тольяттихлеб»).
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы концепции Кайдзен (непрерывного улучшения), а именно сущность, классификацию методов и принципов Кайдзен;
• рассмотреть внедрение концепции Кайдзен на производственном предприятии;
• дать характеристику предприятия и проанализировать его деятельность;
• изучить организацию оценки качества продукции на предприятии;
• проанализировать причины брака хлебобулочных изделий с помощью диаграммы Исикавы и диаграммы Парето;
• разработать мероприятия для внедрения концепции Кайдзен в АО «Тольяттихлеб»;
• рассчитать эффективность предложенных мероприятий.
Предметом исследования в настоящей работе является внедрение методов и принципов Кайдзен (непрерывного улучшения) на предприятии.
Объектом исследования бакалаврской работы является акционерное общество «Тольяттихлеб», основным видом деятельности которого является производство и продажа хлебобулочных изделий.
Информационной базой при написании бакалаврской работы послужили работы отечественных и зарубежных специалистов в области изучения и внедрения концепции Кайдзен, а именно Масааки Имаи, Тайити Оно, М. Коленсо, Е. Майоровой, Д. Лайкера и др.
Практическая значимость работы заключается в использовании результатов бакалаврской работы на предприятии «Тольяттихлеб».
Структура работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В теоретической части настоящей работы рассмотрены основы концепции Кайдзен (непрерывное улучшение): исследованы сущность, классификация методов и принципов данной концепции.
В аналитической части работы дана общая характеристика предприятия АО «Тольяттихлеб», анализируются технико-экономические показатели его деятельности, анализируются данные потерь от брака и причины его возникновения, рассмотрены мероприятия концепции Кайдзен, внедренные на АО «Тольяттихлеб».
В проектной части предлагается комплекс мер по внедрению процесса непрерывного улучшения на предприятии АО «Тольяттихлеб», рассчитываются затраты на внедрение мероприятий и их экономическая эффективность.
Внедрение концепции Кайдзен относится к долгосрочным проектам и должно проводиться постоянно и ежедневно. Чтобы идти на шаг впереди конкурентов, улучшениями нужно заниматься ежедневно. Сразу не получится намного увеличить прибыль. Но за более долгий период улучшений производительность труда может вырасти на 50 - 100 % и более. И если на протяжении десятка лет каждый день что-то улучшать, делать то, что повышает эффективность работы, компания займет лидирующее место. Лучшим примером служит Toyota (более 70-ти лет компания живёт в этой концепции).
Улучшения каждое по отдельности могут быть небольшими, но именно пошаговые улучшения в совокупности приводят к значительным стратегическим победам. В худших компаниях сотрудники изо дня в день просто делают свою работу, а в компаниях с концепцией Кайдзен всякий раз, когда человек видит какую-то возможность сделать свою работу лучше, он должен внедрить эти изменения. Если в компании применяется Кайдзен, то численность штата может быть меньше на 10 - 20 %, а иногда и на 50 %.
Эти изменения часто не требуют никаких вложений, нужно только, чтобы люди сконцентрировали внимание на своей работе и придумали, как её можно улучшить.
В основании бизнеса лежит гемба - место, где производится товар/услуга. При помощи различных методик (TPM, 5S, управления циклами PDCA/SDCA) компания избавляется от потерь и проводит постоянные улучшения в отношении качества, безопасности, производительности. В результате отмечается рост конкурентоспособности, покупательской удовлетворенности и прибыли.
В соответствии с темой работы, поставленными целями и задачами в первом разделе бакалаврской работы была изучена сущность концепции «Кайдзен», составляющие ее элементы: командная работа, персональная дисциплина, моральное состояние, кружки качества, предложения по улучшению. Были рассмотрены принципы концепции Кайдзен: организация рабочего места; устранение неоправданных потерь; стандартизация. Охарактеризованы основные правила внедрения Кайдзен: работа в гемба, устранение муда, стандартизация.
Кайдзен представляется в виде зонтика, объединяющего множество известных методов по оптимизации производства и повышения эффективности. Масааки Имаи выделял методы Кайдзен: 5S; «Не получайте это. Не делайте это. Не посылайте это»; «Точно вовремя»; визуальный менеджмент; непрерывное обучение; канбан; диаграмма Исикавы (диаграмма «рыбья кость»); FMEA.
Мы выяснили, что основным отличием Кайдзен от традиционного американского и европейского менеджмента является решение всех проблем непосредственно в месте их возникновения, то есть там, где продукту (услуге) добавляется потребительская ценность.
Кайдзен определяет две главных функции менеджмента: поддержание и совершенствование. Поддержание направлено на обеспечение выполнения стандартных рабочих процедур, а совершенствование - на улучшение существующих стандартов. Таким образом, Кайдзен сводится к поддержанию и улучшению стандартов. Это обеспечивается за счет постоянных усилий и дисциплины всех работников предприятия, которые являются ключевыми фигурами Кайдзен. Также был рассмотрен план внедрения Кайдзен на производственном предприятии.
Во втором разделе была дана характеристика АО «Тольяттихлеб», проведен анализ процесса непрерывного совершенствования на предприятии, описаны внедренные улучшения Кайдзен.
В третьем разделе работы были даны рекомендации и предложения по дальнейшему внедрению концепции Кайдзен на предприятии.
Исходя из проведенного исследования в АО «Тольяттихлеб» рекомендовано:
1. внедрить систему Кайдзен - предложений, используя Кайдзен - карты;
2. организовать работу Кружков качества.
Результаты проведенного исследования показали, что общий годовой экономический эффект от внедрения новых форм контроля качества Кайдзен на предприятии АО «Тольяттихлеб» способен составить 261290 рублей в год.
Если предложенные мероприятия будут успешно внедрены в АО «Тольяттихлеб», то показатели отчетного периода по снижению брака, и экономический эффект от реализации этих предложений покажут положительные результаты.
Конечно, реальный экономический эффект от предложенных мероприятий посчитать можно будет лишь по истечении определенного промежутка времени после его внедрения, но результаты деятельности отдельных предприятий уже внедривших Кайдзен, свидетельствуют о положительных результатах.
Полученные результаты исследования могут служить аргументом в пользу возможности и необходимости использования передовых зарубежных концепций в отечественных условиях.
1. ГОСТ Р ИСО 22000-2007 Системы менеджмента безопасности пищевой продукции. Требования к организациям, участвующим в цепи создания пищевой продукции [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.internet-law.ru/gosts/gost/529/. Дата обращения 23.05.2017.
2. Бережливое производство и Lean-технологии, Кайдзен — азбука бережливого производства [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.leaninfo.ru/2011/12/08/kaizen-lean-alphabet. Дата обращения 18.05.2017.
3. Блог Kaizen Institute [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kaizeninstitute.ru/ Дата обращения 23.05.2017.
4. Вумек Д. П., Бережливое производство. Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании [Текст]: пер. с англ./ Д.П. Вумек, Д. Джонс - М.: Альпина Паблишер, 2017. — 472 с.
5. Иванова, С. 50 советов по нематериальной мотивации [Текст]: учебное пособие / — М.: Альпина Паблишер, 2016. — 178 с.
6. Информационный портал Бизнес Консалтинг Групп [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://b-c-group.ru Дата обращения 23.05.2017.
7. Информационный портал Менеджмент качества [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kpms.ru/General_info/Kaizen.htm Дата обращения 23.05.2017.
8. Информационный центр Aftershock [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://aftershock.news/?q=node/376271 Дата обращения 18.05.2017.
9. Кайдзен для рабочих [Текст] / Группа разработчиков издательства Productivity Press. — М. Изд-во «ИКСИ», 2007. — 152 с.
10. Кайдзен знает свое место // АРБ Консалтинг [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.arbconsulting.ru/subscribe/ Дата обращения 18.05.2017.
11. Канбан и «точно вовремя» на Toyota: Менеджмент начинается на рабочем месте [Текст]: пер. с англ./ — М.: Альпина Паблишер, 2014. — 224 с.
12. Кане М. М., Иванов Б. В., Корешков В. Н., Схиртладзе А. Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2009. — 432 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://wwwold.dvfu.ru/documents/ Дата обращения 23.05.2017.
13. Коленсо, М. Стратегия кайзен для успешных организационных перемен [Текст] / М. Коленсо. 2-е изд.— М.: ИНФРА-М, 2012. — 175 с.
14. Лайкер, Д. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущей компании мира [Текст]: пер. с англ./Д. Лайкер — М.: Альпина Паблишер, 2013. — 400 с.
15. Лайкер, Д. Корпоративная культура Toyota: Уроки для других компаний [Текст]: пер. с англ./ Д. Лайкер, М. Хосеус — М.,: Альпина Паблишер, 2012. — 354 с.
...