Введение 3
Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста 13
1.1 Изучение проблемы социальной принадлежности в психолого-педагогических исследованиях 13
1.2 Теоретические аспекты проблемы формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста 25
1.3 Обоснование технологии формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста 40
Выводы по первой главе 61
Глава 2. Экспериментальная работа по реализации технологии формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста 62
2.1 Выявление уровня сформированности принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста 62
2.2 Реализация технологии формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста 93
2.3 Выявление динамики уровня сформированности принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста 125
Выводы по второй главе 144
Заключение 146
Список используемой литературы 148
Приложения 171
Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования обозначена необходимость формирования принадлежности к семье у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития.
В содержании психолого-педагогической работы с детьми в образовательных программах дошкольного образования выделены задачи, направленные на формирование у детей на всех этапах дошкольного детства знаний и представлений о семье, поддержания уважительного отношения к близким и побуждение к выполнению действий, обеспечивающих причастность ребенка к семейным делам.
Являясь первичным институтом социализации ребенка, семья оказывает непосредственное влияние на его всестороннее развитие. От семьи во многом зависит формирование личности ребенка. Именно в семье ребенок получает первоначальный опыт познания, человеческих взаимоотношений, опыт поведения и деятельности. В семье закладываются основы патриотизма, отношение к себе, другим людям, миру, природе.
Проблему формирования принадлежности к семье в той или иной степени затрагивали ученые в области педагогики, психологии, философии: Б.Г. Ананьев, Г.М. Андреева, К.Н. Вентцель, Л.С. Выготский, Т.А. Куликова, П.Ф. Каптерев, О.А. Карабанова, Г.Г. Филлипова, Э.Г. Эйдемиллер, - изучали семью в рамках общепсихологического подхода; И.Я. Баховен, Э. Дюркгейм, Ф. Ле Пле, О. Конт, Р. Мертон, Г. Меррей, Л.Г. Морган, Г. Тэджфел, Ф. Энгельс - рассматривали семью как малую социальную группу в рамках социологического подхода; Ю.Е. Алешина, М. Боуэн, Д. Джексон, А.А. Костюкович, С. Кратохвил, С. Минухин, В. Сатир, В.И. Слепкова, Ч. Фишман и другие - в русле системного подхода.
Несмотря на большое количество исследований в данной области, на сегодняшний момент не дано определения понятия принадлежности ребенка к семье, не разработана технология формирования принадлежности к семье у детей дошкольного возраста.
Педагогические исследования последних лет выявили, что родители мало уделяют внимание процессу воспитания детей дошкольного возраста. Данная проблема ослабления межпоколенных связей обусловлена современными темпами жизни, сменой ценностных ориентиров, когда брак и семья не рассматриваются как нечто важное в жизни человека (Н.А. Дорохина).
Чувство принадлежности к семье необходима ребенку для того, чтобы испытывать уверенность в себе, комфорт, потребность и умение выражать желания и стремления в поведении и деятельности. Принадлежность к семье необходима для формирования основ гражданской позиции. Знания о семье, проявление эмпатии, заботы и внимания по отношению к своим близким доступно детям старшего дошкольного возраста в силу особенностей их психического и личностного развития.
Современные тенденции развития института семьи негативно сказываются на формировании принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста. Процесс формирования принадлежности к семье у старших дошкольников можно технологизировать, тем самым повысить его эффективность.
Технология формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста позволит сделать данный процесс управляемым, систематизированным, позволит отслеживать полученные результаты на каждом этапе реализации технологии, дают возможность внесения своевременной корректировке содержания, методов и приемов.
В современной педагогической науки не разработан диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности принадлежности к семье у ребенка.
Таким образом, актуальность проблемы на социально-педагогическом уровне обусловлена потребностью общества в формировании принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится о необходимости формирования принадлежности дошкольников к семье, но между тем не разработано технологии осуществления данного процесса, отсутствует диагностика изучения уровня сформированности принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста.
Проблема формирования принадлежности детей дошкольного возраста к семье никогда не являлась предметом специального исследования. На сегодняшний день не сформулировано определение понятия принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста, не выделены критерии и показатели сформированности принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста. Это объясняет актуальность исследуемой проблемы на научно-теоретическом уровне.
Актуальность проблемы на научно-методическом уровне обусловлено отсутствием разработанности в практике дошкольных учреждений диагностического инструментария и методических рекомендаций для педагогов по реализации технологии формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность исследования позволяет выявить противоречия между:
• потребностью современного общества в формировании у подрастающего поколения ценностных ориентиров, связанных с формированием представлений о семье, поддержанием чувств и отношений к семье и овладением умениями и навыками реализовать эти чувства и отношения в поведении и деятельности и состоянием педагогической теории по вопросу формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста;
• необходимостью формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях и отсутствием обоснованной технологии, включающей в себя структурные элементы (принципы, содержание, компоненты, этапы, формы, методы) осуществления данного процесса;
• необходимостью изучения уровня сформированности принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста и отсутствием критериально-диагностического аппарата.
На основе противоречий можно сформулировать проблему исследования: какова технология формирования принадлежности к семье детей старшего дошкольного возраста?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить технологию формирования принадлежности к семье детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: технология формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование основано на гипотезе, согласно которой процесс формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста возможен, если:
• раскрыта сущность понятия «принадлежности к семье ребенка старшего дошкольного возраста» как наличие сопричастности ребенка к семье, выраженное в ценностных ориентациях, чувствах, эмоциональных связях, отношений и мотивов, проявляющихся, в сформированных знаниях и представлениях о семье, в поведении и деятельности, направленных на свою семью;
• разработана и реализована технология формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста как система форм, методов, условий и средств обучения и воспитания, реализуемых поэтапно, направленных на формирование у детей представлений о семье, поддержание чувств и отношений к семье и обеспечение овладения умениями и навыками реализовать эти чувства и отношения в поведении и деятельности;
• разработан критериально-диагностический аппарат, необходимый для объективной оценки сформированности принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. На основе анализа теории и практики дошкольного образования дать определение понятия принадлежность к семье, охарактеризовать процесс формирования принадлежности к семье, степень разработанности данной проблемы на современном этапе и определить понятийно-категориальное поле исследования.
2. Разработать критериально-диагностический аппарат оценки сформированности принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить актуальное состояние сформированности принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста.
4. Разработать и экспериментально проверить технологию формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста.
Методологической основой исследования являются:
• культурологический подход (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, Н.Е. Щуркова), принимающий во внимание окружающие условия, историческое прошлое семьи, ценностные ориентации, традиции и обычаи, сложившиеся в семье, этнографические особенности семьи;
• деятельностный подход (АН. Леонтьев), позволяющий рассматривать ребенка как активного субъекта, включающегося в различные виды детской деятельности, обеспечивающие получение значимых представлений о семье, опыта отношений и деятельности, интериоризацию полученного опыта;
• системно-структурный подход к рассмотрению семьи (С. Минухин, В. Сатир, Ч. Фишман), в рамках которого выделены различные семейные подструктуры и особенности взаимоотношений в них; позволяющий выделить компоненты и определить этапы формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста, определить формы, методы и средства взаимодействия с различными участниками педагогического процесса (детьми, родителями и педагогами) на разных этапах реализации технологии.
Теоретическую основу исследования составляют:
• психолого-педагогические исследования проблемы формирования личности ребенка в семье (П.Ф. Каптерев, Т.А. Куликова, Г.А. Карабанова, Г.Г. Филлипова);
• культурно-историческая теория (Л.С. Выготский), рассматривающая период дошкольного детства как базовый в социализации ребенка, усвоения им семейных ценностей, формировании мировоззрения;
• концепция позиции ребенка как субъекта различных видов деятельности (М.В. Крулехт);
• субъектный подход (А.К. Осницкий), в котором субъектность рассматривается как осознание самого себя, ребенок способен устанавливать связь собственного «я» с другими людьми;
• положение о самоидентификации отечественных и зарубежных ученых (Ю.Б. Гиппенрейтер, В.С. Мухина, Л.Ф. Обухова, Г. Тэджфел, Дж. Тернер, З. Фрейд);
• подход к изучению формирования направленности на мир семьи у детей старшего дошкольного возраста (О.В. Дыбина, С.Е. Анфисова, О.П. Болотникова, О.А. Еник, А.Ю. Кузина, Л.А. Пенькова, Е.А. Сидякина, В.В. Щетинина);
• психолого-педагогические исследования технологизации процесса обучения и воспитания (В.П. Беспалько, М.В. Кларин, Б.Т. Лихачев, Г.К. Селевко).
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования:
• теоретические: анализ философской, социологической и психологопедагогической и методической литературы, программно-методической документации, систематизация, обобщение;
• эмпирические: анкетирование, беседы с детьми и взрослыми, наблюдение, изучение продуктов детской деятельности; констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, методы математической (Хи квадрат Пирсона) и статистической обработки.
Эмпирическая база и основные этапы исследования.
Опытно-исследовательская работа проводилась в дошкольных образовательных организациях МБУ детский сад №56 «Красная гвоздика», МБУ детский сад № 147 «Сосенка», ДС №140 «Златовласка» АНО ДО «Планета детства «Лада» города Тольятти. В исследовании приняли участие 180 детей, родители воспитанников и 12 педагогов.
В осуществлении исследования можно выделить три этапа.
На первом этапе (2013-2О16гг.) осуществлялся анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработанности проблемы формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста, определялась цель исследования, формулировались гипотеза и задачи исследования, разрабатывался критериально-диагностический аппарат, проведен констатирующий эксперимент и осуществлен анализ его результатов.
На втором этапе (2016-2О17гг.) - разработка, апробация и корректировка технологии формирования у детей старшего дошкольного возраста принадлежности к семье.
На третьем этапе (2018г.) - обобщались и систематизировались результаты опытно-экспериментальной работы; оформлялись материалы диссертационного исследования.
Личный вклад соискателя в исследование заключается в том, что автором:
• дано определение понятия принадлежность к семье детей старшего дошкольного возраста;
• разработан критериально-диагностический аппарат, направленный на оценку сформированности принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста;
• выделены компоненты принадлежности к семье (эмоционльно-ценностный, когнитивный, поведенческий) у детей старшего дошкольного возраста, раскрыта их уровневая характеристика;
• разработана и реализована технология формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста;
• экспериментально доказана эффективность разработанной технологии формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
• разработана технология формирования принадлежности детей старшего дошкольного возраста к семье как система форм, методов, условий и средств обучения и воспитания, реализуемых поэтапно, направленных на формирование у детей представлений о семье, поддержание чувств и отношений к семье и обеспечение овладения умениями и навыками реализовать эти чувства и отношения в поведении и деятельности;
• разработан критериально-диагностический аппарат оценки сформированности принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
• раскрыто понятие «принадлежность к семье», как осознание ребенком своей сопричастности к семье на основе значимых для него признаков, сформированных знаний и представлений о семье, ценностных ориентаций, чувств, эмоциональных связей, отношений и мотивов, выраженных в поведении и деятельности, направленных на свою семью;
• выделены критерии и показатели, раскрыта содержательная характеристика уровней сформированности принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования подтверждается внедрением полученных результатов исследования в практику работы дошкольных образовательных организаций с целью оптимизации процесса формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста, обеспечения сотрудничества дошкольных организаций с семьями воспитанников, повышения готовности педагогов реализовать технологию формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста в профессиональной деятельности;
в практику работы дошкольных образовательных организаций внедрена технология формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста, предложена серия диагностических заданий направленных на выявление уровня сформированности принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста, предложены методические рекомендации по реализации технологии для педагогов.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается опорой на концептуальные научные идеи и положения психологии и педагогики, соответствующим современным тенденциям развития дошкольного образования; комплексным характером используемых методов исследования, адекватных предмету, цели, задачам исследования, полученным результатам опытно-экспериментальной работы, подтверждающим выдвинутую гипотезу; применением объективных способов оценки результатов эксперимента.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Система научно-педагогических положений, составляющих концептуальную основу технологии формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста:
- принадлежность к семье у ребенка старшего дошкольного возраста рассматривается нами как наличие сопричастности ребенка к семье, выраженное в ценностных ориентациях, чувствах, эмоциональных связях, отношений и мотивов, проявляющихся, в сформированных знаниях и представлениях о семье, в поведении и деятельности, направленных на свою семью;
- под технологией формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста следует понимать систему форм, методов и средств обучения и воспитания, направленных на формирование у детей представлений о семье, поддержание чувств и отношений к семье и обеспечение овладения умениями и навыками реализовать эти чувства и отношения в поведении и деятельности.
2. Этапы реализации технологии (эмоционально-ценностный, когнитивный, поведенческий) формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста.
3. Показатели и уровни сформированности у детей старшего дошкольного возраста принадлежности к семье характеризуются наличием представлений о семье, чувств и отношений к членам семьи и проявление их в деятельности и поведении.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе проведения экспериментальной работы, участия автора в научных конференциях, посредством выступления автора на педагогических советах дошкольных организаций, в ходе которых обсуждались результаты опытно-экспериментальной работы, публикации материалов исследования в изданиях ВАК, представлении материалов на заседаниях кафедры дошкольной педагогики и психологии Тольяттинского государственного университета.
Структура и объем НКР. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (200 источников) и 4 приложений. Текст иллюстрирован 2 рисунками, 8 таблицами.
1. Теоретическое изучение философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста позволило установить, что данная проблема является актуальной в педагогической теории и практике и требует дальнейшего теоретического осмысления. Анализ понятия «принадлежность» и сравнительный анализ различных подходов к трактовке данного понятия позволил с учетом современных подходов рассматривать принадлежность ребенка к семье как наличие сопричастности ребенка к семье, выраженное в ценностных ориентациях, чувствах, эмоциональных связях, отношений и мотивов, проявляющихся, в сформированных знаниях и представлениях о семье, в поведении и деятельности, направленных на свою семью.
2. Исследование доказало, что процесс формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста возможен в силу психофизиологических особенностей детей: достаточно развитой эмоциональной сферой, способностью к эмпатии и нравственным переживаниям, соподчинением мотивов, развитием процессов познавательной сферы (произвольной памяти, внимания, мышления).
3. Анализ результатов констатирующего эксперимента свидетельствует, что у детей недостаточно сформированы знания и представления о семье, не сформированы побудительные мотивы, направленные на изучение мира семьи, недостаточно доброжелательные взаимоотношения с членами семьи, дети не владели способами проявления заботы и внимания о отношению к членам своей семьи.
4. Результаты констатирующего эксперимента позволили перейти к разработке технологии и формирования принадлежности к семье у детей старшего дошкольного возраста, рассматриваемой как система форм, методов и средств обучения и воспитания, реализуемых поэтапно, направленных на формирование у детей представлений о семье, поддержание чувств и отношений к семье и обеспечение овладения умениями и навыками реализовать эти чувства и отношения в поведении и деятельности. Апробация разработанной технологии прошла успешно. Результаты контрольного среза позволили доказать эффективность технологии.
5. Проведенное экспериментальное исследование не претендует на исчерпывающий характер. Дальнейшие перспективы исследования мы связываем с разработкой технологии и ее реализацией на более ранних этапах дошкольного детства, а также обеспечением ее преемственности на всех этапах развития детей в период дошкольного детства, обеспечением преемственности на более старших возрастных этапах. Перспективным является проведение корреляционного анализа и возможное выявление зависимости между социальным статусом семьи и уровнем сформированности принадлежности к семье у ребенка. Также следует отметить, что данное исследование подвело нас к осознанию необходимости применения в дальнейшем междисциплинарного подхода; необходимости наличия у одного специалиста, работающего с группой детей, профессиональных компетенций из различных научных отраслей, не только дошкольной педагогики и методик и технологий из области дошкольного образования, но и овладение теоретическими основами и методами практической психологии, методами взаимодействия со взрослой личностью и всей семьей, что возможно приведет к преобразованию профессионального стандарта профессии воспитателя детей и образовательных стандартов профессионального образования по данному направлению подготовки.
1. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 (ред. от 13.10.2017) "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: / http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192149/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования Российской Федерации: от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] // Российская газета, 2013. - 25 ноября. - Режим доступа: / https: //rg.ru
3. Азарова, Е.А. Педагогическая профилактика насилия над детьми в семье средствами православной культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 [Текст] / Е.А. Азарова. - Ростов-на-Дону, 2010. - 193 с.
4. Авдеева, Е.В. Современная семья: проблемы и методологические перспективы исследования [Электронный ресурс] / Е.В. Авдеева // Вестник славянских культур, 2008. - С. 167-171. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennaya-semya-problemy-i- metodologicheskie-perspektivy-issledovaniya
5. Алиева, Я.Н. Проблема лидерства в современной семье [Электронный ресурс] / Я.Н. Алиева // Вектор науки Тольяттинского государственного университета, 2011. - №4 (7). - С. 23-26. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/problema-liderstva-v-sovremennoy-semie
6. Анашкина, Е.Н. Взаимодействие родителей и детей в современной семье [Электронный ресурс] / Е.Н. Анашкина, Д.Н. Журавлев // Ярославский педагогический вестник, 2010. - №1. - С. 51-53. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/vzaimodeystvie-roditeley-i-detey-v-sovremennoy-semie
7. Андреева, Т.В. Семейная психология [Текст] / Т.В. Андреева. - СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
8. Андреева, Г.М. Социальная психология [Электронный ресурс] / Г.М. Андреева. - М.: Наука, 1994 г. http: //www.psyoffice.ru/9/andrg01 /txt 10 .html
9. Антонова, Л.И. Роль семейных традиций и ритуалов в представлениях старших дошкольников о семье [Текст] / Л.И. Антонова, Н.А. Цветкова // Современные гуманитарные исследования. - М.: Педагогика, 2006. - № 1. - С. 273-278.
10. Аркин, Е.А. О семейном воспитании [Текст] / Е.А. Аркин, А.Ю. Гранкин // Педагогика, 2004. - №6. - С. 80 - 84.
11. Арсланова, С.М. Образовательная среда семьи как фактор формирования психологических особенностей личности младшего школьника : автореф. дис. ... канд. псх. наук: 19.00.07 [Текст] / С.М. Арсланова. - Москва, 2008. - 21 с.
12. Асанова, Э.С. Межэтническое взаимодействие в условиях национально-смешанных семей [Электронный ресурс] / Э.С. Асанова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология, 2008. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhetnicheskoe-vzaimodeystvie-v-usloviyah- natsionalno-smeshannyh-semey
13. Бабаева, Т.И., Детство: примерная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Детство-Пресс, 2014. - 280 с.
14. Баклагина, Н.Ю. Развитие креативности в условиях воспитания в семье [Текст] / Н.Ю. Баклагина // Сервис в России и за рубежом. Народное образование. Педагогика, 2009. - С. 88-92. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/razvitie-kreativnosti-v-usloviyah-vospitaniya-v- semie
15. Баранова, Е.В. Психологическая помощь семье, находящейся в кризисе [Электронный ресурс] / Е.В. Баранова // Теория и практика общественного развития, 2012. - №5. - С. 110-114. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZvZpsihologicheskaya-pomosch-semie- nahodyascheysya-v-krizise
...